Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Управление региональным АПК в период становления рыночных отношений: На примере Карачаево-Черкесской республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На региональном уровне соответствующие управленческие структуры призваны осуществлять функции управленческого, информационного обслуживания и функции государственного контроля. Вследствие этого целесообразны некоторые изменения в организационной структуре МСХиП КЧР с целью эффективного осуществления функций долгосрочного прогнозирования, внедрения в аграрное производство новых технологий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование и развитие региональных АПК в период переходной экономики
    • 1. 1. Формирование АПК как объекта управления
    • 1. 2. Проблемы управления региональными отношениями в процессе аграрного реформирования
    • 1. 3. Мировой опыт государственного регулирования сельскохозяйственного производства
  • Глава II. Состояние и развитие. АПК Карачаево-Черкесской республики на современном этапе
    • 2. 1. Результаты проведения аграрной реформы
    • 2. 2. Тенденции развития АПК Карачаево-Черкесской республики в условиях перехода к рынку
    • 2. 3. Состояние организационной структуры Карачаево-Черкесского регионального АПК
  • Глава III. Совершенствование механизма управления АПК на региональном уровне
    • 3. 1. Совершенствование механизма управления АПК
    • 3. 2. Государственная поддержка развития АПК Карачаево-Черкесской республики
    • 3. 3. Перспективы дальнейшего развития сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей Карачаево-Черкесской республики

Управление региональным АПК в период становления рыночных отношений: На примере Карачаево-Черкесской республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Региональные особенности экономики включают в себя специфику природного, исторического, экономического и научно-производственного потенциала, что во многом предопределяет различные стартовые условия и возможности каждого из территориальных образований. В связи с этим, наряду с общими для страны в целом приоритетными задачами, должны обосновываться и решаться местные специфические региональные проблемы, а сочетание региональных и республиканских целей развития должно естественным образом влиять на рост уровня жизни региона.

Важнейшей задачей общественного развития на современном этапе является проведение радикальной экономической реформы, направленной на возрождение страны путем формирования социально ориентированного рыночного механизма. Опыт мирового хозяйствования в кризисных ситуациях наглядно убеждает в том, что смена акцентов в хозяйственной деятельности лишь тогда может быть успешной, когда она базируется на уже имеющемся экономическом потенциале, когда политические и хозяйственные преобразования осуществляются без уничтожения всего созданного ранее, а посредством постепенного и последовательного преобразования отношений в рамках существующего государства и его территорий. В особой степени это касается АПК страны, республик, краев, областей, административных районов.

Резкий переход к рыночной экономике вызвал большие изменения в сельском хозяйстве России. Существенную трансформацию претерпевают организационная структура АПК, система управления, земельные отношения, принципы деятельности экономической системы в целом. В условиях трансформации социально-экономических процессов в стране и ее субъектах возникают новые проблемы роли государства в регулировании экономики сельского хозяйства. Радикальная либерализация экономики за последние 89 лет и неоправданно быстрый уход из нее государства, демонтаж и неконструктивная замена управленческой, финансовой, кредитной, ценовой, налоговой и других систем привели к обострению старых и появлению новых проблем.

Одной из главных причин кризисной ситуации в агропромышленном производстве является утрата управляемости происходящими здесь процессами. Приватизация собственности в аграрном секторе привела к утрате многих функций государственного управления. За последние годы осуществлены определенные разработки концепции организации государственного управления в АПК России, а также местного самоуправления с четким распределением между ними функций, прав и ответственности. Поэтому исследования по управлению имеют большую актуальность и призваны внести коррективы в вопросы теории, подготовки нормативной базы и решение важных проблем управления на практике АПК.

В современных условиях требуется принципиально новая концепция управления, учитывающая переход к многоукладной рыночной экономике и результаты проведения аграрной реформы.

Совокупность названных обстоятельств предопределила выбор темы диссертационной работы.

