Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отношении осужденных по ст.ст. 263 и 264 УК РФ к лишению права управлять транспортными средствами в качестве дополнительного наказания предлагается установить аннулирование водительского удостоверения и повторную сдачу квалификационного экзамена на право управления транспортными средствами после отбытия наказания, а не возвращать водительское удостоверение без сдачи экзамена как это сейчас… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. ^
    • 1. Понятие наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
    • 2. Содержание наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
    • 3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в истории отечественного уголовного законодательства
  • Глава 2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по законодательству зарубежных стран
    • 1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по уголовному законодательству стран ближнего зарубежья
    • 2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по уголовному законодательству стран дальнего зарубежья
  • Глава 3. Основания применения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
    • 1. Условия, составляющие основания к применению наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
    • 2. Категории осужденных, к которым может быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности
    • 3. Категории осужденных, к которым может быть применено наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью
  • Глава 4. Исполнение наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
    • 1. Порядок исполнения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

    § 2. Основания и порядок применения условно-досрочного освобождения от наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в процессе исполнения этих видов наказаний.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Современная уголовная политика ориентирует законодательство и правоприменительную практику на дальнейшее углубление дифференцированного подхода к применению уголовного наказания в качестве средства борьбы с преступностью. Эта тенденция предполагает наличие широкой системы принудительных мер воздействия на преступников и определение оптимальных границ их применения.

Отличительной особенностью современного периода развития государственной и общественной жизни является возрастание социальной ценности прав и свобод человека и гражданина, что в свою очередь создает более широкие возможности ведения борьбы с преступностью, обращая принуждение не столько на личность преступника, сколько на его правовой статус. Важным средством такого воздействия является применение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, где ограничения, прежде всего, касаются тех прав осужденного, которые ему самим же государством предоставлены и гарантированы ст. 37 Конституции Российской Федерации. Речь идет как о лишении осужденного конкретных субъективных прав (права на занятие определенных должностей либо на занятие определенной деятельностью и связанных с их осуществлением прав и полномочий), так и о временном ограничении его правоспособности — возможности свободного выбора должности, профессиональной деятельности или иного рода занятий.

Применение наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью допускается при определенных условиях. Они применяются при совершении лицом преступления с использованием занимаемой должности либо в связи с занятием лицом определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут назначаться как в качестве основного, так и дополнительного вида наказания. К этим наказаниям суды Российской Федерации приговаривали в 1986 г. — 7,4% от общего числа осужденныхв 1987 г. — 9,8%- в 1988 г. -13,8- в 1989 г. — 12,8%- в 1990 г. — 11,7%- в 1991 г. — 10,5%- в 1992 г. — 7,9%- в 1993 г. — 1,8%- в 1994 г. — 1, 2%- в 1995 г. — 1%- в 1996 г. — 1,46%- в 1997 г. — 0,06%- в 1998 г. — 0,2%- в 1999 г. — 0,04%- в 2000 г. — 0,009%- в 2001 г. -0,01%.1 Приведенные данные свидетельствуют о снижении их применения в судебной практике, особенно после введения в действие Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. и несмотря на то, что эти наказания предусматриваются в 115 санкциях 77 статей Особенной части этого УК. Из них в 32 санкциях статей они предусматриваются в качестве основного наказания, в 83 в качестве дополнительного наказания.

Такая же ситуация имеет место в Республике Татарстан. Наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью судами Татарстана в 1997 г. были назначены 235 осужденным (или 0,92%) от общего числа осужденныхв 1998 г. — 240 (0,92%) — в 1999 г. -237 (0,74%) — в 2000 г. -239 (0,75%) — в 2001 Г.-258 (0,96%)3.

Несмотря на то, что Уголовный Кодекс Российской Федерации 1996 г. действует уже более пяти лет, проблема назначения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на нормативно-правовой базе этого УК на монографическом уровне практически не исследовалась. Лишь некоторые вопросы этой проблематики затрагивались в публикациях С. В. Бородина, Т. В. Губаевой, A. J1. Дзигарь, В. К. Дуюнова, С. Ф. Милюкова, А. А. Палий, С. В. Полубинской, П. Г. Пономарева, С. Н. Становского, Ю. М. Ткачевского и др.

Преступность и правонарушения (1991;1995 г. г.) Статистический сборник. М., 1996. С. 142- // Российская юстиция, 1998, № 6, С. 56- 2000, № 7, С.58- 2001, № 11, С.76- 2002. № 9. С. 78.

2 По состоянию на 1 октября 2001 г.

3 Отчеты о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел за 1997;2001 гг. Управления Судебного департамента Республики Татарстан при Верховном Суде Российской Федерации.

Проблема применения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исследовалась и активно обсуждалась после принятия УК РСФСР 1960 г. в работах И. М. Гальперина, В. К. Дуюнова, А. Г. Каграманова, А. Крахмальника, Н. В. Кузнеченко, А. В. Лужбина, Ю. Б. Мельниковой, А. С. Михлина, В.П. Мохот-кина, Н. А. Сафарова, В. И. Тютюгина, А. Л. Цветиновича и других авторов.

Однако многие положения и рекомендации, содержащиеся в работах этих исследователей, устарели, так как были подготовлены на нормативно-правовой базе утратившего силу уголовного законодательства. В судебной и уголовно-исполнительной практике при применении этих наказаний возникают трудности и допускаются ошибки.

Сказанным выше обусловливается выбор темы настоящего диссертационного исследования, его актуальность и научно-прикладное значение.

Цели диссертационного исследования состоят в изучении комплекса теоретических и прикладных вопросов, связанных с применением наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в выявлении пробелов в правовом регулировании этих наказаний по действующему уголовному и уголовно-исполнительному законодательству, в разработке научных рекомендаций по совершенствованию Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации1 и практики применения этих видов наказаний.

Задачи исследования состоят в том, чтобы: определить правовую природу наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и раскрыть их существенные признакипроследить историю возникновения и развития наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по отечественному уголовному законодательству;

1 Далее УК и УИК, если не указано иное. показать особенности применения рассматриваемых наказаний по уголовному законодательству стран ближнего и дальнего зарубежьярассмотреть основания применения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюпоказать сроки и порядок назначения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного и дополнительного наказанияописать порядок исполнения наказаний в виде лишения плава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьювыявить основания и порядок применения условно-досрочного освобождения от наказания, в случае, когда лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве дополнительного наказанияразработать научные рекомендации по совершенствованию практики назначения и исполнения рассматриваемых наказаний и нормативной базы применения и исполнения этих наказаний.

Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе назначения и исполнения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Предметом исследования являются правовые нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства о назначении и исполнении наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью прошлого и настоящего, положения доктрины уголовного права, а также уголовное законодательство ряда стран дальнего и ближнего зарубежья, опубликованная и неопубликованная судебная практика по применению рассматриваемых наказаний.

Методологической основой диссертации послужили общенаучные методы познания, а также специальные: исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический и другие методы анализа изучаемых явлений.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, опираются на концептуальные положения общей теории права, отраслевых юридических наук (конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского и трудового права).

Теоретической основой диссертационного исследования являются труды отечественных криминалистов по уголовному и уголовно-исполнительному праву, конституционному праву.

Нормативной базой исследования послужили Конституция России, УК РФ 1996 г., УИК РФ 1997 г., а также другие законы, постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и иные источники. Автором диссертации изучено уголовное законодательство дореволюционной и советской России и современное законодательство отдельных стран ближнего и дальнего зарубежья.

Эмпирической основой диссертационного исследования являются материалы изучения 180 уголовных дел, рассмотренных судами Республики Татарстан за 1997;2001 годы, опубликованная практика Верховного Суда Российской Федерации, материалы УИН Минюста России по Республике Татарстан.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней после принятия УК РФ 1996 г. и УИК РФ 1997 г., с учетом произошедших в стране социально-экономических перемен, разработан ряд новых научных положений о правовой природе наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, о сроках и порядке назначения этих наказаний. Обоснованы предложения по совершенствованию правового регулирования применения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, рекомендованы меры, направленные на предупреждение ошибок по применению закона о применении этих наказаний.

На защиту выносятся следующие научные положения и выводы, определяющие новизну диссертации:

Особенностью предусмотренного в п. «б» ст. 44 и ст. 47 УК РФ наказания является его двойственная правовая природа. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — это самостоятельные виды уголовных наказаний, которые применяются к лицу (специальному субъекту), признанному виновным в совершении преступления в связи с занимаемой им должностью на государственной службе, в органах местного самоуправления либо в связи с занятием определенной профессиональной или иной деятельностью, а также вопреки интересам такой службы либо деятельности и заключаются в лишении этого лица конкретных субъективных прав и в ограничении его правоспособности на указанный в приговоре суда срок;

Наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут быть назначены лишь за те преступления, которые совершаются в связи с занимаемой лицом должностью на государственной службе, в органах местного самоуправления либо в связи с занятием определенной профессиональной или иной деятельностью, вопреки интересам этой службы либо деятельности, т. е. они назначаются при наличии специального субъекта преступления;

Карательное содержание исследуемых наказаний составляют как лишение осужденного конкретных субъективных прав в сфере трудовой деятельности, так и временное ограничение его правоспособности;

Особенностью истории становления и развития наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в России является постепенный переход к объединению их в одной статье уголовного закона и сокращению сроков их применения. Учитывая исторические традиции закрепления этих наказаний в самостоятельных статьях законов России, а также законодательный опыт зарубежных стран, делается вывод о возможности возвращения к некоторым положениям ранних источников уголовного права и предлагается предусмотреть их в качестве самостоятельных видов наказаний в различных статьях УК, увеличить их сроки, в том числе предусмотреть возможность бессрочного назначения лишения права занимать должности на государственной службе и службе в органах местного самоуправления за совершение особо тяжких и тяжких преступлений с использованием должности;

Предлагается ч. 2 ст. 47 УК изложить в следующей редакции: «Лишение права занимать определенные (публичные) должности или заниматься определенной деятельностью устанавливаются на срок от одного года до десяти лет в качестве основных видов наказаний за умышленные преступления, на срок от одного года до пяти лет — в качестве основных видов наказаний за неосторожные преступления и на срок от одного года до пяти лет — в качестве дополнительных наказаний» ;

При назначении наказания в виде лишения права занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления в приговоре суда не следует указывать конкретную должность или сферу государственной службы РФ или субъекта Федерации, а также должность службы в органах местного самоуправления, а достаточно указать на лишение осужденного права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления на срок, определяемый судом в соответствии с законом. Такое указание в приговоре суда будет означать, что осужденный в течение указанного в приговоре срока не может быть принят на работу ни на одну должность федеральной государственной службы, государственной службы субъекта Федерации, а также на должности, устанавливаемые реестрами должностей органов местного самоуправления всех уровней;

Учитывая, что наличие в заголовке и содержании ст. 47 УК указания на лишение права занимать «определенные должности» дает повод судьям полагать, что в приговоре надо называть конкретную должность на государственной службе или в органах местного самоуправления, в диссертации предлагается слово «определенные» из ч. 1 ст. 47 УК — исключить либо заменить его на слово «публичные» должности;

При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью в приговоре суда необходимо указывать конкретный вид профессиональной или иной деятельности. Под профессиональной деятельностью следует понимать такие виды деятельности, которые могут осуществляться при наличии у лица специальной профессиональной подготовки, подтвержденной соответствующим документом (сертификатом, дипломом, свидетельством, удостоверением и т. п.). Под иной деятельностью, заниматься которой осужденный может быть лишен в соответствии с приговором суда, следует понимать такую предпринимательскую и иную, не запрещенную законом деятельность, на осуществление которой требуется получение лицензии либо регистрация в качестве налогоплательщика. Запрет на занятие иными видами деятельности не поддается контролю специально созданных на то государственных и иных органов (любительская фотография, пение, вязание для себя и т. п.) и поэтому запрещение их нецелесообразно;

Опираясь на положения УК Кыргызстана и Узбекистана, предлагается в ч. 4 ст. 45 УК установить, что дополнительные наказания не назначаются к лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также исключить из системы видов наказаний, применяемых к несовершеннолетним (ст. 88) указание на возможность назначения лишения права заниматься определенной деятельностью;

В отношении осужденных по ст.ст. 263 и 264 УК РФ к лишению права управлять транспортными средствами в качестве дополнительного наказания предлагается установить аннулирование водительского удостоверения и повторную сдачу квалификационного экзамена на право управления транспортными средствами после отбытия наказания, а не возвращать водительское удостоверение без сдачи экзамена как это сейчас установлено в п. 46 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденной приказом МВД РФ № 782 от 20 июля 2000 г. (с изменениями от 21 февраля 2002 г.) — С учетом опыта стран дальнего зарубежья и мнения сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, предлагается дополнить УК РФ специальной статьей об уголовной ответственности за злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, сформулировав ее в следующей редакции:

Статья. Уклонение от отбывания лишения права занимать публичные должности или заниматься определенной деятельностью.

1. Уклонение от отбывания лишения права занимать публичные должности на государственной службе, в органах местного самоуправления после предупреждения, сделанного уголовно-исполнительной инспекцией, -наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом до 50 минимальных размеров оплаты труда или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

2. Уклонение от отбывания лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью после двухкратного предупреждения, сделанного уголовно-исполнительной инспекцией, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет со штрафом до 50 минимальных размеров оплаты труда или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового" ;

Несмотря на то, что наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не включены в число тех наказаний, при осуждении к которым законом допускается применение условно-досрочного освобождения, однако в соответствии с ч. 1 ст. 79 УК при назначении их в качестве дополнительного наказания осужденный может быть полностью или частично освобожден от их отбывания одновременно с условно-досрочным освобождением от основного наказания. В таком случае частичное освобождение от рассматриваемых наказаний по своей правовой природе является условно-досрочным. В случае отмены условно-досрочного освобождения по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 79 УК РФ, неотбытая часть этих дополнительных наказаний подлежит исполнению;

Выявлены и подвергнуты критике факты установления законом лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания на срок до пяти лет (ч. 3 ст. 183, ч. 3 ст. 2821), тогда как согласно ч. 2 ст. 47 УК в качестве дополнительного наказания они могут устанавливаться на срок от шести месяцев до трех лет.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и предложения углубляют науку уголовного и уголовно-исполнительного права в вопросах определения понятия, содержания, признаков, оснований применения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования содержащихся в ней положений и рекомендаций по применению рассматриваемых наказаний в дальнейших исследованиях данной проблематики, в правотворческой деятельности, в работе судов и уголовно-исполнительных инспекций. Результаты исследования могут быть применены в учебном процессе при преподавании уголовного и уголовно-исполнительного права в профессиональных учебных заведениях юридического профиля, а также в системе повышения квалификации правоприменителей различных ведомств.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на научных и научно-практических конференциях: «Социально-правовые проблемы борьбы с преступностью в современных условиях» (Казань, 1997 г.), «Общество и право в новом тысячелетии» (Тула, 2000 г.), «Социально-правовые исследования современных проблем преступности» (Казань, 2000 г.), «Социально-правовые проблемы укрепления правопорядка и борьбы с преступностью» (Казань, 2001 г.). Основные положения диссертации апробированы в восьми научных публикациях автора:

1. Вопросы назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по действующему УК РФ// Социально-правовые проблемы борьбы с преступностью в современных условиях: Материалы итоговой научно-практической конференции КФЮИ МВД России. — Казань: ЦЭСИ, 1997. С. 97−100.

