Для реализации учётных задач в системе «1С: Предприятие» предусмотрено два компонента: «Бухгалтерский учёт» и «Оперативный учёт». Задача бухгалтерского учёта, как в жизни, — регистрация хозяйственных операций на плане счетов с целью выдачи накопленной информации в отчётный период.
Компонент «Оперативный учет» предназначен для учета наличия и движения средств в самых различных разрезах в реальном времени. Он используется для учета запасов товарно-материальных ценностей, взаиморасчетов с контрагентами и т. д. Компонент позволяет отражать в учете операции хозяйственной жизни предприятия непосредственно в момент их совершения. Кроме того, поскольку данные в «Оперативном учёте» возможно, получить на текущий момент, то есть возможность автоматизировать механизмы принятия хозяйственных решений.
Например, проведение в системе «Расходной накладной», то есть отгрузки товара, может быть обусловлено такими факторами:
- — наличие товара на складе;
- — отсутствие этого товара в резерве для другого покупателя;
- — открытость кредитной линии для этого покупателя и так далее.
Система не только ответит на эти вопросы, но при соответствующей настройке может запретить оператору проведение документа при невыполнении хотя бы одного условия.
Таким образом, можно сказать, что компонент «Оперативный учёт» предназначен не только для отражения, но и для управления хозяйственной деятельностью предприятия.