Актуальность темы
исследования. В конце XX столетия в мире произошли значительные изменения в понимании и трактовке этногенеза и современного феномена национальной идентичности многих народов и этносов, компактно или дисперсно проживающих в различных регионах мира. Проблемы наций (этносов) и межнациональных отношений в новом тысячелетии вновь оказались в центре внимания политиков и научного сообщества. Это связано с тем, что современное общество вступило в эпоху глобализации, в условиях которой региональные и национальные особенности, казалось бы, должны раствориться в общем «плавильном котле» сложных международных отношений. Таким образом, возникает угроза унификации этнических особенностей различных народов. Между тем, события, происходящие в современном мире, лишний раз подчеркивают сложность и неоднозначность этих процессов. «Всплеск национализма», о чем в последние десятилетия твердят этнологи и политологи, безусловно, свидетельствует об этом. Эта тенденция, несомненно, связана с стремлением различных народов сохранить свою идентичность и самостоятельность, вплоть до государственного суверенитета. Все это вновь заставляет ученых, политиков обратиться к феномену нации, ее истокам, искать глубинные корни этого явления.
Сегодня ученые все больше склоняются к тому, что нация — это реальная общность, имеющая свои свойства, что ее интересы и ценности обладают приоритетом перед другими интересами и ценностями, а сама она стремится к самостоятельности, определенному политическому суверенитету. Нацияэто общность людей, обладающая относительно стабильными особенностями культуры и языка, а также сознанием своего единства и отличия от других.
Одним из самых важных элементов нации является духовная культура, с такими ее важнейшими компонентами как религия, обряды и обычаи, литература, а также современными формами духовной деятельностиискусством, театром, эстрадой, кинематографом. Сюда же включаются система образования и средства массовой информации, охватывая радио, телевидение и интернет. Именно эти компоненты духовной культуры определяют современное состояние нации и перспективы ее развития. Эти факторы, влияя на сознание народа, вырабатывают представления об его единстве.
Такой подход к осмыслению судеб наций применительно к татарам, особенно в современных условиях, представляет большой интерес. В своем развитии татары прошли сложный путь становления — от средневекового этноса до современной нации. Основу этнокультурных процессов формирования современной татарской нации составили социально-политические и культурно-лингвистические факторы, преломлявшиеся в самоназвании народа, в представлениях об историко-этническом и культурно-языковом единстве.
Переломной эпохой в истории татарского народа следует считать конец XIX — начало XX века. В период бурного развития буржуазных социально-экономических отношений и подъема национальной культуры происходила самоидентификация татарской нации. Благодаря становлению национальной культуры, модернизированной системы образования, нормативного общенационального литературного языка, распространения книгоиздания и общенациональной периодической печати, а также под влиянием исламских ценностей, вокруг татарского этноса возникло поле притяжения тюрко-мусульманских народов России, а также сформировалось ядро развития единой этнополитической нации. Эти процессы привели на рубеже XIXXX вв. к становлению широкого тюрко-мусульманского политического движения, имевшего целью укрепить единство татарской нации и добиться национально-культурной автономии в рамках российского государства.
Что касается современных процессов в татарском обществе, то со всей определенностью можно сказать, что и общемировая тенденция глобализации, и процессы, происходящие внутри самой нации, отнюдь не создают благоприятных предпосылок для этнокультурного возрождения. Тем не менее, сегодня такое возрождение со всеми его издержками — эта объективная реальность. Оно набирает обороты, приобретает новые формы, привлекает новые социальные силы и политические факторы.
Актуальность исследования обусловлена следующими факторами:
— углубленное изучение явлений, связанных с этнической и культурной идентичностью татар в XX веке даст возможность более четко обозначить процессы, происходящие в различных этнических сообществах, живущих в многонациональных государствах, в том числе и в России;
— комплексное изучение данной проблемы позволит внести в научный оборот новые, ранее не публиковавшиеся документы, обновить фактологическую базу исторических исследований в области этнополитических отношений;
— новое осмысление этнокультурной и социальной истории татар в XX веке будет способствовать проведению в жизнь продуманной национальной политики в стране и выработке эффективных методов решения проблем, возникающих в сфере этнических отношений.
Хронологические рамки диссертации охватывают XX век в целом, что дает возможность проследить процессы формирования этнической и культурной идентичности татар на фоне важнейших событий XX столетия и более четко обозначить основные принципы формирования национального самосознания, функционирования институтов власти и общественных организаций, участвующих в этих процессах. При этом нужно иметь в виду и то, что хотя становление современной татарской нации и завершилось к началу XX века, особое теоретическое и практическое значение имеет и анализ возрождения на рубеже XX—XXI вв. тех традиций, истоки которых восходят именно к началу XX века.
Объектом исследования являются татары как этнос, проживающие во многих регионах России, а также в странах СНГ и дальнего зарубежья.
В качестве предмета изучения выступают основные этапы формирования этнической и культурной идентичности татар в XX веке.
Целью нашей работы является выявление особенностей духовной культуры, определение форм проявления и принципов функционирования этнокультурной идентичности татар в XX веке, дисперсно расселенных во многих регионах России и зарубежных странах.
Для достижения поставленной цели автор решает следующие задачи:
— аналитический обзор источников и литературы по исследуемой тематике;
— определение основных этапов становления современной татарской нации, и ее основных составляющих, в начале XX в.;
— выявление характера и специфики процессов национального возрождения у татар на рубеже XX—XXI вв. и анализ его таких основных компонентов как образование, религия, национальное движение и средства массовой информации;
— определение роли и значения Всемирного конгресса татар в консолидации татар;
— анализ основных проблем и характера функционирования татарской диаспорыопределение форм и принципов деятельности татарских общественных организаций в местах компактного проживания татар.
Степень изученности проблемы. Историография вопроса имеет традиционную хронологию, характерную для исследовательской литературы, посвященной проблемам социального и духовного развития татарского народа в XX веке. В ней условно выделяются три периодадореволюционный, советский и современный, характеризующиеся разной степенью идеологизации, объективности и документальной аргументированности аналитических обобщений.
Первые серьезные попытки научного осмысления истории татар как целостного этноса относятся ко второй половине XIX века, когда Ш. Марджани впервые четко сформулировал цели и задачи изучения татар не только как мусульманского, но и как этнического сообщества. Известный труд Ш. Марджани «Местэфадель эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар"1, представляющий собой первый научный труд по истории татар, стал ярким подтверждением данного процесса.
Традиция, заложенная Ш. Марджани, в начале XX века нашла плодотворное продолжение. Татарская историография данного периода, осмысливая коренной перелом в системе социально-экономических отношений российского общества, обозначила основные пути развития татарского народа и его духовной культуры. Показательны в этом смысле труды Ризы Фахретдинова, Габдельбари Баттала, Хади Атласи, Хасангаты Габяши, Юсуфа Акчуры.2.
В целом, дооктябрьская татарская историография сумела объективно, с привлечением содержательного документального и мемуарного материала, обозначить основные пути развития татарского общества.
Иные тенденции начали доминировать в исторической науке советского периода, обусловленные необходимостью новых оценок истории татар, основанных на марксистском подходе. Это четко проявилось в.
1 Мэржани Ш. Местафадел Эхбар фи Эхвали Казан вэ Болгар. — Казан, 1989. — 415 б.
2 Акчура Й. Дамелла Галимждн Эл-Баруди. — Казан, 1997. — Б.29. фундаментальном труде Г. Ибрагимова «Татары в революции 1905 года», представившем новую идеологическую трактовку истории татар начала XX века, в котором преобладают попытки определения прогрессивных тенденций в истории татар, сводившихся к участию татар в революционных о событиях этого периода.
Более взвешенные оценки истории татар делались в эти годы такими крупными исследователями как Г. Губайдуллин и Дж. Валиди4, которым удалось не скатиться на позиции стереотипного советского мышления в отношении татар. Однако такие оценки не имели в советский период долгосрочной перспективы и воспринимались как проявления буржуазных подходов.
Преобладание других тенденций в анализе проблемы нашло свое отражение в известной работе А. Аршаруни и Х. Габидуллина, которые историю татар начала XX века рассматривали, в основном, в контексте борьбы с устаревшими формами общественного сознания, отрицая при этом роль национального фактора в определении перспектив развития народа.5.
Несколько иными оценками отличается появившееся в семидесятые годы XX века серьезное научное исследование обобщающего характера, принадлежавшее перу Х. Х. Хасанова.6 Определенными позитивными переменами в анализе общественной жизни татарского народа, раскрытии природы джадидизма, становления светского образования и культуры в этот о.
Ибрагимов Г. Татарлар арасында революция хэрэкэтлэре //Эсэрлэр: в 8 т. — Казан, 1984. — Т.7. — Б.242−476.
4 Губайдуллин Г. К вопросу об идеологии Гаспринского // Гасырлар Авазы = Эхо веков. -1998. — № ¾ — С.100−101- Валиди Дж. Очерк по истории образованности и литературы поволжских татар (до революции 1917 года). — М.- - Пг., 1923.-368 с.
5 Касимов Г. Солтангалиевчелек Ьэм аньщ тарихи тамырлары. — Казан, 1930; Он же. Пантюркистская контрреволюция и ее агентура — султангалеевщина. — Казань, 1931; Он же. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после революции. — Казань, 1932; Людмилин А. Контрреволюция в рясах и чалмах в 1905 г. в Казанской губерния. — Казань, 1931; Сайфи Ф. Татары до Фенральский революции. — Казань, 1930.-46 с.
6 Хасанов X. X. Формирование татарской буржуазной нации. — Казань, 1977. — 327 с. период отмечены работы Я. Г. Абдуллина, А. К. Каримуллина, А. Х. Махмутовой, Р. И. Нафигова, которые, также на основе вновь выявленных источников, пытались охарактеризовать новые процессы, развернувшиеся в татарском обществе начала XX века. 7.
К числу наиболее серьезных работ этого периода можно отнести исследование Х. Хасанова «Формирование татарской буржуазной нации». Несмотря на всю идеологическую заданность, этот труд чрезвычайно богат фактическим материалом. Хотя книга и перегружена обличением «буржуазного национализма», «пантюркизма», «панисламизма», выискиванием «классовой борьбы татарских трудящихся против феодально-байских эксплуататоров», тем не менее, в книге вводится в научный оборот замалчиваемые тогда имена деятелей татарского возрождения начала XX века: Абдурашита Ибрагимова, Юсуфа Акчуры, Садри Максуди, Гаяза Исхаки и многих других. С позиций «марксистско-ленинской критики» анализируются Всероссийские мусульманские съезды 1905;06 годов, деятельность партии «Иттифак аль-муслимин», а также мусульманских фракций Государственной Думы. Надо отдать должное автору и за то, что в условиях «партийного подхода» к исторической науке он достаточно объективно показал поступательное развитие национальной культуры и системы образования татарского народа на рубеже XIX—XX вв.еков.
В книге также есть попытка критического разбора идейных течений, распространенных в татарском обществе в начале XX века, в частности джадидизма. Автор объясняет это явление происками татарской буржуазии и дает ему негативную оценку. Современные исследователи джадидизму дают диаметрально противоположную оценку, совершенно справедливо оценивая.
7 Абдуллин Я. Г. Татарская просветительская мысль, — Казань, 1976; Каримуллин А. Г. Татарская книга начала XX века. — Казань, 1974; Махмутова А. X. Становление светского г: — 10/С1 шп т г——— iro<-i. v’vpu jviiiL. il11i/i j i n i up. lvv’j’uvci i 111 ivV-11>11VI v nvi 11JVV-.H. i оw i — i vi /. — ivajarib, iyoz,.
Нафигов Р. И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли. — Казань, 1964; Нафигов Р. И. Тайны революционного подполья. — Казань, 1981. его как идеологию религиозного и национального обновления, модернизации жизни мусульман, системы их образования и культуры в широком смысле слова. Впрочем, именно такая оценка джадидизма дается известными оппонентами советских историков и обществоведов — Александром о.
Беннингсеном и Шанталем Лемерсье-Келькеже, а также Эдвардом Лаззерини.9.
Среди фундаментальных исследований советского периода необходимо назвать также коллективный труд «Татары Среднего Поволжья и Приуралья».10 В условиях советской цензуры и замалчивания подлинных фактов новейшей истории татарского народа дооктябрьского периода книга представила читателю достаточно объективную картину национальной жизни рубежа XIX—XX вв.еков. Она также богата статистическими данными и компаративным анализом развития различных народов Российской империи.
Большой интерес представляют исследования по татарской истории, появившиеся за рубежом в этот период и написанные с позиций оппонирования официальной советской идеологии. Среди таких трудов, в первую очередь, следует выделить фундаментальный труд Тамурбека Давлетшина «Советский Татарстан», 11 вышедший в 1974 году в Лондоне. Концептуально книга принципиально отличается от аналогичных советских трудов. Фактологическая насыщенность, безупречная логика и основательная научная база является отличительной чертой этой книги.
Автор достаточно подробно анализирует процессы и события новой и новейшей истории татарского народа, причем под весьма острым критическим углом зрения. Основное внимание автор уделяет анализу.
8 «.
Bennigsen Alexandre, Lemercier-Quelquejay Chantal. Islam in Soviet Union. — New York, 1967.
9 Lazzerini Edward J. Ismail Bey Gasprinskiy and muslim modernism in Russia, 1878−1914.
Washington, 1973.
Татары Среднего Поволжья и Пркурзлг"я. N1., 1967. 538 с. пДавлетшин Т. Советский Татарстан. Теория и практика ленинской национальной политики. — London, 1977. — 392 с. советского периода татарской истории. Будучи специалистом по юриспруденции и экономике, Т. Давлетшин подробно разбирает хозяйственные аспекты деятельности коммунистического режима и систематическое ущемление прав различных народов (в частности, крымских татар) в СССР. Большое внимание уделено также многоуровневому национально-государственному устройству страны. Показывается недостаточность автономного статуса ТАССР в отношении семимиллионного татарского народа, вследствие которого ограничивалась институциональная база поддержки его богатой культуры, системы образования. Автор достаточно подробно описывает эволюцию татарского национального движения с начала XX века. Весьма подробно анализируются события после Февральской революции 1917 года, когда началась стихийная самоорганизация татарского народа. В этот короткий период ярко проявили себя как народные массы, так и лидеры нации. Автор на обширном фактическом материале, документах тогдашних национальных организаций и их форумов показывает широкую панораму социального и политического движения татарского народа.
Новый этап в отечественной историографии начинается в конце 1980;х гг. Он обусловлен кардинальными политическими переменами в стране, открывшими перед научным сообществом новые исследовательские перспективы, тесно связанные со стремительной деидеологизацией, исчезновением «запретных» тем, широким доступом к архивным источникам. В связи с этим расширилась также методологическая база научных исследований, ранее ограничившаяся марксистским подходом. Эти обстоятельства способствовали появлению комплексных трудов, детально рассматривающих различные формы становления этнической и культурной идентичности татар.
Изучение истории татар является сегодня одним из активно развивающихся направлений в историографии. Объектом исследований становятся не только отдельные региональные группы татар, но и проблемы этнической истории и духовной культуры народа в целом.12 В современных условиях весьма актуальным остается осмысление различных аспектов истории татар, много внимания уделяется изучению специфики ислама в татарском обществе, феномену джадидизма, деятельности общественно-политических организаций и движений. Все это открывает новые возможности для концептуального переосмысления истории народа. Это, в первую очередь, работы Р. Гайнетдинова, Д. М. Исхакова, С. М. Исхакова, Р. М. Мухаметшина, Ф. М. Султанова, Д. М. Усмановой, А. Ю. Хабутдинова, Р. С. Хакимова, А. Н. Юзеева, Л. А. Ямаевой.13.
