Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Стратегические направления развития нефтяного комплекса России в глобальной экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стратегическая цель ВЭД отечественного нефтяного комплекса определяется в максимально эффективном использовании его ресурсного и производственного потенциала наряду с поддержкой различных форм международной кооперации в направлении интеграции в глобальный энергетический рынок, укреплении конкурентных позиций на нем и формирования устойчивых стимулов для завоевания технологического лидерства… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Актуальные проблемы функционирования нефтяного комплекса в глобализирующейся экономике
    • 1. 1. Особенности современного этапа развития глобального энергетического пространства: сущность, роль и место нефтяного комплекса в системе мирохозяйственных отношений
    • 1. 2. Текущее состояние, проблемы и перспективы функционирования мирового нефтяного комплекса
    • 1. 3. Мировая практика регулирования национальных нефтяных комплексов
  • 2. Нефтяной комплекс России в условиях глобализации мировой экономики: тенденции и направления развития
    • 2. 1. Современная позиция России на мировых рынках углеводородного сырья
  • 1. i ч
    • 2. 2. Институциональный контур развития российского нефтяного комплекса г * ¿Л — ' на пути международной интеграции: роль государства.1104*
  • 3. Стратегические приоритеты и перспективы развития нефтяного комплекса России как составляющей глобального рынка углеводородов
    • 3. 1. Ориентиры развития отечественного нефтяного комплекса в сфере внешнеэкономической деятельности: обоснование стратегии
    • 3. 2. Оптимизация организационно-институциональных условий функционирования нефтяного комплекса России в рамках стратегии интеграции в глобальную энергетическую систему

Стратегические направления развития нефтяного комплекса России в глобальной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Необходимость изучения нефтяного комплекса подтверждается быстрыми и необратимыми изменениями, происходящими на рынке нефти и нефтепродуктов. В настоящее время, как для развитых, так и развивающихся стран возможность свободного доступа к нефтяным источникам выступает одним из ключевых показателей национальной энергетической безопасности, независимости в решении энергетических проблем. При этом те экономики, которые не имеют значительных запасов нефтяных ресурсов или вовсе их лишены, ориентируются в своей внутренней и внешней политики на одно из двух направлений: во-первых, получение контроля над нефтяными ресурсами, поддержка экспансии своего национального капитала в нефтеносных районах мираво-вторых, реализация широкомасштабных проектов по развитию альтернативной энергетики. Следует также учитывать и то, что потребности в энергетических ресурсах постоянно растут, и в будущем ожидается дефицит доступных и относительно дешевых источников углеводородов.

V * ', • ! ^ ' Л.

Поэтому доступ к дешевой энергии — еще один важный момент развития' экономики любой страны. — '.

Современные тенденции глобализации привнесли в развитие мирового нефтяного комплекса совершенно новые специфические черты, модифицировали его структуру и особенности функционирования, изменили соотношение сил на рынке. Причем эти изменения оказывают серьезное влияние и на российский нефтяной комплекс, который динамично адаптируется к новой ситуации. Очевидна возрастающая роль России в решении проблем глобального энергетического пространства как одного из ведущих игроков на мировом рынке углеводородного сырья. Страна активно участвует в международном сотрудничестве в области производства и поставок на рынки нефти и нефтепродуктов: на долю России приходится до 7% общемировых мощностей по нефтепереработке и 4,6% доказанных запасов нефти в мирев балансе первичных ресурсов ТЭК ресурсы нефти составляют 38%- создана необходимая транспортная инфраструктура.

Несмотря на ряд объективных преимуществ отечественного нефтяного комплекса вместе с тем в его развитии сегодня наблюдаются и нарастающие многофакторные кризисные явления, как глобального, так и внутриотраслевого характера: исчерпание геологических запасов доступных нефтегазовых месторождений, возрастание негативных экологических последствий, необходимость внедрения инновационных технологий, освоение новых рынков сбыта и диверсификации товарной структуры экспорта нефти и нефтепродуктов.

Глобальный характер энергетических проблем, их усиливающаяся политизация, а также объективная значимость российского нефтяного комплекса в мировой энергетике предопределяют важную роль внешней энергетической политики страны. Стратегия развития нефтяного комплекса, включая его внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), является на сегодняшний день одной из ключевых составляющих в концепции социально-экономического развития и геоэкономического позиционирования России. Теоретическое обоснование стратегии ВЭД в сфере нефтяного комплекса выступает важной составляющей.

1 * * ') ' ¦> * I ' v ^ * внешней политики России, охватывающей ключевые рычаги регулирования на 1 * Lп * всех уровнях, выявление взаимодействия внешних и внутренних факторов, определяющих конечные результаты функционирования комплекса.

Степень разработанности проблемы. В трудах отечественных и зарубежных исследователей представлен разносторонний анализ проблем формирования и развития современного глобального энергетического пространства, рынков энергоресурсов. Среди них: Воронин Ю., Воронина И. В., Гуревич Е., Ершов Ю. А., Маслов О., Мазур И. И., Олини Р., ПоляковСимония И., В., Ху-берт М.К., Экономидес М. и др.

При анализе нефтяного комплекса как стратегической составляющей глобального энергетического пространства диссертант опирался на работы известных российских и зарубежных ученых — О. Б. Брагинского, В. Г. Бурлака, В. В. Бушуева, Н. И. Воропая, Ф. Грея, А. И. Громова, Д. Джостона, К. Деффейса, И. Д. Иванова, А. М. Кузнецова, В. Миронова и др.

В России и за рубежом в последние годы ведутся достаточно продуктивные научные исследования по проблеме внешней политики в сфере нефтяного комплекса как стратегической составляющей ВЭД страны, среди которых работы известных ученых: В. В. Бушуева, С. Вакуленко, Н. И. Воропая, А. Б. Вебера, Н. Добронравина, В. Кондратьева, А. Г. Коржубаева, В. Крюкова, A.A. Макарова, Я. Мошкова, Д. Муна, JI. Разумновой, И. Нестерова, В. В. Шмата и др.

Проблемы стратегического планирования ВЭД, в том числе в сфере нефтяного комплекса, формирования механизмов и подходов его государственного регулирования в условиях глобализации лежат в сфере научных интересов таких ученых как: Абалкин Л. И., Акопова Е. С., Глазьев С., Куренков Ю. В., Львов Д. С., Маевский В. И., Макаров A.A., May В., Медведев В. П., Оболенский В. П., Спартак А. Н., Ясин Е., Яковец Ю. В. и другие.

Проблема повышения эффективности процессов в нефтяной отрасли требует дальнейшего исследования с учетом современных российских и мировых экономических условий развития энергетического пространства. Недостаточно f, проработаны ряд методологических и методических аспектов разработки и pea* >. ¦"•ir1' А. 7 h Ц*.

