Романтизм и реализм в европейской культуре 19 века
Виктор Гюго — «Собор Парижской богоматери», «Девяносто третий год», «Отверженные» и др. Гюстав Флобер — «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо» Проспер Меримо — мастер новелл «Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен», автор пьес, исторических хроник «Хроника времен Карла10» и др. Р. делится на 2 направления: иррациональный и героический. Гофман — у истоков романтизма. Его произведениям… Читать ещё >
Романтизм и реализм в европейской культуре 19 века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
РОМАНТИЗМ — протест против суровой противоречивой действительности. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей.
- 1. Это такое направление, которое делит мир на 2 мира: — мир действительности, который романтик отвергает; - мир мечты, осуществление которой автор находит в др. мире, не существующем сегодня (мир души, античность.).
- 2. Романтизм — противник классицизма (нет единства места, времени и действия), он признает развитие. Часто в произведениях героями явл. разбойники, изгои, бунтари. Для романтика нет исходно плохих людей, такими их сделало соц. общество.
- 3. Р. делится на 2 направления: иррациональный и героический. Гофман — у истоков романтизма. Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск, критичность восприятия бытия — «Житейские воззрения кота Мура», «Эликсир дьявола», «Золотой горшочек».
Р. рассматривает проблему трудности вступления молодого поколения в социальную и трудовую жизнь. Байрон «Паломничество Чайльд Гагольда» (англ.). Генрих Гейне Китс «Огонь», «Психея». Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира. Р. не заканчивается в 19 в., он продолжается и в 20 в.
Реализм в европейской литературе.
РЕАЛИЗМ утверждается в 30 — 40-е Реализм — это правдивое, объективное отражение действительности.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Во Франции в 30−40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший 95-томную «Человеческую комедию»;
Виктор Гюго — «Собор Парижской богоматери», «Девяносто третий год», «Отверженные» и др. Гюстав Флобер — «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо» Проспер Меримо — мастер новелл «Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен», автор пьес, исторических хроник «Хроника времен Карла10» и др.
В 30 — 40-е годы в Англии. Чарльз Диккенс — выдающийся сатирик и юморист, произведения «Домби и сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания», являющиеся вершиной реализма. Уильям Мейкпис Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия», в историческом произведении «История Генри Эсмонда», сборнике сатирических эссе «Книга снобов», образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.
В последней трети 19 в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это, прежде всего, произведения, норвежских писателей: Генриха Ибсена — драмы «Кукольный дом» («Нора»), «Приведения», «Враг народа» призывали к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Бьернсон драмы «Банкротство», «Свыше наших сил», и стихи. Кнут Гамсун — психологические романы «Голод», «Мистерии», «Пан», «Виктория», в которых изображен личности против обывательской среды.