Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психолого-педагогические условия оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов в образовательном пространстве высшей школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью успешной оптимизации индивидуального когнитивного стиля-студентов-психологов, необходимо создание психолого-педагогических условий: общих (формы и методы организации учебного процесса, современные и разнообразные информационные средства обучения, личностно-этическая профессиональная позиция преподавателя) — частных (изучение особенностей индивидуального когнитивного стиля студентов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблемы изучения когнитивных стилей в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 1. Психологическая сущность когнитивного стиля личности
    • 1. 2. Соотношение когнитивных стилей и интеллектуальных способностей
    • 1. 3. Генезис когнитивных стилей личности и успешность обучения как предмет научного изучения
    • 1. 4. Постановка проблемы исследования
  • Глава 2. Особенности проявления индивидуального когнитивного стиля студентов на начальном этапе обучения в ВУЗе
    • 2. 1. Программа исследования особенностей индивидуального когнитивного стиля студентов
    • 2. 2. Содержание диагностического инструментария
    • 2. 3. Анализ результатов исследования особенностей индивидуального* когнитивного стиля студентов
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Психолого-педагогические условия оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов
    • 3. 1. Организационно-технологический подход к оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов, основанный на разработке психолого-педагогических условий
    • 3. 2. Динамика результатов исследования особенностей оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов
  • Выводы по третьей главе

Психолого-педагогические условия оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов в образовательном пространстве высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития обществавозрастает потребность в специалистах, обладающих разносторонней компетентностью, что обеспечивает успешность, решения профессиональных, социальных, личностных задач в социокультурном пространстве. Это обстоятельство актуализирует проблему психологических особенностей личности' в когнитивном аспекте. В этой связи" корректное понимание психологической организации индивидуальности, — включающей когнитивные стили, позволяет увеличить «фонд вооруженности личности» (П.М.Ершов, П.В.Симонов), оптимизировать ее адаптационные механизмы, способность адекватно отражать действительность, (К.А.Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Б. А. Вяткин, ЛЛ. Дорфман, Е. А. Климов, В. С. Мерлин и др.), осуществлять эффективную деятельность в различных условиях и, как следствие, по мнению А. Г. Асмолова, восходить к вершине ее социально-психологической зрелости [5].

Понятие «когнитивный стиль» появляется и начинает основательно разрабатываться в США с 50−60 гг. XX века, когда на первый план начинают > выходить исследования индивидуальных особенностей восприятия, анализа, категоризации и воспроизведения информации, обозначенных термином «когнитивный стиль» [137- 145- 146- 169].

Большая заслуга в разработке понятия «когнитивный стиль» принадлежит Р. ЫрШп, К-Брепсе [137], ИДУ. Оагёпег, РИ. Но^тап [142], 1. К^ап [145], С.Б.КМп [148], Н. А/ТОкт, РЬ.К.С№тап, Е. Кавкт, Б. А. Кагр [169] и др.

Среди представителей отечественной психологии, занимавшихся изучением когнитивных стилей, можно выделить В. С. Мерлина [71- 72], Е. А. Климова [44], В. А. Колгу [47−49], А. Г. Асмолова [7- 8], А. Г. Шмелева [120- 121], М. А. Холодную [110−116], Г. Д. Дипольскую [32], И. Г. Скотникову [95- 96], А. П. Байменова [10], Е. П. Ильина [40], И. В. Тихомирову [104],.

Т.В.Корнилову [50], А. В. Либина [62- 63], Б. А. Вяткина [23], Г. А. Берулава [12- 13], М. Р. Щукина [124], И. П. Шкуратову [118- 119], Е. Л. Григоренко [28−30], В. Н. Дружинина [35- 36], В. А. Толочек [105].

Многообразие подходов к изучению вопроса когнитивных особенностей в некоторых случаях приводило к затруднениям и подмене одних понятий другими. Пытаясь преодолеть возникающие трудности, в 7080-х гг. научное сообщество1 все очевиднее переходит к использованию стилевых психологических метапонятий: артикулированность-глобальность [172]- аналитичность-синтетичность [47- 118]- образность-вербальность. и целостность-детальность «[160] и др.

Изучение проблемы когнитивных стилей охватывает широкий спектр значимости, при этом когнитивные стили рассматриваются как многомерные образованияиндивидуальной" ментальной' сферы [8- 59- 60- 133- 158]- как посредники и интеграторы для построения собственной картины мира и стиля жизни личности [116- 165]- как мобильные психические свойства [53- 55- 103- 120- 121- 139- 147- 157- 159]- как скрытая форма проявления индивидуальных способностей [36- 134]- как посредники между «ментальным миром» субъекта и «миром реальности», обеспечивая' в конечном счете такое уникальное человеческое качество, как «индивидуальность творческого ума» [116- 128]. Из сформулированных выше существенных особенностей когнитивных стилей видно, что они являются интегративными образованиями, которые обладают многочисленными стилевыми характеристиками.

В определении стратегии изучения индивидуального когнитивного стиля студентов нами была выбрана научная позиция М. А. Холоднойкоторая рассматривает индивидуальный когнитивный стиль человека как результат интеграции разных уровней стилевого поведения, начиная со стилей кодирования информации, включая стили переработки информации, стили постановки и решения проблем, а также стили познавательного отношения к реальности [116].

Процесс формирования индивидуального когнитивного стиля, безусловно, достаточно сложный. И особая роль здесь принадлежит учебной деятельности. Поэтому понять, что происходит с индивидуальным стилем студента в рамках учебной деятельности чрезвычайно важно.

Анализу учебной деятельности и вопросам успешности обучения посвящены работы П. П. Блонского [14], В. В. Давыдова [31], Д. Б. Эльконина [125], Н. А. Менчинской, З. И. Калмыковой [70], Н. С. Лейтес [58], Н. В:Кузьминой [56], Е.Н.Кабановой-Миллер [42], Л. Г. Викторовой [21], Ю. К. Бабанского [9], Н. Н. Поспелова [85], И. П. Подласого [82] и др.

В контексте изучения когнитивных особенностей, применительно к учебной деятельности, в научной среде используются такие понятия как «учебные предпочтения» [161], «подходы к учению» [135- 154], «стиль мышления» [29- 30], «стиль учения» [130- 143- 149- 150].

Анализ зарубежного и отечественного научного опыта по данной тематике показывает, что самой острой проблемой в проводимых исследованиях стилей учения является проблема совмещения стилей учения учащихся с методами обучения как условием повышения их учебных достижений. В этой связи, отнюдь неудивительно, что в последние годы в литературе, посвященной проблеме учета стилей учения в образовательном процессе, все чаще обсуждается вопрос: что же в действительности является условием успешного обучения — совпадение или, напротив, несовпадение присущих ученику учебного стиля и формы обучения [116].

Сегодня можно констатировать наличие противоречия между значимостью изучения особенностей организации индивидуального когнитивного стиля личности: для прогнозирования эффективной познавательной деятельности человекадля подготовки специалистов с разносторонней компетентностью и многовариативными (с запросом на «универсальность») когнитивными возможностями, способных осуществлять разнообразные профессиональные, социально-личностные задачи жизнедеятельности в современном обществе и отсутствием единого научного подхода к выявлению условий преодоления стилевых ограничений с учетом индивидуального ресурса личности с целью повышения адаптационных возможностей человека, а также недостаточной теоретико-практической научной изученностью проблемы оптимизации индивидуального когнитивного стиля, в частности студентов в образовательном пространстве высшей школы на этапе их профессиональной подготовки.

Под индивидуальным когнитивнымхтилем в. нашем исследовании мы понимаем интегративный результатстилевого поведения личности в отношении! специфики восприятиям переработкиинформации.

В связи с этим, основываясь на личностно-ориентированной парадигме образования, задаче поиска новых технологий, расширяющих когнитивные возможности личности, изучение психолого-педагогических условий оптимизации индивидуального когнитивного' стиля студентов-психологов как аспекта интеллектуального воспитания и профессиональной подготовки в образовательном пространстве высшей школы нам представляется достаточно актуальным.

Целью нашей работы является* теоретическое и экспериментальное изучение специфики, индивидуального когнитивного стиля студентов-психологов и выявление условий его оптимизации в процессе учебной деятельности в .ВУЗе.

Объектом исследования является процесс оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов-психологов, как феномена интеллектуально-личностного, профессионального развития.

Предметом исследования являются психологические ' особенности индивидуального когнитивного стиля студентов 3−4 курса психологического факультета и психолого-педагогические условия его оптимизации.

Гипотеза исследования:

• Познавательная активность студентов и эффективность усвоения ими учебного материала в образовательном пространстве ВУЗа определяются психологическими особенностями их индивидуального когнитивного стиля.

• Специально созданные психолого-педагогические условия (общие, частные, специфические) позволяют обеспечить оптимизацию индивидуального когнитивного стиля студентов, что, в свою очередь, повышает познавательную активность студентов психологического факультета и эффективность их учебной деятельности в ВУЗе.

Общая гипотеза конкретизирована в следующих частных гипотезах:

1) мьь предполагаем, что студенты-психологи на начальном этапе обучения в ВУЗе в силу различных причин когнитивно-личностного развития не достигают высокой эффективности в решении поставленных перед ними учебных' и профессиональных задач, что обусловлено вариативностью их когнитивной организации, выражающейся, прежде всего, в низкой аналитичности и рефлексии, а также в преобладании сенсорно-эмоциональной и кинестетической модальности восприятия;

2) мы полагаем, что особенности когнитивной организации студентов-психологов могут быть представлены следующими профилями: профилем студентов-универсалов, профилем студентов, способных. к адаптации и профилем неэффективных студентов;

3) с целью успешной оптимизации индивидуального когнитивного стиля-студентов-психологов, необходимо создание психолого-педагогических условий: общих (формы и методы организации учебного процесса, современные и разнообразные информационные средства обучения, личностно-этическая профессиональная позиция преподавателя) — частных (изучение особенностей индивидуального когнитивного стиля студентов, реализация коррекционно-развивающей программы) — специфических (индивидуальные задания, направленные на активизацию когнитивной деятельности).

В соответствии с целью и гипотезами определились следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ философской^ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Составить, диагностический инструментарий определенияособенностей индивидуального когаитивного стиля: студентов-психолошв—.

3. Выявить особенности и вариативность проявленияиндивидуального: когнитивного? стиля студентов-психологов на начальномэтапе обучения в ВУЗе. — .

4. Определить: необходимые психолого-педагогические условия (общие, частные, специфические)5 оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов:. и проанализировать. их возможности, в¦>плане повышения уровня-, познавательной активности и эффективности? учебной деятельности студентов;

Методологическую основу исследования составляют:

• общенаучные принципы познания, позволяющиерассмотреть, индивидуальный когнитивный стиль как интегративное образование, а, также рассмотреть его с позиций детерминизма и, системности (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушлинский и др.);

• положение о качестве процессов анализа и синтеза как ядре общих умственных способностей'(С.Л.Рубинштейн);

• теория интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин) и концепция системности? личностных свойств. (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов и др.);

• теории развивающего обучения Н. Н. Поспелова и Е.Н.Кабановой-Миллер, — в рамках которых когнитивные аспекты рассматриваются в качестве ключевых;

• теория когнитивной деятельности В. Н. Дружинина, работы в области когнитивной психологии Дж. Брунера, Л. М. Веккера, В. А. Ко лги, М. А. Холодной и др., что позволило описать сложную систему межуровневых связей и оформить структурную организацию индивидуальных когнитивных стилей.

Методы исследования. Для решения поставленных зада^ были использованы методы, адекватные объекту и предмету исследованиятеоретический анализ общей и специальной психолого-педагогтэгческой литературы по проблеме исследованиянаблюдения за студеыт&лущ в учебном процессе- 'констатирующий, формирующий, контр" о лхьный экспериментколичественный (статистический) и качественный анализ полученных данных.

Организация исследования. Базой для проведения исследования являлись НОУ ВПО «Институт психологии и педагогики» (Моо^еаа, ул Сельскохозяйственная, 16а) и ГОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и технологии» (Москва, ул. Садовническая^ 33) 3 соответствии с целью диссертационной работы для реализации поставленных задач и подтверждения гипотезы генеральная совокупность выборки составила 272 челове’ка, обучающихся на факультете Практической психологии (с 3 по 5 курс).

Экспериментальное исследование проводилось с 2007 — 2011 гг и включало в себя ряд этапов:

Первый этап (2007;2008 гг.) — подготовительный, поисковый эксперимент, направленный на изучение проблемы эффективностиучебной деятельности студентов В СВЯЗИ С ИХ КОГНИТИВНЫМИ особенностями. иа этом этапе был проведен анализ научной литературы по проблеме исследования сформулирован научный аппарат.

Второй этап (2008;2009 гг.) — констатирующий эксперимент с применением психодиагностических методик. На этом этапе осуществлялся сбор данных, а также количественный и качественный анализ этих Данных.

Третий этап (2009;2011 гг.) — формирующий психолого-педагогический и контрольный эксперимент.

Четвертый этап (2011 г.) — этап обобщения и систематизации всех результатов, а также формулирования окончательных выводов исследования.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые:

• выделена психологическая структура понятия «индивидуальный когнитивный стиль студентов»;

• выделены типовые когнитивные профили студентов: профиль студентов-универсалов, профиль студентов, способных к адаптации и профиль неэффективных студентов;

• установлено влияние индивидуального когнитивного стиля студентов на эффективность их учебной деятельности в образовательном пространстве ВУЗа;

• разработаны психолого-педагогические условия (общие, частные и специфические) оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов в образовательном пространстве высшей школы;

• доказана возможность оптимизации когнитивных стилей студентов психологического факультета с целью повышения уровня их профессионализации.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• подтверждено теоретическое положение о мобильности (изменчивости) индивидуального когнитивного стиля студентов, подразумевающее возможность его коррекции;

• подтверждена важная роль создания психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов;

• смоделированы и описаны типовые профили когнитивной организации студентов-психологов;

• выявлены и описаны качественные стилевые характеристики, (преимущественная модальность восприятия, поленезависимость, диапазон эквивалентности (аналитичность), рефлексивность, ригидность познавательного контроля), характеризующие дифференциально-диагностические различия их проявления у студентов психологического факультета;

• обоснованы теоретические принципы, определяющие содержание специальной коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию когнитивного стиля и способствующей более эффективной учебной деятельности студентов в процессе получения высшего образования.

Практическая значимость исследования:

• систематизирован диагностический комплекс методик, нацеленный на выявление качественных особенностей когнитивной специфики студентов, который может использоваться педагогами в работе со студентами;

• определены качественные дифференциально-диагностические критерии оценки вариативности проявления индивидуального когнитивного стиля студентов-психологов в ВУЗе;

• разработаны условия оптимизации индивидуальных когнитивных стилей студентов в образовательном пространстве высшей школы;

• апробирована специальная коррекционно-развивающая программы, направленная на оптимизацию, когнитивного стиля студентов-психологов и повышающая их успеваемость;

• по результатам исследования написаны две монографии: «Особенности проявления индивидуального когнитивного стиля студентов на начальном этапе обучения в ВУЗе», «Психолого-педагогические условия оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов».

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологически-ориентированным подходом, который опирается на использование последних достижений в двух научных областях — психологии и педагогикеприменением комплекса методик, адекватных целям и задачам исследованиядостаточным количеством испытуемых и длительностью проведения экспериментального исследованиясочетанием количественного и качественного анализа собранных данныхпроверкой гипотезы, а также практической реализацией в рамках учебных программ ВУЗа.

Апробация и внедрение осуществлялись:

• в НОУ ВПО «Институт психологии и педагогики» и ГОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и технологии»;

• основные идеи, положения, результаты и выводы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики*, психологии и предметных методик начального образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет», нашли-свое отражение" в шести публикациях, одна из которых — в рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК, а две являются монографиями.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Психологическая структура индивидуального когнитивного стиля студентов включает в себя два основных компонента, которые осуществляют когнитивное кодирование и когнитивную переработку информации.