2. Вопросы применения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью / Теория и практика применения права и вопросы борьбы с преступностью: Материалы итоговой научно-практической конференции. (1998 г.) — Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2000. С. 63−65.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по Уголовному кодексу Российской Федерации // Проблемы становления современного гражданского общества и правового государства. Научное издание. Вестник юридического института МВД России № 2, Москва — Казань, 1998. С. 105−109.

4. Порядок назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания / Социально-правовые исследования современных проблем преступности: Тезисы научно-практической конференции КЮИ МВД России. — Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2000. С. 120−122.

5. Категории осужденных, к которым может быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности // Проблемы законности и правопорядка в российском обществе: Сборник научных трудов. — Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2001. С. 140 147.

6. Особенности применения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по УК Франции, Германии и Испании // Социально-правовые проблемы укрепления правопорядка и борьбы с преступностью: Материалы итоговой научно-практической конференции. — Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2001. С. 103−105.

7. Категории осужденных, к которым может быть применено наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе // Общество и право в новом тысячелетии: Материалы международной научно-теоретической конференции, посвященной 200-летию МВД России и 10-летию Тульского филиала ЮИ МВД РФ (4−5 октября 2000 г., Тула): В 2 т. -М. — Тула: Юридический институт МВД России, 2001. — Т. 2. — С. 120−129.

8. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по уголовному законодательству стран ближнего зарубежья // Научные труды Казанского юридического института МВД России: Вып. 2 / Под ред. к.ю.н., доцента Н. Х. Сафиуллина. — Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2002. С. 105−113.

Структура диссертации определена в соответствии с целями и задачами исследования, уровнем научной разработки различных аспектов проблемы. Работа состоит из введения, четырех глав, подразделенных на десять параграфов, заключения и списка использованных источников. Объем диссертации 179 страниц текста без списка использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования правовой природы и вопросов правового регулирования оснований и условий применения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в диссертации сделаны следующие выводы:

— Предусмотренные в п. «б» ст. 44 и ст. 47 УК РФ наказания имеют двойственную правовую природу. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — самостоятельные уголовные наказания, которые применяются к лицу (специальному субъекту), признанному судом виновным в совершении преступления в связи с занимаемой им должностью на государственной службе, в органах местного самоуправления либо в связи с занятием определенной профессиональной или иной деятельностью вопреки интересам такой службы или из-за нарушения правил соответствующей деятельности;

— Весьма редкое назначение этих наказаний как в качестве основного наказания, так и дополнительного, несмотря на существенное увеличение числа санкций с этими наказаниями в статьях Особенной части УК 1996 г., объясняется как недостатками и пробелами в правовом регулировании применения этих наказаний, так и недооценкой их карательно-предупредительного значения судебной практикой;

В связи с отсутствием практики применения лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельности и нецелесообразности применения этого наказания к осужденным несовершеннолетнего возраста следует исключить это наказание из ст. 88 УК РФ;

В судебной практике нередко применяется в качестве дополнительного наказания лишение осужденного права управления транспортным средством. Однако по правовым последствиям применение этого уголовного наказания приравнивается к лишению права управления транспортным средством, применяемым в том или ином случае от одного месяца до одного года порядке ст.ст. 12.8, 12.9, 12.10, 12.15, 12.17, 12.21, 12.24, 12.26, 12.27 Кодекса.

Российской Федерации об административных правонарушениях. Возврат водительских удостоверений лицам, лишенным в соответствии с законодательством Российской Федерации права управления транспортными средствами, после окончания (сокращения) срока лишения указанного права производится после представления медицинской справки без сдачи экзаменов. Это не может быть признано справедливым и правильным в отношении осужденных по ст.ст. 263 и 264 УК РФ. Применительно к таким осужденным следует установить сдачу экзаменов заново;

— При назначении наказания в виде лишения права осужденного занимать должности на государственной службе, на службе в органах местного самоуправления в приговоре суда не следует указывать конкретную должность государственной службы Российской Федерации или государственной службы субъекта Российской Федерации, а также должности службы в органах местного самоуправления, а достаточно в нем указать на лишение права осужденного занимать должности на государственной службе и службе в органах местного самоуправления на срок, указанный в приговоре. Такое указание в приговоре суда будет означать, что осужденный в течение указанного в приговоре срока не может быть принят на работу (избран) ни на одну должность федеральной государственной службы, государственной службы субъекта Федерации, а также на должности, устанавливаемые реестрами должностей органов местного самоуправления всех уровней;

— При назначении наказания в виде лишения осужденного права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью в приговоре суда необходимо указывать конкретный вид профессиональной или иной деятельности. Под профессиональной деятельностью следует понимать такие виды деятельности, которые могут осуществляться при наличии у лица специальной профессиональной подготовки, подтвержденной соответствующим официальным документом государственного образца (дипломом, сертификатом, свидетельством, удостоверением и т. п.);

Под иной деятельностью, заниматься которой осужденный может быть лишен права в соответствии с приговором суда, следует понимать такую предпринимательскую или иную, не запрещенную законом деятельность, на занятие которой требуется получение в установленном порядке лицензии либо регистрация в качестве налогоплательщика. Запреты на занятие другими общественно полезными видами деятельности нецелесообразны, так как не поддаются контролю со стороны специально созданных на то государственных органов (любительское рисование, лепка, пение и т. д.);

Целесообразно установить уголовную ответственность осужденных за уклонение от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а не только представителей государственной власти, государственных служащих, служащих органа местного самоуправления и других, указанных в ст. 315 УК РФ за злостное неисполнение, а равно воспрепятствование исполнению этих наказаний;

— Досрочное и условно-досрочное освобождение от лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначаемого в качестве дополнительного наказания допустимо только одновременно с решением об условно-досрочном освобождении осужденного от основного наказания. Условно-досрочное освобождение от этих наказаний, назначенных в качестве основного наказания по смыслу ст. 79 УК не допускается.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрайт, 1999. — 48 с.
  2. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., // Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век — 1917 год) / Составитель д.ю.н., проф. В. А. Томсинов М.: Издательство «Зерцало», 1998. — С. 222−241.
  3. Уголовное Уложение России 1903 г. Приложение к Собранию узак. и расп. Прав. За 1903 г., № 38 отд. I, ст. 416. — 143 с.
  4. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 1991 гг. — М.: Зерцало, 1997. — С. 63−70.
  5. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права 1917 1991 гг. — М.: Зерцало, 1997. — С. 72−111.
  6. Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. // Уголовное законодательство СССР и союзных республик: Сборник (основные законодательные акты) / Под ред. Д. С. Карева. М.: Госиздат, юрид. лит-ры, 1957. — С. 7−14.
  7. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. // Уголовное законодательство СССР и союзных республик: Сборник (основные законодательные акты) / Под ред. Д. С. Карева. М.: Госиздат юрид. лит-ры, 1957. — С. 39−79.
  8. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. М.: Издательство «СПАРК», 1995. -152 с.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. М.: «ТД ЭЛИТ -2000», 2002.- 160 с.
  10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921- 2002. № 22. Ст. 2027.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. -М.: Издательская группа ИНФРА • М НОРМА, 1997. — 560 с.
  12. Трудовой кодекс Российской Федерации 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. (часть 1). Ст. 3.
  13. Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 5 июля 1995 г. № 119-ФЗ (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990.
  14. О местном самоуправлении в РСФСР: Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991 г. № 29.1. Ст. 1010.
  15. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (с изм. от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4135
  16. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (Часть 1). Ст. 3430.
  17. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331.
  18. О службе в таможенных органах Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3586.
  19. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462−1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст. 357.
  20. О государственной службе в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 8 февраля 1994 г. N 2101-XII введен в действие Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 20 апреля 1994 г.
  21. Положение об уголовно-исполнительных инспекциях. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 25. Ст. 2947.
  22. Уголовный кодекс Украины / Научное редактирование и предисловие ф проф. В. Я. Тация и проф. В.В. Сташиса- Перевод с украинского В.Ю.
  23. Гиленченко. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.-393 с.
  24. Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 г. / Предисловие проф. Б.В. Волженкина- Обзорная статья А. В. Баркова. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. — 474 с.
  25. Уголовный кодекс Республики Узбекистан (с изменениями и дополне-«, ниями на 15 июля 2001 г.). / Вступительная статья М. Х. Рустамбаева,
  26. А.С. Якубова, З. Х. Гулямова. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2001.-338 с.4)
  27. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 г. № 68 В редакции Законов Кыргызской Республики от 21 сентября 1998 г. № 124- 9 декабря 1999 г. № 141.
  28. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. / Науч. ред., пре-дисл. докт. юрид. наук, проф. И.М. Рагимова- Перевод с азербайджанского Б. Э. Аббасова. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.—325 с.
  29. Новый Уголовный кодекс Франции. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1993.-212 с.
  30. Уголовный кодекс ФРГ. — М., Изд-во Юридический колледж МГУ, 1996.-230 с.
  31. Уголовный кодекс Испании. / Под ред. и с предисл. Н. Ф. Кузнецовой и Ф. М. Решетникова. М. Изд. «Зерцало», 1998. — 155 с.
  32. Уголовный кодекс Швейцарии. / Пер. с нем. М.: Изд-во «Зерцало». 2000. — 160 с.
  33. Уголовный кодекс Голландии. / Науч. ред. д.ю.н., заслуженный деятель науки РФ, проф. Б.В. Волженкин- Пер. с англ. И. В. Мироновой. -СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс». 2000. 167 с.
  34. Уголовный кодекс Республики Польша (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 мая 2001 г.). / Науч. ред. к.ю.н., доц. А.И.
  35. , д. ю.н., проф. Н.Ф. Кузнецова- Вступ. статья к.ю.н., доц. А. И. Лукашова, к. ю.н., проф. Э.А. Саркисовой- Перевод с польского Д. А. Барилович СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. -234 с. V
  36. Уголовный кодекс Республики Болгария /Научн. ред. к.ю.н., проф. А.И. Лукашов- Перевод с болгарского Д. В. Милушева, А.И. Лукашова- Вступ. статья И. И. Айдарова. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.-298 с.
  37. Наказателен кодекс. София: Издава: Нова звезда, 2001. — 172 с.
  38. Уголовный кодекс Японии / Под ред. и с предисл. проф. А.И. Коро4беева- Пер. с япон. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2000. — 84 с.
  39. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. проф. А.И. Коробеева- Пер. с китайского Д. В. Вичикова. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. — 303 с.
  40. О практике назначения судами уголовного наказания: Постановление № 40 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999.-№ 8.
  41. Г. З. Условно-досрочное освобождение от наказания. // Бюллетень Верховного Суда СССР 1972.-№ 1. С.45−48.
  42. Багрий-ИГахматов JI.B. Уголовная ответственность и наказание. -Минск: Высшая школа, 1975. 384 с.
  43. Багрий-Шахматов JI.B. Совершенствование системы наказаний в связи с изменениями в уголовном законодательстве / Теоретические и практические проблемы нового уголовного законодательства: Сб. научн. тр./ ВИП — М., 1985. С. 55−58.
  44. Багрий-Шахматов JI.B., Гуськов В. И. Теоретические проблемы классификации уголовных наказаний. Воронеж, 1971. —108 с.
  45. М.И. Назначение наказания по советскому уголовному праву. — Киев: Высшая школа, 1980.— 216 с.
  46. М.И. Некоторые вопросы соотношения норм различных отраслей права в охране прав граждан. // Советское государство и право 1963. — № 12.-С. 67—84.
  47. А.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы. // Государство и право 1996. — № 12.-С. 10−18.
  48. К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и73.74,75.78
Заполнить форму текущей работой