Актуальность данного исследования обусловлена социальной, культурной и политической ролью, которую выполняет педагогическая интеллигенция в сфере образования. Для поступательного развития общества культура, наука, образование имеют непреходящую ценность, что определяет статусную роль педагога. Неоднозначность современного положения педагогической интеллигенции и особенно школьного учительства делают еще более актуальными ее значение как одного из главных проводников культуры, образования и науки в обществе.
В условиях перехода к новым социально-экономическим отношениям возрос интерес к проблемам дальнейшего развития образования и роли педагогической интеллигенциивозникла необходимость поиска оптимальных путей функционирования образовательного комплекса, развития общества с использованием интеллектуального фактора. Особое положение интеллигенция приобрела в условиях переходного периода развития общества, что в условиях снижения роли педагогов заставляет обращаться к историческому опыту становления советской школы и формирования кадров учителей.
Процессы становления и деятельность учительской интеллигенции в конце 1930;х — начале 1990;х гг. носили неоднозначный характер. Очевидно, что темп и глубина социальных изменений в стране, социальный прогресс в целом во многом определялись успешностью социально-культурной трансформации общества. В этой части ускоренное повышение общего уровня образования населения, особенно молодежи, появление и функционирование новых областей деятельности, профессиональной специализации эпохи научно-технической революции было бы невозможным без решающей роли учительства.
Следует отметить, что в данный период система школьного образования находилась в состоянии реформирования: менялись цели и задачи, содержание образовательных программ и стандартов, а также целый ряд других не менее значимых компонентов системы образования. Возникла необходимость выявить пути оптимального сочетания школьных реформ, часть которых осталась незавершенной, с определенной тенденцией к консерватизму, присущей любой системе образования, отечественной в том числе.
Избранная тема актуальна и с точки зрения освещения основных направлений государственной политики в области образования на протяжении длительного исторического периода. Государственная политика оказывала определяющее влияние на школу и учительство, как и на все стороны развития общества.
Опыт развития системы советского школьного образования и деятельности педагогической интеллигенции во II половине XX века позволяет оценивать не только особенности и проблемы рассматриваемого периода, но и учитывать современные реалии. В данном контексте к неоднозначным оценкам приводит анализ изменения социальной структуры советского учительства, изменения его статусных характеристик. Очевидно, что массовость профессии педагогов имеет не только положительные, но и отрицательные последствия. Происходит девальвация профессиональных качеств, укрепляется скорее узкопрофессиональная, обучающая, а не личностная компонента отдельного педагога. При снижении статуса интеллигенции это неизбежно ведет к снижению общего уровня требований к профессиональному отбору педагогов. Понижение социального статуса педагога стало возможным при переходе к массовой подготовке педагогических кадров.
Таким образом, современные проблемы формирования и развития педагогической интеллигенции как особой социальной группы, развития системы образования являются актуальными и в настоящее время.
Степень научной разработанности проблемы.
Историография проблемы представлена коллективными трудами, монографиями, отдельными статьями, выступлениями и докладами на конференциях, статистическими данными, архивными материалами.
С введением обязательного среднего образования необходимо было разработать целый комплекс проблем. Дать всестороннюю оценку применявшимся и оправдавшим себя в экстремальных условиях методам решения задачи обязательного охвата обучением всех детей школьного возраста. Все исследования, в той или иной степени касающиеся данной темы, можно разделить на несколько групп:
— общие работы по истории культуры, образования и советской интеллигенции, где освещаются различные аспекты подготовки кадров учителей в масштабе страны;
— специальные работы по вопросам становления народного образования в республике, в которых затронуты вопросы формирования, подготовки, повышения квалификации, деятельности учительства в Бурятии в исследуемый период.
К первой группе можно отнести обобщающие труды, в которых на общесоюзном уровне рассматривалось развитие государства и деятельность партии в разных областях общественной жизни, в том числе и развитие народного образования, высшей школы и науки.1 В книге «Советская интеллигенция» в двух главах затронуты вопросы развития учительской и вузовской интеллигенции, источники пополнения, динамика роста научных кадров.2.
К этой группе работ можно отнести труды В. П. Елютина, JI.M. Зак, B.JI. Л.
Соскина, а также ряд коллективных монографий. В них раскрывается история развития советской системы образования, в частности педагогической интеллигенции. Обобщающий характер работ определил и позицию авторов к вопросам подготовки кадров учителей. Большинство интересуют в основном результаты работы педагогических учебных заведений, т. е. вопрос о том, как сказался уровень образования учительских кадров, рост их численности на решении школьных проблем в целом, на повышении культурного и образовательного уровня интеллигенции, на повышении ее доли в составе населения. Интересны данные труды с точки зрения разработки методологии, постановки проблем, степени их изученности, однако работы идеологизированы, с уклоном на руководящую роль коммунистической партии в развитии системы образования.
Вопросы теоретической и практической подготовки, переподготовки учительских кадров, социально-экономические проблемы педагогического образования рассмотрены в работах руководителей просвещения М. А. Прокофьева, А. И. Данилова, Ф. Г. Паначина и В. Н. Ягод ина.4 Ценность этих работ заключается в наличии большого обобщающего цифрового и фактического материала, дан анализ качественного состояния педагогических кадров школ, тенденции в развитии высшего педагогического образования. Однако эти работы также не лишены преувеличения роли партии в области подготовки и переподготовки учительских кадров.
В 1960;1980;е гг. осуществлялась разработка проблем истории советской интеллигенции, но освещение проблемы было крайне неравномерным: наибольшее количество публикаций освещало 1917;1920;е гг., значительно меньше — 1930;1950;е гг.
