Основной единицей административно-территориального делания был дистрикт. В нем смыкались высшие звенья колониальной государственной машины и низовые звенья, представленные остатками местных феодальных институтов. В различных частях страны размеры дистриктов были разные.
Во главе дистрикта стоял чиновник, выполнявший функции магистрата (полиция, порядок) и коллектора (налоги), в его руках была сосредоточена почти вся полнота исполнительной власти. Получалось, что процветание целого региона зависело главным образом от личных качеств чиновника, которому было поручено его управление.
Дистрикты были разделены на более мелкие части, во главе которых стояли местные сборщики налогов.
Дистрикт разделялся также на 10−30 полицейских подокругов.
Верховная судебная власть в президентствах сосредотачивалась в руках суда шудер, делившегося на гражданское и уголовное отделения. В каждом президентстве суд состоял из 3−5 судей, которые были служащими Компании.
Население боялось суда больше, чем воров и разбойников. Обращение с индийцами было чрезвычайно грубым и даже жестоким, свидетелей арестовывали и неделями держали в заключении. Издевательское отношение к местным обычаям в суде доводило людей до самоубийств.
Суды были мощным средством разорения старой феодальной знати и крестьянства. По составленным англичанами законам, землевладельцы обязаны были предоставить документы о том, что они владеют землей более 5 лет, в противном случае суд выносил решение о передаче ее государству.
В довершение к этому индийский народ страдал от полицейского произвола, процветали коррупция и взяточничество. Насилие и пытки — основные способы, которыми пользовались полицейские, расследуя преступления.
Естественно колониальный аппарат вызывал ненависть у народа. Невозможно было выколачивать из индийцев высочайшие налоги, не прибегая к насилию. колониальный индия английский армия При этом на развитие производительных сил Индии не расходовалось никаких средств. В то же время английские власти в Индии вели кровопролитные войны, стоившие огромных денег.