— > Y*.* V— jjfu лизации стратегии ВЭД в сфере нефтяного комплекса, направленной'- на эффекрд* тивную интеграцию страны в систему мирового хозяйства в условиях глобального экономического кризиса и посткризисного восстановления международной динамики, позиционировании ее как энергетической державы, использования инновационного фактора в развитии ВЭД для укрепления конкурентоспособности и обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста. Как правило, стратегия международной интеграции отечественного нефтяного комплекса рассматривается лишь как составляющая общей энергетической стратегии России. Динамично меняющиеся условия функционирования нефтяного комплекса при ограниченности запасов мировых минеральных энергетических ресурсов определяют потребность в постоянном совершенствовании путей его интеграции в систему мирохозяйственных связей и требуют разработки новых теоретико-методологических подходов и системных решений в данном направлении.

Недостаточная изученность и степень разработанности рассматриваемых проблем, с одной стороны, и научно-практическая значимость, с другой стороны, определили выбор темы исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является теоретическое обоснование перспективных направлений развития нефтяного комплекса России как важнейшей основы интеграции страны в глобальное энергетическое пространство, а также мер внешней политики в сфере нефтяного комплекса на основе современных тенденций его развития, как на национальном, так и мировом уровнях.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:

— раскрыть возрастающую роль топливно-энергетического комплекса в развитии современной глобальной экономической системы;

— определить текущее состояние, проблемы и перспективы функционирования мирового нефтяного комплекса;

— исследовать мировую практику регулирования национальных нефтяных.

I ' ~ комплексов с точки зрения возможностей ее применения в, россииских услови-/ У ях функционирования ТЭК;

— обозначить проблематику развития отечественного нефтяного комплекса как составляющей глобального энергетического рынка и определить пути их решения, в том числе с учетом перспектив посткризисного восстановления мировой экономики;

— выявить институциональные проблемы развития отечественного нефтяного комплекса;

— обобщить внешние и внутренние факторы, определяющих условия развития нефтяного комплекса на пути международной интеграции в систему мирохозяйственных отношений;

— обосновать стратегию внешнеэкономической деятельности в сфере нефтяного комплекса России.

— обозначить основные направления, базовые принципы и общие требования к внешней политики нефтяного комплекса при его интеграции в мировой рынок энергоресурсов.

Объект исследования — современный нефтяной комплекс на глобальном и национальном уровнях.

Предмет исследования — совокупность экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами в ходе разработки и реализации стратегии внешнеэкономической деятельности в сфере российского нефтяного комплекса в условиях глобализации мирового хозяйства.

Соответствие диссертационного исследования паспортам специальностей ВАК. Диссертационное исследование выполнено в рамках специальности 08.00.14 — Мировая экономика (п. 21. «Развитие ресурсной базы мирового хозяйства. Экономические аспекты глобальных проблем — экологической, продовольственной, энергетической. Мирохозяйственные последствия глобальных, процессов, пути и механизмы их решения», п. 26 «Внешнеэкономические интересы России на мировом рынке и в отношениях с отдельными странами и груп- ;

4 11 > 4 I) пами стран. Геоэкономические проблемы России, ее стратегические приорите-. ^ к < ты и внешнеэкономические перспективы"). «.

4 * «, ^ {V Ь г.

А «* % > I ^ ?

Теоретико-методологическая основа исследования. Диссертационное * исследование проведено на базе методологических принципов, теоретических положений и выводов, содержащиеся в фундаментальных и прикладных исследованиях отечественных и зарубежных авторов по проблемам развития современного глобального энергетического пространства, роли и места в нем нефтяного комплекса. Исследование осуществлялось с применением системного подхода, историко-логического и структурно-функционального анализа, включая: общенаучные методы (системный анализ, комплексный анализ, дифференциацию и интеграцию, программно-целевое планирование) — статистические методыанализа схем стратегического развития. Обработка информации осуществлялась с использованием стандартных статистических методов.

Информационно-эмпирическая база исследования — официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, данные ведущих аналитических агентств (Рос Бизнес Консалтинг, ИнфоТЭК-Консалт и др.), профильных периодических изданий («Gas and Oil Journal», «Нефтяная вертикаль» и др.), а также прогнозные и программные разработки государственных органов власти, положения действующей Энергетической стратегии России на период до 2030 г., результаты исследований российских и зарубежных экономистов, представленных в публикациях, сети Интернет, исследования и нормативные документы международных экономических организаций, и другие данные доступные в открытой печати.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования исходит из предположения о том, что устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности российского нефтяного комплекса в условиях интенсификации процессов глобализации и инновационного развития, необходимости технической модернизации и диверсификации отечественного ТЭК, обострения борьбы за углеводородные ресурсы и возрастания неопределенности ценовых колебаний мирового нефтяного рынка, может быть достигнуты путем разработки результативной стратегии внешнеэкономической деятельности, учитывающей весь спектр быстро меняющихся условийвнешних и внутренних факторов | развития нефтяного рынка, современных форм международной кооперации и сотрудничества по освоению перспективных месторождений нефти, инновационных подходов к решению технологических и управленческих задач в нефтяной сфере.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Глобальное энергетическое пространство на современном этапе развития характеризуется следующими тенденциями и условиями функционирования: 2/3 спроса и предложения формируют пять основных игроков: США, ОПЕК, Китай, Россия и ЕС, при этом спрос на энергию перемещается из Европы и США к новым экономикам (Южная Америка, Азия, СНГ) — регионализация энергетических рынковнеравномерное распределение энергоресурсовзамедление темпов снижения энергоемкости мировой экономикиугроза исчерпания ресурсов дешевой нефтирост конкуренции на мировых энергетических рынках между основными его участниками — энергетическими компаниями, поддерживаемыми правительствами стран их базирования, а также ассоциациями этих странразвитие партнерских отношений между конкурирующими энергетическими компаниямиактивный интерес к развитию альтернативной энергетики со стороны развитых стран.

2. Трансформация глобальной экономической системы в условиях кризиса и посткризисный период определяет ряд рисков функционирования нефтяного комплекса, которые по источнику возникновения могут быть классифицированы на: политические (политика США в отношении стран-экспортеров нефти, изменение глобального политического мироустройства, геополитическая напряженность), геоэкономические (цикличность и продолжающаяся рецессия мировой экономики, неопределенность прогнозов восстановительного роста стран ОЭСР, высокая волатильность курса доллара и евро, нестабильность цен на нефть), отраслевые (зависимость от монопольных поставщиков услуг по транспортировке нефти, изменение географических и климатических условий, неопределенность прогнозных данных по запасам нефти и газа, высокий уро.

1 1, А.

У т «I } * - !*»,"." Г ы вень конкуренции среди нефтегазовых компаний),'государственного регулиро.

1 «° ! ц ¿-г вания (увеличение государственного долга развитых стран, ухудшение положения в области налогово-бюджетной политики, усиление «административных» мер государства в нефтяной отрасли, реализация масштабных проектов) и конъюнктурные (изменение роли ведущих экспортеров и импортеров нефти).

3. Стратегическая ориентация ВЭД нефтяного комплекса в экономической концепции развития России определяется в условиях растущей политизации энергетического рынка, усиливающейся конкуренции со стороны развивающихся стран, нестабильности в важных районах добычи нефти, обострения вопросов энергобезопасности, усиления роли энергетического фактора в международных отношениях. Несмотря на имеющиеся у России объективные преимущества сохранения за ней статуса одного из крупнейшего поставщика энергоресурсов, в настоящее время развитие и интеграция отечественного нефтяного комплекса в систему мирохозяйственных связей сопряжены с рядом ограничений, которые укрупнено относятся к нескольким ключевым проблемным зонам: объективная оценка имеющихся и перспективных запасов нефтиинвестиционное обеспечение проектов по расширению существующих запасов и модернизации основных фондов нефтяных компанийвнедрение более совершенных технологий, активное использование технологических инновацийфизический и моральный износ основных фондов, объектов инфраструктурыфакторы и условия включения в международный нефтяной бизнес.

4. В регулировании нефтяного комплекса, его международной интеграции государство играет ключевую роль. Круг решаемых задач государством довольно обширен от перераспределения части доходов нефтяного комплекса до определения правил участия нефтяных и газовых компаний в решении геоэкономических проблем развития страны, координации деятельности недропользователей в процессе поиска, разведки и освоения нефтяных месторождений. Сложившаяся практика, подходы, механизм и инструментарий государственного регулирования российского нефтяного комплекса, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности позволяет сделать вывод о низкой результатов-ности данного процесса, вследствие" изъятия и аккумулировании «ценовой» ьГ < ы .{V ренты в бюджет при сохраняющихся проблемах на национальном и отраслевом уровнях, проявления элементов политики национализма (усложнение доступа к разработке природных ресурсов иностранными инвесторами, ужесточение налогового законодательства в отношении международных нефтяных компаний, расширение участия государства в нефтяной отрасли в различных институциональных формах), что не обеспечивает в текущих макроэкономических условиях и институциональной среде достижение стратегических приоритетов интернационализации отечественной нефтяной отрасли в частности и устойчивости экономического роста страны в целом.

5. Стратегическая цель ВЭД отечественного нефтяного комплекса определяется в максимально эффективном использовании его ресурсного и производственного потенциала наряду с поддержкой различных форм международной кооперации в направлении интеграции в глобальный энергетический рынок, укреплении конкурентных позиций на нем и формирования устойчивых стимулов для завоевания технологического лидерства российских компаний в нефтяной отрасли. Ключевые приоритеты внешней политики в отношении нефтяного комплекса России сводятся к географической и продуктовой диверсификации экспорта нефти, поддержке российских нефтяных компаний за рубежом, стабильных отношений с традиционными потребителями российских энергоресурсов и формирование устойчивых взаимосвязей на новых энергетических рынках, стимулированию транзитных поставок нефти по территории страны, разработке новых нефтяных провинций, формированию российского бренда нефти КЕВСО и продвижение его в системе международной торговли, развитию международного сотрудничества в отношении рисковых и сложных проектов в России с привлечением иностранных инвесторов в отрасль.

6. Принципы разработки и реализации внешней политики в сфере отечественного нефтяного комплекса включают: системность (согласованность деятельности в региональном разрезе, во взаимоотношениях с международными организациями, скоординированных действиях государства и глобальных.

— ¿-Л • - чч < С Г ^ нефтяных компании) — целенаправленность государственного регулирования-? взаимосвязь и взаимная поддержка различных стратегических направлений^ обеспечивающих их стратегических действийдиверсификации (расширение товарной и географической структуры экспортной деятельности нефтяных г компаний) — проектный подход.

Научная новизна результатов исследования в целом заключается в концептуальном обосновании авторских подходов к разработке и реализации ВЭД в сфере российского нефтяного комплекса и состоит в следующем: обоснована система факторов современной среды развития нефтяного комплекса на мегауровне, по характеру воздействия подразделяемые на прямые (непредсказуемость и высокая волатильность мировых цен, обострение глобальной конкуренции за энергоресурсы, изменение геополитического климата, отсутствие сопоставимости в национальных системах стран различных категорий нефтяных запасов) и косвенные (рост мировой экономики, развитие инновационных технологий и неуглеводородной энергетики) и определяющие наиболее существенные возможности (высокая доходность на рынке энергоносителей, законодательное стимулирование спроса на качественные виды топлива, растущий спрос на внефтепродукты) и угрозы (конкуренция со стороны альтернативных источников энергии, ужесточение фискальных режимов в сфере налогообложения нефтяных компаний, рост издержек в мировой нефтедобыче) его функционирования в посткризисный период;

— обозначены базовые положения стратегической ориентации нефтяного комплекса России как части глобального энергетического пространства, обусловленные конкурентными преимуществами отечественной нефтяной сферы, внешними вызовами, макроэкономическими факторами и приоритетами внешней политики и заключающиеся в эффективной интеграции в мировое энергетическое пространство, развитии международной транспортной инфраструктуры, диверсификации направлений международного сотрудничества и стратегий интернационализации, активизации инвестиционно-инновационной деятельно. сти, воспроизводстве основных фондов нефтяной промышленности на’каче * * «» / «.к I• <�¦ ственно новой технологической основе- - ' ч «Ц^.

— выделены характерные особенности государственного регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности нефтяного комплекса России, в числе которых усиление перераспределительной функции государства, осуществление прямого контроля, использование преимущественно административно-командных методов управления, государственный монополизм, неразвитость системы отношений с зарубежными партнерами, выступающие объективными ограничениями развития механизмов и инструментов привлечения иностранных инвесторов, процесса интернационализации отечественных нефтяных компаний, потере стимулов для завоевания технологического лидерства в нефтяной отрасли и снижении качества менеджмента в компаниях с преобладанием государственного капитала;

— доказано, что результативная стратегия ВЭД в сфере нефтяного комплекса, включающая систему долгосрочных целей и задач его интеграции в глобальное энергетическое пространство, направления и приоритеты интернационализации отечественных нефтяных компаний, а также механизмы внешней политики государства, обеспечивающие достижение намеченных целей, формируется, с одной стороны — исходя из положений концепции перехода российской экономики на инновационный путь развития, что определяет важность инновационных направлений в нефтедобычи и нефтепереработки, а с другойв рамках энергетической стратегии России и тенденций посткризисной трансформации глобального энергетического пространства;

— представлены и охарактеризованы структурные составляющие стратегии ВЭД в сфере нефтяного комплекса России, выступающие базой принятия мер внешней политики государства, в числе которых: усиление конкурентоспособности российских нефтяных компаний на мировом рынке нефти, приобретение за рубежом и создание новейших технологий нефтепереработки, в том числе на основе нанотехнологий, встраивание на взаимовыгодных условиях в глобальные производственные и технологические сети и цепочки создания стоимости ведущих нефтяных корпораций, формирование конкурентоспособной на^ глобальном и национальном уровне материальной основы посткризисногоразви— тия, повышение эффективности использования имеющихся источников ресурсов, в том числе с привлечением иностранных инвесторов, преодоление негативных последствий глобального экономического кризиса.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшем развитии теории внешнеэкономических отношений и связей национальной экономики в сфере нефтяного комплекса. Ряд положений диссертации могут послужить теоретической базой для обсуждения перспектив развития нефтяных компаний, формировании концепции внешнего развития нефтяной сферы, стратегических направлений внешнеэкономической политики развития нефтяного комплекса.

Полученные результаты исследования могут быть включены в тематику учебных дисциплин: «Роль энергетики в стратегии устойчивого развития», «Менеджмент ТНК», «Внешнеэкономическая деятельность», специальных курсов, посвященных проблемам развития и регулирования нефтяным комплексом на глобальном и национальном уровнях. Результаты диссертации в части методических положений разработки стратегии интеграции нефтяного комплекса в мировое энергетическое пространство могут быть использованы специалистами и руководителями различных уровней отечественной нефтяной промышленности.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на международных, российских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях в г. Краснодаре, Сочи, Ставрополе, Украине. Сформулированные в работе теоретико-методологические подходы используются кафедрой «Мировая экономика» КубГУ в процессе преподавания учебных дисциплин «Мировая экономика», «Международные экономические отношения».

Основные положения работы нашли отражение в 11 печатных работах, общим объемом 4,5 пл., в том числе авторских — 2,2 п.л.

Структура и объем работы обусловлены логикой, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, 3 глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографического списка литературы (177 наименований), 5 приложений. Работа сопровождена 19 таблицами, 26 рисунками.

Заключение

.

Проведенное автором исследование позволило сделать ряд выводов теоретического и прикладного характера.

1. В настоящее время нефть выступает стратегическим ресурсом. Страны неизбежно делятся на тех, кто имеет резервы этого сырья, и тех, кто его не имеет вообще или имеет недостаточно. В связи с этим возникают различного рода противоречия, решение которых видится только при комплексном рассмотрении вопроса энергетической безопасности, то есть с точки зрения интересов не только потребителей, но и производителей. Речь идет о равноправном и выгодном энергетическом сотрудничестве между экспортерами и импортерами углеводородов. Указанная проблема непосредственно касается энергетической безопасности России во всей полноте ее аспектов.

2. Важнейшей структурной составляющей глобального энергетического пространства является топливно-энергетической комплекс (ТЭК), охватываю-^ щий все процессы добычи и переработки мирового топлива, электроэнергетику,.

• Уч г. , «Л Г Л.

•'*, '. — 1 • «•'' а также транспортировку и распределение топлива и электроэнергии.'Доля ТЭК»!

I I) *, * в совокупном мировом ВВП составляла в последние годы более 3%, при этом почти 90% мировой энергии обеспечивается органическим топливом. Важное место в ТЭК принадлежит нефтяному комплексу: более 50% мирового производства энергии составляет доля нефти.

Нефтяной комплекс, как сложная и открытая экономическая система, — специфическое образование, включающее отрасли, предприятия, производства с высокой степенью интеграции, связанные в свою очередь с производством нефти и нефтепродуктов и доведением их до потребителей. Нефтяной комплекс рассматриваемый на глобальном, национальном и региональном уровне имеет свои специфические характеристики, определяемые различным профилем производимой продукции, различиями в объеме добычи нефти, мощностях по ее переработке, объемах переработки, масштабах производства и потребления продукции. Так, нефтяной комплекс на мегауровне включает множество различных участников: развитые страны, потребители, ОПЕК, независимые страны-экспортеры, международные нефтяные компании.

3. Целевая ориентация в глобальном масштабе нефтяного комплекса заключается в стабильном, бесперебойном и экономически эффективном удовлетворении внутреннего и внешнего спроса на углеводородное сырье и продукты его переработки, обеспечение энергетической безопасности страны и политических интересов в системе международных экономических отношений, формирование устойчивого платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей.

4. Мировой спрос на нефть составил в 2010 г. 87,8 мб/д, при сравнении по годам он увеличился на 2,8 мб/д. В 2011 г. спрос должен достигнуть 89,3 мб/д (+1,5 мб/д при сравнении по годам). Однако, сохранение неустойчивости ведущих экономик мира и рост инфляционного давления в развивающихся странах создает риски изменения прогноза спроса в сторону сокращения. Мировые поставки нефти в январе 2011 г. возросли на 0,5 мб/д до 88,5 мб/д, что обусловлено более высокими поставками сырой нефти и газового конденсата ОПЕК.

5. Современный глобальный финансовый кризис внес определенные кор

I ' «' 4 п ** < ¡-г> рективы в развитие нефтяного комплекса: динамике цен на нефть-. Во второй половине 2008 г. мировые цены на нефть упали более чем на 60% от рекордно высокого уровня 147 долл. США за баррель до 51 долл. США. Отметим, что в номинальном выражении рост цен на нефть за шесть лет до начала кризиса (с 2001 по 2007 гг.) составил более 700%. С учетом рассмотренных в работе особенностей формирования цен на нефть, диссертантом выделены основные факторы, определяющие в настоящее время ценовую конъюнктуру в нефтяном комплексе: цикличность мировой экономикибаланс спроса и предложениявысокая волатильность курса доллара и еврокредитный кризис и проблемы с получением заемных средствнестабильность политической ситуации. Немаловажную роль при этом играют объемы стратегических и коммерческих запасов нефти, а также спекулятивные операции посредников — нефтяных фирм, способствующих поддержанию резких колебаний этих цен в интересах стран — импортеров нефти и прежде всего США.

6. Проведенное исследование современного состояния и перспектив функционирования нефтяного комплекса позволяет выделить ряд внешних и внутренних факторов, определяющих условия его развития в посткризисный период. Факторы внешней среды по характеру воздействия на нефтяной комплекс в работе подразделены на прямые и косвенные. Общий анализ влияния внешней среды на развитие нефтяного комплекса позволяет обозначить возможности и угрозы развития нефтяного сектора на современном этапе развития мирохозяйственных отношений.

7. В современной мировой практике регулирования нефтяным комплексом наблюдается два ключевых процесса. С одной стороны, за последние несколько десятилетий отрасли ТЭК, неотъемлемой частью которых являются естественно монопольные сегменты, претерпели существенные изменения в направлении дерегулирования, внедрения конкуренции, модернизации функций и методов государственного регулирования. С другой стороны, в хозяйственной деятельности мировой нефтяной отрасли усиливается роль государства, активизируется ГЧП и повышается ресурсная эффективность государственных нефтяных компаний, в результате отмечается укрепление конкурентной позиции государственных нефтяных компаний на мировом рынке нефти. Если в 2003 г. на долю крупнейших государственных нефтяных компаний приходилось 26,4% мировой добычи нефти, то в 2008 г. этот показатель составил уже коло 30%.

8. Специфика современного подхода государственного регулирования нефтяным комплексом заключается в следующих положениях. Во-первых, в нефтяном секторе государство зачастую выступает «главным действующим лицом», что обусловлено ведущей ролью ТЭК в обеспечении энергетической и внешнеэкономической безопасности и реализации государственной стратегии устойчивого развития ряда стран. Во-вторых, происходит трансформация модели государственного управления нефтяным сектором: от жестко регламентированных отношений в сторону партнерского взаимодействия с бизнесом. При этом либерализация нефтяного комплекса означает не «сокращение регулирования», а его «улучшение». В-третьих, выбор форм участия государства в нефтяном секторе зависит от традиций, наличия квалифицированных специалисгов, степени подготовленности технологической и управленческой инфраструктур. В-четвертых, государственное вмешательство в нефтяной сектор определяется рядом причин: необходимость перераспределения части доходов нефтегазового сектора, обозначения правил участия нефтегазового сектора в решении социально-экономических проблем, неэффективным фондовым рынком, несовершенством рыночной информации, структурными особенностями нефтяных инвестиционных проектов, в числе которых конфликт интересов участников.

9. Россия имеет значительные преимущества для сохранения за собой в среднеи долгосрочной перспективе статуса крупнейшего поставщика энергоресурсов: значительные разведанные и прогнозируемые запасы углеводородного сырьяимеющийся задел в научно-техническом потенциалесуществующий потенциал освоения внутреннего рынкадоступ промышленности страны к относительно дешевым энергетическим ресурсами. Несмотря на снижение за последнее десятилетие уровня добычи и переработки нефти, Россия остается одним из ведущих экспортеров нефти и нефтепродуктов. На ее долю приходится' около 7% общемировых мощностей по нефтепереработке. Удельный" * вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в 1 квартале 2010/г. соста-* вил 34,0%, в экспорте топливно-энергетических товаров — 47,9% (в 1 квартале 2009 г., соответственно, 31,4% и 48,2%).

В то же время, замедление темпов добычи нефти на фоне темпов развития обрабатывающих производств, низкий уровень глубины переработки нефти и технологическое отставание от мирового уровня определяют существенные ограничения дальнейшего развития отечественного нефтяного комплекса. Так, по уровню потребления нефтепродуктов на душу населения Россия находится на 14-м месте в мире, уступая, помимо развитых стран, таким государствам, как Нигерия. Отечественные НПЗ сильно изношены, оборудование на них устарело. По износу основных фондов нефтепереработка лидирует в отечественном ТЭК, средний показатель износа по которому составляет 80%. Существенным препятствием для России на пути увеличения доли поставок на мировой рынок нефти являются ограниченные транспортные мощности. Основные магистральные трубопроводы России ориентированы на старые районы добычи, а транспортная схема, связывающая новые перспективные месторождения с потребителями обеспечена недостаточно.

10. На развитие нефтяного комплекса с учетом существенной его роли и места в воспроизводственной системе оказывает влияние макроэкономическая ситуация в стране. В числе наиболее вероятных угроз восстановительного роста отечественной экономики, которые способны серьезно повлиять на процессы трансформации нефтяного комплекса, развития его конкурентных преимуществ отметим неопределенность продолжительности и характера восстановительного роста экономики, инфраструктурные ограничения, низкий уровень конкурентоспособности отечественных предприятий, экспортно-сырьевую ориентацию экономики, ограниченную диверсификацию ее структуры и т. д.

Рассмотренные в диссертационном исследовании особенности функционирования отечественного нефтяного комплекса как составляющей глобального энергетического пространства позволили автору обозначить его стратегическую ориентацию с учетом предпосылок и ограничений развития внутренней среды, наиболее вероятных возможностей и угроз внешней среды, складываю* Iй, < щеися макроэкономической ситуации в стране, роли и места нефтяного комплекса в отечественной воспроизводственной системе.

П. Развитие российского нефтяного комплекса в системе международного разделения труда определяется различными условиями и факторами: уровень мировых цен на нефть и в целом конъюнктура мировых энергетических рынковналоговая политика государства и действующая система недропользованиянаучно-технический прогресс в разведке и разработке месторождений углеводородовсостояние и качество подготовленной минерально-сырьевой базы отрасли. Проведенный анализ показал, что перспективы развития нефтяного комплекса России в ближайшее время будут определяться решением таких основных проблем, как недропользование и развитие ресурсной базы отраслиструктура комплекса и демонополизацияинвестиции и новые проекты. Именно от решения этих проблем (а не от уровня мировых цен на нефть) в значительной степени будут зависеть перспективы международной ориентации нефтяного комплекса страны.

12. Процесс глобализации объективно требует усиления координирующей роли российского государства, которое должно определять геополитические и экономические приоритеты развития ТЭК и внешнеэкономической политики России, в первую очередь с позиций национальных энергетических интересов. С точки зрения качества модернизационных процессов происходящих в российской экономике экономическая политика в отношении нефтяного комплекса: во-первых, должна быть ответственной на этапе высокой ценовой конъюнктуры, т. е. не допускать значительного усиления бюджетной зависимости от «дешевых денег" — во-вторых, должна быть „чувствительной“ на этапе ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. В настоящее время государственное регулирование отечественного нефтяного комплекса в целом в недостаточной степени способствует реализации стратегических приоритетов его интернационализации и направлено главным образом на изъятие и аккумулировании „це-, новой“ ренты в бюджет. В такой ситуации реализация стратегии» в основе, ко- -торой перевод экономики на инновационныи тип развития за счет средств, А нефтяного комплекса, а также мировое лидерство России в энергетической области в силу объективных причин ограничена.

13. Рассмотренные в работе стратегические направления развития энергетического сектора России, отраженные в ряде документов (Энергетическая стратегия России на период до 2020 г., Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 г., концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.), позволили автору обозначить ряд ключевых приоритетов внешней политики нефтяного комплекса, а также определить ее стратегическую цель, которая сводится к максимально эффективному использованию потенциала нефтяной сферы России для конкурентной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды для национальной экономики.

14. В рамках диссертационного исследования внимание уделяется методическим рекомендациям к разработке стратегии интеграции нефтяного комплекса в мировую энергетическую систему (стратегии ВЭД). Как показал проведенный анализ, такая стратегия в настоящее время отсутствует, представлены лишь отдельные направления в рамках общих приоритетов внешнеэкономической политики ТЭК страны. В связи с тем, что одним из основных экспортных товаров России является нефть, то ее экспортный потенциал остается исключительно высоким (даже в условиях глобального экономического кризиса) и стратегическая ориентация нефтяного комплекса в системе мирохозяйственных связей является исключительно важным вопросом в процессе реализации геостратегических интересов России.

15. Стратегия ВЭД в сфере нефтяного комплекса характеризуется:

— как комплекс мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных целей и задач социально-экономического развития государства, в том числе приоритетов ВЭД, с учетом рационального вклада нефтяного комплекса в решение этих задач;

— соответствует общей концепции социально-экономического развития России и отвечает основным требованиям энергетической стратегии развития;

— положения стратегии формулируются исходя из приоритетов внешней политики развития нефтяного комплекса;

— корректировка стратегии исходит из объективной оценки складывающейся ситуации, существующих рисков и открывающихся возможностей, прогнозируемых изменений в глобальном энергетическом пространстве, с одной стороны, и макроэкономических условий развития нефтяной сферы, с другой;

— механизм реализации стратегии включает систему организационных, экономических и правовых мер и процедур, которые рассматриваются на федеральном, региональном, отраслевом и корпоративном уровне.

Стратегия ВЭД в сфере нефтяного комплекса выступает основой для разработки стратегии интернационализации деятельности отечественных нефтяных компаний. Стратегии отдельных компаний в данном случае представляют собой стратегии по развитию их внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В работе представлена принципиальная схема процесса стратегического планирования нефтяных компаний с учетом глобальных тенденций, условий развития отечественной экономики, внутренних предпосылок и ограничений отрасли.

