Понимание культуры как определенной целостности
Даже Платон, отрицательно относившийся к различным переменам, полагая, что всякое изменение есть зло, и что покой божественен, понимал неизбежность перемен. Афинский философ утверждал: «Оставаться вечно неизменными и тождественными самим себе подобает лишь божественнейшим существам…» [3, с. 28J. К тому же, Платон вводит четыре категории, отражающие именно эту сторону бытия и познания… Читать ещё >
Понимание культуры как определенной целостности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для греческих мыслителей культура не является каким-то особым, отдельным элементом (отраслью), существующим наряду с множеством других. Под культурой они подразумевали и мифы, и религию, и философию, и искусства, и нравы, и законы, и воспитание, и физическое совершенство, и трудовую деятельность. Можно сказать, что культура воспринимается как многоплановое явление, как некоторая внутренне взаимосвязанная, упорядоченная, единораздельная целостность. Подобное понимание просматривается, прежде всего, у Платона и Аристотеля. Платоновское идеальное «Государство» есть не что иное, как попытка моделирования общества гармоничной культуры. Афинский философ не обходит стороной ни один из важнейших элементов культуры, хотя в качестве доминирующих рассматривает нравственную, философскую, политическую, правовую и социальную культуру. Литературе и искусству Платон отводит вторичную роль, относясь к ним с определенной опаской, полагая, что они способны подорвать единство государства. Недооценивает он также и значение материальной культуры. Тем не менее, и эти элементы являются составляющими единого целого — культуры. Для него они также становятся важным предметом философствования. В конечном счете, Платой формулирует идею единства прекрасного, доброго, разумного, где критерии истины и красоты совпадают и тем самым символизируется органичность культуры.
Попытка определения некоторых культурных доминант была предпринята софистами (Протагором, Горгием, Продиком и другими). В качестве важнейших элементов культуры они рассматривают философию (знания), воспитание, язык, музыку, однако, недооценивают роль права, религии, политики. Немаловажное значение в этом плане имело стремление философов-стоиков создать определенную иерархическую систему культурных ценностей.
По большому счету можно сказать, что эллинские мыслители осознали своеобразие политических, правовых, этических, эстетических и других сторон культуры, их взаимную обусловленность, связь, гармонию, даже каноничность и тем самым положили начало целостному структурному ее восприятию.
Критический взгляд на культуру, осознание ее изменчивости и относительности (идея культурного релятивизма) Несмотря на то, что греческая культура воспринималась большинством эллинских мыслителей как наиболее совершенная, ее вовсе не идеализировали и не абсолютизировали. Грекам вообще был присущ критический подход ко всему — к политике, экономике, законам, мифам, религии, искусству, знаниям. Они постоянно сомневались в себе, в собственных делах и поступках. Перед ними всегда стояла проблема затруднительного выбора. Сократовское «я знаю, что я ничего не знаю» является квинтэссенцией подобного подхода.
Многие мыслители (прежде всего софисты) настаивали на абсолютной свободе духа в противовес жесткой традиции, нормам и законам. Они критиковали религию, государство, национальную ограниченность, проповедовали космополитизм. Протагор считал все относительным, не имеющим абсолютной истинности. Геродот не только показывает значимость эллинского духа, но и восхищается восточной культурой, особенно египетской. Он полагает, что достойные дела не являются монополией какого-либо одного народа, что дало повод Плутарху назвать его «филоварваром».
Глубокое воздействие на понимание и трактовку культурологических проблем оказали идеи Гераклита об универсальной изменчивости мира, о всеобщей текучести вещей. «Panta rei» («Все течет») — провозгласил гениальный эфесский мыслитель. А это означало, что сама природа, все порожденное ею и человеком, находится в вечном круговороте изменений.
Даже Платон, отрицательно относившийся к различным переменам, полагая, что всякое изменение есть зло, и что покой божественен, понимал неизбежность перемен. Афинский философ утверждал: «Оставаться вечно неизменными и тождественными самим себе подобает лишь божественнейшим существам…» [3, с. 28J. К тому же, Платон вводит четыре категории, отражающие именно эту сторону бытия и познания: идентичность, отличие, постоянство и изменчивость. Следовательно, перемены в культуре неизбежны. И одной из главных причин перемен является сам человек, его деятельность.