Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Особенная часть конституционного права российской федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Легитимность конституции означает, что она принимается в установленном правом порядке либо в порядке, признаваемом обществом; ее содержание одобрено обществом, по крайней мере его большей частью либо большинством его представителей. Таким образом, легитимность акта — это единство внешнего и внутреннего согласия по оценке социально-правовой обоснованности и общественной приемлемости данного… Читать ещё >

Особенная часть конституционного права российской федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

  • знать понятие, основные свойства и виды конституций как основного источника конституционного права; основные свойства Конституции РФ; структуру и основное содержание Конституции РФ; режим правовой охраны Конституции РФ;
  • уметь различать процедуры пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок; разграничивать формы реализации и правовой охраны Конституции РФ;
  • владеть навыками внутрисистемного анализа содержания Конституции РФ, разрешения коллизий между нормами Конституции РФ.

Конституция как основной источник конституционного права: понятие, основные свойства и виды

Конституция в любом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства. Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционируют механизмы власти и институты гражданского общества. Нормы конституции, как и право в целом, оказывают воздействие на различные стороны жизни: государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.

Термин «конституция» происходит от латинского " constitutio" (установление, построение) и восходит к временам Римской империи. Конституциями назывались указы римских императоров. В Средние века конституциями закреплялись привилегии и вольности феодалов. С течением времени понятие конституции эволюционировало.

В нынешнем понимании конституции как основные нормативные правовые акты высшей юридической силы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, появились в качестве противовеса монархии, абсолютизму в результате победы буржуазно-демократических революций. Стремления, направленные на создание государства и общества, имеющего конституцию такого типа, впервые были воплощены в политическую действительность на американском континенте: в 1787 г. была принята первая в мире общенациональная Конституция США. Первые европейские конституции были приняты в Польше (акт от 3 мая 1791 г.) и во Франции (акт от 3 сентября 1791 г.).

Постепенно идея принятия конституции как основного закона государства стала распространяться по всем континентам. В настоящее время большинство стран имеют основные нормативные правовые акты, именуемые конституцией. В современном мире действует около 200 конституций различных государств и порядка 300 основных законов (конституций, уставов) субъектов федерации.

Конституция как главный закон государства и общества, основной источник национального права имеет особые черты или свойства, которые можно подразделить на: 1) социально-политические; 2) правовые и 3) политико-правовые.

Основные социально-политические свойства конституции выражаются, прежде всего, в следующих признаках:

  • — особый субъект, который принимает (учреждает) конституцию или от имени которого она принимается;
  • — учредительный характер конституционных положений;
  • — широта и всеохватывающий характер предмета конституционного регулирования.

Принципиальное социально-политическое свойство конституции — особый субъект, который принимает (учреждает) конституцию или от имени которого она принимается. Конституция в современном значении является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа.

Другой важной социально-политической чертой конституции является ее учредительный характер. Учредительная природа конституции проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяющей характер государственного и общественного строя; они являются первичными для законов и подзаконных актов.

К социально-политическим свойствам современной конституции относятся также широта и всеохватывающий характер предмета конституционного регулирования. Упорядочивая политические, экономические, социальные, культурные и духовные отношения, конституция на системном уровне собирает правовыми нормами модель государственного и общественного строя.

Главные правовые свойства конституции:

  • — верховенство и высшая юридическая сила;
  • — прямое действие и применение на всей территории государства;
  • — роль ядра правовой системы или основного источника права;
  • — усложненный порядок принятия, внесения изменений и поправок;
  • — особая правовая охрана.

Через правовые свойства раскрываются главные качественные характеристики конституции как феномена правовой системы и правовой культуры.

В формально-юридическом смысле конституция — это закон, обладающий верховенством и высшей юридической силой. Наличие данных свойств означает, что все остальные законы и иные правовые акты принимаются в соответствии и во исполнение конституции страны и не должны ей противоречить. Любой правовой акт, противоречащий конституции по существу или по форме, должен быть признан недействительным.

Конституция считается нормативным правовым актом прямого действия и применяется на всей территории страны. Данным документом при издании собственных актов напрямую руководствуются все органы государственной власти и местного самоуправления, а также органы правосудия и правоохранительные органы, осуществляющие конституционный надзор и контроль.

Прямое действие всех норм конституции не исключает конкретизации ее положений. В конституции можно встретить немало отсылочных норм о необходимости регулирования определенных сфер общественной и государственной жизни.

