Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Информационная компетентность населения как фактор освоения культурного ландшафта территории

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформулированы основы нового научного направления -«информационной педагогики» — педагогики, обеспечивающей формирование информационной компетентности населения, вводящей обучаемого в систему реального культурного пространства, его связей, и предоставляющей возможность ориентироваться в региональной информационной среде, использовать документально-информационные потоки, а также разумно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА РЕГИОНА
    • 1. 1. Социальное пространство и культурный ландшафт. Основные понятия и краткая характеристика
    • 1. 2. Культурное пространство и информационная среда. Информационные ресурсы культурного ландшафта России
    • 1. 3. Виртуальный культурный ландшафт. Книга и библиотека в информационном обществе как важнейший элемент культурного ландшафта
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. региональная парадигма современной россии. социально-экономические факторы развития новосибирской области
    • 2. 2. Особенности культурного пространства мегаполиса (на примере города Новосибирска)
    • 2. 3. Библиотечная среда Новосибирской области
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
    • 3. 1. Информационная составляющая образования, науки, культуры
    • 3. 2. Ключевые компетентности личности. Информационно-коммуникационная компетентность как базовая (ключевая) компетентность личности
    • 3. 3. Формирование информационной компетентности населения
  • Выводы

Информационная компетентность населения как фактор освоения культурного ландшафта территории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Интенсивное вовлечение информационных технологий в развитие страны, в том числе — образования, науки и культуры, обусловлено тенденциями эволюции экономических, политических и социальных процессов современного мира. Культурные системы должны разрешить основное противоречие XXI в. — противоречие между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения человеком. Во всем мире (и в развитых странах, и во многих развивающихся) ведутся интенсивные исследования по определению концепций развития информационной и культурной сфер. Основная направленность этого глобального процесса — преодоление цифрового неравенства («digital divide»).

Уровень развития страны зависит, в первуюочередь, от ее интеллектуального потенциала и, следовательно, уровня развития культуры. Демократизм политической и экономической жизни страны также обусловлен уровнем образования и культуры населения. «Некультурное» население недееспособно. Учитывая постиндустриальный вектор развития цивилизации, который ориентирован в направлении информационного общества, и возникающие в связи с этим противоречия гуманитарного характера, можно утверждать, что потребность в культурном развитии становится жизненно необходимой для современного человека и общества.

В этих условиях актуализируется необходимость выявления информационных компетентностей, обеспечивающих не просто развитие культурной сферы, но и ее активное освоение населением регионов. Однако актуальным является не только повышение результативности деятельности культурных институтов, но и развитие культурологической составляющей информационных технологий, способных помочь преодолеть информационный кризис современной цивилизации, которая имеет явные технократические перекосы, деструктивно воздействующие на развитие современного общества. Актуализируется также необходимость выявления информационных компетентностей, обеспечивающих не просто развитие культурного пространства, но и ее активное освоение населением регионов.

Процессы информатизации культуры в России идут неравномерно. При этом отсутствует и четкое представление о том, как информатизация влияет на повышение качества жизни, на улучшение информационных компетентностей населения, на вовлечение трудовых ресурсов в мировое разделение труда.

Следовательно, необходимым является создание такой коммуникативной и информационной среды, которая транслировала бы лучшие образцы культуры через системы науки, культуры и образования, обеспечивая тем самым целостность системы культурного ландшафта России.

Проблемы освоения культурного пространства особенно остро проявляются в крупных, промышленно развитых городах. Специфика этих мегаполисов заключается в многообразии жизненных укладов, потребностей, привычек, в разнородности социального состава населения, отсутствии замкнутых социальных ячеекконцентрации учреждений науки, культуры, производства, то есть в разнообразии слоев городской культуры, в явлениях рурализации городского населения (особенно характерных для молодых советских городов) а, следовательно, в нестабильности культурного потенциала.

Культурная система, по Ю. Хабермасу, — это культурное наследие, а также общественные институты, посредством которых это наследие в процессе социализации и профессионализации получает нормативную силу.

Решение национальных проблем требует формирования новой системы регионального управления, определения целей и приоритетов развития, а также комплексного прогнозирования тенденций развития территории. Именно поэтому сегодня особенно важной задачей как в практике работы, так и в теоретическом осмыслении является организация информационной среды культурного пространства региона и формирование уровня информационных компетентностей населения региона, достаточного для его освоения. Пространственное развитие культурной сферы и использование этого пространства как системы основано на методологии регионализма.

Целостное осмысление сложившейся в России культурной ситуации приводит к необходимости поиска новых действенных путей преобразования системы учреждений культуры, науки и образования, определения факторов и детерминант ее развития, среди которых важное место занимает информационная среда, репрезентантом которой выступает информационно-библиотечная сфера.

Необходимым условием формирования информационных компетентностей является информатизация региональных систем культуры и образования. Мировой опыт, а также имеющиеся несистематизированные еще данные по информатизации образования в сибирском регионе дают основание предполагать, что процесс информатизации учреждений культуры и образования позитивно влияет в целом на социально-экономическое и культурное развитие региона. Исследования культурологического характера процессов информатизации позволят сформулировать различные модели информационных компетентностей населения регионов, которые во многом зависят от уровня информационного развития культуры, образования и науки. Поскольку одна из важнейших ключевых компетентностей формулируется именно как компетентность в области применения информационных технологий, то несомненным является то, что ее формирование зависит и от собственно образованияналичия специальных образовательных программ, и от информационных инструментов и технологий, реально доступных населению, и от уровня культуры данного региона. При этом необходимо отметить, что информационные технологии не просто должны быть доступны, но и активно используемы в гражданской, профессиональной и частной жизни человека. В конечном счете именно подготовленность (компетентность) населения является основным фактором экономического развития регионов.

Сохранение и развитие сложившегося в науке и образовании России интеллектуального потенциала может быть обеспечено только за счет сохранения развития культурных ландшафтов. Центральным стержнем концепции устойчивого развития общества является предположение о том, что у человечества еще есть возможность выбора новой гуманитарной концепции развития цивилизации. В связи с вышеизложенным, проблема разумного формирования единого культурного пространства России и его освоение населением является сегодня определяющей.

Традиционно учреждениями науки, культуры и образования считаются академические научные учреждения (организации, научно-исследовательские институты (НИИ), лаборатории Российской академии наук и других ведомств), библиотеки, музеи, филармонии, театры, а также учреждения всех уровней образования (школы, лицеи, колледжи и т. п., вузы), входящие в культурное пространство и представляющие региональные ресурсы культурной сферы, науки и образования, влияющие на всеобщую компетентность населения и обеспечивающие его активное участие в этом пространстве. Важным является рассмотрение не просто совокупности региональной инфраструктуры культурного ландшафта, закономерности развития региональной компоненты, но и выявление особой роли библиотек, то есть учреждений, действующих параллельно во всех средах культурного пространства (образовании, науки, культуре), в формировании информационных компетентностей населения своих территорий.

Степень исследованности проблемы. В настоящее время сложились три принципиально разных толкования термина «культурный ландшафт». Ю. А. Веденин, прослеживая эволюцию взглядов на это понятие, выделяет три различных подхода. Культурный ландшафт как «хороший» антропогенный ландшафт, измененный человеком по определенной программе и обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами — это первый подход.

Второй подход базируется на понимании культурного ландшафта как некой местности, которая в течение длительного исторического периода являлась местом обитания определенной группы людей, являющихся носителями специфических культурных ценностей. Чаще всего в качестве таких групп выступают этнические или конфессиональные общности (именно такое определение дано в международных отчетах Центра мирового наследия ЮНЕСКО).

В основе третьего подхода лежит представление об активной роли интеллектуальной и духовной деятельности в формировании культурного ландшафтапри этом важно подчеркнуть, что культурные духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые от одного поколения людей к другому в виде информации, не только определяют формирование и развитие культурного ландшафта, но и являются его частью, испытывают на себе воздействие других, материальных компонентов ландшафта (концепция культурного ландшафта программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» = «Man and Biosphere»).

В современном российском культурном ландшафте для регионов характерен процесс выделения себя из общероссийского контекста, выявление своей уникальности, неповторимости. Большинство научных исследований по проблемам социальной культурологии, библиотековедению, информатике рассматривают библиотечную деятельность и библиотечное обслуживание в контексте общей культурной системы региона.

С точки зрения В. JI. Каганского, культурный ландшафт это «не просто пространство, освоенное культурно и символически, но и пространство, в котором достаточно долго может протекать жизнь достаточно большой группы людей». В рамках исследовательской программы «Исторический опыт изучения и освоения Сибири» (В. JI. Соскин, Е. Т. Артемов, Е. Г. Водичев, С. А. Красильников, Т. Н. Осташко, JI. И. Пыстина) была предпринята попытка рассмотреть сибирскую науку в социальном ракурсе, проследить изменение кадрового потенциала, роль Академии наук СССР в создании основных региональных центров. Другие сибирские исследователи (В. Н. Алексеев, Е. И. Дергачева-Скоп, В. Ш. Назимова, В. Г. Рыженко) теоретически осмысливали процессы формирования «культурных гнезд». Для Сибири характерно особое внимание к изучению регионализма Сибири, в том числе и в контексте изучения особенностей развития культуры (М. А. Ускова).

