Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Четыре возможных понимания смысла искусства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О первых двух из этих позиций можно сказать, что искусство наделено смыслом, не зависимым ни от художника, ни от его аудитории. Развитие искусства предопределено, его ценность в качестве средства или самого по себе существует независимо от каких-либо желаний или действий людей. Согласно двум последним позициям сам человек придает смысл искусству, или делая его средством достижения каких-то своих… Читать ещё >

Четыре возможных понимания смысла искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Таким образом, искусство имеет смысл, только если у него есть цель или многие цели. Если цель отсутствует, искусство лишено смысла.

Цель любой человеческой деятельности представляет собой одну из разновидностей ценностей. Можно поэтому сказать, что смысл искусства означает направленность его на какисто ценности.

В аксиологии ценности обычно подразделяются на внутренние и внешние. Внутренне ценным является ценное само по себе. Внешней ценностью обладает то, что способно служить средством для достижения какой-то внутренней ценности. Внутренние ценности иногда называются «абсолютными», внешние — «относительными», или «инструментальными».

Подразделение ценностей на внутренние и внешние, конечно, относительно и во многом зависит от контекста. Скажем, красота, добро и истина, как принято считать, ценны сами по себе, но вместе с тем они могут оказываться и средством для достижения других ценностей.

Помимо деления ценностей на внутренние и внешние при обсуждении проблемы смысла искусства важным представляется также деление ценностей искусства (тех целей, которые стоят перед ним) на объективные и субъективные. Объективные ценности достигаются независимо от планов и намерений художника или его зрителей, они реализуются не благодаря художнику и его аудитории, а в силу не зависящего от них хода вещей. Субъективные ценности — это те события или ситуации, наступления которых художник прямо или косвенно желает, ради которых он активно действует и которые могут вообще не иметь места, если он не проявит настойчивости. Объективные ценности можно назвать «предопределенными», субъективные — «непредопределенными».

Объединение делений ценностей на внутренние и внешние, с одной стороны, и на объективные и субъективные, с другой, дает четыре возможные позиции в вопросе о смысле искусства:

  • 1) искусство наделено смыслом, поскольку оно служит средством для достижения определенных ценностей (таких как, скажем, приобщение человека к красоте, всестороннее и гармоничное его развитие, более глубокое понимание им жизни, воспитание его достойным членом своего общества и т. п.), реализация которых не зависит от планов отдельных людей и их групп, от их восприятия и истолкования искусства и вообще от их сознательной деятельности;
  • 2) у искусства есть смысл, поскольку оно ценно само по себе, в каждый момент его развития, причем эта внутренняя ценность искусства совершенно не зависит от людей и их групп, которые могут понимать его смысл и ценность, но могут и не понимать их;
  • 3) искусство имеет смысл как средство достижения тех идеалов, которые выработало само общество (цивилизация или человечество в целом) и которые оно стремится постепенно реализовать в ходе своей деятельности;
  • 4) у искусства есть смысл, поскольку оно позитивно ценно само по себе, и эта ценность придается ему не извне, а самими людьми, создающими произведения искусства, воспринимающими их и испытывающими удовлетворение от процесса «погружения в искусство».

О первых двух из этих позиций можно сказать, что искусство наделено смыслом, не зависимым ни от художника, ни от его аудитории. Развитие искусства предопределено, его ценность в качестве средства или самого по себе существует независимо от каких-либо желаний или действий людей. Согласно двум последним позициям сам человек придает смысл искусству, или делая его средством достижения каких-то своих ценностей, стремлений, желаний, или считая ценностью сам по себе процесс создания произведений искусства и восприятия их.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой