Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Германо-германские отношения в политике ФРГ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании другого советского историка Н. В. Павлова «Внешняя политика ФРГ: концепции и реалии 80-х годов» большое внимание уделяется политике канцлера Гельмута Коля в отношении ГДР. Автор дает важную информацию об аппарате и структуре внешнеполитических отделов кабинета Коля/Геншера, характеризует политику ведомств и отделов, ответственных за развитие отношений с ГДР. Он неоднозначно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Германская политика СДПГ/СвДП в 1973—1974 гг.
    • 1. Развитие германо-германских отношений в период канцлерства В. Брандта
    • 2. Торгово-экономические отношения ФРГ и ГДР в 1973—1974 гг.
  • Глава II. Политика СДПГ/СвДП в отношении ГДР с 1974 по 1982 гг
    • 1. Г. Шмидт и политические контакты с ГДР в 1974 — 1982 гг
    • 2. Политика малых экономических шагов в отношении ГДР
  • Глава III. Развитие отношений между ФРГ и ГДР при христианско-либеральном правительстве (1982−1985гг.)
    • 1. Гельмут Коль и проблема германо-германских отношений в 1982—1985 гг.
  • §-2.Политические аспекты германской политики Г. Коля в 1982 — 1985 гг
  • З.Гельмут Коль и экономическое сотрудничество с ГДР с конца 1982 до лета 1985 гг
  • Глава IV. Германо — германские отношения и политика ФРГ (лето 1985 — 1989 гг.)
    • 1. Развитие двухсторонних контактов между двумя германскими государствами и визит Э
  • Хонеккера в ФРГ (лето 1985 — осень 1987 гг.)
    • 2. Германский вопрос в переговорах между Бонном и Москвой
    • 3. Завершающий этап германо-германских отношений

Германо-германские отношения в политике ФРГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Окончание Второй мировой войны поставило на повестку дня международных отношений германский вопрос, который был вызван разделением страны на два государства (Федеративную Республику Германии и Германскую Демократическую Республику). Будучи членами разных военно-политических блоков, а также имея противоположные общественно-экономические модели развития и определенную ограниченность своей самостоятельности, каждая из стран отстаивала свое видение решения данного вопроса.

На протяжении четырех десятилетий германский вопрос не раз становился источником реальной угрозы миру в Европе, а все попытки его разрешения оказывались безрезультатными. Великим державам, ответственным за Германию в целом, так и не удалось согласовать свои планы между собой и с интересами самих немцев. Начало двустороннего сотрудничества между двумя германскими государствами стало возможным только благодаря наступлению разрядки отношений между двумя сверхдержавами, США и Советским Союзом. Это вылилось, в первую очередь, в подписание между ФРГ и ГДР Договора об основах отношений и последующим их принятием в Организацию Объединенных Наций. Данный договор заложил основу для дальнейшего развития германо-германского диалога, которые стали теперь охватывать весь комплекс двусторонних контактов между двумя государствами.

По мере укрепления международно-правовых позиций ФРГ и ГДР на ведущее место выходит тезис об «окончательном решении германского вопроса». Между тем, это не означало, что правительства обоих государств отказались от идеи воссоединения страны на основе своей политической системы. Особо активную работу в этом направлении осуществляло руководство ФРГ. Все правительства Федеративной республики пытались не только облегчить двусторонние контакты между разделенными немцами, но и создать предпосылки для будущего объединения Германии, причем ориентировались они на мирное решение германского вопроса, на поддержание естественных чувств и стремлений людей к свободе, самоопределению, демократии. Безусловно, такая политика не могла быть прямолинейной, выверенной и бесконфликтной в условиях холодной войны и конфронтации в Европе.

Последняя четверть XX века оказалось необычайно богатой на эпохальные события. Их центром стала Европа, что подтвердило ее роль и значение в определении нового вектора в развитии мировой истории. Объединение двух германских государств стало одним из важнейших событий этого периода. Во многом оно было обусловлено предшествующим периодом, когда между ними развивались все более широкие контакты и связи, а также политикой ФРГ в отношении ГДР, рассчитанной на длительную перспективу. Итогом всей многолетней деятельности западногерманского руководства стало открытие границы между двумя германскими государствами, что, в конечном счете, и предопределило дальнейшую судьбу ГДР и отчасти всей социалистической системы в Европе. По знаменитому выражению корреспондента французской газеты «Монд», именно с падением Берлинской стены оформилась «заочная победа капитализма над коммунизмом"1.

Актуальность темы

избранной для научного исследования, определяется потребностью объективного изучения развития отношений между двумя германскими государствами, выявления всего комплекса контактов между ФРГ и ГДР в политико-экономических областях их сотрудничества, а также формирования германской политики федеральных канцлеров в данный период. Поскольку, в современном мире до сих пор остаются разделенные национальные государства (Северная и Южная Корея), соответственно, политика ФРГ в германо-германских отношениях служит хорошим примером осуществления объединительных процессов. Надо иметь в виду и то, что в отечественной историографии не уделялось должного внимания развитию контактов между ФРГ и ГДР, подтверждением чему служит практически полное отсутствие специальных работ по вопросу германо-германских отношений. Таким образом, в год 20-летного юбилея объединения Германии, для российской исторической науки назрела необходимость рассмотрения данного вопроса.

Объектом диссертационного исследования является политика ФРГ в отношении ГДР — от ратификации бундестагом Договора об основах отношений между двумя германскими государствами до падения Берлинской стены.

Предметом исследования выступает механизм разработки, формы и методы реализации стратегического курса ФРГ в отношении ГДР в политико-экономических аспектах. В диссертации затрагиваются также вопросы защиты окружающей среды, возврата культурных ценностей, развития городского партнерства и другие проблемы, решение которых было тесно связано именно с этими аспектами, хотя их подробное изучение требует отдельного исследования.

Целью данной работы является комплексное рассмотрение германо-германских отношений в политике ФРГ в указанный период, выявление взаимосвязи между политико-экономическими контактами и развитием двусторонних отношений, готовивших будущее объединение, а также показать эволюцию германской политики федеральных канцлеров на различных этапах ее проведения.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи диссертационного исследования: установление основных целей и концептуальных подходов федеральных канцлеров в проведении германской политики;

— выявление политических и экономических шагов правительств СДПГ/СвДП в период с 1973 по 1982 г;

— определение характера внутригерманской политики канцлера Г. Коля с 1982 по 1989 г.

Хронологические рамки исследования. Рассмотрение германо-германских отношений ограничивается периодом с 1973 по 1989 гг. Нижняя временная граница обусловлена началом обсуждения в бундестаге вопроса ратификации Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР, а также дальнейшим его вступлением в силу, что определило последующее развитие двусторонних контактов. Верхняя граница определена открытием 9 ноября 1989 г. руководством ГДР границы между двумя государствами, что в конечном счете привело к объединению страны и закрытию германского вопроса в повестке дня международных отношений.

Методологическая основа работы. При разрешении такой сложной и многоплановой проблемы, как германо-германские отношения, требуется комплексный подход в выборе и использовании методов исследования. Речь идет, прежде всего, о следовании принципам историзма, объективности, системности, конкретности как способах ведения исследования. Так как указанный период насыщен многими событиями, имевшими отношение к германо-германским отношениям, то безусловным является применение собственно исторического метода. Тем самым объект исследования получает свое историческое описание. Настоятельным является также использование историко-ситуационного метода, так как развитие контактов между ФРГ и ГДР и объединение Германии можно рассматривать только с учетом конкретной ситуации, что складывалась в 70−80-х гг. XX века. С другой стороны, ретроспективный подход позволяет лучше выявить суть германской политики федеральных канцлеров, динамику ее развития, дать ей должную и соответствующую оценку. Автор использовал также биографический метод, поэтому в работе даны краткие политические портреты В. Брандта, Г. Шмидта, Г. Коля, Ф.-Й. Штрауса и других, сыгравших важную роль в проведении и развитии отношений между двумя германскими государствами. Показаны основные взгляды и подходы данных политиков к германской проблеме и самим двусторонним контактам. В основе изложения лежит проблемно-хронологический метод, позволивший показать основные моменты рассматриваемой темы и осветить происходившие с течением времени качественные изменения в двусторонних отношениях.

Избранная тема имеет отношение и связь с политологическими, социологическими, социально-экономическими, правовыми проблемами.

Это требует использования междисциплинарной научно-теоретической и информационной базы. В работе используются данные социологических исследований, отражавших уровень национального сознания, отношение и восприятие германо-германских контактов со стороны различных слоев гражданского населения ФРГ. Использование материалов переговоров и встреч между главными участниками двусторонних отношений, а также речей и выступлений, интервью, требует анализа их содержания, определения значения,' выявления атмосферы встреч и тех настроений и взаимоотношений, что складывались в их ходе. Это возможно с использованием текстолого-герменевтического метода, который помогает установить отдельные факты и обстоятельства, влиявшие на принятие тех или иных решений.

Источниковая база исследования. В ходе исследования были использованы разнообразные источники. Их можно классифицировать по видам: официальные источники и источники личного характера. К первой группе относятся материалы архивов политических партий Германии, политический архив Вилли Брандта (СД111) и архив либерализма (СвДП). В них были использованы предвыборные программы данных партий2. Германская политика представлена во внешнеполитических разделах программных документов, где формулировались главные цели и задачи партий как текущего, так и перспективного характера.

В качестве источников также использованы официальные материалы о заседаний бундестага ФРГ за 1973 — 1980 гг. Среди этих материалов необходимо выделить дебаты по вопросу ратификации Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР (1973 г.), а также дискуссии политических партий по поводу посещения канцлера Гельмута Шмидта ГДР и его переговоров с председателем Госсовета ГДР Э. Хонеккером (1981 г.). Это позволило выявить позиции ведущих политических сил ФРГ к отношениям с ГДР. Важную информацию содержат ежегодные правительственные послания «О положении нации в разделенной Германии», с которыми в бундестаге выступали федеральные канцлеры с 1973 по 1989 гг. Они имеют несомненную историческую ценность, так как позволяют выявить в динамике состояние и тенденции в развитии германо-германских отношений, сущность концептуальных установок в германском вопросе, а также методы и средства, которые использовало руководство ФРГ в актуализации германской проблемы.

Значительную группу источников составили тематические публикации документов по истории германо-германских отношений. Среди них: «Десять лет германской политики. Развитие отношений между Федеративной Республикой Германии и Германской Демократической Республикой 1969;1979 гг.», «Внутригерманские отношения. Развитие отношений между Федеративной Республикой Германии и Германской Демократической Республикой 1980;1986. Документы», «Документы к внутригерманским отношениям. Соглашения и заявления» и др.4 В этих публикациях представлен весь комплекс документов и соглашений, которые были заключены между ФРГ и ГДР в исследуемый период. Материалы, подобранные по хронологическому принципу, позволяют составить вполне определенную картину развития германо-германских отношений, выявить позиции и подходы федеральных канцлеров к решению германского вопроса.

Важным и необходимым стало использование сборников «Тексты к германской политике"5, регулярно издававшиеся с 1968 г. министерством по внутригерманским отношениям. В них публиковались не только речи западногерманских деятелей, но и документальные материалы по двусторонним отношениям между германскими государствами.

Из источников личного происхождения были использованы воспоминания политических деятелей, • принимавших непосредственное участие в развитии германо-германских отношений, в том числе В. Брандта, Г. Шмидта, Г. Коля, Ф.-Й. Штрауса, А. Шальк-Голодковского, Ю. А. Квицинского и др. 6 Для данной группы источников характерна одна особенность: воспоминания политических деятелей носят, как правило, оправдательный характер, поэтому к ним нужно относиться довольно критически. Но, вместе с тем, данные труды проливают свет на многие ключевые проблемы в развитии двусторонних отношений между ФРГ и ГДР.

Значительную ценность для исследования периода нахождения у власти в ФРГ социал-либеральной коалиции представляют мемуары одного из «отцов политической разрядки» Вилли Брандта7. Будучи основоположником нового подхода к отношениям с коммунистическими странами Восточной Европы (так называемая «новая восточная политика» (Ostpolitik)), В. Брандт в своих воспоминаниях уделяет значительное внимание вопросу объединения Германии, в частности, вопросу развития германо-германских отношений. Автор мемуаров не обходит стороной проблему ратификации Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР, а также скандал вокруг ареста Г. Гийома, послуживший поводом для его отставки. Все эти моменты представляют значительный интерес при исследовании начального этапа развития отношений с ГДР.

Ценным источником по истории развития отношений между двумя германскими государствами в 80-е годы являются воспоминания Гельмута Коля8. Именно с его именем связывают многие политологи и историки, не только в Германии, но и за ее пределами, решение германского вопроса, что привело к появлению определения — «канцлер единства». Особую значимость для диссертационного исследования представляет его труд «Воспоминания. 1982;1990"9. В этой книге бывший канцлер охватывает период с октября 1982 г. до германского воссоединения. Г. Коль практически все повествование посвятил внешнеполитическим аспектам своего правления. Большое внимание он уделяет переговорной дипломатии при решении германского вопроса, описывая контакты не только с западными партнерами, но и с М. С. Горбачевым и Э. Хонеккером. Автор подробно представляет читателю свои взгляды на германо-германские отношения и перспективу объединения страны, в очередной раз доказывая правильность своих действий и решений в развитии двусторонних контактов с ГДР.

Существенное воздействие на формирование и проведение германской политики, а также на сам ход германо-германских отношений оказал председатель ХСС Ф.-Й. Штраус10. Франц Йозеф Штраус — одна из самых колоритных и противоречивых фигур в послевоенной Западной Европе. С его именем во многом связана история становления и развития ФРГ. Консерватор и непримиримый противник не только Советского Союза, но и ГДР, Штраус на склоне лет стал сторонником сотрудничества ФРГ с этими странами. Его воспоминания, изданные уже после его смерти, проливают свет на взаимоотношения между председателем ХСС и руководством ХДС, а также подробно освещают позицию Штрауса по вопросу ратификации Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР и его роль в предоставлении ГДР миллиардного кредита.

