Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Так, одним из основных субъектов профилактической деятельности преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, — Министерством внутренних дел Российской Федерации — необходимо проводить комплекс неотложных мер, направленных на усиление влияния на обстановку с аварийностью. Прежде всего, осуществлять передислокацию постов и маршрутов патрулирования, максимально приблизить их к местам концентрации… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПНОГО НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
- ГЛАВА II. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
- 1. Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
- 2. Субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
- ГЛАВА III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 264 УК РФ
- 1. Предложения правотворчества в уголовно-правовой борьбе с преступлениями, предусмотренными ст. 264 УК России
- 2. Проблемы предупреждения преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Перспектива достойного места России в непростых условиях глобальной конкуренции состоит в сохранении высоких темпов развития страны. Главный конкурентный капитал, основной источник развития страны — это ее граждане. Для раскрытия такого потенциала необходимо общими усилиями создать безопасные условия жизни людей, снизить уровень преступности в стране.
Президент РФ в послании Федеральному Собранию в 2005 году отметил, что в России почти 100 человек в день погибает в дорожно-транспортных происшествиях. В Российской Федерации по сравнению с ведущими европейскими странами дорожно-транспортная аварийность характеризуется одним из самых высоких уровней риска гибели людей, а также высокой тяжестью причиняемых последствий. За последние десять лет на дорогах России зарегистрировано около 2 млн дорожно-транспортных происшествий, в результате которых более 350 тыс. человек погибли и 2 млн получили различный вред здоровью1.
Низкий уровень безопасности дорожного движения оказывает заметное влияние на национальную безопасность страны, затрагивает конституционные права и свободы граждан, является фактором, оказывающим негативное воздействие на обеспечение общественной безопасности в Российской Федерации, и фактически представляет собой государственную проблему.
Исследованием отдельных аспектов преступной неосторожности занимались такие ученые, как Векленко С. В., Волков Б. С., Галиакбаров P.P., Гарбуза А. Д., Дагель П. С., Злобин Г. А., Квашис В. Е., Козаченко И. Я., Котов Д. П., Красиков Ю. А., Кузнецова Н. Ф., Кудрявцев В. Н., МакашвилиВ.Г., Нерсесян В. А., Пионтковский А. А., Рарог А. И., Сухарев Е. А., Тарарухин С. А.,.
1 Информационный бюллетень Главного управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2004. Вып. 26. С. 8.
Трухин A.M., Тяжкова И. М., Угрехелидзе М. Г., Утевский Б. С., Филановский И. Г., Якушин В. А. и др.
Одновременно с этими исследованиями ряд специалистов работали непосредственно над вопросами квалификации преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатацию транспортных средств. Существенный вклад в разрешение обозначенной проблемы внесли Алексеев Н. С., Валиев М. Б., Грибков А. В., Гусейнов Ф. А., Дагель П. С., Домашенко О. В., Жулев В. И., Зотов Б. Л., Иванова В. В., Касынюк В. И., Квашис В. Е., Киракосян А. А., Кичигина Е. В., Коняев В. П., КопейченкоА.П., Коробеев А. И., Кузьмина А. С., Куринов Б. А., Курляндский В. И., Лукьянов В. В., Максутов И. Х., Маландин И. Г., Мельников Ф. Б., Орлов B.C., Петухов Б. В., Пионтковский А. А., Скирский И. В., Ткаченко В. И., Трофименко С. В., Чичерина М. П., Чучаев А. И., Шаргородский М. Д. и другие ученые.
Однако, как полагает автор, не все аспекты в рассматриваемой области получили достаточно полное освещение в литературе, к тому же, некоторые вопросы решались неоднозначно, а порой и противоречиво. В основном работы указанных специалистов были посвящены анализу ситуаций в сфере применения УК РСФСР 1960 г. Современное состояние проблемы, а также изменения, которые произошли с принятием ныне действующего УК РФ, нуждаются в серьезном осмыслении.
По мнению диссертанта в науке уголовного права пока нет единообразного решения некоторых существенных вопросов ответственности за автотранспортные преступления. Прежде всего, это относится к проблеме дифференциации ответственности виновных в зависимости от их субъективной позиции применительно к развитию аварийной ситуации, поскольку законодательная конструкция нормы отражает только тяжесть наступивших последствий без учета субъективного отношения к ним водителя. Это обстоятельство определило научную актуальность проведенного нами исследования.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационного исследования заключается в комплексном уголовно-правовом анализе действующей законодательной базы, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и разработке теоретически обоснованных предложений по совершенствованию норм уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и практики их применения.
