Актуальность темы
исследования. По результатам проводимой аграрной политики, из-за отсутствия действенных организационно-экономических механизмов государственного регулирования 9 сельскохозяйственного производства, ситуация в отрасли остается неудовлетворительной. По данным Федеральной службы государственной статистики рост валового внутреннего продукта страны в 2004 году к уровню 2003 года составил 7,1%, рост в сельском хозяйстве — 2,9%. Отмечено наиболее высокое сокращение темпов прироста валовой добавленной стоимости по сравнению с другими отраслями страны, растет импорт продовольствия и сырья.
Производственный потенциал АПК в целом продолжает снижаться, выбытие фондов опережает их ввод, особенно техники, уменьшается численность занятых в сельском хозяйстве специалистов в связи с ф сокращением производства. Сельское хозяйство страны функционирует в условиях неблагоприятного инвестиционного климата, низкого платежеспособного спроса основной части населения на продовольствие, ограниченных финансовых ресурсов. Объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2004 году составил 64,9 млрд руб. Удельный вес их в общем объеме экономики страны снизился за 2004 год с 4 до 3,1%, сократился ввод в действие производительных мощностей АПК по большинству основных объектов производственного назначения. Не происходит улучшения ценовой ситуации для сельскохозяйственных Щ товаропроизводителей. Особенно неблагоприятная ситуация складывается в сезон весенних посевных и летне-осенних уборочных работ. Индекс цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию в 2003 году вырос на 17,7%, а на промышленную — более чем на 33,6%. Сложившееся соотношение цен свидетельствует о нестабильности ситуации на агропродовольственном рынке, недостаточности использования экономических механизмов для его регулирования.
Несмотря на применяемые меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и поддержке агропромышленного производства, реализации федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», по увеличению расходов на сельское хозяйство более чем на 14,7% в 2004 году, суммарная задолженность сельскохозяйственных организаций по всем обязательствам остается высокой — 406,2 млрд руб. (за 2004 год задолженность увеличилась более чем на 52 млрд руб. по сравнению с 2003 годом).
Сложившаяся социально-экономическая ситуация в АПК, а также отсутствие действенных организационно-экономических механизмов его регулирования требует ускоренного решения этих проблем, что в свою очередь определяет научную и практическую актуальность темы ф, диссертационного исследования.
Уровень изученности проблемы. К разным аспектам проблемы организационно-экономического механизма государственного регулирования обращались известные зарубежные ученые Т. Веблен, Р. Коуз, Д. Норт, О. Уильямсон, в нашей стране О. Ананьев, В. Гадаев, В. Львов, В. Макаров и другие. Решению проблемы создания организационно-экономического механизма государственного регулирования в аграрном секторе посвящены труды Г. В. Безпахотного, Н. А. Борхунова, Н. Е. Зимина, Ю. А. Конкина, J1.A. Кошолкиной, Э. И. Крылатых, В. И. Назаренко, А. В. Петрикова, А.Ф. щ Серкова, Е. В. Серовой, В. Я. Узина, И. Г. Ушачева, Б. А. Чернякова и т. д. Однако до сих пор не разработан действенный организационно-экономический механизм государственного регулирования аграрного производства. Вследствие этого субъекты Российской Федерации вынуждены самостоятельно вырабатывать отдельные элементы этого механизма.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма государственного регулирования аграрного производства. § 1 В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач: исследовать теоретические основы государственного регулирования аграрного производства, выявить его особенностипровести анализ результатов зарубежного опыта регулирования и поддержки сельского хозяйстваоценить результативность основных направлений государственной поддержки АПК Пензенской области на финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных организацийпроанализировать эффективность региональных программ развития ф сельского хозяйства с участием государстваобосновать основные положения региональной политики государственного регулирования в сельском хозяйстве областиразработать предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства региона.
