Психолого-педагогические условия оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов в образовательном пространстве высшей школы
Диссертация
С целью успешной оптимизации индивидуального когнитивного стиля-студентов-психологов, необходимо создание психолого-педагогических условий: общих (формы и методы организации учебного процесса, современные и разнообразные информационные средства обучения, личностно-этическая профессиональная позиция преподавателя) — частных (изучение особенностей индивидуального когнитивного стиля студентов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Состояние проблемы изучения когнитивных стилей в зарубежной и отечественной психологии
- 1. 1. Психологическая сущность когнитивного стиля личности
- 1. 2. Соотношение когнитивных стилей и интеллектуальных способностей
- 1. 3. Генезис когнитивных стилей личности и успешность обучения как предмет научного изучения
- 1. 4. Постановка проблемы исследования
- Глава 2. Особенности проявления индивидуального когнитивного стиля студентов на начальном этапе обучения в ВУЗе
- 2. 1. Программа исследования особенностей индивидуального когнитивного стиля студентов
- 2. 2. Содержание диагностического инструментария
- 2. 3. Анализ результатов исследования особенностей индивидуального* когнитивного стиля студентов
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Психолого-педагогические условия оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов
- 3. 1. Организационно-технологический подход к оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов, основанный на разработке психолого-педагогических условий
- 3. 2. Динамика результатов исследования особенностей оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 216 с.
- Алешина, Е.С. Исследование импульсивности-рефлексивности в дифференциальной психологии обучения / Е. С. Алешина // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
- Аллахвердов, В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания / В. М. Аллахвердов. // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
- Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев и др.- М.: Просвещение, 1968. 228 с.
- Антонова, Г. П. Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач / Г. П. Антонова // Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1968.
- Аристотель, Аналитики / Аристотель — пер. Б. А. Фохтом. Минск: Современное Слово, 1998. — 448с.
- Асмолов, А.Г. 'Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во университета, 1979. — 340 с.
- Асмолов, А.Г. Когнитивный стиль личности как средство разрешения проблемно-конфликтных ситуаций / А. Г. Асмолов // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. -Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
- Бабанский, Ю.К. Педагогический процесс // Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский. М., 1989.
- Байменов, А.П. Понимаете ли вы ученика? / А. П. Байменов. М.: Просвещение, 1987. — 123 с.
- Беркли, Дж. Сочинения / Дж. Беркли — сост. общ. ред. и вступ.сл. И. С. Нарокого.- М.: Мысль, 2000. 556 с.
- Берулава, Г. А. Психологические особенности интегративного когнитивного стиля «дифференциальность синтетичность» / Г. А. Берулава // Современные проблемы психологии мышления. — М.: Ежегодник, 1994, вып. 1. — С. 54−64.
- Берулава, Г. А. Стиль индивидуальности / Г. А. Берулава. М.: МАГО, 1996.-45 с.
- Блонский, П.П. Школьная успеваемость / П. П. Блонский // Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.
- Брунер, Дж. «О познавательном развитии : 4.1,2 / Дж. Брунер // Исследование развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. М.: Педагогика, 1971.
- Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер, — М.: Прогресс, 1977.
- Брушлинский, A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Брушлинский.- М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
- Бударный, A.A. Преодолевать неуспеваемость / A.A. Бударный // Народное образование. 1963.- № 10.
- Бурменская, * Г. В. О связи динамического и содержательного аспектов познавательного развития дошкольников / Г. В. Бурменская // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / под ред. В. Колги. Таллин, 1986. — С. 73−77.
- Веккер, JI.M. .Психика и реальность: Единая теория психических процессов / JIM. Веккер. М.: Смысл, 1998.
- Викторова, Л.Г. О педагогических системах / Л. Г. Викторова. -Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1989. 101 с.
- Волокитина, М.Н. Очерки психологии младших школьников / М. Н. Волокитина. М.: АПН РСФСР, 1954.
- Вяткин, Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности / Б. А. Вяткин // Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и общения / под ред. Б. А. Вяткина. -Пермь: Изд-во ПТУ, 1992. С. 36−55.
- Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1998.1068 с.
- Гельмонт, A.M. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / A.M. Гельмонт. М.: Акад. Пед. Наук РСФСР, 1954.
- Гельфман, Э. Г. Психологическая основа конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания) / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная, JI.H. Демидова // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 6. — С.35−45.
- Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. -М.: Прометей, 1993. 200 с.
- Григоренко, Е. JT. Моделирование с помощью LISREL: генетическая и средовая* компоненты межиндивидуальной вариативности по признаку зависимости независимости от поля / E.JI. Григоренко, М. С. Лабуда // Вопросы психологии. — 1996. — № 2.
- Григоренко, E.JI. Стили мышления в школе / E. JL Григоренко, Р. Стернберг // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1996. — № 3. — С. 34−42.
- Григоренко, E.JI. Стилимышления в школе / Е. Л. Григоренко, Р. Стернберг// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1997. № 2. — С. 33−42.
- Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов) / В. В. Давыдов. -М., 1972.-423 с.
- Дипольская, Г. Д. Ментальная деятельность ученика / Г. Д. Дипольская. М.: Высшая школа, 1986. — 154 с.
- Добрынин, С .Я. Структура и динамика мотивов деятельности / С. Я. Добрынин // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
- Дружинин, А.Е. Когнитивный стиль с точки зрения дилетанта (поленезависимость и обучение) / А. Е. Дружинин // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб: Питер, 1999.
- Дружинин, В.Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие / В. Н. Дружинин.- М: ПЕР СЭ, 2001. С. 68−79.
- Егорова, M.G. Проблема зависимости -„независимости от ноля и возможность ее исследования в генетике поведения / М. С. Егорова // Вопросы психологии. -1981. № 4.
- Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М. С. Егорова. М.: Планета детей, 1997. — 487с.
- Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2008. — 512 с.
- Ильин, Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 85−93.
- Индивидуальность и способности. Сборник научных трудов / под ред. Дружинина В. Н., Русалова В. М., Потемкина О. Ф. М.: Институт психологии РАН, 1994. -142 с.
- Кабанова-Миллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова-Миллер. М.: Знание, 1981.-91 с.
- Клаус, Г. Введение в дифференциальную психологию учения / Г. Клаус М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
- Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях : учебное пособие / Е. А. Климов. М.: МГУ, 1995.- 224 с.
- Когнитивная психология. Учебник для студентов вузов / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480 с.
- Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара / под ред. А. Колги. Таллин, 1986. — 189 с.
- Колга, В.А. Дифференциально психологическое исследование обучаемости и когнитивного стиля / В. А. Колга // Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. — 1976.- Вып. 4.
- Колга- В. А. Возможные миры когнитивных стилей / В. А. Колга // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. -Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
- Колга, В.А. Семинар по когнитивным стилям / В. А. Колга и др. // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 87−89.
- Корнилова, Т.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя / Т. В. Корнилова, Г. В. Парамей // Вопросы психологии. -1989. № 6. ,
- Коряковцева, Н.Ф. Современная организация самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Н. Ф. Коряковцева. М.: Изд-во АРКТИ, 2002. — 176 с.
- Коул, М. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. М.: Прогресс, 1977.
- Кочарян, A.C. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения в зависимости от сложности социальной перцепции : дис.. канд. психол. наук / A.C. Кочарян. JL: ЛГУ, 1986.
- Круглова, Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе / Н. Ф. Круглова. СПб.: Питер, 2004.
- Крупник, Е.П. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости / Е. П. Крупник, E.H. Лебедева .// Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 6. — С. 12−23.
- Кузьмина, Н. В. Понятие „педагогическая система“ и критерии ее оценки / Н.В. Кузьмина'// Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980.
- Лейбниц, Г. Сочинения в 4 т. / Г. Лейбниц- пер. с франц. и латин.- редкол.: Б. Э. Быховский и др.- АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1982. — Т.4. -1989. — 554 с.
- Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. -М., 1971.-278 с.
- Леонтьев, Д.А. К проблеме детерминации индивидуально-стилевых особенностей / Д. А. Леонтьев // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
- Леонтьев, Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили -взгляд из 1990-х / Д. А. Леонтьев // Стиль человека: психологический анализ / под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998. — С. 109−124.
- Либин, A.B. Стилевые особенности познавательных процессов и учебная деятельность / A.B. Либин // Развитие и диагностика способностей / под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. — С. 131−139.
- Либин, A.B. Стилевые и темераментальные свойства в структуре индивидуальности человека : автореф. дис.. канд. психол. наук / A.B. Либин. М., 1993.
- Либин, A.B.* Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? / A.B. Либин // Стиль человека: психологический анализ / под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998.
- Либин, A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / A.B. Либин. М.: Смысл, 1999.
- Ливер, Б. Лу Обучение всего класса / Б. Лу. Ливер. М.: Новая школа, 1995. — 48 с.
- Ливер, Б. Лу Методы познания: Руководство для учащихся / Б. Лу. Ливер, Р.Оксофрд. США: Изд-во АГИО, 1994.
- Маствилискер, Э.И. О месте когнитивного стиля в структуре индивидуальности / Э. И. Маствилискер // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / Под ред. В. А. Колга, Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
- Ментальная репрезентация: динамика и структура / Российская академия наук. Институт психологии. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1998.-278 с.
- Менчинская, H.A. Психологические проблемы активизации личности в обучении / H.A. Менчинская. М., 1971. -165 с.
- Менчинская, -H.A. Проблемы преодоления отставания в учении / Н. А. Менчинская, З.И. Калмыкова//Народное образование. 1963.- № 4.
- Мерлин, B.C. Индивидуальный стиль общения / B.C. Мерлин"// Психологический журнал. -1982. Т. 3. — С. 26−30.
- Мерлин, B.C. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения / B.C. Мерлин, Е. А. Климов // Советская педагогика. — М.: Просвещение, 1967. № 4. — С. 39−41.
- Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека : автореф. дисс.. докт. психол. наук / В. И. Моросанова. М., 1−995. — 45с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. 19-е изд. испр. — М., 1987.- С. 685.
- Палей, А.И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль / А. И. Палей // Вопросы психологии. 1982. — № 1.
- Палей, И.М. Проблема личности в курсе психологии / И. М. Палей. Д.: Изд-во Ленинградского университета, 1996. — 320 с.
- Петровский, A.B. Возрастная и педагогическая психология / A.B. Петровский. 2-ое изд. — М. Просвещение, 1979. — 218 с.
- Петровский, — A.B. Личность: феномен субъективности / A.B. Петровский. Ростов-на-Дону, 1993. — 290 с.
- Печорская, С.А. Влияние соотношения когнитивных стилей учителя и учащихся на эффективность учебного процесса : диссер.. канд. психол. наук / С. А. Печорская. Сочи,* 1997. — 176 с.
- Пиаже, Ж. Психология интеллекта. Избранные психолологические труды / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969.
- Платон, Диалоги / Платон. М.: Изд-во Мысль, 1998. — С. 19−36.
- Подласый, И.П. Педагогика / И. П. Подласый. М.: Просвещение, 1996.- 432 с.
- Познавательные процессы в деятельности // Сборник научных трудов / под ред. Л. П. Урванцева. ЯрГУ, 1987. — 130с.
- Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / М. Полани. М.: Наука, 1985.
- Поспелов, Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / Н. Н. Поспелов, И. П. Поспелов. М., 1989.
- Процессы познания в деятельности личности // Сборник научных трудов. / отв. ред. В. М. Соловьев. Ульяновск: УГЛИ, 1988. — С. 45−67.
- Психологический словарь / под ред. В Л. Зинченко. М.: Педагогика-пресс, 1998. — С. 371.
- Психологический толковый словарь Электронный ресурс. / Московский психологический журнал. Режим доступа: http:// magazine.mospsy.ru. — Загл. с экрана.
- Розенталь, У.Д. Некоторые проблемы повышения успеваемости в условиях всеобщего среднего образования / У. Д. Розенталь // Советская педагогика. 1975. — № 8.
- Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
- Серегина, Т. Н. Черты личности и когнитивный стиль: взаимодействие и роль в успешности обучения: дис.. канд. психол. наук / Т. Н. Серегина. Краснодар, 2001.
- Сизов, К.В. Использование процессуальных показателей для диагностики индивидуального стиля мышления / К. В. Сизов // Новые исследования в психологии. 1988. — № 1. — С. 13−15.
- Сизов, К.В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям / К. В. Сизов // Вопросы психологии. 1988. — № 2.
- Сичивица, О.М. Методы и формы научного познания / O.M. Сичивица.-М.: Высшая школа, 1993.- 95 с.
- Скотникова, И.Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач / И. Г. Скотникова // Стиль человека: психологический анализ / под ред. A.B. Лйбина. М.: Смысл, 1998.
- Славина, Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим- и недисциплинированным учащимся7 Л. С. Славина. М.: АПН РСФСР, 1958. '•. '. '
- Смирнов, М.В. Темперамент, внимание, когнитивный стиль / М. В. Смирнов // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
- Современная картина мира: формирование, новой парадигмы.:. О характере и слагаемых новой научной парадигмы // Современная картина мира. Формирование 'новой парадигмы / ред. Э. А. Аэроянц, В. И. Самохвалова. М., 1997. -
- Сочивко, Д.В. Метод измерения индивидуального стиля-познавательной деятельности / Д. В. Сочивко // Методы психологического, исследования: проблемы и поиски путей реализации / под ред. В. А. Барабанщикова и др. М.: Изд-во ИП РАН, 1986. — 220 с.
- Таранов, П.С. Секреты поведения людей / П. С. Таранов. -.М.: Фаир-Пресс, 2000. 132 с.
- Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Академии пед. наук' РСФСР, 1961.
- Терентьева, В.И. Как избежать неудачных решений (о стилевой репрезентации альтернатив решения): монография / В. И. Терентьева. -Красноярск: КрасГУ, 2004. С. 175.
- Тихомирова, И.В. Стилевые и продуктивные характеристики способностей: типологический подход / И. В. Тихомирова // Вопросы психологии. 1988. — № 3.
- Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности / под. ред. В. А. Толочек. М.: Смысл, 2000. — 199с.
- Толпа, Д.В. К вопросу о классификации факторов успешности образовательного процесса Электронный ресурс. / Д. В. Толпа. Режим доступа: http:// res.krasu.ru / paradigma/2/5.htm. — Загл. с экрана.
- Трост, Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, университете, на работе / Г. Трост // Иностранная психология. -1999.-№ 11.-С. 19−27.
- Труды по психологии. Проблемы развития познавательных процессов / Отв. ред. М. А. Котик. Тарту: ТГУ, 1988. — 95с.
- Трусов, В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов / В. П. Трусов. JL, 1980. — 144 с.
- Холодная, М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта/ 1N/1.A. Холодная. Киев: УМК ВО, 1990.
- Холодная, М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности / М. А. Холодная // Психологический журнал. 1992. — № 3.
- Холодная, М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или „другие“ способности? / М. А. Холодная // Психологический журнал. -1996. № 1.
- Холодная, М.А. Когнитивные стили: парадигма „других“ интеллектуальных способностей / М. А. Холодная // Стиль человека: психологический анализ / под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998.
- Холодная, М.А. Лекции по спецкурсу МГУ &bdquo-Когнитивные стили“ / М. А. Холодная. М.: 1999.
- Холодная, М.А. Феномен „расщепления“ полюсов когнитивных сталей / М. А. Холодная // Интеллект и творчество / отв. ред. А. Н. Воронин. -М.: Рос. Академия Наук. Ин-т психологии, 1999.
- Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. М.: ПЕР СЭ, 2002. — С. 114−121- 207 218- 252−279.
- Холодная, М. А. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожилом возрасте / М. А. Холодная, Н. Б. Маньковский, Н. Ю. Бачинская, Е. А. Лозовская, В. Н. Демченко // Психология зрелости и старения. 1998. — № 2 — С. 5−13.
- Шкуратова- И. П. Когнитивный стиль и общение / И. П. Шкуратова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, 1994. — 156 с.
- Шкуратова, И.П. Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация / И. П. Шкуратова // Стиль человека: психологический анализ / под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998.
- Шмелев, А.Г. Психодиагностика когнитивного стиля при обучении компьютерной грамотности / А. Г. Шмелев // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
- Шмелев,» А. Г. Психосемантический анализ стилей межличностного восприятия в семье / А. Г. Шмелев, A.C. Кондратьева // Семья и формирование личности / под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 12−24.
- Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис.. доктора психол. наук / Л. Б. Шнейдер М., 2001.
- Щепилова, A.B. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному / A.B. Щепилова. М.: центр ВЛАДОС, 2005. — 245 с.
- Щукин, М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования : дис.. канд. психол. наук / М. Р. Щукин Пермь, 1994. -185 с.
- Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития школьников / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1971. — № 4. -С. 17−29.
- Энциклопедический словарь. Психология труда, рекламы, и эргономики / под ред. Б. А. Душкова. Екатеринбург: Из-во Деловая книга, 2000. — 462 с.
- Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм. М.: Издат. группа Прогресс, 1995. — 240 с.
- Abramson, L.Y. A paradox in depression: Uncontrollability and self-blame / L.Y. Abramson, H.A. Sackeim // Psychol. Bulletin. 1977. — V. 84 (5). -P. 838−851.
- Adler, A. Understanding Human Nature / A. Adler. 1927. — 286 p.
- Allison, C.W. Validity of the Learning Styles Questionnaire / C.W. Allison, J. Hayes // Psychol. Reports. 1990. — V. 67. — P. 859−866.
- Biery, J. Cognitive complexity-simplicity and predictive behaviour / J. Biery // J. of Abnormal arid Soc. Psychology. 1955. — V. 51. — P. 263−268.
- Biery, J. Differences in perceptual and cognitive behavior as a function of experience type / J. Biery, S. Messerley // J. of Consulting Psychology. 1957. — V. 21. — P. 217−221.
- Bottenberg, E.N. Kognitive attituden und intelligenz / E.N. Bottenberg // Psychlogische Beitrage. 1970. — В. XII (3). — S. 426−440.
- Broverman, D.M. Dimensions of cognitive styles / D.M. Br overman.// J. of Personality. -1960. V. 28 (2). — P. 1−14.
- Entwistle, N.J. Styles of teaching and learning: An integrated outline of educational psychology for students, teachers and lectures / N.J. Entwistle. -Chichester: Wiley, 1981.
- Gardner, R. Cognitive styles of categorizing behavior / R. Gardner I I J. of Person. -1953. Vol. 22. — P. 214−223.. *
- Gardner, R.W. Cognitive control. A study of individual consistencies in cognitive behavior. Psychological Issues: Monograph 4. V.l. / R.W. Gardner, P. S. Holzman, G.S. Klein, H.B. Lipton, D.P. Spence. — N. Y., 1959.
- Gardner, R.W. Personality organisation in cognitive controls and intellectual abilities / R.W. Gardner, D.N. Jackson, S.J. Messich // Psychological Issues. -1960. V. 11. — № 4.
- Gilpin, A. R: Instructional variations and adults conceptual tempo performance / A.R. Gilpin // J. of General Psychology. 1979. — V. 100. — P. 53−61.
- Gregors, A.R. Style delineator / A.R. Gregors. Maynard, MA: Gabriel Systems, 1982.
- Harvey, O.J. Conceptual system and personality organization / OJ. Harvey, D.E. Hunt, H.M. Schroder N. Y.: John Wiley, Inc., 1961.
- Holzman, Ph.S. Leveling-sharpening and memory organization / Ph.S. Holzman, R.W. Gardner // J. of Abnorm. And Soc. Psychology. 1960. — V.26 (3). — P. 142−145.
- Honey, P. Using your learning styles / P. Honey, A. Mumford. -Maidenhead: Honey, 1986.
- Hooper, F.H. Personality and memory correlates of intellectual Functioning: Young adulthood to old age / F.H. Hooper, J.O. Hooper, K.K. Colbert. Basel- N.Y., 1984.