Наряду с этой целью в диссертационном исследовании мы стремились разработать всестороннюю теоретическую концепцию и выявить ряд значимых проблем неосторожной вины и ее видов, а также проанализировать специфику механизма совершения преступлений по неосторожности, исходя из материалов судебной практики, а также определить основные пути противодействия подобным преступлениям. На основании анализа действующего уголовного законодательства и судебной практики соискателем высказываются рекомендации и предложения по внесению необходимых изменений в уголовное законодательство России по вопросу усовершенствования ст. 26 УК РФ «Преступление, совершенное по неосторожности» и ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».
Для достижения обозначенных целей были поставлены следующие задачи:
— изучить имеющийся исторический и теоретический материал, судебную практику относительно уголовно-правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в России и за рубежом;
— исследовать становление и развитие института неосторожной вины, характеристику преступного легкомыслия и небрежности, как видов преступной неосторожностирассмотреть дискуссионные вопросы темы, высказать и аргументировать по ним свое мнение;
— проанализировать объективные и субъективные признаки уголовно наказуемых нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
— разработать теоретические аспекты квалификации преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ;
— сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию уголовного законодательства и повышению эффективности правоприменительной практики в сфере борьбы с дорожно-транспортными преступлениями.
Перечисленные цели и задачи обусловили структуру данной работы, содержание и последовательность рассмотрения поставленных вопросов.
Объектом диссертационного исследования явились общественные отношения, возникающие в процессе дорожного движения между его участниками, специфика определения объективных и субъективных признаков при квалификации преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», и особенности квалификации, возникающие при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также проблемные вопросы неосторожной вины.
Предметом исследования является законодательство РФ, регулирующее общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, так и сами преступные деяния, посягающие на безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье личности.
Методологическая основа и методика исследования. В основу исследования был положен общенаучный диалектический метод познания, предполагающий изучение правовых понятий в их развитии и взаимообусловленности, а равно специальные методы познания, в частности, исторический, статистический, логико-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический.
Теоретической и нормативной основой работы являются труды как упомянутых ранее, так и иных ученых, посвященные исследуемым проблемам Общей и Особенной частей уголовного права. Положения и выводы работы основываются на изучении Конституции Российской Федерации, уголовном, административное законодательстве, Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», постановлениях и определениях Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР и РФ, а также ведомственных нормативных актах.
Выводы и положения, которые содержатся в работе, основываются на анализе норм уголовного законодательства, достижениях уголовного права и криминологии. а.
Эмпирической основой исследования являются официальные статистические данные о состоянии аварийности, материалы обобщения опубликованной судебной практики, разъяснения Пленумов Верховного Суда РСФСР и Верховного Суда РФ (1961;2004 гг.), а также Верховного Суда СССР (1924;1991 гг.), обзоры кассационной и надзорной практики Верховного Суда РФ, а также постановления Президиума и определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ. Автором изучено более 170 уголовных дел и свыше 150 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела по Уральскому федеральному округу.
Кроме этого, в работе нашли широкое отражение результаты эмпирических исследований, проведенных в разные годы другими авторами в различных регионах РФ. При проведении диссертационного исследования автор критически осмыслил и учел свой практический опыт работы в подразделениях Главного управления внутренних дел Свердловской области.
Научная новизна работы определяется, в первую очередь, полученными результатами исследования и заключается в его комплексном характере. В работе выявлены те отдельные недостатки законодательной конструкции статей как Общей, так и Особенной части УК РФ, которые обусловили возникновение в теории уголовного права различных мнений относительно форм вины, проблем квалификации преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, что негативно повлияло на правоприменительную практику. Кроме этого, научная новизна работы связана с обоснованием и формулировкой целого ряда конкретных предложений по совершенствованию норм уголовного законодательства.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.Необходимо дополнить содержание действующей редакции статьи 26 УК РФ, уточнив ряд принципиальных моментов:
2. Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо осознавало общественную опасность своего деяния (действия или бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований рассчитывало на предотвращение этих последствий.
3. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не осознавало общественную опасность своего деяния (действия или бездействия) и не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло осознавать эту опасность и предвидеть эти последствия".
2. Ответственность и наказуемость преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств целесообразно дифференцировать в зависимости от того, было или нет нарушение правил грубым (злостным), поскольку в этих случаях степень опасности лица, совершающего неосторожное преступление, значительно выше.
3. Необходимо совершенствовать редакцию ст. 264 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которая видится автору в следующем варианте:
Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
1. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права управлять транспортным средством до двух лет или без такового.
2. Грубое нарушение лицом, указанным в части первой настоящей статьи, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, а также смерть двух и более лиц, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством до трех лет.
4. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, а также смерть двух и более лиц, наказывается лишением свободы от четырех до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Примечание. 1. Под транспортными средствами в настоящей статье следует понимать автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и конструктивной максимальной скоростью более 50 километров в час, а также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.
2. Грубым нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств в настоящей статье признается управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, нарушение правил движения через железнодорожные пути, выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено правилами дорожного движения, превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час".
4. Расширить понятие профилактики автотранспортных преступлений, в соответствие с которым профилактикой преступных нарушений правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств признается совокупность предупредительно-контрольных мероприятий по отношению к участникам дорожного движения, лицам, причастным к нему, и средствам, которые обеспечивают их безопасность.
5. В диссертации обосновываются основные мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных преступлений.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации могут быть учтены: в ходе правотворческой деятельности в процессе совершенствования действующего уголовного законодательствапри подготовке проектов разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по уголовным деламв процессе осуществления правоприменительной деятельности в части установления субъективной стороны совершенного общественно опасного деяния, в частности, при квалификации преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, посягательств на безопасное функционирование автотранспортной системы Российской Федерациидля дальнейшей научной разработки рассмотренных в работе проблемпри разработке программ, учебных пособий и методик преподавания уголовного права в юридических вузах и системе профессиональной подготовки практических работников.
Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и положения диссертационного исследования в части совершенствования уголовно-правовой борьбы с преступностью в сфере обеспечения безопасности дорожного движения опубликованы в тезисах седьмой международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (2004 г.), материалах седьмого Всероссийского форума молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире» (2004 г.), в материалах второй международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями» (2004 г.).
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Так, выводы анализа тысяч ДТП требуют предусмотреть в КоАП РФ санкцию в виде лишения права управления за превышение скорости на 40 км/час от установленной и проезд на запрещающий сигнал светофора с созданием аварийной обстановки. Сегодняшнее наказание за это равно штрафу за безбилетный проезд в автобусе.
Федеральным законом № 160-ФЗ в 2003 г. исключена уголовная ответственность за нарушение лицом, управляющим механическим транспортным средством, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью средней тяжести (часть 1 ст. 264 УК РФ), что входит в явное противоречие с КоАП РФ, которым предусмотрена ответственность за те же действия, но с причинением легкого вреда здоровью. По средней тяжести ответственности никакой, кроме возмещения вреда, т. е. водителю «повезло», что он поломал ребра и ноги, но не причинил легкой гематомы242. Необходимо ввести повышенную административную ответственность за причинение вреда средней тяжести здоровью.
В ходе расследования многих ДТП основной причиной водители называют именно непродуманное размещение наружной рекламы и объектов сервиса. В бесконечной рекламной мишуре невозможно увидеть светофор или дорожный знак, нередко они устанавливаются на одних опорах.
Крайне необходимо внести изменения в Федеральный закон «О рекламе». Нужна работа и по внесению изменений в постановление 1998 года № 1420 об утверждении Правил использования придорожных полос.
В автомобилестроении России не приняты меры по внедрению антиблокировочных систем тормозов, светоотражающей маркировки по.
242 www.gibdd.ru. Чекалин А. А. Выступление на парламентских слушаниях «Об оптимизации правового обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации». М., 2004 г. контуру автомашины. Отсутствие тахографов ведет к управлению дальнобойным транспортом более суток без отдыха. 1 мая 2004 г. в Саратовской области водитель находился за рулем фуры более полутора суток, уснул за рулем и погибли люди243.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов и предложений, которые на взгляд диссертанта, могли бы представлять определенный интерес как для юридической науки, так и для правоприменительной практики при обеспечении безопасности движения и эксплуатации автотранспорта.
Преступность в сфере безопасности движения и эксплуатации автотранспорта — это массовое социальное и правовое явление, выделяемое при анализе из структуры общей и неосторожной преступности.
Структура автотранспортных преступлений включает: количественные показатели автотранспортных преступлений с учетом тяжести последствий и экономических потерь общества и государствавиновность конкретных участников дорожного движенияпринадлежность автотранспортатяжесть последствий ДТПрегиональную распространенностьдетский травматизм наиболее уязвимых участников дорожного движенияраспространенность ДТП по видам дорог.
Большинство дорожно-транспортных происшествий являются предпосылками преступлений против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Такие происшествия имеют все признаки и административного правонарушения и уголовно-наказуемого преступления. Уголовно-правовые аспекты возникают и связаны с таким признаком объективной стороны состава преступления, как последствия.
К числу причин автотранспортной преступности следует отнести комплекс социальных, экономических, организационных, психологических,.
243 www.gibdd.ru. Чекалин А. А. Выступление на парламентских слушаниях «Об оптимизации правового обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации». М., 2004 г. правовых и иных факторов, порождающих противоречия и вызывающих деформации в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспортных средств, приводящие к преступности.
Суть безопасности дорожного движения заключается в сложном психофизиологическом взаимодействии водителя и условий движения. Именно невыполнение требований правил дорожного движения водителями приводит к совершению почти трех четвертей автотранспортных преступлений.
Ошибочность поведения участников дорожного движения, приводящая к автотранспортному преступлению, могут быть сгруппирована по трем основаниям в зависимости от качеств личности относящися: к профессиональной квалификации, навыкам управления транспортными средствами и усвоенным правилам безопасного поведения как участника дорожного движенияк индивидуальным психофизиологическим особенностямк мотивационной сфере.
Безопасность от преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, можно определить как достигнутое, благодаря определенной системе мер, состояние общественных отношений, предупреждающее угрозу причинения вреда здоровью и жизни человека в процессе движения и эксплуатации транспортных средств и обеспечивающее тем самым их нормальное функционирование.
Действенность уголовно-правовых норм зависит также от свойств и состояния объекта, на который они воздействуют. Существует также прямая зависимость эффективности уголовно-правового регулирования от того, в какой социальной обстановке оно осуществляется.
Эффект от уголовно-правового воздействия в целях обеспечения безопасности человека при движении и эксплуатации автотранспорта достигается посредством обратного воздействия его морального начала на социальную среду. Угроза уголовным наказанием является недостаточно эффективным средством в современных условиях.
Для решения проблемы эффективного обеспечения безопасности человека при движении и эксплуатации автотранспорта не менее важен специальный аспект проблемы — зависимость эффективности закона от правосознания тех, к кому он обращен.
Для повышения безопасности движения пешеходов необходимо осуществить исследование причин и обстоятельств ДТП с наездами на пешеходов (включая анализ статистических данных, проведение опросов, наблюдений, изучение различных документов и другие методы) — обобщение передового опыта регионов и отдельных городовразработку и реализацию специального проекта «Безопасность пешеходов» в подпрограмме «Безопасность дорожного движения» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» на период 2002;2010 гг. Мероприятия, направленные на предупреждение ДТП с участием пешеходов, должны предусматривать:
— строительство необходимого количества надземных и подземных пешеходных переходов,.
— проектирование, оборудование и содержание пешеходных переходов в одном уровне (обеспечение их освещенности, создание островков безопасности, установку дорожных знаков и нанесение разметки, рациональное расположение перехода с точки зрения уменьшения расстояния, которое проходят пешеходы, пересекая проезжую часть дороги, и улучшения видимости, обеспечение безопасного состояния дорожного покрытия в местах ожидания);
— установку пешеходных ограждений;
— организацию жилых и пешеходных зон;
— ограничение скорости транспортных средств в жилых зонах, местах скопления пешеходов и контроль за соблюдением водителями этих ограничений (введение зонального ограничения скорости движения транспортных средствприменение искусственных неровностей для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и др-);
— увеличение видимости пешеходов для водителей (использование светоотражающих элементов при пошиве одежды, особенно детской);
— усиление контроля за соблюдением правил дорожного движения водителями и пешеходами;
— проведение массовых информационно-пропагандистских кампаний по повышению безопасности пешеходов с учетом психофизиологических особенностей различных возрастных групп пешеходов (детей, молодежи, взрослых и пожилых пешеходов), включая организацию радиои телепередач, выпуск целевой литературы и другой печатной продукции по обучению и пропаганде безопасного поведения населения на дорогах.
Обеспечение безопасности пешеходов базируется на достижении наиболее полного соответствия дорожной инфраструктуры, средств организации движения потребностям и возможностям пешехода, в целях защиты его от опасности, предупреждения его неожиданного появления на проезжей частиформировании у населения безопасных стандартов поведения на дорогепроведении комплекса контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению участниками дорожного движения установленных правил.
Совершенствование системы спасения при ДТП должно, прежде всего, идти по пути сокращения времени обнаружения, оповещения и доставки к месту ДТП спасателей и медицинских работников244.
Обеспечение безопасности пассажирских перевозок в значительной.
244 По данным Национальной администрации безопасности дорожного движения США (NHTSA) в среднем из общего числа погибших в ДТП, 35% умирают в течение первых 10 минут после происшествия, немногим более 40% - в течение 30 минут, около 60% - в течение часа. См., например, Милешкина Н. Д., Полина Л. Ю. Опыт США по решению некоторых проблем в работе служб оперативного реагирования на месте ДТП. М., 2004. С. 73. степени обусловлено профессиональной пригодностью, подготовленностью, дисциплиной, состоянием здоровья водителей. Система подготовки водительских кадров во многом не отвечает современным требованиям, качество их обучения снижается.
Необходима выработка при участии всех заинтересованных министерств и ведомств новых подходов, как к лицензированию, так и к системе контроля за деятельностью этих учебных заведений.
Положительные результаты в снижении аварийности и сокращении участков концентрации ДТП ожидаются от отраслевой программы «Обустройства федеральных автомобильных дорог искусственным освещением на период 2002;2010 гг.».
Деятельность по совершенствованию правил дорожного движения Российской Федерации и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения требует постоянного осуществления.
Госстандарту России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами необходимо продолжить планомерную работу по совершенствованию требований государственных стандартов, направленных на повышение конструктивной безопасности автомототранспортных средств.
Действующее законодательство Российской Федерации, а также система нормативно-правовых актов требуют актуализации и снятия отдельных противоречий.
Необходимо ускорить разработку проекта федерального закона «О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения» и подготовку дополнений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», касающихся осуществления мер, направленных на комплексное изучение причин дорожно-транспортных происшествий, проводимое на государственном уровнеорганизацию дорожного движения в городах, установления обязанности соответствующих органов исполнительной власти разрабатывать и реализовывать федеральные, региональные, местные целевые программы повышения безопасности дорожного движения (сроком на 2−5 лет) и др. Должно быть предусмотрено создание федерального специализированного фонда безопасности дорожного движения, как важного источника финансирования программ и целевых мероприятий повышения безопасности дорожного движения.
Так, одним из основных субъектов профилактической деятельности преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, — Министерством внутренних дел Российской Федерации — необходимо проводить комплекс неотложных мер, направленных на усиление влияния на обстановку с аварийностью. Прежде всего, осуществлять передислокацию постов и маршрутов патрулирования, максимально приблизить их к местам концентрации дорожно-транспортных происшествий, определенных на основе сравнительного топографического анализа мест образования транспортных заторов. Повысить ответственность сотрудников Госавтоинспекции за состояние аварийности на обслуживаемом участке. При надзоре за движением в целях обеспечения бесперебойного и безопасного движения автотранспорта особое внимание уделять пресечению как грубых нарушений правил дорожного движения, за которые административным законодательством предусмотрено лишение права на управление транспортным средством. Учитывая высокий уровень тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий на федеральных дорогах, оснастить стационарные посты дорожно-патрульной службы средствами оказания первой медицинской помощи, аварийно-спасательным оборудованием, предназначенным для извлечения пострадавших из поврежденных транспортных средств, эвакуаторами для удаления транспортных средств с мест ДТП, а также неисправных и создающих помехи дорожному движению транспортных средств.
Мы считаем, что решить проблему обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе можно только в комплексе, только в партнерстве, согласованными усилиями всех заинтересованных ведомств и организаций независимо от форм собственности, общественных формирований, органов исполнительной власти. Как справедливо отметил начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения службы общественной безопасности МВД России генерал-майор милиции В. Н. Кирьянов: «Нужно всю работу поставить так, чтобы рисковать человеческой жизнью было экономически невыгодно. В противном случае колоссальные моральные и экономические потери, ежегодно наносимые государству в результате ДТП, просто неизбежны"245.
Итак, уже много лет деятельность в области предупреждения преступных нарушений правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств «направленная на блокирование, нейтрализацию.
246 явлении, связанных с причинным комплексом преступности", не приносит,.
О АЛ к сожалению, никаких значимых результатов. Серьезную тревогу вызывают масштабы дорожно-транспортной преступности, поэтому эффективность ее предупреждения может казаться невыполнимой задачей. Но так ли это?
С подобным решением трудно согласиться. Криминологическая наука и общественная практика не только выработали систему мер предупреждения.
245 В. Н. Кирьянов. Выступление на V съезде российского автотранспортного союза. М., 2003 г.
246 Алексеев А. Н., Герасимов С. И.,. Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М. 2001. С. 245.
247 Резюмируя изложенное, можно с полным основанием сделать вывод, основанный на анализе многолетних данных и динамики основных показателей аварийности о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в стране остается крайне высоким и имеет тенденцию к росту. Изменения аварийности за период 1993;2002 гг. можно разделить на два этапа, на первом из которых (1993;1997 гг.) происходило последовательное снижение всех основных показателей аварийности. На втором этапе, начиная с 1998 г., почти ежегодно регистрировалось их увеличение. Незначительное снижение (в 1999 и 2000 гг.) количества ДТП и числа пострадавших в них практически не повлияло на изменение сложившейся общей негативной тенденции, о чем свидетельствует увеличивающийся рост всех основных показателей аварийности в последние два года. Так, прирост количества ДТП, числа погибших и раненых в 2002 г. превысил аналогичные показатели предшествующего года в 1,7−3,2 раза. При этом абсолютные значения количества происшествий и числа раненых в них людей имеют максимальные значения за последние 10 лет. См.: Государственный доклад по безопасности дорожного движения. М., 2003 г. дорожно-транспортной преступности, но и направления, формы, методы организации и осуществления профилактики. Мы утверждаем, что с помощью продуктивных изменений профилактики и подходов к ней, наши предложения по решительному противодействию преступным нарушениям правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств позволят провести на практике совершенствование обеспечения безопасности дорожного движения.
Проведенное научное исследование позволило автору сформулировать следующие положения:
1. Возрастание количества преступных нарушений правил дорожного движения вызвано следующими наиболее важными факторами:
— несовершенством существующей законодательной и нормативно-технической базы, оказывающей негативное влияние на состояние дел в области обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Она не в полной мере соответствует формам государственного регулирования правоотношений в области обеспечения безопасности дорожного движения.
— решения, принимаемые федеральными и региональными органами исполнительной власти по вопросам безопасности дорожного движения, как правило, не обеспечены соответствующим финансированием, в действиях этих органов имеется несогласованность, а в ряде случаев дублирование функций. В результате не удается закрепить отдельные положительные тенденции, создать условия для наращивания усилий, направленных на стабильное уменьшение количества дорожно-транспортных преступлений;
— несоответствие требованиям современности системы инженерно-технического обеспечения безопасного движения транспортных средств;
— неудовлетворительным остается состояние улично-дорожной сети;
— техническое состояние автомототранспорта, находящегося в эксплуатации, уровень систем обеспечения безопасности производимых в.
Российской Федерации транспортных средств недостаточны;
— несвоевременность оказания первой медицинской помощи, отсутствие средств экстренной связи, а также эвакуации пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях способствуют росту тяжких последствийобстановка с аварийностью на фоне резкого увеличения автомототранспорта, роста плотности и интенсивности движения, крайне низких темпов прироста улично-дорожной сети во многом определяется несогласованностью действий федеральных, отраслевых и территориальных органов управления, отсутствием эффективных механизмов профилактики, несовершенством государственного и отраслевого контроля.
2. Уменьшить уровень аварийности, людские и материальные потери возможно лишь при осуществлении федеральными и местными органами власти комплекса мероприятий законодательного, экономического, технического и воспитательного характера при активной поддержке всего населения.
3. Основу организации профилактики преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств составляет комплексное осуществление этой деятельности, которое должно быть направлено на решение следующих основных задач:
1) проведение мониторинга общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения, исследование препятствий на пути к успешной борьбе с преступлениями, посягающими на безопасность дорожного движения, изучение, обобщение и распространение передового отечественного и зарубежного опыта по снижению уровня аварийности, тяжести дорожно-транспортного травматизма;
2) создание социально-ориентированных механизмов реализации положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в том числе принципов приоритета «жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности», «ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении», «соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения»;
3) реформирование деятельности органов управления субъектов РФ по обеспечению безопасности дорожного движения на региональном и местном уровнях путем разграничения и закрепления в нормативно-правовых документах полномочий и ответственности всех субъектов управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях;
4) создание единого правового поля по обеспечению деятельности всех субъектов в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с международным законодательством и с учетом национальной специфики;
5) принятие Федерального закона «О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения», что позволит принять неотложные меры, направленные на совершенствование системы спасения пострадавших в ДТП. Подготовить проекты законодательных актов о внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральные законы «О безопасности дорожного движения», «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», «О местном самоуправлении», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об образовании», «О рекламе», «О средствах массовой информации»;
6) предусмотреть в бюджетном законодательстве выделение финансовых средств, необходимых для осуществления мероприятий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
7) увеличение сети пунктов, линий и станций государственного технического осмотра с применением современных средств технического диагностирования;
8) совершенствование органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по внедрению современных методов организации дорожного движения, разработке комплексных проектов организации движения транспорта и пешеходов, применению сертифицированных в установленном порядке технических средств и автоматизированных систем;
9) разработка и реализация мер по развитию системы сервисного обслуживания автобусов, а также формирование комплекса технических норм и требований к технической эксплуатации транспортных средств, используемых при пассажирских перевозках;
10) оптимизация содержания системы теоретической и практической подготовки водительских кадров. Разработка единых требований к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей транспортных средств;
11) активизация работы по совершенствованию системы обязательной сертификации автотранспортных средств, обеспечивающей выполнение принятых Российской Федерацией международных обязательств в этой сфере.
