Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Роль экономического сотрудничества стран БРИК в повышении конкурентоспособности российского автомобилестроения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационная база исследования представлена материалами международных и национальных справочных изданий, таких как статистическая база ЮНКТАД, МВФ, Мирового банка, Центрального Банка Российской Федерации, ООН (UN COMTRADE), исследованиями консалтинговых компаний PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, ATKearney, Deloitte, KPMG, Boston Consulting Group, Международной ассоциации автопроизводителей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к исследованию понятия конкурентоспособности
    • 1. 1. Эволюция теории конкурентоспособности
    • 1. 2. Методы повышения конкурентоспособности на мезо- и макроуровнях
    • 1. 3. Методология определения конкурентных преимуществ отраслей 44 промышленности на основе индекса выявленной конкурентоспособности
  • Глава 2. Конкурентоспособность отраслей промышленности Бразилии,
  • России, Индии и Китая на мировом рынке и рынке стран БРИК 2.1.0сновные направления развития внешнеэкономических связей стран БРИК в 55 1998−2010 гг
    • 2. 2. 0. ценка конкурентоспособности отраслей промышленности стран БРИК на 66 основе индекса выявленной конкурентоспособности
  • Глава 3. Сравнительная оценка конкурентоспособности автомобильной отрасли стран БРИК
    • 3. 1. Современные тенденции развития автомобильной промышленности в мире и 80 странах БРИК в 1998 — 2010 гг
    • 3. 2. Конкурентные преимущества отрасли автомобилестроения в странах БРИК
  • Глава 4. Пути повышения конкурентоспособности автомобильной 140 промышленности России
    • 4. 1. Приоритетные направления развития автомобильной промышленности России 140 в период до 2020 г
    • 4. 2. Методы повышения конкурентоспособности российской автомобильной 147 промышленности в рамках развития сотрудничества со странами БРИК
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Роль экономического сотрудничества стран БРИК в повышении конкурентоспособности российского автомобилестроения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Обосновывая актуальность избранной темы, следует отметить, что автомобильная промышленность является крупнейшим индустриальным сектором современной мировой экономики (около 7% мирового ВВП) и оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие стран в целом1. В ближайшие двадцать лет мотором роста мирового автомобилестроения станет азиатский регион, на который к 2020 г. будет приходиться 60% мирового производства автомобилей против 35% в 2005 г. Перспективы автомобильной промышленности будут во многом определяться в странах БРИК2, доля которых в мировом производстве автомобилей за прошедшее десятилетие увеличилась более чем в два раза и достигла 25%. По прогнозам экспертов, в 2025 г. на рынок этих стран будет приходиться до 45% мировых продаж автомобилей3.

В настоящее время доля автомобильного рынка России невелика — 3,2% мирового объема продаж в 2010 г. Однако прогнозируемый динамичный рост этого сегмента (до 15% в год) позволяет утверждать, что автомобильная отрасль может сыграть роль одного из двигателей процессов модернизации национальной экономики4. Согласно «Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 г.», примерно половина автомобилей в России к 2020 г. будет производиться компаниями с участием иностранного капитала, в связи с чем возрастает необходимость поиска новых направлений сотрудничества с зарубежными инвесторами в целях.

1 Прим. В диссертационной работе исследуется легковая автомобильная отрасль без учета легких коммерческих и грузовых автомобилей.

2 В декабре 2010 г. к группе стран БРИК присоединилась Южно-Африканская Республика, трансформировав аббревиатуру в БРИКС, однако в данном исследовании сотрудничество с Южно-Африканской Республикой автор не исследует.

3 Крупнейшие производители автомобилей переживают тяжелейшие времена. — PricewaterhouseCoopers. -2009. — URL: http://www.pwc.com/ru/ru/press-releases/2009/estab1ished-automakers-suffering-greatest-pain.ihtml: Automotive landscape 2025: Opportunities and challenges ahead / Roland Berger Strategy Consultants, March 2011. — URL: http://www.rolandberger.com/media/pdf/RolandBergerAutomotive Landscape 2025 20 110 314.pdf.

4Land N.S., Mauer S. Winning the BRIC Auto Markets. Achieving Deep Localization in Brazil, Russia, India and China. — Report of Boston Consulting Group. — 2010. — URL: http://www.bcg.ru/documents/file37441.pdf. повышения конкурентоспособности отрасли, которая в данный момент демонстрирует наличие серьезных проблем в этой сфере.

