Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Современное состояние и перспективы использования информационных технологий в раскрытии и расследовании преступлений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования. В связи с ростом количества преступлений в сфере компьютерной информации и экономических, сопряженных с применением компьютерной техники, возрастает количество тактических и методических ошибок, которые допускаются следователями и сотрудниками органов дознания, что объясняется, в первую очередь, отсутствием научно-обоснованных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современное состояние информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования
    • 1. 1. Информационные технологии в правоприменительной деятельности и методология их применения
    • 12. Основные потребности и перспективы развития компьютерных * сетей и информационных технологий в правоохранительных органах
  • Глава 2. Использование информационных технологий в оперативно-розыскной деятельности
    • 2. 1. Компьютеризация криминалистических учетов и их использование в оперативно-розыскной деятельности
    • 2. 2. Использование информационных технологий и компьютерной техники при проверке сообщений о преступлениях (первоначальный этап их раскрытия)
    • 2. 3. Информационные технологии в производстве оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 3. Информационные технологии в деятельности следователя
    • 3. 1. Общие вопросы использования информационных технологий в расследовании
    • 3. 2. Правовые и процессуальные основы применения информационных технологий в процессе собирания и проверки доказательств
    • 3. 3. Вопросы компьютеризации экспертизы
    • 3. 4. Организация и управление расследованием уголовных дел с помощью компьютерных технологий

Современное состояние и перспективы использования информационных технологий в раскрытии и расследовании преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В 21 веке темпы развития и использования информационных технологий в различных сферах деятельности человека резко возрастают. Речь идет о переходе к построению глобального информационного сообщества с развитой системой информационных телекоммуникаций (инфокоммуникаций). В последние годы в нашей стране началось интенсивное внедрение перспективных информационных технологий во все сферы социально-экономической жизни. Так, например, в настоящее время сформирована и реализуется Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Приняты фундаментальные законодательные акты в этой области — федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об электронной цифровой подписи», «Об участии в международном информационном обмене» и ряд других.

Значительный удельный вес информационных функций является характерной особенностью деятельности органов внутренних дел. Происходит актуализация взаимообмена служебно-справочной информацией с помощью современного набора средств информационного обмена и в правоохранительных структурах.

Однако достижения в области наукоемких технологий используют и современные преступники для совершения преступлений, относящихся к разряду труднораскрываемых, в том числе преступлений в сфере компьютерной информации. Отсутствие четко разработанной методики раскрытия и расследования подобных преступлений порождает серьезные трудности, связанные с отсутствием у следователей и оперативных сотрудников необходимого опыта и навыков применения новейших информационных технологий для обеспечения целей расследования.

Сегодня, выезжая на осмотр места происшествия, следователь, оперативный сотрудник, специалист-криминалист имеют в своем распоряжении различные наборы инструментов и приборов широкого спектра применения, в том числе для обнаружения и закрепления вещественных и иных доказательств. На месте происшествия, используя современные инструментальные и технико-криминалистические средства, в течение незначительного времени (до нескольких часов), можно составить словесный композиционный портрет с применением специализированных компьютерных программ, провести предварительное исследование вещественных доказательств или их экспресс-анализ, изготовить фотоснимки с использованием цифрового фотоаппарата и распечатать их на месте осмотра и передать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, или следователю для использования в расследовании по «горячим следам». Однако возможности эти используются еще недостаточно.

Для предупреждения и пресечения деятельности преступников сотрудники правоохранительных структур должны иметь возможность своевременно реагировать на их деятельность, быстро устанавливать личность задержанных и сообщать о розыске или задержании подозреваемого лица в другие подразделения, в том числе и зарубежные правоохранительные органы.

Актуальность решения обозначенной проблемы обусловлена также расширением практики использования криминалистических учетов, преобразованных в автоматизированные информационные поисковые системы, предназначенные для получения сведений, имеющих доказательственное значение, в целях выявления, раскрытия и расследования широкого спектра преступлений (в том числе в сфере компьютерной информации).

Освещение проблем функционирования автоматизированных информационно — поисковых и дактилоскопических систем в научной литературе пока еще нельзя признать достаточным. Оно в основном касалось лишь отдельных теоретических наработок математического и программного уровня, не дошедших до их практического применения в расследовании конкретных уголовных дел. Изменения системы информационных технологий влекут аналогичные корректировки и в той отрасли, которая призвана обслуживать процесс расследования преступлений.

Исследования вопросов использования информационных технологий в раскрытии и расследовании преступлений отражены в работах ряда ученых, таких как: Т. В. Аверьянова, JI.E. Ароцкер, В. Д. Арсеньев, О. Я. Баев, В. И. Бати.

— щев, В. П. Бахин, Р. С. Белкин, С. Ф. Бычков, В. М. Быков, А. И. Винберг, Т. С. Волчецкая, А. Ф. Волынский, К. К. Горяинов, A.M. Зинин, Е. И. Зуев, Г. Г. Зуйков, Е. П. Ищенко, Ю. Г. Корухов, З. И. Кирсанов, Н. П. Кузнецов, P.M. Ланцман, А. А. Леви, Е. М. Лифшиц, Н. П. Майлис, B.C. Митричев, И. А. Николайчук, Ю. К. Орлов, К. А. Панько, А. С. Подшибякин, Е.Р. Росси—нская, В. А. Снетков, П. Т. Скорченко, Н. А. Селиванов, В. Ф. Статкус, Т. В. Толстухина, А. Р. Шляхов, Н. П. Яблоков и другие. Особенности методики производства следственных и оперативных действий с использованием компьютерных средств раскрываются в работах последних лет Ю. М. Батурина, Р. С. Белкина, Е. Н. Быстрякова, М. С. Гаврилова, Ю. В. Гаврилина, В. Б. Вехова, А. Г. Волеводза, Е. Р. Российской, Е. П. Ищенко, В. В. Крылова, В. А. Мещерякова, Н. А. Селиванова, B.C. Сущенко, Н. Г. Шурухнова, А. С. Шаталова, А. Н. Яковлева и др.

Предметом исследования названных авторов были отдельные аспекты использования технико-криминалистических средств и методов, информационных технологий и компьютерной техники в ходе расследования преступлений. Однако, проблема использования информационных, компьютерно-технических средств для обеспечения процесса раскрытия и расследования преступлений, в частности, процессуальные, организационно-тактические, технические ее аспекты исследовалась недостаточно. Комплексного целевого исследования многочисленных проблем применения современной специальной компьютерной техники в деятельности правоохранительных органов по обнаружению, фиксации, проверке и оценке доказательств по уголовным делам до настоящего времени почти не проводилось.

Недостаточная теоретическая разработанность, большая практическая значимость для деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений, насущные потребности дальнейшего развития и совершенствования теории криминалистики, потребность в обогащении и углублении их научных знаний достижениями смежных наук обусловили актуальность исследуемой проблемы.

Указанные соображения и обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является деятельность оперативного сотрудника, инженера-электронщика дежурной части органов внутренних дел, специалиста, следователя, направленная на использование компьютерной техники и информационных технологий в ходе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действийвзаимодействие следователя с органами дознания и специалистом в ходе расследования преступлений в части использования этих средств и технологий.

Предметом диссертационного исследования являются закономерности механизма применения информационного сопровождения раскрытия и расследования преступленийзакономерности формирования, накопления информационных банков данных об объектах криминалистического учета, его совершенствования, существующие методики отбора следов, предназначенные для их размещения в автоматизированных системахзакономерности собирания (поиска, обнаружения, фиксации, изъятия), исследования, оценки и использования доказательств, полученных с применением компьютерной техникиособенности следственных действий (осмотр, обыск, выемка, допрос) как основных средств для получения и применения доказательств, полученных с применением компьютерной техникивозможность и закономерности использования доказательств, представленных в электронном виде, и высокие технологии, используемые в ходе получения и обработки информации о преступлениях.

Цель исследования. Общей целью диссертационного исследования является разработка теоретических, методических и практических основ совершенствования деятельности оперативных и следственных подразделений по внедрению, применению специализированной компьютерной техникианализ, систематизация на основе изучения практических материалов и разработка теоретических и практических методик и рекомендаций по применению компьютерных технологий для решения оперативно-следственных задачповышение эффективности работы названных субъектов в ходе проведения оперативных мероприятий и следственных действий, сопряженных с применением компьютерных средств и информационных технологий.

Обозначенная цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач: разработка отдельных положений методологических основ применения информационных средств в практической деятельности органов дознания и следствияуточнение отдельных теоретических положений, касающихся построения и классификации информационных систем криминалистического учетавыработка теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию деятельности дежурных частей в раскрытии преступлений по «горячим следам» с использованием информационных технологийизучение возможностей и разработка предложений по внедрению и оптимальному использованию автоматизированных рабочих мест оперативного сотрудника, специалиста, следователя, эксперта, прокурораанализ теоретических, правовых и практических аспектов применения носителей информации в качестве доказательств в расследовании уголовных делисследование имеющегося практического опыта раскрытия и расследования преступлений с помощью компьютерных средств и информационных технологий и путей совершенствования их применениявыработка рекомендаций по использованию компьютерных технологий в практике деятельности оперативных и следственных подразделений.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения материалистической диалектики как общенаучного метода познания, а также общенаучные, частно-научные и специальные методы: системно-структурный, сравнительно — правовой, логический, исторический, статистический, анализ, наблюдение, измерение, описание, сравнение и другие методы исследования.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых в области оперативно-розыскной деятельности, криминалистики, уголовного процесса, философии, психологии, математики, информатики, программирования и др.

Эмпирическая база исследования представлена результатами изучения 112 архивных уголовных дел, 32 материалов экспертных исследований. Использованы опубликованные материалы практики, статистические исследования, содержащиеся в ведомственных информационных письмах и обзорах МВД России и ГУВД Краснодарского края и других регионов, а также личный опыт длительной стажировки в подразделениях органов внутренних дел, специализирующихся на раскрытии преступлений в сфере высоких технологий, в экс-пертно-криминалистическом центре и в ИЦ ГУВД Краснодарского края. Научная новизна диссертационного исследования обусловлена:

1) комплексным характером исследования современного состояния и перспектив применения современных информационных технологий в раскрытии и расследовании преступлений;

2) разработкой предложений, направленных на обеспечение совместимости автоматизированных информационных систем, используемых в центре и в различных регионах страныа также предложений по глобализации и интеграции существующих автоматизированных информационных систем правоохранительных органов, и расширения доступа к ним сотрудников всех правоохранительных ведомств страны;

3) наличием анализа практики использования информационных технологий ГУВД Краснодарского края и рекомендаций по ее совершенствованию;

4) всесторонним исследованием проблемы компьютеризации системы криминалистических учетов и осуществлением поиска новых подходов к работе по ведению информационных картотек объектов криминалистического учета и систем логических контекстовых связей в АИПСах и АДИСах.

5) предложением по информационному обеспечению и совершенствованию на этой основе деятельности дежурной части ОВД РФ, в частности, разработкой компьютерной программы, позволяющей модернизировать существующие аппаратно-программные комплексы для дежурной части местных органов внутренних дел МВД России;

6) обоснованием предложения о признании судебными доказательствами информации, полученной, обработанной и сохраненной с помощью электронных средств;

7) предложениями по усовершенствованию организации и управления процессом расследования преступлений с использованием информационных технологий;

8) осуществлением систематизации правовых и организационных основ деятельности следователей, сотрудников дежурной части ОВД, оперативных сотрудников в работе по использованию информационных банков, специальных программных средств и компьютерной техники в раскрытии и расследовании преступленийвыявлением существующих проблем в информационно-справочном обеспечении раскрытия и расследования преступлений и возможных путей их разрешения;

9) обоснованием целесообразности использования электронных баз данных о социальных характеристиках граждан, общегражданского назначения для нужд органов, осуществляющих борьбу с преступлениями.

В диссертации разработаны и выносятся на защиту следующие основные положения:

— теоретические положения правового закрепления возможностей компьютерных и информационных технологий в раскрытии и расследовании преступленийсделаны предложения по унификации норм статей УПК РФ, касающихся проблемы правового регулирования применения технологических новшеств, используемых в настоящее время на стадии предварительного расследования;

— уточненное понятие автоматизированного рабочего места в расследовании, которое предлагается рассматривать в двух аспектах: технологическом и логико-аналитическом;

— тактика взаимодействия сотрудников дежурной части ОВД с оперативными сотрудниками и следователями в ходе совместного участия в поиске, обнаружении, фиксации и изъятии материальных следов преступления и иных вещественных доказательствпоказана обусловленная материалами практики необходимость оперативного доступа к базам данных инженера-электронщика и передачи ее следственно-оперативной группе;

