Средства физической культуры в обеспечении работоспособности
Следует отметить также, что ФУ — это не отдельное двигательное действие (разовое выполнение), а процесс его многократного повторения. Слово «упражнение» означает сознательное повторение действий с целью усвоения рациональных форм и способов его выполнения, воздействия на физическое развитие и психологические качества человека (на личность). При этом ФУ как процесс повторения может быть… Читать ещё >
Средства физической культуры в обеспечении работоспособности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Под ФУ понимаются двигательные действия человека, используемые для решения задач физического воспитания с учетом его закономерностей. Говоря о сущности ФУ (с точки зрения ФВ), можно назвать их элементарной клеточкой и основной структурной единицей практики ФВ. Физическим упражнением может быть двигательная деятельность, двигательное действие, произвольное движение.
ФУ можно определить как двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.
Следовательно, не каждое двигательное действие или деятельность можно назвать ФУ. Трудовая, бытовая деятельность не относится к физическим упражнениям, т.к. используемые в ней двигательные действия направлены на создание материальных ценностей или на обеспечение бытовых условий жизни (ходьба в магазин за покупками, приготовление нищи и т. п.).
Следует отметить также, что ФУ — это не отдельное двигательное действие (разовое выполнение), а процесс его многократного повторения. Слово «упражнение» означает сознательное повторение действий с целью усвоения рациональных форм и способов его выполнения, воздействия на физическое развитие и психологические качества человека (на личность). При этом ФУ как процесс повторения может быть организован в виде многократного повторения одного двигательного действия (прыжка, поднимания груза и т. д.) или в форме двигательной деятельности, включающей различные действия (комплекс гимнастических упражнений, подвижные игры и др.).
Трудовые двигательные действия могут оказывать при благоприятных условиях положительное влияние на физическое развитие человека; однако только комплексы ФУ, применяемые при проведении организованных форм занятий, создают возможности для развития всех органов и систем организма в оптимальном режиме.
Говоря «физические», мы тем самым подчеркиваем характер совершаемой работы (в отличие от умственной), ее преимущественную зависимость от нервно-мышечного аппарата и внешне проявляемую, как правило, в перемещениях тела или его частей. ФУ — сознательный, волевой акт, оказывающий влияние на личность в целом, преимущественно воздействуя на физическую структуру организма. ФУ — основное средство физического воспитания, один из способов передачи общественно-исторического опыта, его научных и практических достижений.
Под классификацией ФУ принято понимать распределение их на группы (классы) по существенным признакам. В практике ФВ используют очень большое количество разнообразных упражнений. Поэтому существует и много различных классификаций; их известно около трехсот.
ФУ, как правило, обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Именно поэтому многие из них представлены одновременно в нескольких классификациях (например, характерные признаки бега на 100 м: структурно-циклическое; преимущественное воспитание физических качеств — скоростное; решение образовательных задач — основное упражнение; по интенсивности работы — максимальная мощность; по исторически сложившейся системе физического воспитания — спортивное упражнение).
По признаку исторически сложившейся системы ФУ делятся на 4 группы — гимнастика, игра, туризм, спорт.
Гимнастика: многообразие аналитических движений, действий, возможность избирательного воздействия на строение и функции организма, координационная сложность движений.
Игра — естественные двигательные действия (бег, броски, прыжки и др.), выполняются в меняющейся ситуации в различных вариантах, эффективно влияют на организм в целом.
Туризм — естественные разнообразные движения (ходьба, бег, преодоление препятствий, передвижение на лыжах, велосипедах и др.), выполняемые в естественных природных условиях и оказывающие комплексное воздействие на организм.
Спорт — стандартные (в соответствии с Российской спортивной классификацией) двигательные действия, выполняемые в стрессовой ситуации для достижения максимальных результатов. Преимущественно оказывают специализированное воздействие на организм в соответствии со специализацией.
Техника — рациональный способ выполнения двигательного действия. Различают следующие компоненты техники: основа техники — главное звено детали техники.
Основа — совокупность звеньев (элементов), позволяющих выполнить действие указанным способом (так, в подъеме разгибом: размахивание — сгибание и поднимание ног — разгибание — выход в упор).
Главное звено — наиболее важный элемент в упражнении. Зачастую по нему называется само упражнение: например, подъем разгибом.
Детали отражают отдельные вариации техники непринципиального характера, т. е. вариации биомеханических характеристик отдельных движений.