Большую помощь в исследованиях, посвященных истории интеллигенции оказывают библиографические указатели. Первая библиографическая сводка материалов по истории советской интеллигенции, о ее месте и роли в обществе была издана в 1978 г. Библиографический указатель включал основную философскую и историческую литературу с 1968 по 1977 гг. Сборник содержал информацию о 1995 источниках.
В 1992 г. Ивановским государственным университетом был издан небольшой библиографический указатель литературы «Интеллигенция в политической истории второй половины XIX — XX веков», который включал в себя 394 работы, опубликованные в 1987;1991 гг.
В 1994 г. в издательстве Томского государственного университета вышел краткий библиографический указатель «Интеллигенция в российском обществе и университете: идеалы, мифы, переоценки», охватывающий период.
1988;1994 гг. Изучение интеллигенции постоянно находится под пристальным вниманием историков, философов, социологов. Огромное количество работ по данной теме привело к необходимости издания библиографического указателя, включавшего в себя литературу, вышедшую в 1985;1998 гг. В 1999 г. издательством Бурятского госуниверситета был издан библиографический указатель «Интеллигенция в современном обществе». Указатель содержит 1155 наименований произведений отечественной литературы и часть работ зарубежных авторов, более 100 наименований периодической печати, почти 100 сборников научных трудов центральных и региональных исследовательских центров.5.
Изучение и обобщение процесса формирования, становления и деятельности учительской интеллигенции имеет большое научное и практическое значение. Между тем эта проблема исследована еще недостаточно, особенно в свете современных требований. Специальных научных работ по учительству Бурятии данного периода пока нет. Эта тема рассматривалась как составная часть комплексных исследований по истории народного образования и культурного строительства, а также социально-экономического развития республики.
Вторую группу исследований, в которую входят специальные работы по вопросам становления народного образования в республике, логичнее рассматривать в хронологическом порядке выхода этих работ.
Начальный этап развития народного образования в республике освещен в работах руководителей республики, документах и материалах, публикациях в газетах и журналах. В брошюре М. Н. Ербанова, опубликованной к пятой годовщине автономии бурят, приводятся данные о росте сети школ, затронуты вопросы по ликвидации неграмотности, поднятию общего культурного образования и расширения школьного образования.6 В 1920;х годах был напечатан ряд статей о культурном строительстве в журналах «Жизнь Бурятии» и «Бюллетень», а затем и в «Бурятиеведение». В статьях подведены итоги развития школьного образования и культурнопросветительной работы. К десятой годовщине республики были издана книга «Бурят-Монгольская АССР за десять лет», где содержатся материалы к докладу правительства Бурят — Монгольской АССР на пятой юбилейной сессии ЦИК республики о социально-культурном строительстве за 1923;1933 гг., о достижениях республики в области просвещения и подготовки кадров.
Начальный этап изучения формирования кадров учительства в Бурятии объективно связан с проблемой осмысления социально-экономических условий и культурных предпосылок, способствующих организации и нормальному функционированию школы. Появляется ряд историко-педагогических исследований, которые констатировали общий ход преодоления культурной отсталости местного населения: охват детей обучением, расширение сети семилетних и средних школ, рост численности выпускников школ, ликвидация неграмотности взрослого населения, обеспечение педагогическими кадрами. На основе использования обширной литературы и неопубликованных ранее материалов (рукописи, отчеты) авторы А. П. Панчуков, В. И. Андреев, А. А. Дуринов, С. С. Бадмацыренов, С. Г. Дугаров обобщили опыт школьного строительства после образования автономной республики и раскрыли предпосылки, способствующие формированию массового отряда педагогов. Авторы сходятся в мысли, что в условиях экономической и культурной отсталости региона в результате быстрого развития школьного образования появилась возможность отбора и последующего обучения в вузах местной молодежи, что явилось важнейшей предпосылкой организации в республике высшей школы. Несмотря на классовый подход, эти работы сохраняют научную значимость и сегодня, благодаря своей конкретности, особенно материалы, касающиеся численности и состава интеллигенции.
В конце 1930;х гг. вышло в свет первое исследование А. П. Панчукова Q по истории школ республики. В очерках отражены такие вопросы, как подготовка учительских кадров, организация специальных учебных заведений, укрепление материальной базы школ.
В послевоенные годы была опубликована работа А. А. Дуринова «Очерки истории школ и педагогического образования в Бурят-Монголии"9, написанная еще перед Великой Отечественной войной. Кратко отметив состояние народного просвещения дооктябрьского периода, автор особое значение придает освещению вопроса развития народного образования после октября 1917 г. в следующих хронологических рамках: 1917;1923 и 1923;1945 гг. По мнению автора, новый этап в области народного образования наступил со дня образования БМАССР. В круг вопросов, рассмотренных в данной книге, входят: подготовка педагогических кадров и повышение квалификации учителей. В монографии отражены успехи, достигнутые в осуществлении всеобщего обучения, рассмотрена деятельность школ и органов народного образования Бурятии. По своему содержанию книга носит историко-педагогический характер. Однако исследуемая нами проблема освещена в работе кратко, а послевоенные годы там не рассмотрены, если не считать приведенных данных по педагогическим кадрам на начало 1945 г.
Значительная активность в изучении культурного развития наблюдается с середины 1950;х гг. и связана со сменой руководства СССР, которая привела к постепенной смене политического курса, затронувшего сферу культуры и науки. Изменения, которые происходили в государстве, не могли не коснуться и исторической науки. Новые подходы к изучению культурного строительства в стране и национальных республиках, более свободный доступ к архивным материалам привели к опубликованию крупных коллективных работ, в которых исследуются общие проблемы развития культурного строительства в республике.10.
