Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Культурологические идеи эпохи Возрождения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В традиционном понимании Возрождение (Ренессанс) — это трехсотлетняя (XIV—XVI вв.) эпоха в развитии, прежде всего итальянской культуры, хотя иногда говорят и о французском, и о немецком, и об испанском, и даже о китайском возрождении. В научной литературе имеются существенные расхождения в определении исторических и географических границ этого периода. Разные исследователи ограничивают его рамки… Читать ещё >

Культурологические идеи эпохи Возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В традиционном понимании Возрождение (Ренессанс) — это трехсотлетняя (XIV—XVI вв.) эпоха в развитии, прежде всего итальянской культуры, хотя иногда говорят и о французском, и о немецком, и об испанском, и даже о китайском возрождении. В научной литературе имеются существенные расхождения в определении исторических и географических границ этого периода. Разные исследователи ограничивают его рамки от 100 (XV в.) до 400 лет (XIII—XVI вв.). Говорят и пишут также о Проторенессансе и Постренессансе. При всех исторических и географических особенностях понимания Возрождения, практически все исследователи сходятся во мнении о том, что Ренессанс — это один из самых значительных периодов развития мировой культуры, второй по значимости после Античности, давший человечеству великолепные архитектурные, живописные, литературные, скульптурные, риторические, философские, научные шедевры. Само собой разумеется, что столь великая культура не могла не рефлектировать себя, т. е. нс предпринять попытки собственного, да и не только собственного познания.

Реальные достижения возрожденческой культуры, очевидно, были бы невозможны без самосознания культуры, т. е. без нового теоретического осмысления различных культурологических проблем, предпринятых, прежде всего, Ф. Петраркой, Л. К. Салютати, Л. Бруни, Л. Б. Альберти, Л. Вал — лой, П. Браччолини, М. Фичино, Пико делла Мирандолой, Дж. Вазари, Н. Макиавелли и другими исследователями. Мыслители, поэты, художники Возрождения с необыкновенной тонкостью и пониманием активно обращают свои взоры к культуре, ее различным элементам и аспектам, исследуют их новаторски, пристально, разносторонне, критично. Именно в этот период возрождается грандиозная работа человеческого самопознания, начатая некогда древними греками и римлянами и невостребованная Средневековьем. Античная мысль, культура в целом, начиная с XIV в., все более и более актуализируются, становятся источником, строительным материалом, основой и идеалом новой светской культуры и новых воззрений на нее. Даже античные развалины вызывают трепет у Данте, Виллани, Петрарки, Боккаччо. Влюбленность в Античность была безмерной. Дело доходило до того, что в почитании Античности, кажется, иногда преодолевался допустимый предел. Ибо Петрарка писал письма Цицерону, Манетти ставил свечу перед портретом Платона, а Макиавелли перед чтением античных авторов надевал древнеримские одежды.

Флорентийский философ-неоплатоник М. Фичино (1433—1499) восхищенно пишет: «Наш золотой век вернул к жизни свободные искусства, почти совершенно уничтоженные, — грамматику, поэзию, риторику, живопись, архитектуру, музыку и древние ценные миры Орфея». Иными словами, «золотой век» возродил уникальную культуру древности и научные знания о ней. Чириако заявляет, что его обращение к древним связано со стремлением возвратиться к греко-римским истокам, разбудить мертвых, сделать их современниками.

И действительно, выдающиеся деятели античной культуры — Гомер, Платон, Цицерон, Сенека, Эпикур, Вергилий, Лукреций, Плиний, Гален, Варрон и другие вдруг словно бы ожили после многовекового сна и выступили в качестве наставников и единомышленников итальянских возрожденцев. Впрочем, не только греко-римская, но и иные культуры, включая христианскую, стали предметом разносторонней заинтересованности деятелей этой эпохи. Возрожденцы выступили в качестве генераторов забытых и невостребованных культур, культурологических идей, синтезировав античные, средневековые, восточные идеи, создав новую оригинальную культуру и разностороннее учение о ней. Не случайно Л. Баткин отмечает, что «Ренессанс — это культура общения культур» [6, с. 170].

Кроме названных источников мощному культурному всплеску способствовали также зарождающиеся социальные новации (буржуазные экономические преобразования, появление новых социальных сил), полисная система государственных отношений, предполагающая определенную степень свободы личности, стремительный рост городов, новые географические открытия, кризис средневекового мировоззрения, возрастание роли науки и ряд других факторов. Генерируя весь предшествующий культурный опыт, итальянские (отчасти и немецкие, английские, голландские, французские) интеллектуалы выступили в качестве демиургов важных представлений о мире, человеке, культуре. Эти представления, при всем их стратегическом родстве (общности духа и новаторства), были достаточно разноречивы, а порой и противоречивы. К примеру, взгляды Ф. Петрарки и Леонардо по одному и тому же вопросу существенно расходились. Поэтому положения, о которых пойдет речь далее, необходимо рассматривать с оговоркой и определенной долей условности.

Итак, обобщим наиболее важные идеи эпохи Возрождения, имеющие культурологический аспект.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой