Универсальные сухогрузные суда (УСС)
Из конструктивных соображений ширина люка обычно ограничивается величиной b = 12 м, превышение которой приводит к резкому увеличению массы люковых крышек. Соответственно на крупных судах для необходимого раскрытия палубы устраивают парные люки. В этом случае упрощается решение задачи общей прочности судна, в обеспечении которой участвует также средний участок палубы, расположенный между рядами… Читать ещё >
Универсальные сухогрузные суда (УСС) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К этой категории принадлежит самая многочисленная группа сухогрузных судов мирового флота. Степень универсальности этих судов зависит от их прочностных характеристик и оборудования грузовых помещений. Обычно универсальные суда строят для определенных категорий грузов. Так, линейные суда (лайнеры) в основном предназначены для перевозки различных генеральных грузов на определенных линиях, на многих из них имеются рефрижераторные камеры, а трюмы и палуба приспособлены для установки контейнеров. Трамповые суда (трампы) чаще всего перевозят массовые и лесные грузы на переменных направлениях. По размерам УСС уступают и навалочным судам и, тем более, танкерам — их водоизмещение, как правило, не превышает D = 20+25 тыс. т.
Дальнейшим развитием УСС являются появившиеся в последнее время многоцелевые сухогрузные суда, в которых сочетаются характерные черты и конструктивные особенности и специализированных судов и универсальных. Их приспосабливают для перевозки стандартных контейнеров, часть из них оборудуют для транспортировки колесной техники, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, а также массовых грузов. На рис. 8.17 приведены примеры вариантов загрузки многоцелевого судна. Закрытия грузовых люков на нижней палубе выполнены так, что в открытом положении они формируют трюм, приспособленный для массового груза (рис. 8.17, а, б).
Рис. 8.17. Многоцелевое судно:
а — варианты модификации формы трюма; б — генеральный груз; в — насыпной груз Улучшению условий погрузочно-разгрузочных работ в значительной степени способствует максимальное раскрытие палубы, т. е. увеличение грузовых люков до таких размеров, чтобы можно было производить грузовые операции непосредственно краном, не прибегая к подтягиванию, переноске либо подгребанию груза. Суда, на которых реализуется этот принцип, получили название открытых. У таких судов люки занимают большую часть площади палубы.
Из конструктивных соображений ширина люка обычно ограничивается величиной b = 12 м, превышение которой приводит к резкому увеличению массы люковых крышек. Соответственно на крупных судах для необходимого раскрытия палубы устраивают парные люки. В этом случае упрощается решение задачи общей прочности судна, в обеспечении которой участвует также средний участок палубы, расположенный между рядами люков.
На очень широких судах возможно и трехрядное расположение люков либо поперечное двухрядное (рис. 8.18).
Особенности открытых судов сказываются как на конструкции их корпуса, так и на внешних обводах. Бортовые цистерны и продольные переборки на судах с парными и тройными люками улучшают грузовые помещения, приближая их форму к прямобортной. Это обстоятельство, а также расположение набора в междубортном пространстве существенно облегчают проведение грузовых операций. Продольные переборки, кроме того, способствуют обеспечению необходимой прочности, как общей (за счет участия в общем изгибе), так и местной (за счет создания промежуточных опор палубным и днищевым перекрытиям).
Изменение внешних обводов открытых судов выражается в том, что борта в надводной части иногда делают наклонными. Этот так называемый развал борта способствует при неизменных размере;
Рис. 8.18. Варианты расположения люков на открытых судах: а — однорядные; б — трехрядные; в — парные; г — двухрядные поперечные ниях судна по ватерлинии увеличению ширины палубы и объема бортовых и подпалубных балластных цистерн, используемых при ходе порожнем для снижения избыточной остойчивости. В полном.
Рис. 8.19. Поперечное сечение открытого судна с парными люками.
грузу, наоборот, повышается остойчивость на больших углах крена. На рис. 8.19 приведена схема поперечного сечения открытого судна, иллюстрирующая описанные выше особенности.