На стоянках и в пути следования пассажирских поездов могут возникнуть следующие аварийные основные ситуации:
- — возгорание вагона, способное привести к пожару или взрыву;
- — сход подвижного состава с рельс;
- — саморасцеп состава в пути следования;
- — вынужденная остановка поезда (отключение электроэнергии, неисправность подвижного состава, железнодорожных путей и другие причины);
- — обнаружение взрывных устройств, других подозрительных предметов.
При возникновении аварийной ситуации проводник обязан немедленно сообщить о случившемся начальнику поезда или поездному электромеханику и далее выполнять их указания (согласно регламента).
Проводники, находящиеся поблизости, по сигналу тревоги обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшим первой помощи, предупреждении несчастных случаев или устранении возникшей аварийной ситуации.
- 1. Действия проводника при обнаружении пожара (см. тему «Пожарная безопасность»).
- 2. Правила ТБ при использовании огнетушителей (см. тему «Пожарная безопасность»).
- 3. Антитеррористические мероприятия:
Действия проводника при обнаружении взрывного устройства в поезде.
- — остановить поезд стоп — краном (за исключением случаев, предусмотренных при остановке поезда при пожаре), обеспечить ограждение и охрану обнаруженного взрывного устройства;
- — принять участие в эвакуации пассажиров;
- — поставить в известность начальника поезда.
Запрещается осуществлять какие-либо действия с обнаруженным взрывоопасным предметом.
В случае срабатывания взрывного устройства проводник должен остановить поезд стоп — краном, вызвать начальника поезда и принять меры к спасению пассажиров и оказанию первой медицинской помощи.
При обнаружении бесхозных сумок, свертков и других посторонних подозрительных предметов проводник должен изолировать доступ к ним пассажиров и немедленно информировать начальника поезда, членов поездной бригады и работников правоохранительных органов.
При наружном обстреле поезда необходимо принять меры к защите пассажиров от поражения — разместить их вдоль боковых стен вагона ниже уровня оконных проемов и сообщить начальнику поезда.
При стрельбе внутри вагона проводник должен сообщить об этом начальнику поезда и действовать в соответствии с его указаниями.
- 4. При обслуживании локомотива одним машинистом в аварийных ситуациях на перегоне или железнодорожной станции, где не предусмотрен осмотрщик вагонов, проводник, по указанию начальника поезда, должен:
- — при закреплении состава использовать исправные тормозные башмаки. При их подкладывании и снятии необходимо держаться одной рукой за раму вагона;
- — при ограждении состава соблюдать требования инструкции по сигнализации на железных дорогах РФ. Ограждение поезда с головы должен производить проводник головного вагона, а с хвоста поезда — проводник хвостового вагона;
- — при сокращенном опробовании тормозов производить плавное открытие концевого крана, удерживая одной рукой тормозной рукав.
При выполнении указанных работ во всех случаях следует проходить по обочине полотна. Работы необходимо производить в рукавицах.