Амирханов Р. У. Образование татарской нации // Материалы по истории татарского народа. — Казань, 1995. — С.298−334- Он же. Развитие татарского предпринимательства в начале XX в. (1901;1917) // Поволжье в системе всероссийского рынка: история и современность: Материалы научной конференции. — Чебоксары, 1999. — С.228−249- Он же. Татарский народ и Татарстан в начале XX века: Исторические зарисовки. — Казань, 2005. -С.92−110- Гибадуллин М. З. Общие тенденции и особенности формирования капиталов татарской буржуазии России (1861−1913): дис. канд. экон. наук. — Казань, 2001; Загидуллин И. К. Исламские институты в Российской империи: Мусульманская община в Санкт-Петербурге. XVIII — начало XX вв. — Казань, 2003; Сенюткин С. Б. Основные тенденции развития татарских общин Нижегородского Поволжья с последней трети XVI до начала XX в.: дис. докт. ист. наук. — Н. Новгород, 2002; Филиппов Д. Ю. Купечество города Касимова в конце XVIII — начале XX в.: дис. канд. ист. наук. — Рязань, 1999; Хайретдинов Д. З. Мусульманская община Москвы в XIV — начале XX вв.: дис. канд. ист. наук. — М., 2001; Таиров Н. И. Акчурины. — Казань, 2002; Его же. Нижегородская ярмарка и татары // Гасырлар авазы = Эхо веков. — 2004. — № 2. — С.260−264- Абубакирова М., Шамсутдинов И., Хасанжанова Р. Историю оставить народу своему. — Троицк, 2002; Нигамедзинов Ф. Ф. Заметки о казанском татарском купечестве XIX — XX столетий // Поволжье в системе всероссийского рынка: история и современность: материалы научной конференции. — Чебоксары, 1999. — С.220−227- Нигамедзинов Ф. Ф. Купеческое сословие России на рубеже XIX — XX веков. — Казань, 2003; Ямаева J1.A. Мусульманский либерализм начала XX века как общественно-политическое движение. — Уфа, 2002.
13 Исхаков Д. М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. — Казань, 1997; Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке. — Казань, 2003; Хабутдинов А. Ю. Миллет Оренбургского духовного собрания в конце XVIII—XIX вв.еков. -Казань, 2000; Он же. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII-начале XX веков. — Казань, 2001; Ибрагим Т. К., Султанов Ф. М., Юзеев А. Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. -Казань, 2002; Хайрутдинов А. Г. Наследие Мусы Джаруллаха Бигиева: сборник документов и материалов. — Bbin.IV. — Казань, 2003; Ямаева JI.A. Либеральное общественно-политическое движение российских мусульман в начале XX в. (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний): автореф. дис. докт. ист. наук. — Уфа, 2003; Усманова Д. М. Мусульманские представители в Российском парламенте. — Казань,.
Большое значение для раскрытия проблематики диссертационного исследования имеют также труды специалистов, посвященные анализу правовых, социально-экономических и политических условий функционирования татарского общества.14.
Своеобразным этапом в изучении истории татар стало появление коллективной монографии «Татары"15 и первые тома «Истории татар».16 Эти труды, по сути дела, стали значительным шагом в постановке методологических проблем. В последние годы появился ряд исследований, вносящих значительный вклад в теоретическое осмысление истории татар.17.
Значительным шагом в изучении современного состояния татарской нации.
18 можно считать выход сборника «Татарская нация в XXI веке». В статьях Д. М. Исхакова, Р. М. Мухаметшина, Ю. Шамильоглы, И. Л. Измайлова и других рассматриваются различные аспекты национальной истории, ее соотношения.
2005; Хакимов Р. С. Метаморфозы духа (к вопросу о тюрко-татарской цивилизации). -Казань, 2005.
14 Тагиров И. Р., Валеев Р. К. Общественно-политическая жизнь в первой четверти XX века // Материалы по истории татарского народа. — Казань, 1995. — С. 388−423- Валиев Р. Фажига. — Казань, 1996; Султанбеков Б. Ф. Страницы секретных архивов. — Казань, 1994; Его же. Сталин и «татарский след». — Казань, 1995; Литвин А. Л. Запрет на жизнь. -Казань, 1993; Магдиев М. Реализмга таба. — Казань, 1989; Загидуллин И. К. Татарская школа и русификаторская политика царизма во второй половине XIX в. // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. — Казань, 1992. — С. 60−84- Исхаков С. М. Общероссийская партия мусульман // История национальных политических партий России. — М., 1997. — С.214−232. Фахрутдинов P.P. Татарский либерализм в конце XIXначале XX века (очерки политической истории). — Казань, 1998;. Гаффарова Ф. Ю. Садри Максуди. — Казань, 2001; Ногманов А. И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в Российском законодательстве второй половины XVI — XVIII вв. — Казань, 2002; Волхонский М. А. Национальная политика и правительственные круги накануне и в годы первой русской революции: Автореф. дис. канд. ист. наук. — М., 2003; Махмутова А. Х. Лишь тебе, народ, служенье! (История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллинных-Буби). — Казань, 2003; Юсупов М. Х. Галимджан Баруди. — Казань, 2003; Хабутдинов А. Ю. Лидеры нации. — Казань, 2004; Амирханов Р. У. Татарский народ и Татарстан в начале XX века: Исторические зарисовки. — Казань, 2005; Сенюткина О. Н. Первый съезд мусульман России. — Нижний Новгород, 2005; Мухаметшин Р. Г. Татарский традиционализм: особенности и формы проявления. — Казань, 2005. Амирханов Р. У. Амирханнар. — Казань, 2005 (на тат.яз.).
15 Татары.-М., 2001.
16 История татар. — Казань, 2002. -2007. — Т.1. — 551 е.- Т.2. — 956 с.
17 u г г Г Ч Т XT.
Единство татарский нации. — Казань, 2002. — 317 е.- Национально-культурные нроолемы татар России, проживающих вне Татарстана, и пути их решения. — Уфа, 2002. — 176 с.
18 Татарская нация в XXI веке: проблемы развития. — Казань, 2006. — 455 с. с общероссийской историей. Отдельные статьи сборника посвящены рассмотрению проблем национальной идентичности современных татар. Отдельный раздел сборника посвящен различным аспектам жизни татарских общин регионов России.
Рассмотрение проблем развития татарского этноса было бы неполно без обращения к теме национальных общин народа в регионах Российской Федерации и странах зарубежья. Необходимо сказать, что в советскую эпоху эта тема замалчивалась, а сама национальная жизнь структурировалась разве что в рамках сельских поселений татар. Дисперсное расселение народа создает серьезные проблемы в обеспечении единой национальной жизни, общего духовного и информационного пространства.
В последние 10−15 лет, о жизни татарских общин за пределами Татарстана вышло не мало публикаций самого разного характера, начиная с публицистических очерков, кончая серьезными научными исследованиями.
Особенно много литературы в последние годы появилось посвященной проблемам татар, проживающих на территории Башкортостана. Это было обусловлено не только научными интересами. Дело в том, что, несмотря на определенную системную и структурную институционализацию жизни татарского населения Башкортостана (здесь есть татарские школы, периодические издания, театральные и художественные коллективы), в последние годы ситуация заметно осложнилась. Надо признать, этому способствовали как необдуманные шаги властей соседней республики, так и безответственные действия радикальных кругов татарского национального движения. И сегодня многие вопросы, находившие решения в недавнем прошлом, опять приобрели актуальность. Поэтому не случайно в научной литературе обсуждаются многие аспекты жизни татар Башкортостана, которые, действительно, нуждаются и в теоретическом осмыслении, и в практическом решении. Это и сохранение, и развитие системы национального образования татарского населения Башкортостана, функционирование татарского сегмента информационного пространства этой республики, удовлетворение духовных потребностей наших соотечественников и т. д.19.
Из регионов, история татар в которых изучается довольно активно и продуктивно, можно выделить Нижегородскую область. Что касается самих татар Нижегородской области, необходимо отметить активную издательскую деятельность местной общины. В последние годы заметно увеличилось количество книг и по исламской проблематике. Интересной тенденцией в историографии татар Нижегородской области является появление ряда работ, разрабатывающих прошлое отдельных татарских сел.20.
Что касается современной историографии по истории нижегородских татар, то, в первую очередь, можно выделить труды С. Б. Сенюткина, 1.
О.Н.Сенюткиной, Д. М. Мухетдинова.
