Экономическая политика стимулирования предложения
Когда издержки производства на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов, все фирмы вместе взятые пытаются использовать эти факторы для наращивания производства. Так происходит, например, при увеличении предложения внутренних ресурсов за счет открытия месторождений полезных ископаемых с меньшими затратами на их извлечение, роста рабочей силы за счет привлечения женского… Читать ещё >
Экономическая политика стимулирования предложения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Совокупное предложение — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта.
Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров.
На совокупное предложение влияют не только ценовые, но и неценовые факторы. Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного предложения, то неценовые смещают кривую вправо при уменьшении издержек и влево — при их увеличении.
Следует отметить, что изменения величины совокупного предложения под влиянием одного и того же фактора, скажем, совокупного спроса, могут оказаться разными.
Реально предложение (S — Supply) отражает поступление товаров на рынок для реализации. В таком действии могут участвовать и производители, и продавцы-посредники, и розничные продавцы. Однако исходным носителем данного экономического акта всегда выступает непосредственный производитель товара.
1. Совокупное предложение, кривая совокупного предложения
Совокупное предложение — это величина реально производимого продукта всеми производителями в экономической системе при определенном уровне цен.
В микроэкономике кривая предложения S имеет положительный наклон, свидетельствующий о том, что при повышении цен производители будут расширять производство данного товара. В макроэкономике кривая совокупного предложения AS имеет несколько иную форму (рис. 1.1).
Чем объясняется такая конфигурация кривой AS? Дело в том, что в масштабе всей экономики могут сложиться три различных состояния: неполной занятости: приближающееся к полной занятости; полной занятости. На кривой AS можно выделить три участка:
а) горизонтальный, или кейнсианский;
б) восходящий, или промежуточный;
в) вертикальный, или классический.
Рис. 1.1. Кривая совокупного предложения AS
Горизонтальный, или кейнсианский, участок характеризуется тем, что на нем все факторы производства используются не полностью. Существуют не задействованные в процессе производства мощности, сырье, рабочая сила. По мере увеличения объемов производства свободные факторы вовлекаются в процесс производства, не оказывая существенного влияния на уровень цен, он остается стабильным. Такое состояние может сохраняться до определенного уровня ВВП (на рис. 1.1 он обозначен как Y1). После объема производства, равного Y1, состояние экономики начнет меняться.
Восходящий характер кривой предложения S выражает основное содержание закона предложения — чем выше цена, тем больше объем предложения.
Данную причинно-следственную зависимость следует рассматривать как важную экономическую предпосылку, необходимую для наращивания объема производства. Поэтому следует рассмотреть ее более подробно.
Первоначально увеличение объемов производства обеспечивается за счет дозагрузки имеющихся (резервных) производственных мощностей. При этом могут вводиться дополнительные смены, сокращаются любые простои (внутрисменные и т. п.). Даже небольшое увеличение цены стимулирует значительный прирост объемов производства. Но резервы такого рода всегда ограничены.
Исчерпание резервов подобного рода потребовало введения в строй дополнительных производственных мощностей. Не исключено, что на полюсе производителя появятся новые фирмы, которые располагают не столь уж и современными технологиями, вынуждены использовать менее выгодные условия производства. Возможно, кое-кому из них потребуется дорогостоящая переналадка оборудования. К тому же новым производителям могут достаться менее пригодные материальные ресурсы, которые придется приобретать на рынке факторов производства по более высоким ценам. Все это приводит к тому, что дальнейшее увеличение объема предложения будет сопровождаться заметным ростом индивидуальных издержек производства. Поэтому производители продукции объективно нуждаются в более высоких ценах [8, c. 141].
Таким образом, чем выше цена, тем выше доходы производителя от реализации продукции, тем более выгодными становятся экономические условия производства, тем больше финансовых возможностей компенсировать возросшие затраты.
Дальнейшее повышение цены продолжает стимулировать деловую активность, подводит под нее соответствующий экономический фундамент. Вместе с тем резервы наращивания объемов производства товара исчерпываются. Поэтому на кривой предложения выделяют не только первый и второй участок, но и третий участок. Особенность данного отрезка кривой предложения состоит в том, что даже весьма значительное увеличение цены приводит лишь к небольшому приросту объемов предложения. Т. е. поставщики наталкиваются, в конечном счете, на предел своих производственных возможностей.
Перераспределение экономических ресурсов с производства одного продукта в пользу другого сопровождается ростом вмененных издержек производства. Т. е. в условиях ограниченных ресурсов приходится считаться с тем, что производство каждой дополнительной единицы продукта обходится все дороже и дороже. Теперь настало время определить механизм компенсации возрастающих издержек производства.
На практике, безусловно, все значительно сложнее. События могут протекать по особому сценарию. Но вогнутый отрезок кривой предложения S отражает тот факт, что первоначально даже небольшое изменение цены заметно стимулирует загрузку свободных мощностей, причем достаточно производительных, вызывает значительный прирост объема предложения. Но ситуация, как мы видели, резко меняется. Приходится считаться с ростом издержек производства. Ни о каком дальнейшем приросте объема предложения не может быть и речи, если рыночная цена не будет способна компенсировать производителю возросшие издержки производства.
Состояние совокупного предложения в первую очередь зависит от состояния издержек производства на единицу продукции, что оказывает прямое воздействие на величину цен товаров и услуг. В свою очередь, это оказывает огромное воздействие на деловую активность самых различных отраслей производства, поскольку речь идет о величине прибыли и соответствующей рентабельности производства [9, c. 125].
Конечно, факт снижения издержек производства на единицу производимой продукции для объяснения изменений в росте производства не вызывает сомнений. Однако за этим фактом скрывается огромная творческая работа на самых различных уровнях экономической жизни страны. Снижение издержек возможно только при росте общественной производительности труда, что в свою очередь предполагает использование более совершенной технологии производства, организации и управления бизнесом, существование рациональной отраслевой производственной структуры, гармоничное взаимодействие производственной и внепроизводственной сфер деятельности, стабильное социально-экономическое положение в стране.
Когда издержки производства на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов, все фирмы вместе взятые пытаются использовать эти факторы для наращивания производства. Так происходит, например, при увеличении предложения внутренних ресурсов за счет открытия месторождений полезных ископаемых с меньшими затратами на их извлечение, роста рабочей силы за счет привлечения женского труда, и т. д. и т. п. К аналогичному результату приводит снижение цен на импортные ресурсы. Господство монопольных структур и сильных профсоюзов может привести к установлению на ресурсном рынке цен, уровень которых выше конкурентных (средних), что в дальнейшем определяет увеличение издержек производства и сокращение совокупного предложения товаров и услуг.
Фондовооруженность имеет самое непосредственное отношение в объяснении того или иного состояния с темпами роста производительности труда. Это вторая по значимости причина, влияющая на рост производительности труда после инвестиций в производство.
Следующей причиной, вызывающей изменение в темпах роста производительности труда является состояние качества труда, увеличение в структуре трудовых ресурсов доли молодежи и женщин, не получивших достаточного образования в той или иной сфере деятельности, и меры со стороны общества по линии повышения профессионализма работающих [9, c. 127].
Степень использования достижений науки и техники в производственном процессе является важной причиной состояния производительности труда в обществе. Сам технический прогресс определяется такими экономическими показателями, как расходование средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Доля этих расходов применительно рассматриваемого нами периода в США сократилась.
И последний фактор, имеющий важное влияние на состояние производительности труда, является социально-экономическая стабильность в обществе. Идеи социального партнерства превращаются в ощутимую материальную силу, когда общество избегает социальных потрясений, забастовочного движения, открытого противостояния работодателей и наемных работников.
Изменение налогов (или налоговая политика) влияет на поведение фирм и потребителей двумя различными способами.
Изменение косвенных налогов, которые платят фирмы (НДС, налог на прибыль, акцизы), влияет на затраты и прибыльность производства и, следовательно, определяет положение кривых предложения благ. Если правительство уменьшит ставки косвенных налогов и налога на прибыль фирм, это приведет к сдвигу кривых предложения вниз, увеличению равновесных объемов предложения и цен. Так как фирмы будут больше производить, следовательно, вырастет их спрос на ресурсы. В том числе вырастет спрос на капитальные блага и спрос на труд. Таким образом, снижение косвенных налогов может привести к подъему в хозяйстве и увеличить занятость.
И наоборот, если правительство будет увеличивать косвенные налоги, это приведет к падению предложения, уменьшению спроса фирм на ресурсы и, следовательно, к увеличению безработицы.
Изменение прямых налогов влияет на покупательную способность потребителей и, следовательно, изменяет положение кривых спроса на рынках потребительских благ. Если правительство уменьшит подоходный налог, это приведет к увеличению располагаемого дохода и потребители захотят истратить большее количество денег. Кривые спроса сместятся вправо, фирмы будут производить большее количество блага и увеличат спрос на ресурсы.
И наоборот, если правительство решит увеличить подоходный налог, оно уменьшит располагаемый доход населения, что вызовет падение спроса на рынках потребительских благ и уменьшение производства.
Таким образом, кривая AS отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен. Поэтому сдвиг кривой AS вправо или влево будет происходить при изменении:
а) цен на факторы производства;
б) налогов.
2. Экономическая политика стимулирования предложения
предложение производство инфляция безработица
Одной из теоретических основ программ преодоления высокой инфляции и сопутствующей ей безработицы (сочетания, особенно характерного для стран с переходной экономикой) является концепция «экономики предложения».
Суть концепции сторонников экономики предложения — перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Название «экономика предложения» происходит от основной идеи авторов концепции — стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекомендаций в области экономической политики, прежде всего налоговой. По мнению представителей указанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства, но и является единственно нормальной, естественно сложившейся системой обмена экономической деятельностью.
Как и монетаристы, сторонники экономики предложения выступают за либеральные способы управления экономикой. Они критикуют методы прямого, непосредственного регулирования со стороны государства. И если все же приходится прибегать к регулированию, то это рассматривается как неизбежное зло, снижающее эффективность и связывающее инициативу и энергию производителей. Взгляды представителей этой школы на роль государства весьма схожи с позицией австро-американского экономиста Фридриха фон Хайека (1899−1992), настойчиво проповедовавшего свободное рыночное ценообразование [10, c. 79].
Экономика предложения выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от системы прогрессивного налогообложения (получатели высоких доходов являются лидерами в обновлении производства и повышении производительности), снизить налоговые ставки на предпринимательство, заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате будут расти накопления и инвестиции. Для получателей заработной платы снижение налогов увеличит привлекательность дополнительной работы и дополнительных заработков, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы. Рекомендации представителей этой школы по расширению предложения капитала и рабочих рук используются в экономических программах США и других стран Запада. В своих рассуждениях теоретики экономики предложения опираются на так называемую кривую Лаффера. Ее смысл в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на производство. При сокращении ставок база налогообложения, в конечном счете, увеличивается: раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше. Это происходит не сразу. Но по идее расширение базы налогообложения способно компенсировать потери, вызванные снижением налоговых ставок. Как известно, снижение налогов явилось составным элементом программы Рейгана. В разработке и распространении теории большая роль принадлежит Американскому институту предпринимательства, являющемуся, по словам И. Стоуна, «вашингтонской фабрикой мысли, которую, пожалуй, можно считать ведущим источником консервативных идей».
Представители экономики предложения являются сторонниками идей экономического либерализма. В теоретическом плане концепция характеризуется применением принципов микроэкономического подхода к анализу таких макроэкономических проблем, как накопление капитала и государственные финансы. При этом основное внимание уделяется воздействию налогов и налоговой политики экономической активности, корректировке системы регулирования, смещению целей и приоритетов экономической политики и модификации методов достижения этих целей. Представители экономики предложения требуют ликвидации «вредных» форм регулирования, уменьшения регламентирующей и регулирующей деятельности государства, а также укрепления рыночных основ предпринимательства [10, c. 82].
Экономическое процветание общества теоретики экономики предложения связывают с защитой частной собственности и с совершенствованием механизма цен, с созданием дополнительной системы мер по повышению конкурентоспособности рыночной экономики, перестройкой системы социально-экономических и политических отношений в соответствии с интересами предпринимательства.
Но теоретики не стремятся полностью устранить государство из экономики. Они ведут речь о его преобразовании, создании «государства социального страхования», целью которого является улучшение положения всех американцев, создание справедливой социально-экономической организации, которая открывает простор для реализации индивидуальных устремлений и основана на принципе «равных возможностей», позволяющем обеспечить условия для эффективного функционирования экономики.
При этом идеологи экономики предложения считают, что условием, необходимым для процветания общества, является обеспечение богатства, права неограниченного владения собственностью, предпринимательской активности. Поэтому, признавая, что масса людей живет в нищете, они выступают за увеличение совокупного богатства общества посредством накопления капитала, за содействие богатым людям в реализации их устремлений, за сохранение рыночной системы хозяйствования, свободной системы цен, которая является механизмом, передающим информацию, необходимую для координации экономической деятельности; создающим стимулы для ее реализации, для распределения труда и капитала; обеспечивающим всеобщее изобилие, распространяющееся и на низшие классы [10, c. 86].
В связи с этим одной из актуальных задач, по мнению теоретиков экономики предложения, является устранение внешних для рыночной системы хозяйствования препятствий свободному движению цен, связанных главным образом с системой налогообложения. По их мнению, оно вызывает нежелательное вмешательство в рыночный механизм.
Социально-экономическими предпосылками для пересмотра в 80-е годы системы налогообложения явились сильные негативные последствия высокого уровня налоговых ставок. Во-первых, высокие налоги обусловили эффект ускорения инфляции издержек. Это связано с тем, что большая часть налогов со временем трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Рост цен, в свою очередь, вызывает сокращение объемов производства, смещая кривую совокупного предложения влево. Во-вторых, высокие налоги, обусловив рост производственных издержек и инфляцию, привели к снижению эффективности производства, сокращению вознаграждений, получаемых рабочими и предпринимателями после выплаты налогов. Это, в свою очередь, отразилось на внедрении нововведений и размерах инвестирования. В-третьих, рост налогов вызвал в середине 70-х — начале 80-х годов инфляционную «эрозию доходов». Следствием инфляции стало увеличение налогового бремени. В начале 60-х годов доходы около 90% налогоплательщиков находились в пределах двух-трех низших ставок, а высокая степень прогрессии применялась к 5% богатейшего населения. Инфляция и рост доходов в течение 60−70-х годов привели к тому, что растущие предельные ставки подоходного налога, нацеленные на получателей высоких доходов, к концу 70-х годов стали применяться в отношении широких слоев населения со средними доходами. Кроме того, обесценивались налоговые льготы: налогооблагаемый минимум, стандартизированные скидки и пр. Теоретики экономики предложения осуществляют пересмотр модели налогового регулирования, строя свои рассуждения на положении о необходимости обеспечения изменений в совокупном предложении факторов производства.
Главной предпосылкой изменений в совокупном предложении являются сбережения, увеличение которых вызывает сокращение потребительского спроса, расширение размеров накопления и инвестиций. Стимулирование сбережений теоретики связывают с воздействием на соответствующую относительную «цену», которая отражает привлекательность потребления по сравнению со сбережением. В результате центральным моментом становится воздействие на размер реально получаемых инвесторами доходов, на сбережения через изменения ставок налогов. Так определяется основной способ влияния на распределение потребления во времени, а также дохода на сберегаемую и расходуемую части.
Таким образом, представители экономики предложения, так же, как и кейнсианцы, считают фискальную политику мощным средством воздействия на экономику. Но, если для кейнсианцев она — способ непосредственного воздействия на совокупный спрос и объемы производства с вторичным эффектом на структуру цен, то для представителей экономики предложения бюджетно-налоговая политика — это средство изменять «относительные цены» и через них воздействовать на поведение субъектов, в результате чего изменяется объем производства и совокупный доход. Данные положения позволили теоретикам экономики предложения обосновать вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для теоретического доказательства стимулирующего воздействия низких налоговых ставок они использовали бюджетную концепцию А. Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов экономической деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать. Главной переменной величиной у Лаффера являются предельные ставки. Он считает, что если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок, напротив, вы высвобождает частную инициативу, обеспечивает рост производства, приток дополнительных поступлений в бюджет, возможность его сбалансирования. [4, c. 357].
Анализ последствий снижения налогов для государственных финансов осуществляется на основе «кривой Лаффера» (рис. 2.1).
max
Рис. 2.1 Кривая Лаффера: Т — ставка налога: ТR-налоговые поступления
Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними. Это позволило ему обосновать вывод о том, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает минус единицы, налоговые поступления начинают падать. Таким образом, по мере роста норм обложения от 0% до 100% поступления в государственный бюджет растут от нуля до некоторого максимального уровня, а затем снижаются до нуля в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и налоговая база сокращается.
По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект: во-первых, способствовать преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштабов уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице); во-вторых, обеспечивать расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т. е. расширения объемов производства; в третьих, обусловливать перевод ранее используемых рынком труда и капитала из низкооплачиваемой в сравнительно высоко облагаемую сферу хозяйственной деятельности в связи с улучшением распределения ресурсов по сферам и повышением эффективности экономики.
Признавая, что эффективность снижения налогов зависит от «набора» мероприятий бюджетно-налоговой политики, неоклассики для обеспечения долговременного не инфляционного роста экономики предлагают осуществлять сокращение налоговых ставок одновременно со снижением государственных расходов. По их мнению, это обеспечит «эффект замещения» и погасит действие «эффекта дохода».
Таким образом, по сравнению с неокейнсианцами, которые строили механизм налогового регулирования на изменениях уровня налогов (снижения их как средства проведения антициклической политики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности), неоклассики формируют его на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений [4, c. 361].
Заключение
Совокупное предложение — это величина реально производимого продукта всеми производителями в экономической системе при определенном уровне цен.
Объем рыночного предложения возрастает вслед за повышением цены. Чем выше цена — тем больше объем предложения. Данную зависимость следует рассматривать как базовую экономическую предпосылку для расширения производства в условиях формирующегося конкурентного рынка. Возрастание цены позволяет компенсировать рост издержек производства в условиях относительной и абсолютной ограниченности экономических ресурсов. В итоге функция предложения выступает как функция производства.
Экономическая теория предложения ориентирует на стимулирование широкой частной инициативы, частного предпринимательства. Её сторонники видят в этом ключ к решению наиболее острых экономических проблем. Важнейшим рычагом стимулирования частной инициативы считается снижение налоговых ставок и обеспечение привилегий корпорациям. Только через стихийный рыночный механизм и всемерное повышение предложения — утверждают они — возможно, обеспечить эффективное использование ресурсов и стимулировать спрос на продукцию.
В реальной действительности предпринимательские фирмы реагируют на сигналы рынка с некоторым опозданием, прежде всего в связи со слабой мобильностью многих факторов производства. Поэтому в экономической теории принято различать мгновенный, кратковременный и длительный периоды, для которых характерно наличие разных возможностей фирмы реагировать на изменение рыночной ситуации. Среди факторов, определяющих экономические условия хозяйствования, следует выделять взаимодействие конкурентов, изменение цен на оборудование, технологическое сырье и энергоносители, а также уровень заработной платы и др. Особое влияние на динамику предложения оказывают государственная налоговая политика, банковский механизм кредитования реального сектора экономики.
Изменение экономических условий хозяйствования отражает сдвиг кривой предложения в ту или иную сторону. С учетом ряда конкретных обстоятельств, производители могут выразить готовность поставлять на рынок продукцию по более высокой или более низкой цене, наращивать или сокращать объем предложения.
Список источников
1. Агапова И. И. История экономической мысли. — М.: ТАНДЕМ: ЭКМОС, 1998.
2. Базылев Н. И. Экономическая теория. — Мн., 2002.
3. Ивашковский С. Н. Макроэкономика. — М.: Дело, 2002.
4. История экономических учений. Под ред. В. С. Автономова. — М.: ИНФРА-М, 2007.
5. Лемешевский И. М. Макроэкономика. — Мн.: ФУАинформ, 2004.
6. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. — М., 2007.
7. Макроэкономика. Под ред. Л. П. Зеньковой. — Мн.: Новое знание, 2002.
8. Плотницкий М. И. Курс экономической теории. — Мн., 2003.
9. Тарасевич Л. С. Макроэкономика. — М.: Юрайт, 2003.
10. Ярцева Н. И. Современные концепции экономической мысли. — М., 2003.