Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Трудовая эмиграция из России в страны Южной Европы: современные тенденции и подходы к регулированию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источниками информации послужили: научная литература, материалы научных конференций, диссертационные работы, периодические издания, материалы специализированных сайтов по демографии и народонаселению, а так же статистические данные, публикуемые на сайтах и в специальных изданиях международных организаций, занимающихся вопросами международной трудовой миграции, такими как Организация… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. ЭМИГРАЦИИ ИЗ РОССИИ В СТРАНЫ ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ
    • 1. 1. Определение миграции и виды международной миграции
    • 1. 2. Факторы трудовой эмиграции граждан России за рубеж,
    • 1. 3. Особенности трудовой эмиграции из России в страны Южной Европы*
  • ГЛАВА 2. ГРАЖДАНЕ РОССИИ НА РЫНКАХ ТРУДА СТРАН ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ,
    • 2. 1. Состояние’рынка труда и миграционная ситуация в странах Южной Европы
    • 2. 2. Расселение и занятость российских граждан в странах Южной Европы
    • 2. 3. Проблемы и стимулирование социально-экономической адаптации мигрантов в странах Южной Европы
  • ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ И. СТРАНАХ ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ
    • 3. 1. Подходы к формированию миграционной" политики в рамках Европейского Союза
    • 3. 2. Опыт миграционной политики стран Южной Европы
    • 3. 3. Миграционная политика России в сфере регулирования трудовой эмиграции

Трудовая эмиграция из России в страны Южной Европы: современные тенденции и подходы к регулированию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Международная трудовая миграция стала достаточно значительным явлением в современном мире. Перемещение рабочей силы в настоящее время затрагивает интересы не только отдельных стран, но и целых регионов. По различным оценкам в настоящее время более 200 миллионов человек находятся вне стран, выходцами из которых они являются.

Трудовая эмиграция из России в течение последних 15 лет оставалась на одном уровне и в настоящее время приблизительно 1,5 миллиона россиян, проживают и трудятся за рубежом. Несмотря на ряд негативных черт, свойственных российской эмиграции, прежде всего, нелегальной миграции с точки зрения принимающих стран, нельзя не отметить те позитивные черты, которые характеризуют наших соотечественников' на чужбине. Речь идет о трудолюбии, хорошей профессиональной-подготовке, высокой мобильности, целеустремленности и адаптации российских гастарбайтеров.

Одним из основных направлений трудовой эмиграции из России является Южная Европа. В данной диссертации в рамки исследования была так же включена Республика Кипр. Хотя географически это государство находится' в Азии, в силу своей территориальной и экономической значимости в регионе, а также благодаря богатым историческим связям с Россией, Кипр был добавлен автором к изучаемым государствам Южной, Европы. В силу того, что Кипр был включен в состав Европейского союза, политически можно относить это государство к Европе.

Российские власти с недавних пор стали уделять особое внимание развитию миграционной' политики и миграционного законодательства России. Становятся первоочередными задачи по удержанию россиян и дальнейшему трудоустройству в стране, к развитию системы репатриации и реинвестирования средств российских эмигрантов на родине.

Россия как страна-экспортер рабочей силы постепенно совершенствует свои методы воздействия на принимающие страны для достижения более высокого уровня жизни и положения россиян на зарубежных рынках труда. С этой целью между Россией и рядом государств планируется и активно обсуждается-на самом высоком уровне заключение двухсторонних соглашений по вопросам миграции. Так же принимаются различные законодательные акты и разрабатываются механизмы регулирования деятельности агентств по трудоустройству за рубежом, для дальнейшего совершенствования международных трудовых договоров, которые заключают российские эмигранты в странах-импортерах.

В ходе исследования выявился ряд серьезных проблем, например, отсутствие систематизированной статистики по вопросам эмиграции российских иммигрантов в Южную Европу и их дальнейшей адаптации в странах приема. Кроме того, стали очевидными серьезные различия в данных не только российской и зарубежной статистики, но и сведениях приводимых различными ведомствами российской власти, связанными с миграционными процессами в стране. Наиболее значительными источниками для диссертационного исследования вместо статистических сборников, подчас становились средства массовой информации. Имеется проблема, учета нелегальных мигрантов из России и СНГ.

Вместе с тем, следует признать, что по данной теме уже проведен ряд серьезных исследований. Так в 2003 году в рамках реализации проекта «Трудовая миграция из России в, страны Южной Европы» были осуществлены опросы, анкетирование населения ряда регионов России на предмет миграционной мобильности населения и проведен подробный анализ полученных результатов, который помог выявить определенные тенденции и закономерности эмиграционной активности российских граждан. Данные проблемы обсуждаются на международных и межвузовских конференциях в России. По данной тематике с высокой периодичностью публикуются научные работы в прессе и специализированных изданиях.

В 2004 году в Московском Государственном университете имени М. В. Ломоносова была защищена кандидатская диссертация Я. А. Трухиной на тему «Новые страны привлечения трудовых мигрантов из России». Проблемы трудовой эмиграции российских граждан в страны-импортеры постоянно обсуждаются на международных и межвузовских конференциях в России. По данной тематике с высокой периодичностью публикуются научные работы в прессе и специализированных изданиях.

Данная диссертационная работа базировалась на научных трудах ведущих демографов, социологов, географов и экономистов, давших описание и осуществивших анализ миграционных процессов как внутри России, так и на международном уровне. В их числе работы: К. Бонифаци, Г. С. Витковской, О. Д. Воробьевой, В. А. Ионцева, И. В. Ивахнюк, Ж. А. Зайончковской, Т. И. Заславской, А. Н. Каменского, Е. С. Красинца, К. Коданьоне, Ф. Мартина, Д. Массей, И. А. Малахи, Л. Л. Рыбаковского, С. В. Рязанцева, С. Строцца, М. Ф. Ткаченко, А. В. Топилина, Я. А. Трухиной, Е. В. Тюрюкановой,.

Б.С.Хорева, В. Н. Чапека, Е. Л. Шувалова и других.

Объектом исследования в данной работе является трудовая эмиграция российских граждан в страны Южной Европы (Испанию, Италию, Грецию, Португалию, Мальту) и Кипр. Предмет исследования — особенности социально-экономической адаптации трудовых мигрантов и миграционная политика в странах Южной Европы и России.

Цель исследования — определить тенденции эмиграции из России в страны Южной Европы и дать оценку эффективности управления потоками трудовой миграции в странах Южной. Европе и России.

Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

— определить масштабы трудовой эмиграции из России;

— установить факторы эмиграции российских граждан в Южную Европу;

— дать оценку современной миграционной ситуации на рынках труда и численности российских мигрантов в странах Южной Европы;

— выявить различные подходы к регулированию" трудовой миграции в современных условиях в странах Южной Европы;

— на основе результатов исследования предложить ряд рекомендаций по совершенствованию эмиграционного законодательства России.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных демографов, экономистов, социологовнормативно-правовые акты, регулирующие трудовую миграцию на государственном и межгосударственном уровнях, международные конвенции и соглашения по вопросам миграции.

Настоящее исследование основано на нескольких методах. Первый метод — статистический, который опирался на обработку данных российской и зарубежной статистики. Выявлена численность российских мигрантов за рубежом, и общая численность иммигрантов на рынках труда стран Южной Европы. Второй метод — социологический. Изучение результатов опросов населения, проведенных другими авторами с целью определения факторов выталкивания и удержания трудовых ресурсов в России. Третий метод — общего научного познания (сравнение, анализ и синтез). Было осуществлено сравнение данных российской и зарубежной статистики, проведен анализ научной литературы и нормативно-законодательных актов по вопросам регулирования трудовой миграции, также были синтезированы имеющиеся данные по нескольким показателям.

Источниками информации послужили: научная литература, материалы научных конференций, диссертационные работы, периодические издания, материалы специализированных сайтов по демографии и народонаселению, а так же статистические данные, публикуемые на сайтах и в специальных изданиях международных организаций, занимающихся вопросами международной трудовой миграции, такими как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международная Организация по миграции (MOM), Международная Организация Труда (МОТ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и другие организации, фонды и комитеты, действующие в рамках ООН или Евросоюза, международные правовые акты, конвенции, законы, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, данные национальной статистики Российской Федерации (ФМС РФ, Росстат, МИД) и стран Южной Европы, сведения национальных переписей населения, специальных процедур легализации мигрантов («миграционных амнистий»), и другие источники по проблемам, имеющим непосредственное отношение к теме.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

— обоснована классификация факторов, обуславливающих трудовую миграцию из России в страны Южной Европы, в том числе выделены факторы «выталкивания» (ситуация на рынке российском труда в отдельных регионах, безработица, финансовые потрясения) и «притяжения» (уровень заработной платы, значительное количество вакансий, относительная легкость нелегального трудоустройства);

— определены особенности развития рынков труда странах Южной Европы, которые заключаются в появлении значительного числа рабочих мест, а также потребности в низкоквалицированном труде и перемещении национальных работников из трудоемких и малопрестижных специальностей в сферу высокооплачиваемых;

— определены ежегодные масштабы трудовой эмиграции из России в страны Южной Европы, которые составляют приблизительно 16 тысяч человек (согласно официальным источникам) и около 25 тысяч человек в год (согласно экспертным оценкам), в том числе за счет туристического выезда и незаконной миграции;

— на основе сопоставления данных российской и западной статистики дана оценка численности российских трудовых мигрантов, которые находятся в странах Южной Европы соответственно около 95 тысяч человек и более 168 тысяч человек. Экспертная оценка численности российских трудовых мигрантов может быть еще выше и составляет порядка 255 тыс. человек;

— установлены особенности расселения по странам, также особенности социально-экономической адаптации на рынках труда в Южной Европе, в том числе выявлено, что выходцы из России, достаточно успешно адаптировались на местных рынках труда в сфере услуг, строительства, сельского хозяйства, гостиничного и ресторанного бизнеса, судоходстве;

— выявлена эволюция подходов в регулировании иммиграционных потоков в странах Южной Европы, которая заключается в постоянном ужесточении условий приема иностранных работников из третьих стран путем сокращения квот, выделяемых для этих стран, одновременно с все большей либерализацией условий приема работников из стран-членов ЕС и предложена типология стран Южной Европы по подходам к формированию политики в сфере трудовой миграции. Практическая значимость исследования состоит в том, что отдельные положения диссертационного исследования могут быть использованы в работе органов управления миграцией межгосударственного, федерального и регионального уровней, в том числе при разработке миграционной политики России.

Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на 4 международных и всероссийских научно-практических конференциях, опубликованы в журнале «Международная экономика» (входит в список журналов, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований). По теме исследования опубликовано 5 работ, общим объемом около 3 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка используемой литературы и приложения. Диссертация включает 12 таблиц, 3 приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование, позволяет сделать следующие выводы:

1. С принятием «Закона о занятости» (1991 год) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.

Оценки западных экспертов о возможной эмиграции из бывшего СССР в 1990;е годы доходили до 20 миллионов человек. Вопреки ожиданиям резкого увеличения эмиграции из России за пределы бывшего СССР не произошло. Так, начиная с 1990 года, трудовая эмиграция держится примерно на одном уровне 100−120 тысяч человек в год. В целом, по мнению российских экспертов и ученых, основанные на обобщении и сравнении данных отечественной и зарубежной статистики, за шестнадцать лет — с 1990 по 2006 год — из России выехало примерно 1,5 миллиона человек. Стабилизация положения в России, проводимая в стране политика открытых дверей и либерализация во многих сферах жизни стали основными «сдерживающими» факторами массового выезда в период происходящих трансформационных изменений. Главной особенностью российской эмиграции является почти 50% возврат выехавших за рубеж на заработки.

По сведениям российских источников оценить достоверно и однозначно количество работников из России, пребывающих единовременно на заработках в различных странах достаточно сложно. Ведется статистика по выезду, но не ведется статистики по количеству пребывающих работников за рубежом. По оценкам МОТ, в настоящее время за пределами России находятся свыше 600 тысяч граждан России с целью осуществления трудовой деятельности, оценки, приводимые в публикациях Международной организации по миграции (MOM), составляют уже от 1,5 до 2 миллионов человек.

2. Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие. Нередко миграция происходит и по внутренним причинам: в связи с неспособностью индивида к адаптации в наличных условиях, завышенным уровнем притязаний, отсутствием возможностей для положительной социальной динамики (отсутствие возможностей для карьеры). Главное, что объединяет все миграционные процессы — неудовлетворенность индивида на прежнем месте жительства, которая может иметь объективные причины или причины субъективные. Среди факторов макро уровня, влияющих на миграционный процесс, можно выделить политическую систему и уровень экономического развития страны, занятость и доходы населения, уровень потребления, экологическую обстановку и миграционную политикук факторам микро уровня относятся социальная среда, ценностные ориентации и приоритеты.

Представленные выше факторы, способствующие привлечению иностранной рабочей силы в страну, характерны для Южной Европы, и действуют, скорее, на макроуровне. Для российских трудовых мигрантов привлекательность стран назначения определялась и субъективными факторами, такими как: наличие в стране приема родственников или друзейинформация о возможностях трудоустройства в этой странеа так же невозможность попасть в другие, более привлекательные для них страны или неудачный миграционный опыт. Не последнюю роль сыграла возможность для незаконных трудовых мигрантов легализовать свой статус. Что касается таких стран как Греция и Кипр, то эмиграция россиян в эти страны основывалась еще и на таких факторах как наличие устойчивых экономических связей и предыдущий удачный опыт работы мигрантов в этих странах. В отношении Мальты так же можно выделить особый фактор, а именно, наличие огромного торгового флота и значительного числа вакансий для опытных матросов и специалистов, в сфере судоходства.

3. Тенденции современной российской эмиграции можно охарактеризовать, проанализировав следующие особенности:

— Наиболее популярными направлениями эмиграции из России являются страны Европы, Азии и Америки. Дело в том, что, во-первых, основные потоки мигрантов направлялись в страны, находящиеся сравнительно недалеко от России, во-вторых, большинство принимающих стран — развитые страны, в-третьих, это страны, с которыми установлены давние партнерские отношения.

— Большая часть российских эмигрантов это мужчины 75−80%. Возрастные пропорции по полу у россиян за период с 1995 по 2006 годы не равнозначны: так для женщин-эмигрантов возрастной диапазон смещался от 30−39 лет к 16−29 летнему сегменту. У мужчин пропорции сохранялись приблизительно на одном уровне: в возрасте от 16 до 27 лет — 20−24%, от 30 до 39 лет — 35−45%, от 40 до 49 лет — от 25−30% и от 50 до 54 лет порядка 5−10%.

— Выехавшие россияне имеют высшее, среднее профессиональное или среднее (полное) образование. При чем соотношение по категориям практически не меняется до 2006 года: высшее — 35−40%, среднее профессиональное — 40−45%, среднее — 16−22%. В 2006 году наметилось незначительное сокращение числа мигрантов с высшим образованием (до 31,8%), и небольшое увеличение числа мигрантов со средним (полным) образованием (до 31,7%).

Мигранты выезжают преимущественно на срок от 6 месяцев до 1 года. «Доля мигрантов выезжающих по краткосрочным контрактам возрастала и достигла 66,67% в 2006 году, это преимущественно студенты, трудоустраивающиеся во время каникул и сезонные рабочие. Доля тех, кто выезжают на срок от 6 месяцев до 1 года, сократилась и составила 22,7% в 2006 году. Россияне, выезжающие на работу за рубеж сроком от 3 и более лет не превышали в общем миграционном потоке 18%. В 2006 году доля россиян выехавших по контракту сроком более 1 года составила 10,6%.

— В последние годы в официальной трудовой эмиграции из России отмечается преобладание профессиональных работников (чаще всего, матросов) — 73%, студентов в период каникул — 21,5% и занятых экономической деятельностью — 11% (причем в 2006 году их было всего 5,4%). * J.

Указанные тенденции выявлены на основании официальной российской статистики, однако полученные в дальнейшем данные зарубежной статистики по приему российских граждан, не опровергают ни одну из перечисленных тенденций.

4. Численность мигрантов в Греции, Испании, Италии и Португалии за 19 902 005 годы увеличилась на 6,4 миллионов человек и достигла 9,6 миллионов человек. Например, в 2004 году в Греции находилось 413 тысяч иностранцев, прибывших на работу. По данным российской статистики в Грецию за этот период выехало приблизительно 30 тысяч российских работников. Численность россиян в Греции (включая пон-тийских греков, не имеющих пока греческого гражданства) можно оценить цифрой 90 100 тысяч человек. В Португалии численность работающих иностранцев увеличилась почти в три раза — с 92 до 286 тысяч человек. В Португалии трудятся официально порядка 7 тысяч россиян. По экспертным оценкам в этом государстве работают порядка 200−300 тысяч человек из стран Центральной и Восточной Европы, в том числе примерно 25 тысяч россиян. Большая часть наших соотечественников — около 18 тысяч человек на португальском рынке труда — это нелегальная рабочая сила.

В Испании заметно ускорились темпы прироста трудовой миграции: численность мигрантов, ежегодно въезжающих в страну, возросла с 1999 года по 2002 год более чем в четыре раза и достигла 443 тысяч человек, а контингент мигрантов — с 0,8 миллиона в 1990 году до 4,8 миллиона человек в 2005 году, причем прирост по сравнению с 2000 годом составил 3,2 миллиона человек. Относительно численности россиян пребывающих в Испании данные отсутствуют. Число легальных мигрантов в Италии в 2006 году достигло 3 миллионов человек. Граждан России среди них насчитывается 19 тысяч. По данным российской статистики на Кипр для работы в 1990 -2004 годах выехали в общей сложности около 75 тысяч человек. По данным кипрской статистики официальная численность иностранных работников на острове в 2003 году составляла 41 тысячу человек, из них 2,6 тысячи — россияне. Российских трудовых мигрантов с учетом нелегальной занятости может составлять порядка 5−6 тысяч человек.

5. В миграционной политике стран Южной Европы на протяжении большей части XX века доминировала ее эмиграционная составляющая, в то время как иммиграционная компонента практически отсутствовала. Однако с изменением направленности миграционных потоков, они столкнулись с проблемой отсутствия какой-либо политики отбора, приема и размещения переселенцев на своей территории, также как и опыта в этом вопросе. Миграционная политика стран Южной Европы имеет свои особенности. Суть в том, что ее разработка и реализация происходят после того, как определенные миграционные процессы уже сложились самостоятельно и стихийно, без контроля со стороны посылающих и принимающих стран. Фактически, данная миграционная политика не опережает события, а запаздывает, следует за ними.

В последние десятилетия иммиграционная политика основных принимающих стран имела постоянную тенденцию к ужесточению. Причины этого понятны — страны пытаются оградить национальные рынки труда от «нежелательных» мигрантов. Последствием такой политики является волна нелегальной миграции, которая обрушилась на принимающие страны и последующая легализация незаконных (преимущественно трудовых) мигрантов. За последние 20 лет в Южной Европе было легализовано самое большое число иностранцев по сравнению с другими европейскими странами. Так, в Испании прошло 7 кампаний по легализации, в Италии — 4, в Португалии — 3 и в Греции -3.

Первые три кампании в Испании в 1985;1986, 1991 и 1996 годах привели к легализации статуса 180 тысяч незаконных рабочих. Благодаря кампании 2000 года было легализовано еще 135 тысяч человек. Во время амнистии в 2001 году в Испании, было подано около 300 тысяч заявлений на легализацию. Последняя компания по легализации иностранных работников была проведена в 2005 году. Количество иммигрантов с 2000 по 2005 годы увеличилось в 1,7 раз. В итоге в 2005 году 1,5 миллиона иностранцев получили законное право на пребывание и работу в Испании. В Италии, в 1987;1988, 1990 и 1995;1996 годах 600 тысяч иностранцев-нелегалов смогли получить законный статус. Последняя кампания 1998 года должна была изначально легализовать 38 тысяч трудовых мигрантов, но в итоге это количество увеличилось до 320 тысяч иностранцев. В Греции прошло три кампании по легализации иммигрантов в 1998 и 2001 годах, в результате которых законный статус получили более 700 тысяч человек. В 2006 году были созданы предпосылки для проведения третьей компании. Три кампании по легализации, которые были проведены в Португалии в 1992;1993, 1996 и 2001 годах позволили легализовать свой статус примерно 230 тысячам иностранцев. При этом, в результате последней, самой крупной из, них, в стране было легализовано 170 1 тысяч трудовых мигрантов.

Цель политики по трудоустройству мигрантов в Южной Европе отражает состояние на местном рынке труда. Например, в Испании и Греции, иностранцы давно восполнили дефицит рабочей силы в ряде секторов, экономики, и текущая политика направлена, прежде всего, на регулирование миграционными потоками внутри страны. В Португалии основная задача состоит в социальной защите иммигрантов, с целью избегания межэтнических и иных конфликтов. Мальта и Кипр, накануне вступления в ЕС занимались преобразованием своей миграционной политики, взяв за ориентир условия и стандарты, принятые в Европейской союзе. Кроме того, Кипр на протяжении ряда лет пытался восполнить дефицит рабочих мест в ряде секторов экономики.

Отсутствие единой миграционной политики в странах ЕС по отношению к третьим странам и странам — будущим членам Союза значительно осложняет взаимоотношения между принимающими и посылающими государствами. Имеется ряд объективных причин, затрудняющих реализацию жесткой миграционной политики в странах Южной Европы. Среди них: распыленный, сложно поддающийся контролю характер миграционных потоков в регионострое противоречие между ограничительной иммиграционной политикой, с одной стороны, и структурной зависимостью национальных экономик и рынков труда от наличия дешевой, гибкой иностранной рабочей силы, с другойналичие значительных морских границ, контролировать которые чрезвычайно трудно.

6. Миграционная политика принимающих и посылающих стран в большинстве своем является неэффективной и формируется методом проб и ошибок. Парадоксально, но факт, что основной урок, который Россия может извлечь из накопленного к на7 стоящему моменту международного опыта в области миграции — в условиях современного демократического общества, основанного на либеральной традиции, не существует инструмента, позволяющего обеспечить эффективное миграционное взаимодействие.

Миграционная проблематика. России — это в гораздо большей степени проблема регулирования потоков трудовой миграции, организованная репатриация и обустройство беженцев, желающих переехать в Россию из бывших республик СССР. Это создание структуры трудовой миграции, которая отвечала бы интересам развития страны. Правительство Российской Федерации вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки — материальной и t финансовой — у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населеi ния и трудовых ресурсов.

В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицыпривлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границызащите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежомполучению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования. Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики.

Сегодня более актуальными представляются* вопросы, связанные с защитой интересов российских граждан за рубежом, для решения которых необходимо проведение консультаций и переговоров с государствами, в которые возможен наибольший поток мигрантов из Российской Федерации. В настоящее время Российской Федерации требуется разумное участие государственных структур в организации и регулирования международных миграционных потоков из страны. Деятельность посредников в России носит неофициальный характер в силу несовершенства российского законодательства. Порой бизнес ведется вне всяких этических норм — присутствует прямой обман граждан, выезжающих за рубеж на работу. Поэтому работа государства с подобными посредническими агентствами по трудоустройству становится одним из приоритетных направлений развития эмиграционного законодательства России. При разработке миграционной политики необходимо активное взаимодействие принимающих и посылающих стран, направленное на то, чтобы расширить легитимные возможности трудовой миграции. К примеру, возможно проведение информационных кампаний для россиян о легальном трудоустройстве за рубежом и о негативных последствиях незаконной формы миграции.

В качестве показательного примера успешной реализации эмиграционной политики для России в настоящее время можно проиллюстрировать политику Венгерской республики, для которой весьма актуальны проблемы «утечки мозгов», проблемы борьбы с незаконной миграцией, регулирование трудовой миграции из-за рубежа, поддержание и упрочение связей с соотечественниками — этническими венграми, живущими вне Венгрии. Особенно ценным опытом представляется многолетняя деятельность венгерского государства по поддержке находящихся за рубежом соотечественников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. / Науч. ред. И. Е. Дискин. М.: ИСЭПН РАН, 1998.-229 С.
  2. В.Н., Иванова А. Е., Кузнецов В. Н., Рыбаковский Л. Л., Рязанцев C.B. Стратегия демографического развития России. М.: ЦСП, 2005. — 76 С.
  3. В.Н., Иванова А. Е., Рыбаковский Л. Л., Рязанцев С. В. Практическая демография. Под ред. Л. Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2005. — 280 С.
  4. В.А. Демография. М.: Издательский дом «NOTABENE», 2001. — 272 С.
  5. О.Д. Миграция населения. Выпуск 6. Миграционная политика. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. — 168 С.
  6. A.M. Мотивация эмиграции. — СПб.: «Речь», 2005. —272 С.
  7. Н.Н. Миграция населения. Теория и практика международно-правового регулирования. М.: Изд-во «Внешторгиздат», 2003 г. — 264 С.
  8. О.А. Эмиграция научных кадров из России: сегодня и завтра. М.: «Компас», 1993. — 104 С.
  9. И.А. Новый облик трудового права стран Запада. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003.- 160 С.
  10. Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1993. — 195 С.
  11. З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М.: Институт востоковедения РАН «Крафт+», 2001. — 172 С.
  12. Л.И., Тюрюканова Е. В. Российские студенты за рубежом: Перспективы возвращения в Россию. М.: «Страховое ревю», 2002. — 140 С.
  13. B.C. Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми, /сост. серия: «Высшее образование». М.: «ИНФРА-М», 2004. — 300 С. ,
  14. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. Киев.: «АДЭФ-Украина», 2002. — 174 С.
  15. Л.Л. Миграция населения. Выпуск 5. Три стадии миграционного процесса (очерки теории и методов исследования). Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. -170 С.
  16. Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М.: Наука, 1987. — 200 С.
  17. С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: Современные тенденции. — Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2001. 542 С.
  18. С.В., Ткаченко М.Ф: Трудовая миграция из России и российская диаспора. Научно-исследовательское издание. Ставрополь: «Мир данных», 2006. 38 С.
  19. С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. М.: «Формула права», 2007. — 165 С.
  20. Е. Иммигранты и иммиграционная политика. Гринвич, 2001. — 130 С.
  21. Г. И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. Вторая половина XX столетия. М.: Институт востоковедения РАН, 1997 г. — 577 С.
  22. И. Г. Малаха И.А. Утечка умов. Масштабы. Причины. Последствия. — М.: «Едиториал УРСС», 1999. 176 С.
  23. Д.А., Коротаев А. В. Русский крест: Факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. М.: «КомКнига», 2006. 128 С.
  24. В. Психологическая адаптация эмигрантов. СПб.: «Речь». 2002. -238 С.
  25. .С., Чапек В. Н. Проблемы изучения миграции населения. М.: «Мысль», 1978. -269 С.
  26. К. Ностальгия и преступление // Собрание сочинений по психопатологии: в 2 т. М., СПб.: «Академия „Белый кролик“, 1996. Т 1. — 352 С.
  27. Геополитика: Учебник /В.А. Дергачев/ М.: Изд-во „ЮНИТИ“, 2004. — 528 С.
  28. Международная экономика: Учебник В 2-х ч. Ч 2. /А.П.Киреев/ - М.: „Международные отношения“, 2001.-488 С.
  29. Международные экономические отношения: Учебник /В.А. Дергачев/ М.: Изд-во „ЮНИТИ“, 2003.-367 С.
  30. Международные экономические отношения: Учебник /Под ред. Л.Е.Стровского/ М.: „ЮНИ-ТИ-ДАНА“, 2003.-461 С.
  31. Миграция: конфликтное измерение: Учебник/А.В.Дмитриев/ М.: „Альфа-М“, 2006.-432 С.
  32. Экономика народонаселения: Учебник /Под ред. В.А.Ионцева/ М.: „ИНФРА-М“, 2007. -668 С.
  33. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник /Под ред. Н. А. Волгина, Ю.Г. Одегова/ М.: „Экзамен“, 2002. — 736 С.
  34. География населения: Учебное пособие /В.А. Копылов/ М.: Изд. во ИТК „Дашков и К“, 2005. -161 С.
  35. Международные экономические отношения: Учебное пособие /Е.Ф. Авдокушин/ М.: ИВЦ „Маркетинг“, 1999. 196 С.
  36. Международная трудовая миграция: Учебное пособие /И.В.Ивахнюк/ М.: „Теис“, 2005. 286 С.
  37. Миграция. Сущность и явление: Учебное пособие /С.К.Бондырева, Д. В Колесов/ М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2007. -296 С.
  38. Современная демография: Учебное пособие / Под ред. А. Я. Кваши, В.А.Ионцева/ М.: РГСУ, 1995.- 170 С.
  39. Социология миграции: Учебное пособие /Т.Н.Юдина/ М.: Издательство „Академический проект“, 2006. 271 С.
  40. Аллахвердян А. Г, Агамова Н. С. Внешняя и внутренняя миграция кадров академической науки // Утечка умов в условиях современной России: внутренние и международные аспекты. Под. ред. С. Земляного, В. Кузьминова: М.: „ЮНЕСКО-РОСТЕ“, 1992. -С.25−38.
  41. Г. Д., Маныкин А. В. Русский исход // Поиск. 2001. № 13 (619). — 6 апреля.
  42. А. Прошлое и настоящее эмиграции из России // Миграционная ситуация в России, социально-политические аспекты. М., 1994. Программа по исследованию миграций. Выпуск 4. С.44−48.
  43. А. Эмиграция из России // Свободная мысль. 1993. — № 7. С.70−78.
  44. Барашев H. JI В Италии откроют представительство Высшего комиссариата ООН // РИА „Новости“ 2006. — 9 марта.
  45. Г. Миграция и ее роль в интеграции Западной Европы // Проблемы-теории и практики управления. 2002. № 4. — С.68−77
  46. К. Строцца С. Опыт легализации нелегальных мигрантов в Италии // Отечественные записки. 2004. № 4 (19). — С.34−40.
  47. Г. В. Трудовая миграция и экономический потенциал района // Человек и труд. 2003. № 2.-С. 15−20.
  48. А.С. Непоротое поколение: вчера и сегодня // Утечка умов в условиях современной России: внутренние и международные аспекты. Под. ред. С. Земляного, В.Кузьминова. М.: „ЮНЕСКО-РОСТЕ“, 1992. С.21−35.
  49. А.Г., Зайончковская Ж. А. Миграция из СССР: четвертая волна // Демографические тетради. Вып. 1 1991. С.22−26.
  50. Н.А. Правовое регулирование миграции в России // Вынужденные миграции: интеграция и возвращение / Под ред. В. А. Тишкова. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, — 1997. С.24−39.
  51. М.М., Сиденко А. В. Утечка умов или приток капиталов в Россию, а стоит ли бить тревогу? // Финансы. 2000. № 10. — С.60−61.
  52. Л. Высшая школа: накопление проблем // Утечка умов в условиях современной России: внутренние и международные аспекты. Под. ред. С. Земляного, В.Кузьминова. М.: „ЮНЕСКО-РОСТЕ“, 1992. -С.39−44.
  53. О.Н. Италия ввела квоты на допуск в страну иностранных рабочих // РИА „Новости“. -2006.-14 марта.
  54. О.Н. Италия удвоила квоту для молдавских гастарбайтеров // ИА Regnum. 2006. — 2 июня.
  55. О.Н. Совет Федерации упростил получение виз в Италию и Францию // ИА „Росбалт“.- 2005. 25 февраля.
  56. Е.И. Эмиграция из России // Полемика. Вып. 9. 1995. С.25−27.
  57. Е.И. Эмиграционные намерения ученых //Утечка умов: потенциал, проблемы, перспективы. Под ред. Ж. А. Зайончковской. М.: ИПЗ РАН, РЭНД. 1993. С. 187−196.
  58. С.А. Использовать международный опыт // Утечка умов в условиях современной России: внутренние и международные аспекты. Под. ред. С. Земляного, В.Кузьминова. М.: „ЮНЕСКО-РОСТЕ“, 1992. -С.56−68.
  59. .А. Эмиграция в дальнее зарубежье. // Население & Общество. 2001. № 58. С.2−5.
  60. Е.А. Италия не планирует массовое выдворение румын Проди // РИА „Новости“. -2007. — 7 ноября.
  61. С.И. Трудовая миграция: факторы и альтернативы // Россия в глобальной политике. — 2006. № 3. Май Июнь. С. 116−127.
  62. И.Н., Дауров Р. З. Незаконная миграция и безопасность России: угрозы, вызовы, риски // Миграция и национальная безопасность. Гл. ред. В. А. Ионцев. М.: Изд-во „МАКС Пресс“, 2003. 148 С.
  63. О.А. Эмиграция ученых из России: анализ национальной статистики и проблемы государственного регулирования // Проблемы прогнозирования. 1993. С. 12−18.
  64. Ю.А., Жиляев И. Б. Оценка ситуации // Утечка умов в условиях современной России: внутренние и международные аспекты. Под. ред. С. Земляного, В.Кузьминова. М.: „ЮНЕСКО-РОСТЕ“, 1992.-С.69−74.
  65. JI. Русские и украинцы проживают во всех областях Норвегии // Русский бульвар. —2004. № 5.-10 января.
  66. X. Испанские власти могут легализовать тех незаконных иммигрантов, которые нашли работу // РИА „Новости“. — 2004. 26 апреля.
  67. X. Мадрид усилит контроль за использованием труда нелегальных иммигрантов // РИА „Новости“. 2005. — 10 мая.
  68. X. Население Испании приблизилось к 44 миллионам человек // РИА „Новости“. 2005. -29 апреля.
  69. К. Опыт иммиграционной политики Италии и некоторые уроки для России // Иммиграционная политика Западных стран: альтернативы для России. Под ред. Г. Витковской- Международная организация по миграции. М.: „Гендальф“. 2002. С. 160−172.
  70. О.Д., Тишков В. А. Российская Федерация: миграции и миграционная политика // Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / Под ред. В. А. Тишкова. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1996. -С.122−137. ,' >
  71. Н.А. Немножко русские. Российские ученые не нашли за рубежом 25 миллионов соотечественников // Известия. 2007. — 29 мая.
  72. JI.A. Миграция и мигранты.// Человек и труд. 2001. № 8. — С15−22.
  73. Л.И. Эмиграционные намерения студентов бывшего СССР//Утечка умов: потенциал, проблемы, перспективы. Под ред. Ж. А. Зайончковской. М.: ИПЗ РАН, РЭНД. 1993. — С. 146−160.
  74. З.Г. А если бы он вез патроны? // Труд. -2005. № 136. -27 июля.
  75. Н.Ю., Гохберг Л. М., Миндели Л. Э. Эмиграция ученых: проблемы и реальные оценки // Миграция специалистов из России: причины, последствия, оценки. Под ред. А. Азраэля, Ж.Зайончковской. М.: ИНП РАН, 1994. С. 114−118.
  76. В.А. Россия и международная миграция трудовых ресурсов // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 3. С.74−80.
  77. А.Н. Испания: один взгляд назад// Комсомольская правда. 2005. — 12 сентября.
  78. С.М. Что ждет научные кадры России на международном рынке интеллектуального тру-' да // Утечка умов в условиях современной России: внутренние и международные аспекты. Под. ред. С. Земляного, В.Кузьминова. М.: „ЮНЕСКО-РОСТЕ“, 1992. С.85−91.
  79. Т.М. Мигрант не перекати-поле // Международная жизнь. — 1995. — № 4−5. С. 65−73.
  80. Л.Л. Демографическая безопасность: геополитические аспекты и миграция // Миграция и национальная безопасность. Гл. ред. В. А. Ионцев. М.: Изд-во „МАКС Пресс“, 2003. -148 С.
  81. С.В., Ткаченко М. Ф. Российская диаспора за рубежом и женская трудовая эмиграция // Международная экономика. 2006. № 11. — С.53−60.
  82. С.В. Трудовая миграция в СНГ: тенденции и проблемы регулирования // Мировая экономика и международные отношения. — 2005. № 11. С.65−69.
  83. С.В. Трудовая миграция из России и новая российская диаспора за рубежом // Мировая экономика и международные отношения. — 2006. № 9. С32−40.
  84. В.А. Россия: международный обмен трудовыми ресурсами: обзор // Российский внешнеэкономический вестник 2006. — № 9. — С. 25−33.
  85. А.К. Русские жители Сантьяго // Международная жизнь. — 1995. № 10. С.20−23.
  86. К. Поддержка финансовой политики через иммиграцию // Политическая экономика.-2000. С.300−323.
  87. В.А. Эмиграционный потенциал высококвалифицированных специалистов // Утечка умов: потенциал, проблемы, перспективы. Под ред. Ж. А. Зайончковской. М.: ИПЗ РАН, РЭНД. 1993.-С. 122−127.
  88. М.Ф., Рязанцев С. В. Актуальные проблемы международной трудовой миграции женщин из России // Международная экономика. 2005. — № 3. С.74−80.
  89. М.Ф. Проблемы внешней трудовой миграции из России: тендерное измерение и подходы к защите прав женщин-мигрантов/ Международная миграция глазами молодежи. М.: Изд-во МГУ, 2005. — С.73−82.
  90. Я.А. Потенциал трудовой миграции из России в страны Южной Европы // Человек и труд. 2004. № 8. — С.24−26.
  91. Я.А. Португалия новое направление трудовой миграции россиян // Человек и труд. -2003. № 10. — С.20−22.
  92. Г. П., Пуглиси Р. Национальная безопасность и миграционная политика в России времен В. Путина: взгляд извне // Миграция и национальная безопасность. Гл. ред. В. А. Ионцев. М.: Изд-во „МАКС Пресс“, 2003. 148 С.
  93. И.П. „Ренессанс“ экономической миграции на Западе // Вопросы экономики. 2002. № 11. — С.67−80.
  94. И.П. Социально-политические последствия международной миграции населения // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3. — С.73−78.
  95. И.Н. К проблеме миграционной политики в России: Доклады и тезисы докладов Международной научно-практической конференции „Миграция населения и перспективы демографического развития“. М.: ГУ ИМЭИ, 2003. — 224 С.
  96. Я.А. Опыт легализации незаконных трудовых мигрантов в Португалии: Доклады и тезисы докладов Международной научно-практической конференции „Миграция населения и перспективы демографического развития“. М.: ГУ ИМЭИ, 2003. — 224 С.
  97. М. Ф. Нелегальная внешняя трудовая миграция как фактор дискриминации российских граждан за рубежом: Материалы Международной конференции „Миграция, социальные и межкультурные аспекты устойчивого развития“ М.: Изд-во ГУУ. 2004. — С. 52−66.
  98. Я.А. Опыт легализации незаконных трудовых мигрантов в Португалии // Международная научно-практическая конференция „Миграция населения и перспективы демографического развития России“. М.: Изд-во ГУ ИМЭИ, 2003. -С.43−57.
  99. Л.Л., Рязанцев С. В. Международная миграция в Российской Федерации: Научный доклад. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. — 11 С.
  100. Иммиграционная политика Западных стран: альтернативы для России / Под ред. Г. В. Вит-ковской. Международная организация по миграции. Московская исследовательская программа по миграции. М.: „Гендальф“, 2002. — 360 С.
  101. Миграция, Шенген, Виза. В 4 Т. Том I, IV. Италия. Экономика и связи с Россией в 2003—2006 гг. Под ред. Г. В. Вачнадзе. — М., 2007. 140С.
  102. Миграционная ситуация в странах СНГ / Под ред. Ж. А. Зайончковской М.: „Комплекс-Прогресс“, 1999. -287 С.
  103. Ю8.Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции / Под ред. Г. В. Витковской. М.: „Гендальф“, 2004. — 250 С.
  104. Национальная экономика: вопросы теории и проблемы преподавания / Под ред. А.В. Сидоро-вича, Ю. В. Таранухи. М.: МАКС Пресс, 2001. — 362 С.
  105. Amersfoort H. Migration: the Limits of Governmental Control // New Community. 1996. — Vol. 22. — P.243−257.
  106. Asharq al-Avvsat. London. 15. 01. 2000.
  107. Balance of Payments Statistics Yearbook, Part 1, Washington: International Monetary Fund, 2002.
  108. Balance of Payments Statistics Yearbook, Part 2, Washington: International Monetary Fund, 2002.
  109. Berry J. W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46 (1). P.5−34.
  110. Brubaker W. R. Comment // Controlling Immigration: A Global Perspective / W. A. Cornelius, P. L. Martin, J. F. Hollifield (eds.). Stanford: Stanford Univ. Press, 1994. — P. 229−231.
  111. Castles S., Kosack G. Immigrant Workers and Class Structure in Western Europe. Oxford: Oxford Univ. Press, 1973.
  112. Chesnais J.-C. L’emigration sovietique: passe, present et avenir. Conference international sur les migrations. Rome, 1991. P. 13−17.
  113. Codagnone C. Questione nazionale e migrazioni etniche: la Russia e lo spazio post-Sovietico. -Milano: Franco Angeli, 1997.
  114. Codagnone C. New Migration in Russia in the 1990s // New Migration in Europe: Social Constructions and Social Realities / K. Khoser e H. Luts (a cura di). London: MacMillan, 1998. — P. 39−59.
  115. Codagnone C. Migration and Migration Politics in Post-Soviet Russia // Ethnobarometer Working Paper. 1998. — № 2 (Nov.). — (CSS/CEMES).
  116. Collinson S. Beyond Borders: West European Migration Policy toward the 21st Century / Royal Inst, of Intern. Affairs. London, 1993.
  117. Controlling Immigration. A Global Perspective / W. A. Cornelius, P. L. Martin, J. F. Hollifield (eds.). Stanford: Stanford Univ. Press, 1994.
  118. Douglas S. Massey. The new Immigration and Ethnicity in the United States. Population and Development Review. V.21. N3, 1995.
  119. Economic Premises of Attracting Labour in New Migrant Destinations, Using the Case of Portugal // Galileu Revista do Economia e Direito. 2003. — Vol. VIII. № 1.
  120. Economic Convergence as a Factor of Labour Migration to the EU States //European Population Conference 2003 „European Population: Challenges and Opportunities“: Final Programme & Abstracts, Warsaw, Poland, 26−30 August 2003.
  121. E.Dolgikh. Determinants of migration potentials among Russian physicists/ Skilled Migrations International Seminar. Centro Studi Emigrazione. Rome. 1995.
  122. European Immigration Policy: A Comparative Study / T. Hammar (ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1985.
  123. Freeman G. P. Can Liberal States Control Unwanted Migration? // The Annals of the AAPSS. -1994.-Vol. 534.-P. 17−30.
  124. Foreign citizens, by sex, age and citizenship, 1 January 2004, Statistics Norway// www.ssb.no
  125. G.Vernez. Increased Soviet Emigration & U.S. Immigration Policy. RAND, 1993.
  126. Heitman S. The third Soviet emigration: Jewish, German and Armenian emigration from the USSR since World War II. Berichte des Bundesinstituts fur ostwissenschafitlische und internationale Studen, 1987. P.36−37.
  127. Holliefield J. F. Immigrants, Markets and States: The Political Economy of Postwar Europe. Cambridge MA: Harvard Univ. Press,'1992.
  128. Hollifield J. The Migration Crisis in Western Europe // Migration, Ethnicity, Conflict / K. Bade (ed.). Osnabruck: Universitatsverlag Rasch, 1996. — P. 367−402.
  129. Immigration into Western Societies: Problems and Policies / E. M. Ucarer, D. J. Puchala (a cura di).- London: Pinter, 1997.
  130. International Migration Report 2002, New York: United Nations Population Division Department of Economic and Social Affairs, 2002. P.l.
  131. Isik Kulu-Glasgow. Motives and Social Networks of International Migration within the context of the Systems Approach: A Literature Review. NIDI. Working Paper, 3. 1992.
  132. ISIM Newsletter. Leiden., 1999, № 2, p. 32
  133. Kindleberger C. P. Europe’s Postwar Growth: The Role of Labor Supply. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1967.
  134. King R., Rybczuk K. Southern Europe and the International Division of Labour: From Emigration to Immigration // The New Geography of European Migrations / R. King (ed.). London: Belhaven Press, 1993.
  135. Lahav G. The Devolution and Privatization of Immigration Control: The State and Third-Party Regulatory Agents //J. of Ethnic and Migration Studies. 1998. — № 24. — P. 675−694.
  136. Leenders M. From Inclusion to Exclusion: Refugees and Immigrants in Italy between 1861 and 1943 // Immigrants and Minorities. 1995. — № 14. — P. 115−138.
  137. Martin Philip L. and Taylor Edward J. (1996) The Anatomy of a Migration Hump// In: Development Strategy, Employment, and Migration: Insights from Models / Ed. By J. Edward Taylor, Paris: OLCD. P. 43−62.
  138. Massey D. S. The False Legacy of the 1965 Immigration Act // World on the Move. 1996. — № 2. -P. 2−3.
  139. Mechanisms of Immigration Control / G. Brochmann, T. Hammar (eds.). Oxford: Berg, 1999.
  140. Migration and European Integration: The Dynamics of Inclusion and Exclusion / R. Miles, D. Thranhardt (a cura di). Fairleigh: Dickinson Univ. Press, 1995.
  141. Migration Trends in Eastern Europe and Central Asia: 2001−2002 Review, Geneva: IOM, 2002, p. 119.
  142. Migartion Policies and EU Enlargement: The Case of Central and Eastern Europe, OECD, 2001.
  143. Montanari A., Cortese A. Third World Immigrants in Italy // Mass Migration in Europe / R. King (ed.). London: Belhaven Press, 1993.
  144. North D. S. Why Democratic Governments Can’t Cope with Illegal Migrations: Paper Presented at the OECD Conference on Migrations. Rome, March 1991.
  145. Papademetriu D. G., Hamilton K. A. Converging Paths to Restriction: French, Italian, and British Responses to Immigration. Washington D.C., 1996. — (Carnegie Migration Program).
  146. Papers of the International Seminar „Skilled and highly skilled migration“. Latina, 1993. Stephen Vale. Explanation Theory and Models of Migration in Theories of Migration.
  147. Petras E. The Role of National Boundaries in a Cross National Labour Market // Intern. J. of Urban and Regional Research. 1980. — Vol. 4. — P. 157−195.