12) реализация мер по внедрению единых технических норм по обустройству железнодорожных переездов;
13) создание и развитие образовательных программ на телевидении с финансированием за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, учебных мультимедийных технологий как телевизионных, так и компьютерных с использованием сети «Интернет» по проблемам безопасности дорожного движения.
14) оснащение подразделений Госавтоинспекции необходимыми техническими средствами, в том числе специальными оперативнотехническими средствами для фиксации нарушений правил дорожного движения и обстановки на местах дорожно-транспортных происшествийсоздание условий улучшения обслуживания населения, выделение помещений и земельных участков, прежде всего для размещения регистрационно-экзаменационных подразделении и подразделений, осуществляющих контроль за техническим состоянием транспортных средствсоздание необходимого количества пунктов наркологического контроля для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
15) принятие мер по повышению методического качества обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах. Пересмотр программ преподавания соответствующих предметов и дисциплин в общеобразовательных учреждениях, организовать данную работу в дошкольных учреждениях.
5. При оценке действенности профилактики преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, целесообразно учитывать:
— целенаправленный характер профилактической деятельности и степень ее соответствия конкретной криминологической ситуации;
— своевременность, полноту и непрерывность поступления информации об обстоятельствах, способствующих совершению преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
— сочетание оперативно-технических возможностей с действенными и конкретными профилактическими мероприятиями, направленными на устранение почвы для совершения рассматриваемых преступлений;
— согласованность субъектов профилактической деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Заключение
.
Следует отметить наиболее важные и в научном, и в практическом отношении выводы.
Первый. Анализ истории отечественного нормотворчества в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств свидетельствует, что процесс криминализации неосторожных деяний шел в основном за счет конкретизации общих норм и выделения из них специальных составов.
Второй. Ст. 264 УК РФ имеет ряд недостатков, ведущих к неправильному, либо неоднозначному ее толкованию, а использование недопустимой, на наш взгляд, терминологии влечет противоречие принципам уголовного закона и общим направлениям уголовной политики. Конструкция ст. 264 УК РФ требует определенных уточнений.
Третий. В статье 26 УК РФ, определяя легкомыслие как вид неосторожности, законодатель подчеркивает самонадеянный расчет субъекта на предотвращение общественно опасных последствий. Исходя из этого, можно сделать вывод, что субъект рассчитывает при легкомыслии только на себя. Однако при легкомыслии он может рассчитывать не только на себя, но и на действия других лиц, силы природы, обстановку, средства и орудия совершения преступления. Учитывая это, представляется более точным исключить при определении легкомыслия слово «самонадеянно», оставив лишь слова «без достаточных на то оснований» .
Четвертый. По нашему мнению, включение в данную формулу закона признаков, которые определяют отношение лица к действию, наиболее полно характеризует интеллектуальную сторону психической деятельности виновного лица и подчеркивает то обстоятельство, что при неосторожности, как и в любом случае преступления, необходимо совершение определенного действия действия или бездействия), которое является объективным основанием уголовной ответственности и без чего такая ответственность невозможна.
Отсутствие указания на осознание виновным самого общественно опасного характера действия является пробелом закона. Следовательно, возникает необходимость усовершенствовать понятие неосторожности в уголовном праве, указав, что при легкомыслии лицо осознает общественно опасный характер своего деяния, а при преступной небрежности не осознает общественно опасный характер своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло это осознавать. Тогда, в законе давалась бы характеристика состояния сознания виновного лица по отношению к основному объективному свойству действия — общественной опасности.
Пятый. Нам представляется, что диспозиция ст. 264 УК РФ перенасыщена излишним перечислением разновидностей предмета преступления, что свидетельствует о ее внешней громоздкости и трудности для восприятия и уяснения. Заслуживает внимания рассмотрение в рамках нашего исследования вопроса о замене перечисленных в диспозиции ст. 264 УК РФ видов технических средств — «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством» на словосочетание: транспортное средство.
