Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психология деятельности пилота в особых ситуациях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выводы. В условиях экстремальной ситуации важно уметь быстро перестраивать психическую деятельность на фоне и возникшего эмоционального напряжения, уметь контролировать себя, свои действия. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты. Анализ… Читать ещё >

Психология деятельности пилота в особых ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состояние ажитации и кратковременного ступора у пилотов при авиационных происшествиях.

Согласно статистическим данным авиалайнеры являются одним из самых безопасных видов транспорта. Главную роль в этом играет не только высокий уровень современной техники, но и специальная психологическая подготовка пилотов. Как показывают наблюдения, в условиях угрозы для жизни эмоциональная неустойчивость может развиться и у тех лиц, у которых в предшествующей деятельности не отмечалась психическая напряженность.

Состояние психической неустойчивости, граничащее с неврозом, возникает в результате астенизации нервной системы, вызываемой нарушением режима труда и отдыха, различными потрясениями, травмирующими психику, и т. д. Особенно отчетливо психическая неустойчивость в условиях угрозы для жизни выявляется в аварийной обстановке. Четко выделяются две формы таких реакций: состояние ажитации и кратковременный ступор.

Цель — рассмотреть состояние ажитации и кратковременного ступора у пилотов при авиационных происшествиях.

Анализ научных исследований и публикаций.

Психологическую деятельность человека в стрессовых ситуациях изучали такие ученые как Эндлер Норман, Франкенхаузер Мариэн, Лазарус Ричард, Селье Ганс. Р. Нордланд писал: «В момент большого нервного напряжения, находясь под угрозой, способность рассуждать нарушалась. В результате возникала масса крупных ошибок, которые не можно было ни предусмотреть, ни объяснить». Один из известных психологов современности, специалист в области методов исследования резервных возможностей человека, психотерапии, а так же поведения людей в боевых стрессовых ситуациях и разработки методов диагностики и коррекции состояния человека в экстремальных условиях жизнедеятельности — Ю. А. Бубеев заслуженный врач РФ и руководитель международного проекта «Марс-500». По его мнению, не каждый человек в условиях угрозы для жизни способен работать устойчиво и продуктивно.

Основные материалы исследования.

При ажитированном состоянии в ответ на раздражители, сигнализирующие об опасности для жизни, на первый план выступает беспокойство, тревога. Возбуждение выражается главным образом в суетливости, в возможности осуществлять только простые автоматизированные акты под влиянием попавших в поле зрения случайных раздражителей. Мыслительные процессы при этом замедленны. Способность понимания сложных отношений между явлениями, требующая суждений и умозаключений, нарушается. У человека возникает чувство пустоты в голове, отмечается отсутствие мыслей. Появляются вегетативные нарушения в виде бледности, учащенного сердцебиения, поверхностного дыхания, потливости, дрожания рук и др. В состоянии ажитации нарушается восприятие времени, что вызывает затруднение понимания ситуации в целом. Примером может служить случай, когда во время полета загорелся самолет. В составе экипажа кроме пилота находились еще два человека. Исход создавшейся ситуации: летчик катапультировался, остальные члены экипажа погибли, хотя в их распоряжении также были катапультные установки. При расследовании катастрофы выяснилось, что пилот (командир корабля) перед катапультированием подал команду оставить самолет, однако, по его словам, не получил ответа, хотя ждал несколько минут. Фактически же промежуток времени между командой и катапультированием составлял лишь несколько секунд. Остальные члены экипажа за этот промежуток времени не смогли подготовиться к катапультированию. Переоценка длительности временного интервала здесь совершенно очевидна. Доли секунды субъективно были восприняты как минуты, что и привело к гибели двух членов экипажа. Кратковременный ступор в условиях угрозы для жизни характеризуется внезапным оцепенением, застыванием на месте, при этом сохраняется интеллектуальная деятельность. Приведем самонаблюдение летчика, у которого во время полета произошло самовыключение обоих двигателей: «Остановка двигателей сопровождалась сильным хлопком. Этот звук вызвал ощущение, что самолет вот-вот взорвется. Я весь сжался, ноги одеревенели. Я решил катапультироваться, но меня охватило оцепенение, так что я не мог перенести ноги на катапультное сиденье. Когда рассеялась пыль от возникшей отрицательной перегрузки, я увидел, что снижаюсь без крена под углом 45−50 градусов. За это время я потерял 1500 м. Придя в себя на высоте 8000 м, я произвел запуск двигателей и благополучно произвел посадку на свой аэродром».

Обоснование полученных научных результатов.

Анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что для предотвращения возникновения аффекта (ажитации или ступора) необходима специальная психологическая подготовка пилотов к действиям в экстремальных условиях.

Выводы. В условиях экстремальной ситуации важно уметь быстро перестраивать психическую деятельность на фоне и возникшего эмоционального напряжения, уметь контролировать себя, свои действия. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой