Декаданс.
Художественная культура XX века
В 80−90-х годах XIX в. во Франции, а затем во всей европейских странах декадентами называли себя антиреалисты. Декаданс — эстетическое неприятие реальности, сочетающееся с индивидуализмом. Декаданс — это всегда пессимистическое мировидение, сочетающееся с аристократической утонченностью. Блок не приемлет декадентство и осуждает его субъективизм, индивидуализм, отсутствие идеалов, веры в добро… Читать ещё >
Декаданс. Художественная культура XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «декаданс» (decadence) употреблялось в исторической науке и обозначало эпоху упадка. Позже значение этого термина расширилось и было перенесено на художественную культуру.
В 80−90-х годах XIX в. во Франции, а затем во всей европейских странах декадентами называли себя антиреалисты. Декаданс — эстетическое неприятие реальности, сочетающееся с индивидуализмом. Декаданс — это всегда пессимистическое мировидение, сочетающееся с аристократической утонченностью.
Французский писатель Ж. Гюисманс в романе «Наоборот» (1884) прокламировал декадентское мировидение, трактовавшее человека как существо, находящееся вне морали и подвластное иррациональным силам.
В России термин «декадентство» появился благодаря книге М. Нордау «Вырождение» (издана на русском в 1893 г.). Нордау декадентство считал плодом патологии психики и интеллекта.
Декаданс — течение русского символизма, корни которого критика видит не в психической, а в социальной почве.
Пренебрежение общественными задачами — признак декадентства. Оно, по мнению критиков, появилось из-за кризиса либерального народничества. Н. Минский (Николай Максимович Виленкин, 1855−1937) был поэтом гражданской темы. Однако именно он заявил: «я цепи старые свергаю, молитвы новые пою» (Минский. 1907. С. 3). В статье «Старинный спор» Минский ратует за «чистое» искусство, свободное от публицистичности (См.: журнал «Заря». Киев. 1884. № 193). Поэт выступил с декадентскими декларациями.
В России эстетическим манифестом декадентства стала книга Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», отвергающая социальную проблематику («мертвые разговоры мертвых людей об экономическом благосостоянии народа» (Мережковский. 1893. С. 62). Мережковский отверг позитивизм мировой науки и реализм русской литературы. Автор выступил за создание «нового идеального искусства, грядущего в России на смену утилитарному пошлому реализму (Там же. С. 46).
Блок не приемлет декадентство и осуждает его субъективизм, индивидуализм, отсутствие идеалов, веры в добро. Поэт пишет: «Настоящее декадентство — субъективно-индивидуальное — обречено на гибель». (Блок. 1930. С. 31).
Символизм осознается Блоком как путь преодоления декадентства. Он писал будущей жене Л. Д. Менделеевой (26 декабря 1902 г.): «я ведь не декадент, это напрасно думают. Я позже декадентов» (Там же. С. 50).
Декадент ощущает себя представителем высокой культуры, клонящейся к закату.
Особенности
Художественный принцип и установка символизма — преображение «неживого» в «живое». Не познанное, не отраженное, не преображенное художником не существует — таков эстетический максимализм символистов.
Сюжеты картин художников-символистов — преимущественно мифологические, мистические или фантастические.
Символизм создавал «подземное течение мысли» и «невидимый» мир позади видимого образа, некий подтекст, вызывающий поток смутных ассоциаций.
В символистской живописи линии и краски причудливы, мало похожи на очертания и цвет реальных предметов. Персонажи картин — фантастические, воображаемые существа.
А. Бёклин считал, что символистская картина должна о чем-то повествовать, побуждать зрителя к размышлениям подобно поэзии и производить впечатление подобно музыкальной пьесе.
Мир предстает у символистов в гамме закатно-сумеречных красок.
Поэзия Гиппиус эгоцентрична, пессимистична, полна отчаяния и экзистенциального ожидания смерти.
Не жду необычайного: Все просто и мертво. Ни страшного, ни тайного Нет в жизни ничего.
(Гиппиус 3. Собр. стихов 1889—1903. М., 1904. С. 85).
Гиппиус отвергает обыденную жизнь и прокламирует (стихотворение «Песня», 1893): «Мне нужно то, чего нет на свете» (Там же. С. 2).
Западные критики конца XX в. считают, что символизм — выражение референции реальности одного уровня с помощью соответствующей реальности другого уровня, выражение идей с помощью символов; направление в литературе и живописи, которое использовало средства художественной выразительности для чувственного выражения идей, эмоций, абстракций.
Символизму присуща универсальная музыкальность. Ученик Малларме Поль Валери считает обращение к музыке отличительным признаком всех поэтов, ставших под знамя Символа. Символисты Жюль Лафорг и Густав Кан сознательно стремились к ритмической и мелодической свободе и прокламировали это стремление. Оно присуще всем символистам.