Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Оценка конкурентоспособности международных и российских консалтинговых компаний

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексный теоретический анализ понятия «консалтинг» позволил определить его как многоаспектную категорию рыночной экономики, главной специфической задачей которого является процесс производства и продажи консультационной услуги. Суть консультационной услуги заключается в повышении эффективности деятельности объекта консультирования — организации-клиента и получении прибыли субъектом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ
    • 1. 1. Основные определения в сфере консалтинга и различные подходы к классификации консалтинговых услуг
    • 1. 2. Место консалтинга в сфере услуг
      • 1. 2. 1. Классификация сферы услуг
      • 1. 2. 2. Деловые услуги
      • 1. 2. 3. Специфические черты консалтинговых услуг
      • 1. 2. 4. Жизненный цикл консалтинговой услуги
    • 1. 3. Теоретические аспекты конкуренции на рынке консалтинговых услуг
      • 1. 3. 1. Рынок консалтинга — рынок монополистической конкуренции
      • 1. 3. 2. Ценовые аспекты конкуренции на рынке консалтинговых услуг
      • 1. 3. 2. Особенности неценовой конкуренции на рынке консалтинговых услуг
      • 1. 3. 4. Существующие методы оценки конкурентоспособности компаний
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ
    • 2. 1. Европейский рынок управленческого консультирования
    • 2. 2. Российский рынок консалтинговых услуг
    • 2. 3. Сложившаяся система регулирования консалтингового рынка
    • 2. 4. Влияние глобализации на рынок консалтинговых услуг
      • 2. 4. 1. «Большая четверка» и другие транснациональные корпорации
      • 2. 4. 2. Государственное антимонопольное регулирование как инструмент сохранения й ' поддержания конкуренции.1Ц
  • ГЛАВА 3. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ
    • 3. 1. Анализ текущей конкурентной среды на российском рынке консалтинга
      • 3. 1. 1. Российские и иностранные компании на российском рынке консалтинга
      • 3. 1. 2. Сегментация рынка
    • 3. 2. Методика проведения исследования по оценке конкурентоспособности консалтинговых компаний
    • 3. 3. Формирование информационной базы исследования
    • 3. 4. Практические расчеты по оценке конкурентоспособности консалтинговых компаний на российском рынке на основе нематериальных факторов

Оценка конкурентоспособности международных и российских консалтинговых компаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Для России проблема развития рынка консультационных услуг стала особенно актуальна в последние 10−15 лет. Ввиду долгого существования планово-административного хозяйства и отсутствия рыночных механизмов регулирования экономики, спрос на консалтинговые услуги в стране был минимальным.

Переход России на рыночные условия хозяйствования, сопровождаемых цепью непрерывных институциональных, социальных и отраслевых структурных изменений, дальнейшая интеграция в мировое хозяйство, грядущее вступление в ВТО — все это породило спрос на новые услуги, отвечающие потребностям растущей рыночной экономики. Существенное усложнение бизнеса, нехватка внутренних ресурсов для своевременного и адекватного реагирования на происходящие изменения, усиление конкуренции и поиск новых путей повышения эффективности работы отечественных предприятий привели руководителей к необходимости прибегать к помощи профессиональных консультантов.

Квалифицированный спрос со стороны реального сектора экономики на управленческие, финансовые решения и бизнес-услуги дал толчок к появлению в России нового сегмента — индустрии консалтинговых услуг, центральным компонентом которой являются консалтинговые фирмы.

По мере роста числа консалтинговых компаний, в том числе за счет прихода иностранных консультантов на российский рынок деловых услуг, усиливается конкуренция, стимулируемая глобализацией мировой экономики, стремительным научно-техническим прогрессом, распространением глобальных информационных сетей и информационно-коммуникационных технологий, либерализацией торговой политики.

Для успешной конкуренции в современных условиях ведения бизнеса консалтинговая фирма параллельно с основной деятельностью должна анализировать информацию о конкурентах и оценивать собственные конкурентные преимущества, определяющие ее конкурентоспособность по сравнению с другими участниками рынка.

