Корректировка и обновление модели
Метод генерирования. Метод предполагает наличие двух списков. Список объектов и список признаков. На основании этих списков формируется третий список — список связей объектов и признаков. Используются случайные комбинации объектов и признаков, в результате чего формируются случайные ассоциации. Метод фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов… Читать ещё >
Корректировка и обновление модели (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На этом этапе необходимо выявить все возможные варианты решения проблемы, сформировать так называемое «поле альтернатив».
Практика показывает, что руководители среднего звена в сфере услуг и торговли не располагают достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу, поэтому они, как правило, ограничивают число вариантов сравнения несколькими альтернативами, которые представляются наиболее подходящими.
С этой целью применяются следующие методы генерации альтернатив [3, c.167].
Метод мозговой атаки. В основе метода мозговой атаки лежит психологический эффект интеллектуального взрыва. Группе в 5−8 человек предлагается каждому высказать идеи и предложения по решению поставленной задачи. В результате получается N идей. Если группа будет высказываться по поставленной задаче коллективно, то получится N * K идей. Во время сеанса мозговой атаки происходит цепная реакция, при которой одна идея порождает несколько других идей, что приводит к интеллектуальному взрыву. Метод мозговой атаки предназначен для активизации поиска различных вариантов решений и выбора из них наилучшего. Он широко применяется в управленческой практике с целью получения максимального количества оригинальных идей за короткий промежуток времени. 30−40 минут.
При мозговой атаке группа делится на генераторов и критиков. Генераторы высказывают как можно больше идей, а критики эти идеи оценивают. Все высказанные идеи записываются на бумагу или на аудионоситель.
Правила проведения мозговой атаки:
- — краткость изложения идеи (менее 1 минуты);
- — отсутствие на 1 этапе критики высказывания предложений;
- — возможность развития идеи, высказанной ранее;
- — возможность записи идей на аудионоситель.
Морфологический анализ. Данный метод используется в целях расширения области поиска вариантов решения проблемы. Он предполагает углубленную классификацию объектов и позволяет на основе построения модели (двухили трехмерной матрицы) получать новые решения, составляя комбинации элементов морфологической модели (матрицы). Основные этапы анализа:
- 1. определение характеристик объекта или задач;
- 2. определение разновидностей реализации задач;
- 3. формирование морфологической модели в виде матрицы, где по вертикали отражается совокупность всех задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
По горизонтали для каждой задачи дается вариант (один или несколько) решения. Оставшиеся варианты оцениваются, сравниваются по установленным критериям. Выбирается наилучший вариант.
Метод ассоциаций. Эти методы предполагают активизацию ассоциативного мышления человека. К этим методам относится метод фокальных объектов и метод генерирования случайных ассоциаций.
Метод фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса. В результате возникает ряд неожиданных вариантов решения.
Метод генерирования. Метод предполагает наличие двух списков. Список объектов и список признаков. На основании этих списков формируется третий список — список связей объектов и признаков. Используются случайные комбинации объектов и признаков, в результате чего формируются случайные ассоциации.