Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Макроэкономические аспекты интеграции российских банков в мировую финансовую систему

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость исследования. В ходе исследования разработана концепция «банковская услуга как товар», которую рекомендуется применять российским банкам при интеграции в МФС. Структурированы экономические отношения, в которые вступают банки с участниками мировой финансовой системы с целью предоставления банковских услуг клиенту, по видам банковских услуг и видам участников… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Историко-экономический анализ процесса интеграции банка в мировую финансовую систему
  • 1. История развития процесса интеграции российских банков в мировую финансовую систему
  • 2. Современные модели интеграции банка в мировую финансовую систему
  • 3. Мировая финансовая система: структура, современное состояние и тенденции развития
  • Глава II. Банковская услуга как результат интеграции банка в мировую финансовую систему
    • 1. Понятие банковской услуги как результата интеграции банка в мировую финансовую систему
    • 2. Анализ структуры и тенденций развития банковских услуг ведущих банков мира
    • 3. Особенности и перспективы развития банковских услуг российских банков в условиях интеграции в мировую финансовую систему

Макроэкономические аспекты интеграции российских банков в мировую финансовую систему (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. В современном мире глобализация является основной тенденцией развития мировой экономики, в той или иной степени влияющей на все происходящие в ней процессы. Большое воздействие глобализация оказала и продолжает оказывать на функционирование национальных банковских систем, входящих в мировую финансовую систему (МФС), что выражается в усилении процесса интеграции отдельных банковских институтов в МФС. Процесс интеграции банков в мировую финансовую систему представляет собой актуальную научную проблему, недостаточно изученную современной экономической наукой.

Существует несколько подходов к оценке интеграции банка в мировую финансовую систему. Традиционный подход к этой проблеме заключается в анализе международной филиальной и корреспондентской сетей банка, а также взаимоотношений с международными финансовыми институтами. На основе такого анализа принимаются стандартные управленческие решения в целях развития международного банковского бизнеса.

Однако они не лишены ряда недостатков, связанных с неполной изученностью современных тенденций развития всей мировой экономической системы, а также ее специфического влияния на деятельность банков. Так, мало изучены экономические отношения, возникающие на современном этапе глобализации между участниками МФС и банком, интегрирующимся в эту систему, что не позволяет российским банкам быстро и качественно удовлетворить каждую конкретную потребность клиента и эффективно развивать международный бизнес.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью определения влияния современных тенденций развития мирового хозяйства на интеграцию национальной банковской системы в МФС, изучения процесса развития экономических отношений между банком и участниками мировой финансовой системы в целях предоставления банковских услуг клиенту, определения сущности процесса банковской интеграции в МФС, выявления предпосылок его возникновения и тенденций развития, что и послужило основанием для выбора темы исследования «Макроэкономические аспекты интеграции российских банков в мировую финансовую систему».

Степень разработанности проблемы. В разные периоды развития отечественной экономической науки в центре внимания ученых находились различные проблемы банковского дела. В советский период в экономической науке разрабатывались вопросы, касающиеся истории и теории банковского дела, зарождения международного банковского дела, организации международных валютно-кредитных и финансовых отношений, денежного обращения и кредита, образования глобальных банковских институтов, обеспечивающих эффективную систему расчетов и предоставление международного кредита. Особый вклад в эту область внесли такие отечественные ученые, как А. Н. Ананьич, А. И. Ачкасов, Н. Д. Барковский, А. Н. Беличенко, В. И. Бовыкин, Б. В. Боханов, В. П. Комиссаров, Г. Г. Матюхин, О. М. Прексин, C. J1. Ронин, A. J1. Сидоров и многие другие.

Рыночные преобразования в России вызвали появление научных трудов, освещающих различные аспекты функционирования национальной банковской системы в современных условиях. В период развития системы современных коммерческих банков в России указанные проблемы стали активно разрабатываться российскими учеными, среди которых следует выделить работы В. И. Букато, Н. И. Валенцевой, B.C. Геращенко, Ю. В. Головина, Е. Ф. Жукова, Э. В. Искренко, JI.H. Красавиной, В. В. Круглова, О. И. Лаврушина, В. Д. Миловидова, Д. М. Михайлова, И. Н. Платоновой, A.M. Сарчева, В. Н. Шенаева и других.

Вместе с тем, в зарубежных странах с рыночной экономикой в силу большей развитости национальных банковских систем приоритет отдавался исследованию транснациональных банковских образований в мировой финансовой системе, возникших вследствие глобализации. Значительный вклад в разработку этой проблемы и мировой теории банковского дела в целом внесли такие зарубежные ученые, как Х. У. Дерих, П. Кругман, М. Обстфельд,.

М. Пебро, Питер С. Роуз, Максимо В. Энг, Френсис А. Лис, Лоуренс Дж. Мауер., Р. Ф. Бертраме и другие.

В последнее время проблема интеграции национальных банковских систем в условиях глобализации достаточно активно исследуется и современными российскими учеными. М. В. Белякова провела глубокий анализ нормативно-правовой базы интеграции банка в международную банковскую систему на примере России, США, стран Западной Европы. Б. Б. Логинов широко осветил проблему развития зарубежной сети банковских филиалов и представительств. В. Д. Мехряхов, A.B. Мурычев, В. В. Попков, А. Н. Сырцова рассмотрели проблемы банковского сектора при вступлении России в ВТО и предложили ряд конструктивных предложений по вопросу государственной защиты национальной банковской системы. В работах В. М. Шавшукова определены этапы становления российского сегмента глобальных финансов как процесса развития корреспондентских отношений отечественных банков с иностранными партнерами, получения международных рейтингов и аудиторских заключений ведущих специализированных компаний, выхода на международные финансовые рынки, взаимодействия с международными финансовыми организациями. В. И. Букато, Ю. В. Головин, Ю. И. Львов, М. Х. Лапидус, основываясь на статистических данных Центрального банка РФ, рассмотрели интеграцию российских банков через анализ чистой инвестиционной позиции коммерческих банков, которая определяется как разница между иностранными активами и пассивами.

Однако в проведенных научных исследованиях анализ причин возникновения процесса интеграции, выявление его сущностных характеристик и определение тенденций дальнейшего развития не являлись основными задачами. В трудах ученых, занимающихся исследованием проблемы интеграции национальных банковских систем в МФС, интеграция как развитие экономических отношений с иностранными партнерами в процессе предоставления банковской услуги не была специальным предметом исследования, что не позволило выявить ряд важных особенностей, учет которых необходим для успешного функционирования современного банка. Кроме того, отдельная банковская услуга не рассматривалась как цель и результат интеграции, что не позволяет структурировать банковские услуги по видам экономических отношений с участниками МФС и определять оптимальные пути вхождения каждого конкретного банка в МФС.

Таким образом, возникает объективная необходимость исследования процесса интеграции банка в МФС как системы специфических экономических отношений между банком и участниками МФС, которые устанавливаются и развиваются для предоставления банковской услуги клиенту.

Актуальность и потребность в более глубокой научной разработке механизма процесса банковской интеграции в мировую финансовую систему, а также оптимальных путей вхождения банка в МФС и определили выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении причин и сущностных характеристик интеграции банка в мировую финансовую систему, изучении этого процесса и определении оптимальных путей интеграции отечественных банков в МФС.

Задачи диссертационного исследования. Исследование проблем интеграции российских банков в мировую финансовую систему включает изучение причин, определение цели, выявление сущности и анализ результатов интеграции. Для этого необходимо:

— провести историко-экономический анализ процессов интеграции отечественных банков в мировую финансовую систему;

— представить существующие модели интеграции банка в мировую финансовую систему и провести их анализ;

— рассмотреть современное состояние мировой финансовой системы, ее структуру и тенденции развития с позиции банка, интегрирующегося в эту систему;

— провести анализ категории банковской услуги как результата интеграцииисследовать структуру и тенденции развития банковских услуг ведущих банков мира.

— выявить перечень основных международных банковских услуг российских банков, определить перспективы их развития и условия оптимальной интеграции отечественных банков в мировую финансовую систему.

Объект исследования — процесс интеграции российских банков в мировую финансовую систему.

Предмет исследования — система специфических экономических отношений, возникающих между российским банком и другими участниками мировой финансовой системы в процессе интеграции в мировую финансовую систему.

Методологической основой исследования являются принципы диалектической логики, единства логического и исторического подходов, системный метод исследования, методы сравнения, экономической статистики и анализа.

Информационной базой исследования послужили материалы российской и зарубежной печати, результаты исследований и статистические данные Центрального Банка России, Банка международных расчетов, Всемирного банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития, Международного Валютного Фонда, публикуемые в печати и распространяемые в международной сети Интернет, выступления руководителей и аналитиков центральных банков России и зарубежных стран, видных финансовых деятелей. При выполнении диссертации автор опирался также на международные и отечественные нормативно-правовые документы.

Положения, выносимые на защиту. 1. Причиной интеграции является потребность клиента в банковском обслуживании внешнеэкономической деятельности, возникающая в результате глобализации мировой экономики. Цель интеграции состоит в удовлетворении потребности клиента в банковском обслуживании внешнеэкономической деятельности, получении дополнительной прибыли и повышении престижа банка в МФС. Сущность интеграции заключается в специфических экономических отношениях, возникающих между банком и участниками МФС в процессе предоставления банковской услуги клиенту. Результатом интеграции является банковская услуга, которую банк предоставил клиенту, вступив в экономические отношения с участниками мировой финансовой системы.

2. Международная интеграционная активность банка представляет собой комплекс действий банка, направленных на установление и дальнейшее развитие экономических отношений с участниками мировой финансовой системы в целях предоставления банковских услуг клиентам. Международный интеграционный разрыв определяется как интервал времени с момента прекращения банком экономических отношений с организациями иностранного государства и до момента, когда по возвращении на рынок банковских услуг этого государства банк достигнет прежнего уровня деятельности. Интеграционная цепь мировой финансовой системы включает группу участников мировой финансовой системы, члены которой связаны друг с другом через экономические отношения с третьим членом МФС.

3. Современная банковская услуга интегрированного в МФС банка рассматривается как результат, достигнутый благодаря проведению банковских операций, ставших возможными за счет вступления банка в экономические отношения с участниками МФС по поручению клиента в пользу последнего, за определенную плату. Каждая банковская услуга требует развития конкретных экономических отношений между банком и участниками мировой финансовой системы которые, могут быть структурированы по видам участников МФС и видам банковских услуг.

4. В зависимости от совокупности предоставляемых банковских услуг и развиваемых при этом экономических отношений возможны четыре уровня интеграции банка в МФС: элементарный уровень (предоставление несложных международных расчетно-платежных банковских услуг, которые предполагают организацию экономических отношений, в основном, внутри банковского сектора мировой финансовой системы) — начальный уровень (предоставление услуг 1-го уровня и услуг по финансированию внешнеторговых операций клиентов, выставление аккредитивов, участие в крупных проектах ведущих иностранных банков по оказанию международных инвестиционных банковских услуг национальным клиентам, которые предполагают более сложные экономические отношения внутри банковского сектора МФС, экономические отношения с экспортными агентствами, иностранными партнерами клиентов) — продвинутый уровень (предоставление услуг предыдущих уровней, плюс консультационных услуг по инвестированию на международных финансовых рынках, участие в проектах ведущих иностранных банков в качестве со-менеджеров независимо от национальной принадлежности потребителя услуг, что требует от банка установления отношений с иностранными банками по организации инвестиционных проектов для клиента, с инвесторами, с различными информационными агентствами, биржами, внебиржевыми участниками торговли финансовыми активами) — глобальный уровень (предоставление всего спектра международных банковских услуг, что предполагает наличие самых разнообразных экономических отношений со многими участниками мировой финансовой системы).

5. Для успешной работы в условиях интеграции в мировую финансовую систему банку необходимо самому формировать спрос на банковские услуги, для чего целесообразно использовать маркетинговый подход при создании и реализации банковских услуг — концепцию «банковская услуга как товар», которая предполагает анализ ассортимента, жизненного цикла, конкурентоспособности и качества банковской услугиформирование товарной политики и спроса на новые банковские услуги.

6. Перспективы развития услуг отечественных банков в процессе интеграции в МФС связаны с их увеличением в сфере международных торговых операций клиентов, с дальнейшим расширением международных инвестиционных банковских услуг, с внедрением услуг по секьюритизации внешних валютных поступлений крупных экспортно-ориентированных компаний, с использованием опыта ведущих иностранных банков по развитию международных корреспондентских отношений, размещению облигаций и акций клиентов на мировых финансовых рынках и организации банковского бизнеса в целом.

Научная новизна исследования:

— Структурирован процесс интеграции российских банков в мировую финансовую систему и представлены его современные модели (проект развития банковских учреждений, разработанный Всемирным банком совместно с Центральным Банком РФ и Минфином РФ при участии российских и иностранных коммерческих банковвыход коммерческого банка на рынок промышленно развитых странразвитие зарубежной сети филиаловинтеграция российских банков в мировую финансовую систему в условиях вступления России в ВТОпозиционирование банка на рынках мировой финансовой системы), что позволило определить дальнейшие направления в исследовании данной проблемы, в частности, влияние тенденций развития современной мировой финансовой системы на банковскую услугу как на результат интеграции банка в эту систему;

— определены и введены в научный оборот понятия, позволяющие выявить новые тенденции в процессе интеграции банка в МФС: международная интеграционная активность банка, интеграционная цепь мировой финансовой системы, международный интеграционный разрыв.

— показана макроуровневая структура МФС, которая, с позиции банка, интегрирующегося в эту систему, представляет собой микроуровневую структуру МФС как систему элементов (участников и рынков) и экономических отношений между конкретным банком и другими участниками МФС, возникающими в процессе предоставления банковской услуги клиенту.

— представлена система экономических отношений, возникающих между банком и участниками МФС в процессе оказания услуги клиенту как многоуровневое образование, что объясняется, во-первых, большим количеством участников МФС и видов банковских услуг (в зависимости от предоставляемых услуг определены четыре уровня интеграции банка в МФС — элементарный, начальный, продвинутый и глобальный) и, во-вторых, разными уровнями охвата участников (национальным, международным, глобальным);

— разработана целостная концепция «банковская услуга как товар», которая заключается в анализе жизненного цикла банковской услуги на трех ассортиментных уровнях (базовом, текущем и расширенных банковских услуг) — формировании товарной политикипоиске оптимальных товарных ниш (сегментов) — разработке и осуществлении стратегии расширенных услугформировании спроса на новые банковские услугианализе конкурентоспособности и качества банковских услуг.

— предложен количественный показатель оценки интеграции банка в мировую финансовую систему, представляющий собой суммарный денежный поток международных интеграционных структур банка (операционное зарубежное банковское подразделение, неоперационное зарубежное банковское подразделение, международный департамент банка), позволяющий прогнозировать и контролировать процесс интеграции;

Теоретическая и практическая значимость исследования. В ходе исследования разработана концепция «банковская услуга как товар», которую рекомендуется применять российским банкам при интеграции в МФС. Структурированы экономические отношения, в которые вступают банки с участниками мировой финансовой системы с целью предоставления банковских услуг клиенту, по видам банковских услуг и видам участников МФС, что позволит оптимизировать процесс предоставления услуг, повысить их качество и конкурентоспособность. Обобщен опыт предоставления международных банковских услуг ведущих иностранных банков и предложены возможности его использования российскими банками. Выявлены дополнительные возможности для коммерческого банка, которые дает глобализация в МФС, заключающиеся в совершенствовании качества управления банковской деятельностью, открытии дополнительных рынков, установлении новых партнерских связей, диверсификации деятельности на внутреннем и внешнем рынках, получении эффекта от обратной связи глобальных и внутренних рынков. Определены требования, предъявляемые к банку, состоящие в универсализации банковских учреждений, глобальном стандарте качества финансовых услуг, в ведении дистанционного обслуживания клиентов, синхронизации процессов развития на внутреннем и глобальном рынке, повышении качества управления риском, развитии инноваций, увеличении критического объема оказываемых услуг, оптимизации кадровой политики.

Апробация работы. Наиболее важные научные положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях Волгоградского государственного технического университета в 2000 — 2003 годах. Главные результаты диссертации получили положительную оценку в рамках обсуждения на научных семинарах аспирантов.

Предлагаемые в диссертации практические рекомендации нашли применение в деятельности Волгоградского отделения Сберегательного Банка РФ № 8621, в ФКБ «Петрокоммерц» в г. Волгограде.

Публикации. Результаты и положения диссертационного исследования опубликованы в 5 работах общим объемом 2,8 печатных листа.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Выводы.

1. Критический анализ исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме теории банковской услуги показал, что современные тенденции развития мирового хозяйства, основной из которых является глобализация, оказывают большое влияние на банковские услуги. Под воздействием глобализации активизировался процесс интеграции банков в МФС в целях предоставления банковских услуг клиентам. Таким образом, банковская услуга интегрирующегося в МФС банка представляет собой результат интеграции, достигнутый благодаря проведению банковских операций, предполагающих вступление банка в экономические отношения с участниками МФС по поручению клиента, в пользу последнего, за определенную плату.

2. В современных условиях банку, интегрирующемуся в МФС, необходимо самому создавать спрос на свои услуги посредством реализации концепции «банковская услуга как товар». Эта концепция предполагает:

2.1. развитие банковской услуги на трех уровнях: базовый ассортимент, текущий ассортимент, расширенные банковские услуги;

2.2. анализ жизненного цикла банковской услуги, что позволит правильно планировать ассортимент банковских услуг и их рентабельность;

2.3. создание товарной политики, которая призвана. обеспечить формирование ассортимента, поддержание конкурентоспособности услуг на требуемом уровне, нахождение для банковских услуг оптимальных товарных ниш (сегментов), разработку и осуществление стратегии расширенных услуг;

2.4. формирование спроса на новые банковские услуги;

2.5. анализ конкурентоспособности и качества банковских услуг.

Реализация банком концепции «банковская услуга как товар» повышает эффективность и прибыльность банковских услуг, улучшает структуру ассортимента банка и, следовательно, делает сам банк более прибыльным, стабильным и конкурентоспособным на международном рынке, что подтверждает опыт ведущих иностранных банков. В этой связи мы считаем необходимым рассмотреть банковские услуги ведущих иностранных банков и провести анализ экономических отношений, которые возникают между банком и участниками МФС в процессе предоставления клиенту банковской услуги.

3. Анализ основных тенденций развития банковских услуг, таких как рост значения телекоммуникаций в процессе предоставления банковских услуг, кардинальное изменение каналов сбыта банковских услуг в сторону их реализации при помощи электронных систем связи, стандартизация и сегментация услуг, увеличение значения консультационных, инвестиционных банковских услуг, услуг по сопровождению внешнеэкономической деятельности клиента, услуг на рынке ссудных капиталов, позволяет сделать вывод, что банковская деятельность приобретает масштабный международный характер и на первый план выходят международные банковские услуги.

4. Анализ международных банковских услуг ведущих иностранных банков позволил для каждой услуги определить экономические отношения, в которые вступает банк с участниками МФС с целью предоставления этой услуги и выделить четыре уровня интеграции банка в МФС, определяемых конкретной группой предоставляемых международных банковских услуг и экономическими отношениями, характерными для каждой группы, -элементарный, начальный, продвинутый и глобальный.

5. Анализ международных банковских услуг российских банков показал, что они не предоставляют всего перечня международных банковских услуг своим клиентам, и, соответственно, экономические отношения с участниками МФС не развиты в полной мере. По классификации уровней интеграции банка в МФС российские банки относятся к первым двум уровням интеграции, которые предполагают предоставление несложных международных банковских услуг. В рамках этих уровней российские банки вступают в экономические отношения с иностранными банковскими структурами, с экспортными агентствами, иностранными партнерами клиентов и другими участниками МФС. Международные банковские услуги, характерные для более высоких уровней интеграции в МФС (организация выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг и их размещение на международных финансовых рынках, секьюритизация клиентских активов, организация еврооблигационных займов и синдицированных кредитов для своих клиентов в качестве лид-менеджеров), российские банки не предоставляют. Отсутствие данных услуг в ассортименте российских банков и большая их значимость для отечественного банковского дела определяет перспективы развития международных банковских услуг отечественных банков: использование опыта ведущих иностранных банков по организации международных корреспондентских отношенийпредоставление международных банковских услуг по развитию международных торговых операций клиентовразвитие международных инвестиционных банковских услугвнедрение услуг по секьюритизации внешних валютных поступлений крупных экспортно-ориентированных компаний нефтяной, газовой, металлургической, лесоперерабатывающей отраслейиспользование мирового опыта по размещению облигаций и акций клиентов российских банков на мировых финансовых рынках. В этой связи необходимо выделение в организационной структуре российского банка подразделения, ответственного за развитие международных банковских услуг, в задачи которого входила бы координация деятельности на мировых рынках, развитие международных банковских услуг, повышение эффективности международных денежных потоков, развитие отношений с рейтинговыми агентствами, приведение финансовой отчетности банка в соответствие с международными стандартами, развитие отношений с иностранными банками. Выделение данного подразделения позволит укрепить существующие экономические отношения, установить новые с участниками МФС и таким образом ускорить интеграцию отечественных банков в МФС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного диссертационного исследования на тему «Макроэкономические аспекты интеграции банка в МФС» получены следующие результаты:

1. Историко-логический анализ интеграции банка в МФС показал, что главными факторами интеграции банка в МФС является глобализация и открытость российской экономики, которые при развитии капиталистических отношений и внешней торговли способствовали формированию новой потребности у хозяйствующего субъекта — потребности в банковском обслуживании внешнеэкономической деятельности, которую банк стремится удовлетворить, то есть предоставить банковскую услугу. Предоставляя банковские услуги, российские банки начали интегрироваться в МФС, устанавливая экономические отношения с ее участниками. Анализ международной деятельности отечественных банков в советский период подтверждает сделанные выводы о том, что причиной интеграции банка в МФС является потребность клиента в банковском обслуживании внешнеэкономической деятельности, а сутью процесса интеграции — экономические отношения между банком и иностранными партнерами, которые являются участниками МФС. В роли клиентов выступали разнообразные внешнеторговые объединения и организации, которым требовались банковские услуги по международным расчетам и обслуживанию внешнеторговой деятельности. Для этих целей Госбанк и Внешторгбанк СССР вступали в экономические отношения с участниками МФС, а в рамках СЭВ организовали два международных интеграционных финансовых института.

2. Анализ современных моделей интеграции российских банков в МФС в условиях глобализации позволил выделить пять основных моделей:

• базовая модель интеграции российских банков в МФС, представляющая собой проект развития банковских учреждений, разработанный Всемирным банком совместно с Центральным Банком РФ и Минфином РФ при участии российских и иностранных коммерческих банков;

• модель интеграции российских банков в МФС как выход коммерческого банка на рынок промышленно развитых стран;

• модель интеграции в МФС, основанная на развитии зарубежной сети филиалов;

• модель интеграции российских банков в МФС при условии вступления России во Всемирную торговую организацию;

• модель интеграции банков в МФС, основанная на установлении корреспондентских отношений с иностранными банками, получении международных рейтингов и аудиторских заключений ведущих специализированных компаний, выходе на международные финансовые рынки, взаимодействии с международными финансовыми организациями.

В рамках вышеперечисленных моделей проведен анализ нормативно-правовой базы интеграции банка в МФС на примере России, США, стран Западной Европыосвещена проблема развития зарубежной сети банковских филиалов и представительств в контексте интеграции российских банков в МФСрассмотрены проблемы банковского сектора при вступлении России в ВТО и представлен ряд конструктивных предложений по вопросу государственной защиты национальной банковской системыопределены этапы интеграции российских банков в МФСпредложен количественный показатель уровня интеграции банков в МФС. Вместе с тем, исследователями не проведен анализ влияния глобализации на процесс интеграции банка в МФС, не раскрыта сущность процесса интеграции банка в МФС. Эти вопросы были решены в данном исследовании. С этой целью мы рассмотрели современное состояние МФС, ее структуру и тенденции развития.

3. Интеграция банка в МФС представляет собой систему специфических экономических отношений между банком и другими участниками МФС, которые структурированы в диссертации применительно к основным видам международных банковских услуг. Исследование интеграции банка в МФС включает анализ:

• причины интеграции — потребность клиента в банковском обслуживании внешнеэкономической деятельности, возникающая в результате глобализации мировой экономики;

• цели интеграции — желание банка удовлетворить потребность клиента, получив дополнительную прибыль и повысив престиж банка в МФС;

• сущности интеграции — экономические отношения, возникающие между банком и участниками МФС в процессе предоставления банковской услуги клиенту;

• результата интеграции — банковская услуга, которую банк предоставил клиенту, вступив в экономические отношения с участниками МФС.

4. Банковская услуга интегрирующегося в МФС банка — это результат интеграции, достигнутый благодаря проведению банковских операций, предполагающих вступление банка в экономические отношения с участниками МФС по поручению клиента, в пользу последнего, за определенную плату.

5. Проведенный анализ показал, что МФС следует рассматривать как совокупность ее элементов (участников и рынков) и связей между ними с позиции банка, интегрирующегося в эту систему. Рассмотрение современного состояния основных элементов финансовой системы и тенденций их развития позволило структурировать экономические отношения, возникающие между банком, интегрирующимся в эту систему, и ее элементами по основным участникам МФС. Поскольку экономические отношения возникают между банком и участниками МФС на различных рынках МФС, были детально рассмотрены мировой финансовый рынок, мировой валютный рынок, мировой рынок финансовых услуг и тенденции развития этих рынков. Наибольшее внимание было уделено глобализации МФС как основной тенденции развития мировых финансовых рынков. Глобализация МФС (ГМФС) представляет собой взаимодействие взаимозависимых факторов, образующих единый синергетический фактор ГМФС, и участников МФС, которые также находятся во взаимодействии и взаимозависимости. К основным факторам ГМФС относятся: развитие информационных технологий, процессы либерализации и дерегулирования функционирования рынков МФС и их участников, защита прав собственности, стандартизация условий осуществления финансовых операций и предоставления услуг, потенциальный объем инвестиций физических лиц, международное движение капиталов, появление новых динамично развивающихся стран, финансовые инновации, современные теории инвестирования. Процесс глобализации оказывает двоякое влияние на интеграцию банков в мировую экономическую систему. С одной стороны, глобализованная МФС предоставляет широкие возможности для банков, а с другой стороны, выдвигает ряд требований, невыполнение которых несет в себе серьезные опасности.

6. Автором разработан понятийный аппарат, позволяющий наиболее полно раскрыть исследуемую проблему. Введены следующие понятия: интеграция банка в МФС, международная интеграционная активность банка, международные интеграционные банковские структуры, международный интеграционный разрыв, интеграционная цепь МФС, элементарный интеграционный блок, интеграционный банковский коэффициент.

7. В современных условиях банку, преследующему цель интеграции в мировую экономическую систему, необходимо самому создавать спрос на свои услуги посредством реализации концепции «банковская услуга как товар». Эта концепция включает: анализ жизненного цикла банковской услугисоздание товарной политики, которая призвана обеспечить формирование ассортиментаподдержание конкурентоспособности услуг на требуемом уровненахождение для банковских услуг оптимальных товарных ниш (сегментов) — разработку и осуществление стратегии расширенных услугформирование спроса на новые банковские услугианализ конкурентоспособности и качества банковских услуг.

8. Анализ основных тенденций развития банковских услуг позволяет сделать вывод, что в условиях глобализации мировой экономики банковская деятельность приобретает масштабный международный характер и на первый план выходят международные банковские услуги.

9. Анализ международных банковских услуг позволил структурировать экономические отношения, в которые вступает банк с участниками МФС по видам услуг, и выделить четыре уровня интеграции банка в МФС, определяемых конкретной группой международных банковских услуг и экономическими отношениями, характерными для каждой группы, -элементарный, начальный, продвинутый и глобальный уровни.

10. Анализ международных банковских услуг российских банков выявил ограниченность их ассортимента. Согласно классификации уровней интеграции банка в МФС, российские банки относятся к первым двум уровням интеграции, которые предполагают предоставление несложных международных банковских услуг. В рамках этих уровней российские банки вступают в экономические отношения с иностранными банками, с экспортными агентствами, иностранными партнерами клиентов и другими участниками МФС. Международные банковские услуги, характерные для более высоких уровней интеграции в МФС, российские банки не предоставляют, что определяет перспективы развития международных банковских услуг отечественных банков, а именно: использование опыта ведущих иностранных банков по организации международных корреспондентских отношенийпредоставление международных банковских услуг по развитию международных торговых операций клиентовразвитие международных инвестиционных банковских услугвнедрение услуг по секьюритизации внешних валютных поступлений крупных экспортно-ориентированных компаний нефтяной, газовой, металлургической, лесоперерабатывающей отраслейиспользование мирового опыта по размещению облигаций и акций клиентов российских банков на мировых финансовых рынках. В этой связи целесообразно выделение в организационной структуре российского банка подразделения, ответственного за развитие международных банковских услуг и экономических отношений с иностранными партнерами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт, 1999.
  2. Закон РФ от 02.12 1990 г. № 395−1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. (с последующими изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6.
  3. Закон РФ от 26 апреля 1995 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в ред. Федерального закона (с последующими изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18.
  4. Закон РФ от 09.07 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
  5. Закон РФ от 09.10 1992 г. № 3615−1 «О валютном регулировании и валютном контроле».
  6. Инструкция ЦБР от 24 августа 1998 г. № 76-И «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства» (с изм. и доп. от 17 марта 1999 г.) // Вестник Банка России. 1998. № 63.
  7. Публикация Международной торговой палаты № 500 ред. 1993 г. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.
  8. Публикация Международной торговой палаты № 522 ред. 1993 г. Унифицированные правила по инкассо.
  9. Инструкция Внешторгбанка СССР от 25.12 1985 г. № 1 «О порядке совершения банковских операций по международным расчетам».1. Монографии и публикации
  10. .В. Российское самодержавие и вывоз капитала. 1895−1914 гг.л., 1975.
  11. O.A. Тенденции развития и направления совершенствования краткосрочного кредитования предприятий // Банковское дело. 2002. № 6. С. 13.
  12. А.И., Прексин О. М. Международные валютно-кредитные отношения: два пути развития. М.: Финансы и статистика, 1988.
  13. И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.
  14. В.З. Общая экономическая теория. Новосибирск: ТОО «КЖЭА», НПК «Модус», 1996.
  15. В.И. Букато, Ю. В. Головин, Ю. И. Львов. Банки и банковские операции в России / Под ред. М. Х. Лапидуса. М.: Финансы и статистика, 2001.
  16. Банки на развивающихся рынках: В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1. Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам / Д. МакНотон, Д. Дж. Карлсон, К. Т. Дитц и др. М.: Финансы и статистика, 1994.
  17. Банки на развивающихся рынках: В 2-х т.: Пер. с англ. Т. 2. Интерпретирование финансовой отчетности / К. Дж. Барлтроп, Д. МакНотон. М.: Финансы и статистика, 1994.
  18. Банковская система России. Настольная книга банкира. Кн. 1−3. М.: ТОО Инжиниринго-консалтинговая компания «ДеКа», 1995.
  19. Банковское дело / Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 1999.
  20. Банковское дело: управление и технологии / Под ред. А. М. Тавасиева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  21. Банковское законодательство: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Под ред. Е. Ф. Жукова. М.: Юнити, 2001
  22. Н.Д. Мемуары банкира (1930−1990 гг.). М.: Финансы и статистика, 1998.
  23. А.Н., Матюхин Г. Г. Кредитные отношения между странами-Членами СЭВ. М.: Финансы и статистика, 1983.
  24. С.Г. Русско-французские банковские группы в период экономического подъема 1909−1914 гг. СПб.: АО «ЭН-ПИ», 1995.
  25. М.В. Современные тенденции развития международной банковской системы: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01 / Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова. Чебоксары, 2000.
  26. В.И. Зарождение финансового капитала в России. М.: Наука, 1967.
  27. В.И. Формирование финансового капитала в России. Конец XIX в. 1908 г. М.: Наука, 1984.
  28. . Мировая экономика за 100 лет // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 9.
  29. .В. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX в. 1914 г. М., 1984.
  30. А. Кому и зачем нужен Internet Banking // Мир Интернет. 1999. № 9.
  31. К.Э. Международные расчеты российских банков в условиях единой европейской валюты // Банковское дело. 1999. № 1.
  32. Н.И. Методы кредитования социалистического хозяйства. М.: Финансы, 1980.
  33. Валютный рынок и валютное регулирование Учеб. пособие / Под ред. И. Н. Платоновой. М.: Бек, 1996
  34. А.И. Проблемы интеграции российских банков в мировую валютно-кредитную систему: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.14. / Дипломатическая академия МИД Российской Федерации. М.: 1995.
  35. А.Ю. Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг. М.: Изд-во БЭК, 2001.
  36. В.Н. Банковское обслуживание частного клиента с использованием мобильной связи // Банковские услуги. 2001. № 9.
  37. Гарантии и аккредитивы в современной банковской практике. М.: Менатеп-Информ, 1994.
  38. В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы. // Деньги и кредит. 2000. № 6. С. 5−13.
  39. Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 1999.
  40. Ю.А. Создание и развитие инвестиционного банка в России. М: Дело, 1998.
  41. Денежное обращение и кредит Учеб. для вузов по спец. «Финансы и кредит» / Под ред. B.C. Геращенко. М.: Финансы и статистика, 198 643.
  42. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. / Под ред. Е. Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ, 2001
  43. Х.У. Универсальный банк — банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже века: Пер. с нем. М.: Международные отношения, 1999.
  44. Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. М.: Изд-во АНК, 1996.
  45. Е.В. и др. Маркетинг банковских услуг. М.: ТЕИС, 1999.
  46. А.Н. Банковское обслуживание корпоративных клиентов в области внешнеэкономической деятельности // Деньги и кредит. 1999. № 10.
  47. А.Н. Мировой опыт развития банковских услуг и пути его применения в России: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10 / Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. М., 2000.
  48. А.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. М.: Финансы и статистика, 2002.
  49. P.O. Мировые тенденции развития электронной коммерции в сфере финансовых услуг // Деньги и кредит. 2001. № 1.
  50. История России: Кредитная система / Репринтное воспроизведение:1, Гурьев А. Н. Очерки развития кредитных учреждений в России. Спб., 1904.
  51. С.Ф. Акционерные Коммерческие Банки в России в прошлом и настоящем. Нижний Новгород, 1924. М.: ЮКИС, 1995.
  52. А.К. Трансграничные валютные операции: особенности расчетов и управления рисками // Банковские услуги. 1998. № 9.
  53. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999.
  54. А. Международная экономика. М.: Международные отношения, 1998.
  55. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1993.
  56. Л.Н., Смирнов А. Л. Международный кредит: формы и условия. М.: Консалтбанкир, 1995.
  57. П., Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика. М.: ЮНИТИ, 1997.
  58. Л.П. и др. Современные банковские системы: Учеб. пособие. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  59. .Б. Роль зарубежной сети российских банков в развитии внешнеэкономических связей России: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.14. / Дипломатическая академия МИД Российской Федерации. М.: 2000.
  60. М.Ю. Российские банки укрепляют связи с банками Европы // Банковское дело. 2001. № 6.
  61. Г. Г. Я был главным банкиром России. М.: Высшая школа, 1993
  62. В.Д. Национальные банки могут оказаться заложниками при вступлении России в ВТО // Банковское дело. 2002. № 2. С. 2−4.
  63. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2000.
  64. В.Д. Современное банковское дело. Опыт организации и функционирования США. М.: МГУ, 1992.
  65. Д.М. Международные расчеты и гарантии. М.: ФКБ-ПРЕСС, 1998.
  66. Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. М.: Экзамен, 2000.
  67. А.Г. Интеграция промышленного и банковского капитала: современные мировые тенденции и проблемы развития России. М.: Финансы и статистика, 1997.
  68. А.Г., Огнивцев С. Б. Финансовый рынок и системный подход к анализу рынка корпоративных ценных бумаг // Деньги и кредит. 1998. № 4.
  69. С.Р. Тенденции развития рынка еврокредитов // Банковское дело. 1999. № 2.
  70. А.Г., Огнивцев С. Б. Мировая экономика: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001.
  71. Московкина J1.A. Контроль за привлечением резидентами внешних заимствований и их погашением // Банковские услуги. 2000. № 9.
  72. А. России нужна разумная стратегия вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) // Аналитический банковский журнал. 2002. № 1 (80). С. 37−38.
  73. Г. Я. Банковские операции. Ч. 4: Банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 1996.
  74. Новая единая европейская валюта евро / Под ред. В. И. Рыбина. М.: Финансы и статистика, 1998.
  75. Общая теория денег и кредита / Под ред. Е. Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ, Банки и биржи, 1998.
  76. Общая теория денег и кредита: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика», специальности «Финансы и кредит» / Под ред. Е. Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ, 2001
  77. Основные проблемы и противоречия развития кредитных отношений: Сб. науч. тр. Моск. гос. ин-т междунар. Отношений /Под ред. Комиссарова В. П. М.: МГИМО, 1989
