Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Организация предоставления туристских услуг в Самарском регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемам развития сферы услуг уделено значительное внимание в работах отечественных ученых Т. Д. Бурменко, Ф. С. Гарифуллиной, А ГТ. Гориной, 3. Зайнашевой, Н. А. Нагапетьянц, В. А. Щербакова. Наиболее существенный вклад в рассмотрение проблем организации обслуживания потребителей услуг внесли такие экономисты, как Е. В. Башмачникова, А. П. Дурович, JI. И. Ерохина, Н. Е. Игумнова, Д. К. Исмаев… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организации предоставления туристских услуг
    • 1. 1. Организация предоставления туристских услуг в регионе: экономическое содержание и классификация
    • 1. 2. Специфика и особенности организации предоставления туристских услуг в регионе
    • 1. 3. Проблемы организации предоставления туристских услуг в Самарском регионе: потенциальные потребители и направления развития
  • ГЛАВА 2. Разработка и апробация методического инструментария исследования состояния организации предоставления туристских услуг в Самарском регионе
    • 2. 1. Факторы, оказывающие влияние на организацию предоставления туристских услуг и динамика развития
    • 2. 2. Систематическая аналитика организации предоставления туристских услуг потенциальными потребителями в регионе
    • 2. 3. Единство организации предоставления туристских услуг и поведения потенциальных потребителей: методический аспект
  • ГЛАВА 3. Развитие и совершенствование организации предоставления туристских услуг в регионе
    • 3. 1. Направления развития и совершенствования организации предоставления туристских услуг региона
    • 3. 2. Модель организации предоставления туристских услуг и прогноз роста проникновения туристских услуг в Самарский регион: причинно-следственная связь
    • 3. 3. Методические вопросы обоснования выбора направления развития предприятия в рамках совершенствования процесса предоставления туристских услуг
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
  • СПИСОК

Организация предоставления туристских услуг в Самарском регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Вторая половина ушедшего века характеризовалась переходом рыночных экономических систем к постиндустриальному типу развития. Одной из основных черт, определяющих принадлежность экономики той или иной страны к данному типу, является принципиально изменившиеся роль и место в ее структуре сферы услуг. Количественно это находит выражение в значительном повышении удельного веса сферы услуг в общественном производстве и в структуре общей занятости населения, в результате которого данная сфера стала, безусловно, доминировать среди всех других отраслей и сфер хозяйственной деятельности. Качественная сторона этого изменения характеризуется такой ступенью развития «третичного сектора» экономики, при котором появляется и закрепляется зависимость функционирования промышленной и аграрной отраслей от происходящих в данном секторе явлений, зачастую не имеющих ярко выраженного экономического характера. Подобная качественная трансформация дополняется реструктуризацией мировой торговли и других сторон интернационализации мирохозяйственных связей, выявляющих отчетливую тенденцию к значительному увеличению доли услуг в экспорте государств с развитыми экономическими системами.

Сфера услуг российской экономики нуждается в поступательном реформировании и динамичном ускоряющемся развитии. Именно она призвана сыграть решающую роль в процессе построения постиндустриального общества, что наглядно демонстрирует мировой опыт создания современных функционально эффективных рыночных систем постиндустриального типа. В связи с этим исследование всех аспектов развития сферы услуг, его направлений, форм, качественных и количественных характеристик представляется не только актуальным с научной точки зрения, но и непосредственно практически значимым с позиции поиска наиболее оптимальных путей дальнейшего реформирования отечественного рынка и определения направлений преобразования ее индустриального типа в современный постиндустриальный.

В силу своей социально-экономической роли в. сфере услуг значительно выделяется комплекс туристских услуг, спрос на которые растет быстрее, чем вся экономика в целом, и по прогнозам будет удваиваться. каждые 10−15 лет. По мнению футуролога Джона Найсбита, в XXI в. индустрия путешествий и туризма явится одной из трех важнейших движущих сил в обслуживающем секторе мировой экономики. Данные Всемирной туристской организации свидетельствуют о том, что число международных туристов увеличилось в мире с 25 млн. человек в 1950 году до 720 млн. человек в начале 2000;х годов, т. е. возросло в 29 раз, что составляет около 7% среднегодового прироста за этот период и что намного выше темпов прироста мировой экономики. Расходы населения мира на туризм в настоящее время по данным Всемирной туристской организации и Международного Валютного Фонда, оцениваются в сумме около 550 млрд долл. или по 90 долл. на душу населения, что образует около 8% мирового экспорта товаров и услуг.

Россия обладает колоссальным потенциалом разнообразных туристских услуг, но занимает весьма скромное место на этом рынке, обеспечивая всего около 1% мирового потока туристов. По оценкам специалистов ВТО, Россия может принимать ежегодно до 40 млн. иностранных туристов против 7 млн. в настоящее время. И на этой основе увеличиваются доходы от туризма в расчете на одного жителя с 40 долл. до уровня развитых стран (более 300−100 долл.). Заслуживает внимания и другой аспект развития туристский индустрии. Сейчас в данной сфере занято 12% трудоспособного населения, а каждые 2,5 секунды создается новое рабочее место.

Внушительные количественные показатели туризма создают некую «иллюзию благополучия». Однако данная сфера' деятельности имеет ряд специфических особенностей, формирующих определенные сложности ее устойчивого развития. Прежде всего, туристская индустрия отличается от других отраслей своей сложностью, выражается в огромном разнообразии туристских программ, высочайшей степени зависимости от рекреационных ресурсов, активизации процессов укрупнения предприятий, занимающихся предоставлением туристских услуг, и развития франчайзинга, необходимости использования потенциала коммерческого сектора в организации отдыха для людей с низким уровнем доходов, возрастании избирательности потребителями услуг. Определенную проблему представляют и недостаточно высокое качество обслуживания российской туристской индустрии, низкий уровень подготовки кадров и небольшой опыт работы в современных условиях.

Таким образом, актуальность проблемы затрагиваемой в данной диссертации, определяется неоспоримым влиянием организации предоставления туристских услуг на успешное развитие туристской индустрии, острой необходимостью для объекта исследования в разрезе сложившейся кризисной ситуации как в отечественной так и в мировой экономике иметь I достаточный набор инструментов, нацеленных на создание условий для формирования новой организационной модели предоставления туристских услуг с учетом вариативности динамики внешнего окружения.

Состояние изученности проблемы. Основой диссертационного исследования послужили труды ведущих зарубежных и отечественных ученых и специалистов, посвященные проблемам организации предоставления туристских услуг.

Проблемам развития сферы услуг уделено значительное внимание в работах отечественных ученых Т. Д. Бурменко, Ф. С. Гарифуллиной, А ГТ. Гориной, 3. Зайнашевой, Н. А. Нагапетьянц, В. А. Щербакова. Наиболее существенный вклад в рассмотрение проблем организации обслуживания потребителей услуг внесли такие экономисты, как Е. В. Башмачникова, А. П. Дурович, JI. И. Ерохина, Н. Е. Игумнова, Д. К. Исмаев, Н. И. Кабушкин, А. Д. Каурова, А. Б. Косолапов, И. Ю. Ляпина, А. В. Райченко, В. С. Сенин, И. М. Шатаев и др. Исследованиям тенденций развития и проблемам функционирования туристской индустрии посвящены труды И. Г. Балабанова, JI. В. Баумгартена, В. В. Богдалина — Малых, С. А. Быстрова, А. П. Дурович, М.

А. Жуковой, А. Б. Здорова, И. В. Зорина, Н. И. Кабушкина, Н. К. Моисеевой, А. Э. Саак, А. Е. Соболевой, А. Д. Чудновского, Г. А. Яковлева и др.

Следует отметить, что несмотря на значительное количество работ, посвященных специфики и проблемам организации, специфики предоставления туристских услуг, а также выбору направлений развития поставщиков данных услуг, многие методические вопросы не нашли отражения в научных трудах. Это обусловило актуальность выбранной темы диссертационного исследования, и послужило причиной более глубокого комплексного рассмотрения проблемы обоснования и реализации методики выбора направления развития предприятия, занимающегося предоставлением туристских услуг.

Целью диссертационного исследования является экономическое обоснование необходимость совершенствования организации предоставления туристских услуг в Самарском регионе.

Поставленная цель логически предопределила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:

— обобщения теоретических подходов к определению основных понятий организации предоставления туристских услуг;

— выявления специфики и проблем организации предоставления туристских услуг в Самарском регионе;

— определения природы и классификации факторов, воздействующих на организацию предоставления туристских услуг;

— исследования организации предоставления туристских услуг в Самарском регионе и обоснования методики анализа потребительского поведения, с точки зрения характера влияния факторов внутренней и внешней среды;

— построения модели организации предоставления туристских услуг и прогноза роста проникновения туристских услуг в Самарский регион;

— обоснования методики выбора направления развития предприятия, занимающегося предоставлением туристских услуг, на основе субъективных оценок;

— апробации научно-методических рекомендаций на предприятиях, занимающихся предоставлением туристских услуг.

Объектом исследования в работе выступают предприятия, занимающиеся предоставлением туристских услуг и осуществляющие свою деятельность в Самарском регионе, направленную на удовлетворение потребностей в предоставляемых услугах.

Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, складывающихся в процессе организации предоставления туристских услуг в Самарском регионе.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. В основу исследования положены концептуальные, методологические и теоретические положения, представленные в классических и современных экономических работах отечественных и зарубежных ученых. Организация предоставления туристских услуг в регионе трактуется в диссертации с позиции единства теории и практики.

Специальные методы познания использованы в соответствии с поставленными задачами и особенностями объекта исследования. Для решения поставленных задач в работе применены методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации. Для выявления тенденций развития применяются методы системного анализа, кластерный анализ, методы социологических исследований, метод анализа иерархий, метод экспертной оценки, экономико-математические методы и модели, которые дают возможность выделить специфические черты и особенности организации предоставления туристских услуг в Самарском регионе.

Информационную базу исследования составляют законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность предприятий, занимающихся предоставлением туристских услуг в Российской Федерациинаучные труды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам организации предоставления услугматериалы федеральной, региональной и местной статистикиотчетные данные предприятий сферы услугрезультаты собранных и обработанных диссертантом материалов по вопросам деятельности предприятий, занимающихся предоставлением туристских услуг.

Проведенное исследование, выводы и предложения диссертации — соответствуют следующему пункту специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг: п. 15.103 Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка. j.

I" м.

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке теоретических и методологических аспектов организации предоставления туристских услуг в регионе. i л.

В результате проведенного в диссертационной работе исследования, на защиту выносятся следующие наиболее существенные элементы научной новизны: — I уточнена сущность «туристской услуги» и «организации • предоставления туристских услуг», определены их специфика и особенности;

— развиты теоретические представления об условиях организации «Л качественного предоставления туристских услуг, позволяющие удовлетворять.

• I потребности потенциальных потребителей, и определены факторы, t оказывающие влияние на их организациюа it I предложена методика оценки уровня организации процесса. «jj.

— S I предоставления предприятиями туристских услуг на основе вариативности потребительского поведения- ;

— построена модель организации предоставления туристских услуг, позволяющая прогнозировать рост проникновения туристских услуг в Самарский регионг.

• «г.

I (¦ I.

— предложена методика обоснования направления развития предприятия в рамках совершенствования процесса предоставления туристских услуг.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности применения его выводов и обобщений при решении проблем организации предоставления туристских услуг в Самарском регионе. Научную ценность имеют обобщение и систематизация различных точек зрения на обозначенную проблему, которые могут быть использованы в преподавании дисциплин экономического цикла. Результаты исследования использованы в ряде разработок, направленных на прогнозирование роста проникновения туристских услуг в Самарском регионе, что подтверждается соответствующими справками о внедрении.

Полученные в ходе исследования выводы и обобщения могут служить исходным материалом для дальнейших научных изысканий по проблеме организации предоставления туристских услуг в Самарском регионе.

Апробация результатов исследования. В диссертации научно-теоретические разработки, методические рекомендации, выводы и предложения были апробированы и внедрены в Поволжском государственном университете сервиса, Департаменте потребительского рынка и предпринимательства Мэрии городского округа Тольятти.

Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях:

— «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (г. о. Тольятти, 2005);

— «Наука промышленности и сервису» (г. о. Тольятти, 2006);

— «Стабилизация экономического развития Российской Федерации» (г. о. Пенза, 2007);

— «Наука промышленности и сервису» (г. о. Тольятти, 2007);

— «Экономика и управление в современных системах» (г. Москва — г. Волгоград, 2008);

— «Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в области сервиса» (г. о. Тольятти, 2008).

Личный вклад автора:

— Уточнено определение «туристской услуги» и дано авторское определение «организации предоставления туристских услуг», позволившие со стороны процессного подхода определить направления исследования и совершенствования деятельности предприятий, занимающихся предоставлением туристских услуг в Самарском регионе;

— Построена и апробирована модель организации предоставления туристских услуг, на основании которой сделан прогноз роста проникновения услуг в регионе;

— Предложена и апробирована методика обоснования направления развития предприятия на основе субъективных оценок потенциальных потребителей, позволившая определить их влияние на организацию предоставления туристских услуг.

Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 14 печатных работ, включая главу в монографии (в том числе 3 статьи в издании, рекомендованном ВАК) общим объемом 5,15 печ. л.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего, 162 наименований источников и 39 приложений. Общий объем работы составил 159 страниц текста, включая 7 рисунков и схем, 36 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование современного рынка туристских услуг в Самарском регионе на основе совершенствования организации предоставления услуг и создания единого туристского пространства, увеличит доходы регионального бюджета, в том числе валютные поступления, создаст новые рабочие места в сфере туризма и сопряженных отраслях, привлечет иностранные инвестиции в экономику региона, сохранит и возродит объекты культурного и природного наследия, удовлетворит потребности потенциальных потребителей в активном и полноценном отдыхе, укрепит здоровье, приобщит к культурным ценностям. Целью диссертационного исследования являлось экономическое обоснование необходимости совершенствования организации предоставления туристских услуг в Самарском регионе. Объектом исследования в работе выступали предприятия, занимающиеся предоставлением туристских услуг и осуществляющие свою деятельность в Самарском регионе, направленную на удовлетворение потребностей в предоставляемых услугах. Предметом исследования являлась совокупность социально-экономических отношений, складывающихся в процессе организации предоставления туристских услуг в Самарском регионе.

Наиболее значимым в диссертационном исследовании является:

— автором уточнено, что организация предоставления туристских услугцеленаправленная деятельность, обеспечивающая наиболее полное и рациональное взаимодействие во времени сегментов туристского рынка, процессов обслуживания и производства услуги. Особенностью туристских услуг является то, что они существуют как открытая система, подверженная влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия. Поэтому их учет объективно необходим для эффективной организации;

— обоснованы условия организации качественного предоставления туристских услуг, соблюдение которых позволяет удовлетворять постоянно возрастающие потребности потенциальных потребителей, имея данные о структуре предоставляемых услуг, прогнозировать изменения в потреблении отдельных видов этих услуг в последующих периодахпредложена методика оценки уровня организации процесса предоставления туристских услуг на основе вариативности потребительского поведения в Самарском регионе, в ходе которой определен уровень организации процесса предоставления туристских услуг предприятиями в потенциальной зоне обслуживания;

— построена модель организации предоставления туристских услуг, позволяющая прогнозировать рост проникновения туристских услуг в Самарский регион на основе влияния на исследуемый процесс внутренних факторов.

— обоснована методика, позволяющая осуществить выбор оптимального направления развития в рамках совершенствования процесса их предоставления в Самарском регионе — главной задачи организации предоставления туристских услуг, следуя которому предприятия стремятся достичь своих целей. В направлениях, разработанных для каждой потенциальной зоны обслуживания и услуги, рассмотрено большое количество факторов, влияющих на организацию предоставления туристских услуг, и от которых зависит эффективность выбора того или иного направления развития.

Данные положения получили свое логическое завершение, цель диссертационной работы достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации Текст. М.: Приор, 2007. — 32 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2006.
  3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в российской Федерации» № 132-ФЭ от 24 ноября 1996 года (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ).
  4. Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон „Об основах туристской деятельности в РФ“ № 12-ФЗ от 5 февраля 2007 года.
  5. Федеральный закон „О рекламе“ № 38-Ф3 от 13 марта 2006.
  6. Закон РФ „О защите прав потребителей“ (закон о правах потребителя) от 07 февраля 1992 N 2300−1.
  7. , Т. В., Барзыкин Ю. А., Шарафутдинов В. Н. XXI век станет веком туризма Текст. // ЭКО. 2005. — С. 46−57.
  8. , С., Ястребов, О. Государственная поддержка в регионах: Состояние и проблемы реорганизации // Вопросы экономики. 2001. — № 5. — С. 113−133.
  9. , А. Перспективы развития туризма в России Текст. // Отель. — 2002. -№ 2. С.65−72.
  10. , Ю. Важно, чтобы люди не только выезжали из региона, но и приезжали к нам Текст. // ДЕЛО. 2004. — № 5. — С. 26−27.
  11. , Е. Н., Козлова В. А. Исследование конкурентных позиций турфирм Орловской области Текст. // Маркетинг в России и за рубежом. -2005.-№ 3.-С. 63−74.
  12. , Ю. В России нет регионов не пригодных для туризма // Турагентство. 2006. — №.6 — С. 24−26.
  13. , И. Г. Экономика туризма Текст.: учеб. пособие для вузов / И. Г. Балабанов, А. И. Балабанов. -М.: Финансы и статистика, 2001. 512 с.
  14. , Е. И. Сервисная деятельность: учет, экономический анализ и контроль Текст.: Учеб. пособие / Е. И. Балалова, О. В. Каурова. М.: Издат-во „Дело и сервис“, 2006. — 288 с.
  15. , В. А., Синельников, А. В. Развитие организации в конкурентной среде Текст. // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 3. — С. 3−13.
  16. , Н. А. Качество услуг и культура обслуживания населения Текст. / Н. А. Баркан, Я. С. Ядгаров. М.: Лег. и пищ. пром-сть, 1984. — 72 с.
  17. , Н. А. Методика формирования системы маркетинговых показателей в сфере услуг Текст. // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2008. -№ 3.- С. 252−257.
  18. , Э. А. Методические подходы к исследованию спроса на продукцию и услуги общественного питания // Маркетинг в России и за рубежом. 2005.-№ 1. — С.26−33.
  19. , Н. Методология системного подхода к исследованию финансовой системы региона Текст. // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 5. — С. 38−45.
  20. , Д. Л. Менеджмент в туризме Текст.: учеб. пособие для сред, проф. образования по спец. „Туризм“ / Д. Л. Бикташева, Л. П. Гиевая, Т. С. Жданова. М.: Альфа-М [и др.], 2007. — 272 с.
  21. , Н. М. Методика организации стратегического управленческого учета Текст. // Бух. учет. 2008. — № 4. — С. 66−68.
  22. , С. Россия станет лакомым куском для инвестора Текст. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. -№ 5. — С. 56−57.
  23. , В. Методические подходы к оценке эффективности основных концепций менеджмента Текст. // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 10. — С. 105−112.
  24. , А. Отрасль подводит итоги Текст. // Гостеприимство. — 2004. -№ 6.-С. 20−25.
  25. , М. Национальный индекс удовлетворенности клиентов: построение и использование // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 4. — С. 17−23.
  26. , JI. В. Методика бизнес-анализа деятельности организации на основе сбалансированной системы показателей Текст. // Аудит и фин. анализ. -2008.-№ 5.-С. 44−51.
  27. , Т. Д. Сфера услуг: экономика Текст.: учеб. пособие / Т. Д. Бурменко, Н. Н. Даниленко, Т. А. Туренко- прд ред. Т. Д. Бурменко. М.: КНОРУС, 2007. — 328 с.
  28. , Т. А., Катаева, Н. Н., Ворожцов, С. Н. Методологические основы выбора маркетинговых стратегий развития предприятия на основе экспертных оценок Текст. // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. — № 4. — С. 32−42.
  29. , С. А. Финансовый менеджмент в туризме Текст.: учеб. пособие / С. А. Быстров. СПб.: Изд. дом Герда, 2007. — 238 с. — Библиогр.: с. 200−201.
  30. , С. А. Туризм: макроэкономика и микроэкономика Электронный ресурс. / С. А. Быстров, М. Г. Воронцова. Документ Microsoft Word. — СПб.: Издат. дом Герда, 2008. — 3,28 Мб: табл. — Прил. к одноимен. книге.
  31. , А., Малова, О.Методология оценки качества услуг организации санаторно-культурной сферы Текст. // Маркетинг. 2003. — № 6. — С. 79−89.
  32. Воронов, А, Буряк, А. Кластерный анализ база управления конкурентоспособностью на макроуровне Текст. // Маркетинг. — 2003. — № 1. — С. 11−20.
  33. , Ф. С. Организация и планирование деятельности предприятий бытового обслуживания: учеб. для сед. спец. заведений / Ф. С. Гарифуллина, Н. В. Гуков. -М.: Легпромбыииздат, 1989. 256 с.
  34. , Е. П. Проектирование элементов комплекса маркетинга Текст. // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 1. — С. 119 -126.
  35. , Е. П. Проектирование элементов комплекса маркетинга Текст. // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 4. — С. 110−111.
  36. , Л. А. Анализ организации управления. Аналитический „инструментарий. М.: Финансы и статистика, 2003. — 208 е.: ил. --
  37. А. П. Совершенствование системы управления в гостиничном --, бизнесе Текст.: Монография / А. П. Горина, О. И. Васильчук. Тольятти: Издво ТГУС, 2007. i *i
  38. , А. Г. Основы региональной экономики Текст.: Учебник для вузов. 2-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 495 с.
  39. , Б. Памятник неизвестному туристу Текст. // Менеджер. !2004.-№ 12.-С. 24−26. |
  40. , И. Б. Стратегический менеджмент организации Текст.: Учебн. ' пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТЕИС, 2004. — 239 е.: ил., Z
  41. , Е. В., Драганчук, Л. С. Использование кластерного метода в сегментационном анализе рынка Текст. // Маркетинг в России и за рубежом.2005.-№ 4.-С. 16−23.1.“»
  42. , Е. А. Экономические аспекты развития туристско- «'и рекреационного регионального комплекса Текст. // Вестник Московскогоуниверситета сер. 6. «Экономика». 2005. — № 3. — С.66−75. -
Заполнить форму текущей работой