Эволюция культуры.
Концепции современного естествознания
В так называемых «традиционных обществах», по А. Тойнби, подражают старшим, и такое общество консервативно и мало способно к развитию. В «прогрессивных обществах» подражают талантливым, и такое общество способно к более быстрому развитию. Понятие прогресса применимо только к эволюции в целом. Отдельные общества могут регрессировать по своему духовному и культурному уровню (например, аборигены… Читать ещё >
Эволюция культуры. Концепции современного естествознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Помимо эволюции человека как биологического вида, можно говорить об эволюции культуры. Была предложена шкала, которая основывалась на материале орудий, созданных и применяемых человеком. Выделен каменный век — эпоха применения каменных орудий, а в его пределах палеолит (древнекаменный век) и, более дробно:
- • нижний палеолит (австралопитек и «человек прямоходящий») — преобладание галечных орудий, ручных рубил и чопперов (больших галечных орудий, оббитых с одной стороны);
- • средний палеолит (неандерталец) — преобладание орудий на отщепах (отколотых частях камня, являющихся заготовкой для более сложных орудий);
- • верхний палеолит (от 38 тыс. лет) — появление пещерного искусства у «человека разумного».
В мезолите (среднекаменном веке) преобладал охотничье-собирательный тип общественного устройства.
Важное событие произошло в неолите (новокаменный век) 9—6 тыс. лет тому назад, получившее название неолитической революции: одомашнивание диких животных, переход к выращиванию растений и оседлому образу жизни (свайные постройки). Из охотничье-собирательного хозяйство превратилось в производящее скотоводческо-земледельческое. Виды домашних животных и культурных растений, выведенные с помощью искусственного отбора и гибридизации, гончарное производство, ткачество, металлургия и другие результаты неолитической революции широко используются поныне.
Следующие стадии культуры сведены в так называемую систему «трех веков»: медный, бронзовый, железный. Они имели каждый свою датировку, но потом выяснилось, что это скорее стадии развития отдельной культуры и их время зависит от времени развития данной культуры. Последовательность смены «веков» не везде соблюдается, и в целом данная схема ныне признается неудовлетворительной, хотя ничего лучшего пока не предложено.
Развитие цивилизации, но А. Тойнби, идет через подражание. Это соответствует гипотезе, что способность к имитации поведения других видов имела большое значение на ранних стадиях человеческой эволюции для «вписывания» человека в природу и установления гармоничных отношений с ней. Способность к имитации, доставшаяся от обезьян, послужила основой социального развития человека. Р. Дикинс ввел понятие «мим» — единица подражания. Примерами «мимов» являются мотивы, идеи, фразы, моды, способы создания вещей или частей здания.
В так называемых «традиционных обществах», по А. Тойнби, подражают старшим, и такое общество консервативно и мало способно к развитию. В «прогрессивных обществах» подражают талантливым, и такое общество способно к более быстрому развитию. Понятие прогресса применимо только к эволюции в целом. Отдельные общества могут регрессировать по своему духовному и культурному уровню (например, аборигены Австралии), возможно, из-за доступности пищи и более легких условий существования, которые препятствуют совершенствованию.
Для нормального развития, но А. Тойнби, необходимы кризисы, которые требуют напряжения сил для адекватного ответа на вызов ситуации. Человек достигает цивилизованного состояния не вследствие биологических дарований (наследственности) или легких условий географического окружения, а в процессе удачного реагирования на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющей на беспрецедентное усилие. Прогресс общества определяется, таким образом, ответом на вызов объективных условий существования.