В последние годы на фоне бурного развития рынка предпринимается множество попыток определить конкурентоспособность консалтинговых компаний, место отдельных фирм среди других участников, с чем связана возросшая популярность рейтингов и различных методов исследования конкурентоспособности. Последние строятся, преимущественно, на анализе материальных активов консалтинговых компаний, что приводит к недостаточной полноте и адекватности оценки их конкурентных позиций.

Вопрос оценки компаний на основе анализа нематериальных факторов конкурентоспособности остается открытым, хотя именно эти факторы являются залогом успешной конкуренции компаний на современном рынке консалтинговых услуг.

Состояние научной разработанности темы. В советское время, ввиду отсутствия рынка консалтинговых услуг, исследования в этой области не представляли практического интереса. Такими специалистами как Лузин А. Е., Елмашев O.K., Юксвярав Р. К., Хабакук М. Я., Лейманн Я. А. были разработаны некоторые вопросы теории и практики управленческого консультирования. Отечественное направление исследования проблем консалтинга начало развиваться 10−15 лет назад — вместе с появлением рыночных отношений и консалтинга как вида рыночной деятельности. Нынче множество отечественных ученых и специалистов — Посадский А. П., Пятенко С. В., Алешникова В. И., Румянцева З. П., Кубр М., Фербер М, Иванов М., Вельтман М., Шувалова И. и другие — активно занимаются вопросами консалтинга.

Значительный вклад в развитие теории консультирования внесли зарубежные ученые, такие как Макхем Л., Херлей Н., Бейч Э., Коуп М., Шафер Р. и др. Вопросам, связанным с практическим применением консалтинга, в западной литературе уделено немало внимания: существует значительное количество исследований, монографий и специализированных журналов. Постоянную работу по изучению мирового консалтингового рынка ведет компания Kennedy Information (www.consultingcentral.com).

В России за последние пять-семь лет на фоне бурного развития отрасли появилось специализированные агентства, исследующие проблемы консалтинга. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (www.raexpert.ru) с 2000 года ведет специализированный проект, посвященный консалтингу, и результаты своих исследований регулярно публикует в журнале «Эксперт». В Интернете появилось большое количество сайтов, форумов, рубрик, посвященных проблематике консалтинга (www.consalting.ru, www.cfm.ru, www. i2r.ru, www.devbusiness.ru и др.).

Несмотря на то, что в последнее время ученые при разработке проблем экономической теории и при выработке практических рекомендаций по работе отечественных предприятий все чаще обращаются к определению места консалтинга в отечественной и зарубежной экономике, к сопоставлению консалтинговых компаний, в методическом и методологическом плане недостаточно проработанной остается проблема конкурентоспособности консалтинговых компаний. Очевидный недостаток теоретических и практических исследований в этой области определил выбор темы диссертации, целей, задач и предмета исследования.

Цель диссертационной работы — разработать методику оценки конкурентоспособности консалтинговых компаний на основе комплексного сопоставления и отбора нематериальных факторов и определить конкурентоспособность ряда международных и российских консалтинговых компаний.

Задачи исследования заключаются в следующем:

1. раскрыть понятие «консалтинг» и определить специфику консалтинговых услуг;

2. выявить особенности конкуренции на рынке консалтинговых услуг;

3. проанализировать европейский и российский рынки консалтинговых услуг в условиях глобализации мировой экономики и выявить тенденции дальнейшего развития консалтинга в России;

4. оценить существующие методики оценки конкурентоспособности компаний;

5. разработать методику оценки конкурентоспособности консалтинговых компаний на основе сопоставления и отбора нематериальных факторов — составляющих интеллектуального капитала, являющегося системообразующей конструкцией консалтинговой деятельности;

6. на основе предложенной методики оценить конкурентоспособность ряда российских и иностранных компаний на российском рынке консалтинговых услуг.

Объектом исследования являются российские и иностранные консалтинговые компании, работающие на рынке Российской Федерации. Предметом исследования является конкурентоспособность указанных компаний на российском рынке.

Методологическая и теоретическая основа работы. Теоретической базой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и практиков по вопросам консультирования. В процессе исследования использовались системный и комплексный подходы к анализу изучаемых процессов и современные методы обработки статистической информации.

Информационной базой исследования, наряду со специальными литературными источниками и периодическими изданиями, послужили законодательные акты РФ, материалы Европейской федерации ассоциаций по экономике и управлению (ФЕАКО), Ассоциации менеджмент-консалтинговых фирм (АМКФ), выкладки компании Kennedy Information, специальное периодическое издание «Эксперт», а также личный опыт работы автора в международной консалтинговой компании. В работе использовались ресурсы сети Интернет, в частности, сайты ведущих международных консалтинговых компаний (www.ey.comu www.pwc.com, www.kpmg.com, www.deloitte.com, www.accenture.com), официальные сайты объединений консультантов fwww.feaco.org, www.amcf.org, www.icmci.org, www.mca.org.hk, www. zen-noh-ren.or.ip).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. разработана концептуальная схема, определяющая место консалтинга в сфере услуг и выделяющая консалтинг из других видов деловых услуг;

2. выявлены особенности конкуренции на рынке консалтинговых услуг, охарактеризована зависимость конкурентоспособности консалтинговой компании от структуры интеллектуального капитала и эффективности его применения;

3. обобщены и систематизированы особенности развития европейского и российского рынков консалтинговых услуг;

4. на основе анализа существующих рейтингов и методов оценки конкурентоспособности компаний доказана необходимость проведения более точных оценок и предложена методика, позволяющая оценивать конкурентоспособность консалтинговых компаний на основе анализа нематериальных факторов;

5. с использованием оригинальной методики выявлены основные нематериальные факторы, влияющие на конкурентоспособность консалтинговых компаний, и проведена оценка и сравнение конкурентоспособности ряда ведущих российских и иностранных компаний. Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования ее выводов и рекомендаций в процессе дальнейшего изучения проблем развития сферы консалтинга. Учитывая возрастающую роль консалтинга в деятельности предприятий, руководство многих отечественных компаний заинтересовано в получении практических рекомендаций о целесообразности и эффективности использования консалтинговых услуг. Выводы и основные результаты исследования представляют практический интерес для российских специалистов, занимающихся вопросами консалтинга и его использования в работе российских и зарубежных предприятий, действующих на российском рынке. Приведенная в работе структурированная информация может использоваться предпринимателями, бизнесменами, маркетологами, российскими производителями, руководителями высшего и среднего звена, менеджерами при принятии решения по выбору консультанта, а также работниками органов государственного управления и муниципальной власти для регулирования и мониторинга развития рынка консалтинговых услуг. Материалы, изложенные в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе при подготовке курсов и чтении лекций по мировой экономике, МЭО, международному маркетингу и т. п.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались на международных конференциях в ведущих вузах Санкт-Петербурга, в том числе: на международной научно-практической конференции «Мировая экономика на пороге нового тысячелетия» (СПб, 2003 г.), Восьмой международной научно-практической конференции «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей» (Спб, 2003).

По теме диссертационного исследования опубликовано восемь печатных работ, общим объемом 3 п.л.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы и Интернет-источников, включающего 93 наименования. Объем диссертации 183 стр., включая 22 стр. приложений, 39 рисунков и 26 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное автором теоретическое и эмпирическое исследование оценки конкурентоспособности международных и российских консалтинговых компаний на российском рынке дает возможность сформулировать следующие основные результаты:

1) Комплексный теоретический анализ понятия «консалтинг» позволил определить его как многоаспектную категорию рыночной экономики, главной специфической задачей которого является процесс производства и продажи консультационной услуги. Суть консультационной услуги заключается в повышении эффективности деятельности объекта консультирования — организации-клиента и получении прибыли субъектом консультирования — консалтинговой компанией. Создание стоимости консалтинговой услуги происходит путем вложения в нее интеллектуального капитала, принадлежащего субъекту консультирования. Основные специфические черты консалтинговых услуг, отличающие их от услуг в целом, заключаются в том, что консалтинг является «бизнесом для бизнеса», в сфере консалтинга высоко влияние бренда, репутации и имиджа компании-продавца услуги. Специфичность консалтинговой услуги заключается в ее уникальности и неповторимости, поскольку она производится, исходя из индивидуальных потребностей каждого клиента. Величина стоимости консалтинговой услуги определяется качеством и количеством вложенного в нее интеллектуального капитала.

2) Конкуренция на рынке консалтинга основана не на ценовых методах борьбы, а на повышении качества предоставляемых услуг. Варьирование ценой остается лишь дополнительным рычагом при установлении цены на услугу. Качество консалтинговой услуги зависит от нематериальных активов компании, системообразующей составляющей которых выступает интеллектуальный капитал. За счет этого конкуренция в сфере консалтинга приобретает свои особенности, которые проявляются в том, что на конкурентную позицию компании влияют не только ее финансовые показатели и собственный капитал, но и многие нематериальные факторы, являющиеся не менее важными активами компании.

3) Проведенное исследования европейского и российского рынков консалтинговых услуг позволило выявить основные тенденции их развития. Европейский рынок является неким образцом, по которому идет Россия в развитии собственного рынка консультирования. Поэтому тенденции, присущие сегодня европейскому консалтингу, могут рассматриваться в качестве прогноза развития российского рынка на 3−5 лет вперед.

Основные характеристики европейского рынка: Емкость европейского рынка оценивается в 48 млрд евро, что составляет более половины всего объема мирового рынка управленческого консультирования. Рынок представлен 60,000 компаниями, специализирующимися в области управленческого консалтинга. Доля спроса на консалтинговые услуги в Европе с 2002 по 2004 годы характеризуется максимальными индикаторами для правительственных учреждений (16,8%), банковского (11,5%) и энергетического (9,9%) секторов. Минимальная доля спроса приходится на сектор здравоохранения и фармацевтики (3,4%) и личные услуги (3,5%). В структуре спроса по странам наибольшая доля приходится на Великобританию (31,2%) и Германию (27,6%), средний показатель характерен для Франции (11,8%) и Испании (5,5%), минимальный уровень спроса наблюдается в Греции (0,4%) и Португалии (0,8%). Степень востребованности различных консультационных услуг характеризуется максимальными индикаторами в 1998;2001 гг. по информационным технологиям (более 40%), уступившим первенство аутсорсингу и операционному менеджменту в 2001;2006 гг.

Основные характеристики российского рынка: Годовой темп роста российского рынка консалтинговых услуг в среднем составляет 60%, что превышает темпы роста консалтинга в любой из европейских стран. На сегодняшний день емкость российского рынка составляет порядка 1300 млн. долларов. Рынок еще далек от стадии насыщения и остается очень перспективным, что подтверждает малая доля консалтинговых услуг в ВВП страны (0,04%).

Происходивший в Европе с 1998 по 2001 год бум на информационные технологии, сегодня происходит в России — на долю IT-сектора приходится 46% всего российского консалтингового рынка. Помимо бурного развития информационных технологий отмечается рост ранее стагнировавших отраслей консалтинга, таких как маркетинг, отношения с общественностью и управление персоналом. Видны предпосылки будущего активного развития аутсорсинга. Предполагается, что пик развитие аутсорсинга и операционного менеджмента в России придется на 2008;2009 годы.

Анализ отраслевого спроса на консалтинг показал, что больше всего услугами консультантов пользуется промышленный сектор российской экономики — на его долю приходится почти половина всего спроса на консалтинговые услуги. Чуть меньший уровень спроса демонстрируют банковский сектор и сектор телекоммуникаций.

4) В условиях глобализации и растущей деятельности ТНК меняется характер конкуренции и расстановка сил на рынке. Поэтому для ведения глобальной конкурентной борьбы консалтинговые компании должны точно оценивать свои рыночные возможности, соразмерять свою деятельность со стратегиями иностранных конкурентов и обстановкой на зарубежных рынках. В ходе изучения влияния глобализационных процессов и основных положений российского антимонопольного законодательства, было установлено, что на отечественном консалтинговом рынке нет угрозы создания монополий, и существуют широкие возможности для конкуренции.

5) Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности компаний на рынке показал, что все они строятся преимущественно на показателях выручки, отражая лишь экономический потенциал компании, и не берут в расчет нематериальные факторы конкурентоспособности, отражающие организационный и научно-технический потенциал.

6) Авторская методика позволила оценить конкурентоспособность консалтинговых компаний на основе нематериальных факторов, являющихся составляющими интеллектуального капитала, которые не отражаются в финансовой отчетности и не берутся в расчет при составлении рейтингов. Для проведения исследования использовался метод экспертных оценок. В качестве оценочных показателей выступали нематериальные факторы, влияющие на конкурентоспособность консалтинговых компаний на российском рынке. В результате математико-статистической обработки полученных экспертных оценок были выявлены основные семь факторов, выступающими составляющими интеллектуального капитала:

1) репутация, рекомендации и известность компании,.

2) опыт и квалификация специалистов,.

3) количество штатных консультантов различной специализации,.

4) опыт и квалификация руководящего персонала,.

5) наличие крупных корпоративных клиентов,.

6) налаженные клиентские связи и отношение к клиенту,.

7) современная информационно-методологическая поддержка профессиональной деятельности.

Оптимизация интеллектуального капитала выступает для консалтинговой компании мощным инструментом создания собственного конкурентного преимущества на рынке.

На следующем этапе исследования на основе экспертных оценок, проведенных по отобранным семи факторам, были рассчитаны обобщающие показатели конкурентоспособности компаний, работающих на российском рынке. Конкурентные позиции компаний, рассчитанные на основе нематериальных факторов, отличаются от позиций этих же компаний в существующих рейтингах, построенных на основе выручки.