  148. Population Census 2000, Helsinki: Statistics Finland, 2003, p. 52.
  149. Portes A. Toward a Structural Analysis of Illegal (Undocumented) Immigration // Intern. Immigration Rev. 1978. — № 12. — P. 469−484.
  150. Portes A. Immigration Theory for a New Century: Some Problems and Opportunities // Intern. Immigration Rev. 1997. — № 31. — P. 799−825.
  151. Ratha D., Workers Remittances: An Important and Stable Source of External Development Finance// Global Development Finance: Striving for Stability in Developnent Finance, World Bank, 2003.
  152. Sciortino G. La Politica migratoria tra controlli alle frontiere e mercato del lavoro // Sociologia del lavoro. 1997. — № 64. — P. 50−84.
  153. Sciortino G. The Flow and the Flood. Making Italy a „New European Immigration Country“. Milan: Fondazione Cariplo-Ismu, 1997.
  154. Sciortino G. Planning in the Dark: The Evolution of the Italian System of Immigration Controls // Mechanisms of Immigration Controls / G. Brochmann, T. Hammar (a cura di). Oxford: Berg, 1999. -P. 233−260.
  155. Schwartz L. Human Resources in the Post-Soviet Realm / Post-Soviet Geography. 1993. Vol.34. -№ 4.
  156. Seven Million May Leave the Soviet Union//Financial Times. 1991. — Jan. 26.
  157. Slater W. The Problem of Immigration into Russia // RFE/RL Research Reports. 1994. — № 3 (26).- P. 39−44.
  158. Statistical Yearbook of Greece, Athens, 2003.
  159. The Annais of the American Academy of Political and Social. Science, vol.454, March, 1981. Philadelphia, 1981.
  160. The Politics of Migration Policies / D. Kubat (ed.) — Center for Migration Studies. New York, 1993.
  161. The Politics of Immigration in Western Europe / M. Baldwin-Edwards, M. A. Schain (eds.). Newbury Park: Frank Cass, 1994.
  162. Transit Migration in the Russian Federation / Intern. Organization for Migration (IOM). Geneva, 1994.
  163. Trends in International Migration 2004, OECD, Paris, 2005.
  164. Stalker P., Workers without frontiers: the impact of globalization on international migration, 2000.
  165. Schwartz L. Human Resources in the Post-Soviet Realm / Post-Soviet Geography. 1993. — Vol. 34. — № 4.
  166. Zincone G. Immigration into Italy: Data and Policies // Migration Policy: A Comparative Perspective / F. Heckman and W. Bossick (eds.). Bamberg: EFMS, 1994.
  167. Zolberg A. R., Long L. W. Why Islam is like Spanish: Cultural Incorporation in Europe and the United States // Politics and Society. 1999. — № 27. — P. 5−38.
  168. Jl.Г. Русская эмиграция как социально-культурный феномен: Автореферат диссертации кандидата философских наук. М., 1993. 22 С.
  169. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины „О трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств“ от 14 января 1993 года.
  170. Протокол между Министерством труда и занятости населения Российской Федерации и Министерством труда Финляндской Республики „О сотрудничестве в области обмена стажерами“ от 24 марта 1992 года.
  171. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республика Польша „О принципах трудовой деятельности российских граждан на территории Республика Польша и польских граждан на территории Российской Федерации“ от 15 марта 1994 года.
  172. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Швейцарской Конфедерации „Об обмене стажерами“ от 2 сентября 1993 года.
  173. Закон о греческом гражданстве (№ 2790 от 16.02.2000) на русском языке: http://emigration.russie.ru/greece/information/citizenship/index.htm.
  174. Органический закон 4/2000 о правах и свободах иностранцев в Испании и их социальной интеграции: http://espana.ru/rus/immigration/index.php?didr=1222.
  175. Органический Закон 14/2003 о правах и свободах иностранцев в Испании и об их социальном статусе: http://espana.ru/rus/immigration/index.php?did=1213.
  176. Народонаселение. Энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. Г. Меликьян. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. 231 С.
  177. Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. — М., 1995. 804 С.
  178. Труд и занятость в России: Статистический сборник/ Госкомстат РФ. М., 1999. — 502 С.
  179. Труд и занятость в России: Статистический сборник/ Госкомстат РФ. М., 2003. — 498 С.
  180. Труд и занятость в России: Статистический сборник/ Госкомстат РФ. — М., 2005. — 504 С.
  181. Демографический ежегодник России. М., 1998. 602 С.
  182. Тезисы доклада на заседание коллегии ФМС России / ФМС России. М., 1996.
  183. Информационно-аналитический бюллетень / ФМС. 1995. — № 7. — 96 С.
  184. База данных МОТ Международная трудовая миграция (ILM).
  185. Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за 2004−2005 годы. / ФМС России. Управление Внешней трудовой миграции. М.:ФМС. 2006. — 100 С.
  186. Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за 2005−2006 годы / ФМС России. Управление Внешней трудовой миграции. М.:ФМС. 2007. — 100 С.
  187. Информационно-справочный материал по проекту: „Ограничение нелегальной трудовой миграции из России в Европу“. М., 2004. 54 С.
  188. Положение беженцев в мире. Пятьдесят лет гуманитарной деятельности (УВКБ ООН).-М» 2000.-740 С.
  189. Тенденции международной миграции, Женева, 2002. 48 С.
  190. Агентство по делам Беженцев при ООН. Отчет за 2005 год http://www.unhcr.org/
  191. Академия креативных технолигий: www.polpred.ru
  192. Газета «Туризм на Кипре» № 49
  193. Журнал «Этнографическое Обозрение».202. Журнал «Кипр»
  194. Итало-Российский Консультационный Центр «ЗОДИАК»: http://www.italiarussia.ru/index/
  195. Культурная ассоциация ЮНИТА: http://unita.nm.ru/
  196. Международная ассоциация трудовой миграции: http://ialm.msk.ru/
  197. Международная организация по миграции: http://www.iom.ru
  198. Международная организация по труду: http://www.ilo.org
  199. Портал «Италия по-русски», http://www.italia-ru.it/
  200. Посольство Испании в РФ: www.ispania.aha.ru
  201. Посольство РФ в Испании: www.spain.mid.ru
  202. Посольство Италии в РФ: http://www.ainbmosca.esteri.it/Ambasciata Mosca
  203. Посольство РФ в Италии: http://www.ambrussia.com/
  204. Отчет о демографической обстановке в Европе 2006 года, www.populationeurope.org
  205. Официальный сайт МИД РФ http://www.mid.ru/
  206. Фонд «La Fondazione Cariplo per le Iniziative e lo Studio sulla Multietnicita»: http://www.ismu.org
  207. Частное агенство по миграции в Испании: www.conpapeles.com
  208. Центр демографии и экологии человека: http://www.demoscope.ru
  209. Энциклопедия Кругосвет: www.krugosvet.ru
  210. По материалам интернет-публикаций:220. www.bbcrussian.com221. www.rusedina.org222. www.ambafrance.ru223. www. geo2000.nm.ru224. www.geoport.ru225. www.espana.ru226. www.hispana.ru227. www.cypriot.ru228. www. greece-info.ru229. www.catalog.fmb.ru
Заполнить форму текущей работой