- Kagan, J. Reflection impulsivity: the generality and dynamics of conceptual tempo / J. Kagan // Journal of Abnormal Psychology. — 1966. — № 71.-P. 216−238.
- Kagan, J. Individual variation in cognitive processes / J. Kagan, N. Kogan // P.H. Mussen (ed:). Manual of Child Psychology. N.Y.- L, 1970. V. 1. -P. 220−246.
- Kelly, G. The Psychology of Personal Constructs / G. Kelly. N.Y., 1955. — 541 p.
- Klein, G. Perception- Motives and Personality / G. Klein. — N.Y., 1970. 464 p.
- Eewin- K. Feldtheoric in den Soziaiwissenschaften: ausgewahlte theofetische: Schriften7 K. Eewim Berlin- Stuttgart, 1963:.-298 s.
- Luk, S.C. The: relationship s between cognitive style and? academic: achievement-/ S.C. Luk,// British Journaliof Educationali Technology: Apr: 98. -Vol- 29: — Issue2. — ' v ¦ '=
- Murphy, H.J. Field dependence/independence and. undergraduates' academic performance in an information management program / H.J. Murphy, B. Cusey and J.D. Young // College Student Journal. Mar 97. — Vol. 31. — Issue 1.
- Niaz, Mi Mobility-fixity dimension in Witkin’s theory of field-dependence/independence and its implication for problem solving in science / М. Niaz // Perc. and Motor Skills. 1987. — V. 65 (3). — P. 755−764. «- r
- Nosal, Ch.S. Psychologiczne modele umyslu / Ch.S. Nosal. -Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1990:
- Plomin, R. Reflection impulsivity and intelligence / R. Plomin, A.ll. Buss-// Psychol. Reports. 1973. — V. 33 (3). — P. 726.
- Riding, R.J. On the nature of cognitive style / RJ. Riding // Educat. Psychology. 1997. — V.17 (land 2). — P. 29−49.
- Riechmann, S.W. A rational approach to developing and assessing the validity of a student learning styles instrument / S.W. Riechmann, A.F. Grasha 7/ J. of Psychology. -1974. V. 87. — P. 213−223.
- Rozestraten, RJ. Educational levels and field-dependent/independent perceptual style / R.J. Rozestraten, A. Pottier // Bull. Psychonom. Soc. 1988. -V.26 (3). — P. 212−213.
- Schroder, H. Lehrerpersonlichkeit und Erziehungswirksamkeit / H. Schroder. Berlin, 1979. — 317 s.
- Stroop, J. R. Studies of interference in serial verbal reactions / J. R. Stroop // J. of Expert Psychology. 1935. — V. 18. — P. 643−662.
- Wardell, D. M. Toward a multi-factor theory of styles and theirrelatoinship to cognition and affect / D.M. Wardell, J.R. Royce // J. of Personality.- 1978. V. 46 (3). — P. 474−505.
- Wechsler, D. The measurement and appraisal of adult intelligence / D. Wechsler. Baltimore: Williams and Wilkins, 1958.
- Witkin, H.A. Psychological Differentiation. Study of Development / H.A. Witkin et.al. N.Y., 1962. — 418 p.
- Witkin, H. A. Stability of cognitive style from childhood to young adulthood / H.A.Witkin, D.R. Goodenough, S.A. Karp // J. of Personality and Soc. Psychology. 1967. — V.7. — P. 291−300.
- Witkin, H. A. A manual for the Embedded Figures Tests / H.A.Witkin, Ph.K. Oltman, E. Raskin, S. Karp. Consulting Psychol. Press, Inc., 1971.
- Witkin, H.A. Psychological differentiation / H.A. Witkin, R.B. Dyk, H.F. Faterson, D.R. Goodenough, S.A. Karp. Potomak, 1974.
- Witkin, H.A. Field-dependence and interpersonal behavior / H.A. Witkin, D. Goodenough //-Psychol. Bull. 1977. — Vol. 84. — № 4. — P. 661−689.
- Witkin, H. A. Psychological differentiation: current status / H.A. Witkin, D.R. Goodenough, P. Oltman // J. of Personality and Soc. Psychology. -1979. V. 37 (7). — P. 1127−1145.