Разновидности техники: классическая и индивидуальная. Техника не остается неизменной; она совершенствуется (в зависимости от уровня функциональной работоспособности, от изменения инвентаря и оборудования, от дальнейшего развития науки и др.).
Эффект используемых ФУ зависит от технических характеристик отдельных движений. Выделяют кинематические, динамические и ритмические характеристики.
Кинематические характеристики связаны с перемещением тела в пространстве.
Пространственные характеристики: положение тела и его частей (и.п.; сохранение нужной позы в процессе движения), траектория (форма, направление, амплитуда). От позы зависят: условия работы мышц и внутренних органов, амплитуда движения, сопротивление внешней среды, выразительность движения.
Временные характеристики: длительность и темп (частота повторений циклов или количество движений в единицу времени). Длительность действия определяет величину воздействия — нагрузку, а длительность отдельных движений влияет на эффективность всего действия. От темпа движения зависит скорость в циклических упражнениях, и он определяет интенсивность нагрузки.
Пространственно-временные (кинематические) характеристики скорость (быстрота перемещения тела или его частей в пространстве в единицу времени), ускорение и замедление (изменение скорости в единицу времени или в процессе двигательной деятельности — плавные, резкие движения, у метателей замедление определяет конечный результат упражнения). От скорости зависит величина нагрузки, темп, результат многих двигательных действий. При быстрых и ускоряющихся движениях развиваются инерционные и реактивные силы.
Педагогическую значимость ФУ оценивают по 3-м аспектам: физическому образованию, управлению физическим развитием и содействию формированию личности.
Физические упражнения — средство физического образования. С помощью ФУ познают основные закономерности движений человеческого тела, его частей и посторонних предметов.
В процессе ФУ участвуют различные стороны личности человека интеллектуальная, нравственная, волевая. Эта взаимосвязь имеет 2-стороннее воздействие, поэтому ФУ могут способствовать формированию личности. Так, содействие умственному воспитанию заключается в необходимости изучения закономерностей техники сложных двигательных действий, в творческом поиске наилучших двигательных решений, активизации психических процессов в быстро меняющейся ситуации (игры и единоборства).
ФУ становятся эффективным средством воспитания волевых и нравственных качеств, когда в процессе их выполнения требуется проявление смелости, упорства, выдержки, взаимовыручки и др.
ФУ и окружающая обстановка зачастую способствуют эстетическому воспитанию людей, развитию чувства прекрасного и красоты. В некоторых видах двигательной деятельности именно красота и артистизм обеспечивают получение высшей оценки (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, спортивная гимнастика и акробатика, фристайл и др.).
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы дополняют ФУ как средства ФВ. Природные факторы (солнечная радиация, воздушная и водная среда) укрепляют здоровье, закаливают и повышают работоспособность.
В процессе ФВ естественные силы природы используются по 2 направлениям:
- 1) самостоятельно — при организации специальных процедур (солнечные, воздушные ванны). В этом случае они дозируются и становятся формой активного отдыха: в санаториях и профилакториях, лечебницах, в ходе трудового дня, в дошкольном ФВ;
- 2) сопутствующие факторы при выполнении ФУ усиливают эффективность их воздействие на организм.
Закаливание необходимо осуществлять с самого раннего возраста. В детстве оно способствует повышению устойчивости организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а взрослый организм становится более устойчивым к неблагоприятным воздействиям среды и труда, более работоспособным. Систематическое закаливание является и фактором самовоспитания (дисциплинированности, воли и др.).
Гигиенические факторы также носят оздоровительную направленность. Они включают личную и общественную гигиену и реализуются при соблюдении необходимых гигиенических и санитарных норм. Условно их можно разделить на нормы, обеспечивающие условия для занятий ФУ (питание, быт, отдых, труд, учеба), и непосредственно используемые в процессе физического воспитания (режим нагрузок и отдыха, питание на марафонских дистанциях, соблюдение санитарных норм в местах занятий, восстановительные процедуры после выполнения упражнений: баня, массаж, ультрафиолетовое облучение и др.).
Только в частных случаях они могут становиться средствами физического воспитания (ГТПФП; при большом весе изменение режима питания влияет на формы и функции организма, т. е. улучшает физическое развитие). Правильный режим жизни не только сохраняет и укрепляет здоровье, но и поддерживает умственную и физическую работоспособность человека.