А. С. Ахиезер, П. М. Ильин, Ю. М. Лотман обращали особое внимание на своеобразную поляризацию культурного поля территории и субъективную оценку его людьми. В конечном счете культурное поле региона осваивается именно людьми в зависимости от иерархии культурных подпространств. Основными факторами регионализма, по мнению С. В. Нестеровой, непосредственно определявшими черты региональной культуры в XVIIIначале XX вв. являлись: природный, административно-территориальный, этнический, социально-экономический, конфессиональный и ландшафто-определяющий, а также сословно-классовая структура населения и система расселения. Ю. А. Веденин и Р. Ф. Туровский рассматривают культурный ландшафт как объект культурного наследия и как основание региональной политической деятельности.

Исследователи современного культурного пространства Сибири (например, В. Г. Рыженко) отмечают нарушение научно-информационных контактов, обеспечивающихся системой официальной библиографии и информационного дела. Е. Н. Савенко, В. А. Эрлих установили факт распавшегося книжно-культурного пространства страны.

К настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для проектирования региональной культурной политики. К таким предпосылкам правомерно отнести разработку современных принципов федерализма и регионализации государственной и общественной жизни. Понимание междисциплинарного статуса регионалистики, а также научный анализ ведущих тенденций, принципов и социально-экономических условий эффективного функционирования региональной культурной политики на современном этапе обеспечено исследовательской деятельностью таких ученых, как Л. А. Гаранин, А. Т. Глазунов, А. Г. Гранберг, В. Л. Глазычев, Л. Г. Олех, В. В. Рубцов, А. И. Сухарев, М. Г. Харитонов, И. А. Чуриков, Н. М. Швецов и др.

Одним из способов преодоления сложностей, которые возникают при осмыслении культуры России в целом становится обращение к изучению ее в отдельных регионах. Это, по мнению Н. В. Розенберга, позволит изучить многообразие связей в культурной сфере, которые типологически подобны общероссийским, но в силу локализованное&tradeво времени и пространстве носят более очевидный характер и могут быть подвергнуты самостоятельному изучению. Исследованиями современных культурных пространств регионов России (провинции), а также проблемам дифференцирования ландшафтной целостности на отдельные структурно-семантические комплексы занимаются и философы, и культурологи (например, В. Л. Каганский, Б. В. Марков, И. П. Рещикова).

Многие исследователи, изучающие вопросы становления и развития информационного общества, среди основных проблем, связанных с периодом переориентации общества с потребления вещей на потребление знаний (информации), выделяют проблему разделения людей по признаку владения информацией и умению использовать информационные технологии. Среди отечественных философов, науковедов и информатиков этой точки зрения придерживались Ю. М. Арский, Ю. М. Артамонов, Г. Р. Громов, Р. С. Гиляревский, Г. М. Добров, А. И. Добрынин, А. И. Черный. Основной прогноз всех исследователей заключается в том, что комфортность существования индивида в социуме будет обусловлена качественностью полученного образования и эффективностью использования информации, то есть полученными в высшей школе навыками потребления информации, иначе говоря, информационной культурой личности.

Проблемам функционирования региональных библиотек и оценки эффективности библиотечного обслуживания в регионе, роли библиотек в жизни общества, эффективности библиотечной деятельности как информационных центров в целом, критериям, показателям, параметрам работы библиотек, вопросам территориальной организации библиотечного дела, системе территориального взаимодействия библиотек посвящено много научных исследований. Авторами этих работ являются известные отечественные библиотековеды — Н. С. Карташов, Е. И. Кузьмин, М. Я. Дворкина, М. И. Акилина, Л. А. Кожевникова, Е. Б. Артемьева, Т. А. Жданова, Ю. Н. Столяров, В. Р. Фирсов, С. Г. Матлина, Н. В. Могилевер, а также зарубежные специалисты Н. Мур и Б.-П. Линч, разработавшие систему оценок библиотечной деятельности, и многие другие. Однако следует отметить, что социальная системная функция библиотек исследуется пока еще только библиотековедами. В общем контексте развития региональной экономики (Е. Г. Анимица, А. М. Елохов, В. Лексин, А. Швецов, А. Я. Якобсон и др.) библиотечные учреждения не рассматриваются, хотя сегмент профессиональной информации, как один из результатов библиотечной деятельности, Н. П. Ващекиным определяется как особый компонент производительных сил. Продолжая эту мысль, следует отметить, что особое общественное предназначение библиотечной деятельности заключается в содействии адаптации личности в обновляемом культурном ландшафте. Насыщенность территорий различными культурными ресурсами не может автоматически создать комфортные условия доступа к ним потребителя. Доступность информации, как средство приобщения к культурным образцам национального и мирового характера, в современном обществе зависит не столько от количества и качества информационной техники, сколько от эффективности деятельности учреждений культурной сферы и оптимального информационного поведения личности.

Однако явным представляется наличие конфликта между уровнем развития современных информационно-коммуникационных технологий в мире и уровнем использования их в России, что приводит к усилению интеллектуальной дифференциации между гражданами, использующими и не использующими современные информационные технологии, имеющими и не имеющими доступ к ним. В настоящее время достаточное количество экспертов определяет отсутствие доступа к информации и к информационным технологиям как новый вид социального неравенства и связывает это с невысоким уровнем информатизации в России. Кроме того, в этой области налицо явные диспропорции, обусловленные как уровнем социально-экономического развития регионов, так и степенью управляемости процесса информатизации.

Научной проблемой являются противоречия между развитостью региональных информационных систем, высоким уровнем насыщенности информационными ресурсами сибирского региона и низким уровнем информационной компетентности населения, неспособностью освоить культурное пространство региона.

В качестве объекта исследования выступает деятельность библиотек и учреждений высшего профессионального образования региона как важнейших элементов культурного ландшафта региона по формированию и развитию информационной компетентности населения региона.

Предмет исследования включает информационные компетентности (ИКТ-компетентности) в условиях новых культурных реалий и информационных технологий.

Цель исследования — концептуальное осмысление культурного пространства — его существа, специфики и важнейших составляющих, а также роли информационных компетентностей населения в его освоении, формировании и развитии.

Достижение вышеуказанной цели исследования потребовало последовательного решения следующих задач:

• изучение основных концептуальных формулировок ключевых компетентностей личностиопределение методологии их выявленияустановление компетентностных профилей населения, структурных моделей компетентностей;

• определение особенностей информационной компетентности как ключевой компетентности населения регионов в XXI в.;

• исследование основных характеристик библиотечного сектора культурного пространства региона на примере г. Новосибирска;

• установление информационных компетентностей населения и определение их культурной миссии, а также способов их формирования в конкретной информационной среде региона;

• выявление роли учреждений образования (высшего профессионального) и культуры (библиотек) в формировании информационных компетентностей населения.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды многих отечественных и зарубежных ученых.

Основоположниками отечественной методологии регионализации государственной и общественной жизни, процессов урбанизации и исследования городской культурной среды являются Д. А. Алисов, Е. Г. Анимица, П. А. Апакаев, Л. А. Гаранин, А. Т. Глазунов, В. Л. Глазычев,.

A. Г. Гранберг, А. М. Елохов, Н. Лапина, В. Лексин, Е. П. Марков,.

B. И. Матяс, Л. Г. Олех, В. В. Рубцов, А. И. Сухарев, В. В. Туев, М. Г. Харитонов, И. А. Чуриков, А. Швецов, А. Я. Якобсон и др. Позиция В. П. Фофанова, считающего необходимым в современных исследованиях выделять специфические «культурные схемы деятельности», а также проектная методология управления сферой культуры разработанная А. П. Марковым и Г. М. Бирженюк, стали базовыми для настоящего исследования. Методы социологического исследования, применяемые в работе, базируются на общей методологии социологического исследования Я. Ядова и разработках алтайской социологической школы (С. И. Григорьев, Ю. Е. Растов) в том числе, достижениях библиосоциологии Р. А. Трофимовой.

Динамика требований к ключевым компетенциям общества знания, по сравнению с требованиями индустриального общества, методология моделирования компетентности личности в различных контекстах базируется на международных аналитических отчетах (например, документы Commission Expert Group Basic Skills/Key Competencies или European Association for the Education of Adults) и уже разработанных международных стандартах (например, Information Literacy Competency Standards for Higher Education).

Используемая методология имеет комплексный характер и предполагает прежде всего опору на развиваемый ныне в отечественных общественных науках культурологический подход. Очевидным является использование такого исследовательского принципа, как объективность, когда ведущие теоретические положения проверены несколькими методами, сопоставлением полученных данных с результатами других исследований, когда ведущие детерминации библиотечного дела изучаются не только в традиции библиотековедения, но и в традициях культурологии, социологии, педагогики и других гуманитарных наук. Кроме того, используется диалектическая, системная и синергетическая методология, позволяющая раскрыть полиструктурность проблемы, ее важнейшие детерминации, внутренние противоречия, средовые влияния и перспективы развития.

В основу исследования положены нижеследующие методологические принципы.

Принцип системности. Это означает, что предмет исследования рассматривается системно, на базе знаний выработанных культурологией, социологией, библиотековедением, педагогикой и информатикой. В контексте данной работы предмет исследования должен быть подвергнут операции синтеза путем выявления связей и отношений между частями, поскольку эти связи и отношения могут быть выявлены только при проведении междисциплинарных исследований.

Принцип комплексности. Он предполагает исследование деятельности библиотек территории в социально-культурном контексте в рамках различных дисциплин (культурологии, педагогики, библиотековедения, информатики, теории документальных потоков).

Гуманитарный принцип позволит обосновывать решение проблем на платформе социального партнерства: «общество — библиотека», «общество, население — образование» и «библиотека — культурное пространство региона», «библиотекарь — пользователь в информационном пространстве».

Использовались следующие основные методы исследования: анализ, контент-анализ, метод экспертных оценок и самооценок, моделирование, методы статистической обработки результатов исследования.

Научная новизна работы заключается в следующем.

1.В отличие от имеющихся уже исследований культурного ландшафта культурологического, библиотековедческого и педагогического характера в выдвинутой концепции показана зависимость его развития от информационной компетентности населения. При этом под современным региональным культурным ландшафтом понимается пространство, интегрированное деятельностью учреждений культурной сферы, образовательных и библиотечных учреждений, развитие, которых детерминировано культурной ситуацией региона. Фактически общая для ведущих представителей отечественной науки модель воспроизводства социума в рамках триады «культура — человек — образование», представлена в оригинальном понятийном компендиуме на базе совокупной терминосистемы культурологии, педагогики, библиотековедения, информатики и регионалистики с учетом компетентностного подхода.

2.0боснована важность информационных компетентностей, то есть информационной подготовки населения региона, наличие необходимых знаний умений и навыков у населения как для управления культурной ситуацией, так и для освоения культурного пространства, что становится ныне способом и самосохранения и развития конкретного региона и является подготовительной формой становления инфосферы государства, человечества.

3.Разработаны модель информационной компетентности населения региона в контексте освоения регионального культурного пространства и научно-практические рекомендации по проектированию инфраструктуры библиотечного пространства культурного ландшафта.

Эксплицированы профили информационных компетентностей, что позволило сформулировать. различные уровни ИКТ-компетентностей населения регионов. Поскольку одна из важнейших ключевых компетентностей формулируется именно как компетентность в области применения информационных технологий, то несомненным является то, что ее формирование зависит и от собственно образования — наличия специальных образовательных программ, и от инструментов и технологий, реально доступных населению. При этом отмечено, что информационные технологии не просто должны быть доступны, но и активно используемы, поскольку применение современных технологий требует понимания новых путей, которые человек может употреблять в своей гражданской, профессиональной и частной жизни.

Разработана матрица регионального культурного ландшафта, который должен быть освоен населением региона с информационной точки зрения. Настоящая матрица носит общий характер и должна быть уточнена в соответствии с реалиями культурного пространства и информационной средой конкретного региона. Выделено 8 основных разделов матрицы: географическое положение и экономический профиль территориисоциально-демографическое положение территориинародно-хозяйственный профиль территориирегиональная система образованиярегиональный научный комплексучреждения культуры, действующие на данной территориивиртуальное пространство регионаИКТ-компетентность населения.

Каждый раздел матрицы содержит перечень индикаторов, по которым можно оценить динамику количественного и качественного развития культурного ландшафта, оценить общественную потребность населения региона в деятельности учреждений культуры данного региона и степени участия администраций регионов в развитии культурного ландшафта.

Впервые исследованы проблемы функционирования крупных научных библиотек различных типов не в качестве самостоятельного системного объекта (традиционного для регионального библиотековедения), а как основного элемента инфраструктуры культурного ландшафта, от эффективной деятельности которой зависит и развитие культурного ландшафта региона, и качество жизни населения территории.

Выделена одна из важнейших проблем — проблема управления информационно-библиотечной средой региона, разобщенной в настоящее время ведомственными (культура, наука, образование), технологическими (доступность информационно-коммуникационных технологий и адекватность их применения в библиотечном деле), экономическими барьерами (разница в уровне и приоритетах финансирования библиотечных программ регионального и муниципального уровней, университетского, федерального), а также субъективно понимаемыми миссиями региональных библиотечных подсистем через организацию специфических информационных ресурсов, обеспечивающих комфортный и оперативный доступ ко всему культурному пространству региона и мировому культурному потенциалу. Обоснована технология мониторинга библиотечных ресурсов различной ведомственной принадлежности региональной локализации.

Проанализированы культурные характеристики крупного урбанизированного региона, которые являются одновременно и источником кризиса культурного ландшафта, и фактором позитивно-реального раз решения кризисности за счет организации управляемой и комфортной региональной информационной среды. Смысл организации информационной среды состоит в сознательном информационно-культурном проектировании, основанном на соразвитии в регионе новых информационных технологий, традиционного библиотечного дела и образования.

Сформулированы основы нового научного направления -«информационной педагогики» — педагогики, обеспечивающей формирование информационной компетентности населения, вводящей обучаемого в систему реального культурного пространства, его связей, и предоставляющей возможность ориентироваться в региональной информационной среде, использовать документально-информационные потоки, а также разумно анализировать их содержание. Информационная педагогика — это информационная деятельность субъектов культурного пространства региона — преподавателей как субъектов системы образованияинформационно-профессиональной группы — библиотекарейспециалистов учреждений культуры, обеспечивающих информационную поддержку этих учреждений (музеев, архивов и т. д.) — по формированию и обеспечению оптимального информационного поведения населения, адекватного реальному культурному ландшафту данного региона, территории, на которой происходит реальная культурная деятельность. Информационная педагогика обеспечивает освоение культурного ландшафта региона через формальное и неформальное образование (например, самообразование) и через управление инфраструктурой культурного ландшафта: культурой, образованием, наукой и информационно-библиотечными учреждениями, то есть обеспечивает создание комфортной для населения региона информационной среды культурного ландшафта.

Таким образом, в работе концептуально интерпретируются данные культурной ситуации крупного города и важнейшие элементы региональной информационной среды культурного ландшафта.

Положения, выносимые на защиту.

1. Информационные компетентности личности, выражающиеся в, ^ыражающи?Ся>-В|умении использовать информационные знания, знания о структуре информационных ресурсов и источников в целях освоения культурного ландшафта своего региона имеют многоуровневую структуру, и включают обязательную региональную компоненту, без которой невозможно освоение реального культурного ландшафта. Выделяются следующие уровни информационной компетентности: гражданский, политический, административный, профессиональный. При этом каждый уровень более высокой иерархии включает в себя знания и навыки предыдущего.

2. Информационная среда культурного пространства складывается из различных информационных ресурсов социально-культурной сферы: прежде всего, это формально организованные совокупности информационных ресурсов учреждений культуры, науки и образования, сформированные в виде библиотечных и архивных фондов, музейных хранилищ. Большую долю информационной среды составляют стихийно существующие (регулируемые только рыночными рычагами) средства массовой информации и коммуникации (радио, телевидение, периодические издания), а также ресурсы информационной среды на базе новых информационных технологий (информационные ресурсы Интернет, сетевые СМИ).

3. Системообразующим фактором регионального культурного ландшафта территории являются региональные библиотеки, поскольку они принадлежат различным культурным подсистемам — науке, образованию и культуре и формируют специфическую (библиотечную) модель культурного ландшафта региона через формирование библиотечных фондов и оказание информационно-библиотечных услуг, обеспечивая опосредованное освоение культурного ландшафта в рамках документального потока (традиционного и виртуального). Становление новой парадигмы библиотечного дела, связанное с модернизацией социальной роли библиотек в информационном обществе, в качестве первостепенной функции региональной научной библиотеки определяет функцию формирования информационной компетентности населения региона, что является важнейшим фактором непосредственного освоения его культурного потенциала.

4. Особенность урбанизированного культурного ландшафта (г. Новосибирск) выражается в диспропорциях между состоянием информационных ресурсов и уровнем информационных компетентностей, обеспечивающих потребление этих ресурсов и освоение информационной среды реального культурного пространства.

Теоретическая значимость исследования. Проведенная работа позволяет более адекватно понимать современный культурный ландшафт и более углубленно интерпретировать его информационную среду. Это расширяет представления о культурном ландшафте и вносит новый вклад в отечественную культурологию и регионалистику.

В исследовании уточнено понятие информационной компетентности, содержание которого не может быть ограничено только знаниями умениями в области новых информационных технологий. Показано, что только совокупность поведения в традиционной информационной среде и технологические умения и навыки в новых информационно-коммуникационных технологиях могут обеспечить гармоничное сочетание аналитических, технологических и аксиологических компетентностей позволяющих освоить культурный ландшафт региона, который рассматривается с позиций информационной среды. Это позволяет уточнить такие понятия, как «информационное поведение», информационная культура", «информационная грамотность», «информационная компетентность».

Значимость исследования определяется также разработкой теоретических основ моделирования информационной компетентности населения региона, как важнейшего фактора освоения регионального культурного ландшафта.

Практическая значимость заключается в проведенной автором экспертной оценке деятельности библиотек по обслуживанию крупного развитого города. Обоснована целесообразность создания в Новосибирске Информационно-библиотечного центра, консолидирующего формирование информационной среды культурного ландшафта и деятельность информационно-библиотечных учреждений по формированию информационной компетентности.

Разработана технология мониторинга информационно-библиотечной среды культурного ландшафта региона, которая позволит принимать обоснованные управленческие решения по формированию единой информационной среды культуры, науки и образования в регионе. Анализ данных мониторинга позволит также оптимизировать научно-методическое и материально-техническое обеспечение процессов информатизации культуры, образования и науки.

Сформированы профили информационных компетентностей населения, которые обеспечат формирование региональных образовательных программ для подсистем образования различного уровня — среднего, высшего, дополнительного.

Разработаны авторские учебные курсы, реализующие основные концептуальные положения автора в информационной педагогике и апробированные в системе высшего профессионального образования (Новосибирский государственный технический университет, Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, Новосибирский государственный педагогический университет), дополнительного профессионального образования (Институт дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета и Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН).

Разработан тест самооценки информационной компетентности, позволяющий проводить комплексную оценку знаний и умений в области информационных технологий и разрабатывать дополнительные обучающие мероприятия по формированию оптимального информационного поведения различных групп населения региона.

Частично исследования автора входили в проекты научных исследований и методических разработок, включенных в Федеральные целевые программы, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ), Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Министерством образования, а также международный (российско-шведский) проект по дополнительному образованию (всего 8 проектов) в течение 2001 — 2006 гг. Участие автора в указанных проектах заключалось в научно-методической проработке систем мониторинга процессов информатизации и методик тестирования уровней информационной компетентности целевых групп проектов, а также в разработке специальных модулей обучающих программ.

Апробация работы. Основные положения диссертации апробировались в выступлениях на международном конгрессе «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия = International congress education and science on the threshold of the third millennium» (Новосибирск, 1999 г.) — международных научно-методических конференциях «Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт» (Новосибирск, 1999 г.) и «Качество образования. Достижения. Проблемы (Новосибирск, 2001 г.) — международных конференциях «Библиотечное дело — 2001: российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве» (Москва, 2001 г.) и «Технологии информационного общества — Интернет и современное общество» (Санкт-Петербург, 2001 г.) — VI международном очно-заочном семинаре «Совершенствование подготовки экономистов-менеджеров» (Новосибирск, 2003 г.) — международной научной конференции «Библиотечное дело — 2004: всеобщая доступность информации» (Москва, 2004 г.) — всероссийской конференции «Культура и интеллигенция России: Интеллектуальное пространство (Провинция и центр). XX век» (Омск, 2000 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Современные библиотеки в инновационном образовательном процессе» (Тюмень 2003 г.) — III всероссийской конференции-выставке «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» (Омск, 2004 г.) — всероссийской объединенной конференции «Технологии информационного общества — Интернет и современное общество» (Санкт-Петербург, 2005 г.) — IV всероссийской научно-практической конференции-выставке «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» (Барнаул, 2005 г.) — X всероссийской конференции с участием иностранных ученых «Распределенные информационно-вычислительные ресурсы (01С11)» (Новосибирск, 2005 г.) — XIII всероссийской научно-методической конференции «Телематика'2006» (Санкт-Петербург, 2006 г.).

Цель и задачи исселдования определили логику изложения материала и структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав и заключениясписка использованной литературы, приложений.

Выводы.

Процесс развития информационной культуры как жизненно важной составляющей знаний и умений современного человека обозначается нами как процесс выработки дихотомии требований и к личности, и к информационным учреждениям, призванным и обучить пользователей, и предоставить им информационные услуги. Воспитанием информационной культуры населения, воспроизводством данного вида информационных ресурсов занимаются многие организации и учреждения, но основная нагрузка ложится на библиотеки. Особая миссия принадлежит библиотекам, потому что именно они являются главными (по сути единственными) информационными партнерами для субъектов культурного пространства. Возможны два определения информационной педагогики, с точки зрения процессного подхода и деятельностного. Во-первых, информационная педагогика — это педагогика, обеспечивающая ввод обучаемого в систему реального информационно-образовательного пространства, его связей и дающая возможность ориентироваться в информационной среде, использовать документально-информационные потоки, а также разумно анализировать их содержание и составные части. Во-вторых, информационная педагогика — это своеобразный информационный контекст педагогической деятельности, который позволяет сформировать информационное поведение обучающихся (студентов), адекватное реальному информационно-образовательному пространству данного региона, территории, на которой происходит реальный образовательный процесс.

Модернизационные процессы в педагогической сфере, особенно в системах профессионального высшего образования связаны как с организацией педагогического процесса, так и с изменением характера педагогических ресурсов и обновлением методов обучения, ориентированных на новые телекоммуникационные технологии. Существует также понятие компьютерной дидактики, под которой понимаются компьютерные способы и формы представления учебной предметной информации, например, «компьютерная лингводидактика».

Компьютер, мультимедийный экран, электронный учебник пришедшие на смену поточной аудитории, кафедре, доске, каталогу и пишущей машинке позволили освободить педагога и обучающегося от рутинной составляющей процесса обучения. Появляется и новая форма информационных взаимоотношений преподавателя и студента.

Во времена, когда информационное поле личности формировалось постепенно в течение длительного отрезка жизни — во многом за счет неформальных каналов — личных контактов, личных библиотек, информационные ресурсы, используемые преподавателем, априори были богаче возможностей студентов. Сегодня информационное поле расширяется безгранично за счет информационных сетевых ресурсов, с которыми лучше знакомо молодое поколение.

Мы формулируем информационную педагогику как педагогику, вводящую обучаемого в систему реального информационно-образовательного пространства, его связей и дающей возможность ориентироваться в региональной информационной среде, использовать документально-информационные потоки, а также разумно анализировать их содержание и составные части. Именно поэтому информационная педагогика как информационная деятельность субъектов образовательного процессапреподавателей и информационно профессиональной группыбиблиотекарей — по формированию информационного поведения обучающихся (студентов) адекватного реальному культурному ландшафту данного региона, должна стать обязательной составляющей региональной (вузовской) компоненты любого учебного плана по любой специальности в вузах конкретного региона. Кроме того, необходимы дополнительные усилия библиотек региона по формированию информационной компетентности населения. Модель компетентности может быть уточненной в засимости от конкретного состояния ИКТ-компетенций населения, возможностей реальных библиотек, наличия специальных образовательных учреждений и образовательных региональных программ, осуществляющих подготовку в области информационных наук. Большую долю информационных компетенций должны составлять знания, умения и навыки личности по использованию всего ресурсного потенциала информационной среды культурного ландшафта. Элементы информационой и читательской культуры, входящие в информационные компетнтности личности требуют от библиотек особенных услили по формированию навыков оценки информации и её аутентичности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГОСТ 7.1−2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. М., 2004. — 48 с.
  2. ГОСТ 7.32−2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
  3. ГОСТ 7.85−2003. Международный стандартный номер технического отчета.
  4. ГОСТ 7.12−93. Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати.
  5. ГОСТ 7.82−2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.
  6. ГОСТ 7.70−2003. Описание баз данных и машиночитаемых информационных массивов. Состав и обозначение характеристик.
  7. Контролирующие материалы для аттестации студентов по дисциплине
  8. Итоговая контрольная работа
  9. Создать таблицу, в которой структурировать документопоток по типам и видам. Например: хронологические периоды (годы) и виды/типы документов, студент может обозначить самостоятельно в зависимости от характера выявленного библиографического материала.
  10. Тип документов Хронологические периоды (годы) Всего1950 19 511 970 19 711 990 19 912 000 200 120 051. Учебники для вузов 1. Монографии
  11. Статьи из научной периодики1. Отчеты и НИР и ОКР
  12. Нормативно-технические документы (стандарты)
  13. Патенты, авторские свидетельства1. Электронные издания 1. Другое 1. Итого
  14. Заполнить таблицу, создать диаграмму, характеризующую профильный документопоток.
  15. Диаграммы, созданные в электронной таблице импортировать в текст контрольной работы.
  16. Проанализировать структуру документопотока, выявив характерные тенденции и проанализировав их (2−3 страницы текста). Объяснить структуру потока по ретроспективе, видам и типам публикаций. и т. п.
  17. Оформить контрольную работу по правила отчета о НИР.
  18. Выслать контрольную работу преподавателю.
  19. Контрольные вопросы к зачету1. Какова структура документального потока?
  20. Назовите основные отечественные центры НТИ в области технических наук.
  21. З.Чем отличаются библиографические и информационные издания от научных?
  22. Сформулируйте алгоритм поиска НТИ.
  23. Назовите источники поиска экономической и сервисной информации.
  24. Какая АИБС применяется в научной библиотеке НГТУ?
  25. Назовите основной источник поиска ГОСТов.
  26. Назовите важнейшие научные библиотеки Новосибирского научного центра.
  27. Ю.Как описывается монография одного автора?
  28. Какие наукометрические и библиометрические методы может использовать научный сотрудник для определения значимости научного журнала?
  29. Какие виды ссылок Вы знаете?
  30. Назовите виды группировки материала в библиографическом списке научной рукописи.
  31. С помощью каких инструментов создается поисковый образ запроса?
  32. Назовите основные возможности автоматизированных систем.
  33. Перечислите нормативно-технические документы, регламентирующие оформление научных рукописей.
Заполнить форму текущей работой