В этот период была опубликована еще одна книга А. А. Дуринова «Развитие школьного образования среди бурят». 11.
Несомненным вкладом в изучение истории развития народного образования в Бурятии был труд А. П. Панчукова «История начальной и средней школы Восточной Сибири», в которой на основе обширного архивного, историко-педагогического материала была сделана попытка систематизировать историю школ Восточной Сибири и Бурятии. Даны статистические таблицы, раскрывающие динамику роста школ, в некоторых из них частично показаны изменения в численном составе учительства. Исследование охватывает историю народного образования Восточной Сибири за период с начала XVIII до середины XX вв. В работе имеются важные сведения о подготовке учительских кадров из коренного населения, сыгравших важную роль в обучении и воспитании молодежи.
С начала 1960;х гг. интерес к изучению социально-культурного развития Бурятии возрастает: результатом изучения явились работы.
И.А.Соктоева «Формирование социалистической интеллигенции Бурятии», В. И. Андреева «История бурятской школы 1802−1962 гг.».14 В частности, последняя является одним из наиболее полных монографических изданий, в котором обобщен и систематизирован фактический материал центральных и местных архивов. На конкретных примерах и фактах В. И. Андреев показывает, что за короткий исторический срок подготовлены педагогические кадры, способствовавшие в значительной степени формированию национальной интеллигенции. В эти годы вышли также работы А. А. Дуринова, С. С. Бадмацыренова, С. Г. Дугарова.15 В работе С. С. Бадмацыренова отдельная глава посвящена наиболее ярким представителям учительской интеллигенции, начиная с дореволюционного периода.
Вопросы формирования кадров национальной интеллигенции рассматривались в работах Г. Л. Санжиева. Основное внимание формированию национальных кадров интеллигенции Бурятии уделялось в работах И. А. Соктоева, К. Х. Халзанова, И. И. Осинского.16 Они явились первыми специальными работами, посвященными процессу формирования кадров специалистов в Бурятии. В них характеризуется обеспеченность отдельных отраслей народного хозяйства кадрами специалистов в 1920;1950 ю гг., анализируются проблемы формирования кадров в период строительства и дальнейшего развития социалистического общества, исследуются особенности, источники, пути и формы подготовки кадров специалистов. Учеными систематизирован большой фактический материал.
По отдельным вопросам школьного образования в Бурятской АССР.
1 7 опубликован ряд работ. Авторы рассматривают процесс преодоления культурной отсталости, рост сети семилетних и средних школ, охват детей обучением, ликвидацию неграмотности. В 60-е гг. выходят коллективные сборники, в которых авторы рассматривают развитие народного образования в республике. Такие сборники как «Бурятия от ликбеза до филиала Академии наук», «Народное образование в Бурятской АССР за 40 лет» содержат довольно обширный материал, показывающий общую картину поступательного развития народного образования и просвещения в Бурятии. В статьях А. А. Дуринова, А. А. Аюрзанайна, Ц. Ж. Жамцарано рассмотрены вопросы подготовки, переподготовки и роли учительства в организации школьного образования.
В связи с переходом к всеобщему среднему образованию система подготовки педагогических кадров вступила в новый этап своего развития, основные задачи которого определены в решениях партийных съездов и ряде постановлений. Тема исследования интересна и тем, что на примере формирования педагогических кадров прослеживается.
1 Я политика государства в области образования.
История образования является неотъемлемой составной частью культурного строительства в Бурятии, поэтому процесс подготовки кадров специалистов высшими учебными заведениями рассматривается и в работах, посвященных истории культуры Знаменательным событием 70-х годов в разработке вопросов культуры Бурятии являлся труд бурятских ученых-исследователей «Очерки истории культуры «в 2-х томах.19.
Общим и существенным недостатком не только исторических, но и социально-философских, социологических и других работ советского периода являлась чрезмерная идеологизация оценок и процесса формирования массовой педагогической интеллигенции, ее деятельности и роли, функционирования системы образования. Чрезмерное акцентирование роли КПСС объективно ограничивало структурный анализ проблем, противоречий, возможных отрицательных перспектив развития всех вышеназванных объектов исследования.
В 1980;1990;е гг. начинается новый этап в изучении вопросов формирования и деятельности интеллигенции советскими и бурятскими учеными. B.JI. Соскин в работе «Современная историография советской.
20 интеллигенции России. Методические рекомендации" считает, что системный кризис конца 1980;х — начала 1990;х гг. стал также кризисом исторической науки. Политика гласности инициировала мощный приток информации, реабилитирующей жертв репрессий. По мнению автора, особое значение для развития современной исторической науки имели события лета-осени 1991 г., когда «произошел слом идущего до того времени стереотипазащита незыблемости социализма, прогрессивности советского строя». С новых позиций рассматриваются процессы формирования и деятельности интеллигенции.
В середине 1980;х гг. опубликованы две монографии И. И. Осинского «Формирование социалистической интеллигенции у народов Сибири» и.
Развитие интеллигенции национальных районов Сибири", в которых.
22 рассматриваются многие вопросы и проблемы интеллигенции Бурятии.
В 1990;х гг. научная разработка истории формирования и деятельности интеллигенции Бурятии значительно активизировалась. Большинство работ 1990;х гг. свободно от идеологических стереотипов, принципа партийности и классового подхода. Главными принципами исследований становятся историзм, объективность, системность.
Неотъемлемой частью изучения данной проблемы являются работы экономистов, посвященные анализу трудовых ресурсов Бурятии, особенностям становления и развития социально-профессиональной структуры интеллигенции, региональным особенностям занятости населения, вопросам совершенствования подготовки кадров специалистов, путям повышения качества кадрового потенциала республики. Характерной особенностью этих работ является оценка авторами динамики изменения кадрового потенциала Бурятии преимущественно с количественной стороны, т.к. до конца 1980;х гг. регион отличался высоким уровнем миграционной подвижности населения и низким уровнем трудообеспеченности отраслей народного хозяйства. В результате уделялось недостаточно внимания качественным структурным сдвигам внутри профессионального и квалификационного состава специалистов, не освещена роль республиканских вузов как основного канала обеспечения кадрами специалистов. Особый интерес вызывает работа И. Х. Бальхаевой «Формирование кадрового потенциала республики вузами Бурятии (1932 -1996 гг.)"24, где выявляется роль высших учебных заведений в формировании кадрового потенциала республики на протяжении долгого периода времени. Интересны для нашего исследования работы М. М. Халбаевой (Бороновой) «Бурятия в 1960;1990 гг.: тенденции и противоречия социально-экономического развития», К.Б.-М. Митупова «Рабочий класс в социальных процессах Бурятии (1930;1970;е годы)», М. Н. Балдано «Индустриальное развитие Бурятии (1923 — 1991): достижения, издержки, уроки».25.
Рассматриваемая проблема все больше привлекает внимание обществоведов и становится предметом изучения как историков, так и философов и социологов. Социологические исследования такой группы интеллигенции, как учительство, рассмотрены в статьях В. Ф. Балдаевой, Г.
Д.Б. Санжиевой, О. В. Сысоевой В работах этих исследователей рассматриваются не только численный рост специалистов, но и возрастные, квалификационные характеристики, на большом фактическом материале освещаются изменения в социальной структуре сельского населения, в том числе и работников образования.
Вопросы формирования педагогической интеллигенции в той или иной степени рассматривались в диссертационных работах С.Г.
Хилтухиной, А. И. Буркиной, Г. Д. Базаровой, Е. Т. Базаровой.
Проблемам создания бурятской национальной школы, перевода бурятских школ на русский язык обучения при сохранении родного языка и литературы как учебных предметов, разработка концепции и программы возрождения национальной школы посвящены работы М. Н. Мангадаева,.
А.А. Елаева, З. Е. Цыреновой. Авторы негативно оценивают перевод преподавания в бурятских школах на русский язык и последствия этого для национальной школы. В работах обосновывается необходимость возрождения бурятской национальной школы, определяются ее цели и задачи, основные условия, принципы и пути успешного возрождения.
Вопросам школьного образования, общественно-просветительской роли учительства в годы войны посвящены работы В. Б. Базаржапова.29.
Наряду с вопросами подготовки учителей исследователи немалое внимание уделяли вопросам подготовки и повышения квалификации педагогов, так как это одно из важнейших условий успешной работы учителя. Различные аспекты становления и развития системы высшего педагогического образования рассмотрены в научных трудах М. П. Хабаева, И. А. Батудаева, И. И. Осинского, Б. Б. Батуева, Б. П. Крянева, В. М. Пыкина, Д. Б. Санжиевой, С. А. Тыхеевой, В. Р. Филиппова, В. Х. Харнахоева и других авторов. Значительный интерес вызывают работы М. П. Хабаева, первого ректора педагогического института, в которых рассматриваются вопросы подготовки кадров для школ Бурятии. Особого внимания заслуживает фундаментальная монография И. И. Осинского «Альма матер», в которой раскрывается роль пединститута в обеспечении республики педагогическими кадрами.30.
В то же время, несмотря на значительное количество опубликованных работ, проблема формирования, становления и развития качественных показателей учительской интеллигенции освещена недостаточно.
Имеющиеся работы вносят существенный вклад в изучение данной проблемы, однако количественные и качественные изменения в социально-профессиональной группе учительства освещены фрагментарно, лишь в контексте исследования других проблем. Учительская интеллигенция одна из наиболее многочисленных социально-профессиональных групп с высоким уровнем квалификации позволяет решать серьезные общественно-политические и социально-экономические задачи. Выявление особенностей этого процесса в республике на фоне исторических изменений в стране требуют внимательного изучения. Особого внимания заслуживают вопросы изменения профессионального состава и квалификационного уровня, половозрастной структуры, деятельности учительской интеллигенции:
— проблема формирования учительской интеллигенции Бурятии в рассматриваемый период не являлась предметом специального научного исследования и нашла отражение в историографии либо в контексте других проблем в обобщающих трудах, либо ограничена территориальными или хронологическими рамками;
— в последнее время интерес к проблемам интеллигенции возрос, наметились новые аспекты их изучения, расширились возможности использования новых документов, появились новые серьезные публикации;
— исходя из научной, теоретической, познавательной значимости проблемы возникла необходимость в комплексном ее исследовании, в котором на материалах республики, на протяжении длительного периода новейшей истории на фоне событий в стране показаны основные тенденции и особенности в формировании, эволюции облика и направлении деятельности интеллигенции сферы образования;
— несмотря на то, что литература советского периода несет на себе печать своего времени и написана в духе существовавших концепций и положений, она содержит богатый фактический и статистический материал, в силу чего сохраняет научно-историческую ценность на современном этапе и служит определенной базой для предпринятого исследования;
— очевидна необходимость дальнейшей разработки данной проблемы как отдельного исследования.
Цели и основные задачи исследования.
Цель данного исследования: показать особенности формирования, становления и развития учительской интеллигенции на разных этапах развития общества в рассматриваемый период.