19 Закиров Р. З. Милли мэсьэлэлэр: Ьэм гамэллэр // Татарстан. — Казан, 2004. — № 1. — Б.36−41- Закиров Р. З. Татар яшьлэре яшьнэп яшэрме // Татарстан — Казан, 2004. — № 8 — Б.26−29- Он же. Татарньщ иле кайда?// Казан утлары. — Казань, 2005. — № 8 — Б.153−159- Он же. Халык язмышы белэн уйнамыйлар// Татарстан — 2003 — № 3. — Б.32−36- Давлетшина З. М. Татарское население Башкортостана: Этнодемографическое исследование. — Уфа, 2001; Исхаков Д. М. О некоторых аспектах проблемы места приуральских татар в этнической структуре татарской нации // Приуральские татары. — Казань, 1990. — С. 4−12- Исхаков Д. М. Становление национального самосознания татар // Татарстан. — 1993, № 6. — С.54−58- Сибагатов Р. Г. Башкортостан татарлары. Тел, тарих, мэдэният мэсьэлэлэре. — Казань,.
2002;
Булатов И. Ф. Урта. Прошлое и настоящее. — Сергач, 2000; Баязитов Р. Ж., Макарихин В. П. Восточная Мещера в средние века (К вопросу этногенеза татар в Нижегородском крае). — Нижний Новгород, 1996; Баязитов Р. Ж., Макарихин В. П. Нижегородние татары-мишаре в новое время. — Нижний Новгород, 1996; Белялов У. Б. Не забыть нам Пицу родную. — Казань, 1995; Хафизов М. З. Трагедия в татарской деревне. Исторический очерк. — Нижний Новгород, 1999; Орлов A.M. Мещера, мещеряки, мишаре. — Казань, 1992; Орлов A.M. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы (очерки). -Нижний Новгород, 2001; Мухамедова Р. Г. Татары-мишари: Историко-этнографическое исследование. — М., 1972; Хафизов М. З. Нижегородские татары. Очерки истории. -Нижний Новгород, 1998. Маннапов Ш. Язмышларыбыз уртак // Казан утлары. — 2000. — № 1. — Б. 180−181- Гусева Ю. Н. История татарских сельских общин Нижегородской области в.
XX веке: (1901;1985). — Нижний Новгород, 2003.
Мухетдинов В. Азан над Волгой. — Нижний Новгород, 2006; Мухетдинов В. Из прошлого мусульманского образования на Нижегородчине в XVIII — начале XX вв. -Нижний Новгород, 2005; Сенюткина О. Н., Сенюткин С. Б., Гусева Ю. Н. История татарских селений Большое и Малое Рыбушкино Нижегородской областиСенюткина O.K. Тшрктм как историческое явление. — Нижний Новгород, 2007; Сенюткин С. Б. История татар нижегородского Поволжья с последней четверти XVI до начала XX в. -Нижний Новгород, 2001; Сенюткин С. Б. Основные тенденции развития татарских общин.
В последние годы также активизировались исследования по изучению истории и современного положения татар в таких крупнейших городах.
22 23 24 2S.
России как Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Оренбург и прилегающих к ним областях.
Историография различных субэтнических групп татар также достаточно богата. Особенно много работ выходит по истории и современности сибирских и астраханских татар. Историей сибирских татар занимается большая группа ученых-гуманитариев. Сред них и историки, и языковеды, и этнографы. В связи с тем, что в списках переписи 2002 года сибирские татары были заявлены как самостоятельный этнос, проблема их изучения приобрела и политический оттенок. Среди исследований особо следует выделить труды таких ученых как Ф. Т. Валеев, Ф. А. Байрамова,.
Х.Ч.Алишина, Г. Х. Ахатов, Г. Л. Файзрахманов, Р. С. Ишимова.
Нижегородского Поволжья с последней трети XVI до начала XX века: автореф. дис. д-ра ист.наук. — Нижний Новгород, 2002.
22 Асадуллин Ф. А. Москва мусульманская. — М., 2004; Он же. Ислам в Москве. — М., 2007; Хайретдинов Д. Мусульманская община Москвы в XIV — в начале XX в. — Нижний Новгород, 2002; Нэжипова К. Мэскэу татарлары // Мирас.- 1997. — № 8. Б.112−117- Шэфыйков Я. Татар Мескэуе // Татарстан. — 2002. — № 8/9. Б.38−42- Алишев С. Х. Образование татарской слободы в Москве // Гуманитарное образование в системах политики и культуры. — Казань, 2002. — С. 18−20- Гончарова Н. С. Татарское население Москвы. Тендерный аспект // Тендерные проблемы в общественных науках. — М., 2001. -С.197−215;
23 Теляшов Р. Х. Татарская община С.-Петербурга. — СПб, 2003; Искэндэров М. Санкт-Петербургта татар жэмгыяте усеше Ьэм яшэеше// Татарстан. — 2003. — № 5. — Б. 16−18- Сэетбагин. СанктПетербургтагы татар жэмгыяте эшчэнлеге тэжрибэсе // Татарстан. -2003, — № 5. — Б.22−27.
24 Мэрданов Р. Ижау шэЬэре татарлары тарихыннан. — Казан, 2006. — 263 б.- Гаратуев М. Некоторые эпизоды из жизни коренного ижевчанина. — Ижевск, 2004.
25 Косач Г. Татары Оренбургской области: между диаспорой и автохтонностью // Диаспоры. — М., 2005. — № 2. — С.96−130.
26 Валеев Ф. Т. Татары Западной Сибири: история и культура. — Новосибирск, 1996; его же: Сибирские татары // Идель. — Казань, 1993. — № 4- Татары земли сибирской (Тюменская область). Словник / Автор-составитель Алишина Х. Ч. — Казань, 2005; Ерш И. А. Некоторые проблемы изучения этнического самосознания сибирских татар // Народы Сибири и сопредельных территорий. -М., 1995. — С. 132−139- Корусенко С. Н. Этническое самосознание татар Сибири: проблемы изучения // Культурное наследие народов Сибири и Севера. — СПб., 2004. — С.216 221- Тсмилсв Н. А. Сибирские татары: этническая ситуация и этнические процессы // Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. -Омск, 1997. — № 2. — С.95−107.
Очень сложные, неоднозначные процессы наблюдаются в субэтнической группе астраханских татар. На этническом самосознании здешних татар сказываются самые разные факторы, в том числе взаимовлияние других тюрко-язычных народов юга России, скажем, ногайцев, кумыков и др. Несмотря на древнюю и богатую культуру астраханских татар, здесь дают знать о себе и ассимиляционные процессы. История и современность астраханских татар довольно активно изучается. Здесь можно назвать таких авторов, как Р. Ш. Арсланов, И. К. Калмыков, Р. ХДерейтов, Р. А. Сикалиев и др.
В историографии татарского этноса имеются определенные пробелыв ней отсутствуют крупные концептуальные и сводные работы по истории диаспоры. Ее отдельных фрагментов касались многие исследователи и публицисты — А. Г. Каримуллин, И. Нуруллин, Т. Айди, М.А. А. Усманов, И. Р. Тагиров, Я. Гришин, Ф. М. Мусин, X. Минегулов, А. Сахапов и др.28.
Среди трудов, которые внесли определенную систему в изучение татарской диаспоры, можно назвать книги Р. Б. Гайнетдинова «Тюрко-татарская политическая эмиграция: начало XX века — 30-е годы» и И. А. Гилязова «На другой стороне. Коллаборационисты из поволжско.
29 приуральских татар в годы второй мировой войны".
И.А.Гилязов в своей книге впервые без идеологических оценок, объективно и скрупулезно, на основании большого количества зарубежных архивных материалов, осветил попытки нацистской Германии привлечь.
27 Арсланова Л. Ш. Татары Нижнего Поволжья и Ставрополья. — Наб. Челны, 1995. — 191 е.- Калмыков И. К., Керейтов Р. Х., Сикалиев А. И. Ногайцы: Историко-этнографический очерк. — Черкасск, 1988; Сафин М. А. Эстерхан тээссораты // Мэйдан Чаллы, 2002. — № 7.
Б.176−181.
28 w.