Состояние изученности проблемы. Реализация экономической реформы невозможна без организации целостной и достаточно гибкой системы управления. Система управления уже в течение многих десятилетий является предметом самого тщательного и подробного изучения. Значительный вклад в развитие науки об управлении, в том числе и об управлении агропромышленным комплексом, внесли Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Г. А. Баклажен-ко, Г. И. Будылкин, В. А. Добрынин, Г. А. Романенко, В. И. Тихонов, И. Г. Ушачев и др. Нельзя не отметить важное значение в изучении проблем развития аграрного комплекса страны исследования A.B. Горбунова, В. З. Мазлоева, Г. И. Макина, A.A. Никонова, A.B. Петрикова, Б. И. Пошкуса, А. Ф. Романова, М. Г. Ратгауза, В. А. Самородского, А. Ф. Серкова, И. Ф. Хицкова и др.

Однако, несмотря на широкое освещение проблем развития АПК, в исследованиях названных выше ученых недостаточно изучены проблемы совершенствования управления АПК на региональном уровне. Следует отметить, что во многих трудах недостаточно отражены проблемы реформирования аграрного сектора, возникшие в последнее время.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка и обоснование комплекса мероприятий по совершенствованию управления на региональном уровне с учетом требований рынка.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

— обобщить теоретические аспекты и особенности формирования региональных АПК на современном этапе;

— выявить основные проблемы управления региональными отношениями в переходный период рыночной экономики;

— изучить мировой опыт государственного регулирования сельскохозяйственного производства и рассмотреть проблемы государственного регулирования АПК в России;

— провести комплексный анализ современного состояния АПК республики с учетом аграрных преобразований и выявить перспективы дальнейшего развития сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей;

— разработать методические основы совершенствования управления аграрного секторадополнить и уточнить формы и методы совершенствования управления АПК на региональном и районном уровнеоказания государственной поддержки в период реформирования.

Объекты и методы исследования. Объектом исследования является АПК Карачаево-Черкесской республики, причем основное внимание уделено его центральному звену — сельскому хозяйству. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков экономической науки, современных отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам реформирования экономики, повышению эффективности и совершенствованию управления АПК страны, законы и нормативные документы Российской Федерации и КЧР.

В качестве информационной базы использовались материалы Госкомстата РФ и КЧР, Министерства сельского хозяйства РФ и КЧР. В процессе исследования были применены расчетно-конструктивный, абстрактно-логический, экономико-статистический, сравнительно-аналитический, монографический и другие методы.

Научная новизна работы состоит в следующем: уточнены теоретические положения об экономической сущности и особенности регионального АПКпроведен анализ существующего положения в АПК Карачаево-Черкесской республикиопределены и сформулированы методологические основы в области совершенствования управления АПКдополнены и уточнены формы и методы совершенствования управления АПК на региональном уровнеразработана структурно-функциональная модель маркетинговой деятельности АПК КЧРвнесены предложения по развитию ИКС в республикеобоснована необходимость государственного регулирования и управления АПК, оказания государственной поддержки в период реформированияопределены приоритетные и конкурентоспособные отрасли сельского хозяйства и разработаны предложения по выводу АПК республики из кризисного состояния.

Практическая значимость. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что теоретические выводы, анализ опыта хозяйствования и практические рекомендации автора могут служить основой для развития дальнейших исследований в области управления АПК, аграрных преобразований, механизма государственного регулирования рыночных отношений в регионах страны.

Разработанные в диссертации рекомендации по совершенствованию управления и предложения по перспективному развитию АПК Карачаево-Черкесской республики могут быть использованы республиканским правительством, местными администрациями при подготовке программ рыночных реформ. Основные выводы и рекомендации могут быть использованы в ходе решения проблем других региональных АПК с учетом конкретных условий различных регионов.

Материалы диссертации могут найти применение в качестве пособий в учебном процессе при изучении экономических дисциплин в высших экономических и аграрных учебных заведениях и системе повышения квалификации.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались в рамках сообщений на внутривузовских и межвузовских научно-практических конференциях по проблемам теории и практики рыночных отношений в АПК.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы. Содержание работы изложено на 209 страницах компьютерного текста, содержит 39 таблиц и 10 рисунков.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Анализ состояния АПК Карачаево-Черкесской республики на начальном этапе вхождения в рынок показал, что неразвитая рыночная инфраструктура, постоянный рост цен на промышленную продукцию и, как следствие, создавшийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, экономическая нестабильность в государстве нарушили традиционные хозяйственные связи. Специфичность сельского хозяйства предопределяет эволюционный характер проведения аграрной реформы. Следствием непродуктивных действий в сфере управления экономикой явился затяжной кризис, выход из которого неразрывно связан с совершенствованием управления во всех сферах деятельности.

2. В систему коренных преобразований в экономике и обществе входят и региональные отношения, механизм управления которыми в процессе реформирования не может ограничиваться единой системой мероприятий для России в целом. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий в регионах страны унифицированные подходы и рекомендации обречены на неудачи практически в каждом регионе, так как регионов со средними условиями в стране не существует.

3. Основной результат аграрной реформы в КЧР состоит в формировании новой, достаточно устойчивой структуры земельной собственности и структуры землепользования в аграрном секторе экономики. Доля государственного сектора в сельском хозяйстве за 1995;2000 годы уменьшилась с 32-х до 17%, негосударственных предприятий — увеличилась с 66-ти до 76%, а частных хозяйств населения — с 2-х до 7%.

Второй важный результат реформы в республике — появление в ходе реформы значительного числа частных собственников. В общей сложности на начало 2001 года зарегистрировано 75,6 тысяч ЛИХ на различных правовых основах, общая площадь сельскохозяйственных угодий, предоставленных для ведения ЛПХ, коллективного садоводства, огородничества и животноводства за последние пять лет увеличилась в 593 раза.

Третий осязаемый результат реформы — существенное изменение структуры землепользования по основным категориям хозяйств (увеличение доли негосударственных предприятий в 1,9 раза), хотя это не оказало прямого влияния на повышение результативности производства.

4. Характерной особенностью переходного периода в республике является усиление роли ЛПХ населения в многоукладном сельском хозяйстве. Снятие ограничений в этом секторе позволило увеличить товарность производимой продукции, что имеет важное значение в решении продовольственной проблемы в республике. Эту форму производственной деятельности следует поощрять и в дальнейшем, обращая внимание на обеспеченность комбикормами.

5. На результатах функционирования АПК КЧР крайне отрицательно сказался взятый вначале реформ курс на разрушение крупного сельскохозяйственного производства, форсированное формирование фермерского сектора. В настоящее время НТП, индустриализация сельского хозяйства требуют концентрации капитала в крупных хозяйствах, где более эффективно используются все факторы производства на основе внедрения трудо-, ресурсои энергосберегающих технологий.

6. Затянувшийся системный кризис в сельском хозяйстве КЧР еще не преодолен, но благодаря природным и трудовым ресурсам, сельское хозяйство республики имеет огромный потенциал. Для этого необходимо планомерное формирование, функционирование и развитие агропромышленного производства, базирующегося на основе дополняющих друг друга государственного и рыночного механизма хозяйствования на основе достижений НТП. Полагаем, что государственное регулирование аграрной сферы должно стать одним из главных инструментов.

7. На региональном уровне соответствующие управленческие структуры призваны осуществлять функции управленческого, информационного обслуживания и функции государственного контроля. Вследствие этого целесообразны некоторые изменения в организационной структуре МСХиП КЧР с целью эффективного осуществления функций долгосрочного прогнозирования, внедрения в аграрное производство новых технологий, маркетинговых исследований, консалтинговых услуг и т. д. В связи с этим предложена организационная структура управления Министерства сельского хозяйства и продовольствия КЧР, учитывающая рыночные отношения в экономикеразработана структурно-функциональная модель маркетинговой деятельности АПК КЧР, цель которой создать организационно-экономичесие условия для всестороннего удовлетворения спроса населения на высококачественные продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье и услуги на основе развития рыночной инфраструктурыпредложены мероприятия по развитию ИКС в республике, что позволит товаропроизводителям лучше ориентироваться в условиях рынка.

8. Между органами управления разных иерархических уровней должно быть четкое разграничение полномочий, так как от этого во многом зависит эффективность управления. Основу регионального АПК составляют районные уровни, поэтому, исходя из объективных потребностей агропромышленного производства, на районном уровне в работе предложен вариант создания адаптивной структуры управления административного района: создание маркетинговых службинформационно-консультационное обслуживание. Районный уровень управления призван выступить основным проводником инноваций на своей территории, организовать более действенный контроль за расходованием инвестиций. В дальнейшем районные органы управления могут быть преобразованы в информационно-консультационные службы.

9. Совершенствование механизма управления регионального АПК в конечном итоге должно способствовать решению основной социальной цели — удовлетворению потребностей населения в продовольствии. Поэтому совокупность природных ресурсов республики должна использоваться для улучшения экономического благополучия как в краткосрочной перспективе, так и для обеспечения устойчивости такого положения в долгосрочном плане. В связи с этим в работе предложена стратегия вывода из кризисного состояния сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей на основе использования конкурентных преимуществ республики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ.- М.- 1995.
  2. Законы РФ: «О земельной реформе», «О крестьянских (фермерских) хозяйствах», «О собственности в РФ». Новые законы России.- М., 1991.
  3. Л.И. Радикальная реформа. От концепции к практическим действиям // Вопросы экономики.- 1990.- № 1.
  4. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики.- 1997.-№ 6.
  5. Л.И., Петраков Н. Я. и др. Перестройка управления экономики: проблемы, перспективы. М.: Экономика, 1989.
  6. А. Просчеты реформирования // Экономика сельского хозяйства России.- 1997.- № 2.
  7. Аграрному сектору государственное регулирование // Экономика сельского хозяйства России.- 1996.- № 11.
  8. Аграрные преобразования в Восточной Германии.- М.: ВИАПИ, 1997.
  9. Аграрный сектор США в конце XX века / Под ред. Б. А. Чернякова.- М.: РАН Институт США и Канады, 1997.
  10. A.A. К совершенствованию территориальной организационной структуры России // РЭЖ.- 1993.- № 6.
  11. В.Н. Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов в РФ // Вопросы экономики.- 1996.- № 6.
  12. П. Интеграция в региональных АПК // Экономика сельского хозяйства России.- 1997.-№ 1.
  13. Р. Социальной сфере села повседневное внимание // АПК: экономика, управление.- 2001.- № 1.
  14. Л. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в региональной экономике // Экономист.- 1996.- № 5.
  15. И.В. Организационно-хозяйственный механизм государственного регулирования АПК региона: Дис.. канд. экон. наук.- Барнаул, 2000.
  16. Г. А. Проблемы хозяйственного управления АПК // АПК: экономика, управление.- 1999.- № 7.
  17. Г. В. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, — 1997.-№ 11.
  18. М. Государственное регулирование АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 1997.- № 9.
  19. О., Амиров В. Способ укрепления бюджетов субъектов федерации и местного самоуправления // Финансы.- 1997.- № 9.
  20. В.Р. Совершенствование рыночных отношений и повышение эффективности АПК России // АПК: экономика, управление, — 1994.-№ 1.
  21. В.Р. Экономический механизм аграрной реформы в России // Аграрные науки.- 1994.- № 2−3.
  22. А. Структурная политика и инвестиционная деятельность АПК // АПК: экономика, управление.- 1997.- № 7.
  23. Л. Государственная поддержка сельских производителей // АПК: экономика, управление.- 1992.- № 9.
  24. Борхунов О паритете сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России.-1994.-№ 1.
  25. А. Регионы и денежные потоки // Независимая газета.- 1997.07.08.97.
  26. Н. О выживании АПК // РЭЖ.- 1995.- № 5−6.
  27. А. Земельные отношения в рыночной экономике // Экономист.-1997.-№ 5−6.
  28. Е. Неравномерность развития регионов угрожает кризисом Российскому Федерализму // Финансовые известия.- 1997.-№ 57.
  29. Д., Михеев А. Эффективная региональная рыночная структура // Экономика сельского хозяйства России.- 1996.- № 3.
  30. Г. Государственное регулирование АПК в России // Экономика сельского хозяйства в России.- 1997.- № 9.
  31. A.M. Швеция: социально-экономическая модель: справочник.-М.: Мысль, 1991.
  32. М. Управление экономической реформой в России // Проблемы теории и практики управления.- 1994.- № 5.
  33. А. Государственное регулирование АПК и условия финансовой поддержки сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России.-1996.-№ 3.
  34. A.B. Приоритеты аграрной политики и перспективы развития крупных сельскохозяйственных предприятий России (Изложение доклада на Всероссийской конференции) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2001 .-№ 4.
  35. A.B. Курсом стабилизации и развития АПК России // АПК: экономика, управление.- 2000.- № 4.
  36. A.B. Добиться реального улучшения экономической ситуации в АПК России.- 2000.- № 9.
  37. A.B. За эффективное аграрное производство и качественную продукцию // АПК: экономика, управление. 2001.- № 5.
  38. В. Управление агропромышленным производством (теория и практика).- Белгород: Крестьянское дело, 2000.
  39. В. Система управления: слагаемые успеха // АПК: экономика, управление.- 2000.- № 2.
  40. Города и районы Карачаево-Черкесской Республики: Статистический сборник / Госкомстат КЧР. Черкесск, 2001.41. Градов А.П.
  41. А.И. Реформирование экономических отношений в АПК: опыт, проблемы и перспективы.- Новосибирск: Издательство Иэи ОПП СО РАН, 1998.
  42. Н., Козаченко В., Гайдук В. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства за рубежом и в России // Международный сельскохозяйственный журнал. Земельные отношения и землеустройство.- 1998.-№ 4.
  43. В.А., Иванов A.C. Проблемы выхода АПК из кризиса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 1997.- № 5.
  44. Доклад Президента Российской академии сельскохозяйственных наук Г. А. Романенко на Всероссийской научно-практической конференции по проблемам аграрной реформы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 1995.- № 6−7.
  45. Н.К. Проблема кадрового обеспечения АПК // АПК: экономика, управление.- 2001.- № 1.
  46. К.А., Тамов М. И. Удобрения на горных сенокосах // Кормопроизводство.- № 12.
  47. Е.Е. Методология разработки приоритетов аграрной политики России.- М.: Информатик, 1996.
  48. А. Структурная политика и использование производственного потенциала в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление.- 1996.- № 2.
  49. А. Прогнозирование структурных изменений в региональных АПК // АПК: экономика, управление.- 1995.- № 6.
  50. Е. Формирование регионального аграрного рынка // АПК: экономика, управление.- 1996.- № 3.
  51. Ю. Удастся ли поднять российское село? // Экономика и жизнь.- 1998.-№ 1.
  52. Л. Тенденции экономического развития России // ЭКО.-1996,-№ 5.
  53. В. Федеральные программы для АПК, особенности финансирования их разработки и реализации // Финансы.- 1996.- № 6.
  54. В. От стратегии выживания к завоеванию рынка // Экономика и жизнь.- 1997, — № 40.
  55. З.И. Парадоксы аграрной реформы в России: социологический анализ трансформационных процессов.- Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2000.
  56. К.Н., Кучуков В. П. Из истории сельского хозяйства Дона и Северного Кавказа.-Нальчик, 1973.
  57. Ким Л. Основы перехода к рынку в условиях региона.- Новгород, 1995.
  58. В.А. Повышать эффективность агроэкономической науки // АПК: экономика, управление. 2001.- № 3.
  59. Е. Научные основы административного управления. М., 1979.
  60. М.Ю. Особенности аграрной политики стран Восточной Европы в условиях перехода к рыночным отношениям: обзор информации / ВНИИТЭИ.-М., 1996.
  61. А. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России // РЭЖ.- 1997.- № 3.
  62. М.А. Швеция: государственное регулирование АПК // Аграрная наука. 1996.- № 1.
  63. М. Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора // АПК: экономика, управление. 2000.- № 6.
  64. Концепция организации маркетинга в агропромышленном комплексе. -М., 1993.
  65. Н. Региональная инвестиционная политика // Вопросы экономики. 1995.-№ 3.
  66. Ю.Б. Менеджмент в АПК. М., 2000.
  67. А., Никонова Г. Стратегическое управление региональным АПК // АПК: экономика, управление. 2000.- № 9.
  68. В. Управление АПК на районном уровне // АПК: экономика, управление. 1996.- № 1.
  69. В., Федичкин А. Региональный АПК в условиях реформирования экономики // АПК: экономика, управление. 1998.- № 11.
  70. .П. Очерк теории государственного управления. М., 1987.
  71. И.В. Экономика АПК Сибири в период перехода к рыночным отношениям / РАСН. Сибирское отделение. СибНИИЭСХ. Новосибирск. -1999.
  72. М.Г., Кондратенко A.JL О формировании аппарата управления // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1999.-№ 8.
  73. А. Региональная политика и экономические реформы // Бизнес и политика. 1997.- № 7.
  74. В.В. Консультационная служба АПК России // Экономика сельского хозяйства России. 1997.- № 3.
  75. М. Проблемы углубления реформ в региональном АПК // АПК: экономика, управление. 1997.- № 10.
  76. В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // РЭЖ- 1997.- № 3−4.
  77. Личное и коллективное в современной деревне / Российская академия сельскохозяйственных наук: Ред. A.B. Петриков. М.: РАСХН, 1997.
  78. А.Н. Взаимосвязь государственного управления и менеджмента в системе АПК: Дис.. канд. экон. наук. М., 1997.
  79. В.З., Новиков В. Н. Преобразование сельскохозяйственных предприятий. М.: Агри — Пресс, 1996.
  80. В.З., Аджиева А. Ю. и др. Государственное регулирование формирования рыночных отношений в региональном аграрно-промышленном комплексе: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2000.
  81. Г. И. Система управления АПК в переходный период (методология и региональный уровень) М.: Агри-Пресс, 1998.
  82. Г. И. Совершенствование управления АПК // Экономика сельского хозяйства России. 1997.- № 9.
  83. Г. И. Организация управления в АПК в современных условиях // АПК: экономика, управление. 1999.- № 1.
  84. К., Брю С. Экономикс: т. 1.-М.: Республика, 1992.
  85. May В. Макроэкономическая стабилизация как тенденция экономической политики // Вопросы экономики. 1996.- № 5.
  86. И., Панченко В. Управление в региональном АПК // АПК: экономика, управление. 1995.- № 1.
  87. О. Оценка уровня государственной поддержки в сельском хозяйстве // Вопросы экономики. 1996.- № 7.
  88. И. Взгляд на реформы и регулирование экономики // Вопросы экономики. 1997.- № 6.
  89. Методические рекомендации по разработке систем ведения агропромышленного производства в области, крае, республике. М., МСХП РФ, 1994.
  90. A.A. Сельское хозяйство России в период переходной экономики. М.: Агри-Пресс, 1997.
  91. В.П. проблемы совершенствования управления региональным АПК в ходе аграрной реформы: Дис.. докт. экон. наук. Краснодар, 1997.
  92. Многоукладная экономика АПК России: вопросы теории и практики / A.A. Шутьков, В. Р. Боев, А. Ф. Серков и др.- под ред. A.A. Шутькова. М.: Колос, 1998.
  93. В.И., Папуов А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. М.: «Информагробизнес», 1996.
  94. Назаренко В. И Проблемы развития АПК экономики переходного периода.-М., 1993.
  95. Н. Государственная политика в аграрной сфере // Вопросы экономики. 1996.- № 9.
  96. А. Проблемы и пути выхода из кризиса АПК // АПК: экономика, управление. 1994.- № 6.
  97. П. Рыночные отношения на региональном уровне. Новгород, 1996.
  98. A.A. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика в России. Энциклопедия российских деревень. — М., 1995.
  99. В.Н. Формирование рыночных структур в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1993.-№ 3.
  100. О.Г. Государственное регулирование аграрного сектора США.- М.: ООО «Дели», 1999.
  101. Е.С., Санду И. С. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление. 2001.- № 2.
  102. С. Лизинг в рыночном механизме в АПК // Экономика сельского хозяйства России. 1997.- № 9.
  103. Пашин A. J1. Региональный аспект государственного регулирования экономики сельского хозяйства: административно-правовые проблемы. М., 1999.
  104. В. Совершенствование управления государственной земельной собственностью // АПК: экономика, управление.-1999.-№ 11.
  105. A.B. Крупные сельскохозяйственные предприятия и изменение социально-экономической структуры аграрного сектора // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001.- № 5.
  106. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.: Наука, 1972.
  107. В. Земельный кодекс основа земельного права // АПК: экономика, управление. — 2000.-№ 5.
  108. H.A. Экономика сельского хозяйства: Учебник. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000.
  109. В. Организационно-экономический и правовой механизм управления земельными ресурсами //АПК: экономика, управление. 1996.-№ 3.
  110. .И. Внутренние резервы АПК России // АПК: экономика, управление. 1997.- № 3.
  111. .И. Особенности аграрной реформы в России // АПК: экономика, управление. 1996.- № 11.
  112. Проблемы управления в условиях рыночных отношений: Сборник научных трудов / КГАУ.- Краснодар, 1993.
  113. Проблемы теории и практики управления. 1997.- № 2.
  114. Проблемы трансформации и перехода к регулируемой рыночной экономике. М.: ТЕИС, 1999.
  115. Проблемы агропромышленного комплекса России. М.: ГНУ Инфор-магротех, 2000.
  116. Н.П. Становление рынка дело государственное // АПК: экономика, управление. — 1995.- № 1.
  117. Н.П. Теория и практика стратегии переходного периода от плановой экономики к рыночной // Аграрная наука. 1994.- № 2−3.
  118. Н., Любимов В. Государственное регулирование агропродо-вольственного комплекса // АПК: экономика, управление. 1999.- № 7.
  119. М. Оптимальная сложность управленческих структур (проблемы теории и практики).- М.: ВНИЭСХ, 1994.
  120. М.Г. Регионы и региональная политика // Вопросы экономики. 1994. -№ 9.
  121. М.Г. Реформирование аграрного сектора экономики в регионе // Экономика сельского хозяйства России. 1997.- № 7.
  122. Региональная экономика. М., 1993.
  123. Х.О. Реформирование управления в АПК // Экономист. 1993. -№ 9.
  124. Х.О. Управление в АПК (вопросы теории и практики). М.: ВНИЭСХ.- 1994.
  125. А.Ф. Организационная структура государственного управления АПК // Экономика сельского хозяйства России. 1996.- № 11.
  126. Г. А., Тютюнников А. И. и др. Агропромышленный комплекс России. Состояние, место в АПК мира: Справочно-информационное пособие. -М., 1999.
  127. Г. А., Тютюнников А. И., Шутьков A.A. Научный потенциал агропромышленного комплекса России. М., 1999.
  128. И. Законодательное обеспечение развития АПК России // АПК: экономика, управление. 1998. -№ 6.
  129. Ф.М., Петросян Д. С. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: ИНФРА-М, 1996.
  130. Е. Региональные аспекты аграрной политики // АПК: экономика, управление. 2000.- № 2.
  131. А.Э., Зельднер А. Г. Организационно-экономические основы аграрного рынка // Экономика сельского хозяйства России. 1997.- № 7.
  132. М. Кадровая политика как фактор устойчивости сельскохозяйственного производства // АПК: экономика, управление. 2001.- № 5.
  133. В.А. Совершенствование механизма управления АПК // АПК: экономика, управление. 1999.- № 6.
  134. В., Свободина М. Эффективность становления рыночных отношений в сельском хозяйстве России // Международный сельскохозяйственный журнал. 1995.- № 1.
  135. В.И. Преодолеть кризисную ситуацию в сельском хозяйстве России // АПК: экономика, управление. 1999.- № 4.
  136. В. Рынок и управление в АПК России //Международный экономический журнал. 1991.- № 2.
  137. Е. Кредитование сельского хозяйства России //Вопросы экономики. 1996.-№ 8.
  138. А. и др. Инвестиционная политика в формировании федерального производства // АПК: экономика, управление. 1994.- № 5.
  139. Н. Рычаги регулирования АПК // Экономика сельского хозяйства России. 1997.- № 10.
  140. В. Структурные преобразования в предприятиях и объединениях АПК //АПК: экономика, управление. 1992.- № 9.
  141. Совершенствование экономического механизма АПК в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: ВНИЭСХ, 1991.
  142. А. К нынешнему состоянию России // Завтра. 1997.-№ 3.
  143. Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Российской Федерации. Ежегодный доклад 2000 г. М., 2001.
  144. Социально-экономические проблемы России (глава 7): Справочник. Подготовлен Фондом информационной поддержки экономических реформ и опубликован в Интернете.
  145. Е.С. Переход к многоукладной экономике стратегия реформирования АПК // АПК: экономика, управление. — 1994.- № 1.
  146. А. Государственное регулирование и управление сельским хозяйством в условиях экономики переходного периода //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998.- № 1.
  147. В. Экономическая работа и кадры // АПК: экономика, управление. 1994.- № 1.
  148. А. Итоги и перспективы реформ в АПК России // АПК: экономика, управление. 2001.- № 4.
  149. В. Крупнейшие производители сельскохозяйственной продукции в России // АПК: экономика, управление. 2001 .-№ 2.
  150. Управленческая мысль в России (к 150-летию К.А. Скальковского) // Проблемы теории и практики. 1993.- № 6.
  151. Управление АПК / Ю. В. Всеволжский, Ф. В. Зиновьев, М. Я. Лишанский. М.: Агропромиздат, 1987.
  152. И.Г. Аграрная реформа и проблемы развития кооперации в России на современном этапе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996.- № 10.
  153. И.Г. Формирование рациональных систем управления в АПК.-М.: Экономика и информатика, 1999.
  154. И.Г. Организация управления АПК и современные информационные системы // АПК: экономика, управление. 1999.- № 9.
  155. И.Г. Основные положения концепции аграрной политики России // АПК: экономика, управление. 2000.-№ 2.
  156. В.Ф. Концепция регулирования экономических отношений в АПК регионального уровня // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997.- № 11.
  157. М.Х. Управление региональным агропромышленным комплексом. Нальчик, 1986.
  158. И.Ф. Основные условия организации рынка в сельском хозяйстве региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1994.- № 10.
  159. И.Ф., Макин Г. И., Тихомиров В. Концепция основ управления агропромышленным производством на федеральном и региональном уровнях // АПК: экономика, управление. 2001.- № 6.
  160. В.Н. Аграрный кризис преодолен // Экономика сельского хозяйства России. 1997.- № 7.
  161. Л.И. Система государственного регулирования АПК // АПК: экономика, управления. 1996.- № 4.
  162. Л.И. Политика цен, торговли и государственной поддержки АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996.-№ 1.
  163. Ю.А. Эффективный агромаркетинг. М.: Колос, 1994.
  164. М. Стиль успешного руководства // АПК: экономика, управление. 1999.- № 11.
  165. Д. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития // РЭЖ.- 1997.- № 9.
  166. .А. Аграрный сектор США на рубеже веков // АПК: экономика, управление. 2000.-№ 7.
  167. .А. Роль и место крупнейших сельскохозяйственных предприятий в аграрном секторе США //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001.- № 5.
  168. В.В., Ахметов Р. Г. и др. Сельскохозяйственные рынки.- М.: Дело и сервис, 2000.
  169. A.A. Управление производством региона. М.: Советская Россия, 1979.
  170. A.A. Управление и аграрное положение // АПК: экономика, управление. 2000.- № 9.
  171. A.A. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса // АПК: экономика, управление. 2000.- № 1.
  172. A.A. Аграрный сектор России в XXI веке: реалии и прогноз // АПК: экономика, управление. 2001.-№ 4.
  173. Г. Экономические связи между республиками // Вопросы экономики. 1994.- № 1.
  174. Экономика сельского хозяйства / В. А. Добрынин, A.B. Беляев, П. П. Дунаев и др. М.: Агропромиздат, 1990.
  175. М. Проблемы регулирования и экономической поддержки аграрного сектора России // АПК: экономика, управление. 1997.- № 9.
  176. М. Результаты реформирования крупных аграрных хозяйств // Экономика сельского хозяйства России. 1997.- № 7.
  177. М., Бодрова Н. Проблемы возвращения кредитов сельскохозяйственными предприятиями // АПК: экономика, управление. 1997.- № 7.
  178. С. Новые задачи информационно-консультативных центров // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1997.-№ 9.
  179. Е.Г. Функции государства в рыночной экономике // Экономист. -1997.-№ 6.
Заполнить форму текущей работой