Введение.
Социальные факторы исторической памяти
Цель моей работы, таким образом, можно обозначить как объединение двух устремлений: во-первых, необходимо проанализировать, каковы социальные факторы формирования исторической памяти, а во-вторых, исследовать вопрос связи между исторической памятью и политическими установками. Объектом выступят ученики десятых классов школ Санкт-Петербурга (о том, почему выбор пал именно на эту категорию… Читать ещё >
Введение. Социальные факторы исторической памяти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
За последние насколько десятилетий социальные исследования памяти преодолели границы различных дисциплин и превратились в самостоятельное направление исследований (Olick & Robbins 1998). Иной раз даже говорится о «мемориальном буме», что призвано подчеркнуть объём работ, посвящённых этой теме на сегодняшний день (Васильев 2012). Впервые поднявший всерьёз вопрос социальной памяти Морис Хальбвакс (2007), обозначил главные предмет интереса — социальные факторы, создающие различия в воспоминаниях. С тех пор множество исследований, в том числе и количественных, обнаружили значимые факторы, способствующие различиям в воспоминаниях. Это возраст, образование, пол и этническое происхождение (Schuman & Scott 1989, Schuman & Corning 2000, Scott & Zac 1993, Schuman, Shwartz & d’Arcy 2005). По крайней мере, эти предикторы встречаются чаще всего в количественных исследованиях. Что, тем не менее, остаётся не вполне понятным, так это наличие или отсутствие связи с не-демографическими переменными. Особенно меня интересуют политические установки. На уровне повседневной логики кажется очевидным, что, скажем, упоминание Сталина в позитивном ключе явно связано с политическими взглядами, далёкими от либеральных. Однако исследований, посвященных связи политических установок и коллективной памяти, практически не существует. При этом, хочется ещё и уйти немного в сторону от переменных, влияние которых и без того неоднократно было установлено другими исследователями ранее. Именно для этого я решил сконцентрироваться на одной социальной группе, а именно подростках. Интерес к подростковому возрасту связан во многом с тем, что именно в этот период закладываются базовые элементы идентичности. Более того, как отмечают не только социологи (см. Маннгейм 1998), но и психологи (Rubin, Eahhal & Poon 1998), знания и воспоминания, полученные в подростковом возрасте, запоминаются лучше всего, хотя точные границ периода «наилучшего запоминания» до сих пор не вполне ясны. Впрочем, в случае изучения подростков, я бы отошёл также от общепринятых концептов, вроде «коллективной» или «культурной памяти». У молодых людей ещё не так много собственных воспоминаний (что не говорит о том, что их нет, ведь даже на их век пришлось немало важных событий), но они уже обладают определённым багажом исторических знаний, часть которых может иметь для них особое значение.
Цель моей работы, таким образом, можно обозначить как объединение двух устремлений: во-первых, необходимо проанализировать, каковы социальные факторы формирования исторической памяти, а во-вторых, исследовать вопрос связи между исторической памятью и политическими установками. Объектом выступят ученики десятых классов школ Санкт-Петербурга (о том, почему выбор пал именно на эту категорию, подробно написано в методологическом разделе работы). Предметом служат их историческая память и политические установки. В соответствии с этой двойственной целью, задачи исследования таковы: 1) рассмотреть содержание исторической памяти исследуемой группы (события и персоны); 2) проанализировать роль различных «агентов влияния» (СМИ, учебник, учитель, семья); 3) выявить политические установки (на примере демократических аттитюдов, национальной гордости и историко-политических аттитюдов) и проанализировать их связь с содержанием исторической памяти.