В соответствии с данной целью определены следующие задачи:
• осветить партийно-государственную политику в отношении народного образования и учительской интеллигенции;
• показать подготовку профессиональных учительских кадров в системе среднего и высшего образования;
• дать характеристику состояния народного образования и кадрового потенциала Бурятии на протяжении рассматриваемого периода;
• проследить динамику изменений количественных и качественных характеристик учительской интеллигенции на фоне общих социальных процессов, происходивших в стране и республике.
Объектом исследования избрана система образования и учительская интеллигенция Бурятии.
Предметом изучения являются исторические процессы формирования и развития учительской интеллигенции Бурятии в контексте изменения ее структуры и функций на различных этапах развития системы средней общеобразовательной школы.
Хронологические рамки исследования.
Процессы, протекающие в культуре, образовании, не имеют жестких хронологических границ. Тем не менее, ограничение их периодом конца 1930;х — начала 1990;х гг. представляется обоснованным. К концу 1930;х гг. в основном завершился процесс формирования республиканской педагогической интеллигенции, начинаются процессы становления и развития. Ограничение верхней хронологической рамки 1991 г. объясняется.
16 тем, что с началом постсоветского периода начались кардинальные изменения в социальной, профессиональной структуре общества. Произошла структурная перестройка, резкое снижение числа занятых в одних отраслях и увеличение в других. Все это не могло не сказаться и на педагогической интеллигенции.
Территориальные рамки диссертации соответствуют территории современной Бурятии.
Методология и методика исследования.
Методологической базой исследования явились принципы научного историзма, объективности и системности.
В диссертационной работе были использованы основные методы исследования: метод классификации позволил целенаправленно проводить сбор, а самое главное, систематизацию источников, выделить основное в рассматриваемых вопросахсистемно-структурный метод способствовал выявлению и анализу основных тенденций формирования, функционирования и развития учительской интеллигенции в Бурятии, изучить образование в качестве целостной системысравнителыю-исторический метод дал возможность сопоставить педагогическую интеллигенцию изучаемого периода с интеллигенцией довоенного времени, а по мере необходимости и с дореволюционнойприменение хронологического метода помогло автору определить качественные изменения в событийно-историческом описании и анализе историографических источниковпри анализе источников статистический и графический методы дали возможность проследить количественные изменения в развитии системы образовательных учреждений и учительства в социальной структуре общества при обработке архивных и статистических источников.
Источниковой базой исследования явились материалы, которые можно разделить на неопубликованные и опубликованные. К неопубликованным источникам относятся документы Национального архива Республики Бурятия, партийные и государственные документы,.
17 законодательные акты государства, законодательные и нормативные акты республики, центральная и местная периодическая печать.
Обширный материал по развитию школ, формированию учительства содержится в архивных материалах Министерства просвещения Бурятской АССР. В работе использованы следующие фонды НАРБ: ф. Р-60 -Министерства просвещения Бурятской АССРф. Р — 666 — Бурятского государственного педагогического института им. Д. Банзароваф. Р-1354 -Бурятского института усовершенствования учителейф. Р-64 — Бурят-Монгольского педагогического техникума им. В. И. Ленина (1926;1932 гг.) — ф. 882 — Улан-Удэнского педагогического училищаф. Р-506 Кяхтинского учительского институтаф. П-1 — Бурят-Монгольского ОК ВКП (б) -Бурятского ОК КПСС;
Наиболее многочисленными являются материалы фонда Р-60 Министерства просвещения Бурятской АССР, которые содержат обширную информацию по работе с учительскими кадрами. Фонд содержит документы министерства образования со дня образования республики до 1990;х гг. Все документы фонда были распределены на группы: распорядительная, организационная, делопроизводственная и статистическая.
К распорядительной группе относятся приказы, постановления, распоряжения, инструктивные указания СНК РСФСР и БМАССР (позже Министерства просвещения), которые отражены в описи 1 дд. 48, 594, 596, 603, 647, 858, 399, 400, 427, 428, описи 3, дд. 34, 238, 239, 243, 265, 268, 317, 323, 463, 469, 571, 651, 240 и т. д. Материалы фонда свидетельствуют о постоянном внимании государства к развитию системы образования и подготовке педагогических кадров. Документы, хранящиеся в фонде, регламентируют разные направления учебного процесса — от обеспечения школ педагогическими кадрами, организации учебной и внеклассной работы до подготовки школьных зданий к учебному году и материальному обеспечению учителей.
К организационной группе относятся планы министерства, школ, средних учебных заведений и педагогического института, материалы по организации работы по ликвидации неграмотности и выполнению закона о всеобуче (on. 1 д. 474, 504, 525, оп. 3, дд. 234, 239, 270, 402, 243 и т. д.), материалы по работе учебных педагогических заведений (оп.1, дд. 1, 37, 40, 48, 73, 77, 287, 288, оп. 3, дд. 260, 274, 279 и т. д.), материалы по организации и внедрению политехнического образования в школах (оп.1 д.586(6), 464, 536, оп. 3, д. 240 и т. д.).
К третьей группе относится делопроизводственная документация: переписка с краями, областями по личному составу, документы на оформление наград, списки участников войны (оп. 3 д. 300, 292, 294 и т. д.).
Четвертую, статистическую группу составляют годовые текстовые и цифровые отчеты по работе школ и отделов народного образования (on. 1. 866, 885, 910, 1715, 1737, 1829, оп. З, дд. 294, 341, 345, 434, 265 и т. д.).
В материалах фондов Р-666 и Р-882 собраны сведения о работе учебных заведений по подготовке педагогических кадров: годовые отчеты работы педагогического института и педагогического училища, годовые отчеты заочного отделения, протоколы заседания комиссии по распределению молодых специалистов, сметы и штатные расписания. Фонд Р-506 Кяхтинского учительского института содержит приказы по формированию института, отчеты по работе, протоколы приемной комиссии.
Фонд Р-1354 содержит дела по работе Института усовершенствования учителей: годовые планы и отчеты по работе ИУУ, приказы и постановления по деятельности института, обзоры деятельности по повышению квалификации, документы по коренизации бурятских школ, организации педагогических чтений и олимпиад.
В материалах фондов П-1 собраны сведения о заседаниях партийных конференций, собраниях, пленумах и заседаниях обкомов КПСС, принятых ими решениях в области образования.
Материалы фондов находятся в достаточно хорошем состоянии, особенно документы, начиная с 1960 года. Боле ранние документы, особенно документы периода Великой Отечественной войны, зачастую написаны от руки, недостаток бумаги компенсировался калькой или бумагой низкого качества, что негативно сказывается на сохранности документов. Со второй половины века документы в основном отпечатаны на машинке на хорошей бумаге, а со второй половины 1980;х гг. появляются документы, напечатанные на компьютере. Документы собраны по хронологическому принципу, поэтому в одном деле могут оказаться документы разных групп: и распорядительной, и организационной, и делопроизводственной, и статистической.
К опубликованным источникам относятся официальные документы, вошедшие в специальные сборники.31 Вся делопроизводственная документация может быть распределена на группы. К первой группе можно отнести организационную и распорядительную документацию. К ней будут относиться законы о школе, положения о работе школ, уставы, правила, решения, резолюции, постановления, приказы, инструкции, распоряжения ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и т. д. Ко второй группе можно отнести протоколы и стенограммы • заседаний коллегий, собраний, материалы съездов партии и учителей, решения партийных, советских, комсомольских органов.
В 1987 г. был издан сборник документов и материалов «Культурное строительство в Сибири. 1941;1977 гг.». Сборник, содержащий около 200 документов (из них 90 опубликованы впервые), дает представление о развитии культуры на громадной территории от Зауралья до Забайкалья на протяжении более 35 лет. Документы, расположенные в хронологическом порядке, систематизированы по крупным темам. Статистический материал сведен в таблицы, показывающие изменение числа высших, средних специальных заведений, общеобразовательных школ по краям, областям и автономным республикам Сибири. Одним из важных опубликованных источников явился опубликованные материалы фондов Национального архива.
Республики Бурятия «Культурное строительство в БурАССР (1917 — 1981)». Он составлен из документов и материалов, освещающих деятельность школ, органов народного образования. В их число входят: справки Наркомпроса БМАССР, докладные записки Бурят-Монгольскому обкому ВКП (б), постановления бюро Бурят-Монгольского обкома ВКП (б) и Совнаркома БМАССР, отчеты Бурят-Монгольского обкома ВКП (б) о работе школ и т. д. Общая численность материалов, касающихся сферы образования, составляет 19 документов.
Один из наиболее важных источников при написании работыстатистика. Динамика роста педагогических кадров, возрастной состав, изменение уровня образования показаны в статистических бюллетенях и сборниках. Статистический бюллетень — табличный материал, выпускаемый с определенной периодичностью: годовой, полугодовой, квартальной, месячной. Содержит информацию нарастающим итогом с начала года и при наличии данных — по месяцам. Наряду с абсолютными данными предусмотрены относительные показатели. Статистические сборникитабличный материал по итогам постоянного статистического наблюдения или единовременных учетов. В отличие от бюллетеня он подготавливается реже, обычно раз в год. Содержит данные за ряд лет, в динамике. В сборнике используются как абсолютные, так и относительные, качественные (в расчете на одного жителя, на 1000 населения и т. д.) показатели.
Основные статистические издания — это тематические сборники по отраслям народного хозяйства, в частности «Культурное строительство в СССР», ежегодные статистические сборники, аналитические записки, энциклопедические справочники, материалы переписи населения, выпущенные органами государственной статистики.32 Использованные статистические данные можно разделить по выбору объекта (единичные, республиканские и всесоюзные), по способу выражения данных учета (абсолютные, количественные или относительные, в процентах), по количеству охватываемых объектов (массовые или всеобщие). Можно также выделить разовый временной срез (на начало или конец года) или погодный ряд. Ряд необходимых для работы сведений были получены из публикаций всесоюзных переписей населения (1959, 1970, 1979, 1989 гг.). Перепись 1939 года не была издана отдельной публикацией и ее данные приводились только в сопоставлении с итогами других переписей.
Приведенные в статистических сборниках данные по числу образовательных учреждений, выпуску специалистов из высших и средних специальных учебных заведений помогли представить динамику основных изменений за разные годы, выявить основные тенденции в научно-образовательной сфере.
Значительный информационный материал представлен в центральной и местной периодической печати, которая содержала в себе официальные сообщения и документы, законодательные акты, публицистику, хронику, информацию о работе школ и органов образования. Оперативность обнародования общественно значимой информации делала периодическую печать мощным средством идеологического воздействия. Использование материалов помогло проследить направления и изменения партийно-государственной политики, позицию деятелей культуры и науки. Их позиция и высказывания во многом были вызваны конкретной политико-идеологической ситуацией, тем не менее, эта информация имеет немалую ценность. Однако в центральных изданиях (газеты «Известия», «Правда», «Учительская газета», журналы «Народное образование», «Педагогика» и др.) сравнительно мало материалов о Восточной Сибири и в частности о Бурятии. Поэтому в гораздо большем объеме использована региональная периодическая печать. На страницах республиканских газет «Бурят-Монгольская правда», «Правда Бурятии» публиковались материалы учительских конференций, информация об учебном процессе в школах и вузах, отдельные заметки о работе научных учреждений. Но эта информация в основном освещала текущие события, часто без какого-либо анализа. Вместе с тем статьи и выступления в периодических изданиях руководителей учреждений образования и науки, известных педагогов и ученых важны и интересны исследователю.
Оценивая весь массив источников, следует отметить, что они не всегда дают адекватное представление по исследуемой проблеме. В силу этого проведена необходимая верификация источников с целью подтверждения изложенных фактов. Кроме того, многие вопросы в источниках ориентированы только на позитивные данные, трактуются односторонне. Такое состояние источников учитывалось, и их данные критически осмысливалось в ходе исследования. Вместе с тем, анализ историографических источников, опубликованных документов и архивных материалов позволил рассмотреть проблему комплексно, на протяжении всего периода, раскрыть те проблемы и вопросы, которые не являлись ранее предметом специального изучения.
Научная новизна исследования заключается в том, что это опыт комплексного исследования проблем, связанных с формированием, становлением и развитием учительской интеллигенции в Бурятии. В научный оборот вводятся новые документы и материалы, а уже имеющийся материал рассмотрен и проанализирован с новых позиций.
Практическая значимость исследования. Материал и положения диссертации могут быть использованы при создании трудов по истории интеллигенции Бурятии, при изучении культуры и народного образования на лекциях, семинарских занятиях и спецкурсах в учебных заведениях.
Апробация результатов исследования. Теоретические положения диссертации были изложены на международной научной конференции «Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего» (26−27 июня 2003 года, г. Улан-Удэ), а также на региональных научно-практических конференциях.
Основные положения исследования отражены в научных публикациях. По теме диссертации опубликовано 5 работ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух.
Заключение
.
Роль образования на современном этапе развития России определяется необходимостью преодоления отставания страны от мировых центров экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Очевидно, что образование приобрело значение одной из главных движущих сил экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности, опережающего развития основных экономических систем.
Также очевидно, что успехи и проблемы развития системы образования России, с одной стороны, являлись следствием ее общественного развития в последние десятилетия, а с другой стороны определяют успешность современных и будущих исторических процессов.
В этом контексте исследование темы диссертации выстраивалось как анализ проблемы формирования, становления и развития учительских кадров в Бурятии в период с конца 1930 по 1991 гг. С позиции диссертанта, на основе проработки широкого круга источников можно сделать следующие выводы.
С установлением советской власти проблемы развития народного образования всегда находились в центре внимания государства. Материалы партийных съездов, постановлений на общегосударственном и республиканском уровнях позволяют сделать выводы, что вопросы школьного образования и формирования педагогических кадров обсуждались в комплексе социальных, экономических и политических проблем. Основные положения школьной политики находили выражение в партийных документах, затем подкреплялись решениями высших законодательных органов и обретали форму закона. Образование инкорпорировалось в систему развития советской модели социалистического общества и государства, поэтому целиком и полностью подчинялось ее общим стандартам. Отметим, что альтернативность любых образовательных инвариантов исключалась на всем протяжении рассматриваемого периода, в меньшей степени это актуально для второй половины 1980;х гг.
В разные исторические периоды развития страна должна была решать социальные и экономические проблемы, в зависимости от этого государство предъявляло определенные требования к подготовке кадров. Историческое время определяло цели, формы, методы и содержание подготовки кадров. В советский период основной целью педагогического образования была подготовка достаточного числа квалифицированных педагогов. Первоначально решающую роль в ликвидации неграмотности сыграло среднее специальное образование. Стоит отметить, что система среднего специального педагогического образования сформировалась в нашей республике позже, чем в стране в целом. Это объясняет постоянный дефицит учителей в школах республики. Тем не менее, созданная к концу 1930;х гг. система среднего профессионального образования позволила в короткие сроки сформировать базовый слой педагогических кадров. За период с 1923 по 1940 гг. именно такие специалисты составили основную часть учительства Бурятии.
Особые условия развития сложились в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. Несмотря на сокращение сроков обучения, ухудшение учебно-материальной базы, республике удалось сохранить систему подготовки педагогов, и именно благодаря этому стало возможным развитие педагогического образования в последующий период.
Система высшего педагогического образования, сформировавшаяся в 1932 году, и в своем развитии прошедшая путь от агропедагогического института до университета, стала основной в обеспечении республики учительскими кадрами. В зависимости от требований времени в институте открывались новые факультеты и отделения, постоянно расширялся контингент студентов, повышалось качество обучения.
Востребованность профессионального педагогического образования за весь рассматриваемый период оставалась достаточно высокой. Однако в погоне за количественными показателями планка общенаучной, теоретической подготовки студентов как вузов, так и педагогических ссузов постепенно снижалась, исходя из узковедомственных интересов, дробилась на все более узкие специализации. Сокращались часы в первую очередь на общенаучные, общеобразовательные предметы. Такая узкая специализация приводила к крайне ограниченной подготовке учителей-предметников. В условиях глобального соревнования экономик при подготовке профессиональных кадров потребовались новые подходы к самому образовательному процессу. С точки зрения автора, именно в весьма важный исторический период 1970;1980;х гг., когда в большинстве развитых государств произошел качественный рывок в развитии в основных сегментах общества, система нашего образования начала заметно отставать.
В то же время, оценивая результаты развития системы образования, формирования и деятельности учительства, следует принимать во внимание и то, что социально-демографическое развитие республики характеризовалось быстрым повышением уровня рождаемости, а также рост численности населения шел за счет миграционной политики государства. В демографической пирамиде населения преобладали детские и подростковые возрастные группы. Повышение уровня рождаемости перед Великой Отечественной войной объективно приводило к количественному расширению системы начального и среднего образования, а, следовательно, требовалось наращивать усилия по формированию массового учительства. В 1940;1941 учебном году по сравнению с 1933;1934 контингент учащихся увеличился в 2 раза и достиг численности 100,1 тыс. чел.