2. Познавательная активность студентов и эффективность усвоения ими учебного материала в образовательном «пространстве ВУЗа определяется психологическими особенностями их индивидуального когнитивного стиля.

3. Установлено, что вариативность индивидуальных когнитивных стилей находит свое отражение в виде типовых когнитивных профилей (профиль студентов-универсалов, профиль студентов, способных к адаптации и профиль неэффективных студентов), характеризующихся количественными и ' качественными особенностями структурных компонентов.

4. Для оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов-психологов необходимо создание в образовательном пространстве ВУЗа общих, частных и специфических психолого-педагогических условий обучения.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 172 наименования (в том числе 45 на иностранных языках), 8 приложений, иллюстрирована 23 таблицами и 14 рисунками с диаграммами.

7. Результаты исследования подтвердили объективную значимость разработки психолого-педагогических условий оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов и необходимость их реализации в образовательном пространстве ВУЗов.

8. Проведенное исследование, в целом, позволяет подтвердить теоретическое положение о том, что индивидуальный когнитивный стиль студентов является мобильным образованием, подвергающимся коррекции при создании особых психолого-педагогических условий.

9. В рамках исследования мы убедились в эффективности выбранной нами стратегии, реализуемой в рамках гетерогенной учебной группы, которая предполагала создание такой образовательной среды, когда студенты с разными стилями могут выбрать линию обучения, соответствующую их стилевым особенностям, осваивая по мере своего интеллектуального развития и другие, субъективно новые для них способы изучения реальности.

10. Реализация разработанных условий, в том числе специальной коррекционно-развивающей программы, в системе вузовского обучения убедительно показала возможность использования полученных нами результатов в преподавательской практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного нами теоретико-экспериментального исследования психолого-педагогических условий оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов в образовательном пространстве высшей школы позволили сделать следующие выводы:

1. Проанализированы основные направления психологических исследований по проблеме когнитивной организации и эффективности учебной деятельности студентов, уточнено понятие индивидуального когнитивного стиля, определена его структура.

2. В соответствии с целями и задачами нашего исследования: проведена диагностика основных параметров индивидуального когнитивного стиля студентов, определены типовые когнитивные профили студентов, отличающиеся количественными и качественными характеристиками.

3. В ходе проведенного исследования было выявлено, что индивидуальный когнитивный стиль 60% студентов-психологов 3−4 курса, отнесенных нами к профилю № 2 и № 3, не является оптимальным, что послужило основанием для разработки специальных психолого-педагогических условий оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов.

4. Разработаны общие, частные и специфические психолого-педагогические условия оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов. В рамках этих условий была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа для студентов 3−4 года обучения, направленная на обучение использованию логических приемов мышления и установление междисциплинарных интегративных связей.

5. Реализация предложенной программы приводит в целом к возрастанию уровня аналитичности, рефлексивности и поленезависимости студентовк изменению преимущественной модальности восприятия от сенсорно-эмоциональной в сторону визуальной и слуховой, к возрастанию таких параметров интеллектуальных способностей, как запас знаний, аналитико-синтетические способности, способность к аналогии (обобщению), сформированность научных понятий.

6. Оптимизация индивидуального когнитивного стиля студентов положительно повлияла на успешность усвоения знаний и способствовала достижению более высокого уровня готовности студентов к выпускному государственному квалификационному экзамену.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 216 с.
  2. , Е.С. Исследование импульсивности-рефлексивности в дифференциальной психологии обучения / Е. С. Алешина // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
  3. , В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания / В. М. Аллахвердов. // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
  4. , Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев и др.- М.: Просвещение, 1968. 228 с.
  5. , Г. П. Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач / Г. П. Антонова // Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1968.
  6. Аристотель, Аналитики / Аристотель — пер. Б. А. Фохтом. Минск: Современное Слово, 1998. — 448с.
  7. , А.Г. 'Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во университета, 1979. — 340 с.
  8. , А.Г. Когнитивный стиль личности как средство разрешения проблемно-конфликтных ситуаций / А. Г. Асмолов // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. -Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
  9. , Ю.К. Педагогический процесс // Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский. М., 1989.
  10. , А.П. Понимаете ли вы ученика? / А. П. Байменов. М.: Просвещение, 1987. — 123 с.
  11. , Дж. Сочинения / Дж. Беркли — сост. общ. ред. и вступ.сл. И. С. Нарокого.- М.: Мысль, 2000. 556 с.
  12. , Г. А. Психологические особенности интегративного когнитивного стиля «дифференциальность синтетичность» / Г. А. Берулава // Современные проблемы психологии мышления. — М.: Ежегодник, 1994, вып. 1. — С. 54−64.
  13. , Г. А. Стиль индивидуальности / Г. А. Берулава. М.: МАГО, 1996.-45 с.
  14. , П.П. Школьная успеваемость / П. П. Блонский // Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.
  15. , Дж. «О познавательном развитии : 4.1,2 / Дж. Брунер // Исследование развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. М.: Педагогика, 1971.
  16. , Дж. Психология познания / Дж. Брунер, — М.: Прогресс, 1977.
  17. , A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Брушлинский.- М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
  18. , A.A. Преодолевать неуспеваемость / A.A. Бударный // Народное образование. 1963.- № 10.
  19. Бурменская, * Г. В. О связи динамического и содержательного аспектов познавательного развития дошкольников / Г. В. Бурменская // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / под ред. В. Колги. Таллин, 1986. — С. 73−77.
  20. Веккер, JI.M. .Психика и реальность: Единая теория психических процессов / JIM. Веккер. М.: Смысл, 1998.
  21. , Л.Г. О педагогических системах / Л. Г. Викторова. -Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1989. 101 с.
  22. , М.Н. Очерки психологии младших школьников / М. Н. Волокитина. М.: АПН РСФСР, 1954.
  23. , Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности / Б. А. Вяткин // Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и общения / под ред. Б. А. Вяткина. -Пермь: Изд-во ПТУ, 1992. С. 36−55.
  24. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1998.1068 с.
  25. , A.M. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / A.M. Гельмонт. М.: Акад. Пед. Наук РСФСР, 1954.
  26. , Э. Г. Психологическая основа конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания) / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная, JI.H. Демидова // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 6. — С.35−45.
  27. , Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. -М.: Прометей, 1993. 200 с.
  28. , Е. JT. Моделирование с помощью LISREL: генетическая и средовая* компоненты межиндивидуальной вариативности по признаку зависимости независимости от поля / E.JI. Григоренко, М. С. Лабуда // Вопросы психологии. — 1996. — № 2.
  29. , E.JI. Стили мышления в школе / E. JL Григоренко, Р. Стернберг // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1996. — № 3. — С. 34−42.
  30. , E.JI. Стилимышления в школе / Е. Л. Григоренко, Р. Стернберг// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1997. № 2. — С. 33−42.
  31. , В.В. Виды обобщения в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов) / В. В. Давыдов. -М., 1972.-423 с.
  32. , Г. Д. Ментальная деятельность ученика / Г. Д. Дипольская. М.: Высшая школа, 1986. — 154 с.
  33. , С .Я. Структура и динамика мотивов деятельности / С. Я. Добрынин // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
  34. , А.Е. Когнитивный стиль с точки зрения дилетанта (поленезависимость и обучение) / А. Е. Дружинин // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
  35. , В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб: Питер, 1999.
  36. , В.Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие / В. Н. Дружинин.- М: ПЕР СЭ, 2001. С. 68−79.
  37. , M.G. Проблема зависимости -„независимости от ноля и возможность ее исследования в генетике поведения / М. С. Егорова // Вопросы психологии. -1981. № 4.
  38. , М.С. Психология индивидуальных различий / М. С. Егорова. М.: Планета детей, 1997. — 487с.
  39. , О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2008. — 512 с.
  40. , Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 85−93.
  41. Индивидуальность и способности. Сборник научных трудов / под ред. Дружинина В. Н., Русалова В. М., Потемкина О. Ф. М.: Институт психологии РАН, 1994. -142 с.
  42. Кабанова-Миллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова-Миллер. М.: Знание, 1981.-91 с.
  43. , Г. Введение в дифференциальную психологию учения / Г. Клаус М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
  44. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях : учебное пособие / Е. А. Климов. М.: МГУ, 1995.- 224 с.
  45. Когнитивная психология. Учебник для студентов вузов / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480 с.
  46. Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара / под ред. А. Колги. Таллин, 1986. — 189 с.
  47. , В.А. Дифференциально психологическое исследование обучаемости и когнитивного стиля / В. А. Колга // Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. — 1976.- Вып. 4.
  48. Колга- В. А. Возможные миры когнитивных стилей / В. А. Колга // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. -Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
  49. , В.А. Семинар по когнитивным стилям / В. А. Колга и др. // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 87−89.
  50. , Т.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя / Т. В. Корнилова, Г. В. Парамей // Вопросы психологии. -1989. № 6. ,
  51. , Н.Ф. Современная организация самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Н. Ф. Коряковцева. М.: Изд-во АРКТИ, 2002. — 176 с.
  52. , М. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. М.: Прогресс, 1977.
  53. , A.C. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения в зависимости от сложности социальной перцепции : дис.. канд. психол. наук / A.C. Кочарян. JL: ЛГУ, 1986.
  54. , Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе / Н. Ф. Круглова. СПб.: Питер, 2004.
  55. , Е.П. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости / Е. П. Крупник, E.H. Лебедева .// Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 6. — С. 12−23.
  56. , Н. В. Понятие „педагогическая система“ и критерии ее оценки / Н.В. Кузьмина'// Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980.
  57. , Г. Сочинения в 4 т. / Г. Лейбниц- пер. с франц. и латин.- редкол.: Б. Э. Быховский и др.- АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1982. — Т.4. -1989. — 554 с.
  58. , Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. -М., 1971.-278 с.
  59. , Д.А. К проблеме детерминации индивидуально-стилевых особенностей / Д. А. Леонтьев // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
  60. , Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили -взгляд из 1990-х / Д. А. Леонтьев // Стиль человека: психологический анализ / под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998. — С. 109−124.
  61. , A.B. Стилевые особенности познавательных процессов и учебная деятельность / A.B. Либин // Развитие и диагностика способностей / под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. — С. 131−139.
  62. , A.B. Стилевые и темераментальные свойства в структуре индивидуальности человека : автореф. дис.. канд. психол. наук / A.B. Либин. М., 1993.
  63. Либин, A.B.* Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? / A.B. Либин // Стиль человека: психологический анализ / под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998.
  64. , A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / A.B. Либин. М.: Смысл, 1999.
  65. , Б. Лу Обучение всего класса / Б. Лу. Ливер. М.: Новая школа, 1995. — 48 с.
  66. Ливер, Б. Лу Методы познания: Руководство для учащихся / Б. Лу. Ливер, Р.Оксофрд. США: Изд-во АГИО, 1994.
  67. , Э.И. О месте когнитивного стиля в структуре индивидуальности / Э. И. Маствилискер // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / Под ред. В. А. Колга, Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
  68. Ментальная репрезентация: динамика и структура / Российская академия наук. Институт психологии. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1998.-278 с.
  69. , H.A. Психологические проблемы активизации личности в обучении / H.A. Менчинская. М., 1971. -165 с.
  70. Менчинская, -H.A. Проблемы преодоления отставания в учении / Н. А. Менчинская, З.И. Калмыкова//Народное образование. 1963.- № 4.
  71. , B.C. Индивидуальный стиль общения / B.C. Мерлин"// Психологический журнал. -1982. Т. 3. — С. 26−30.
  72. , B.C. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения / B.C. Мерлин, Е. А. Климов // Советская педагогика. — М.: Просвещение, 1967. № 4. — С. 39−41.
  73. , В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека : автореф. дисс.. докт. психол. наук / В. И. Моросанова. М., 1−995. — 45с.
  74. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. 19-е изд. испр. — М., 1987.- С. 685.
  75. , А.И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль / А. И. Палей // Вопросы психологии. 1982. — № 1.
  76. , И.М. Проблема личности в курсе психологии / И. М. Палей. Д.: Изд-во Ленинградского университета, 1996. — 320 с.
  77. , A.B. Возрастная и педагогическая психология / A.B. Петровский. 2-ое изд. — М. Просвещение, 1979. — 218 с.
  78. Петровский, — A.B. Личность: феномен субъективности / A.B. Петровский. Ростов-на-Дону, 1993. — 290 с.
  79. , С.А. Влияние соотношения когнитивных стилей учителя и учащихся на эффективность учебного процесса : диссер.. канд. психол. наук / С. А. Печорская. Сочи,* 1997. — 176 с.
  80. , Ж. Психология интеллекта. Избранные психолологические труды / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969.
  81. Платон, Диалоги / Платон. М.: Изд-во Мысль, 1998. — С. 19−36.
  82. , И.П. Педагогика / И. П. Подласый. М.: Просвещение, 1996.- 432 с.
  83. Познавательные процессы в деятельности // Сборник научных трудов / под ред. Л. П. Урванцева. ЯрГУ, 1987. — 130с.
  84. , М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / М. Полани. М.: Наука, 1985.
  85. , Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / Н. Н. Поспелов, И. П. Поспелов. М., 1989.
  86. Процессы познания в деятельности личности // Сборник научных трудов. / отв. ред. В. М. Соловьев. Ульяновск: УГЛИ, 1988. — С. 45−67.
  87. Психологический словарь / под ред. В Л. Зинченко. М.: Педагогика-пресс, 1998. — С. 371.
  88. Психологический толковый словарь Электронный ресурс. / Московский психологический журнал. Режим доступа: http:// magazine.mospsy.ru. — Загл. с экрана.
  89. , У.Д. Некоторые проблемы повышения успеваемости в условиях всеобщего среднего образования / У. Д. Розенталь // Советская педагогика. 1975. — № 8.
  90. , С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
  91. , Т. Н. Черты личности и когнитивный стиль: взаимодействие и роль в успешности обучения: дис.. канд. психол. наук / Т. Н. Серегина. Краснодар, 2001.
  92. , К.В. Использование процессуальных показателей для диагностики индивидуального стиля мышления / К. В. Сизов // Новые исследования в психологии. 1988. — № 1. — С. 13−15.
  93. , К.В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям / К. В. Сизов // Вопросы психологии. 1988. — № 2.
  94. , О.М. Методы и формы научного познания / O.M. Сичивица.-М.: Высшая школа, 1993.- 95 с.
  95. , И.Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач / И. Г. Скотникова // Стиль человека: психологический анализ / под ред. A.B. Лйбина. М.: Смысл, 1998.
  96. , Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим- и недисциплинированным учащимся7 Л. С. Славина. М.: АПН РСФСР, 1958. '•. '. '
  97. , М.В. Темперамент, внимание, когнитивный стиль / М. В. Смирнов // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
  98. Современная картина мира: формирование, новой парадигмы.:. О характере и слагаемых новой научной парадигмы // Современная картина мира. Формирование 'новой парадигмы / ред. Э. А. Аэроянц, В. И. Самохвалова. М., 1997. -
  99. , Д.В. Метод измерения индивидуального стиля-познавательной деятельности / Д. В. Сочивко // Методы психологического, исследования: проблемы и поиски путей реализации / под ред. В. А. Барабанщикова и др. М.: Изд-во ИП РАН, 1986. — 220 с.
  100. , П.С. Секреты поведения людей / П. С. Таранов. -.М.: Фаир-Пресс, 2000. 132 с.
  101. , Б.М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Академии пед. наук' РСФСР, 1961.
  102. , В.И. Как избежать неудачных решений (о стилевой репрезентации альтернатив решения): монография / В. И. Терентьева. -Красноярск: КрасГУ, 2004. С. 175.
  103. , И.В. Стилевые и продуктивные характеристики способностей: типологический подход / И. В. Тихомирова // Вопросы психологии. 1988. — № 3.
  104. , В.А. Стили профессиональной деятельности / под. ред. В. А. Толочек. М.: Смысл, 2000. — 199с.
  105. , Д.В. К вопросу о классификации факторов успешности образовательного процесса Электронный ресурс. / Д. В. Толпа. Режим доступа: http:// res.krasu.ru / paradigma/2/5.htm. — Загл. с экрана.
  106. , Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, университете, на работе / Г. Трост // Иностранная психология. -1999.-№ 11.-С. 19−27.
  107. Труды по психологии. Проблемы развития познавательных процессов / Отв. ред. М. А. Котик. Тарту: ТГУ, 1988. — 95с.
  108. , В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов / В. П. Трусов. JL, 1980. — 144 с.
  109. , М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта/ 1N/1.A. Холодная. Киев: УМК ВО, 1990.
  110. , М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности / М. А. Холодная // Психологический журнал. 1992. — № 3.
  111. , М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или „другие“ способности? / М. А. Холодная // Психологический журнал. -1996. № 1.
  112. , М.А. Когнитивные стили: парадигма „других“ интеллектуальных способностей / М. А. Холодная // Стиль человека: психологический анализ / под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998.
  113. , М.А. Лекции по спецкурсу МГУ &bdquo-Когнитивные стили“ / М. А. Холодная. М.: 1999.
  114. , М.А. Феномен „расщепления“ полюсов когнитивных сталей / М. А. Холодная // Интеллект и творчество / отв. ред. А. Н. Воронин. -М.: Рос. Академия Наук. Ин-т психологии, 1999.
  115. , М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. М.: ПЕР СЭ, 2002. — С. 114−121- 207 218- 252−279.
  116. , М. А. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожилом возрасте / М. А. Холодная, Н. Б. Маньковский, Н. Ю. Бачинская, Е. А. Лозовская, В. Н. Демченко // Психология зрелости и старения. 1998. — № 2 — С. 5−13.
  117. Шкуратова- И. П. Когнитивный стиль и общение / И. П. Шкуратова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, 1994. — 156 с.
  118. , И.П. Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация / И. П. Шкуратова // Стиль человека: психологический анализ / под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998.
  119. , А.Г. Психодиагностика когнитивного стиля при обучении компьютерной грамотности / А. Г. Шмелев // Когнитивные стили. Тез. научно-практ. семинара / под ред. В. А. Колга. Таллин: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
  120. Шмелев,» А. Г. Психосемантический анализ стилей межличностного восприятия в семье / А. Г. Шмелев, A.C. Кондратьева // Семья и формирование личности / под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 12−24.
  121. , Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис.. доктора психол. наук / Л. Б. Шнейдер М., 2001.
  122. , A.B. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному / A.B. Щепилова. М.: центр ВЛАДОС, 2005. — 245 с.
  123. , М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования : дис.. канд. психол. наук / М. Р. Щукин Пермь, 1994. -185 с.
  124. , Д.Б. К проблеме периодизации психического развития школьников / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1971. — № 4. -С. 17−29.
  125. Энциклопедический словарь. Психология труда, рекламы, и эргономики / под ред. Б. А. Душкова. Екатеринбург: Из-во Деловая книга, 2000. — 462 с.
  126. Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм. М.: Издат. группа Прогресс, 1995. — 240 с.
  127. Abramson, L.Y. A paradox in depression: Uncontrollability and self-blame / L.Y. Abramson, H.A. Sackeim // Psychol. Bulletin. 1977. — V. 84 (5). -P. 838−851.
  128. Adler, A. Understanding Human Nature / A. Adler. 1927. — 286 p.
  129. Allison, C.W. Validity of the Learning Styles Questionnaire / C.W. Allison, J. Hayes // Psychol. Reports. 1990. — V. 67. — P. 859−866.
  130. Biery, J. Cognitive complexity-simplicity and predictive behaviour / J. Biery // J. of Abnormal arid Soc. Psychology. 1955. — V. 51. — P. 263−268.
  131. Biery, J. Differences in perceptual and cognitive behavior as a function of experience type / J. Biery, S. Messerley // J. of Consulting Psychology. 1957. — V. 21. — P. 217−221.
  132. Bottenberg, E.N. Kognitive attituden und intelligenz / E.N. Bottenberg // Psychlogische Beitrage. 1970. — В. XII (3). — S. 426−440.
  133. Broverman, D.M. Dimensions of cognitive styles / D.M. Br overman.// J. of Personality. -1960. V. 28 (2). — P. 1−14.
  134. Entwistle, N.J. Styles of teaching and learning: An integrated outline of educational psychology for students, teachers and lectures / N.J. Entwistle. -Chichester: Wiley, 1981.
  135. Gardner, R. Cognitive styles of categorizing behavior / R. Gardner I I J. of Person. -1953. Vol. 22. — P. 214−223.. *
  136. Gardner, R.W. Cognitive control. A study of individual consistencies in cognitive behavior. Psychological Issues: Monograph 4. V.l. / R.W. Gardner, P. S. Holzman, G.S. Klein, H.B. Lipton, D.P. Spence. — N. Y., 1959.
  137. Gardner, R.W. Personality organisation in cognitive controls and intellectual abilities / R.W. Gardner, D.N. Jackson, S.J. Messich // Psychological Issues. -1960. V. 11. — № 4.
  138. Gilpin, A. R: Instructional variations and adults conceptual tempo performance / A.R. Gilpin // J. of General Psychology. 1979. — V. 100. — P. 53−61.
  139. Gregors, A.R. Style delineator / A.R. Gregors. Maynard, MA: Gabriel Systems, 1982.
  140. Harvey, O.J. Conceptual system and personality organization / OJ. Harvey, D.E. Hunt, H.M. Schroder N. Y.: John Wiley, Inc., 1961.
  141. Holzman, Ph.S. Leveling-sharpening and memory organization / Ph.S. Holzman, R.W. Gardner // J. of Abnorm. And Soc. Psychology. 1960. — V.26 (3). — P. 142−145.
  142. Honey, P. Using your learning styles / P. Honey, A. Mumford. -Maidenhead: Honey, 1986.
  143. Hooper, F.H. Personality and memory correlates of intellectual Functioning: Young adulthood to old age / F.H. Hooper, J.O. Hooper, K.K. Colbert. Basel- N.Y., 1984.
  144. Kagan, J. Reflection impulsivity: the generality and dynamics of conceptual tempo / J. Kagan // Journal of Abnormal Psychology. — 1966. — № 71.-P. 216−238.
  145. Kagan, J. Individual variation in cognitive processes / J. Kagan, N. Kogan // P.H. Mussen (ed:). Manual of Child Psychology. N.Y.- L, 1970. V. 1. -P. 220−246.
  146. Kelly, G. The Psychology of Personal Constructs / G. Kelly. N.Y., 1955. — 541 p.
  147. Klein, G. Perception- Motives and Personality / G. Klein. — N.Y., 1970. 464 p.
  148. Eewin- K. Feldtheoric in den Soziaiwissenschaften: ausgewahlte theofetische: Schriften7 K. Eewim Berlin- Stuttgart, 1963:.-298 s.
  149. Luk, S.C. The: relationship s between cognitive style and? academic: achievement-/ S.C. Luk,// British Journaliof Educationali Technology: Apr: 98. -Vol- 29: — Issue2. — ' v ¦ '=
  150. Murphy, H.J. Field dependence/independence and. undergraduates' academic performance in an information management program / H.J. Murphy, B. Cusey and J.D. Young // College Student Journal. Mar 97. — Vol. 31. — Issue 1.
  151. Niaz, Mi Mobility-fixity dimension in Witkin’s theory of field-dependence/independence and its implication for problem solving in science / М. Niaz // Perc. and Motor Skills. 1987. — V. 65 (3). — P. 755−764. «- r
  152. Nosal, Ch.S. Psychologiczne modele umyslu / Ch.S. Nosal. -Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1990:
  153. Plomin, R. Reflection impulsivity and intelligence / R. Plomin, A.ll. Buss-// Psychol. Reports. 1973. — V. 33 (3). — P. 726.
  154. Riding, R.J. On the nature of cognitive style / RJ. Riding // Educat. Psychology. 1997. — V.17 (land 2). — P. 29−49.
  155. Riechmann, S.W. A rational approach to developing and assessing the validity of a student learning styles instrument / S.W. Riechmann, A.F. Grasha 7/ J. of Psychology. -1974. V. 87. — P. 213−223.
  156. Rozestraten, RJ. Educational levels and field-dependent/independent perceptual style / R.J. Rozestraten, A. Pottier // Bull. Psychonom. Soc. 1988. -V.26 (3). — P. 212−213.
  157. Schroder, H. Lehrerpersonlichkeit und Erziehungswirksamkeit / H. Schroder. Berlin, 1979. — 317 s.
  158. Stroop, J. R. Studies of interference in serial verbal reactions / J. R. Stroop // J. of Expert Psychology. 1935. — V. 18. — P. 643−662.
  159. Wardell, D. M. Toward a multi-factor theory of styles and theirrelatoinship to cognition and affect / D.M. Wardell, J.R. Royce // J. of Personality.- 1978. V. 46 (3). — P. 474−505.
  160. Wechsler, D. The measurement and appraisal of adult intelligence / D. Wechsler. Baltimore: Williams and Wilkins, 1958.
  161. Witkin, H.A. Psychological Differentiation. Study of Development / H.A. Witkin et.al. N.Y., 1962. — 418 p.
  162. Witkin, H. A. Stability of cognitive style from childhood to young adulthood / H.A.Witkin, D.R. Goodenough, S.A. Karp // J. of Personality and Soc. Psychology. 1967. — V.7. — P. 291−300.
  163. Witkin, H. A. A manual for the Embedded Figures Tests / H.A.Witkin, Ph.K. Oltman, E. Raskin, S. Karp. Consulting Psychol. Press, Inc., 1971.
  164. Witkin, H.A. Psychological differentiation / H.A. Witkin, R.B. Dyk, H.F. Faterson, D.R. Goodenough, S.A. Karp. Potomak, 1974.
  165. Witkin, H.A. Field-dependence and interpersonal behavior / H.A. Witkin, D. Goodenough //-Psychol. Bull. 1977. — Vol. 84. — № 4. — P. 661−689.
  166. Witkin, H. A. Psychological differentiation: current status / H.A. Witkin, D.R. Goodenough, P. Oltman // J. of Personality and Soc. Psychology. -1979. V. 37 (7). — P. 1127−1145.
Заполнить форму текущей работой