Шестой. Диссертант доказывает, что дифференциация ответственности за преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, должна основываться на таких признаках состава преступления, которые позволяли бы характеризовать личность виновного с точки зрения ее общественной опасности по его отношению к нарушению правил дорожного движения. Как известно, законодатель счел необходимым использовать хулиганские побуждения в качестве квалифицирующих признаков в ряде составов преступлений против личности, подчеркивая тем самым опасность личности преступника. Мы считаем, что явное пренебрежение требованиями безопасности при использовании транспортного средства, которое само по себе является источником повышенной опасности, в значительной степени повышает степень общественной опасности водителя и, безусловно, требует адекватной реакции законодателя.
Размер санкций за совершение автотранспортных и неосторожных преступлений против жизни и здоровья дает нам основание полагать, что санкции за совершение автотранспортных преступлений без отягчающих обстоятельств в своем наиболее строгом виде должны совпадать с санкциями неосторожных преступлений против личности при равенстве причиненного вреда. В то же время, в них должна учитываться и специфика автотранспортных преступлений, что вполне осуществляется использованием в действующем законодательстве дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством на определенный срок. Учитывая случайный характер наступления последствий, мы полагаем, что в отсутствие отягчающих обстоятельств дифференциация ответственности должна осуществляться только в зависимости от вреда, причиненного дополнительному объекту — жизни или здоровью потерпевшего.
Определяя ответственность за совершение квалифицированного преступления, предусмотренного ст. 264 УК, в котором в качестве отягчающего обстоятельства мы используем грубое нарушение правил дорожного движения, полагаем, что она должна быть основана на санкциях действующей ст. 264 УК, за исключением неприменения альтернативных видов наказаний.
Нам представляется, что ст. 264 УК РФ с учетом проведенного нами исследования, может быть изложена в следующей редакции:
Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
1. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права управлять транспортным средством до двух лет или без такового.
2. Грубое нарушение лицом, указанным в части первой настоящей статьи, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, а также смерть двух и более лиц, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством до трех лет.
4. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, а также смерть двух и более лиц, -наказывается лишением свободы от четырех до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Примечание. 1. Под транспортными средствами в настоящей статье следует понимать автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и конструктивной максимальной скоростью более 50 километров в час, а также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.
2. Грубым нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств в настоящей статье признается управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, нарушение правил движения через железнодорожные пути, выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено правилами дорожного движения, превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час".
Шестой. Снижение дисциплины участников дорожного движения, несовершенство существующей законодательной и нормативно-технической базы, а также явно недостаточное финансирование дорожных, ремонтно-эксплуатационных предприятий и организаций, привело к росту количества совершаемых дорожно-транспортных преступлений. Уменьшить уровень аварийности, людские и материальные потери возможно лишь при осуществлении федеральными и местными органами власти комплекса мероприятий законодательного, экономического, технического и воспитательного характера при активной поддержке всего населения России:
1. Совершенствование государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Повышение уровня развития дорожной инфраструктуры.
3. Улучшение конструктивной безопасности транспортных средств и системы контроля за их техническим состоянием.
4. Усиление административной ответственности за нарушения правил дорожного движения.
5. Реформирование системы подготовки водителей.
7. Оптимизация системы оказания доврачебной и первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
8. Пропаганда безопасности дорожного движения.
Разрешение одного из актуальнейших вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средствобщегосударственная проблема. В заключение хотелось бы выразить уверенность, что проведенное исследование, станет еще одним шагом к решению одной из глобальных проблем современной цивилизации, связанной с сохранением жизни и здоровья участников дорожного движения. Совершенствование уголовного законодательства в данной сфере, на наш взгляд, будет способствовать дифференциации ответственности и индивидуализации наказания, что, в конечном итоге, положительно скажется на процессе предупреждения подобного рода преступлений.
Список литературы
- Конституция Росийской Федерации, М., 1993.
- Декрет СНК РФ от 10 июня 1920 года автодвижении по городу Москве и ее окрестностях. (Правила)" / СУ РСФСР 1920 года № 57. Ст. 251.
- Закон «О наказаниях за нарушение безопасности железных дорог и пароходных сообщений» /1878 г.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002 г.
- Постановления и определения по уголовным делам Верховного Суда РСФСР за 1981−1988.
- Правила дорожного движения Российской Федерации. М., 2006.
- Сб. документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917−1952 гг. М., 1953. С. 117.
- Сборник действующих постановлений Пленума и директивных писем Верховного Суда СССР. 1924−1944 гг. М., 1946. С. 13.
- Сборник законодательных материалов / Под ред. И. Д. Козочкина. М., 1998.
- Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1994. № 10. С. 1109.
- Уголовный кодекс Испании / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Ф. М. Решетникова. М., 1998.14.