Начиная с 20 века обучение в виде передачи готовых знаний перестаю удовлетворять общество, возникла необходимость развития обучающихся в учебно-воспитательном процессе (Л.С. Выготский, Д Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.).
Сегодня процессы «воспитания, обучения, развития, идут параллельно.
Рис. 15. Параллельное протекание процессов воспитания, обучения и
развития
Сближение воспитания, обучения и развития оправдано модернизацией образования, пересмотром государственных образовательных программ и появления компетентностного подхода в обучении.
Ориентация на формирование профессиональных компетенций, результаты труда обучающихся потребовали переосмысления общей и профессиональной педагогики.
Если педагогика должна включать воспитание, обучение и развитие, то важно в первую очередь разобраться с взаимосвязью обучения и развития.
Если в педагогике теория обучения и теория воспитания складывались веками, то теория развития была отдана «на откуп» (выражение А.М. Новикова) психологам.
Однако психологи понимают ее совсем в другом, отнюдь не в педагогическом смысле, а стали психологию развития «смешивать» с психологией развития личности, забывая об учебной деятельности, учении, познавательной деятельности обучающихся (см. раздел 1 главы 11).
В условиях, когда последний, как правило, учится сам, а не его учат, учебная деятельность обучающихся приобретает доминирующую роль и значение в учебновоспитательном процессе. Центральной фигурой учебного заведения должен быть обучающийся, а педагог должен помогать, поддерживать обучающихся в реализации самостоятельно поставленных ими целей, например, создавая электронные учебные материалы (пособия, книги, задачники, справочники и т. п).
В этой связи особую значимость для педагогики постиндустриального общества играет теория Л. С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития. Его педагогическая формула «только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития», позволяет успешно подбирать для каждого конкретного обучающегося учебные задания для самостоятельной работы и пр.