Объектом исследования является система государственного регулирования сельского хозяйства России в целом, на региональном уровне — Пензенской области. На основании результатов исследований установлены ф общие закономерности и тенденции ее становления.
Предметом исследования является организационно-экономический механизм государственного регулирования аграрного производства.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области государственного регулирования сельского хозяйства, законодательные акты и нормативные документы, материалы научно-практических конференций, диссертации и публикации периодической печати, специальная справочная литература.
Информационная база исследования включает статистические? материалы Госкомстата России, результаты исследований ведущих научноисследовательских институтов и соискателя, Пензенского областного комитета государственной статистики, а также материалы, отчетные данные, характеризующие деятельность сельскохозяйственных предприятий, полученные в процессе практической работы в хозяйствах.
Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснованы направления государственного регулирования в сельском хозяйстве, предусматривающие систему мер, направленных на устранение межотраслевых диспропорций, обеспечение достаточной государственной поддержки, а также разработку комплекса приоритетных нормативных актов ф и программ федерального и регионального уровнейпредложены методические подходы проведения финансово-экономического мониторинга сельскохозяйственных. организаций, позволяющие оценить возможность их участия в системе государственной поддержкиразработаны предложения по совершенствованию технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках целевых региональных программ с участием регионального и муниципальных бюджетовпредложены организационно-финансовые схемы государственной поддержки крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан, предусматривающие выделение областных субвенций и муниципальных кредитовразработана инфраструктурная модель поддержки малого и среднего бизнеса, как института государственного регулирования и поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения.
Практическая значимость работы. Основные теоретические подходы и методические рекомендации диссертационного исследования доведены до уровня конкретных предложений, имеют комплексный характер и направлены на разработку организационно-экономических основ системы государственной поддержки в агропромышленном комплексе на региональном уровне. Положительную оценку Управления сельского хозяйства Пензенской области получили разработанные автором методические рекомендации финансово-экономического мониторинга сельскохозяйственных организаций, участвующих в системе государственной поддержки, а также организационно-экономические модели агентств поддержки бизнеса, предусматривающие бюджетную поддержку на начальном этапе их организации.
Результаты исследований по проблеме технического обеспечения на лизинговой основе сельскохозяйственных товаропроизводителей с участием регионального и муниципального бюджетов использованы при внесении изменений в Программу «Создание сети машинно-технологических станций Пензенской области» на 2005 год. Основные направления государственного регулирования в сельском хозяйстве, предусматривающие систему мер государственной поддержки, использованы при разработке регионального законопроекта «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области в сфере поддержки сельскохозяйственного производства».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на Всероссийских научно-практических конференциях: «Развитие предпринимательства на селе» (г. Пенза, 2005 г.), «Государственное регулирование АПК: Федеральные и региональные аспекты» (г. Пенза, 2005 г), Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические и правовые проблемы в регионе» (г. Саранск, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Региональные социально-экономические программы стабилизации и развития АПК» (г. Пенза, 2006 г.).
Предложенные в работе организационно-экономические схемы поддержки малого и среднего бизнеса, предусматривающие систему региональных субвенций и муниципальных кредитов, нашли практическую реализацию в Лунинском районе Пензенской области.
Результаты исследования использованы соискателем в разработке и реализации региональных целевых программ по материально-техническому обеспечению и развитию сельского предпринимательства.
Результаты исследования представлены в 5 публикациях.
Структура диссертационной работы. Работа изложена на 187 страницах. Текст диссертации состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, 11 приложений, включает 23 таблицы, 7 рисунков. Список использованной литературы включает 151 наименование.
Выводы и предложения.
1. В процессе рыночных преобразований не создан действенный организационно-экономический механизм государственного регулирования аграрного производства, что привело к системному кризису отрасли, проявившегося в росте диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную.
0 продукцию, сокращению реальных доходов и платежеспособности большинства населения, снижению технической оснащенности сельхозпроизводства, падению инвестиционной привлекательности отрасли, хронической неплатежеспособности сельскохозяйственных организаций.