Одним из возможных путей повышения конкурентоспособности российского автомобилестроения является расширение сотрудничества в формате БРИК, в том числе путем встраивания России в международные цепочки производства добавленной стоимости. В настоящее время экономическое взаимодействие в рассматриваемой группе стран развивается в основном в нефтегазовой отрасли, сельском хозяйстве и электроэнергетике. Несмотря на то, что есть примеры успешного сотрудничества и в автомобильной отрасли, они носят единичный характер и являются проектами на двусторонней основе. Отсутствие четкой стратегии развития взаимовыгодного сотрудничества в автомобилестроении стран БРИК может привести к появлению угроз для дальнейшего расширения национального производства России ввиду растущей жесткой конкуренции со стороны автопроизводителей из Бразилии, Индии и Китая, которые в ближайшем будущем смогут поставлять на российский рынок большое количество малобюджетных автомобилей (стоимостью от 3 до 7 тыс. долл. за шт.).

Таким образом, оценка конкурентоспособности российской автомобильной промышленности, ее родственных и поддерживающих отраслей, а также нахождение эффективных методов ее повышения в условиях интенсивного развития экономического сотрудничества в рамках группы БРИК представляется одной из наиболее актуальных и практически значимых научных проблем современной мировой экономики.

Степень научной разработанности проблемы. Общие проблемы формирования конкурентоспособности нашли отражение в многочисленных научных работах современных зарубежных и отечественных ученых (Б. Баласса, 3. Бендер, H.A. Волчкова, Т. Волрас, O.JI. Гаранина С. Ю. Глазьев, М. Портер, А. Н. Спартак, И. П. Фаминский, К. В. Швандар и др.). Однако в данных исследованиях не было проведено количественной оценки сравнительной конкурентоспособности на мезоуровне.

В исследованиях, посвященных количественному анализу сравнительной отраслевой конкурентоспособности отдельных групп стран: С. Димелиса, К. Гатсиоса («старых» и новых членов ЕС), Д. Ричардсона и Ч. Зханга (США и торговых партнеров страны), У. Уткулу, Б. Йилмаза, С. Эргуна (Турции и группы новых стран-членов ЕС), А. Йитса (стран группы МЕРКОСУР), H.A. Волчковой (стран СНГ), О. Л. Гараниной (стран Латинской Америки и Восточной Азии), а также 3. Бендера, К. Ли, не рассматривается сравнительная конкурентоспособность отраслей стран БРИК.

В то же время в современной научной литературе не уделено должного внимания возможности экономического сотрудничества стран БРИК при производстве автомобилей на основе имеющихся страновых конкурентных преимуществ (С.Н. Блудова, Х. Брух, Е. Дахмен, Е. С. Куценко, В. Матиаске, O.A. Романова, Д. Хейвуд, М. Энрайт).

Целью исследования является обоснование методов повышения конкурентоспособности автомобилестроения России в условиях развития международного экономического сотрудничества в рамках группы БРИК и перехода российской экономики на инвестиционно — инновационную модель развития.

В соответствии с указанной целью в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

— проанализировать и систематизировать теоретические концепции и подходы к понятию конкурентоспособности и методам ее повышения на макрои мезоуровнях;

— выявить различные методологические подходы к расчету показателя конкурентоспособности на мезоуровне, определить наиболее оптимальный метод для расчета индекса конкурентоспособности автомобильной промышленности, на основе которого рассчитать индекс выявленной конкурентоспособности для автомобильной и поддерживающих ее отраслей в странах БРИК, проследить его динамикус учетом выявленных мировых тенденций развития автомобилестроения систематизировать конкурентные преимущества автомобильной отрасли для каждой из стран БРИК и проанализировать опыт стран БРИК в повышении конкурентоспособности автомобилестроения на основе кластеризации и международного аутсорсингапроанализировать основные направления экономического сотрудничества стран в группе БРИК;

— предложить систему распределения производственных стадий в международной производственной цепочке в автомобильной промышленности в странах БРИК в рамках возможной специализации этих стран на основе выявленных конкурентных преимуществ в поддерживающих автомобильную промышленность отраслях;

— на основе полученных результатов определить мероприятия по повышению конкурентоспособности автомобильной отрасли России в условиях развития экономического сотрудничества стран БРИК в отрасли автомобилестроения.

Объектом исследования является автомобильная промышленность в странах БРИК.

Предметом исследования является конкурентоспособность автомобильной отрасли России в условиях развития экономического сотрудничества стран БРИК в период 1998;2010 гг.

Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные работы зарубежных и российских экономистов, посвященные проблемам конкурентоспособности и международной торговли. Среди зарубежных специалистов следует отметить труды Т. Агмона, П. Бакли, Б. Балассы, Дж. Бхагвати, А. Верберке, Т. Волраса, Дж. Даннинга, Е. Дахмена, М. Кассона, К. Киезковски, К. Кодзимы, П. Кругмана, Д. Лессарда, А. Маршалла, Б. Олина, Т. Озавы, М. Портера, Д. Рикардо, А. Смита, Д. Хайна, Э. Хекшера, Д. Чо, Й. Шумпетера. Вопросы исследования конкурентоспособности на мезои макроуровнях нашли отражение в работах отечественных специалистов, таких как М. И. Гельвановский, С. Ю. Глазьев, В. Я. Горфинкель, Л. И. Глухарев, В. В. Громыко, A.B. Данильцев, Е. А. Касаткина, В. П. Клавдиенко, C.B. Киселев, В. П. Колесов, М. В. Кулаков, М. Л. Лучко, Е. К. Мазурова, М. Н. Осьмова, Л. В. Сабельников, А. Н. Спартак, B.C. Паньков, И. П. Фаминский, Г. Г. Чибриков, К. В. Швандар, Ю. В. Шишков, К. В. Юдаева, Е. Г. Ясин.

Теоретической базой для анализа подходов к количественной оценке конкурентоспособности на мезои макроуровнях послужили исследования Р. Ахренда, 3. Бендера, H.A. Волчковой, Т. Волраса, О. Л. Гараниной, С. Димелиса, Д. Дэвиса, К. Гатсиоса, Д. Гринэвэя, Ч. Зханга, Б. Йилмаза, К.-В. Ли, Д. Лэфэя, К. Милнера, Д. Ричардсона, П. Шотта, У. Уткулу, С. Эргуна.

В диссертации были учтены результаты научных трудов, посвященных изучению кластерного подхода: С. Н. Блудовой, Е. Дахмена, Е. Лимера, В. Г. Клинова, А. Н. Праздничных, O.A. Романовой, В. Фельдмана, Т. В. Цихана, М. Энрайта, А. Ю. Юданова и др. Влияние использования аутсорсинга на конкурентоспособность предприятий, и, как следствие, отрасли изучались в работах А. Вебера, Р. Вернона, Р. Джонса, Р. Коарса, Р. Феенстры, В. Матиаске, Т. Мелленихта, X. Бруха, Д. Хаммельса, Л. Ханса, В. Варшбургера, Дж. Б. Хейвуда и др.

Конкурентоспособность российской автомобильной отрасли исследовалась в работах таких отечественных ученых, как П. А. Аркатов, И. Г. Владимирова, С. А. Дорохин, A.B. Дубинский, A.B. Захарова, A.A. Ипатов, Н. Т. Катанаев, Д. И. Кондратов, В. Б. Кондратьев, P.M. Нуреев, В. А. Петрушев, Б. Ю. Сербиновский, Л. М. Синцеров, Д. А. Трофимов, М. П. Улицкий, H.H. Фролов, Б. А. Хейфец.

Методологическая основа исследования определяется положениями диалектики как общенаучным методом познания, а также частно-научными методами: системно-структурным, аналитическим, сравнительного, логического и исторического анализа, методом восхождения от абстрактного к конкретному. При обработке данных в работе использовались методы статистического анализа, графический и расчетно-аналитический методы.

Информационная база исследования представлена материалами международных и национальных справочных изданий, таких как статистическая база ЮНКТАД, МВФ, Мирового банка, Центрального Банка Российской Федерации, ООН (UN COMTRADE), исследованиями консалтинговых компаний PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, ATKearney, Deloitte, KPMG, Boston Consulting Group, Международной ассоциации автопроизводителей, а также результатами научно-исследовательских проектов Всемирного экономического форума, публикациями в зарубежной и российской периодической печати, в частности, в таких журналах как «Мировая экономика и международные отношения», «Международная экономика», «Вопросы экономики», «Экономические науки», «Российский экономический журнал», «Эксперт», «Экономика и жизнь», «Автомобильная промышленность», «Автотранспортное предприятие», American Economic Review, Journal of International Business Studies, Journal of Economic Perspectives, The Political Economy of International Trade, Journal of International Economics, Weltwirschaftliches Archiv.

При работе над диссертационным исследованием были использованы коллективные монографии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Государственного университета Высшей школы экономики, Московского государственного института международных отношений (Университета), материалы ресурсных центров университета имени Иоганна Гутенберга г. Майнц (Германия).

Научная новизна проведенного в диссертационной работе исследования представлена следующими положениями и выводами.

1. На основе апробации различных подходов к количественной оценке конкурентоспособности на мезоуровне обоснована наиболее оптимальная методика расчета индекса отраслевой конкурентоспособности для анализа динамики конкурентоспособности автомобильной отрасли России, родственных и поддерживающих отраслей, а именно, методика Т. Волраса, которая по сравнению с другими аналогичными методиками расчета индексов выявленной конкурентоспособности (Б. Балассы, Г. Лаффея, Д. Гринэвэя и К. Милнера) одновременно позволяет учесть влияние внутриотраслевой торговли на величину показателя и однозначно трактовать наличие или отсутствие конкурентоспособности отрасли (ввиду симметричного распределения показателей относительно нуля). На основе методики Т. Волраса автором рассчитан индекс выявленной конкурентоспособности автомобильной и поддерживающих ее отраслей впервые для стран группы БРИК.

2. Определены уровень и направление динамики конкурентоспособности автомобильной отрасли и поддерживающих ее отраслей в странах БРИК на основе проведенных автором расчетов индекса выявленной конкурентоспособности в 1998;2009 гг. Сделан вывод об ослаблении конкурентных преимуществ отечественной отрасли автомобилестроения, обусловленного рядом следующих причин: технологической отсталостью производственной базы, отсутствием конкуренции среди производителей автокомпонентов 1-го уровня, отсутствием современных маркетинговых стратегий продвижения российских брендов на внутреннем рынке, усилением конкуренции со стороны иностранных производителей автомобилей в нижней ценовой категории (Hyundai, KIA, Daewoo, Chery, Geely и др.).

3. Выявлено наличие взаимодополняемости отдельных производственных стадий автомобильного производства Бразилии, России, Индии и Китая, основанное на проведенных расчетах индекса выявленной конкурентоспособности Т. Волраса и анализе факторов, определяющих конкурентные преимущества автомобильной и поддерживающих ее отраслей в странах БРИК. Предложен один из вариантов распределения этих стран в международной производственной цепочке, в которой возможная специализация России будет осуществляться по следующим товарным группам: минеральное топливо, смазки и аналогичные материалытекстильные волокначерные и цветные металлыорганические химические продуктыспециальные, научные и контрольные инструменты и аппараты.

4. Обоснованы мероприятия в рамках развития институциональной среды по повышению конкурентоспособности автомобильной отрасли России в условиях перехода российской экономики на инвестиционно-инновационную модель развития, среди которых: создание межрегиональной БРИК программы, аналогичной европейской программе Interreg III для обмена опытом организации и развития автомобильных кластеров, поддержка кластеров для развития сети поставщиков 1-го уровня, модернизация производственной базы в сотрудничестве с Бразилией, Индией и Китаем, в частности, организация создания совместного производства автомобилей на единой платформе, развитие научно-технического сотрудничества в рамках производственных цепочек добавленной стоимости, в том числе за счет использования международного аутсорсинга.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы Министерством экономического развития РФ, Министерством регионального развития РФ и Министерством промышленности и торговли РФ при разработке стратегии повышения конкурентоспособности российской автомобильной отрасли на мезои макроуровнях, а также Национальным комитетом по исследованию БРИКС, созданным Фондом «Русский мир» и Российской академией наук при поддержке МИД РФ в сентябре 2010 г., для определения основных направлений сотрудничества в рамках данной группы стран. Материалы диссертации могут быть также использованы в учебных курсах «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Мировые товарные рынки» и «Международная торговля» в высших учебных заведениях.

Апробированная методика расчета индекса выявленной конкурентоспособности может служить основой для разработки индикаторов конкурентоспособности национальной автомобильной отрасли и других отраслей на федеральном и региональном уровнях.

Апробация работы. Основные положения настоящего исследования были представлены автором на заседаниях кафедры мировой экономики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 2011 г., а также на Международных научных конференциях: X Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества, 7−9 апреля 2009 г.- научной конференции ИМЭМО РАН «Мировой кризис и пути его преодоления», 10−12 октября 2009 г. Результаты проведенных исследований были использованы автором при проведении занятий по курсу «Международные экономические отношения» в Московском государственном лингвистическом университете.

Основные результаты диссертационного исследования изложены автором в восьми научных публикациях общим объемом 3,4 п.л., в том числе в шести статьях, опубликованных в российских рецензируемых научных журналах, определенных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура работы обусловлена целями и характером исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 322 источника на русском, английском и немецком языках, заключения и 47 приложений.

Заключение

.

Автомобильная промышленность является крупнейшим индустриальным сектором современной мировой экономики и обеспечивает около 10,5% ВВП развитых стран. Доля этого сектора в совокупном экспорте таких стран как Южная Корея, Германия и Япония составляет от 15 до 25% соответственно. По прогнозам экспертов в ближайшие двадцать лет мотором роста мирового автомобилестроения станет азиатский регион, на который к 2020 г. будет приходиться 60% мирового производства автомобилей против 35% в 2005 г. С учетом гигантского потенциального спроса таких стран, как Китай и Индия, мировые объемы продаж автомобилей могут возрасти с максимального показателя 68 млн шт. докризисного 2007 г. до 100 млн шт. в 2020 г.

Вместе с тем для развития мировой экономики значим не только растущий спрос на продукцию автомобильной отрасли, но и ее влияние на социально-экономическое развитие стран. Так, одно место в автомобильной промышленности генерирует до 10 рабочих мест в других отраслях экономики, а один затраченный доллар увеличивает совокупный валовой продукт страны на 3 доллара.

В России автомобильная отрасль может сыграть роль одного из двигателей процессов модернизации национальной экономики. Согласно наиболее реалистичному сценарию «Парнерство», предложенному в «Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 г.», 80% потребительского спроса в стране будет обеспечиваться за счет внутреннего производства (экспорт составит не более 8% от общего объема производства), при этом 48% автомобилей будет производиться компаниями с участием иностранного капитала. При реализации такого сценария будет достигнута цель максимизации добавленной стоимости по всем переделам цепочки создания автотранспортных средств при достаточном выборе и лсл качестве продукции автомобилестроения. Таким образом, развитие автомобильной отрасли может рассматриваться как одно из направлений диверсификации российской экономики, постепенного отхода от ее сырьевой специализации и повышения доли отраслей с высокой добавленной стоимостью.

Однако дальнейший рост автомобильного производства в России будет сопровождаться растущей жесткой конкуренцией со стороны иностранных автопроизводителей, в том числе из Бразилии, Индии и Китая, которые в ближайшем будущем смогут поставлять на российский рынок большое количество малобюджетных автомобилей, тем самым создавая угрозу для расширения национального производства. Отсутствие четкой стратегии встраивания отрасли в международные цепочки производства добавленной стоимости, обоснованных планов модернизации отечественных заводов, а также ориентация на отверточную и крупноузловую сборку на основе импортных компонентов могут привести к снижению международной конкурентоспособности и утрате экспортного потенциала автомобильной отрасли России.

Оценка конкурентоспособности российской автомобильной промышленности, ее родственных и поддерживающих отраслей представляется крайне актуальной проблемой, однако многоаспектность понятия конкурентоспособности не позволяет однозначно оценить количественно этот показатель.

В работе автор использует факторный подход к количественной оценке конкурентоспособности на основании индексов выявленной конкурентоспособности. Суть факторного подхода заключается в том, что конкурентные преимущества национальных отраслей отражаются в ее фактической внешнеторговой специализации и определяются различными индексами. Проведенная в исследовании систематизация теоретических аспектов различных методологических подходов к расчету показателей.

253 Кондратьев В. Б. Автомобильная промышленность: перспективы развития после кризиса — 2010. — URL: httpy/www.perspectivy.inib/oykiimena/ekdonVavtomobiM promvshlennost perspektivv razvitija posle krizisa 2010;10−01.htm выявленной конкурентоспособности на мезоуровне позволила автору выявить наиболее оптимальный метод для расчета показателя конкурентоспособности отраслей промышленности стран БРИК, а именно, индекс Т. Волраса ввиду его преимуществ.

Во-первых, индекс отражает внутриотраслевую торговлю, так как учитывает чистый экспорт и чистый импортво-вторых, позволяет однозначно трактовать наличие или отсутствие конкурентоспособности отрасли ввиду симметричного распределения показателей относительно нуляв-третьих, дает возможность оценить конкурентоспособность отрасли как на мировом рынке, так и на рынке группы отдельных стран, а также как в сравнении с другой продукцией этой же страны, так и в сравнении с аналогичной продукцией других стран рассматриваемой группы, таким образом, нормируя показатели экспорта и импорта страны относительно экспорта и импорта исследуемой группы стран. На основании индекса Т. Волраса были проведены расчеты выявленной конкурентоспособности по категориям и товарным группам на мировом рынке и рынке стран БРИК.

Выбор стран БРИК в качестве объекта исследования обусловлен тем фактом, что роль этих стран в мировой экономике постоянно возрастает. В течение следующего десятилетия, а, возможно, и далее, перспективы автомобильной промышленности будут определяться в странах БРИК, доля которых в мировых продажах, согласно прогнозам экспертов к 2025 г. возрастет до 45%, а в период 2010;2030 гг. почти 75% роста автомобилизации придется на страны, входящие в эту группу. Автомобилестроение является одной из немногих отраслей, создающих столь значимый мультипликативный эффект в смежных и поддерживающих отраслях национальной экономики. Рост конкурентоспособности автомобильной промышленности приводит к повышению показателей конкурентоспособности отраслей, задействованных в производстве автомобиля, а именно: металлургической, химической, текстильной, энергетической и ряде других, а также к обеспечению инновационной составляющей развития экономики в случае, если в стране успешно функционирует производство автомобилей полного цикла, включающего в себя разработку дизайна, 1 Т приложений, проведение исследований и разработок.

В результате проведенного исследования по систематизации теоретических подходов к различным методам повышения конкурентоспособности на мезоуровне автор выделяет наиболее эффективные методы повышения конкурентоспособности автомобильной промышленности, обусловленные ключевыми тенденциями, наблюдаемыми в мировой экономике, а именно, международная фрагментация производства и региональная интеграция, которые нашли свое отражение в активном использовании международного аутсорсинга и кластеризации соответственно. Международный аутсорсинг позволяет переносить ряд функций по производству и предоставлению услуг, выполнявшихся ранее за счет ресурсов компании, за рубеж как дочернему, ассоциированному или совместному предприятию, так и сторонней организации и является эффективным методом снижения затрат, повышения управленческого контроля, производительности, развития инновационной составляющей компании на основании опыта узко-специализированных компаний-аутсорсеров. Кластер, напротив, позволяет территориально интегрировать производителей смежных и родственных отраслей, а также разработчиков НИОКР, образовательные учреждения и др. для создания синергического эффекта кооперации, что оказывает благоприятное воздействие на конкурентоспособность региона.

На основе проведенного анализа факторов, определяющих конкурентные преимущества автомобильной отрасли в странах БРИК, выдвинута гипотеза о потенциальной взаимодополняемости производственных стадий, выполняемых Бразилией, Россией, Индией и Китаем и предложено следующее распределение их в производственной цепочке в рамках возможной международной специализации стран:

— Бразилия: производство текстильного волокна (например, обшивка сидений) — разработка автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива (этанол) — разработка дизайнерских элементов в автомобиле (кузова), специализация на производстве алюминиевых запчастей к автомобилям (элементы кузовной части автомобиля, отдельные узлы ходовой части), тормозных систем, коробок передач;

— Россия: производство компонентов из стали (например, элементы кузовной части автомобиля, вилки включения сцепления), а также других металлов — чугун (детали мотора), медь (электропроводка), магний (каркас сидений), цинк (изготовление оцинкованной стали для кузова), титан (детали двигателя, пружины, рычаги ходовой части) — проведение НИОКР в сфере улучшения качества используемых металлических элементов автомобиляпроизводство смазок и масел для автомобилей на основе нефтехимических соединений, пластмасс и шин (производство «зеленых» шин) — производство ультранизкосернистого бензина и дизтоплива, проведение НИОКР в этой сфере;

— Индия: производство красителей, дубильных и лакокрасочных материаловполирующих и моющих средствизделия из каучука и пластмасс, разработка информационных систем, 1 Т приложений;

— Китай: производство электроники и электронных приложений, разработка и производство электрических двигателей и других новых видов двигателей и моторов, создание дизайна кузова (наряду с Бразилией), гидравлических компонентов и др.

