«К вопросу о терроре — выставка РАФ» Кураторы: Хэллен Блуменштайн и Феликс Енслин
В 2005 году в Институте современного искусства в Берлине открылась выставка посвященная деятельности террористической леворадикальной группировке РАФ — Фракция Красной Армии. Данная организация была основана в 1968 году и действовала в ФРГ и Западном Берлине. См Расформировалась группа в 1998 году, за это время успело смениться три «поколения». Цель первого «поколения» заключалась в том, чтобы… Читать ещё >
«К вопросу о терроре — выставка РАФ» Кураторы: Хэллен Блуменштайн и Феликс Енслин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 2005 году в Институте современного искусства в Берлине открылась выставка посвященная деятельности террористической леворадикальной группировке РАФ — Фракция Красной Армии. Данная организация была основана в 1968 году и действовала в ФРГ и Западном Берлине. См Расформировалась группа в 1998 году, за это время успело смениться три «поколения». Цель первого «поколения» заключалась в том, чтобы заставить общество переосмыслить свое прошлое, фашистское прошлое. В послевоенное время государство отрицало его и отказывало переосмысливать, хотя многие участники войны находились среди мирного населения. В общем, РАФ выступала против ФРГ и использовала для достижения своих целей весьма рациональные способы: они утраивали пожары в универмагах, совершали налеты на банки, взрывали военные и гражданские учреждения, похищали, убивали людей. В общей сложности, они несут ответственность за убийство 34 человек.
Парадокс заключатся в том, что в немецком обществе сложилась картина похожая на то, что происходило в Федеративной Республике Германии перед созданием организации, деятельность РАФ подвергается вытеснению из памяти людей.
Чтобы вернуть память людей к этой эпохе и была создана выставка «К вопросу о терроре — выставка РАФ», кураторами которой выступили Хеллен Блуменштейн и Феликс Енслин (сын одной их террористок). Задача выставки заключалась не в том, чтобы рассмотреть события под другим углом или просто напомнить об их существовании. Акцент был сделан на восприятие Фракции в медиапространстве: «на трансформацию и переосмысление этого образа в произведениях искусства в течение последних четырех десятилетий».
В основную концепцию выставки была положена хроника статей популярных немецких газет и журналов, телевизионных передач. Все это было собрано для того, чтобы показать образ РАФ в средствах массовой информации за 29 определенных дней.
Один из кураторов выставки Хэллен Блуменштайн отмечает влияние организации на развитие самосознания в Германии, которое происходило через СМИ: «РАФ держалась на определенной дистанции от всех остальных, но очень активно позиционировала себя в медиапространстве. Ее члены знали, как правильно себя преподнести, и это было частью их феномена. Нельзя забывать, что в результате их активности погибали реальные люди. Но благодаря их действиям началась многолетняя общественная дискуссия и реальные перемены в обществе. Между окончанием Второй мировой войны и падением стены лежат четыре десятилетия. И если кому-то интересно что-то узнать о ФРГ этого периода, необходимо понимать, что РАФ была регулирующим клапаном и проекционной плоскостью».
В выставке приняли участие более 50 зарубежных художников из нескольких поколений, и было выставлено около ста работ. Кураторы были заинтересованы в том, чтобы показать через произведения авторов разных возрастов, различные взгляды на медийный образ РАФ. Средства массовой информации оказывают влияние на восприятие человека и точно также на зрителя работают произведения художников.
В рамках выставки происходит художественная «борьба» с восприятием реальности того времени, созданной СМИ. Особенно явно это прослеживается в работе Гарольда Рихтера «Atlas». Гравюры 470−479, связанные с группой РАФ, это не «подготовительные работы» известной серии «18 октября 1977 года», а автономная работа, выявляющая напряжение, создавшееся между медиа и художественным восприятием, как в объективном, так и в субъективном смысле. Таким образом, выставка показывает, что именно художественные произведения и их отношения с историей современности вносят важный вклад в освещение абстрактной реальности организации РАФ с разных точек зрения.
Кураторы выставки хотели раскрыть социальные сферы деятельности с разных сторон для того, чтобы показать как в зависимости от выбора источника и правильной подачи материала создается определенный образ организации в средствах массовой информации и как это воспринимается в дальнейшем.
«Свою задачу я видела в том, чтобы показать механизмы функционирования общества в 70-е годы, работы как общественные реакции на текущую политическую ситуацию. Искусство в большей степени работает с травмой, чем с тем, что вызвало ее в реальности. Мне кажется, художественная выставка гораздо сильнее резонирует в коллективном сознании, чем кинофильм, хотя кино посмотрит больше людей».
Выставка сам по себе, являясь провокационной, не была воспринята положительно всеми. Еще до того как финальная концепция выставки была разработана, проект обвиняли в мифологизировании террористической группы и в прославлении ее насильственных акций. Но несмотря на это открытие выставки состоялось.
Данная выставка представляет собой не просто развлекательную площадку, но и трибуну для политических высказываний. Проект привлекает людей не своей массовостью, а желанием узнать что-то новое для себя и о себе, создавая тем самым вокруг себя дискуссию. Выставка создавалась с призывом задуматься, дать посетителям возможность пережить что-то важное. РАФ была феноменом, задевшим многих жителей Германии, что сделало тему выставки актуальной. Это приводит нас к выводу, что кураторы закладывают в концепцию выставки куда больший смысл, чем может показаться на первый взгляд.