Для первого начального среза был выбран следующий материал:
- 1. Песня, выученная на слух в течение предыдущих уроков, «Веселый музыкант», музыка А. Филиппенко, Слова Т. Волгиной.
- 2. Незнакомая мелодия «Симфония № 4» П. И. Чайковского.
- 3. Прослушивание знакомого произведения «Второй квартет» А. П. Бородина.
- 4. Прослушивание незнакомого произведения «Времена года» А. Вивальди.
Предварительное обследование показало, что уровень развития музыкально творческой активности у большинства учащихся сравнительно низкий. исходя из основополагающего принципа психологии о развитии способностей, как ядра творческой активности, в процессе активности, в процессе активной музыкальной деятельности, методика экспериментального исследования построена с использованием следующих дидактических положений:
- — разнообразие приемов практического осуществления заданий;
- — широкое применение наглядных пособий;
- — увеличение количества активных действий учащихся в процессе урока (смена видов деятельности);
- — подбор материалов интересных и доступных детям, по окончанию обучения был проведен второй контрольный срез. музыкальный материал для него был следующий:
Для второго заключительного среза был выбран следующий музыкальный материал:
- 1. Песня, выученная по слуху в течение предыдущих уроков, «Мать и дети» А. Майкова.
- 2. Незнакомая мелодия «Марш» С.Прокофьева.
- 3. Слушание знакомого произведения «Попрыгунья» Г. Свиридова. 4. Прослушивание незнакомого произведения «Каждый по-своему маму любит» музыка Г. Лопатенко, слова М. Ивенсен.
- 5. Сочинение колыбельной.
Представлены показатели музыкальных способностей испытуемых после проведения эксперимента. Эти результаты свидетельствуют о безусловной эффективности предлагаемой методики: за достаточно короткое время количество детей с высоким уровнем развития увеличилось в 2 раза, увеличилось число детей и со средним уровнем развития.
У всех учеников улучшились показатели восприятия музыки:
- 1. за время обучения дети накопили довольно значительный слуховой опыт;
- 2. повысился интерес к музыке и учащимся;
- 3. в большинстве случаев стала наблюдаться адекватная реакция на прослушанное произведение;
В зависимости от этих показателей изменились и результаты распределения детей по уровням в зависимости от критериев и результатов исполнения программы.
1. В более высокую группу перешли: Из 2 в 1Елизавета В., Тимур С., Кира У.
Из 3 в 2 Илья А, Расул А., Юля К., Сергей П., Даниил В., Валерия П., Жасмин К., Роберт К., Лилия М.
Не изменили показателей: Никита А., Данила Н., Дарья Д., Эльдар С.
Уровень общего музыкального развития, развития музыкального восприятия и музыкального слуха у детей экспериментальной группы позволили им в короткое время овладеть достаточно большим музыкальным репертуаром, освоить сложные музыкально-теоретические понятия, улучшить чувство ритма, накопить относительно большой слуховой материал.