Накануне войны в школах республики приступили к работе профессионально подготовленные молодые учителя после пединститутов и техникумов. Данное пополнение учительских кадров закладывало дальнейшие перспективы развития системы народного образования. Можно предположить, что повышение профессионального уровня педагогов перед войной позволило сохранить и укрепить потенциал средней школы непосредственно в годы войны.
В условиях военного времени стране и республике удалось сохранить систему образования республики. Несмотря на значительное сокращение численности учителей, проблемы обеспечения учебного процесса по ряду предметов, в целом удалось избежать нарушения процесса образования в масштабе республики.
Послевоенный восстановительный период занял небольшой период времени. Преимущества командно-административной системы, жесткого контроля в отношении исполнения директив и приказов позволили сохранить мобилизованное состояние всего общества, в том числе и систему образования, и в кратчайшие сроки решить наиболее актуальные проблемы в частности народного образования. Так, удалось не только восстановить систему всеобуча детей в рамках семилетней школы, но и подготовить систему образования к новому качественному подъему.
Введение
всеобщего обучения детей явилось наиболее значительным достижением культурного строительства в стране. Оно создало условия для создания кадров народного хозяйства, образовало базу для развития высшего и среднего специального образования. Однако данные успехи сопровождались и определенной консервацией негативных, авторитарных методов воспитания подрастающего поколения, чрезмерной идеологизацией как педагогов, так и учащихся.
В 1970;1980;х годах темпы развития замедлились, в экономике сложилось предкризисное состояние, и это не могло не найти отражения в социальной, политической, духовной жизни общества. Определяющую роль сыграли причины субъективного характера: устаревшие формы и методы управления, половинчатость и несвоевременность принимаемых решений, нарастание бюрократизма. Как и в народном хозяйстве, в развитии образования преобладал приоритет количественных показателей, что не могло не привести к снижению качества.
В начале 1980;х гг. перед системой школьного образования были поставлены задачи повышения качества образования, подготовки школьников к труду. Как и школьная реформа 1958 года, реформа 1984 года была вызвана политическим и социально-экономическим развитием страны. Затратно-экстенсивный механизм хозяйствования вызывал необходимость расширенного воспроизводства работников массовых профессий. Соединение функций общеобразовательной и профессиональной школ должно было пополнить рабочий класс на предприятиях, улучшить положение с кадрами в агропромышленном комплексе, в целом стабилизировать социальную структуру и упростить распределение трудовых ресурсов. На деле принудительный характер профессионализации школы привел к экономической и социальной неэффективности реформы.
Таким образом, при значительном прогрессе общественного развития в целом и системы образования в частности, что особенно заметно на примере нашей республики, нельзя не замечать те негативные тенденции, которые постепенно приобрели значение тормоза для общества и государства в целом. В качестве иллюстрации достаточно привести пример постепенного сужения изучения родного языка в национальной школе именно в данный период. Помимо прочего, это стало одним из главных условий массового перехода бурят на русский язык, как язык не только межэтнической, но и внутриэтнической коммуникации.
С большой долей уверенности можно утверждать, что безальтернативность развития системы образования самым пагубным образом сказалась и на формировании учительских кадров. В отличие от основных конкурирующих образовательных систем в системе нашего образования не сформировались в достаточном объеме компенсирующие факторы отрицательных последствий перехода к подготовке массового учительства. Очевидно, что количественный рост не всегда сопровождается повышением качества, труд учителя теряет вначале признаки творческой деятельности, а несколько позднее и качества социального престижа.
Попытка позитивно изменить общественное развитие посредством проведения реформы системы образования в 1980;е гг. сопровождалась значительной перегрузкой данной системы несвойственными ей функциями. Также не учитывались или слабо учитывались просчеты и недостатки реализации школьной реформы 1958 года.
Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980;х — начала 1990;х гг. оказали существенное влияние на российское образование: многообразие образовательных учреждений, вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы, негосударственный сектор образования. Однако произошедший в 1990;х гг. общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные явления. Государство во многом отошло от образования, которое было вынуждено самовыживать.
В переходный период своего развития страна должна решить свои социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школах, а на основе их опережающего развития. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.
В современном образовании стали складываться тенденции фундаментализации профессионального образования: «университетализация» высшей школы, «колледжизация» начальной и средней профессиональной школы. Многие педагогические и другие вузы стали получать статус университетов, появилась возможность осуществлять базовые университетские образовательные программы, направленные на формирование у молодежи навыков к постоянному, непрерывному образованию, получению новых специальностей и квалификаций. С этой точки зрения цель образования и педагогов передавать не знания, а пути и способы их достижения.
Образование в России воспринималось не как услуга, а как фундаментальная ценность, на основе которой осуществляется воспитание мировоззрения у подрастающего поколения с необходимым набором знаний и навыков. Исходя из этого, профессионализм педагогических кадров остается актуальной проблемой и сегодня. Динамично меняющаяся социокультурная ситуация, радикальные изменения во всех сферах жизни, ускоренный рост объемов информации ставит перед образованием задачу новых подходов к подготовке педагогических кадров и к содержанию самого образования.
Общим итогом, применимым к современным реалиям развития системы образования, является то, что без повышения социального престижа труда учителя, как в материальном, так и в моральном аспекте, вряд ли возможен качественный прорыв в системе общего образования.