Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Дискомфортные (дезадаптационные) состояния учащихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности почти наполовину: 80—90% дневного времени учащиеся проводят в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят в активных движениях (бег, подвижные игры и др.) не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость… Читать ещё >

Дискомфортные (дезадаптационные) состояния учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дискомфортные состояния проявляются легким недомоганием школьников, неопределенными или вполне конкретными ощущениями неблагополучия со стороны отдельных систем и органов. Чаще это головные боли, легкое подташнивание, неприятный вкус во рту, тяжесть в желудке, насморк и кашель как проявления простуды, резь в глазах, кожный зуд в результате аллергических заболеваний и т. п. Это приводит к потере концентрации, работоспособности, появлению тревожности и как следствие — ухудшению успеваемости по учебным предметам.

Причины этих состояний часто выходят за границы школы, но около 20—40% связаны со школой: неправильное питание, десинхроноз (постоянные нарушения привычного ритма жизни), недосыпание, физические и психические переутомления, а также другие нарушения здорового образа жизни.

Физический дискомфорт проявляется на уроках в беспокоящих учащегося мышечных ощущениях в разных частях тела — чаще спине, ногах, в области затылка, в невозможности принять правильную комфортную статическую позу, заметна характерная непоседливость. Одна из причин — длительно фиксируемая поза, проявления остеохондроза, а также психологические реакции на дистресс и фрустрацию. Вторая возможная причина — гиподинамия. В современных жизненных условиях организм городских школьников все чаще недополучает необходимую физическую нагрузку и пытается компенсировать это на подсознательном уровне. Даже трех уроков физической культуры в неделю недостаточно для удовлетворения биологической потребности растущего организма в движении.

При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности почти наполовину: 80—90% дневного времени учащиеся проводят в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят в активных движениях (бег, подвижные игры и др.) не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок, поскольку организм младших школьников более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.

Складывается парадоксальная картина: для успешного освоения школьной программы учащемуся необходима повышенная умственная работоспособность, а снижение двигательной активности, необходимость длительно находиться в статическом положении, наоборот, приводят к ухудшению снабжения организма и мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.

С гиподинамией как одним из главных факторов связывают повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, нарушений обмена веществ, ожирения, расстройств эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. При недостаточной физической нагрузке прогрессирует снижение способности эритроцитов переносить кислород к мышцам, головному мозгу. Для растущего организма это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и др. Ребенок при этом становится раздражительным, эмоционально неустойчивым, не способным к концентрации физических и психических усилий. Другие проявления физического дискомфорта школьников — их повышенная двигательная активность на уроке.

Причины этого состояния не столько в педагогической запущенности, сколько в нейрофизиологических проблемах ребенка, имеющих органическую природу. Такие дети не могут сидеть на одном месте, не организованы, их поведенческие реакции часто парадоксальны. Им не хватает санкционированных форм двигательной активности на уроках физкультуры и переменах, и они невольно пытаются компенсировать недостаток движений на каждом уроке. Если в среднем число локомоций составляет 800—1300 в час, то у таких детей их число может достигать 5000 движений в час. Чем хуже организован двигательный режим, тем больше движений проявляет школьник на уроке. Для них характерна невозможность концентрации внимания, импульсивность, рассеянность, вспыльчивость, изменчивость настроения и плохая успеваемость. В различных странах этот синдром диагностируется у разного числа детей: от 1% в Англии до 20% в США, распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди школьников России составила 28%.

Данные состояния могут быть обусловлены и более серьезным причинами органического характера, что уже находится лежит в области медицины. В подобных случаях степень выраженности синдрома гиперактивности может определить необходимость перевода ребенка в специальное учебное заведение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой