Под надежностью коммунальных инженерных сетей понимают способность обеспечивать бесперебойную работу с нормативными технологическими параметрами (снабжение потребителей холодной и горячей водой требуемого количества и качества иод требуемым напором, отвод сточных вод), а также предотвращение ситуаций, опасных для людей и окружающей среды. Количественная оценка надежности связана с понятием отказа, под которым понимают случайное событие, переводящее объект (участок трубопровода водопроводной сети) в неработоспособное состояние.
К основным показателям надежности участков трубопроводов относятся:
X (t) — интенсивность отказов (показатель аварийности на сети), 1/год км;
tB — среднее время восстановления (ликвидации аварии), ч;
Г — наработка на отказ (среднее время работы участка трубопровода между отказами), год;
P (t) — уровень надежности — вероятность безотказной работы в пределах заданного времени эксплуатации t
Q (t) = 1 ~ P (t) — вероятность отказа.
Интенсивность отказов участка трубопровода X (t) характеризует плотность вероятности возникновения отказа в рассматриваемый момент времени и определяется с учетом результатов сбора и статистической обработки эксплуатационных данных об отказах по выражению.
где п — количество отказов (аварий с раскопкой) участков трубопроводов каждого диаметра и материала за время эксплуатации f; YJi — суммарная длина всех участков трубопроводов каждого диаметра и материала.
Показатели надежности трубопроводов определяют путем сбора и статистической обработки данных по отказам и восстановлениям. Оценка этих показателей позволяет определить участки трубопроводов, на которых наиболее велика вероятность возникновения аварий и где в первую очередь следует планировать проведение работ по их ремонту и реновации.
Вероятность безотказной работы участка трубопровода определится из выражения.
Причинами аварий на трубопроводах могут являться:
- • коррозионное растрескивание;
- • коррозионное растрескивание под напряжением;
- • щелевая коррозия и локальное коррозионное воздействие (микробная, питтинговая коррозия и др.);
- • эрозия при кавитации;
- • эрозионная коррозия;
- • вибрационная усталость;
- • гидроудар.
Классификация видов повреждений трубопроводов при авариях па водопроводной сети Санкт-Петербурга приведена на рис. 1.8.
Из представленных данных (см. рис. 1.8) видно, что основными причинами аварий являются коррозия металлических труб (свищи — 37%), а также значительный возраст аварийных участков трубопроводов (разрушение стыков — спай — 30%, переломы — 21%, трещины — 6%).
Рис. 1.8. Характер повреждений при авариях на водопроводной сети Санкт-Петербурга.