Необходимость государственного регулирования сельского хозяйства подтверждается историческим опытом и практикой зарубежных стран, а также рядом существенных объективных и субъективных особенностей национального сельского хозяйства, которые ставят отечественного сельхозтоваропроизводителя в худшие условия на мировом рынке сельхозпродукции, что, в свою очередь, требует особых условий при вступлении во всемирную торго-^ вую организацию.
2. Финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных организаций Пензенской области свидетельствует о том, что, несмотря на незначительное улучшение производственных показателей финансовоэкономические показатели не улучшаются. Кредиторская задолженность превысила дебиторскую более чем в 2,8 раза, а коэффициенты выбытия техники превышают коэффициенты обновления в 2 раза и более.
3. Анализ основных направлений государственного регулирования и поддержки регионального агропромышленного комплекса показал, что на уровне.
У области создана адекватная рыночным условиям система государственной поддержки, включающая бюджетное финансирование приоритетных направлений развития отрасли, а также комплекса целевых региональных программ. Вместе с тем, действующая система региональной государственной поддержки не согласуется с федеральной. Отдельные механизмы и направления не согласуется с федеральной системой государственной поддержки, наблюдается дублирование.
Объем федеральных средств, выделяемых на отрасль, более чем на 25% меньше региональных, что может привести к регионализации поддержки аграрной сферы и отрицательно повлиять на формирование единого рыночного пространства.
4. Для принятия управленческих решений по эффективным антикризисным предложениям, обеспечивающих стабильный рост сельскохозяйственной продукции, необходим оперативный финансово-экономический мониторинг сельскохозяйственных предприятий. В связи с этим, становится актуальным постоянный финансово-экономический анализ сельскохозяйственных предприятий. Рекомендуемые подходы проведения финансово-экономического мониторинга сельскохозяйственных организаций позволяют сгруппировать хозяйства в три группы и выработать наиболее эффективные направления их оздоровления.
5. Целесообразно в рамках муниципальных и региональных программ включить в этот механизм государственную гарантию областного бюджета за приобретаемую технику для районных агропромышленных объединений, созданных на основе ресурсов хронически неплатежеспособных хозяйств, оплату расходов по первому лизинговому платежу и расходов по доставке и обслуживанию техники осуществлять за счет средств регионального бюджета, а также гарантии муниципалитетов за своевременность текущих платежей за приобретаемую технику.
6. Предлагаемая организационно-финансовая модель поддержки малого и среднего агробизнеса, предусматривающая систему региональных субвенций и муниципальных кредитов, предусматривает денежные средства в форме субвенций из областного бюджета, поступающие в муниципалитеты, которые в последующем вносят в уставной фонд агентства поддержки бизнеса. При этом агентства для личных подсобных и вновь образуемых крестьянских (фермерских) хозяйств граждан приобретают имущество, которое в последующем по договору куплипродажи с рассрочкой платежа переходит этим хозяйствам для пользования. Право собственности на приобретаемое имущество переходит к К (Ф)Х и ЛПХ после окончательного расчета за него. Денежные средства, поступающие по данным обязательствам в агентство, реинвестируются на дальнейшее развитие и расширение сельского бизнеса.
7. Наряду с созданием агентств поддержки сельского предпринимательства, приоритетным направлением ускорения институциональных преобразований на муниципальном уровне является организация соответствующей рыночной инфраструктуры поддержки малого и среднего агробизнеса, в которую должны войти муниципальные сенные рынки, кредитные и страховые кооперативы, информационно — консультационные и социальнокультурные центры. Создаваемая инфраструктура обеспечит реальные предпосылки повышения жизненного уровня на селе.
•г.
8. На агентство поддержки сельского предпринимательства может быть полностью или частично возложена практическая реализация приоритетного направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» национального проекта «Развитие АГПФна 2005» — 200 $ годы.