С точки зрения правообразующей роли, т. е. значимости в формировании системы отраслей права и отраслей законодательства, конституция является ядром правовой системы и основным источником права. Принципы и положения конституции играют базовую роль для всей системы права и системы законодательства, т. е. предопределяют их содержание, поэтому принятие новой конституции или внесение в нее поправок влечет за собой соответствующее обновление законодательства.

Еще одним значимым правовым свойством, вытекающим из верховенства и высшей юридической силы основного закона, является усложненный порядок принятия, внесения изменений и поправок в конституцию.

Значительное число стран предусматривают режим особой правовой охраны конституции. Правовую охрану конституции можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле охрана конституции осуществляется государственно-правовым механизмом, предусмотренным практически всеми отраслями права. В узком смысле подразумеваются специально-конституционные средства охраны: конституционный контроль и надзор, а также конституционная ответственность.

К охране конституции привлекаются практически все ветви государственной власти и все виды органов государственной власти. Кроме того, создаются специализированные органы конституционного контроля (надзора). Особую роль в правовой охране конституции играют специализированные судебные или квазисудебные органы конституционного контроля или надзора, которые следят за конституционностью законотворчества в государстве, предотвращают нарушения конституции, признавая недействительными противоречащие ей акты, а также осуществляют иные функции конституционной юстиции.

К основным политико-правовым свойствам конституции относятся легитимность и стабильность основного закона государства и общества.

Легитимность конституции означает, что она принимается в установленном правом порядке либо в порядке, признаваемом обществом; ее содержание одобрено обществом, по крайней мере его большей частью либо большинством его представителей. Таким образом, легитимность акта — это единство внешнего и внутреннего согласия по оценке социально-правовой обоснованности и общественной приемлемости данного документа. Легитимность конституции — основа демократической власти и правового государства, условие авторитета и соблюдения основного закона, конституционной законности и конституционного правопорядка. В связи с этим конституции, принятые нелегитимным путем (в результате переворота, принуждения, в условиях отсутствия национального согласия относительно ее содержания и т. п.) без дальнейшей ее легитимизации, т. е. без одобрения большинством народа или его представителями, как правило, долго не живут и не пользуются признанием со стороны мирового сообщества.

Другое важное политико-правовое свойство — стабильность конституции, отражающая ее устойчивый, фундаментальный характер, слабую подверженность постоянным переменам и изменениям под воздействием временных политических и социально-экономических конъюнктур. Вместе с тем стабильность конституции не означает ее полную неизменность, отсутствие гибкости и какой-либо потребности в обновлении и совершенствовании с учетом назревших потребностей, адекватных изменениям в общественном и государственном развитии. Только конституция, отвечающая новым общественным потребностям и тенденциям развития, способна обеспечить стабильность и эффективное функционирование общества и государства, успех экономических, политических и социально-духовных преобразований.

Многочисленные изменения в конституцию могут привести к необходимости принятия нового основного закона страны. При осуществлении изменения и принятии новой конституции следует учитывать консерватизм населения. Даже при изменении отдельных положений конституции требуется не только специальная процедура принятия поправок, но и разъяснительная работа среди населения и общественности о целесообразности конституционного обновления.

В современном правоведении классификация конституций проводится по ряду признаков.

В зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные и неписаные.

С точки зрения структуры конституции делятся на консолидированные и неконсолидированные.

По порядку издания конституции подразделяются на 1) октроированные (дарованные); 2) представительные — принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); 3) народные — одобренные на референдуме.

Исходя из порядка изменения конституции и внесения в нее поправок различают гибкие и жесткие конституции.

С точки зрения уровня государственности различают: конституции надгосударственных образований; конституции государств (федеративных и унитарных); конституции составных частей федерации или иных территориальных образований, основанных на автономии.

Примером конституций надгосударственных образований является так и не принятая Европейская конституция. Как известно, в Договоре о создании Союзного государства Беларуси и России также предусмотрено принятие Конституции (Конституционного акта) Союзного государства.

Конституции суверенных государств (федеративных и унитарных) — стержень и главное звено в цепи конституций, принимаемых в мире. Именно на основе исследования конституций этого вида зародилось собственно учение о конституции как основном законе государства и общества.

В федеративных государствах составные части федерации также имеют конституции (штаты в США, Бразилии, Мексике, провинции в Аргентине, земли в ФРГ и др.) или основные законы с иным названием, приравненные по статусу к конституции (уставы субъектов РФ, не являющихся республиками, в составе Российской Федерации). Такой вид актов характерен и для государственнотерриториальных образований ряда так называемых децентрализованных государств. Встречаются конституции и в автономиях политического характера (например, Конституция автономной Республики Крым на Украине).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой