Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Краткая предыстория: общественные инициативы 90-х годов прошлого столетия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целом в 90-е годы лидерам национального возрождения мари удалось достичь успехов на общественно-политическом поле. Общественное движение получило организованные формы. Была создана Межрегиональная общественная организация «Марий ушем» (Союз мари), ориентированная на культурно-этническую консолидацию народа мари, и молодежная организация «У вий», образовалась отдельная общественная группа… Читать ещё >

Краткая предыстория: общественные инициативы 90-х годов прошлого столетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 90-е годы отношения с властями строились более-менее бесконфликтно. Первый, избранный в 1991 г., президент республики Владислав Зотин, несмотря на то, что был православным горномарийцем, из патриотических побуждений поддерживал как православие, так и марийское язычество, как в целом давал ход общественным инициативам культурно-национального возрождения. Он способствовал развитию национального театра им. М. Шкетана и национальной библиотеки С. Чавайна. Следующий президент Вячеслав Кислицын позволил придать марийской народной вере официальный статус «традиционной религии», и оказывал языческим мероприятиям организационную и материальную поддержку. Более того, при инаугурации взял «благословение» у православного священника и у языческого жреца [1].

В целом в 90-е годы лидерам национального возрождения мари удалось достичь успехов на общественно-политическом поле. Общественное движение получило организованные формы. Была создана Межрегиональная общественная организация «Марий ушем» (Союз мари), ориентированная на культурно-этническую консолидацию народа мари, и молодежная организация «У вий», образовалась отдельная общественная группа «Кугезе мланде» и даже была воссоздана «Кугу сорта» (большая свеча) в качестве ответвления в рамках марийской народной религии. В 1992 году возобновилось проведение Всемарийских съездов (или «Съездов марийского народа» — «Марий калык погын», первые два прошли в 1917 и 1918 гг.). На III Всемарийском съезде, проведшем в 1992 году в Йошкар-Оле был учрежден «Марий Мер Ка? аш» (Всемарийский совет), исполнительный орган для реализации решений Всемарийских съездов[2]. Также в рамках национального возрождения начали создаваться локальные культурные центры, в частности, в 1998 г. начал действоватьЦентр-музей им. Валентина Колумба (марийского национального поэта), созданный литератором, переводчиком Владимиром Козловым (Лайдом Шемйэром).

Деятельность этих организаций оказалась изначально направлена на развитие марийской национальной культуры, развитие этнического искусства. Основной акцент был сделан на актуализацию марийского языка, расширение сфер его употребления в политической и общественной жизни мари. Так, на учредительном съезде в Йошкар-Оле (1990) объединение «Марий ушем» предложило Верховному Совету составить и утвердить перечень должностей, для занятия которых необходимо знать марийский язык. Первый президент Марий-Эл Владислав Зотин поддержал начало издания марийскоязычной периодики, в частности, молодежной газеты «Кугарня», журнала «У сем» [3]. Деятельность региональных отделений «Марий ушем» способствовала возрождению марийской культуры в местах массового проживания мари. Например, удалось добиться введения преподавания марийского языка и родной литературы в ряде школ Кировской и Пермской областей, открыть марийские культурные общественныецентры в Нижегородской и Кировской областях, организоватькрупные языческие моления. По решению «Марий ушем», с 1990 года стали проводиться День национального героя (26 апреля) и День марийской письменности (10 декабря). Структуры «Марий ушем», образованные в городах и разных регионах так или иначе повлияли на образ жизни всей марийской диаспоры, насчитывающей в междуречье Вятки и Камы около 35 тысяч человек. Своей активной работой организация «Марий ушем» возродила многие национальные традиции. В Татарстане и Удмуртии при поддержке правительств этих республик ежегодно проводится марийский праздник «Семык» [4]. Марий ушем также стала заступаться за марийцев в случае, если местная администрация в местах компактного проживания марийцев тех или иных регионов препятствовала проводить марийские религиозные праздники. Более 10 отделений «Марий ушем» образовались в разных регионах России, компетенция «Марий ушем» вышла далеко за рамки границ Республики Марий-Эл.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой