Работа по делу студента юридической клиники подразумевает как минимум две встречи с клиентом: первая — для сбора данных по делу, интервьюирование клиента и вторая — оказание юридической помощи, консультирование. Весь процесс работы по делу строится на основе подготовки этих двух встреч, в промежутке между которыми проводится анализ дела и выработка позиции по делу.
Следует отметить, что в реальной деятельности практикующего адвоката (юриста) интервьюирование и консультирование клиента бывает трудно разграничить, так как в ходе интервью консультант иногда вынужден дать клиенту первоначальную информацию по делу, а в ходе консультирования могут быть выявлены факты, которые не удалось получить на первой встрече с клиентом. Таким образом, консультирование, как отдельный этап работы по делу, можно рассматривать весьма условно, делая оговорку, что интервьюирование, анализ дела, выработку позиции и консультирование можно рассматривать только во взаимосвязи, как стадии единой юридической деятельности, направленной на оказание помощи клиенту.
Точно так же и этапы консультирования следует выделять весьма условно. Однако выработка навыка консультирования требует разграничения этих этапов для того, чтобы освоить содержание этого вида юридической деятельности.
Консультант всегда должен помнить об этапах консультирования, вопервых, для того чтобы правильно подготовиться к консультации, структурировать собранный материал, и, во-вторых, чтобы не упустить чего-то в ходе самой консультации при встрече с клиентом и проанализировать, дать оценку результатам работы.
Итак, условно можно выделить следующие этапы консультирования:
- 1) подготовка к консультированию;
- 2) непосредственно консультирование;
- 3) разъяснение вариантов решения проблемы клиента и анализ их последствий;
- 4) выбор оптимального решения, стратегии и тактики его реализации[1].
Вместе с тем на практике иногда бывает необходимо отступить от последовательности в чередовании этих этапов. Например, для правильной подготовки клиента к восприятию юридической информации можно начать с акцента на том, что проблема не имеет простого однозначного решения (т.е. фактически начать с элементов третьего этапа), а уже после этого переходить к последовательным этапам консультирования. Количество этапов также может меняться в зависимости от сути обращения клиента. Например, если клиента интересует исключительно наличие и исходные данные какого-либо нормативного акта, то консультирование может завершиться на втором этапе.
- [1] Здесь и далее использован опыт применения технологии трехступенчатого кураторского контроля (см. разд. I настоящего учебника) подготовки к консультированию, разработанной в СПбГУ в 1998 г., и материалы Методического семинара для преподавателей «Клиническое юридическое образование», 22—25 июня 2000 г.