Существует множество определения сознания, но все авторы в своих определениях сходятся в общем мнении. Например, значение сознания по Психологическому словарю:
«Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно — исторической практики, позволяющие строить объективные картины мира. Исходный источник общественно — исторической практики — это совместно осуществляемый труд».
Другие авторы определение сознания дают следующим образом:
«Сознание — это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением» [1].
По данным Л. С. Выготского можно выделить 2 основных слоя сознания:
- 1) Бытийное сознание (сознание для бытия, экстравертированное сознание) выполняет свои функции при организации текущего поведения, где необходима актуализация нужного в данный момент времени чувственного образа и нужной двигательной программы
- · Чувственная ткань сознания — это строительный материал образа, поступающий из сенсорных блоков и памяти.
- · Биодинамическая ткань сознания — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения, которая активизируется под влиянием его внутренней, сознательной программы.
- 2) Рефлексивное сознание (сознание для сознания) в основном относится со значением и смыслом для человека содержаний общественного сознания, т. е. того мира идей, понятий, житейских и научных знаний, которые он усвоил.
Согласно А. В. Петровскому, в структуру сознания входят:
- · Совокупность знаний об окружающем мире;
- · Различие объекта и субъекта психического отражения;
- · Обеспечение целеполагающей деятельности;
- · Оценочное отношение к реальной действительности [2].
Таким образом, сознание является регулятором адекватного поведения человека в обществе, Благодаря своей структуре, сознание дает личности проявление способности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.