Эффективное использование рабочей силы во многом зависит от организации труда.
Организация труда на предприятии — это деятельность по установлению и изменению порядка взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом для успешного достижения целей трудовой деятельности.
Смысл его деятельности заключается в том, чтобы совместно с другими работниками, выполняющими некоторые виды работ, произвести готовый продукт. В трудовом процессе работники тесно связаны, все вместе они образуют организационную систему. В этой системе каждый работник выполняет частную задачу и лишь коллектив обеспечивает достижение конечной цели.
Основные элементы организации труда:
- 1. Разделение труда.
- 2. Кооперация труда.
- 3. Организация рабочего места.
- 4. Организация обслуживания рабочего места.
- 5. Установление приемов и методов труда.
- 6. Установление меры (нормы) затрат труда.
- 7. Создание благоприятных условий труда.
- 8. Подбор, подготовка и повышение квалификации кадров.
- 9. Оплата и материальное стимулирование труда.
- 10. Планирование, учет и анализ трудовой деятельности.
- 11. Дисциплина труда.
Успешная деятельность коллектива будет обеспечена только в том случае, если при его формировании и в его деятельности будут соблюдаться определенные принципы:
- — научность;
- — комплексность;
- — экономичность;
- — гуманизация;
- — плановость;
- — постоянство состава работников;
- — коллективные формы труда: кооперация и разделение труда; взаимозаменяемость;
- — закрепление за коллективом работников определенных участков земли (сдача в аренду), групп животных, средств производства;
- — материальная заинтересованность коллектива и каждого работника в конечных результатах.
При формировании трудовых коллективов необходимо учитывать условия производства на предприятии, отраслевые особенности, уровень профессиональной подготовки кадров и ряд других моментов.