Принцип федерализма.
Административное право
К субъективным критериям, подтверждающим фактическую дифференциацию правового положения субъектов РФ, следует отнести различия культурного развития и национального самосознания народов России. В соответствии с Конституцией РФ народы и народности, ведущие кочевой образ жизни, и граждане урбанизированных регионов должны обладать равными правами, однако их национальный уклад жизни препятствует… Читать ещё >
Принцип федерализма. Административное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В содержании принципа федерализма Конституция РФ выделяет следующие основные элементы (ч. 3 ст. 5):
- 1) единство системы государственной власти. Согласно п. «г» ст. 71 и ч. 1 ст. 77 Конституции к ведению Российской Федерации отнесено установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и общих принципов организации органов государственной власти субъектов РФ;
- 2) разграничение полномочий и предметов ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и муниципальными органами[1].
Федеративные основы российской государственности призваны обеспечивать равноправие всех субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5 Конституции РФ). Однако реализация принципа равноправия сопряжена с объективными трудностями. Различия в статусе субъектов РФ подтверждаются: а) дифференциацией их социального и экономического развития; б) численностью населения; в) различиями сырьевых и продовольственных ресурсов.
К субъективным критериям, подтверждающим фактическую дифференциацию правового положения субъектов РФ, следует отнести различия культурного развития и национального самосознания народов России. В соответствии с Конституцией РФ народы и народности, ведущие кочевой образ жизни, и граждане урбанизированных регионов должны обладать равными правами, однако их национальный уклад жизни препятствует фактическому достижению такого равноправия. Конституция закрепляет и объективные юридические критерии, свидетельствующие о различиях правового положения республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. В силу ст. 5 Конституции РФ правовое положение государства в составе Федерации закреплено только для республик — субъектов РФ. Очевидно, что едва ли можно говорить о равноправии государств с другими субъектами Федерации, не обладающими этим статусом. Таким образом, Российская Федерация представляет собой федеративное государство, объединившее 21 государство и 62 субъекта РФ, не наделенных государственно-правовыми правомочиями[2].
Договорные отношения федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ нельзя рассматривать как равноправные: эти взаимоотношения возникают внутри единой системы исполнительной власти, что предопределяет объективные различия в объеме полномочий на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Именно этот аспект взаимоотношений закреплен в ч. 4 ст. 5 Конституции РФ, в соответствии с которой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.
Функции планирования и координации
Значимую роль в осуществлении исполнительной власти играют планирование и координация. Планирование — это основанное на аналитических исследованиях определение целей, задач, пропорций, возможных количественных и качественных показателей функционирования отраслей и сфер управления. Координация — это согласованное взаимодействие органов исполнительной власти, подведомственных им территориальных органов публичных учреждений и организаций. Функции планирования и координации не утратили своего значения и в период построения в России основ рыночной экономики. По существу, именно в этих функциях воплощается регулирующее воздействие государства в сфере частноправовых отношений.