Немалый вклад в исследование отношений между ФРГ и ГДР оказали мемуары доверенного лица Э. Хонеккера Александра Шальк-Голодковского «Германо-германские мемуары"11. Будучи высокопоставленным политиком ГДР, А. Шальк-Голодковский является важным свидетелем не только восточногерманской, но и германо-германской истории. Он принимал непосредственное участие в ряде ключевых переговоров между лидерами двух германских государств. Автор подробно описывает причины и сам ход переговоров, дает характеристики политикам ФРГ, с кем ему доводилось контактировать. Шальк-Голодковский раскрывает взгляды руководства СЕПГ на развитие двусторонних контактов с ФРГ, а также анализирует ситуацию, приведшую к краху ГДР. Между тем, складывается впечатление, что автор своими воспоминаниями пытается подчеркнуть свою значимость перед западными немцами, отмечая свою ведущую роль в достижении германо-германской разрядки, которая так и не была впоследствии, как он, похоже, считает, оценена в объединённой Германии.

Важное значение при исследовании германо-германских отношений имеют воспоминания известного советского дипломата Юлия Александровича Квицинского 12. В течение долгих лет он работал в Германии, принимал участие в подготовке четырёхстороннего соглашения по Западному Берлину 1971 г., а с 1986 по 1990 г. был Чрезвычайным и Полномочным послом СССР в ФРГ. В своих воспоминаниях он не только освещает свою дипломатическую деятельность и события, участником которых он являлся, но и раскрывает свое отношение к ним. Квицинский уделяет значительное внимание развитию германо-германских отношений в исследуемый период, а также проливает свет на позицию руководства Советского Союза по этой проблеме. В своих мемуарах он выделяет одну из главных особенностей политики западногерманского руководства' в двусторонних контактах с СЕПГ: «Было ясно, что ФРГ, если и будет вкладывать деньги в ГДР, то лишь во имя продвижения своей политической цели развития особых внутригерманских отношений. Все, что оплачивалось ФРГ применительно к Западному Берлину, имело цель лишь укрепить.

13 позиции ФРГ в этом городе, а не наоборот" .

Третью группу источников составила периодическая печать. Важнейшим источником является центральная пресса ФРГ, прежде всего, одна из самых влиятельных и информированных газет «Франкфуртер альгемайне цайтунг" — газеты «Вельт», «Цайт», «Тагесшпигель» и другиепопулярные еженедельники «Шпигель», «Штерн». Помимо западногерманской периодической печати в диссертационном исследовании были использованы центральные издания Восточной Германии «Нойес Дойчланд» и Советского Союза «Правда"14. Использование центрального печатного органа КПСС объясняется тем, что в «Правде» помещались материалы, отражавшие официальную позицию руководства Советского Союза и КПСС на развитие германо-германских отношений.

Степень изученности проблемы. Вопрос развития двусторонних германо-германских контактов очень тесно переплетался с взаимоотношениями между двумя военно-политическими блоками (Североатлантический альянс и Организация Варшавского договора), которые были образованы после окончания Второй мировой войны и стали одним из символов «холодной войны». ФРГ и ГДР являлись участники данных блоков, что, соответственно, выражалось в проводимой ими политике по отношению друг к другу. Начало двустороннего сотрудничества стало возможным только в условиях «разрядки» напряженности между двумя сверхдержавами, Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Однако, несмотря на общее улучшение международных отношений, два военно-политических блока и две сверхдержавы все же не смогли найти взаимопонимания по ряду ключевых проблем, одной из которых являлась германская.

Сам факт ее наличия сторонами воспринимался по-разному. Если руководство Советского Союза и ГДР наличие двух независимых германских государств воспринимало как закономерное историческое явление, то для США и ФРГ такая позиция была неприемлемой. Разница в подходах отчетливо нашла свое отражение в историографии. На Западе, в первую очередь в Федеративной республике, на всем протяжении развития германо-германских отношений издавалось большое число работ, посвященных этой проблеме15. В трудах западногерманских историков периода 70−80-х годов явно преобладал идеологический подтекст. Тем не менее, в них осуществлялся детальный анализ германской политики федеральных канцлеров, обстоятельно исследовались двусторонние соглашения, а также политические цели, подходы и перспективы, к которым они могли привести.

В середине 70-х годов в ФРГ, в период активного развития германо-германских отношений, вышла в свет работа Гюнтера Шмидта «Политика распродаж? Германская политика правительства Брандта/Шееля» 16, посвященная одному из ключевых направлений «восточной политики» В. Брандта, а именно развитию отношений с ГДР. Автор не только уделяет внимание принятию двусторонних соглашений, но и тщательно исследует Договор об основах отношений между ФРГ и ГДР. По его мнению, он стал отправной точкой в развитии дальнейших отношений между Федеративной республикой и ГДР. Г. Шмидт показывает весь комплекс трудностей, который пришлось преодолеть правительству Брандта/Шееля, чтобы ратифицировать данное соглашение. В книге проявляется явная симпатия к идеям и политике социал-демократов в этот период времени.

Вильгельм Брунс в своей работе «Германо-германские отношения. Предпосылки, проблемы, перспективы» 17 рассматривает весь комплекс двусторонних контактов. Особое внимание уделяется развитию отношений с ГДР в период канцлерства Г. Шмидта, а также начальной фазе германской политики Г. Коля. Автор пытается ответить на такие вопросы, как: Какие изменения в контактах с ГДР следует ожидать после прихода к власти ХДС/ХСС? Как повлияет размещение американских ракет на двустороннее сотрудничество? Какие шаги руководства ФРГ смогут улучшить контакты между двумя государствами? и т. д. Подробно в книге освещается тема развития совместных проектов и инфраструктуры, которую начал Г. Шмидт. Обстоятельно рассматривается история выделения миллиардного кредита для ГДР, характеризуются новые подходы в германской политике ФРГ в связи со сменой правящей коалиции, выявляется влияние общей международной обстановки на германо-германские контакты. Несмотря на то, что работа была написана в период политико-идеологического противостояния двух систем, частью которых являлись ФРГ и ГДР, Брунс попытался объективно рассмотреть весь комплекс двусторонних отношений между ними.

Западногерманские историки уделяли большое внимание и отдельным областям двустороннего сотрудничества. Так, в самом конце 80-х годов была издана монография Инги Марии Бургмер «Городское партнерство как новый элемент внутригерманских отношений» 18, в которой рассматривается развитие партнерских отношений между городами Западной и Восточной Германии от момента подписания соответствующего соглашения и до середины 1989 г. Бургмер приходит к выводу, что активное сотрудничество в данной области не только облегчало контакты между людьми, но и создало благоприятные условия для последующего объединения Германии.

Восточногерманская историография, в отличие от западногерманской, не уделяла особого внимания рассмотрению германо-германских отношений. Это объясняется тем, что руководство СЕПГ и историки ГДР рассматривали двусторонние контакты, как отношения между двумя независимыми государствами, поэтому о каком-либо существенном интересе к данной проблеме не могло быть и речи. Немаловажное воздействие на изучение данной темы в ГДР оказывала политическая идеология СЕПТ. Поэтому, в работах, посвященных истории ГДР, уделялось внимание развитию межгосударственных отношений между двумя странами. Стоит отметить работы известного восточногерманского историка X. Хайцера, автора многочисленных работ по истории ГДР и СЕПГ. В своих работах «ГДР: исторический очерк», а также написанной в соавторстве с М. Бенсингом и Й.