— рекомендации по использованию автоматизированных информационнопоисковых и дактилоскопических систем в раскрытии и расследовании преступленийпредложено усовершенствовать систему статистическо-информационных карт, а также создать разъяснения, направленные на совершенствование системы методологического отбора следов пальцев рук, внедрить системы удаленного доступа к централизованным банкам данных;

— посредством анализа текущего законодательства обоснована целесообразность использования электронных баз данных о социальных характеристиках граждан, общегражданского назначения для нужд органов, осуществляющих борьбу с преступлениями;

— предложения по компьютеризации дежурных частей служб органов внутренних дел, подчеркнута необходимость в модернизации дежурных частей территориальных ОВД программными комплексами, объединяющими автоматический определитель номера с банком данных абонентов телефонов и возможностями развертывания системы элементов спутниковой навигации для передачи такой информации и управления мобильными нарядами;

— усовершенствована методика проведения следственных действий по изъятию информации на различных ее носителях, правовых и методологических аспектов их приобщения к материалам уголовного дела. Уточнено понятие носителя компьютерной информации с позиции фундаментальных наук и действующего специализированного законодательства;

— теоретические и практические аспекты организации и управления процессом расследования преступлений с помощью локальных сетей и компьютерной техники с использованием автоматизированных рабочих мест. Предложено модернизировать существующую систему локальных сетей в рамках обособленной организации в систему, объединяющую несколько взаимосвязанных структур.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обусловлена его репрезентативностью, системным подходом к исследованию и формулированию выводов, изучением и анализом значительного числа научных источников, апробацией наиболее важных положений в программном продукте с целью последующего применения в практической деятельности органов внутренних дел, а также использованием результатов всестороннего анализа архивных уголовных дел, материалов криминалистических экспертиз.

Практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования. В связи с ростом количества преступлений в сфере компьютерной информации и экономических, сопряженных с применением компьютерной техники, возрастает количество тактических и методических ошибок, которые допускаются следователями и сотрудниками органов дознания, что объясняется, в первую очередь, отсутствием научно-обоснованных рекомендаций в преподавании учебной дисциплины «Криминалистика». Проведенное исследование проблем информационно-компьютерного сопровождения деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, выводы и предложения, сформулированные по его результатам, вносят определенный вклад в развитие теории и практики следственных действий и оперативных мероприятий, а также действий при раскрытии преступлений по «горячим следам», в повышение эффективности деятельности следственных и оперативных подразделений, дежурных частей органов внутренних дел, их совместного взаимодействия с сотрудниками прокуратуры и оперативных служб в ходе расследования. Основные положения диссертации изложены в трудах 7 международных, всероссийских, межрегиональных, внутривузовских научно-практических конференций. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения, библиографического списка.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) Применение информационных средств и компьютерной техники в раскрытии и расследовании преступлений представляет собой систему повседневной деятельности следователей, специалистов-криминалистов, сотрудников органов дознания, связанную с применением автоматизированных систем, ПЭВМ, специализированных программ. Организация этой деятельности должна основываться на четких и последовательных комплексах действий сотрудников, направленных на планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с применением компьютерных средств и информационных компонент этих действий и мероприятий. Применение информационных технологий и средств компьютерной техники должно быть нацелено на получение, накопление и обработку криминалистически значимой информации, из которой следует выделить криминалистические учеты, где в интегрированном виде проявляются достижения технологий обработки информации в раскрытии и расследовании преступлений, определяющие перспективу возможностей автоматизации учетов.

2) Имеется необходимость модернизации существующих в настоящее время аппаратно — программных комплексов дежурных частей органов внутренних дел путем введения в деятельность дежурных частей системы, соединяющей автоматический определитель номера с электронной картой местности, позволяющей, применяя ЭВМ, в течение нескольких секунд после поступления сообщения о преступлении по телефону выдать на экран монитора информацию об абоненте звонка, указать оптимальную траекторию проезда к месту совершения преступления, а также передать эту информацию как традиционными способами, так и с применением новейших информационных технологий спутниковой навигации, что позволит повысить оперативность действий групп немедленного реагирования и следственно-оперативных групп при реагировании на заявления и сообщения, полученные посредством телефонной связи. Соответствующие предложения сделаны в работе.

3) Необходимо стремиться к созданию систем дактилоскопического сканирования, которые будут функционировать даже на основе некачественных образцов дактилоскопических следов, и созданию математических алгоритмов сканирования, позволяющих с высокой степенью точности распознавать представляемые для ввода в систему АДИС следы и следоносители.

4) Понятие автоматизированного рабочего места предложено определить в двух аспектах: технологическом — как автономное, интегрированное с внешними источниками при помощи модема аппаратно-программный комплекс с набором функциональных программ, посредством которых следователь ведет предварительное расследованиев логико-аналитическом его нужно рассматривать как универсальный пакет программных продуктов, предназначенных для оптимального расследования уголовных дел.

5) Доказательствами при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий являются результаты использования носителей информации, что позволяет сформулировать понятие носителя данных средств. Предложено определение материального носителя как физической основы, адекватной критериям долговечности и безопасности, предназначенной для отображения на ней информации, при этом необходим переход к технологии безбумажного документооборота в системе предварительного расследования, которую можно унифицировать, применяя электронную цифровую подпись.

6) Информационные технологии, применяемые в расследовании преступлений, необходимо рассматривать по видам частных задач для конкретного вида преступлений и следственного действия и реализуемых на их основе процессуальных и организационных форм и решений. Предлагается рассматривать вопрос информационного применения средств компьютерной техники в раскрытии и расследовании преступлений в качестве одного из направлений частной криминалистической методики, важной функцией которой будет являться исследование теоретических и практических положений, относящихся к использованию компьютерных средств, технологий и методов в раскрытии и расследовании преступлений.

7) Обобщенная практика раскрытия преступлений по «горячим следам» в.

Краснодарском крае и других регионах свидетельствует о возрастающей роли автоматизированных криминалистических учетов. Залогом их успешного раскрытия является: оперативность взаимодействия лиц, задействованных в раскрытии и расследовании преступленийобращение ко всему комплексу возможностей аппаратно-программных комплексов, при условии их соответствия требованиям вертикального сегментирования и непротиворечивости баз данных.

8) Наиболее важным следственным действием в процессе применения информационных технологий на первоначальном этапе расследования является осмотр места происшествия. Использование на первоначальном этапе расследования данного следственного действия технических средств и криминалистических методов носит наиболее масштабный характер.

В ходе осмотра места происшествия, как свидетельствует практика, важно качественно изъять следы преступления (рук, подошвы, и т. п.), используя мобильное АРМ следователя и проверить их по системе АДИС, а также собрать ориентирующую информацию (словесное описание, вещественные доказательства и др.), способную при проверке по информационным массивам дать положительный результат, указанные действия находятся в компетенции эксперта, привлекаемого для участия в осмотре в качестве специалиста.

9) Справки учетного органа, вне зависимости от того, дал ли запрос положительный результат либо нет, должны наряду с заключениями экспертиз включаться в материалы уголовного дела наравне с другими доказательствами.

10) Необходимо введение в ч.4 статьи 39 УПК РФ дополнения, о том, что указания начальника следственного отдела могут даваться в письменном виде, либо с использованием средств вычислительной техники. Для закрепления электронной цифровой подписи в качестве способа удостоверения подлинности документов необходима разработка тщательной методики ее применения совместно с разъяснениями Пленума Верховного Суда. Возможна ее эксплуатация в качестве эксперимента в отдельных регионах. Предлагается дополнить ч.ч. 2,3 статьи 82 УПК РФ процедурой хранения таких доказательств как информация, представленная в электронном виде.

11) Представляется необходимым п. 2. статьи 84 УПК после слов «иные носители информации» дополнить формулировкой «приобщаемые к делу и полученные с применением информационных технологий, позволяющих достоверно определить адресат и личность создателя документа.».

12) Информационные системы и средства компьютерной техники, обеспечивающие расследование, должны концентрироваться в одном ведомстве. Показатели их деятельности должны, в первую очередь, оцениваться следователями. Второй вопрос — «организационный». Это уровень сотрудничества, прежде всего, в форме взаимодействия следователя, оперативного-сотрудника, специалиста-криминалиста, иженера-электронщика в раскрытии и расследовании преступлений. Организация предполагает наличие четкого правового положения следователя и специалиста. Это, в общем, отражено в принятом уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации в ст. 58 УПК РФ.

13) Обоснована целесообразность использования электронных баз данных о социальных характеристиках граждан, общегражданского назначения для нужд органов, осуществляющих борьбу с преступлениями.

14) Существующие подходы к решению этой задачи — использование новейших достижений науки и техники в исследованной сфере деятельности — должны в целом сохраняться. Но нужны и новые, их суть состоит в том, что специализированные отделы и подразделения, отвечающие за информационное и компьютерное сопровождение расследования, должны следить за новейшими достижениями в области их развития в стране и за рубежом и определять возможности и направления их использования в расследовании. Кроме того, необходимо определить критерии допустимости данных на физических носителях в качестве доказательств в уголовно-процессуальном законе. На основе такой постоянной работы необходимо формирование целевых программ заданий научно-техническим организациям по ведению соответствующих разработок, направленных на единообразный подход в выборе систем и технологий, использующихся в расследовании преступлений. Решать этот вопрос необходимо через ведомственные инструкции по системе применения конкретных видов ИТ и СКТ в раскрытии и расследовании конкретного вида преступлений с учетом практики их использования и перспектив развития в целом.

15) Необходимо усиливать использование компьютерных технологий при подготовке к оперативно-розыскным мероприятиям, осмотру места происшествия и другим следственным действиям (получение предварительной информации о подозреваемом, либо об объекте осмотра и др.).

Участие специалиста в следственных действиях является одним из важнейших вопросов в процессе использования компьютерной техники в расследовании. Обобщение практики привлечения специалистов-криминалистов к участию в следственных действиях при расследовании преступлений, сопряженных с применением компьютерных технологий, показывает, что поправка ч.2 ст. 74 УПК, допустившая в качестве доказательств заключение и показания специалиста, является вполне обоснованной.

16) Одним из подходов, способствующих совершенствованию организации и управления процессом расследования преступления, является объединение низовых звеньев органов внутренних дел и районных, городских прокуратур в единую информационную сеть. Сетевое объединение указанных структур в единый информационный центр обеспечит взаимосогласованную координацию их деятельности по расследованию преступлений и позволит с высокой продуктивностью реализовывать задачи уголовного судопроизводства и элементы прокурорского надзора за исполнением законов в расследовании преступлений.

17) Необходимо оснащение АДИС «Папилон», а также других автоматизированных информационно-поисковых систем криминалистического учета системой поиска возможных связей между различными объектами учета, с другими базами данных АИПС. ЭВМ может самостоятельно построить корреляционные схемы таких связей с предоставлением нескольких вариантов сопоставления данных по объектам учета. Решение в данном случае должен принимать следователь.

18) Учитывая изложенные в отдельных главах позиции, целесообразно введение в организационную структуру следственных органов специализированных отделов компьютерного обеспечения. Необходима реализация концепции построения системы управления, контроля, организации процесса расследования по вертикальному принципу. Это означает, что процессуальные документы нижестоящих подразделений правоохранительных структур будут контролироваться на каждом следующем уровне по возрастанию. Такие системы должны в перспективе включать в себя: элементы моделирования и прогнозирования нестандартных ситуацийпринятие решений с использованием систем «искусственного интеллекта" — учет альтернативных решений на основе диагностики предложенных, вариантов решенийпредставление информации в удобной для восприятия форме: составление схем спорных ситуаций и вариантов решенийранжирование сомнительных вариантов решений и предложений организационного характерасоставление вариантов развития ситуаций в интерактивной или схематичной форме.

19) Этапы и динамика эволюции инфокоммуникаций требуют привлечения в процесс доказывания по уголовным делам современных средств и методов передачи и обработки данных в условиях совершенствования информационных технологий в качестве неизбежного процесса. Непринятие должных организационно-технологических мер, а также отсутствие материальных ресурсов для компьютеризации правоохранительных органов приведет к дальнейшему ухудшению качества предварительного расследования, следственных действий и оперативных мероприятий.

Использование результатов, полуденных в ходе диссертационного исследования, как представляется, позволит совершенствовать качество применения информационных технологий для обеспечения задач расследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1995. 64 с.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 15 октября 2002 года. Новосибирск, 2002. 208 с.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2003. 235 с.
  4. Уголовно процессуальный кодекс РФ. Официальный текст ИКЦ Маркетинг. 2002. 424 с.
  5. Об оперативно-розыскной деятельности: ФЗ от 05.06.95 № 144-ФЗ- с изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 33, ст. 3349.
  6. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 02.12.90 № 395−1-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 6, ст. 492.
  7. О Федеральных органах правительственной связи и информации: ФЗ от 19.02.93 № 4524−1 (ред. от 07.11.00 № 135-Ф3) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 2, ст. 423.
  8. Об информации, информатизации и защите информации: ФЗ от 20.02.95 № 24-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 8, ст. 609.
  9. Об обязательном экземпляре документов: ФЗ от 29.12.94 № 77-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 1, ст. 1.
  10. Об участии в международном информационном обмене: ФЗ от 04.07.96 № 85-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 28. ст. 3347.240 государственной дактилоскопической регистрации в РФ: ФЗ от 25.07.98 № 128-ФЗ //СЗРФ. 1998. № 31, ст. 3806.
  11. Об электронной цифровой подписи: ФЗ от 10.01.02 № 1-ФЗ // СЗ РФ.2002. № 2, ст. 127.
  12. Об основах государственной политики в сфере информатизации: Указ Президента РФ от 20.01.94 № 170 (ред. от 09.07.97) // Российская газета. 1994. 29 янв.
  13. О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ в сфере международного информационного обмена: Указ Президента РФ от 12.05.4 611 // СЗ РФ. 2004. № 20, ст. 1938.
  14. Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю: Указ Президента РФ от 16.08.04 № 1085 // СЗ РФ. 2004. № 34, ст. 3541.
  15. О классификаторе правовых актов: Указ Президента РФ от 15.03.00 № 511 (ред. от 05.10.02) // СЗ РФ. 2000. № 12, ст. 1260.
  16. О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ: Указ Президента РФ от 10.08.00 № 1486 // СЗ РФ.2000. № 33, ст. 3356.
  17. О мерах по ускорению создания центров правовой информации: Указ Президента РФ от 23.04.93 № 477 (ред. от 19.11.03) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 17.
  18. Об утверждении Положения об управлении информационного и докумен-тационного обеспечения Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от01.09.04 № 1135 //СЗ РФ. 2004. № 36, ст. 3657.
  19. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента РФ от 06.03.97 № 188 // СЗ РФ. 1997. № 10, ст. 1127.
  20. О подразделениях милиции общественной безопасности: Постановление Правительства РФ от 07.12.00 № 926 (в ред. от 26.07.01 № 558) // СЗ РФ. 2000. № 49, ст. 2639.
  21. Об утверждении Положения о порядке ведения Федерального регистра нормативно-правовых актов субъектов РФ: Постановление Правительства РФ от 29.11.00 № 904 // СЗ РФ. 2000. № 49, ст. 4826.
  22. О мерах по организации информационного обеспечения российских и иностранных инвесторов о приватизации государственных предприятий: Постановление Правительства РФ от 24.11.92 № 908 // Собрание актов Президента и Правительства РФ.1992. № 22, ст. 1914.
  23. О сертификации средств защиты информации: Постановление Правительства РФ от 26.06.95 № 608 (ред. от 17.12.04) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 27, ст. 2579.
  24. Об утверждении Положения о направлении материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию, в органах внутренних дел: Постановление Правительства РФ от 25.12.98 № 1543 // СЗРФ. 1999. № 1, ст. 193.
  25. Вопросы Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития при Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 06.01.93 № 16 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 11, ст. 1363.
  26. Об утверждении Положения о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы: Постановление Правительства РФ от 22.03.95 № 291 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 13, ст. 1151.
  27. О государственном учете и регистрации баз и банков данных: Постановление Правительства РФ от 28.02.96 № 226 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 12, ст. 114.
  28. Об информационном обеспечении предпринимательства в РФ: Постановление Правительства РФ от 01.12.94 № 1319 // СЗ РФ. 1994. № 32, ст. 3364.
  29. О федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19.01.98 № 65 // СЗ РФ. 1998. № 4, ст. 486.