  78. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Под ред. В. В. Круглова. М.: ИНФРА-М, 1998.
  79. Г. С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
  80. Г. С. Международные рынки капитала в условиях глобальной конкуренции и перспективы инвестиций в Российской Федерации. М.: Инфра-М, 1999.
  81. М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Под общ. ред. Н. С. Бабинцевой: Пер. с франц. М.: Прогресс-Универс, 1994.
  82. Э., Фриз С., Эггенбергер К., Малютина М. Гарантирование банковских депозитов: мировая практика и российские проблемы // Деньги и кредит. 2000. № 6. С. 47−53.
  83. М.А. Заем, ссуда, кредит // Деньги и кредит. 1999. № 4.
  84. Ю.А. Коммерческие банки Москвы. Конец XIX в. 1914 г. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССОЭН), 1998.
  85. В.Я. Евро и доллар США. Конкуренция и партнерство в условиях глобализации. М.: Консалтбанкир, 2002.
  86. И. Н. Валютное регулирование в современной мировой экономике. М.: Фин. акад. при Правительстве Рос. Федерации, 1999
  87. И. Н. Валютное регулирование как часть структурной политики в рыночной экономике: Автореф. дис.. д-ра экон. наук: 08.00.10, 08.00.14/ М. 2000
  88. И. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учеб.-практ. пособие. М.: Фин. акад. при Правительстве Рос. Федерации, 2001
  89. Ю.В. Российские банки в международном финансовом сообществе // Деньги и кредит. 2000. № 8.
  90. В. Россия и ВТО: что ожидает российский рынок банковских услуг // Аналитический банковский журнал. 2002. № 5 (84). С. 73−76.
  91. О. Российские банки на международных рынках частного капитала // БФИ. 1997. № 6. С. 35−38.
  92. С.Л. Иностранный капитал и русские банки: К вопросу о финансовом капитале в России. М., 1926.
  93. Россия и международная торговая система / Под ред. Э. ВанДузера и др. СПб.: Петрополис, 2000.
  94. Роуз Питер С. Банковский менеджмент: Пер. с англ. М.: Дело, 1997.
  95. Т.Б., Мирошкина О-В. Развитие банковской системы и инновационные банковские продукты (пластиковые карты). М.: Гелиос АРВ, 2002.
  96. .Б. Мировые фондовые рынки: статистический портрет // Вестник финансовой академии. М.: Финансы и статистика, 1998. № 2 (6).
  97. О.С. Банковские электронные услуги. М.: Банки и биржи, Юнити, 1997.
  98. А.Г. Новые технологии в расчетно-платежной системе коммерческого банка // Планета INTERNET 1998. № 5−6. С. 30.
  99. А.Г. Система международных долгов, М.: ДеКа, 1999.
  100. A.M. Ведущие коммерческие банки в мировой экономике. М.: Финансы и статистика, 1992.
  101. Э.М. Мировая банковская система в условиях глобального экономического спада // Банковское дело. 2002. № 2.
  102. А.Л. Финансовое положение России в годы Первой мировой войны. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960.
  103. А.Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России // Деньги и кредит. 2001. № 3.
  104. А.Ю. Достаточность банковского капитала: новые подходы и перспективы реализации // Деньги и кредит. 2000. № 6.
  105. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1983.
  106. Д.В. Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. 1999. № 7−9.
  107. Ю.Б. Петербургский Международный банк и французский финансовый капитал в годы первого промышленного подъема в России. М., 1964.
  108. Ю. Банковские услуги в век Интернета // Банковские технологии. 1999. № 2.
  109. Ш. Усоскин В. М. Базельские стандарты адекватности банковского капитала: эволюция подходов // Деньги и кредит. 2000. № 3.
  110. . K.JI. Тенденции в мировом банковском деле с точки зрения европейской перспективы // Финансовый бизнес. 1996. № 3.
  111. С.П. Международный офшорный бизнес и банки. М.: Финансы и статистика, 2002.
  112. В.М. Формирование российского сегмента глобальных финансов. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001.
  113. У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1998.
  114. В.Н. Международный рынок ссудных капиталов. М.: Финансы и статистика, 1985.
  115. Г. Н. Банковские системы развитых стран. М.: Экзамен, 2001.
  116. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
  117. Энг М. В. и др. Мировые финансы: Пер с англ. М.: ДеКА, 1998.
  118. М.М. О трактовках кредита // Деньги и кредит. 1999. № 4.
  119. ABN AMRO International Securitization. Amsterdam, 1998.
  120. Bertrams R.F. Bank Guarantees In International Trade: The law and practice of independent (first demand) guarantees and standby letters of credit in civil law and common law jurisdictions. Hague — London — Boston: Kluwer Law Internat., 1997.
  121. Broschinski G. Konsistente Wertpapierberatung im Multi Channel Banking //Bank. 2002. № 3. S. 158−163.
  122. Dannenberg V., Salmen S. Evolution in der vernetzten Welt von der elektronischen Visitenkarte zur virtuellen Bankfiliale // Bank. 2002. № 2. S. 82−87.
  123. ECB Annual Report, 2000. P. 66.
  124. Financial Times. May 2. 1998. Survey.
  125. Keraudy E. La titrisation au secours des financements de projet // Banque magazine. P., 2001. № 629. P. 42−45.
  126. Lewellyn D. The Future Business of Banking // Banking World. London, 1995. Vol. 13. № l.P. 16−19.
  127. Lopinto M. Internet et banque privee // Banque magazine. P., 1999. № 606. P. 32−34.
  128. Schmidt К. M., Rennebaum Th. Online Banking: Telefonische Anlageberatung mit neuem Preismodell // Bank. 2002. № 4. S. 256−259.
  129. The Bankers Almanach. USA, 1996.
  130. Veil M., Goldstein K. Internationalisierungsstrategien im Transaction Banking // Bank. 2001. № 11. S. 770−776.
  131. World Economic Outlook. 1997. May. P. 45.
  132. Информационные ресурсы Интернета130. http://cbr.ru/statistics/creditstatistics/iip.htm131. http://www.avtobank.ru132. http://www.dcenter.ru133. http://www.mdmbank.ru134. http://www.sbrf.ru135. http://www.veb.ru136. http://www.vtb.ru
Заполнить форму текущей работой