Иертэ безне язмышлар. — Казан, 2002; Кэримуллин. Теркиядэ «Казан» журналы: Теркиядэ терки-татарлар // Казан утлары. — 1997. — № 2. Б. 155−170- Кэримуллин. Япониядэ терки-татар магбагачылары // Мирас. 1997. — № 8. — Б.52−56- Мицнеголов X. Аерылмас тешенчэлэр // Мирас. — 1997. — № 11. — Б.71−83- Мусин Ф. Милли яцарыш юлында // Мирас. — 1999. — № 8. — Б.79−85- ТаЬиров И. Татарны бердэмлек яшэтер! -Мирас. -2005. — № 7. — Б. 12−17.
1 аинетдинов jt.jo. i юрко-татарская политическая эмиграция: начало XX века — JU-e годы. — Наб. Челны, 1997; Гилязов И. А. На другой стороне (Коллаборационисты из поволжско-приуральских татар в годы второй мировой войны). — Казань, 1998. — 252 с. восточные народы СССР к военному и политическому сотрудничеству на своей стороне. Выводы автора имеют и важное социально-политическое значение: развеян миф о тысячах наших соотечественниках, якобы сражавшихся в годы второй мировой войны против своей Родины в рядах легиона «Идель-Урал».
Говоря о зарубежной татарской историографии, следует отметить, что ведущие зарубежные историки и обществоведы, обращавшиеся к «татарскому вопросу» в конце XX столетия, были представлены в Великобритании (М.Броуксоп), Франции (А.Беннигсен, Ш. Лемерсье-Келькеже), США (Р.Пайпс, Ю. Шамильоглу, Азаде-Айша Рорлих), ФРГ (А.Авторханов, Т. Давлетшин, Г. Султан), Турции (Н.Девлет, Г. Акыш), Польше (С.Хазбиевич, А. Ахматович), Литве (Т.Байрашевскайте), Беларуси (И.Канапацкий), Китае (М.Чанышев), Казахстане (Г.Хайруллин).
Историк Р. Б. Гайнетдинов справедливо пишет, что «в период, когда отечественная обществоведческая наука умалчивала о целых периодах национальной истории народов Поволжья и Приуралья, зарубежная историография продвинулась в этом направлении далеко вперед. Именно благодаря наличию на Западе солидной историографической базы об этих деятелях во многом удалось восстановить в истории народов имена их великих представителей».30.
Среди современных зарубежных ученых особо следует выделить труды видного тюрколога Надира Девлета. В его работах детально освещены вопросы реформаторских движений тюркских народов в Урало-Поволжье, Крыму, на Кавказе и в Средней Азии, история татарского книгопечатания, деятельность джадидских учебных заведений, политических движений и партий тюркских народов, участие депутатов-мусульман в работе I-IV Государственных Дум, вопросы культуры, литературы, науки и искусства тюрко-татар.31 ал.
Т^ОТГТТС^ТЧТТХТТГЧГ" D Г ЛТ’ПП /-«/-"тт Р О О ж MXlxxvx-^IlllWLf л. .JL/. J 1VUO. » .
О 1.
Nadir Devlet. 1917 Eklim Intilali ve Turk-Tatar Millet Meclisi. — Istanbul: Otuk Nesriyat, 1998; Он же. Русия теркилэренен, милли керэше тарихы (1905;1917). — Казан, 1998.
В Польше фундаментальные исследования истории, быта и культуры польско-литовско-белорусских татар берут начало еще в XIX веке. К истории этой части татарского этноса обращались выдающийся востоковед Антон Мухлиньский, муфтий Польши Якуб Шынкевич, варшавский имам Али Воронович и ученый Станислав Крычиньский. В 1929 году был издан «Гербовник татарских родов в Польше», в котором были представлены 12 генеалогических таблиц. В 30-е годы здесь выходили периодические издания «Пшегленд Исламски», «Речник Татарски», «Жиче Татарске». Война и пребывание Польского государства в социалистическом лагере прервали научные изыскания, касающиеся татарской части польского общества. После распада социалистического блока периодические издания польских татар были восстановлены. В 1986;1991 годах здесь издавался ежеквартальник «Жиче Мусульманске», продолживший традиции прежних татарских изданий. С 1993 года выходит альманах Союза польских татар «Рочник Татарув польских».
В бывших республиках Советского Союза — ныне независимых странах — татароведения, как самостоятельного направления, в советское время не было. Историография татарского народа, согласно партийным установкам, не выходила за пределы истории ТАССР. Те немногие исследователи, которые брались за эту тему, ограничивались, как правило, региональными исследованиями этноса и во многом рисковали, если их выводы не соответствовали официальным идеологическим установкам в отношении татарского народа.
Одной из первых книг о татарах, проживающих за пределами Татарстана, появившейся в постсоветском пространстве, стала книга белорусского историка И. Б. Канапацкого «Белорусские татары: прошлое и современность» (на белорусском языке), написанная в 1993 году вместе с московским исследователем С. В. Думииым. Правда, авторы этой книги небезосновательно подверглись серьезной критике со стороны татарстанских ученых, в первую очередь, в связи с тем, что они выделяли польскол л литовско-белорусских татар в отдельный этнос.
В Литве активное изучение региональной истории польско-литовских татар началось так же в постсоветский период. Начало серьезным исследованиям положила Тамара Байрашевскайте в 1995 году своей книгой «Литовские татары в XIX веке». Однако татароведение в Литве конца XX века характеризуется, в основном, многочисленными публицистическими изданиями, авторами которых являются журналисты и общественные деятели — Минсаид Байрашевский, Адомас Асапнавичюс, Ромуальдас Макавкецкас, Галим Ситдиков. В настоящее время молодые ученые из литовских татар — Адас Якубаускас и Галина Мишкинене — плодотворно занимаются поиском, изучением, введением в исторический оборот сохранившихся у населения археографических источников по истории польско-литовских татар.
В Казахстане и Украине, при отсутствии крупных научных исследований по истории татарского этноса, активно работают писатели и публицисты Тимур Загит, Равиль Гузаиров, Менгали Мусин, Мунир Ерзин (Казахстан), Салих Замалеев, Фуат Муртазин (Украина). Существенно пополняет знания о татарах Украины выходящий с 2002 года в Киеве ежемесячный журнал «Дуслык» — орган Всеукраинского Татарского культурного центра «Туган тел». В тоже время, нельзя не отметить.
32 Думин С. У., ГБ.Канапацю. Беларусшя татары: мшулае i сучаснасцью. — Мшск, 1993. В 2000 году вышла книга И. Б. Канапацкого и соавторов: 1.Б.Канапаща, A.I.Смолк. Псторыя i культура беларусских татар. — Мшск, 2000.
33 Впоследствии И. Б. Канапацкий пришел к выводу о целостности татарского народа и в переработанном русском издании намеревался опубликовать свои выводы, однако.
ПрС/гСДСБрСМСНКаЯ CIvICpTb НС ПОЗВОЛйЛа ОСуЩсСТВйТЬ ЗаДутаННОс. 13 НаСТОЯЩсс ВрсМЯ исследования в отношении культуры и истории белорусских татар продолжает его дочьЗ.И.Канапацкая. проводившиеся в последнее время в Казахстане и Кыргызстане крупные региональные изыскания, которые легли в основу ряда научных сборников, существенно расширивших зарубежное татароведение.34.
Рассматривая современную литературу о татарах, безусловно, нужно учитывать и то, что исследования последних лет ведутся в русле существующих научных концепций или научных споров, которые идут вокруг проблем наций.
Сегодня в мировой науке общепринята точка зрения, что феномен нации и национализма зародился в Европе в эпоху буржуазных революций XVIII.
XIX веков. Именно тогда начался процесс формирования современных европейских наций и государств. Эволюцию татарского народа, его общественного сознания и национальной идеологии в последние сто лет нельзя рассматривать вне этого конкретного исторического контекста, как российского, так и общемирового масштаба.
Конечно, национальная идеология татарского народа на рубеже XIX.
XX веков формировалась не без влияния извне. С одной стороны,.
34 Семипалат татарлары. — Семипалатинск, 1998. Татары на севере Казахстана (история и современность). — Петропавловск, 2004. Татары и башкиры в Кыргызстане // Материалы научно-практической конференции, посвященной 1000-летию Казани и 200-летию Казанского университета. — Бишкек, 2005. История формирования материальной и духовной культуры татар в Казахстане и Сибири // Материалы международной научно-практической конференции. — Усть-Каменогорск, 2006.
35 Сидорина Т. Ю., Полянников Т. Ю. Национализм: теория и политическая история. — М.,.
2006. Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии. — М.,.
2001. Арутюнян Ю. В. Дробижева JI.M., Сусоколов А. А. Этносоциология. — М., 1998. Абдулатипов Р. Г. Этнополитология. — СПб., 2004., Абдулатипов Р. Г. Этнофедералогия. -СПб., 2004. Садохин А. П. Этнология. — М., 2001. Хрох М. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: Процесс строительства наций в Европе // Нации и национализм. — М., 2002. Эрнст Геллнер. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Нации и национализм. — М., 2002. Смит Э. Д. Национализм и историки // Нации и национализм. — М., 2002. Смит Э. Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. — М., 2004. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. — СПб., 1998. Хобсбаум Э. Принцип этнической.
ТТ*ТГТТП TrrTaWTTr4AfTf ТГ ТГПТТТГАТТ Л ПТГП" Ж г> ГЛТТТТЛТ1 Сп’ЛЛЧТТЛ // Т-Хотттжтх тт ттпгтттлттп тттти J, А Л" li^/fiiiw^jivmiiw in хх iiui4, nviiujji:iom и ww. L>pvivivmiv/ti / / x 1U141111 и ницлинилгиш. x"x.
2002. — 305 е.- Калхун К. Национализм. — M., 2006; Национализм в мировой истории. — М.,.
2007. интенсивная, насыщенная внутренняя духовная жизнь мусульман Российской империи породила идеологию джадидизма, своеобразной исламской реформации. С другой стороны, на российских мусульман, несомненно, оказывали значительное воздействие общественно-политические процессы в России и за рубежом. Дело в том, что к концу XIX века татарский национальный капитал достаточно окреп и обрел конкурентоспособность. И в этом своем новом качестве он стал испытывать большую потребность в квалифицированных кадрах и новых идеях, способных обеспечить этническую мобилизацию этих кадров. Поэтому немалое число мусульман из обеспеченных слоев татарского общества оказалось в зарубежных учебных заведениях (в основном, европейских), поскольку доступ в российские вузы для них тогда был закрыт. Например, в начале XX века два выдающихся деятеля татарского национального движения — Юсуф Акчура и Садри Максуди — находились в Париже, обучаясь в знаменитом университете Сорбонне.36 Как известно, эти два творца национальной идеологии с большим увлечением изучали труды Эрнеста Ренана (в частности, его знаменитое произведение «Что такое нация?»), Отто Бауэра и других европейских авторов.
В Советском Союзе теоретические проблемы «национального вопроса» активно разрабатывались в рамках марксистско-ленинского учения. Неудивительно, что, в конечном счете, эти «концепции» оказались не совсем адекватны реалиям жизни. Все это отчетливо дало о себе знать в последние годы существования СССР. В сущности, национальная политика КПСС во многом была манипулятивной. Несмотря на существование институциональных структур обеспечения национальной жизни (национальные республики, учреждения образования, культуры и т. д.), конечной целью государства провозглашалось сближение наций, стирание их.
ТТТХТТТХТХ ТХ лКг"Г* /ГТтАП (1TTTJO Л TTTJTTATI илтлгмлталт/лт! Л^ТТТТТЛРТЧ! ЛЛТ) агГЛ"1/Т1ГГ jjytwjlll mil XX ^VJ^/milJ^/VJL"UliriV v^lllivyxi nv X Wjjyxi. IVVUfll WW. l^i A XX VV/1>VX V1WX X-*.
36 Айда А. Садри Максуди Ареал. -M., 1996. — С.35−41. народа. И, конечно, КПСС, согласно своей доктринальной концепции, выстраивала национальную политику. В такой ситуации пространство развития национальной культуры, системы образования невероятно сужалось, что способствовало ускорению ассимиляционных процессов.
К сожалению, уроки краха национальной политики КПСС до сих пор не осмыслены некоторыми политическими силами и академическими кругами современной России. Проявившие себя в последнее время тенденции в национальной политике Российской Федерации позволяют говорить о возврате манипуляционных технологий в эту чрезвычайно тонкую и сложную сферу нашей жизни.
В настоящее время в российской этнологии и этнополитологии обозначились две позиции, которые наиболее ярко представляют Р. Г. Абдулатипов и В. А. Тишков. Первый отстаивает устоявшийся классический подход, определяющий нацию как общность людей объединенных общей культурой, территорией, историей, языком и т. д. В таком подходе существует свой понятийно-категориальный аппарат, во многом оправдавший себя и показавший действенность на практике. Р. Г. Абдулатипов настаивает на реальном существовании наций-этносов и необходимости их сохранения, как субъектов истории.37 Его оппоненты отрицают само существование наций-этносов, каковыми, на наш взгляд, являются многие народы Российской Федерации, в том числе и татары. По мнению В. А. Тишкова, нации-этносы являются мифами: «Этносы существуют исключительно в головах.
38 этнографов".
Отрицая нации-этносы, В. А. Тишков и его последователи признают существование лишь наций-государств. Таким образом, статусом нации.
37 Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. — М., 2000. — С.41−50.
Тишков В. А. Советская этнография: продолжение кризиса // Этнографическое обозрение. — 1992. — № 1. — С.5−10. наделяются лишь те народы, которые успели обзавестись своими государствами.
Такой подход, конечно, имеет право на существование. Однако, по мнению Р. Г. Абдулатипова, эти две концепции вовсе не противоречат одна другой: «Если мы хотим формировать Россию как нацию-государствоединую и неделимую родину всех этносов-народов, мы должны с уважением относиться друг к другу, сохранять друг друга, беречь, обеспечивать развитие и традиционную этнокультурную систему самобытного жизнеобеспечения».39.
Между тем, теоретические концепции, отрицающие реальность этносов, не так безобидны на практике. Объективно они льют воду на мельницу политических кругов, провозглашающих своей конечной целью ассимиляцию нерусских народов Российской Федерации. Поэтому нельзя не согласиться с Р. С. Хакимовым, который пишет: «За всем этим у В. А. Тишкова стоит одна идея, что все этнические, национальные, государственные явления — всего лишь манипуляция каких-то национальных активистов. В соответствии с собственной теорией манипуляций В. А. Тишков на практике пытается заниматься тем же».40.
Особенно пагубно сказались подобные манипулятивные концепции и технологии на проведении Всероссийской переписи населения 2002 года. В угоду сомнительным политическим целям традиционная и отработанная десятилетиями методика проведения подобных переписей была пересмотрена. Из анкет был исключен ключевой вопрос о родном языке, единый татарский народ в переписных листах был поделен на множество субэтнических групп, с целью формального уменьшения его численности. Однако все эти манипуляции потерпели крах, что был вынужден признать.
Абдулатипов Р. Г. Указ. соч. — С.74.
40 Хакимов.Р. С. Судьба этнонима // Татарская нация в XXI веке. — Казань, 2006. — С.89. сам их автор: «Российская перепись 2002 года не выполнила свою основную миссию — создать народ для государства».41.
В целом, необходимо признать, что в историографии рассматриваемой проблемы есть серьезные пробелы, а именно — отсутствие серьезных концептуальных и аналитических исследований по истории татар в XX веке, в том числе и анализирующих процессы становления и формы функционирования культурной и этнической идентичности татар. Несомненные достижения имеются, главным образом, в изучении истории и современного положения татар в отдельных регионах России и в других странах. Вследствие этого назрела необходимость комплексного изучения истории татарского народа и проблем функционирования различных его организаций и институтов, участвующих в формировании этнокультурного сознания народа в современных условиях. Историографическое исследование темы также показывает, что она нуждается в системном, комплексном изучении, как в региональном и общероссийском, так и в международном масштабе.
Источниковая база. Процесс становления и функционирования различных сторон этнической и культурной идентичности татар в XX веке исследуется на большом и разнообразном комплексе источников, значительная часть которых была впервые использована в исторической науке.
В процессе работы над проблемой исследования использовалось несколько видов источников. Ее основу составляет комплекс опубликованных и неопубликованных материалов, включающий в себя документы законодательно-нормативного, делопроизводственного характера,.
Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. — М., 2003. — С.226. официальную переписку, отчеты общественных организаций, источники личного происхождения, мемуарную литературу, периодическую печать.
Первую группу источников составили законодательные акты, официальные документы и материалы, нормативные акты, которые дают возможность достоверно обозначить правовое положение татар в начале XX века. Это законодательные и нормативные акты Российской империи, характеризующие содержание государственной политики по отношению к мусульманам, их правовое положение и регламентацию жизни конфессиональных общин.42 Значительный материал о статусе национально-культурных организаций и татарских общин регионов России, ближнего и дальнего зарубежья в конце XX века представлен также государственными и региональными правовыми и нормативными актами.
Выбор неопубликованных (архивных) материалов, составивших следующую группу источников исследования, осуществлялся не только с целью выявления необходимых фактов и событий, но и с расчетом подтверждения основных выводов диссертационной работы. С этой целью были привлечены материалы Национального архива Республики Татарстан (НА РТ) и ряда текущих архивов, особенно Исполкома Всемирного Конгресса татар, значительная часть которых впервые вводится в оборот.
В материалах, отложившихся в НА РТ для раскрытия проблем формирования этнокультурной идентичности татар начала XX века, особый интерес представляют переписки, возбужденные в порядке положения о мерах к охранению государственного порядка и исследующие политическую благонадежность представителей национальной буржуазии, духовенства и интеллигенции. Подробные политические обзоры татарского общественного.
42 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е.: в 124 т. — СПб., 18 301 884. — Т.1−124. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е.: в 35 т. -СПб., 1885−1916. — Г.1−19- 21−33. Сборник законов о мусульманском духовенстве в Таврическом и Оренбургском округах и о магометанских учебных заведениях. — Казань, 1898- Ислам в Российской империи. — М., 2001. — 367 с. движения России содержатся также в фонде Казанской судебной палаты (НА РТ, ф.51).
Очень важными также являются материалы фонда Казанского окружного суда (НА РТ, ф.41), освещающие ход жандармского расследования и судебного следствия по «панисламистской пропаганде», направленных против руководителей и преподавательского состава крупнейшего джадидского медресе «Буби» в Вятской губернии. Конкретные шаги государства по подчинению системы мусульманского конфессионального образования, формированию государственных образовательных учреждений для татар четко прослеживаются по документам фондов попечителя Казанского учебного округа (НА РТ, ф.92), директора народных училищ Казанского учебного округа (НА РТ, ф.160), инспектора народных училищ Казанского учебного округа по Казанской губернии (НАРТ, ф.322).
Опубликованная мемуарная литература существенно дополняет сведения архивных документов, характеризует мировоззренческие и психологические установки представителей татарской национальной интеллигенции, проясняет его позицию по вопросам общественной жизни. Серьезным дополнением к оценке общественной деятельности национальной интеллигенции, характера всех преобразований в татарском обществе начала XX века является публицистика видных деятелей национально-демократического движения начала XX века.43.
Важный материал содержится в справочной литературе и статистических материалах, значимость которых определяется самим характером диссертационного исследования, предполагающего.
43 Амирхан Ф. Публицистика // Эсэрлэр: 4 т. — Казан, 1989. — Т. ЗОн же. Эдэбиятсэнгать тэнкыйте. Биографик материаллар, хатлар /У Эсэрлэр: 4 т. — Казан, 1989. — 1.4- Исхакый Гаяз. Зиндан. — Казань, 1991; Юнусов Г. Из жизни купцов-меценатов Юнусовых //Казань. -1997, — № 10−11. -С.92−140. использование фактологического материала о количестве татар и их национально-культурных организациях в различных регионах и странах.
Не менее весомой составляющей источниковой базы исследования стала периодическая печать. Этот вид источников обладает рядом существенных преимуществ: он многогранен, оперативен, содержит информацию различных срезов и уровней. Особенно большой интерес представляют татарские газеты и журналы, издающиеся в регионах России и зарубежных странах, которые иногда выступают практически единственным источником для анализа деятельности национально-культурных организаций на местах.
Методология исследования предполагает рассмотрение изучаемых проблем с диалектических позиций. Исследование строится на основе принципов историзма, объективности, системности, методологического плюрализма. Принцип историзма предполагает рассмотрение событий и фактов прошлого в контексте тех исторических условий, в которых они развивались. Принцип объективности ставит в качестве исследовательского приоритета всесторонний учет исторических фактов, составляющих предмет настоящей диссертации. Принцип системности позволяет рассматривать объект исследования как упорядоченную совокупность элементов, функционирующих в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Принцип методологического плюрализма предполагает использование теорий и концепций различных общественных наук, что дает возможность наиболее точно интерпретировать сущность изучаемого объекта.
Теоретико-концептуальный уровень методологии включает в себя совокупность теоретических концепций, представлений и подходов, изложенных в имеющейся литературе по данному вопросу, ставшую исходной в разработке и решении проблем, затрагивающих плоскость формирования этнокультурной идентичности наций.
Методический уровень методологии предполагает выделение способов, операций и процедур достижения целей и задач диссертации.
Специфика конкретно-исторического исследования этнокультурной идентичности татар повлекла за собой необходимость совмещения методов исторической, политической и социологической наук. В работе используются методы исторического описания и конкретного анализа, а также структурно-функциональный и проблемно-хронологический подходы.
Методы исторического описания и конкретного анализа в диссертации использовались при решении всех поставленных задач. Их применение дало возможность диссертанту последовательно анализировать становление и развитие изучаемых объектов, выявить общее и особенное в процессах формирования этнической и культурной идентичности татар.
Структурно-функциональный метод применим при изучении организации деятельности национальных политических и культурно-просветительных организаций. С его помощью оказалось возможным проследить необходимость возникновения различных структур и определить выполняемые ими функции.
Проблемно-хронологический метод позволил распределить изучаемый материал в соответствии с решаемыми задачами, определить этапы развития исторических процессов.
Для более глубокой проработки поставленных в исследовании задач использовался метод анализа статистических материалов.
Научная новизна исследования состоит в самой постановке проблемы, в попытке комплексного изучения проблем формирования этнической и культурной идентичности татар в XX веке, что позволяет существенно расширить исследовательскую проблематику исторической науки. Примененный подход позволил выйти на качественно новый уровень анализа этнополитической истории татар в XX веке. Элементами научного вклада и предметом защиты являются полученные результаты, которые обогащают, конкретизируют и дополняют знания о процессах, происходящих в татарском обществе в XX веке.
В диссертации рассмотрены основные этапы становления современной татарской нации и проанализированы ее основные составляющие в начале XX века. В работе выявлены характер и специфика национального возрождения татар на рубеже XX—XXI вв. и предринята попытка анализа его таких основных компонентов, как образование, религия, национальное движение и средства массовой информации. В диссертации впервые дан развернутый анализ деятельности Всемирного конгресса татар и определена его роль и значение в консолидации татар. Существенной новизной исследования можно считать и анализ основных проблем и характера функционирования татарской диаспоры. Определение форм и принципов деятельности татарских общественных организаций в местах компактного проживания татар в отечественной историографии также предпринимается впервые. Выявлен и впервые введен в научный оборот значительный фактический материал, позволяющий осветить процесс формирования и функционирования различных духовных ценностей татар в XX веке.
Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории татар России, в преподавательской работе специалистов высших учебных заведений, при чтении лекций и проведении семинарских занятий, в разработке спецкурсов по истории татар и общественно-политических организаций в XX веке.
Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена в отделе новой и новейшей истории Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан и рекомендована к защите. Основные положения исследования представлены в выступлениях автора на итоговых научных конференциях Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, республиканских, межрегиональных и международных конференциях (19 982 006), отражены в 37 авторских публикациях.
Заключение
.
Для любой нации сохранение своего единства и определение путей консолидации, выявление оптимальных путей функционирования и развития являются жизненно важными. Судьба любой нации зависит от многих факторов, поскольку национальные отношения задевают глубинные основы любого общества. В этом смысле для России национальный вопрос не случайный и не привнесенный, а является одним из ее составляющих. Поэтому судьбы народов России во многом зависят от состояния и результатов национальной политики, от того, насколько она реально отражает процессы, происходящие в стране, и настолько нацелена на решение насущных проблем народов, населяющих Россию. В современных условиях более чем ясно, что сохранение культурного и этнического многообразия, скрепленного политическим единством — это единственно реальный путь поступательного развития России. Стремление отмахнуться от национальных проблем, по сути дела, подрывает устои федерализма, основанного на принципах самоопределения народов.
Вместе с тем, характер и направление национальных процессов во многом зависит и от того, насколько внутренний духовный потенциал народа используется для этнического самовыражения и самоутверждения, для сохранения своей идентичности, вплоть до государственного суверенитета, поставив заслон на пути негативных проявлений глобализации, лишающих народы их самобытности. В связи с этим, роль и значение духовной культуры в современных условиях значительно возрастает, поскольку именно она является одним из самых важных элементов нации, формирует ее цивилизационные параметры, создает интеллектуальную оболочку, делающую нацию единой.
Эти общие тенденции, характеризующие процессы, происходящие в многонациональной России, во многом присущи и для татарского народа, перспективы развития которого лежат в различных плоскостях.
Но какие бы благоприятные политические условия не создавались, для полноценного функционирования татарской нации этого недостаточно. Для этого необходимо так же общекультурное поле, имеющее достаточно длительный период формирования и кристаллизации, создающее глубинные корни современного единства татарской нации. Именно духовная культура формирует важнейшие принципы консолидации татарского этноса, определяет ее основные нравственные ориентиры, не позволяет ей оторваться от своих исторических корней, защищает ее от негативного влияния глобализационных процессов.
Все это лишний раз напоминает о том, что актуальность изучения различных проявлений духовной культуры с каждым днем все больше возрастает. Одновременно мы все больше ощущаем, что этнополитическую историю и духовную культуру не достаточно изучать с оглядкой назад, только как историческое прошлое народа. Это те формы общественного сознания, которые, в принципе, формируют перспективы развития татарской нации, определяют реальные пути ее консолидации. Поэтому сегодня на их изучение необходимо смотреть масштабнее, без научного узколобия и зашоренности.
За последние годы активизировались процессы консолидации татар вокруг конструктивных идей демократизации и федерализации российского государства, осознания Татарстана как одного из сильных субъектов страны, исторической родины всего народа. В результате наши соотечественники стали чувствовать себя единой нацией, сопричастной древней культуре и традициям государственности. Особенно ярко единение народа проявилось в дни празднования тысячелетия Казани, когда из разных уголков планеты в столице Татарстана собрались представители интеллигенции, ученых, бизнесменов, деятелей культуры и искусства татарского народа.
В немалой степени этому способствовало укрепление всесторонних связей Татарстана с регионами Российской Федерации и странами СНГ.
Необходимо отметить, что основой для создания условий для возрождения татар стали качественные изменения в самом Татарстане, который получил всероссийское и международное признание и стал центром притяжения всех татар в мире. На II съезде Всемирного конгресса татар Президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев обратил внимание, что к началу XXI столетия мы смогли изменить отношение в мире к татарскому народу, сложившиеся в обществе в прошлом взгляды в отношении татар. Это — историческая победа для нашей нации. Однако все эти отношения регулировались специальными соглашениями Татарстана с регионами России и странами СНГ и не были конституционно закреплены. Хотя и функционирует Всемирный конгресс татар — международная организация татарского народа, но для работы с татарами в регионах России ее прав и возможностей недостаточно, а международных полномочий практически нет.
Принятие в 2003 году Государственным Советом Республики Татарстан новой редакции Конституции создало правовую базу для планомерной и последовательной работы государственных органов, общественных организаций Республики Татарстан с соотечественниками и татарским населением в регионах Российской Федерации.
Особое значение данного этапа конституционного развития республики заключается в том, что впервые в Российской Федерации в Конституцию субъекта федерации была введена специальная 14-я статья, которая предусматривает ответственность республики за развитие национальной культуры, языка, сохранение самобытности татар, проживающих за пределами Татарстана.
Сегодня и государственные органы России официально признали прямую ответственность Татарстана за обеспечение самодостаточности татарской нации в России и за рубежом.
Практическую работу по координации деятельности национально-культурных организаций и татарских общин регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья сегодня ведет Всемирный конгресс татар. Эта организация на сегодняшний день объединяет 342 татарские национально-культурные организации, из которых 67 — в дальнем зарубежье, 78 — в ближнем зарубежье, 151 — в Российской Федерации, остальные — в Республике Татарстан. Можно сказать, что сегодня Исполком ВКТ становится основной структурой по реализации 14-й статьи Конституции Республики Татарстан.
Эта проблема приобретает особое звучание с подписанием указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Для татар, которые разбросаны во всем в постсоветском пространстве, этот указ теоретически открывает новые возможности для возвращения на историческую родину. Но многое зависит и от того, как эту проблему будут рассматривать, и решать на местах, в том числе и Исполком ВКТ.
Сегодня, в условиях всемирной глобализации, особенно остро встал вопрос сохранения татарского языка и развития национальной культуры в регионах Российской Федерации и странах ближнего зарубежья. Важную роль в этом процессе играют учреждения национального образования и воспитания. Однако необходимо констатировать, что если до войны практически во всех регионах компактного проживания татарского населения в областях России и во многих республиках СССР существовали татарские учебные заведения, то после войны и особенно в 70−80-е годы татарские школы повсеместно закрылись. Процесс сокращения образования на родном языке в регионах России не остановлен и по сей день. Сегодня существует потребность в организации татарских учебных заведений типа лицеев и гимназий в крупных центрах татарского расселения в Российской Федерации и странах СНГ. Для этого имеется и правовая база. На сегодня Татарстан имеет десятки договоров и соглашений с регионами Российской Федерации и странами СНГ, в которых предусматривается реализация национально-культурных потребностей наших соотечественников. В городах Москва, Самара, Саратов, Ижевск, Ульяновск, Белебей, Дмитровград при поддержке органов власти и татарских предпринимателей созданы школы с этнокультурным компонентом и татарские гимназии. Но они — лишь островки в безбрежном океане, не способные в корне изменить подход решению проблемы национального образования. Усилиями лишь одного Татарстана невозможно изменить существующую систему образования Российской Федерации. Воскресные школы, детские сады, национально-культурные центры, фольклорные коллективы в регионах России не могут заменить воспитание детей в условиях полноценной татарской школы. Взаимодействие с органами власти на местах для создания системы обучения национальных языках является самой актуальной и насущной для государственных органов власти, как регионов Российской Федерации, так и Татарстана. Сегодня вполне реальной является перспектива открытия в каждом регионе компактного проживания национально-культурных центров со школами, библиотеками, молельным и зрительными залами для проведения массовых мероприятий и просмотра передач татарского спутникового телевидения «ТНВ» .
Другой формой культурно-духовного сближения регионов стали Дни татарской культуры, проводимые при участии творческих коллективов Татарстана.
Национальный праздник Сабантуй сегодня, будучи визитной карточкой татарского народа, выполняет благородную миссию сплочения нации, формирует взаимопонимание и доверие между татарским и другими народами. В последние годы праздник Сабантуй стал заметным явлением общественной жизни страны и частью мирового культурного наследия, превращаясь в мощный фактор межнационального согласия российского общества.
Следует отметить, что 14-я статья Конституции Республики Татарстан не является прецедентом, создающим односторонние преимущества для нации в Российской Федерации. Она — одна из важных гарантий зафиксированного в Конституции Российской Федерации естественного права каждого народа на сохранение и обеспечение своей культуры и самобытности.
В целом можно сказать, что XXI век для татарского народа станет периодом серьезных испытаний. Но и в этих непростых для любого этноса условиях необходимо искать новые формы не только выживания, но и развития и даже процветания. Они, безусловно, есть. Но их нужно выявить и использовать во благо народа. Татары всегда отличались своей терпимостью и здравомыслием. И свои проблемы старались решать не силой, а используя интеллектуальный потенциал татарской нации. Нет сомнения в том, что новый век также не станет исключением.