Обоснованные методические рекомендации к структуре и составляющим стратегии позволили представить общий механизм формирования стратегии ВЭД в сфере нефтяного комплекса.

16. Важнейшими векторами перспективного развития ВЭД в сфере отечественного нефтяного комплекса являются: географическая и продуктовая диверсификация российского экспортаресурсосбережениемодернизация и качественное обновление нефтяного комплексасмещение акцента с капиталоемких проектовкооперация с иностранными партнерами включая традиционных европейских и новых азиатских, инвестиционно-инновационнаяформирование конкурентных преимуществ во ВЭД отечественных нефтяных компанийстратегическое присутствие России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг в сфере добычи и переработки нефти, производства нефтепродуктовразвитие крупных узлов международной энергетической инфраструктуры на территории Росси. * Г '1. , — «*(.

17. В заключительной части диссертационного исследования представлены и предметно охарактеризованы области стратегии интеграции отечественного нефтяного комплекса в мировой рынок энергоресурсов на которых необходимо сфокусировать внимание политики государства, направленные на решение задач преодоления негативных последствий глобального экономического кризиса, формирования материальной основы посткризисного развития отечественного нефтяного комплекса, повышения эффективности использования недр и деятельности отечественных компаний.

Представляется, что результативность ВЭД в сфере нефтяного сектора должна осуществляться с использованием дипломатической поддержки интересов российских нефтяных компаний за рубежом, а также ряда мер и механизмов государственной энергетической политики. В целях долгосрочного устойчивого развития нефтяного комплекса России, повышения экономической эффективности и технологической сбалансированности добычи, переработки и транспорта нефти, расширения выпуска конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью следует изменить производственную структуру нефтегазового комплекса, более широко внедрять технологические и организационные инновации. В сложившейся ситуации целесообразно изменить административную, налоговую и таможенную политику для стимулирования геологоразведочных работ, ввода в эксплуатацию новых месторождений, применения современных методов повышения коэффициента использования нефти. Создание транспортной и перерабатывающей инфраструктуры, оказание дипломатической и политической поддержки деятельности российских нефтегазовых компаний на международных рынках обеспечат устойчивое функционирование нефтяного комплекса, реализацию долгосрочных целей развития экономики страны, усиления геополитических и экономических позиций России в мире.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российскую Федерацию» ред. Федеральных законов от21.03.2002 Ш1-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ.
  2. ФЗ «О концессионных соглашениях», № 115-ФЗ от 21 июля 2005 г.
  3. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694 (с изменениями от 25 апреля 2006 г.) «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации».
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
  5. Налоговый кодекс РФ, ФЗ № 151-ФЗ от 27 июля 2006 г., ФЗ № ЗЗ-ФЗ от 07 мая 2004 г., ФЗ № 126-ФЗ от 08 августа 2001 г.
  6. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г.
  7. Л.И. Долгосрочная стратегия России ключевой вопрос включения ее в европейскую интеграцию / Научные труды Вольного экономического общества России. — М., 2004. — 418 с.
  8. ГЛ., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. М.,!2001 — 718 с. — - '•-< '
  9. А. Л. Модернизация управления инвестиционной деятельностью в российских компаниях топливно-энергетического комплекса. М.: МАКС-Пресс, 2009.
  10. А. Л. Развитие инвестиционной деятельности российских компаний топливно-энергетического комплекса. М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2008.
  11. Н., Гринкевич Р. Перспективы российской нефтегазовой промышленности // ЭКО. 2010.
  12. А.Э. Экономические, правовые и политические факторы, сопутствующие реализации инвестиционных нефтегазовых проектов некоторых стран постсоветского пространства // Финансы и кредит. 2008. — № 3. — С. 54−70.
  13. Безопасность и сотрудничество в энергетике: поиски стабильного баланса // МЭиМО. 2008. — № 2. — С. 111−125.
  14. О. Б. Нефтегазовый комплекс мира. М., 2009. — 799 с.
  15. В.Г., Шерстюк Р. В. Трансформация рынков нефти и газа: Монография. Киев: НАУ, 2005. — 320 с.
  16. В. ТЭК должен стать инновационным // Мировая энергетика. 2008. — № 1.
  17. С. Неправильный рынок// Эксперт. 2007.
  18. Д.В. Правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации и зарубежных странах. Теория и практика. М., 2007. — 352 с.
  19. А.Б. Глобальное изменение климата: кто виноват? и что делать? // Век глобализации. 2008. № 1.
  20. А. Б. Россия в процессе реформ: социально-политические аспекты / Российская академия наук. Институт социологии- Отв. ред. Ю. С. Оганисьян. М., 2009. — 368 с.
  21. А.Б. Современный мир и проблема глобального управления// Век глобализации. 2009. № 1.
  22. А.Б., Галкин A.A., Красин Ю. А. Глобализация и политические процессы в России // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М. К. Горшков. Вып.7. -М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 428−443.
  23. E.H. Стратегия и экономическая политика государства. М., 2004. — 456 с.
  24. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М., 2005.
  25. Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России / Под ред. С. Б. Авдашевой и В. JT. Тамбовцева. -Бюро экономического анализа. М.: Теис, 2005. «Л
  26. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // МЭиМО. -2008.- № 5.-С. 3−18.
  27. Н.В. Мировой топливно-энергетический комплекс: современное состояние и тенденции развития // Финансы и кредит. 2007. — № 41. — С. 70.
  28. Ю. Ненефтегазовый бюджет: доводы и контрдоводы // Эконоист. -2007.-№ 8.-С. 62−69.
  29. Воронкова О. Н, Пузакова Е. П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. М., 2005.
  30. А. К сожалению, сохраняется выжидательная позиция иностранных инвесторов// Международная жизнь. 2006. № 1.
  31. Н., Беляков И. Государственная поддержка промышленного экспорта в России // Вопросы экономики. 2007. — № 3. — С. 108−119.
  32. ГерасимчукИ. Нефтяные сливки -2006//www.ruseconomy.ru
  33. С. Перспективы социально-экономического развития России // Экономист.-2009.-№ 1.-С. 3−18.
  34. Годовой отчет Государственной нефтяного фонда Азербайджанской Республики 2008 г. Баку. 76 с.
  35. Ф. Добыча нефти. М., 2006. — 416 с.
  36. А.И. Мы находимся в процессе выстраивания полноценной системы госрегулирования нефтяной отрасли — URL:http://www.oil.3KcnepT.ru
  37. Е. Формирование и использование Стабилизационного фонда // Вопросы экономики. 2006. — № 4.
  38. Е., Вакуленко Е., Кривенко П. Циклические свойства бюджетной политики в нефтедобывающих странах // Вопросы экономики. 2009. — № 2.
  39. Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России: В 5 т. Т. III. М., 2008.
  40. Дж. Анализ экономики геологоразведки, рисков и соглашений в международной нефтегазовой отрасли. М., 2005. — 464 с.
  41. Доклад о росте. Стратегии устойчивого роста и инклюзивного развития (The Growth Report: Strategies for Sustained Growth and Inclusive Development). -M., 2009. -192 c.
  42. И.И. Внешнеэкономические связи России. Достижения и проблемы*//i ч И4
  43. Российский внешнеэкономический вестник. 2008. — № 7. — С. 21−26., Ч, > ^* • * / ', 1 и I <
  44. Зевин JI.3. Геоэкономическая стратегия России // Россия и современный мир.1997.-№ 4.-С. 49−69.
  45. Ю.А. Россия и ее топливно-энергетический комплекс в условиях глобализации и становления международной энергетической безопасности // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. — № 7. — С. 44−57.
  46. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М., 2001.
  47. И.Д. Нефтегазовый комплекс России и инвестиционное сотрудничество// Международная жизнь. 2007 г. № 5.
  48. И.Д. Внешнеэкономические связи в процессе отечественного воспроизводства // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. — № 8. — С. 25−37.
  49. В. Россия в международном движении капитала // МЭиМО. 2009. — № 1.
  50. И.С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. М. 2007.
  51. Инновационный менеджмент в России. Вопросы стратегического управления инаучно-технологической безопасности. M., 2004. — 880 с.
  52. Н., Михайлов А. Теорема барреля// Итоги. 2008.
  53. И.В. Динамика налогообложения нефтедобычи в современной России //Финансы и кредит. 2009. — № 8. — С. 71−77.
  54. JI. Глобализация: вызов национальным экономикам // Проблемы теории и практики. 1998. — № 6. — С. 44−49.
  55. М. Безопасность и сотрудничество в энергетике: поиски стабильного баланса // МЭиМО. 2008. — № 2. — С. 111−125.
  56. С., Андрюшин С. Проблемы нефтегазовой ориентации экономики России // Вопросы экономики. 2006. — № 4. — С. 53−66.
  57. В. Корпоративный сектор и государство в стратегии глобальной конкурентоспособности // МЭиМО. 2009. — С. 24−31.
  58. В., Куренков Ю. Проблемы повышения эффективности российской экономики // МЭиМО. 2008. — № 12. — С. 34−43.
  59. А. Кто определяет цену нефти? // Нефть России. 2009
  60. А.Э., Коржубаев А. Г. Стратеги развития нефтяного комплекса в России // Проблемы прогнозирования. 2010.
  61. Концептуальные, методические и практические проблемы модернизации экол jномики России в условиях глобализации. Сборник научных трудов / Научный руководитель Ю. В. Куренков. -М.: ИМЭМО РАН, 2007. 158 с.
  62. Концепция долгосрочного развития нефтяной промышленности России (материалы для подготовки Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года). Заседание ТПП. М., 2010. URL: http:// www.oilexp.ru
  63. Концепция долгосрочного развития нефтяной промышленности России (материалы для подготовки Генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года)// Прил. к обществ.-дел. журн. «Энергетическая политика» М.: ИАЦ «Энергия», 2010. — 28 с.
  64. А. О стратегии взаимодействия России со странами АТР в нефтегазовом секторе // Проблемы дальнего Востока. 2010.
  65. А.Г., Соколова И. А., Эдер JI.B. Анализ тенденций в нефтяном комплексе России // ЭКО. 2009.
  66. Ф., Келлер K.JI. Маркетинг менеджмент. СПб., 2007. — 816 с.
  67. Ф., Вонг В., Сондерс Дж., Армстронг Г. Основы маркетинга. М., Вильяме, 2007 г. — 1200 с.
  68. Концепция долгосрочного развития нефтяной промышленности России. М., 2010.
  69. В., Шафраник Ю. Нефть для государства или государство для нефти // ЭКО, 2009.
  70. В. Анализ развития системы недропользования в России // Вопросы экономики. 2009. — № 1.
  71. А.М. Повышение эффективности международного сотрудничества в нефтегазовом секторе // ЭКО. 2010.
  72. Ю.В. и др. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. -М., 2003.-376 с.
  73. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб., 2004 — 800 с.
  74. Д.С. Перспективы долгосрочного социально-экономического развития России // Вест. РАН. 2003. — № 8. — С. 675−697.
  75. В.И. Версия макроэкономической стратегии развития России // Экономическая наука современной России. 2004. -№ 1. — С. 5−17.
  76. А. Энергетическое пространство: реальность и прогнозы // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 8. — С. 8−17.
  77. А. А., Веселов Ф. В., Волкова Е. А., Макарова А. С. Методические основы разработки перспектив развития электроэнергетики. М., 2007. — 104 с.
  78. И.И. Нефть и Газ. Мировая история. Энциклопедия. М., 2004. — 896 с.
  79. О. Нефть как индикатор грядущей Первой глобальной Великой депрессии XXI века. URL// http://www.polit.nnov.ru/2008/09/01.
  80. May В. Экономическая политика в 2004 году: поиск модели консолидации роста // Вопросы экономики. 2005 № 1. С. 5−15.
  81. В.П. Инновации во внешней торговле и внешнеэкономической деятельности // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. — № 2. — С. 12−21.
  82. В., Пухов С. Российская экономика в контексте развития мировых энергетических рынков // Вопросы экономики. 2006. — № 8. — С. 119−136.
  83. Я. Нефтяной вопрос России // ЭКО. 2010.
  84. Мун Д. Нефтяной бумеранг: Россия проигрывает от высоких цен на нефть //
  85. Нефтегазовая вертикаль. 2008.
  86. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. -М., 1997.
  87. А. Российские кризисы образца 1998 и 2008 годов: найди 10 отличий // Экономист. 2009. — № 2. — С. 24−38.
  88. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М., 2000. Нефть и газ России: состояние и перспективы // Нефтегазовая вертикаль, 2007, № 7, с. 20.
  89. И. Нужна ли нам нефть? // Нефтегазовая вертикаль. 2010. — № 12.
  90. Нефть. Газ. Модернизация общества / Под ред. Добронравина Н. М., 2008. -524 с.
  91. .К. Ценообразующие факторы мирового рынка нефти. М., 2009.
  92. В.П. Императивы открытой экономики // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. — № 7. — С. 6−12.
  93. В.П. Роль внешнего фактора в экономическом развитии России // МЭиМО. 2008. — № 5. — С. 13−18.
  94. Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года// www.mte.gov.ru
  95. О факторах, определяющих перспективы развития нефтяного комплекса России // http://www.itar-tass.com
  96. И. Какие факторы воздействуют на динамику нефтяного рынка? // Вопросы экономики. 2009. — № 2. — С. 90−104.
  97. В. Обеспечение мировой экономики энергоносителями в XXI веке // МЭиМО.-2005.-№ 6.-С. 106−112.
  98. В.В. об общих вопросах экономики и внешнеэкономических связях России // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. — № 3. — С. 10.
  99. Разовский Ю. В. Сверхприбыль недр. М, 2001. — 224 с.