  30. Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области: Постановление Правительства РФ от 10.11.03 № 677 // СЗ РФ. 2003. № 46, ст. 4472.
  31. О едином государственном реестре юридических лиц: Постановление Правительства РФ от 19.06.02 № 438 (в ред. от 26.02.04) // СЗ РФ. 2002. № 26, ст. 2585.
  32. Об утверждении правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Постановление Правительства РФ от 18.02.98 № 219 (ред. от 12.11.04)//СЗ РФ.1998. № 8, ст. 963.
  33. О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса: Постановление Правительства РФ от 20.02.04 № 96 // СЗ РФ. 2004. № 9, ст. 781.
  34. О федеральном банке данных о нарушениях налогового законодательства РФ: Постановление Правительства РФ от 10.02.98 № 169 (ред. от 06.02.04) //СЗ РФ. 1998. № 8, ст. 943.
  35. Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества: Постановление Правительства РФ от 03.07.98 № 696 // СЗ РФ.1998. № 28, ст. 3354.
  36. О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации: Постановление Правительства РФ от 30.04.02 № 290 (ред. от 17.12.04) // СЗ РФ. 2002. № 18, ст. 1775.
  37. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации: Постановление Правительства РФ от 27.05.02 № 348 // СЗ РФ. 2002. № 23, ст. 2161.
  38. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи: Постановления Правительства РФ от 30.06.04 № 318 // СЗ РФ. 2004. № 27, ст. 2781.
  39. Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по информационным технологиям: Постановления Правительства РФ от 30.06.04 № 319 // СЗ РФ. 2004. № 27, ст. 2782.
  40. Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации и сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях: Приказ МВД России от 13.03.03 № 158 // РГ. 2003. 12 апр.
  41. О проведении добровольной государственной дактилоскопической регистрации: Приказ МВД России от 11.02.99 № 102 // РГ. 1999. 20 апр.
  42. Об утверждении изделия АНВЯ 412 162.001 «Машина персональная электронно-вычислительная» в качестве базового средства для создания АРМ: Приказ МВД России от 10.08.00 № 844.
  43. Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов: Приказ МНС России от 03.03.03 № БГ-3−28/96 // РГ. 2003. 3 апр.
  44. Об утверждении Положения о представлении обязательного экземпляра алгоритмов и программ: Приказ Миннауки России от 17.11.97 № 126 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 5.
  45. Об утверждении инструкции о ведении реестра муниципальных образований в Российской Федерации: Приказ Минфедерации России от 22.12.00 № 49 // Российская газета. 2001. 22 февр.
  46. Об утверждении Положения о порядке, общих условиях и принципах использования на территории РФ систем глобальной подвижной персональной спутниковой связи: Приказ Гостелекома России от 21.07.99 № 22 // Российская газета. 1999.14 дек.
  47. Методические указания по внедрению и применению ГОСТ 6104–84 Постановление Госстандарта № 2781 от 24.09.86 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1987. № 7.
  48. ГОСТ 10.4−84. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машиннограмме, создаваемым средствами вычислительной техники: Метод, указ. по внедрению и применению // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1987. № 7.
  49. О перечне договорных условий об обмене электронными документами: Письмо Центрального банка России от 02.06.98 № 122-Т // Вестник Банка России. 1998. № 38.
  50. О предоставлении сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ: Письмо КФМ России от 17.05.02 № 02−1-27/632.
  51. Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике: Письмо Высшего Арбитражного Суда России от 19.08.94 № С1−7/ОП-578 (ред. от 12.09.96) // Вестник Высшего Арбитражного Суда России. 1994. № 11.
  52. МОНОГРАФИИ, КОММЕНТАРИИ, УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
  53. Актуальные вопросы экспертной практики: Сборник научных статей. Саратов, 2001.
  54. Р.С. Криминалистика: Проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. М., 1988.
  55. Р.С. Курс криминалистики: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд., доп. М., 2001.
  56. Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997.
  57. Р.С. Курс криминалистики: В 3 т. Т.2: Частные криминалистические теории. М., 1997.
  58. Большой энциклопедический словарь. СПб., 1998.
  59. А.В. Дактилоскопическая экспертиза: современное состояние и перспективы развития. М., 2003.
  60. В.Б. Компьютерные преступления: Способы совершения и раскрытия / Под ред. Б. П. Смагоринского. М.5 1996.
  61. А.И., Белкин Р. С. Криминалистика и доказывание. М., 1969.
  62. Власенко Н. А. Компьютерные справочные правовые системы в юридиче86
Заполнить форму текущей работой