Разрабатывая учение об обществе, древнегреческие философы Платон и Аристотель стремились, прежде всего, разобраться в сущности политики и определить наилучшие формы государственного правления. Знание о политике они понимали как знание о высшем благе человека и государства. В своих работах «Государство» и «Законы» Платон обосновывает сущность «идеального» государства как государства воплощенной справедливости — где все свободные граждане занимаются делом, к которому они склонны, не вмешиваются в дела других и служат благу государства. Власть в таком государстве принадлежит философам — людям, склонным к мудрости. Люди с яростным началом занимаются защитой государства (воины, стражи), с вожделеющим началом — ремеслом, торговлей и земледелием. Философы и стражи должны быть лишены собственности и семьи, что избавит их от соблазнов личного обогащения и преследования частных интересов.
В идеальном государстве Платона существует жесткая социальная иерархия, все подчиняются закону, находятся под контролем и служат общему целому — государству.
Будучи аристократом, Платон негативно относится к демократии, главным недостатком которой считает уравнивание людей разного «достоинства», некомпетентность, пренебрежение к заслугам и закону и перерождение в охлократию — власть толпы. Завершением этого процесса является приход тирана, который выдает себя за ставленника народа. Тирания — худшая из форм правления, там царит полное беззаконие, доносительство, насилие. Наилучшая форма правления — аристократия, воплощенная в идеальном государстве.
Социально-политические взгляды Аристотеля изложены в работах «Политика», «Афинская полития», «Никомахова этика». По Аристотелю, государство является естественным образованием, ибо человек, будучи существом общественным, «политическим животным», несет В себе инстинктивное стремление к совместному существованию.
В зависимости от количества правящих и цели правления Аристотель выделяет три правильные формы правления — монархия, аристократия и полития и три неправильные- тирания, олигархиям демократия. В правильных формах правители имеют целью правления общую пользу. При неправильных — главной целью правления является личное благо правителей.