Предложенная методика, используемая совместно с рейтингами консалтинговых компаний, основанными на анализе материально-вещественных показателей, позволяет полно и объективно оценить конкурентоспособность консалтинговых компаний на рынке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 22 марта 1991 года № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции от 2 января 2000 года).
  2. Федеральный закон РФ от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  3. В.И. Использование услуг профессиональных консультантов // Модульная программа для менеджеров. М.: Инфра-М, 1999. 213 с.
  4. И. А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики СПб.: СПбУЭФ, 1992.
  5. Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации СПб.: СПбУЭФ, 1996.
  6. Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга: учебно-наглядное пособие- СПб.: СПбУЭФ, 1995.
  7. . Э. Консалтинговый бизнес. Основы профессионализма. Изд. Дом «Питпер», 2005. 272 с.
  8. Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ., под ред. Л. Н. Ковачин. Питер, 2001.-288 с.
  9. Ю.В. Эффективные программы лояльности. Как привлечь и удержать клиентов. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 152 с.
  10. Н. И. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, СПб: Изд-во Политехника, 1997.
  11. И.И. Международная торговля услугами. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. — 315 с.
  12. В. Ф. Интеллектуальная собственность: регулирование прав на результаты научно-технической деятельности/ Информ.-издат. центр Роспатента. М.: ИНИЦ Роспатена, 2004. — 133 с.
  13. Е. А. Конкурентоспособность в современной экономике: вопросы теории и практики: Учебное пособие. СПб.: ОЦЭиМ, 2006. — 128 с.
  14. Н.В., Калачев C.JI. Конкурентоспособность товаров и услуг. КолосС, 2006. -192 с.
  15. М.Р. Общая теория статистики. Учебник. М.: Инфра-М, 2006. — 416 с.
  16. B.C. Управленческий консалтинг как бизнес. М.:Интерэксперт. 1999. 467 с.
  17. Е.Н., Казаков В. Н., Восколович Н. А. Экономика сферы платных услуг. Казань, 1996
  18. М., Фербер М. Руководство по маркетингу консалтинговых услуг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2003. — 140 с.
  19. Иноземцев В. JL За пределами экономического общества М.: «Academia» — «Наука», 1998.-640с.
  20. Клуб ученых «Глобальный мир». Доклады 2000−2001 г. г. М.: «Издательский дом «Новый век», Институт микроэкономики, 2002. — 380 с.
  21. . М. Управленческое консультирование. М.: Интерэксперт, 1992. 319 с.
  22. Н. П. Проблемы трансформационной экономики: круглый стол. Обсуждение статьи JI. Бальцеровича Десять переходных лет в сравнительной ретроспективе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Вып. 1 (№ 5), 2003.
  23. Н. П. Экономический рост в историческом контексте. СПб, 2000.
  24. А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 256 с.
  25. . Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. -М.: Издательский центр «Акционер», 2002. 200 с.
  26. А.Е., Елмашев O.K. Вопросы теории и практики управленческого консультирования. Ижевск, 1986.
  27. А.Е., Озира В. Ю. Консультационные фирмы капиталистических стран по управлению. М.: Экономика, 1985.
  28. И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. 1996.
  29. Международные экономические отношения. / Под ред. Сутырина С. Ф., Харламовой В. Н. СПб, изд-во СПУ, 1996.
  30. Г. Школы стратегий / пер. с англ. под ред. Ю. Н, Кантуревского СПб: Издательство «Питер», 2000. — 336 с.
  31. Мировая экономика и международный бизнес: учебник. 2-е изд., перераб. и доп./ под. ред. дэн, проф. В. В. Полякова и дэн, проф. Р. К. Щенина. — М. КНОРУС, 2005. -652 с.
  32. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. М. Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.
  33. М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. М. Альпина Бизнес Букс, 2005. — 715 с.
  34. А.П. Основы консалтинга. М: ГУ ВШЭ, 1999. — 240 с.
  35. А.П., Хайниш С. В. Консультационные услуги в России. М.: Финстатинформ, 1995, — 171 с.
  36. С.В. Выбор аудитора и консультанта. М.: ФБК-Пресс, 1998, — 149 с.
  37. Российский торгово-экономический словарь. /Под ред. С. Н. Бабурина М.: Экономисту 2005. — 525с
  38. Современное состояние и перспективы развития международной торговой системы. Материалы международной научно-технической конференции. / Под ред. В. И. Капусткина СПб.: ОЦЭиМ, 2004.
  39. С.Ф. МЭО. СПб, 1999.
  40. С.Ф. Мировая экономика: структура, ресурсы, тенденции и проблемы. 4.1. Курс лекций. СПб, Сентябрь, 2001. — 100 с.
  41. Толковый словарь экономических терминов и понятий /Е.Я.Россик, Ф. Н. Клюев -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 157с.
  42. В. В. Организационная культура и предпринимательство. Учебное пособие. -СПб.: СПбУЭФ, 1994.
  43. TQM-XXI: Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 2. Под ред. B.JI. Рождественского и В. А. Качалова. М.: ИздАТ, 1997. — 288 с.
  44. Управленческое консультирование на производственно-хозяйственных объектах стран членов СЭВ. / Под ред. Л. Ф. Демарцевой. М.: МНИИПУ, 1999. — 182 с.
  45. Э.А. Консалтинг. -М.: ЭКМОС, 1998, 256 с.
  46. Р.К., Хабакук М. Я., Лейманн Я. А. Управленческое консультирование: теория и практика. М.: Экономика, 1993
  47. Дж. Золотая лихорадка в сфере консалтинга// Бизнес уик. 1994. № 8.
  48. Л. Консалтинг на рани риска. // Эксперт. 2001. № 33. С. 88−97.
  49. Л., Баранова Ю. Троевластие. Спецпроект «Российский консалтинг» // Эксперт. 2005. № 14 (461).
  50. Л. Всепроникающая автоматизация. Спецпроект «Российский консалтинг» // Эксперт. 2006. № 14.
  51. П. Консалтинг двигатель инвестиций. // Эксперт. 2002. № 4. С. 42.
  52. Т., Дракер П. Аутсорсинг// Бизнес уик. 1996. Журнал № 4
  53. И. Кращенко Л. Двойная ставка. // Эксперт. 2001. № 31. С. 62−73.
  54. И. Карта российского консалтинга. // Эксперт. 2001. № 4. С. 77−88.
  55. И., Гришанков Д. Спрос на стратегии. // Эксперт. 2000. № 25. С. 68−73.
  56. И. Торжество консалтинга. // Эксперт. 2000. № 10. С. 68−78.
  57. А., Полунин Ю. Нет в природе никакой репутации! // Эксперт. 2002. № 7 С. 65−79
  58. European Directory of Management Consultants. 1995. London: FEACO-AP Information services, 1995.
  59. Guidelines for the Use of Consultants by World Bank Borrowers and by the World Bank as Executing Agency. Washington (D.C.): The World Bank, 1992.
  60. Hurley N. Management Consultancy Manual: Operating a Successful Management Consultancy Assignment. Ankara: SMIDO, 1990.
  61. Management Consultants 1996 World Conference «The Roles and Activities of the Consulting Business toward the 21st Century». Yokohama: Zen-Noh-Ren, 1996. P.165−167.
  62. Sarbanes-Oxley Act of 2002, Public Law 107−204,107th Congress, July 30, 2002
  63. Schein E.H. Process consultation. Reading. MA. Addison-Wesley. 1969.
  64. Survey of the European Management Consultants Market in 1999. FEACO Research. Brussels, 2000.
  65. Survey of the European Management Consultants Market in 2000. FEACO Research. Brussels, 2001.
  66. Survey of the European Management Consultants Market in 2001. FEACO Research. Brussels, 2002.
  67. Survey of the European Management Consultants Market in 2002. FEACO Research. Brussels, 2003.
  68. Survey of the European Management Consultants Market in 2003. FEACO Research. Brussels, 2004.
  69. О.В. Время простых вопросов. Русская Школа Управления, www.rshm.ru
  70. Как устанавливаются цены на консалтинговые услуги, www.cfin.ru/consulting/
  71. Каталог консалтинговых компаний, http://www.manage.ru/consulting/
  72. В. Глобализация, http://www.iprog .ru/articles/
  73. Конкурентоспособная Россия. Бизнес на пути к глобальной конкуренции // Первая Всероссийская конференция, Москва, 14 апреля 2006 www.globalcompetition.ru
  74. Консалтинг: основные определения, http://www.i2r.ru/
  75. Консультирование в области управления и финансов. Компания СТК. http://www.stk.ru/kons.html
  76. А. О рынке консалтинговых услуг, www.bcg.ru/consulting.html/.
  77. Маркетинг, организация продаж и выполнения консалтинговых проектов. http://www.cfin.ru/press/management/
  78. Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке. http://marketing.spb.ru/
  79. Е. Управленческое консультирование конца XX века. www.pcweek.ru/kis/consulting.html/
  80. Развитие рынка управленческого консультирования России. Корпорация КАРАНА. http://www.devbusiness.ru/
  81. Рынок консалтинговых услуг в России. Аналитическое исследование инвестиционной компании АВК. 2001 г. http://www.avk.ru
  82. . Д. Введение в стандарты ISO 9000. http://www.mcpg.ru/rus/
  83. Официальный сайт Европейской федеральной ассоциации консультантов по экономике и управлению (FEACO) www.feaco.org
  84. Официальный сайт Американской ассоциации управленческого консультирования (AMCF) www.amcf.org
  85. Официальный сайт Международного совета институтов управленческого консультирования (ICMCI) www.icmci.org
  86. Официальный сайт Гонконгской ассоциации управленческого консультирования www.mca.org.hk
  87. Официальный сайт Всеяпонской федерации управленческих организаций www. zen-noh-ren.or.jp
  88. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/wps/portal
  89. Современный бизнес и консалтинг. Доклада членов клуба МГИМО «Новое информационное пространство» http://nis.wallst.ru
  90. Справочно-информационный ресурс поддержки предпринимательства. Словарь бизнес терминов www.businessvoc.ru
  91. А. Бизнес-консалтинг как зеркало зрелости рынка. Группа компаний TopS Business Integrator http://www.topsbi.ru/
  92. . В. Консалтинг как много в этом слове. (Обзор отрасли консалтинговых услуг), http://www.cfm.ru/consulting/
Заполнить форму текущей работой