  100. Л. Роль государства в распределении ренты добывающих отраслей: опыт развивающихся стран // МэиМО. 2008. — № 1. — С. 24−33.
  101. Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортноориен-тированном развитии // Вопросы экономики. 2004. — № 8. — С. 46−65.
  102. Д. Если нефти больше нет. Кто возглавит мировую энергетическую революцию? М.: Секрет фирмы, 2006. 416 с.
  103. И.А., Бунакова Т. М. Экономическая география. М. 2002.
  104. И.А., Бунакова Т. М. Экономическая география. М. 2006.
  105. Российская внешняя политика перед вызовами XXI века, http ://www.svop.ru
  106. Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 31)-М.: ИЭПП, 2010.
  107. Россия в цифрах. М., Росстат, 2008.
  108. Т.Б. Стратегия развития внешнеэкономической деятельности -основа стабилизации России // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. — № 3. — С. 22.
  109. B.JI. Диверсификация необходимое направление развития российского экспорта // Российский внешнеэкономический вестник. — 2009. — № 1. — С. 3041.1
  110. И. Глобальный финансовый кризис и мировой нефтегазовый сектор // ЭКО. 2008.
  111. С., Иванов И. Внешнеэкономические приоритеты // Вопросы экономики. 2008. — № 3. — С. 78−84.
  112. В. Стратегия перехода к эффективному развитию Чувашской республики: принципы и направления // Проблемы теории и практики управления. -2009.-№ 2.-С. 16−28.
  113. А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // МЭиМО. 2009. — № 5.
  114. Спекулятивный капитал, деривативы, хедж-фонды и Первая глобальная Великая депрессия. URL// http://www.polit.nnov.ru
  115. JI.E., Фролова Е. Д. Геоэкономический подход к разработке стратегии развития российских предприятий // Проблемы современной экономики. 2007. -№ 4.
  116. Д.М. Управление эффективностью развития нефтепродуктового комплекса: теория, инструментарий, реализация / Автореферат на соиск. уч. степени док. экон. наук. Краснодар, 2009.
  117. . А есть ли дефицит? Азбука нефтяной экономики (Where's the Shortage? A Nontechnical Guide to Petroleum Economics). M., 2005. — 328 c.
  118. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / Пер. с англ. М., 1998.
  119. С. Структурная трансформация национальной экономики: к методологии анализа детерминант прогресса или регресса // РЭЖ. 2004. — № 3. — С. 93−95.
  120. А. Принципы стратегического развития бизнеса. Киев, 2002.
  121. Р. Нефть: вчера, сегодня, завтра. М., 2010. — 352 с.
  122. Е.Д. Геоэкономическая интеграция ресурсов России в мировые воспроизводственные процессы / Автореферат на соискан. уч. степени док. экон. наук. 08.00.014 Мировая экономика. Екатеринбург, 2009.
  123. . Внешний сектор российской экономики // Вопросы экономики.-2007.-№ И.
  124. В.В. Российская нефть: быть или не быть? // ЭКО. 2004. — № 3.
  125. М., Олини Р. Цвет нефти. Крупнейший мировой бизнес: история, деньги и политика. Пер. с англ. М., 2004. — 256 с.
  126. Экономика внешних связей России / Под ред. A.C. Булатова. М., 2005.
  127. Экономическая политика России: ХХ1 век. 2008. № 4.
  128. А. К вопросу об интеграции России в мировую экономику // МЭиМО. 2001. — № 10.-С. 10−2.
  129. Энергетическая безопасность России / Бушуев В. В., Воропай Н. И., Мастепанов A.M. и др.- Ин-т энерг. стратегии и др. Новосибирск, 1998. — 301 с.
  130. Энергетическая безопасность. Термины и определения (отв. редактор чл.-корр. РАН Воропай Н.И.). М., 2005. — 60 с.
  131. К., Ясин Е. Стратегия 2050: справится ли Россия с вызовами глобализации? // Вопросы экономики. — 2008. — № 5. — С. 4−21.
  132. Ю.В. Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизованном измерении. М., 2003. — 240 с.
  133. Е. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики. 2006. — № 4. — С. 4−30.
  134. Key world energy statistics. 2009. IEA. Paris. 2009. P. 82.
  135. Newsweek. Special Edition. December 2006-February 2007
  136. Oil and Gas Journal.02.06.2008.137. oilmarketreport.org
  137. BP Statistical Review of World Energy. 2009.
  138. Bias J. Oil demand dynamics shifting as emerging economies' need grow // Financial Times. -2010.-20 August.
  139. Chesbrough H. Open Business Models. How to Thrive in the New Innovation Landscape, 2006.
  140. Chandler A.D. Strategy and Structure. Cambridge (mass.), 1962. -p. 16.
  141. Commodity Price Statistics Online. UNCTAD, 2009.
  142. Deffeyes K. Hubbert’s Peak: The Impending World Oil Shortage, 2008.
  143. Gromov A. Energy Strategy of Russia for the Year 2030: Approaches, Priorities and Reference Points. 4th Energy Forum. November, 17,2009. Budapest.
  144. Hubbert M.K. Nuclear Energy and the Fossil Fuels / Shell Development Company. Houston, 1956.
  145. IMF annual report 2008: Making the Global Economy work. IMF, 2009. *
  146. OECD, Main Science and Technology Indicators, April 2010.
  147. Rybinski K. Globalization and Its Implications for Monetary Policy // BIS Review 2006. No 32. P.3.
  148. Science, Technology And Industry Outlook 2008. OECD. 2008.
  149. Statistical Abstract of the United States. Washington, GPO, 2001.
  150. Trade and Development Report 2009. UNITED NATIONS, New York and Geneva, 20 097.
  151. Trade and Development Report, 2011. UNCTAD, 2011.
  152. UNCTAD Trade & Development Report 2002. N.Y., 2002. P. 68.
  153. World Economic Outlook. 1997. May. P, 45.
  154. World Development Indicators, 2010.
  155. WTO. International Trade Statistics. Geneva, 2008.
  156. Аналитический центр «Эксперт» URL: http://www.expert.ru.
  157. Деловой справочник по странам и отраслям -URL:http://www.polpred.com
  158. Европейский Центральный Банк. URL//http://www.ecb.eu.
  159. Министерства энергетики США. URL// http://www.energy.gov.
  160. Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ РФ) -URL:http:// www.economy.gov.ru
  161. Минэкономразвития РФ http:// www.economy.gov.ru
  162. Организация экономического сотрудничества и развития URL: http:// www.oecd.org
  163. Федеральная служба государственной статистики URL: http:// www.grs.ru
  164. ФРС США. URL//http://www.federalreserve.gov
  165. ФТС России URL: http:// www.customs.ru
  166. ФНС России, http://www.nalog.ru
  167. Annual Energy Review 2010. U.S. Energy Information Administration. URL// http://www.energy.gov.
  168. Global Competitiveness Report 2010−2011. World Economic Forum, 2011.: http://www.gcr.weforum.org/
  169. International Energy Agency http://www.iea.org
  170. Financial Times http://www.ft.com/oil
  171. Moody’s Economy. URL// http://www.moodys.com
  172. Oil Market Report., 2011. URL // http:// www.oilmarketreport.org
  173. Oil and Gas Journal http://www.ogj.com
  174. Ramsay W. Emergency Responses in Asia Pacific Region (IEA). 19.01.2007. http://www.iea.org
  175. Reuters http://www.reuters.com
  176. UNCTAD. http://www.unctad.org.
Заполнить форму текущей работой