Черни «40 лет ГДР: Страна в борьбе за мир и социализм"19, автор знакомит читателя с основными событиями в истории первого в мире социалистического государства на немецкой земле. При этом, Хайцер весьма поверхностно затрагивает проблему германо-германских отношений, исключение составляет вопрос подписания Договора об основах отношений.

Главный упор делается на провале агрессивных планов руководства ФРГ по устранению ГДР", «послевоенном урегулировании» с Западной.

Германией 20, а также на тезисе, «что между двумя германскими государствами не может быть никаких «особых внутригерманских отношений», а только отношения мирного сосуществования в соответствии с нормами международного права"21.

После объединения Германии у немецких исследователей не пропал интерес к исследованию двусторонних контактов между ФРГ и ГДР. Это выражается в постоянном появлении новых работ, посвященных их различным аспектам и этапам. Нередко поднимается вопрос о том, «имелась ли специальная стратегия федеральных канцлеров в германо-германских отношениях, которая должна была привести к скорейшему объединению.

Германии?". Немецкие исследователи чаще всего отвечают отрицательно.

Так, Оскар Ференбах пишет, что «никаких планов, предусматривающих.

00 достижение конкретных целей, не было и быть не могло."", делая акцент на том, что объединение стало неожиданностью для всех.

Среди многочисленных современных исследований следует отметить труды К.-Р. Корте, К. Хакке, Д. Наката, В. Вайденфельда, М. Крузе, X.

Поттхоффа и многие др. В них обстоятельно представлена полная картина германской политики правящих партий ФРГ и уделено должное внимание позиции руководства СЕПГ в этом вопросе. Много внимания современные немецкие авторы уделяют изучению структуры и функций аппарата федеральных канцлеров по реализации политики в отношении ГДР, внутригерманским торгово-экономическим, культурным, спортивным, совместным инфраструктурным проектам и другим отношениям. Большое место они отводят также политическим фигурам, которые непосредственно участвовали в двусторонних переговорных процессах, таким как Э. Бар, Г. Гауе, А. Шальк-Голодковский, В. Брандт, Г. Шмидт, Ф-Й. Штраус, Г. Коль и ДР.

Среди немецких фундаментальных изданий последнего времени необходимо отметить работу «История германского единства» в четырех томах, в которой представлены практически все стороны процесса объединения Германии, а также довольно подробно освещается процесс развития германо-германских отношений. Наибольший интерес вызывает первый том, написанный известным немецким историком и политологом, руководителем исследовательской группы «Германия» Центра прикладных политических исследований (Мюнхен) Карлом-Рудольфом Корте «Германская политика в период канцлерства Гельмута Коля: стиль правления и решения 1982;1989"24.

Несомненным достоинством исследования Корте является то, что автору удалось привлечь многочисленные документальные материалы из ведомства федерального канцлера, которые помогают раскрыть индивидуальный стиль руководства Г. Коля. Корте придерживается мнения, что канцлер Коль не был единственным «отцом» воссоединения Германии. Решающую роль в оперативной германской политике, а также в успехах руководства ФРГ в двусторонних контактах с ГДР в 80-е гг., отмечает автор, играл В. Шойбле, координировавший деятельность ведомства федерального канцлера25. Корте — автор ряда и других работ об истории объединения ФРГ и ГДР: в.

1994 г. он опубликовал книгу «Использованные шансы? Политика.

26 немецкого единства", а в 1999 г. в соавторстве с другим известным немецким историком, советником канцлера Коля Вернером Вайденфельдом подготовил справочное издание по истории германского единства27. В них прослежена история германского вопроса и развитие германо-германских связей с 1949 г., показаны политико-правовые основы и эволюция отношений к германской проблеме со стороны руководства ГДР и СССР. Успех в решении германского вопроса в этих сочинениях связывается с германской политикой ХДС/ХСС, которая оказалось особенно действенной во второй половине 1989 г. До этого все партии бундестага сходились в том, что германский вопрос утратил свою актуальность на фоне глобальных проблем. Поэтому диалог между ФРГ и ГДР проходил в таких областях, как охрана окружающей среды, ограничение гонки вооружений, предотвращение угрозы ядерной войны. В результате германская политика ФРГ меняла свое концептуальное содержание. Она становилась более «прагматичной» и была направлена на смягчение последствий раскола для граждан ГДР, становясь тем самым частью политики мира между Западом и Востоком.

Последовательное и системное изложение внешней политики ФРГ во второй половине XX века представлено в работах профессора Гамбургского университета бундесвера Кристиана Хакке. Особого внимания заслуживают две его монографии, это «Внешняя политика.

Федеративной Республики Германии: Великая держава поневоле?", а также «Внешняя политика Федеративной Республики Германии: от.

Конрада Аденауэра до Герхарда Шредера". В каждом разделе этих книг, посвященных тому или иному федеральному правительству, представлена германская политика в отношении ГДР и освещаются основные направления двусторонних контактов. В германо-германских отношениях Хакке выделяет особую роль канцлеров ФРГ. Из-за своей близости к руководству ХДС главное место в деле объединения Германии он отводит именно христианско-демократическим канцлерам, особенно Гельмуту Колю. Характеризуя германо-германские отношения и германскую политику при этом канцлере, Хакке подчеркивает, что именно при нем особо подчеркивалось различие политико-экономических идеалов двух германских государств, что не мешало федеральному правительству выступать за расширение контактов с ГДР, которые начала СДПГ~. Несмотря на то, что Г. Коль определял свою внешнюю политику в традициях Конрада Аденауэра, что касалось западного направления, в отношении Востока, прежде всего ГДР, он выработал собственную.

30 разрядо-политическую традицию .

Работа немецкого историка Детлефа Наката «Германо-германские основы. К истории политических и экономических отношений между ГДР и.

ФРГ в 1969 по 1982 гг." представляет интерес тем, что в ней освещается история развития политических и экономических отношений с ГДР в период нахождения в ФРГ у власти СДПГ. Автор делает акцент на том, что именно разработанная социал-демократами стратегия принесла желаемый результат в деле объединения Германии. В своей работе Д. Накат использует архивные материалы социал-демократической партии, фонда Фридриха Эберта, что существенно обогащает исследование. В то же время, в работе поверхностно освещается встреча Э. Хонеккера и Г. Шмидта в Верберлинзее, что не позволяет проследить стратегию федерального канцлера на этих переговорах.

Другой немецкий историк Михаэль Крузе в своей работе «Политика и германо-германские экономические отношения с 1945 по 1989 г."32 выделяет взаимосвязи между политическими и экономическими отношениями между двумя германскими государствами, причем в отличие от Д. Наката, Крузе охватывает весь период двусторонних контактов от поражения Германии до падения Берлинской стены. Несомненной заслугой автора следует считать постановку вопросов о существовании зависимости между политическими и экономическими отношениями, о влиянии политической ситуации на развитие внутригерманской торговли. Крузе прослеживает все экономические ухищрения руководства ФРГ в деле реализации своих политических целей, а также действия руководства СЕПГ, направленные на использование положения Западного Берлина для получения торговых и финансовых преференций от Бонна. Автор уделяет большое внимание деятельности Александра Шальк-Голодковского, доверенного лица Э.

Хонеккера, игравшего важную роль в политико-экономических отношениях между ФРГ и ГДР. При написании монографии М. Крузе опирался на официальные информационные материалы немецкого бундестага, что весьма обогащает данное исследование. Большую пользу при подготовки диссертации принесли таблицы по торгово-экономическим операциям между двумя германскими государствами, которые представлены в работе. Между тем, вызывает возражение его тезис о том, что внутригерманская торговля на всем протяжении времени играла ведущую роль в экономике ГДР. В действительности до начала 80-х годов крупнейшим торговым партнером для ГДР являлся Советский Союз, к тому же до этого времени восточногерманская экономика сама успешно функционировала, что обеспечивало руководству СЕПГ серьезные политические позиции на двусторонних переговорах с ФРГ.

Давая общую характеристику немецкой историографии разных периодов времени по проблеме развития германо-германских отношений, необходимо отметить, что именно немецкие историки внесли ключевой вклад в исследование германо-германских отношений. При этом, как правило, те или иные события в двусторонних контактах освещаются в соответствии со степенью близости авторов к тем или иным политическим силам. Не последнее место также занимает время выхода в свет работ. Пожалуй, главный недостаток всех немецкоязычных работ — недооценка того факта, что само объединение стало возможным благодаря активному развитию германо-германских контактов и всей предшествующей политики руководства ФРГ в отношении ГДР. Такой подход немецких историков требует детального анализа их работ с целью непредвзятого освещения исследуемых событий.

В советской историографии тема истории германо-германских отношений не относилась к числу популярных и хорошо изученных. Ее исследование осуществлялось преимущественно через призму советско-западногерманских и советско-восточногерманских отношений, а также через обращение к отдельным направлениям внешней политики ФРГ. Однако это не значит, что работы прежних лет не должны быть изучены. Советская наука, особенно периода 70−80-х гг., оставила немалое число существенных исследований по социально-экономическому и политическому развитию ФРГ.

Так, в монографии И. С. Кремера «ФРГ: этапы «восточной политики» рассматривается формирование и эволюция «восточной политики» Федеративной Республики Германии с момента создания этого государства. Особое внимание в работе уделено борьбе тенденций в подходе различных политических и общественных кругов ФРГ к проблемам отношений с европейскими социалистическими странами. Особый интерес для диссертационного исследования представляет раздел, посвященный «новой восточной политике» Вилли Брандта. Оценивая подписание Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР, Кремер писал, что он «стал крупным шагом на пути к прочному миру и безопасности на европейском континенте. Будучи проявлением процесса разрядки, договор вместе с тем способствовал дальнейшему его развитию"33. Автор критически относится к позиции ХДС/ХСС, обвиняя их в стремлении «вернуть внешнюю политику ФРГ в русло «холодной войны» 34 периода К. Аденауэра и его ближайших преемников, а также к начальной германской политике канцлера Г. Коля в отношении ГДР.

В исследовании другого советского историка Н. В. Павлова «Внешняя политика ФРГ: концепции и реалии 80-х годов» большое внимание уделяется политике канцлера Гельмута Коля в отношении ГДР. Автор дает важную информацию об аппарате и структуре внешнеполитических отделов кабинета Коля/Геншера, характеризует политику ведомств и отделов, ответственных за развитие отношений с ГДР. Он неоднозначно оценивает характер двустороннего сотрудничества между германскими государствами, указывая на «прямое противоборство двух идеологий, перенасыщенность сопредельных территорий вооруженными силами и боевой техникой, отсутствие языкового барьера и многочисленные семейные связи — все это определяет специфику отношений между ФРГ и ГДР"35. Главную вину в осложнении отношений между двумя германскими государствами в начале 80-х годов Н. В. Павлов возлагает на ФРГ. Он констатирует, что это произошло, в первую очередь, из-за «реваншистского тезиса западногерманских правящих кругов о том, что «германский вопрос» остается «открытым». В духе этого тезиса предпринимаются практические действия с позиций непризнания государственного суверенитета ГДР"36.

В целом, весь опубликованный в СССР, как и в ГДР, материал по развитию двусторонних отношений между двумя германскими государствами может дать общее представление по данной проблематике, но лишь в контексте позиции СССР и ГДР по всему германскому вопросу.

В современной российской историографии тема германо-германских отношений также пока не получила достаточно полного освещения. Это объясняется, с одной стороны, ограниченностью доступа к архивным источникам, с другой стороны, тем, что сегодня в России не так велик интерес к современной германской истории. Немаловажное значение играет сохранившаяся острота проблемы для отечественных исследователей. Слишком болезненны воспоминания о том, какие возможности утратил Советский Союз (Россия) в те недавние годы. Тем не менее, ряд монографий заслуживает серьезного внимания. Их авторы, A.M. Филитов, Н. В. Павлов, И. Н. Кузьмин, Б. В. Петелин в той или иной степени обращаются к проблеме германо-германских отношений. Так, A.M. Филитов основное внимание уделил их состоянию в период 70−80-х годов, хотя его подход носит довольно схематический характер. Он приходит к выводу, что преодоление раскола Германии зависело прежде всего от позиций держав-победительниц и руководства ФРГ. Необходимо отметить, что большинство российских историков связывают падение берлинской стены и объединение Германии с внутренним кризисом в ГДР, который привел ее к краху. Освещение социально-экономического положения Восточной Германии, бесспорно, является важным и необходимым. Однако не это сыграло главную роль в ее исчезновении. Соответственно, суть проблемы, которая встает со всей очевидностью, не только в экономическом спаде и политическом кризисе.

ГДР, но и в том, что в конце 80-х гг. вопрос об объединении был поставлен в самой ГДР, а также в позиции, которую заняло советское руководство.

Из общего ряда современных российских исследований истории германо-германских отношений выделяется монография Б. В. Петелина «Германская политика канцлера Гельмута Коля 1982;1990 гг.» 38. Она представляет собой первое в отечественной германистике специальное исследование политики в отношении ГДР правительства Г. Коля. На базе архивных материалов Фондов Конрада Аденауэра (ХДС), Ханса Зайделя (ХСС), Горбачев-фонда и других, Б. В. Петелин весьма обстоятельно анализирует ее содержание, характеризует формы, методы и средства ее проведения в жизнь. Концептуальный вывод автора сводится к тому, что именно германская политика Гельмута Коля стала решающим фактором в объединении ФРГ и ГДР. Он пишет: «Реальное продвижение к единству началось с канцлера Г. Коля, который на протяжении всей своей политической карьеры твердо верил в достижимость воссоединения Германии и стремился приблизить этот исторический момент"39. Данный тезис спорен и, как минимум, нуждается в уточнении и корректировке. Да, именно при Г. Коле произошло объединение двух германских государств, но его роль сильно преувеличена. Сводить весь этот процесс к нему нельзя, так как в значительной степени он был обусловлен не только политикой его кабинета, но и социально-экономическими потрясениями в ГДР, отступлением руководства Советского Союза от своих прежних позиций в этом вопросе и рядом других международных факторов.

Стоит также отметить работы известного российского германиста Н. В Павлова. В последнее время вышли в свет две его монографии, посвященные истории развития Германии после Второй мировой войны, в 2005 г. «Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире», а в 2006 г. «История современной Германии. 1945;2005». В своих работах автор довольно подробно описывает возникновение двугосударственности на немецкой земле, эволюцию внутренней и внешней политики ФРГ и ГДР. Вместе с тем, в своих работах Павлов уделяет значительное внимание германской проблеме в контексте вопроса о международной безопасности, прослеживает основные тенденции и причины, приведшие к объединению Германии. Н. В. Павлов, однако, довольно бегло освещает процесс развития германо-германских отношений, что позволяет сформировать лишь общее представление об этом.

В настоящее время изучение вопроса объединения Германии, в частности, развития двусторонних контактов между ФРГ и ГДР, характеризуется появлением более широких возможностей для российских историков в связи с открытием многих архивных материалов, как в России, так и за рубежом, доступностью зарубежных источников и литературы. Тем не менее, серьёзной комплексной работы по германо-германским отношениям в политике ФРГ, основанной на современных данных, пока не было. Таким образом, научный интерес к данной проблеме остается открытым. Все же, использование в предлагаемом исследовании упомянутых выше работ позволяет сделать ряд важных выводов о самом процессе германо-германских отношений, о позициях и целях сторон в означенный период.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые удалось создать целостную картину развития двусторонних связей между ФРГ и ГДР в период с 1973 по 1989 г., что позволяет улучшить понимание важнейших факторов объединения Германии.

2. Раскрыта политика федеральных канцлеров в отношении ГДР от подписания Договора об основах отношений в конце 1972 г. до падения Берлинской стены в 1989 г.

3. Через призму развития двусторонних отношений показана политическая цель данных контактов для руководства ФРГ.

4. Научную новизну диссертационного исследования определяет также корпус источников и литературы, впервые вводимых в научный оборот в России.

Научно-практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в учебной работе, а также при подготовке научных трудов по истории германо-германских отношений и германского вопроса, по истории международных отношений периода «холодной войны». Данное исследование может содействовать разработке ряда новых тем, а также отдельных аспектов германо-германских отношений, имеющих целью более глубокое изучение истории Германии.

Апробация результатов исследования. Основной материал и результаты диссертационного исследования представлены в четырех научных статьях: Договор об основах отношений между ФРГ и ГДР и проблема его ратификации в бундестаге //Проблемы социально-экономического развития стран Балтийского региона. Калининград, 2009; Гельмут Коль и проблема германо-германских отношений //Ретроспектива. Калининград, 2009; Германо-германские отношения и кредитная политика ФРГ в 1982;1985 годах //Вестник РГУ им. И. Канта. Калининград, 2009; Германо-германские отношения и официальный визит Э. Хонеккера в ФРГ 1987 г. //Ретроспектива. Калининград, 2010.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Структура диссертации основывается на хронологическом принципе. Главы делятся на параграфы по проблемно-хронологическому принципу. В приложении представлен Договор об основах отношений • между ФРГ и ГДР, список федеральных министров по внутригерманским отношениям в данный период, данные о поездках граждан Федеративной республики в ГДР, данные социологических опросов населения ФРГ по проблеме германского вопроса, план спортивных мероприятий между ФРГ и ГДР на 1974 г., данные о размере свинга в исследуемый период и другие. Данные приложения способствуют более полному, в том числе и на основе ознакомления с документальным материалом, знанию и пониманию читателем проблематики диссертационной работы.

Заключение

.

Объединение Германии стало возможно только с открытием границы между двумя государствами, которое произошло 9 ноября 1989 г. В современной историографии доминирует мнение о том, что это событие произошло очень неожиданно и стремительно не только для всего мира, но и для самих немцев. Между тем открытие границы во многом было результатом и следствием целеустремленности федеральных канцлеров и других западногерманских политиков в решении германского вопроса, многолетней деятельности по расширению и укреплению германо-германских отношений.

Новая восточная политика" канцлера В. Брандта стала прорывом в отношениях с восточноевропейскими странами, включая ГДР. Главной его целью являлось не объединение страны, так как он отчетливо понимал всю невозможность этого на данном этапе времени, а развитие диалога между двумя германскими государствами. Это, по его мнению, должно было проявиться в расширении связей между людьми в обеих частях Германии и в придании особого статуса отношениям между ФРГ и ГДР. Подписание и ратификация «Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР» стали фундаментом для развития дальнейших контактов между двумя государствами. В основе германской политики В. Брандта лежала надежда, что двусторонние соглашения постепенно создадут новый климат доверия между странами, что в последующем приведет к единству немецкой нации.

Следующий федеральный канцлер Гельмут Шмидт, несмотря на скандал вокруг «аферы Гийома» и последовавшими за этим осложнениями в отношениях с ГДР, не только смог продолжить германскую политику В. Брандта, но и привнести в нее новые аспекты. Шмидт сделал особый упор на развитие договорных отношений, в которых первостепенное место занимали соглашения по развитию совместной инфраструктуры. Помимо этого он стал все чаще связывать воедино политические и экономические вопросы, хотя на том этапе развития германо-германских отношений подобные попытки не приносили значительных результатов. Ключевым моментом в германогерманских контактах данного периода явилась встреча руководителей двух германских государств в 1981 г. в Вербеллинзее, которая стала первым официальным мероприятием такого уровня.

Несмотря на успехи в сближении двух германских государств, все же существенного прорыва в период пребывания у власти СД1И так и не произошло. Однако, социал-либеральные правительства смогли подготовить фундамент для дальнейшего продолжения сотрудничества между двумя странами, что значительно облегчило деятельность следующему федеральному правительству.

Реальные успехи в германо-германских отношениях произошли с приходом к власти федерального канцлера Гельмута Коля, который на протяжении всей своей политической карьеры твердо верил в достижимость воссоединения Германии и стремился приблизить этот исторический момент, делая шаги на перспективу. Он не стал отказываться от достигнутых успехов его предшественников В. Брандта и Г. Шмидта, а наоборот, смог их не только продолжить, но и придать им новый импульс. Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что оппозиция (СДПГ) не препятствовала расширению контактов, а наоборот всецело поддерживала. Канцлеру удалось также нейтрализовать радикально настроенные круги блока ХДС/ХСС и привлечь их к активной деятельности в этом направлении. Это выразилось, в непосредственном лоббировании и участии Ф.-И. Штрауса в предоставлении кредита для ГДР. Тем самым, главный противник развития контактов с Восточной Германией, стал временным союзником Г. Коля в проведении германской политики.

Практически изначально он сконцентрировал все нити контактов с восточногерманским соседом в ведомстве федерального канцлера, что давала ему полный контроль за развитием двусторонних связей. К середине 80-х годов германская политика ФРГ не только имела всесторонне разработанную и обоснованную в политико-правовом отношении теоретическую базу, но и располагала действительным механизмом ее реализации, который опирался как на прочную финансовую основу, так и на заключенные ранее двусторонние соглашения. Это привело к подписанию между станами соглашений в области культуры, сотрудничества в области науки и техники, городского партнерства, что до этого никак не могло сделать социал-демократы.

Важным толчком, для развития германо-германских отношений, послужил официальный визит Э. Хонеккера в ФРГ. Несмотря на то, что для ГДР он имел куда большее значение, для ФРГ и Коля она выразилась в тех послаблениях, на которые пошло впоследствии руководство СЕПГ. Так, в ГДР были амнистированы многие политзаключенные, на германо-германской границе был отменен приказ о стрельбе по ее нарушителям, открылись новые пограничные переходы, увеличились культурные, спортивные и молодежные обмены между двумя государствами и т. д. Другими словами, ФРГ, работая на перспективу, стала еще глубже расширять сотрудничество с ГДР, тем самым ослабляя ее позиции.

Сильной стороной политики Г. Коля в отношении ГДР была убежденность в «открытости» германского вопроса. Новым же концептуальным подходом • канцлера в германском вопросе стала политика «малых шагов», которая была призвана путем расширения контактов и связей ликвидировать или ослабить последствия раскола для граждан обоих государств. Далеко не сразу эта политика получила поддержку в христианских партиях, где преобладали сторонники сохранения «силовых» методов воздействия на ГДР. Однако реальные сдвиги в германо-германских отношениях во второй половине 80-х гг. показали перспективность новых методов и средств в решении германского вопроса. Массовые взаимные поездки граждан ГДР и ФРГ стали следствием политики «малых шагов» и политики «уступка за уступку» и явились действенным средством в реальном сближении двух государств.

Не менее важную роль в развитии двусторонних отношений между двумя германскими государствами сыграла переговорная активность Г. Коля, которая начала вырабатываться в ходе так называемой «похоронной дипломатии». Именно при Коле частоты встреч высшего руководства обоих государств достигла своего апогея, что выразилось в конечном итоге в официальном посещении Эрихом Хонеккером ФРГ. Помимо межгерманских контактов, данная дипломатия затрагивала также отношения с Советским Союзом, США, Польшей, Францией и другими государствами. Так федеральный канцлер пытался обеспечить благоприятные международные условия для объединения ФРГ и ГДР.

В противовес преобладающей в современной немецкой историографии концепции импровизационной деятельности федеральных канцлеров в германо-германских отношениях, проведенное исследование подтверждает обратное: все правительства ФРГ вели четкую линию на сближение двух стран, устраняя препятствия на этом пути. Они понимали невозможность быстрого решения данного вопроса. Но, изначально взяв на себя ответственность за развитие двусторонних отношений между двумя германскими государствами, они предпринимали действия, которые, по их общему мнению, должны были привести в дальнейшем к единству немецкого народа, что в конечном итоге и произошло.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные материалы, парламентские отчеты и статистика
  2. Das Regierungsprogramm der SPD 1983 1987. Bonn, 1983 .//Politisches Archiv am Willy-Brandt-Haus.
  3. Regierungsprogramm fur 1976−1980. SPD: Weiter arbeiten am Modell Deutschland. Bonn, 1976. //Politisches Archiv am Willy-Brandt-Haus.
  4. Statistisches Jahrbuch fur die BRD. Bonn, 1974−1990.
  5. Verhandlungen des Deutschen Bundestages. Stenographische Berichte. Bonn, 1973.
  6. Verhandlungen des Deutschen Bundestages. 1976 1990. Bonn, 1990.
  7. Wahlaufruf zur Bundestagswahl 1972 der Freien Demokratischen Partei: Vorfahrt fur Vernunft. Bonn, 1972. //Archiv des Liberalismus.
  8. Wahlprogramm der SPD: mit Willy Brandt fur Frieden, Sicherheit und eine bessere Qualitat des Lebens. Bonn, 1972. Regierungsprogramm fur 1976−1980. SPD: Weiter arbeiten am Modell Deutschland. Bonn, 1976. //Politisches Archiv am Willy-Brandt-Haus.
  9. Wahlprogramm zur Bundestagswahl 1976 der Freien Demokratischen Partei: Freiheit Fortschritt Leistung. Bonn, 1976. // Archiv des Liberalismus.
  10. Wahlprogramm 1980 SPD. Sicherheit fur Deutschland. Bonn. 1980. Regierungsprogramm fur 1976−1980. SPD: Weiter arbeiten am Modell Deutschland. Bonn, 1976. //Politisches Archiv am Willy-Brandt-Haus.
  11. Wahlprogramm zur Bundestagswahl 1980 der Freien Demokratischen Partei: Unser Land soll auch morgen liberal sein. Bonn, 1980. //Archiv des Liberalismus.
  12. Сборники документов, предвыборные программы.
  13. История Германии: учебное пособие: в Зтт./ под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионова. М., 2008. Т. 3: Документы и материалы.
  14. Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину и его реализация. 1971−1977 гг. Документы. М., 1977.
  15. Au?enpolitik der Bundesrepublik Deutschland: Dokumente von 1949 bis 1994. Koln, 1995.
  16. Das Deutsch-Deutsche Treffen am Werbellinsee. Dokumentation zum Treffen des Deutschland, Helmut Schmidt, mit dem Generalsekretar des ZK der SED und Vorsitzenden des Staatsrates der DDR, Erich Honecker, vom 11. Bis 13. Dezember 1981. Bonn, 1982.
  17. Dokumentation zu den innerdeutschen Beziehungen. Abmachungen und Erklarungen. Bonn, 1990.
  18. Innerdeutsche Beziehungen. Die Entwicklung der Beziehungen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik 1980 1986. Eine Dokumentation. Bonn, 1986.
  19. Materialien zu Deutschlandfragen. Politiker und Wissenschaftler nehmen Stellung 1986/87. Bonn, 1988.
  20. Texte zur Deutschlandpolitik. Bonn, 1973 1990.
  21. Union in Deutschland. CDU-Dokumentation. Rheinbach, 1988. № 8.
  22. Von Hubertusstock nach Bonn. Eine dokumentierte Geschichte der deutschdeutschen Beziehungen auf hochster Ebene 1980 1987. / Nakath D., Stephan G.-R. Berlin, 1995.
  23. Zehn Jahre Deutschlandpolitik. Die Entwicklung der Beziehungen zwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik 1969 1979. Bericht und Dokumentation. Bonn, 1980.1.I. Речи, мемуары.
  24. В. Воспоминания. М., 1991.
  25. М. По собственному заданию. Признания и раздумья. М., 1992.
  26. Ю.А. Время и случай. Заметки профессионала. М., 1999.
  27. Штраус Ф.-Й. Воспоминания. М., 1991.
  28. Bahr Е. Zu meiner Zeit. Munchen, 1996.
  29. Gaus G. Wo Deutschland liegt. Munchen, 1986.
  30. Genscher H.-D. Erinnerungen. Berlin, 1995.
  31. Honecker E. Reden und Aufsatze. Band 5. Berlin, 1978.
  32. КоЫ H. Erinnerungen. 1982 -1990. Munchen, 2005.31 .Kohl H. «Ich wollte Deutschlands EinheitBerlin, 1996. 32. Schmidt H. Die Deutschen und ihre Nachbarn. Menschen und Machte. Berlin, 1990.
  33. Schalck-Golodkowski A. Deutsch-deutsche Erinnerungen. Hamburg, 2000. 34. Seidel K. Berliner Bonner Balance. 20 Jahre deutsch — deutsche Beziehungen. Berlin, 2002.
  34. TeltschikH. 329 Tage: Innenansichten der Einigung. Berlin, 1993.
  35. Weizsacker R. v. Vier Zeiten. Erinnerungen. Berlin, 1997.1. Периодика.
  36. Правда. 1983, 1985, 1989. 3 8. Aussenpolitik.
  37. Der Spiegel. 1973, 1974, 1981, 1983, 1985, 1986.40.Der Stern. 1987.41.Der Tagesspiegel. 1977.
  38. Die Welt. 1974, 1975, 1978, 1988, 1989.
  39. Die Zeit. 1973, 1981, 1983, 1989.
  40. Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1983, 1988.
  41. A.A. Объединение Германии. Обстоятельства и последствия. М., 2008.
  42. А. Германия в XX веке. М., 2005.
  43. История Германской Демократической Республики. 1949−1979. М., 1979.
  44. Г. История триумфов и ошибок первых лиц ФРГ. М., 2009.
  45. Краткая история Германии. / Клесманн К., Херманн У. и др. СПб., 2008.
  46. И.С. ФРГ: этапы «восточной политики». М., 1986.
  47. , В.Ю. Стратегия мира и добрососедства. Политика европейских социалистических государств в отношении ФРГ и проблемы безопасности Европы. 70-е- 80-е годы. М., 1987.
  48. И.Н. Шесть осенних лет. Берлин. 1985−1990. М., 1999.
  49. В. Гельмут Коль. М., 1993.
  50. С., Поттхофф X. Краткая история СДПГ 1848 1990. М., 1990.
  51. Новейшая история стран Европы и Америки: XX век. 2 ч. 1945−2000./под ред. А. М. Родригеса, М. В. Пономарева. М., 2001.
  52. Н.В. Внешняя политика ФРГ: концепции и реалии 80-х годов. М., 1989.
  53. Н.В. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. М., 2005.
  54. Н.В. История современной Германии. М., 2006.
  55. .В. Германская политика канцлера Гельмута Коля 1982 1990. Вологда, 2004.
  56. О. Крах и возрождение Германии. М., 2001.
  57. А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению. М., 1993. 64.40 лет ГДР: Страна в борьбе за мир и социализм, /пер. с нем. Хайцер X.,
  58. М. и др. М., 1989.
  59. Borowsky Р. Deutschland 1969 1982. Hannover, 1987.
  60. Bruns W. Deutsch deutsche Beziehungen. Pramissen, Probleme, Perspektiven. Opladen, 1984.
  61. Burgmer I. M. Stadtepartnerschaften als neues Element der Innerdeutschen Beziehungen. Bonn, 1989.
  62. Deutschlandpolitiker der DDR erinnern sich. / hrsg. Nakath D. Berlin, 1995.
  63. Die deutsche Frage im Spiegel der Parteien. / hrsg. Blumenwitz D., Zieger G. Koln, 1989.
  64. Die Ost- und Deutschlandpolitik der SPD in der Opposition 1982−1989. / hrsg. Dowe D. Bonn, 1993.
  65. Ehlermann C.-D.- Kupper S.- Lambrecht H.- Ollig G. Handelspartner DDR -Innerdeutsche Wirtschaftsbeziehungen. Baden- Baden, 1975.
  66. S. «Auf den Kanzler kommt es an»: Helmut Kohl und die deutsche Au? enpolitik. Personliches Regiment und Regierungshandeln vom Amtsantritt bis zur Wiedervereinigung. Munchen, Wien, Paderborn, Zurich, 2001.
  67. Jager W. Die Uberwindung der Teilung: der innerdeutsche Prozess der Vereinigung 1989/90. Stuttgart, 1998.
  68. Hacke C. Die Au? enpolitik der Bundesrepublik Deutschland. Von Konrad Adenauer bis Gerhard Schroder. Berlin, 2004.
  69. Hacke C. Die Au? enpolitik der Bundesrepublik Deutschland. Weltmacht wider Willen? Berlin, 1997.
  70. Haftendorn H. Deutsche Au? enpolitik zwischen Selbstbeschrankung und Selbstbehauptung 1945 2000. Stuttgart, Munchen, 2001.
  71. Heitzer H. DDR: Geschichtlicher Uberblick. Berlin (Ost), 1979.
  72. Korte K.-R. Deutschlandpolitik in Helmut Kohls Kanzlerschaft: Regierungsstil und Entscheidungen 1982- 1989. Stuttgart, 1998.
  73. Korte K.-R. Die Chance genutzt?: Die Politik zur Einheit Deutschlands. Frankfurt/M., 1994.
  74. Korte K R., Weidenfeld W. Handbuch zur deutschen Einheit 1949−19 891 999. Frankfurt/M., New York, 1999.
  75. Kruse M. Politik und deutsch-deutsche Wirtschaftsbeziehungen von 1945 bis 1989. Berlin. 2005.
  76. Kunze G. Grenzerfahrungen. Kontakte und Verhandlungen zwischen dem Land Berlin und der DDR 1949−1989. Berlin, 1999.
  77. Lowenthal R., Schwarz H.P. Die zweite Republik. 25 Jahre Bundesrepublik Deutschland eine Bilanz. Stuttgart, 1974.
  78. Martin E. Zwischenbilanz: Deutschlandpolitik der 80er Jahre. Stuttgart, 1986.
  79. Nakath D. Deutsch-deutsche Grundlagen. Zur Geschichte der politischen und wirtschaftlichen Beziehungen zwischen der DDR und der Bundesrepublik in den Jahren von 1969 bis 1982. Schkeuditz, 2002.
  80. Noelle-Neumann E. Demoskopische Geschichtsstunde: vom Wartesaal der Geschichte zur deutschen Einheit. Zurich, 1991.
  81. Pawlow N.-A. Innerdeutsche Stadtepartnerschaften. Entwicklung, Praxis, Moglichkeiten. Berlin, 1990.
  82. Potthoff H. Bonn und Ost-Berlin 1969 1982. Bonn, 1997.
  83. Schmidt G. Politik des Ausverkaufs? Die Deutschlandpolitik der Regierung Brandt/Scheel. Munchen, 1975.
  84. Schollgen G. Die Au? enpolitik der Bundesrepublik Deutschland von den Anfangen bis zur Gegenwart. Munchen, 2001.
  85. Schweigier G. Grundlagen der au? enpolitischen Orientierung der Bundesrepublik Deutschland: Rahmenbedingungen, Motive, Einstellungen. Baden-Baden, 1985.
  86. Seiffert W. Die Deutschen und Gorbatschow: Chancen fur einen Interessenausgleich. Erlangen, Bonn, Wien, 1989.
  87. Steininger R. Deutsche Geschichte. 1974 bis zur Gegenwart. Frankfurt/ M., 2002.
  88. Vogtmeier A. Egon Bahr und die deutsche Frage: Zur Entwicklung der sozialdemokratischen Ost- und Deutschlandpolitik vom Kriegsende bis zur Vereinigung. Bonn, 1996.
  89. Winkler H.A. Der lange Weg nach Westen. Deutsche Geschichte vom «Dritten Reich» bis zur Wiedervereinigung. Bd. 2. Munchen, 2001.
  90. Болыыая энциклопедия. М., 2006.
  91. Современный экономический словарь. М., 2006.
Заполнить форму текущей работой