Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование системы маркетинговой информации на региональном рынке молочной продукции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Эффективная деятельность предприятий АПК в рыночной экономике возможна лишь при условии управления ими на основе своевременной и полноценной маркетинговой информации. Для формирования банка такой информации необходимо наличие соответствующей научно-обоснованной системы. Учитывая это, с начала реформ российскими учеными-экономистами ведется деятельность, направленная на формирование… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Научные основы формирования и развития систем маркетинговой ^ ^ информации
    • 1. 1. Актуальные проблемы теории интегрированных систем маркетинговой ^ ^ информации
    • 1. 2. Состояние и пути развития систем поддержки принятия маркетинговых 94 решений
    • 1. 3. Оценка и перспективы совершенствования методов сбора маркетинговой информации
  • 2. Функционирование систем маркетинговой информации на 57 региональном рынке молочной продукции Кировской области
    • 2. 1. Анализ регионального рынка молочной продукции Кировской области
    • 2. 2. Совершенствование методов оценки конкурентной среды рынка
    • 2. 3. Оценка эффективности информационного обеспечения маркетинговых решений на примере предприятия рынка молочной продукции Кировской Ш области
  • 3. Формирование маркетинговых информационных систем на ?26 региональном рынке молочной продукции Кировской области
    • 3. 1. Оптимизация технологии проектирования маркетинговых95 информационных систем
    • 3. 2. Создание условий для функционирования маркетинговой информационной системы
    • 3. 3. Оценка эффективности внедрения маркетинговой информационной системы на примере предприятия рынка молочной продукции Кировской 163 области
  • 4. Совершенствование методов информационного обеспечения маркетинговых решений на предприятиях рынка молочной 189 продукции Кировской области
    • 4. 1. Методы принятия маркетинговых решений с использованием систем ?39 поддержки принятия решений
    • 4. 2. Стратегическое и оперативное планирования маркетинга на базе систем 195 поддержки принятия маркетинговых решений
    • 4. 3. Использование имитационной системы поддержки принятия маркетинго- 227 вых решений на рынке молочной продукции Кировской области

Формирование системы маркетинговой информации на региональном рынке молочной продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Эффективная деятельность предприятий АПК в рыночной экономике возможна лишь при условии управления ими на основе своевременной и полноценной маркетинговой информации. Для формирования банка такой информации необходимо наличие соответствующей научно-обоснованной системы. Учитывая это, с начала реформ российскими учеными-экономистами ведется деятельность, направленная на формирование методической базы обеспечения предприятий отрасли маркетинговой информацией. В результате в данной области разработаны различные рекомендации, в частности, по созданию и организации деятельности маркетинговых служб, способам сбора и анализа информации о состоянии рынка, в том числе рынка молочной продукции.

Однако постоянное обострение конкуренции на рынке продовольствия и предстоящее вступление России в ВТО свидетельствуют о необходимости дальнейшей активизации и углубления указанных исследований. Как показывает анализ, особое внимание в этой работе следует уделить определению приоритетов при формировании системы маркетинговой информации как механизма обеспечения управленческих решений. При этом необходимо иметь в виду целесообразность гармоничного развития её основных и взаимосвязанных элементов — маркетинговой информационной системы (МИС) и системы сбора маркетинговой информации.

Теоретическая и практическая значимость проблемы формирования системы маркетинговой информации, а также недостаточная ее разработанность в отечественной аграрно-экономической науке предопределили актуальность настоящего исследования.

Состояние изученности проблемы. Различные аспекты проблемы формирования системы маркетинговой информации на региональных рынках нашли свое отражение в трудах российских ученых-экономистов: Г. Л. Азоева, Р. Х. Адукова, И. К. Белявского, И. С. Березина, Е. П. Голубкова, В. Е. Демидова, Н. И. Диденко, П. П. Долгова, В. А. Дуболазова, П. Д. Завьялова,.

В. А. Клкжача, А .Я. Кибирова, Д. С. Львова, Г. А. Титоренко, Г. С. Поспелова, В. К. Потемкина, A.B. Пошатаева, Е. И. Семеновой, A.A. Шутькова, Н. П. Федоренко, В. В. Федосеева, Ю. А. Цыпкина и других.

Из зарубежных ученых наибольший вклад в развитие теории и практики маркетинга внесли Д. Аакер, И. Ансофф, Р. Д. Баззел, А. Вайсман, Е. Дихтль, Г. Картер, Г. Коллинз, Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен, Нереш К. Мал-хотра, Т. Левит, X. Хершген, Ш. Хант, Дж. Р. Эванс, Г. А. Черчилль и другие.

Проблемы повышения эффективности информационных систем рассмотрены в работах A.A. Абрамова, В. В. Александрова, Е. В. Волкова, М. А. Горенбургова, Э. Дудинской, В. А. Дятлова, Г. В. Лавинского,'Л.А. Матвеева, А. И. Мишенина, М. Мескон, В. П. Попкова, Р. В. Соколова и других.

Следует отметить, что большинство исследований, проведенных российскими учеными в области развития теории и практики маркетинга, касается отраслей промышленности. Продовольственной продукции и, особенно, молочной её составляющей присущи свои отраслевые особенности, которые необходимо учитывать при разработке мер по обеспечению ее конкурентоспособности на региональном рынке. Поэтому развитие рыночной экономики требует подготовки и внедрения новых методических разработок, направленных на эффективное функционирование систем маркетинговой информации на региональных рынках, в том числе рынке молочной продукции.

Важной предпосылкой решения данной задачи является соблюдение следующих условий: развитие комплексного подхода к формированию МИСиспользование имитационных систем поддержки принятия решенийоценка правильности внедрения и эффективности функционирования МИСоптимизация методов сбора маркетинговой информации и затрат на негооценка эффективности информационного обеспечения маркетинговых решений и их влияния на конкурентоспособную позицию предприятия на региональном рынке молочной продукции. Несмотря на свою актуальность, перечисленные проблемы пока не исследованы в должной мере.

Цель исследования — разработка теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по формированию и эффективному функционированию системы маркетинговой информации на региональном рынке молочной продукции.

В соответствии с указанной целью решены следующие задачи:

— обобщены теория, методология и практика формирования и развития систем маркетинговой информации, на основе чего уточнено экономическое содержание понятия «интегрированные системы маркетинговой информации», в том числе её составных элементов;

— осуществлена классификация методов сбора и анализа’информации, атакже экономико-математических моделей, используемых при моделировании процессов управления маркетингом;

— определены системообразующие факторы формирования и управления интегрированными системами маркетинговой информации на региональном рынке молочной продукциивыявлено влияние организационно-экономических факторов на формирование регионального рынка молочной продукции;

— проведена рейтинговая оценка производителей молочной продукции региона, которая включает анализ финансового состояния и классификацию предприятий по уровню деловой активности;

— проведена оценка современного состояния и тенденций развития маркетинговых информационных систем на предприятиях-участниках регионального рынка молочной продукции, определено их влияние на конкурентоспособность данных предприятий;

— разработана комплексная методика проектирования, внедрения и эксплуатации маркетинговой информационной системыразработаны методические основы оценки эффективности функционирования маркетинговой информационной системы на региональном рынке молочной продукции.

Объект исследования — экономические отношения, связанные с формированием и использованием системы маркетинговой информации на рынке молочной продукции.

Предмет исследования — информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятий на региональном рынке молочной продукции Кировской области.

Теоретико-методологические основы и методы исследования. Методология исследования базируется на диалектическом методе познания. Теоретической основой послужили труды классиков экономической науки, работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам маркетинга, анализа и управления производственно-хозяйственной деятельностью, моделирования и проектирования информационных систем на предприятиях, а также законодательные акты и решения Правительства РФ.

В ходе подготовки диссертационной работы использовались следующие методы исследования: монографический, экономико-статистический, экспертных оценок, аналитический и экономико-математический.

Информационную базу исследования составили материалы территориального органа федеральной службы государственной статистики по Кировской области, данные годовых отчетов и первичной документации предприятий АПК, справочная и нормативная литература.

Научная новизна. В результате исследования обоснованы положения, развивающие теорию, методологию и практику формирования и функционирования системы маркетинговой информации на региональном рынке молочной продукции, в том числе: усовершенствована методология проведения маркетинговых исследований, в том числе разработаны предложения по оптимизации содержательных и стоимостных аспектов маркетинговых исследованийвыявлены перспективные направления развития систем маркетинговой информации, уточнены и классифицированы принципы, а также разработаны методические подходы проектирования, внедрения и эксплуатации маркетинговых информационных системсформирована система экономико-математических моделей планирования комплекса маркетинга для банка моделей и методов маркетинговой информационной системы, позволяющая разработать тактику информационной поддержки управленческих решений, принимаемых руководством предприятия, с учетом поведения рынкаустановлено, что оценку эффективности функционирования маркетинговой информационной системы необходимо проводить по трем блокам, включающим организационную, эксплуатационную и маркетинговую составляющиеосновываясь на данном положении, разработана методика оценки эффективности внедрения и функционирования маркетинговых информационных систем на рынке молочной продукции;

— разработана система расчета эффективности управления маркетингом на предприятии на основе усовершенствованных в ходе исследования методик оценки конкурентной среды рынка и информационного обеспечения маркетинговых решений;

— предложена организационно-технологическая схема подготовки и принятия управленческих решений в процессе планирования маркетинговой деятельности с использованием таких систем поддержки принятия решений, как анализ привлекательности экономических возможностей бизнеса, выбор стратегических альтернатив развития предприятия, разработка комплекса маркетинга, медиапланирование рекламной кампании;

— разработана методика выбора стратегических альтернатив развития предприятия в условиях конкуренции, основанная на экспертных оценках факторов внешней и внутренней среды, конкурентоспособности предприятия и оценки факторов риска инвестицийпредложен механизм принятия управленческих решений с использованием имитационной системы поддержки принятия решений на основе моделирования среды рынка молочной продукции, базирующейся на методах вычислительного эксперимента и имитационных алгоритмах.

Значение полученных в диссертации результатов для теории.

Разработанные, теоретически обоснованные и апробированные методологические аспекты создания МИС углубляют научный подход к проектированию и внедрению интегрированных систем маркетинговой информации для эффективного управления сложными производственными системами организационно-экономического типа на базе современных информационных технологийпредложенные принципы и методы формирования маркетинговых информационных систем на предприятиях агропромышленного комплекса развивают аграрно-экономическую теориюразработанное методическое обеспечение проектирования, внедрения, эксплуатации и оценки эффективности МИС дополняет теоретические положения менеджмента, маркетинга и информационных систем.

Значение полученных в диссертации результатов для практики. Большая часть результатов исследования носит прикладной характер и может быть использована для совершенствования информационного обеспечения управленческих решений на предприятиях по производству молочной продукции.

В частности, на предприятиях, работающих на региональном рынке молочной продукции, могут быть применены принципы и методы формирования системы маркетинговой информации. Методы проведения маркетинговых исследований и оценки эффективности МИС предлагаются к использованию на лекциях и семинарских занятиях по курсам «Управление маркетингом», «Маркетинг», «Маркетинговые исследования», «Маркетинговый анализ».

Опыт показал, что внедрение в практику результатов исследования способствует росту конкурентоспособности предприятий на региональном рынке молочной продукции и качества подготовки специалистов для АПК.

Апробация и реализация результатов исследования. В 1997;2007 гг. результаты исследований многократно докладывались и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных конференциях, семинарах и совещаниях по маркетингу и развитию рынка молочной продукции. К настоящему времени основные разработки автора внедрены в ЗАО «Кировский молочный комбинат» и ЗАО «Двуречье» Кировской области, что позволило укрепить их позиции на региональном рынке молочной продукции.

Отдельные результаты исследования одобрены и рекомендованы для внедрения в производство Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Кировской области (методика оценки конкурентной среды рынка, методика оценки эффективности информационного обеспечения маркетинговых решений, имитационные системы и системы поддержки принятия решений) — Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области менеджмента (методика проведения маркетинговых исследований) — Министерством науки и образования РФ (система управления, маркетингом).

Диссертация выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ ГНУ ВНИЭТУСХ по заданию Россельхозакадемии «Разработать научные основы управления и информационного обеспечения АПК» (№ ГР 01.200.117 751).

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается анализом значительного числа отечественных и зарубежных публикаций по исследуемой и смежным проблематикам, использованием методов математического моделирования, приведенными в диссертации примерами их реализации в конкретных производственных условиях, внедрением полученных результатов в практику управления предприятиями.

Исследования основываются на результатах анализа значительного объема информации по теории и практике маркетинга, а также создания информационных систем, исследованных и обобщенных автором за период с 1997 по 2007 годы. Использовались материалы Госкомстата РФ и Кировской области, Центра экономической конъюнктуры, данные предприятий, действующих на рынке молока и молочной продукции, с неодинаковым уровнем информатизации процессов управления.

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в трех монографиях [40,43,44], 7 учебных пособиях [34,36,37,38,39,41,42], статьях, материалах конференций. По теме диссертации автором опубликованы 56 научных работ общим объемом 196,8 п.л.

Содержание диссертации нашло отражение в лекционных и практических учебных курсах «Маркетинг», «Маркетинговые исследования», «Управление маркетингом», «Реклама», «Маркетинговый анализ»", «Информационное обеспечение маркетинга». Результаты работы представлялись автором на международных, всероссийских и межвузовских научно-технических и научно-практических конференциях.

Общие выводы по результатам исследования рынка молочной продукции следующие:

1. Эмпирически подтвержден эффект lock-in в покупательском поведении на рынке относительно стандартизированных товаров. Он означает, что покупатели меньше восприимчивы к падению цены, чем к ее росту. Снижение цены на 5,0% привело к 10% росту продаж, однако повышение цены на ту же величину привело к двукратному снижению продаж (- 20%).

2. Небольшое инициативное снижение цены фирмой, занимающей небольшую долю рынка, может привести к непредсказуемым последствиям. В таких условиях самой эффективной стратегией является координация действий с более крупными конкурентами.

3. На рынках товаров потребительского назначения, в частности на рынке молочной продукции, спрос, в определенных ценовых диапазонах, очень стабилен. Предприятия, что бы снизить риски падения продаж, стараются использовать эффект «монополии» и действовать синхронно.

При разработке стратегической маркетинговой программы и комплекса маркетинга можно выделить следующие направления применения имитационных систем поддержки принятия маркетинговых решений:

— анализ конкурентных преимуществ предприятия на товарном рынке, оценка преимуществ лидерства по издержкам;

— анализ последствий стратегических решений в различных условиях, оценка будущего эффекта от внедрения новых технологий и снижения издержек.

— оценка стратегических рисков деятельности в изменчивой конкурентной среде (риск падения продаж, риск потери рыночной доли, риск получения убытка из-за складывающихся на рынке конкурентных условий);

— выбор и анализ ценовых стратегий;

— исследование реакции покупателей на изменение ценовой политики;

— исследование реакции конкурентов на различные маркетинговые мероприятия;

— вычисление оптимального уровня переменных издержек в зависимости от условий конкуренции и потребительского спроса.

Заключение

.

1. В рыночных условиях маркетинговая деятельность становится одной из основных функций системы управления предприятия АПК. Но развитие агромаркетинга в России существенно отстает от современных требований. Во многом это связано с недостаточной разработанностью теоретической, методической и прикладной базы аграрного маркетинга. Негативные последствия проявляются уже сейчас, когда качественная отечественная продукция, в том числе молочная, не может в должной мере конкурировать с зарубежной. Вступление России в ВТО приведет к усилению конкуренции, в результате чего позиции российских предприятий на рынке сельхозпродукции и продовольствия, включая производителей молочной продукции, окажутся под еще большей угрозой. Чтобы избежать этого и повысить конкурентоспособность отечественного АПК, необходимо существенно активизировать научную и практическую работу по развитию и использованию маркетинговых технологий в отрасли.

2. Одним из ключевых условий решения указанной проблемы является формирование системы маркетинговой информации на региональном рынке молочной продукции как механизма обеспечения управленческих решений, принимаемых на предприятиях отрасли. Связано это с тем, что в условиях конкуренции прослеживается прямая зависимость конкурентоспособности предприятия от эффективности функционирования маркетинговой информационной системы. Необходимо иметь в виду, что в рамках системы маркетинговой информации происходит интегрирование двух ее базовых элементов — маркетинговой информационной системы и системы сбора маркетинговой информации.

3. Недостаточная решенность проблемы обеспечения маркетинговой информацией стала одной из основных причин низкой эффективности значительной части предприятий по производству молочной продукции Кировской области и России в целом. Так, в Кировской области 85% данных предприятий имеют слабую, а 58% из них — ухудшающуюся конкурентную позицию.

Используемые методы изучения рынка не позволяют объективно идентифицировать положение предприятий на рынке. В связи с этим актуальна не только проблема развития методологии построения системы маркетинговой информации, но и методы проведения маркетинговых исследований.

4. Анализ свидетельствует, что в теории маркетинга еще не сформировалось четкое определение указанной системы и разделение двух ее элементов (маркетинговой информационной системы и системы сбора маркетинговой информации). Исследования позволяют сделать вывод о том, что под интегрированной системой маркетинговой информации следует понимать комплекс информационной поддержки управленческой деятельности предприятия на основе сбора и анализа, маркетинговой информации с использованием современных компьютерных технологий.

Маркетинговые информационные системы целесообразно определять как совокупность баз данных, банка моделей и банка методов, которая строится на увязке всех ее компонентов для получения, анализа, обработки, хранения и распространения информации на основе современных информационных технологий с целью принятия обоснованных маркетинговых решений.

5. Важной составляющей системы маркетинговой информации являются маркетинговые исследования. В целях реализации организационных резервов и снижения стоимости маркетинговых исследований нами разработана оптимизированная схема их проведения, состоящая из 70 операций.

Апробация указанной схемы на предприятиях по производству молочной продукции Кировской области показала, что её использование позволяет повысить качество маркетинговых исследований и снизить затраты на осуществление на 47−58%.

6. Маркетинговая информационная система должна быстро и рационально обрабатывать информацию, фильтровать и уплотнять её, направлять в нужном объеме соответствующему адресату в необходимое время, четко определять источники информации и права пользователей на каждом уровне. Исходя из этих задач, в ходе исследования обоснованы методические основы формирования, внедрения и эксплуатации маркетинговых информационных систем. Рекомендуемая технология разработки маркетинговой информационной системы включает 9 этапов проектирования и 5 этапов её жизненного цикла.

7. Банк методов и моделей маркетинговой информационной системы представляет собой совокупность современных способов обработки информации, позволяющих производить вычислительные и иные операции при формировании баз данных, устанавливать степень их статистической надежности, а также включает набор4 математических моделей, способствующих принятию оптимальных управленческих решений.

Тактика информационной поддержки управленческих решений с учетом поведения рынка предполагает использование широкого спектра математических моделей. Предлагаемые нами модели для разработки комплекса маркетинга позволяют специалистам предприятия реально оценивать ситуацию на рынке молочной продукции с целью выработки эффективной стратегии поведения.

В ходе исследования рекомендуемые экономико-математические модели успешно апробированы на практике при определении экономического эффекта от использования маркетинговой информационной системы на примере предприятий рынка молочной продукции Кировской области.

8. В настоящее время большинство предприятий, действующих на рынке молочной продукции, не имеет маркетинговой информационной системы. Причина данного явления заключается в том, что руководители этих предприятий недопонимают выгодность указанной системы. В связи с этим в ходе исследования разработана методика оценки экономической эффективности маркетинговой информационной системы, состоящая из трех компонентов: организационной (для этапов выбора и разработки), эксплуатационной (для этапов внедрения) и собственно маркетинговой (для этапов последующего использования системы при разработке маркетинговых решений). Для определения эффективности по каждой компоненте, а также суммарной в диссертации дана соответствующая формула, которая апробирована на предприятиях по производству молочной продукции Кировской области. В частности, экономический эффект от внедрения рассматриваемой системы в ОАО «Двуречье» составил 517,7 тыс. руб. Экспертные оценки и опыт данного предприятия показали, что затраты на внедрение маркетинговой информационной системы окупаются относительно быстро и позволяют перейти службе маркетинга на более высокий качественный уровень, соответствующий требованиям конкурентного рынка.

9: Важным направлением анализа возможностей предприятия является диагностика конкурентной среды и построение конкурентной карты рынка. Практикуемые для этих целей методические подходы имеют недостатки, связанные с тем, что они основываются на исследовании однородной совокупности. Средняя величина обладает таким свойством, что в ней погашаются случайные отклонения отдельных величин от основного типа. Для устранения этого недостатка рекомендуется среднюю величину определять для неоднородной совокупности. Такой подход позволяет в полной мере оценить положение предприятия среди конкурентоввыявить тенденции развития рынка и определить наиболее опасных конкурентов.

Анализ показывает, что при построении конкурентной карты рынка по принятой методике происходит объединение предприятий с различными рыночными позициями. Рекомендуемая схема построения конкурентной карты рынка позволяет исключить смещение границ классификационных групп и оценить влияние эффективности информационного обеспечения на конкурентоспособную позицию предприятия на региональных рынках.

10. Для преодоления ограничений маркетинговой информационной системы создаются имитационные системы и системы поддержки принятия решений (СППР). Организационно-технологическая схема подготовки и принятия маркетинговых решений с использованием СППР позволяет специалистам предприятия обосновать каждое решение с учетом основных принципов и правил выбора оптимального маркетингового решения.

Анализ деятельности предприятий на региональном рынке молочной продукции свидетельствует, что такие рекомендуемые системы поддержки принятия решений, как анализ потенциальных возможностей бизнеса, выбор стратегических альтернатив развития предприятия, разработка медиаплана рекламной кампании и использование имитационных систем поддержки принятия управленческих решений во многом облегчают работу менеджеров, ускоряют процесс принятия решений, снижают риск за счет коллективной работы специалистов предприятия, экспертов и независимых консультантов.

11. Планирование маркетинга является одним из главных условий эффективной деятельности предприятия в условиях рисков и неопределенности. Для выбора стратегических альтернатив развития предприятия нами предложена методика, основанная на экспертных оценках. С её помощью сделан вывод о том, что с учетом основных рыночных процессов, факторов внешней и внутренней среды для ОАО «Двуречье» наиболее оптимальной является стратегия модификации существующих продуктов.

12. Разработка имитационных систем поддержки принятия решений (ИСППР) на основе моделирования среды рынка является одним из наиболее перспективных направлений формирования интегрированных систем маркетинговой информации.

Особенно актуально применение имитационных систем при условии, когда маркетинговая информационная система не способна решать неструктурированные проблемы в условиях неопределенности и непредсказуемости факторов среды рынка. Для функционирования ИСППР необходима обоснованная мультиагентская модель маркетинговой среды, которая достаточно сложна и способна подробно воспроизводить поведение всех факторов рынка, в которой действует предприятие. Использование имитационных систем поддержки принятия решений значительно повышает точность и надежность маркетинговой информации, а, следовательно, эффективность принятия управленческих решений в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». 2. «О правовой охране топологий интегральных схем».
  2. Закон РФ от 22.03.1991 г. № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  3. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. «О рекламе»
  4. Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание/ Пер. с англ. Под ред. С. Божук. СПб.: Питер, 2004. — 848 с.
  5. Р.Х. Аграрные реформы в России и Германии: итоги, проблемы, перспективы. Международный сельскохозяйственный журнал. № 6, 2004.
  6. Р.Х. Развитие управления агропромышленным комплексом на региональном уровне. Сборник материалов второго Всероссийского экономического форума «Структурная политика и экономическое развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности», 2007.
  7. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  8. Агромаркетинг и консалтинг./ Эриашвили Н. Д., Цыпкин Ю. А., Люкшинов А.Н.-М.: Юнити-Дана, 2000, 637 с.
  9. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  10. П.Антонян С. Использование Интернета в бизнесе российских офлайновых компаний, www.4p.ru
  11. И.В. Маркетинг для менеджеров/Уч.пособие.-М.:ФАИР-ПРЕСС.-2003 г.-456с.
  12. М.П. Маркетинг: стратегия и тактика фирмы. — М.: АО «Финстатинформ», 1995.=112с.
  13. Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн- Под общ. ред.Г. Л. Багиева. М.: ОАО «Издательство экономика», 1999.-703с.
  14. Д.И. Маркетинг для всех.- Л. 1991. Ред.-издательский центр. «Культ-информ-пресс» совместно с социально-коммерческой фирмой «Человек», 1991.
  15. С.М. Международный маркетинг.-М.:Фолиант,-1998г.
  16. Р.Д., Кокс Д. Ф., Браун Р. В. Информация и риск в маркетинге / Пер. с англ., под ред М. Р. Ефимовой.-М.: Финстатинформ, 1993.- 96 с.
  17. Ю.Б. Методологические принципы управления развитием информационных систем, эффективных в условиях рыночных отношений.-М.: 1999.
  18. Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. -М.: ИНФРА-М, 2000.-219с.
  19. И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 320с.
  20. И.С. Маркетинг сегодня. М.:1996.
  21. В.И. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции в агропромышленном комплексе: Монография. Киров. — 2000.- 214с
  22. В.И., Бурцева Т. А. Развитие интегрированных систем маркетинговой информации// Региональная экономика. Саранск. -2005. -№- 11с
  23. В.А., Енгибарян М. А., Ковалевская Е. В. Экономика, разработка и использование программного обеспечения ЭВМ.Учебник.- М.: Финансы и статистика, 1995.- 288 с.
  24. С. Паблик рилейшенз. Что это такое? М.: Новости АСЭС, 1990.
  25. П. Информационная безопасность/ http//www. ironia.com/index.html.inform.safeti
  26. Болт.Г. Дж. Практическое руководство управления сбытом. Пер. с англ./Науч ред. и авт. предисл. Ф. А. Крутиков.М.: Экономика, 1991
  27. С.Г., Ковалик JT.H. Маркетинговые исследования.-СПб:Питер.-2004.-3 04с.
  28. С. Постмодернистский маркетинг/ В сб. «Маркетинг» под ред. М. Бейкера- СПб.: Питер. 2002. — 1200с.
  29. В.В. Математические модели в маркетинге.-Новосибирск, Наука. Сиб.изд.фирма, 1992.- 236 с.
  30. А.Р. Функционально-стоимостной анализ в экономических расчетах .- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.-152с.
  31. В.Н., Соколов Р. В. Экономика и проектирование информационных систем.- СПб.:Роза мира, 1998
  32. Т.А. Управление конкурентоспособностью продукции в условиях рынка. Дис.. канд.эк.наук, Киров, 1999.
  33. Т.А. Технология проведения маркетинговых исследований. Методические указания и рабочая тетрадь.- Киров.-2000. 97с.
  34. Т.А. Стратегическое планирование: Учебное пособие для вузов. Киров: ВСЭИ, 2002.- 98с.
  35. Т.А., Сизов B.C., Цень O.A. Стратегическое планирование маркетинга.- Киров.-2003.
  36. Т.А., Маракулина И. В. Маркетинговые исследования. Практикум. Киров: ВГСХА, 2003. — 118с.
  37. Т.А. Маркетинговые исследования конкурентоспособности товара. Учебное пособие. Киров: ВГСХА, 2003.- 208с.
  38. Т.А., Никонова Н. В. Маркетинговый анализ деятельности предприятия. Методические указания и рабочая тетрадь.- Киров, 2004.
  39. Т.А., Никонова Н. В. Маркетинговые исследования в системе нформационного обеспечения маркетинговых решений. Монография.-Киров.-2004. 249с.
  40. Т.А., Сизов B.C., Цень O.A. Управление маркетингом. Уч. пособие М.: Экономистъ. — 2004. — 223с.
  41. Т.А. Маркетинговые исследования. Уч. пособие.- Изд-во «Альфа-центр». Киров.-2005.
  42. Т.А. Формирование и развитие интегрированных систем маркетинговой информации. Монография.- Киров.-2004.- 147 с.
  43. Т.А., Миронова Н. А., Наумова JI.H. Система поддержки принятия маркетинговых решений. Монография. РИО ВГСХА. -Киров.-2005.-106 с.
  44. А. Девять шагов к успеху.- М.: 1994.
  45. Н.П. Маркетинговая информация: стоимостной аспект// Маркетинг.-1997.-№ 2, с.35−38.
  46. Н.П. О системе маркетинговой информации.-Ж.:Маркетинг.-1999.-№ 3
  47. Введение в медиапланирование.Уч.пособие. Евстафьев В. А, Ясонов В. Н. -М.:РИП-холдинг, 2001.-82 с.
  48. В лабиринтах современного управления: Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда.- М.: Экономика. 1999. — 250 с.
  49. Е.Г. Стабилизация экономики промышленных предприятий на основе разработки системы маркетинга: Дисс: канд. экон. наук. — Старый Оскол, 2001.-153с.
  50. Д. Эффективная работа с Microsoft Access 2.- СПб.: Питер, 1996.
  51. В.Н., Осипов В. О., Пожидаев А. К. Практическое введение в информационные системы.-СПб: Поликом, 1995.- 228 с.
  52. В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997.-510 с.
  53. М.А. Основы информатизации предпринимательства.-СПб: Из-во СПбУЭФ, 1995, — 155с.
  54. И.Н. Маркетинг: Организация. Технология. М.: Издательская Школа международного бизнеса МГИМО, 1990.-158с.
  55. В.М. Основы безбумажной информатики. Изд. 2е, испр.- М.: Наука. Гл.физ.- мат.лит., 1987.-552 с.
  56. А. Черчилль Маркетинговые исследования. СПб.: Издательство «Питер», 2000.-752с.
  57. А.А. Маркетинг: Учеб-метод. Пособие. М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2000.- 212с.
  58. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство «Финпресс», 1998.-416с.
  59. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Финпресс», 2003 .-496с.
  60. В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России.- М.: Финансы и статистика, 2002.-176с.
  61. А.П. Стратегия экономического управления предприятием: Принципы формирования стратегических решений: Уч. пособие/ СПбГТУ.- СПб, 1993. 72 с.
  62. Л.Ю. Методические указания по использованию экономико-статистических методов в экономических исследованиях сельского хозяйства.-Киров, 1978.-105 с.
  63. В.М. Теория статистики: Учебное пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000.-247С.
  64. Делицин JL, Засурский И. Состояние российского интернета на сегодняшний день/Маркетинг в России и за рубежом, 2003.-№ 2.-с.80−87
  65. В.Е., Завьялов П. Е., Кретов И. И. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности.- М.: 1989.
  66. Е., Хершген X. Практический маркетинг : Учеб. пособие / Пер. с нем. A.M. Макарова- Под ред. И. С. Минко. М.: Высш. шк.: ИНФРА-М, 1996.-255с.
  67. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость/ Пер. с анг. под ред. Ю. Н. Каптуревского СПб.: Питер. — 2001. — 480 с.
  68. П. Маркетинг-менеджмент и стратегии Пер. с анг. Под ред.Ю. Н. Каптуревского — СПб.: Питер. — 2002. — 544 с.
  69. ДолинскаяН.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции.- М.:Изд-во и стандарт, 1991.-128с.
  70. Л.В., Никифорова H.A. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. М.: Дело и сервис, 2001.-304с.
  71. Н.И., Топоров М. Ф., Топорова A.A. Программно-целевое планирование исследований и разработок в приборостроении.-Л.: Машиностроение. Лен.отд., 1988. 182 с. ¦
  72. С.М. Проектирование и использование баз данных.- М.: Финансы и статистика, 1995.-216 с.
  73. В.А. Основы предпринимательства: Уч.пособие.-СПб:Изд-во СПбГТУ, 1998.-158с.
  74. Э., Мизла М. Управленческие информационные системы// Проблемы теории и практики управления.-1996. № 2.
  75. И.И., Юзбашев H.H. Общая теория статистики. Учебник/ Под ред.чл.-корр.РАН И. И. Елисеевой.-М.:Финансы и статистика, 1999−480с.
  76. Г. Эффективная реклама. Пер. с англ.-М.:Прогресс, 1991.
  77. В.А., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса.- М.: Финансы и статистика, 1997. 416 с.
  78. М.Р., Майданчик Б. И. Функционально-стоимостной анализ в отраслевом управлении эффективностью .- М.: Экономика, 1983.-200с.
  79. И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ.-М.: Центр экономики и маркетинга.-1996.-c.45
  80. А.П. Компьютерные системы в управлении финансами.-М.: Финансы и статистика, 1994.-312 с.
  81. Г., Блей Дж. Структурные методы разработки систем: от стратегического планирования до тестирования./ Пер. с англ.-М.: Финансы и статистика, 1986, — 264 с.
