Общая характеристика формационного подхода к типологии государств
С позиций марксистско-ленинского формационного подхода в этой иерархии типов государства каждый следующий тип является более высоким по сравнению с предыдущим. Имеется в виду, что на ступеньках социального прогресса феодальное государство стоит выше рабовладельческого, буржуазное — феодального, социалистическое — буржуазного. В своей основе формационный подход к типологии государств является… Читать ещё >
Общая характеристика формационного подхода к типологии государств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Типология государств на основе формационного подхода базируется на таком понятии, как «общественно-экономическая формация» (почему подход и назван «формационным»), которое составляет фундамент марксистского понимания истории.
Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Способ производства в марксистской теории — это единство производительных сил и производственных отношений. Он выступает как материальная основа общественно-экономической формации, определяющая ее особенности, а изменения в способе производства определяют развитие общественно-экономических формаций, переход от одной формации к другой. При этом в общественно-экономической формации выделяется базис — производственные отношения, экономическая структура общества и надстройка — политические, государственноправовые явления и т. п. Государство в марксистской теории относят к надстроечной части общественно-экономической формации.
Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит как естественно-исторический процесс в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем на основе социальных революций.
Согласно марксистско-ленинскому пониманию развития общества путем смены общественно-экономических формаций история общества знает пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую. При этом исторический тип государства выделяется на основе только тех общественно-экономических формаций, которые имеют классовый характер, поскольку государство, по Марксу, может существовать только в классовом обществе. Такими классовыми общественно-экономическими формациями являются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и первая стадия коммунистической формации — социализм. Соответственно выделялись четыре исторических типа государства — рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. Первые три типа охватываются единым родовым понятием — «эксплуататорский тип государства». А социалистическое государство объявлялось исторически последним и высшим типом государства, которое в ближайшей исторической перспективе должно было перерасти в общественное коммунистическое самоуправление вместе с переходом социализма во вторую стадию коммунистической общественно-экономической формации — коммунизм. Получается, что при первобытном строе (первобытном коммунизме) еще нет государства и права, а при коммунизме государство и право как классовые явления отомрут.
С позиций марксистско-ленинского формационного подхода в этой иерархии типов государства каждый следующий тип является более высоким по сравнению с предыдущим. Имеется в виду, что на ступеньках социального прогресса феодальное государство стоит выше рабовладельческого, буржуазное — феодального, социалистическое — буржуазного.
Исторический тип государства с позиций формационного подхода — это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам единой общественноэкономической формации.
Достоинства и недостатки формационного подхода к типологии государств
В своей основе формационный подход к типологии государств является вполне здравым и полезным для государствоведения, раскрывая ту закономерность, что государства, базирующиеся на одном и том же типе экономической структуры общества, обладают характерным набором общих признаков.
Вместе с тем следует обратить внимание и на ряд недостатков формационного подхода как следствие его догматизации. К таким недостаткам, в частности, относят:
- • одиолииейность, схематизм в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа государства другим (что не отвечает реальному ходу истории с его многообразием путей и форм государственного развития);
- • игнорирование азиатского способа производства, поскольку он фактически объединял в один тип как древневосточные деспотии, так и социалистическое государство;
- • деление исторических типов государства на эксплуататорские — рабовладельческий, феодальный, буржуазный и антиэксплуататорский — социалистический (хотя норма эксплуатации трудящихся в социалистических государствах могла быть выше, чем в развитых капиталистических странах);
- • характеристика социалистического государства как исторически последнего и высшего исторического типа государства;
- • умаление роли культурно-духовной жизни общества в развитии государственности, и ее значения для типологии государств.