Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Глаголы, вводящие косвенную речь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В художественном тексте определённые эмоциональные состояния персонажей передаются через различные модальные реакции. Экспрессивное выражение тех или иных эмоций говорящего по поводу содержания сообщения, его отношения к сообщаемому, по мысли Г. Я. Солганика, является характерной чертой субъективной модальности. Следовательно, эмоциональный компонент как специфическая форма выражения отношения… Читать ещё >

Глаголы, вводящие косвенную речь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глагол играет центральную роль в синтаксисе. Семантико-синтаксическое отношение предикации являются главным звеном выявления предложения как цельной единицы сообщения. Количество предикативных центров, выраженных в предложении, служит определяющим фактором для разделений предложений по сложности. По этому признаку основными структурными типами предложения являются простое предложение, осложнённое предложение и сложное предложение [Блох 2000, с. 261, 295, 323, 330, 342]. В отличие от монопредикативной конструкции простого предложения, сложное предложение является полипредикативной синтаксической конструкцией, состоящей из двух или нескольких предикативных частей, объединённых по смыслу и по форме выражения.

В данной работе нас не столько интересует сложноподчинённое предложение с придаточными предложениями, сколько СПП с придаточными изъяснительными предложениями. В исследуемой синтаксической конструкции придаточное не просто указывает на признак предмета, названного определяемым существительным, как в определительных придаточных, но изъясняет содержание опорного слова в главном предложении. Поскольку нас интересуют особенности изъяснительных конструкции в косвенной речи (в текстах отдельного автора), представляется важным подробно рассмотреть глаголы, вводящие косвенную речь. Такие глаголы требуют особого внимания не столько из-за сложности глагольной категории, выделенности глагола как синтаксического и семантического ядра предложения, сколько из-за синтаксической и семантической самой глагольной структуры.

В качестве ввода косвенной речи (КР) в английском языке чаще всего используются определённые глаголы, принадлежащие к определенным лексикосемантические группам. Каждая группа имеет базовые глаголы-идентификаторы.

В данном разделе считаем целесообразным не просто выделить группы глаголов, вводящих косвенную речь и определить их семантику, но и выделить их модальный компонент.

В связи с этим, рассмотрим в общих чертах категорию модальности. Языковая модальность является многоплановым, сложным понятием, выражающим в зависимости от того или иного контекста многочисленные оттенки речевых сообщений, передающих разные модальные значения. По мысли В. В. Виноградова, впервые сформулировавшего теорию модальности в отечественном языкознании, модальность есть конструктивный признак предложения. Различают модальность объективную (внутреннюю модальную рамку, которая формирует пропозицию) и субъективную модальность (внешняя модально-коммуникативная рамка).

В художественном тексте определённые эмоциональные состояния персонажей передаются через различные модальные реакции. Экспрессивное выражение тех или иных эмоций говорящего по поводу содержания сообщения, его отношения к сообщаемому, по мысли Г. Я. Солганика, является характерной чертой субъективной модальности [Солганик 2010, с. 8]. Следовательно, эмоциональный компонент как специфическая форма выражения отношения говорящего к окружающей его действительности, квалифицируется как модальное явление и входит в категорию модальности. Е. М. Вольф полагает, что наряду с эмоциональным отношением к событию или явлению, важной составной частью языковой модальности является категория оценки [Вольф, 2006, с.11]. По мнению В. В. Гуревича, модальность пронизывает весь коммуникативный процесс, эта категория присуща языку, но реализуется в речи (коммуникативная, грамматическая и лексическая модальности и средства модальности) [Гуревич 2008, с.38−50]. Соответственно, оценочные значения, как и эмоциональная экспрессивность, относятся к сфере субъективной модальности.

Модальность является важной семантической категорией. Каждое высказывание имеет свою семантическую структуру — это фактическое содержание, суждение, обозначающее само событие — диктум (или пропозиция) и отношение говорящего к данному суждению, его интерпретация — модус.

Терминологически данное разделение высказывания на диктум и модус впервые осуществил французский лингвист Ш. Балли в 1955 году. В настоящее время открываются всё новые возможности для систематического изучения синтаксической семантики. Сегодня, при современном уровне развития языкознания и лингвистики, модус и диктум являются ключевыми категориями семантического синтаксиса.

Выразителем модальности служит глагол. Семантика глагола главного предложения отражает модальнокоммуникативный аспект предложения, определяет цели и задачи речевой ситуации в целом.

Английский глагол имеет четыре основные временные формы: простую, длительную, перфектную, перфектно-длительную. Видовые сложные глагольные формы всегда выражают соотнесённость с какимлибо моментом: длительная форма обозначает одновременность (simultaneous actions), перфектная выражает предшествование (a prior action to), перфектно-длительная указывает на охват определённого периода, предшествующего моменту. Простая же форма глагола (Indefinite Form) не содержит указания на временную соотнесённость, используется для обозначения действия, не сопоставляемого с другими или для перечисления цепи действий.

Для выражения речемыслительной деятельности персонажей в художественном тексте через косвенную речь, авторы чаще всего используют глагол в форме простого прошедшего времени (Past Indefinite Form). При этом происходит следующее согласование времён в главной и придаточной частях:

The Sequence of Tenses in the Past.

  • 1. Past Indefinite — Past Indefinite, Past Continuous
  • 2. Past Indefinite — Past Perfect
  • 3. Past Indefinite — Future-in-the-Past (would/should + Indefinite Infinitive)

В грамматическом плане ввод глагола в конструкцию с косвенной речью не представляет сложности, целесообразно рассмотреть семантику глаголов, вводящих косвенную речь и проанализировать данные глаголы с точки зрения модусных рамок.

Например, речемыслительные глаголы могут функционировать в предложении как в диктумной части, так и в модусной рамке сообщения. He spoke (диктум, называем событие) как? with assurance, but quietly. И второй пример этого же глагола, но уже функционируюшего в модусной рамке: He said, that …

По способу восприятия и способу получения информации различают три модусных рамки:

  • 1. I saw, how… — прямое наблюдение говорящего
  • 2. I think, that… — логическая операция над существующими в сознании фактами
  • 3. He told me, that… — получение информации в процессе речевого общения

Согласно концепции Г. А. Золотовой модусные рамки бывают пяти видов, каждая из которых имеет свой набор рамочных предикатов.

Итак:

  • 1) Пе р це пти вна я м од ус на я ра м ка, к которой относятся глаголы чувства и восприятия (видеть, слышать, чувствовать и т. д);
  • 2) М е нта льна я м од ус на я ра м ка, в которую входят глаголы знания, мнения, восприятия в ментальном значении (знать, верить, думать, считать, понимать, помнить, догадываться, казаться; видеть, слышать, чувствовать — в ментальном значении);
  • 3) Вол юн та ти вна я м од ус на я ра м ка, к которой относятся глаголы речевого воздействия (хотеть, желать, нужно, можно, приказывать, требовать, просить)
  • 4) Ре, а кти вна я м од ус на я ра м ка — глаголы со значением эмоционального состояния и глаголы, выражающие отношение говорящего к чужому высказыванию.
  • (рад, счастлив, жалеть, сожалеть, радоваться, удивляться, согласен, не согласен, не уверен, не убежден);
  • 5) Ре че ва я м од ус на я ра м ка включает глаголы речи (говорить, сообщить, доказать, объяснить) [Золотова 2004, с. 78].

Н. Д. Арутюнова распределяет значения эксплицитного модуса по четырем основным планам: перцептивному (сенсорному), ментальному (когнитивному, эпистемическому), эмотивному и волеизъявительному (волитивному).

Наибольшее количество экплицитных модусных значений принадлежит к ментальному плану: полагание; сомнение и допущение; истинностная оценка; знание; незнание; общая аксиологическая оценка [Арутюнова 1988, с. 109].

  • 1. К сенсорному плану Н. Д. Арутюнова относит модусы чувственного восприятия: видеть, слышать, чувствовать, замечать, ощущать и пр.
  • 2. К ментальному плану принадлежат модусы, выражающие:
    • -полагание, мнение: (думать, считать, полагать, представляться, казаться)
    • -сомнение, допущение (сомнительно, возможно, может быть)
    • -истинностную оценку: правда, ложь, невозможно, невероятно, верно, неверно
    • -знание: знать, быть известным
    • -общую оценку: хорошо, плохо, скверно
  • 3. К эмотивному плану принадлежат модусы эмоционального состояния и отношения: грустно, противно, жаль, радостно
  • 4. К волитивному плану относятся модусы желания и волеизъявления:

хотеть, требовать, приказано и модусы необходимости: нужно, необходимо: [.

Арутюнова, 1998, с. 411].

В данной работе нас интересуют примеры изъяснительных конструкций в косвенной речи с модусами ментального плана (модус полагания, мнения, знания, сомнения) и восприятия (перцептивные модусы).

Рассмотрим глаголы данных классов, вводящих КР, в качестве модусных предикатов.

Глаголы речи и глаголы мысли мы намеренно объединили в большую ЛСГ глаголов речемыслительной деятельности, куда вошли.

  • — Глаголы знания, осознания, полагания, воображения
  • — Глаголы со значением мнения и предположения
  • — Глаголы запроса информации и ответа на предшествующий вопрос
  • — Глаголы сообщения, рассказа

Вторая большая группа — это ЛСГ глаголов восприятия, куда входят перцептивные глаголы, (see, hear, feel, perceive, etc) относящееся к перцептивной модусной рамки и дифференцируемые в зависимости от типа канала. Различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

Необходимо учитывать тот факт, что восприятие человеком той или иной информации может происходить различными способами и, следовательно, выражаться разными типами модусов. Перцептивный компонент входит в значение большего количества глаголов. Нас интересуют только те, которые могут входить в состав изъяснительной конструкции и вербализовать чувственное или ментальное восприятие персонажа. Сравним, воспринимать что-то на слух (через глагол hear) — отнесём к перцептивному модусу, и воспринять что-то через осознание (perceive в значение осознать) — отнесём к ментальному модусу.

Рассмотрим каждую группу речемыслительных глаголов подробнее и отнесём их к той или иной модусной рамке.

Гл агол ы з на ни я, п ол ага н ия и в ообр, а жени я В группу предикатов «полагания» входят следующие глаголы: think, consid- er, suppose, believe, dream, imagine, fancy, объединённые общим значением «to form opinion or to have opinion in the mind». Все перечисленные выше глаголы имеют общий семантический компонент, указывающий на сему полагания — слово opinion мнение. Cравним словарные дефиниции некоторых глаголов данной группы по словарю [Macmillan].

Think — consider; be of the opinion. Consider — to think, hold the opinion. Suppose — to hold as an opinion.

Believe — be of the opinion, consider.

Как видно из дефиниций, обязательным в толковании перечисленных глаголов является слово opinion, поэтому его мы будем считать идентификатором данной группы.

Глаголы fancy, imagine, dream — по своей семантической составляющей входят как в группу глаголов полагания, так и в группу глаголов воображения. Однако так как для данных глаголов, всё же первичным значением (согласно анализу этих дефиниций в толковых словарях) является to form a picture in the mind, то мы относим эти предикаты к группе глаголов воображения.

Imagine — to form a mental image Fancy — to form a picture of; imagine Dream — imagine

Анализ словарных дефиниций показывает, что словом — идентификатором для данной группы глаголов является слово image, указывающее на сему восприятия, однако присутствие в толковании таких слов как mental и mind указывает на ментальную природу этих глаголов. Соответственно, мы их можем отнести как к глаголом мыслительной деятельности, так и к группе глаголов полагания.

Рассмотрим словарныt дефиниции, где данные глаголы толкуются через глаголы-полагания.

Imagine- to think that something is probably true, to form a picture of something or someone in your mind".

Fancy — to believe without being certain; think. Dream — to consider as a possibility.

Итак, рассмотренные глаголы представленной лексико-семантической группы знания, полагания с ядерной семой opinion и глаголами — воображения с ядерной семой image (in mind) отнесём к модусным предикатам ментального плана (по Арутюновой) ментальной модусной рамки (по Золотовой).

Гл аг ол ы, вв одя щ ие к ос ве н ну ю р е ч ь с о з нач е н ие м п ре дп ол ож е ния К данной ЛСГ отнесём глаголы suppose, assume, presume, expect с ядерной общей семой think, guess.

Suppose — to believe that something is probably true, based on your experi- ence, your knowledge, and any other information that you have.

Assume — to believe that something is true, even though you have no proof Presume —to think something is true because it is likely, although you cannot be certain

Eхpect — to think that something will happen.

Если передаётся предположение, граничащее с уверенностью в том, что обсуждаемые события осуществятся, вводится глагол eхpect.

Глаголы предположения отнесём к модусам ментального плана (модусам допущения) ментальной модусной рамки.

Гл аг ол ы за пр ос, а инф орм, а ци и Глаголы запроса информации — ask и wonder, вводящие косвенную речи, объединяются общим значением to think about something because you want to know more facts or details about it.

Косвенная речь, вводимая этими глаголами со значением спросить, представляет собой запрос информации с целью узнать что-либо в ходе беседы. Глагол wonder предусматривает выделение вежливой формы запроса.

Гл аг ол ы отве та на пре д ш е с т вую щи й в оп р ос В этом случае косвенная речь вводится такими глаголами, как:

Answer — reply to question, do sth as a reaction Reply — to say, write, or do something as an answer Tell — to give information to someone

Say — to express something using words; to think something or have a particular opinion

Respond — to react to something by taking a particular course of action; to reply especially in writing.

В качестве маркера косвенной речи с развернутым ответом и возможной аргументацией чаще всего вводится глагол tell.

Данную группу глаголов отнесём к речевой модусной рамке.

Гл аг ол ы п ри об ре те н ия з нан и я (об нар ужен ие, вос пр ия т ие). Этот класс предоставлен такими предикатами, как find out, discover, feel, perceive, hear, guess и т. п. «Приобретение» знания может также проходить в результате мыслительной деятельности: додуматься, придумать, подумать (в отличие от предиката «думать» в значении размышлять над какой-то проблемой). Рефлексия по поводу своего текущего психологического состояния составляет сущность ментально модуса.

Гл аг ол ы, вв одя щую к ос ве н ну ю ре ч ь с о з нач е н ие м с ове та.

Advise — to give your opinion to someone about the best thing to do in particular situation; to tell someone facts or information that they need to know.

Recommend — to advice someone that they should do something.

Counsel — to give someone advice about what to do in particular situation Instruct — to tell someone to do something, especially officially or as their employer.

При этом, каждый вводимый глагол привносит свой оттенок значения. К примеру, советглагол выражения мнения вводится глаголом advise. Совет, основанный на собственных знаниях, опыте, вводится глаголом recommend. Совет, оформленный косвенной речью, может иметь оттенок руководства к действию, вводимый глаголом counsel.

Гл аг ол ы, вв одя щую к ос ве н ну ю ре ч ь с о з нач е н ие м ос м ыс л е ни я, ос озна ни я.

Understand — to know what someone or something means/ to know how or why something happens, or what

Realize — to know and understand something Know — to have learned or found about something

Recognize — know, be able to identify again that one has seen, heard before. Find out — to discover a fact or piece of information.

Данные глаголы отнесём к ментальному плану модусов-знания, ментальной модусной рамки.

Косвенная речь в семантическом плане может выступать в художественных текстах в виде мнения и быть представлена следующими глаголами: suppose, think, consider judje, believe, assume в значении «to have a particular opinion about someone or something». Kосвенная речь может быть мнением по поводу того, что передаваемая информация соответствует действительности. Она может вводиться глаголом suppose. Если косвенная речь в английских текстах вводится глаголом assume, то она передает определенное мнение о том, что информация соответствует действительности без доказательств. Косвенная речь, вводимая глаголом imagine, может представлять мнение о том, что передается верная информация.

Итак, рассмотрев разные лексико-семантические группы речемыслительных глаголов и глаголов восприятия (чувственного и ментального), мы пришли к выводу, что глагол в английском языке имеет широкий семантический объём и в зависимости от контекста способен выражать разные типы модальных отношений.

Модальность и предикативность — два основных признака предложения, реализуемые через глагольные категории. При анализе модального плана высказывания необходимо видеть в предложении не только пропозицию (предикативное ядро), но и модальную рамку. Рассмотрев данные ЛСГ глаголов, мы отнесли их к модусам ментального плана (ментальной модусной рамке) и модусам сенсорного плана (перецептивной модусной рамке). Глаголы сообщения, запроса информации и ответа выделили в отдельную группы глаголов речевой модусной рамки.

Термин модус широко используется в коммуникативной грамматике. В зависимости от типа модуса (модус-полагания, знания, допущения и т. д) передаётся та или иная позиция говорящего по отношению к сообщаемому высказыванию.

В практической части нашей работы мы рассмотрим на конкретных примерах из малой прозы Джойса особенности функционирования данных лексикосемантических групп глаголов в составе изъяснительных конструкций КР и проанализируем то как употребление определённых синтаксических моделей и конструкций, используемых Джойсом для передачи мыслительно-речевой деятельности персонажей, отражают собственную модель языкового видения мира автора. Но перед этим определим синтаксическую природу и объём понятия «изъяснительная конструкция».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой