Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Историческое значение восстания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опасаясь новых крестьянских выступлений, правительство в 1798 году приписало всех башкир и мишарей к военнослужилому казачьему сословию, феодалам присвоило воинские звания. Так возникло Башкирское (Башкирско-Мещерякское) войско, а территория края получила кантонную систему управления. Восстание показало иллюзорность представлений о преимуществах патриархального крестьянского самоуправления, так… Читать ещё >

Историческое значение восстания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разгром восстания Пугачева ослабил, но не подавил народное движение. В ряде мест Татарстана и Башкортостана вновь произошли открытые массовые выступления. Так, уже после восстания А. С. Пушкин замечает: «В 1783 году было послано из них (уральских казаков) 500 человек к Мензелинску для усмирения бунтовавших башкирцев» .

Опасаясь новых крестьянских выступлений, правительство в 1798 году приписало всех башкир и мишарей к военнослужилому казачьему сословию, феодалам присвоило воинские звания. Так возникло Башкирское (Башкирско-Мещерякское) войско, а территория края получила кантонную систему управления.

Восстание побудило правительство усовершенствовать систему управления страной, полностью ликвидировать автономию казачьих войск. Река Яик была переименована в р. Урал.

Восстание показало иллюзорность представлений о преимуществах патриархального крестьянского самоуправления, так как стихийные крестьянские выступления проходили под руководством общины.

Память о «пугачевщине» и стремление ее избежать стало одним из факторов политики правительства и, в итоге, подтолкнуло его позже к смягчению и отмене крепостного права.

Выступление крестьян повлияло на развитие русской общественной мысли и духовную жизнь страны.

Память

205 лет назад на далекой каторге умер Салават Юлаев. Имя — легенда, которое было проклято и забыто в царское время. Им, как разбойником, даже пугали детей. Но история все расставила на свои места. Его имя — на гербе Башкортостана, его именем названы в Башкортостане город, район, улицы, парки, культурно-просветительские учреждения, хоккейная команда. Открыт музей в с. Малояз.

В творческом наследии Салавата Юлаева известны более 500 поэтических строк. В стихах «Битва» («Яу»), «Стрела» («Ук»), «Юноше-воину» («Егеткэ») звучит призыв к борьбе с угнетателями; стихи «Мой Урал» («Уралым»), «Родная страна» («Тыуган ил»), «Соловей» (hандугас") отражает возвышенные чувства любви к родной земле, «Зулейха» («Зулэйха») — к женщине.

В одном из последних стихов Салават воскликнул: «Нет, не умер я, башкиры!». Слова эти оказались пророческими. Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, марийских писателей, в башкирской национальной опере, драматургии, живописи и скульптуре. В 1967 учреждена премия БАССР им. Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, искусства и архитектуры (с 1992 стала называться Государственной премией Республики Башкортостан им. Салавата Юлаева).

Образ духовного вождя нации и искусного предводителя ратных дел воплощен:

  • · в документальной литературе (исследования И. М. Гвоздиковой «Салават Юлаев: исследование документальных источников». Уфа, 1982; В. В. Сидорова «О башкире-певце и бесстрашном бойце». Уфа, 1986)
  • · художественной литературе (первый в советской литературе исторический роман — «Салават Юлаев» Степана Злобина, документальный роман «Салават, сын Юлая «Мираса Идельбаева, повесть «Оседланный конь» Булата Рафиков, стихи и поэмы Шайхзады Бабича, Рашита Нигмати, Зайнаб Биишевой, Назара Наджми, Рами Гарипова, Равиля Бикбаева, драма Баязита Бикбая, трагедия Мустая Карима)
  • · в монументальной скульптуре (памятники Сосланбека Тавасиева и Тамары Нечаевой)
  • · в живописи («Допрос Салавата» А. Кузнецова, «Поимке Салавата» А. Лежнева, картины А. Лотфуллина, Р. Нурмухаметова А. Арсланова, Р. Ишбулатова)
  • · в профессиональной музыке (опера «Салават Юлаев» 3. Исмагилова, балет «Горный орел» X. Ахметова и Н. Сабитова, песни других композиторов)
  • · в киноискусстве (художественный фильм «Салават Юлаев» реж. Я. Протазанова).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой