Если финансовые ресурсы, используемые для выплаты пособий, получают от работодателей и работников, охваченных системами социального страхования, а размеры получаемых пенсий и пособий основаны на уплаченных суммах, то ресурсы именуют взносами. Они отличаются от налогов тем, что взносы предназначены для увеличения пособий самого работника. Налоги же используют для общих расходов правительства, а платежи работника в форме подоходного налога не влияют на размер получаемых им пособий.
В ряде случаев государство также может делать взносы в систему либо на основе формулы, либо для покрытия ее дефицита. Когда источником средств служат взносы работодателя и работника (т.е. отсутствует финансирование за счет общих поступлений), систему считают самофинансирующейся. Страховые взносы могут быть твердыми или зависеть от заработка. Во многих случаях, при их зависимости от заработка, устанавливают потолок и (или) порог. В большинстве систем, основанных на взносах, право на пособия устанавливают на основе учета взносов.
Преимущество финансирования за счет взносов часто усматривают в том, что люди более склонны платить взносы на социальное страхование, чем налоги; поэтому потенциальные доходы для системы будут выше. Системы социального страхования, основанные на страховых взносах пользуются поддержкой со стороны общественного мнения, поскольку плательщики видят связь между взносами и пособиями. В то же время эти системы иногда требуют использования сложных управленческих структур для определения и сбора взносов. Необходимость ведения учета ведет к росту административных издержек, особенно когда размер пособий зависит от прошлых взносов.
Оба метода финансирования нашли отражение в международных трудовых нормах МОТ. К примеру, в Конвенции № 102 записано, что «расходы на пособия, предусмотренные в силу настоящей Конвенции, и административные расходы, связанные с выдачей таких пособий, покрываются за счет страховых взносов или налогообложения, или тем и другим способом в коллективном порядке так, чтобы это не было обременительным для лиц с небольшими средствами и чтобы было принято во внимание экономическое состояние Члена Организации и экономическое положение соответствующих категорий подлежащих обеспечению лиц» (п. 1 ст. 71).