  82. М. Технология организации рекламных кампаний в г. Кирове.-Киров, 1999.-39 с.
  83. П.Н., Малич В. А., Курганов А. Ф. Функционально -стоимостной анализ: Учебное пособие. Л.:ЛФЭИ, 1987.- 74с.
  84. P.A. Совершенствование информационного обеспечения маркетинговой деятельности телекоммуникационных компаний. — Владивосток.- 2003. — 140 с.
  85. В.В. Организация деятельности информационно-консультационной службы села Кировской области.- Киров.-2004.-61 с.
  86. Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер кол., 1999. — 896с.
  87. Ф. Основы маркетинга: Пер. с анг. М.: «Ростинтер», 1996.-704с.
  88. В.А., Дементьев A.B., Жевага A.A. Информатизация контроллинга в финансово-промышленной группе// Контроллинг в России. 2002.- № 2.- с. 42−46.
  89. В.А. Организация работы с документами. Учебник / М.: ИНФРА-М. 1998. — 575 с.
  90. .И., Юрьев В. Н., Шахдинаров Г. М. Методы и модели управления фирмой СПб, Питер. — 2001. — 432 с.
  91. С. Д. Проектирование и разработка корпоративных информационныхсистем / http: /citforum. nfi.kemsu.ru/ cfm/ prcoorpsys/index.shtml
  92. .Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с франц. СПб: Наука, 1996. — 589с.
  93. Г. Маркетинг: Пособие для практиков./ Пер. с нем.-М.: Машиностроение, 1992.-83 с.
  94. Д.С. Эффективное управление техническим развитием.- М.: Экономика, 1990.- 255 с.
  95. И.О. Информационное обеспечение маркетинговых решений.-М.: 1999.- 160с.
  96. М.М. ПАТТЕРН метод планирования и прогнозирования научных работ. — М.: Сов. радио, 1971.- 160 с.
  97. B.C. Методы обеспечения конкурентоспособности продукции.//Стандарты и качество.-М.-1993.-с.23−29.
  98. Н.П., Лещева В.Б, Сучков Е. А. Теория экономического анализа: Учебно-методический комплекс / Под ред. Проф. Н. П. Любушина. М.: Юристъ, 2002.-480с.
  99. Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Уч. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-471 с.
  100. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика (1 и 2 том). М.: Республика, 1992.- 800 с.
  101. И.В. Формирование стратегии информационной поддержки управленческих решений в предпринимательских структурах. Дис.канд.экон.наук.-СПб.-2003.
  102. Малхотра, Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е изд.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.- 960с.
  103. Маркетинг / Под ред. проф. Уткина Э.А.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.-320с.
  104. Маркетинг в АПК / Г. П. Абрамова, М. М. Жигалин, Е. И. Семенова и др.- Под ред. Г. П. Абрамовой. М.: Колос, 1997.-240с.: ил.
  105. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для ВУЗов / Под ред. Н. Д. Эриашвили. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-255с.
  106. Маркетинг. Учеб. пособие / Под ред. A.M. Немчинина, Д. В. Минаева. СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001.- 512с.- ил.
  107. Маркетинг: Учебник. М.: ЗАО «Бизнес школа Интел-Синтез», 2000.-640с.
  108. Маркетинг: Учебник/ А. Н. Романов, Ю. Ю. Кормогов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.- 560с.:ил.
  109. А.И. Теория экономических информационных систем. -М.:Финансы и статистика, 1993.-168 с.
  110. Т.Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг.- СПб: Питер, 2002.-400с.
  111. Математическое моделирование: Методы описания и исследования сложных систем./ Под ред. A.A. Самарского, H.H. Моисеева, A.A. Петрова.-М.: Наука, 1989.- 270 с.
  112. JI.A. Системы поддержки принятия решений.-СПб: Из-во СПбГУЭФ, 1993.-96с.
  113. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ.М.:Дело, 1996.- 704 с.
  114. Методические рекомендации по маркетинговым исследованиям. -М.: ИНФРА-М, 1993.-50с.
  115. Моделирование информационных процессов в условиях гибких производственных систем: Сб.науч.трудов/ Редкол.: Р. В. Соколов (отв.ред.).-Л.: ЛИЭИ, 1986.- 150 с.
  116. Ф.М., Кимбел Д. Е. Методы исследования операций.-М.:Сов.радио, 1956.
  117. А. Проектирование маркетинговой информационной системы // Маркетинг. 2000. — № 2. — с. 27−36.
  118. H.A. Прикладной маркетинг: Учеб пособие для вузов. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-272с.
  119. Л.Н. Моделирование экономических и технических процессов в сельском хозяйстве с помощью функциональных, экономико-статистических и балансовых моделей.-Киров.-2002.-102 с.
  120. Дж., Мортенштерн О. Теория игр и экономическое поведение.-М. :Наука.- 1970.
  121. Н.В. Маркетинговые исследования деятельности предприятий на рынке молока и молочной продукции. Дис.канд.экон наук.-Киров.-2004.-170с.
  122. Е.М. Компьютерная поддержка маркетинговых исследований при динамичном спросе (РМОО)/Дис.канд.экон.наук.-М.:2003
  123. Р.Б., Цигичко Л. И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. М.:Финансы и статистика.-1991
  124. Интернет-мониторинг: предпосылки возникновения, сущность и возможности в сфере ПР: http// www.pressclub.host.ru
  125. Информационные технологии. Путеводитель по новой экономике. М.: Издательский дом «Коммерсантъ». — 2002. — 319 с.
  126. Информационные системы для руководителей/ Под ред. Ф. И. Перегудова. М.:Финансы и статистика.-1989.- 176 с.
  127. Информационные технологии управления./ Под ред. Г. А. Титоренко.- 2-е изд., доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 439с.
  128. Информационные системы в экономике. Учебник/ Балдин К. В., Уткин В.Б.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.- 395с.
  129. Общая теория статистики: Учебник / А. Л. Боярский, Л. Л. Викторова, A.M. Гольдберг и др.- Под ред. A.M. Гольдберга, B.C. Козлова. М.: Финансы и статистика, 1985.-367с.
  130. Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организации и информационные технологии.- М.: Финансы и статистика, 1997.- 337 с.
  131. Общая теория статистики: Учебник / Г. С. Кильдишев, В. Е. Овсиенко, П. М. Рабинович, Т. В. Рябушкин.- М.: Статистика, 1980.-426с.
  132. В. Информационные системы как основа современного международного маркетинга// Маркетинг, 1997, № 4, с. 75−82.
  133. Основы предпринимательской деятельности/Под ред. Власовой В. М. М.: Финансы и статистика, 1994
  134. Основы математического анализа
  135. Основы исследования операций и теории принятия решений. Учебное пособие. Сост. В. А. Ильинский и др. — Луганск: Изд-во РИМ. — 1999.- 56с.
  136. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных АСУ./ Под ред. Ф. И. Перегудова.- Томск: Изд-во ТГУ, 1976.- 440 с.
  137. В.А. Теория систем.- М.: Высшая школа, 1997,394 с.
  138. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование й управление (Введение).- М.: Сов. радио, 1976.- 440 с. i
  139. В.К., Эркенов Т. Х. Инвестиционное проектирование: стратегия моделирования, оценка эффективности/ Кабардино-Балкарский гос. университет, кафедра менеджмента и маркетинга-Нальчик, 1996.-151 с.
  140. В.И., Пономарченко И. Методика оценки эффективности системы управления маркетингом на предприятии //Маркетинг, № 5.-2001.- с. 102−120
  141. Политехнический словарь.- М.:Издательство «Советская энциклопедия», 1989. 656 с.
  142. А.П. Маркетинг: Учебник. -М.: Институт международного права и экономики им. A.C. Грибоедова, 1999.-398с.
  143. Прокопенко Н. Ф. Качество труда и продукции в сельском хозяйстве.-М.:Экономика.-1984.-200с.
  144. Проектипрование автоматизированных экономических информационных систем: Уч. пособие А. Д. Евдокимов, Ю. К. Зимин, А. М. Ковалев и др.- М.: Изд-во МАИ, 1992, — 162 с.
  145. Проектирование интегрированных информационных систем. Проф. ШеррАйр.//утлулс18−8с11еег.сот/
  146. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. -М.: «Ось 89», 1997.-80с.
  147. Применение корреляционно регрессионных моделей в изучении динамики резервов сельскохозяйственного производства. Записки Ленинградского ордена трудового красного знаменисельскохозяйственного института. Ленинград
  148. Пушкин, 1974,-Том 246.- с. 69.
  149. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1319 «Об информационном обеспечении предпринимательства в РФ»
  150. Практикум по проведению маркетинга. Как внедрять маркетинг на малых и средних предприятиях/ Сост: Проект Тасис по распределению технической информации. Люксембург: Офис официальных изданий Европейского сообщества, 1996.-44с.
  151. .В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-360с.
  152. Н.Ф. Качество труда и продукции в сельском хозяйстве.-М.: Экономика. -1984.-200с.
  153. Россия в Интернет. Ежегодный отчет РОЦИТ. www.rozit.ru
  154. С.В. Маркетинговые исследования на мебельных предприятиях. Дисс: канд. экон.наук. Москва, 1999.-176с.
  155. С. Базы данных: серьезные решения серьезных задач.-М.: PC Magazine /Russian edition, № 7, 1994.
  156. H.H. Общая теория статистики: Учебник для студ. экон. спец. вузов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 1984.-343 с.
  157. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: ООО «Новое знание», 1999.- 688с.
  158. БХ., Тамбовцев В. Л. К проблеме построения дерева целей социально-экономических систем// Экономика и математические методы, 1978, т.9, вып.6, с. 1322−1348.
  159. Е.И. Конкурентоспособность и методы ее оценки. Монография. М.-РГАЗУ, 2000.-127 с.
  160. Н.Е. Методы анализа рынка. Учебное пособие. М.: Экспертное бюро, 2000.-128с.
  161. A.A. Система показателей оценки экономической эффективности деятельности предприятия // Экономический анализ: теория и практика, 2003. № 6, — с. 10−17.
  162. Р.В. Проектирование информационных систем в экономике: Уч.пособие.- СПб: СПбГИЭА, 1996.- 97 с.
  163. . А. Управление маркетингом: 17 модульная программа для менеджеров: Модуль 13.-М.:Инфра-М, 1999.-С.8
  164. Системный анализ в экономике и организации производства. Учебник/ Под ред. Валуева С. А., Волковой В.Н.-Л.: Политехника, 1991.- 396 с.
  165. Стратегические и динамические экспертные системы: Уч. пособие/ Э. В. Попов, И. Б. Фоминых, Е. Б. Кисель, М. Д. Шапот.М.: Финансы и статистика, 1996.
  166. И.П. Общая теория статистики. Учеб пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп.- М., «Статистика», 1978.-392с.
  167. М.А., Литвиненко А. Н. Методические вопросы оценки экономических аспектов конкурентоспособности товарамашино-технической продукции.//БИКИ.-1981.
Заполнить форму текущей работой