Развитие подобного межрегионального сотрудничества может позволить реализовать не только сценарий «Партерство», предусмотренный «Стратегией развития автомобильной промышленности в период до 2020 г.»., но в большей степени сконцентрироваться на реализации сценария «Закрытый рынок» (низкая доля импорта и низкая доля экспорта) для проведения стратегии по повышению конкурентоспособности национальной отрасли легкового автомобилестроения и в дальнейшем начать реализацию сценария «Крупный экспортер» (низкая доля импорта и высокая доля экспорта).

В целях повышения конкурентоспособности российской автомобильной отрасли автором также были сформулированы следующие направления развития российской автомобильной промышленности:

— производственная сфера: стимулирование развития производства автомобилей на единой платформе в партнерстве с автомобильными компаниями Индии и Китаяпроведение поддерживающей государственной кластерной политики для развития сети поставщиков 1-го уровняобновление производственной базы;

— инвестиционная сфера: создание межрегиональной БРИК программы, аналогичной европейской Interreg III, для обмена опытом и стимулированию инвестиций в автомобильную отрасль при ведущей координационной роли Самарского кластера, вовлеченного во все виды деятельности программы Interreg IIIсоздание подкомиссий по сотрудничеству в области автомобилестроения в рамках Межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Россией, Бразилией, Индией и Китаем;

— законодательная сфера: согласование «Стратегии развития автомобильной промышленности в период до 2020 г.» со стратегиями родственных и поддерживающих отраслей, в частности, внесение в «Стратегию развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 г.» и «Стратегию развития металлургической промышленности России на период до 2020 г.» списка конкретных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, используемой в автомобилестроении;

— НИОКР: создание инновационных Центров НИОКР, нацеленных на повышение конкурентоспособности продукции, произведенной для автомобильной индустрии в поддерживающих отраслях (металлургической, химической и др.).

Как представляется, реализация подобных инициатив позволит России: во-первых, создать и сохранить инновационную составляющую в создаваемых кластерах «самарской» моделиво-вторых, перенять технологические возможности организации производства Бразилии, Индии и Китая, в том числе, предоставить условиях для создания новых платформ и дизайна для производства автомобилейв-третьих, окажет стимулирующее воздействие на развитие сети поставщиков 1-го уровня и модернизацию производственной базы за счет гармонизации стратегий конкурентоспособных родственных и поддерживающих отраслей с автомобильной промышленностью.

Таким образом, на основе проведенного исследования автор предлагает следующие практические рекомендации по повышению конкурентоспособности российской автомобильной промышленности:

1) проведение согласования «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации в период до 2020 г.» с государственными стратегиями родственных и поддерживающих отраслей, в частности, внесение в «Стратегию развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 г.» и «Стратегию развития металлургической промышленности России на период до 2020 г.» списка конкретных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, используемой в национальном автомобилестроении;

2) разработка на основе предложенной методики алгоритма количественной оценки динамики конкурентоспособности и определение количественных ориентиров в стратегии повышения конкурентоспособности автомобильной отрасли;

3) создание межрегиональной БРИК программы, аналогичной европейской программе Interreg III при ведущей координационной роли Самарского кластера, а также создание подкомиссий по сотрудничеству в области автомобилестроения в рамках действующих Межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству стран БРИК. В рамках данной программы необходимо предусмотреть:

— организацию тематических конференций, в т. ч. в рамках ежегодного саммита стран БРИКСпроведение встреч региональных партнерств, позволяющих осуществлять обратную связь и вовлечение пограничного опыта;

— организацию совместных выставочных мероприятий, подчеркивающих достоинства конкретных автомобильных кластеров и их стратегическую ориентацию;

— создание мест торговли для инновационных предприятий малого и среднего бизнеса из стран БРИК;

— развитие новых взаимоотношений между предприятиями малого и среднего бизнеса, наукой и бизнесом, наукой и наукой др.

4) создание в России международных инновационных центров НИОКР при активном участии Бразилии, Индии и Китая, целью которых является повышение конкурентоспособности продукции родственных и поддерживающих автомобильное производство отраслей, в которых Россия обладает конкурентоспособностью (металлургической, химической и др.) и стимулирование развития производства автомобилей на единой платформе в партнерстве с автомобильными компаниями Индии и Китая.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Стратегия развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 г. Утверждена приказом Минпромторга России № 319 от 23 апреля 2010 г. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministrv/strategic/sectoral/10 (дата обращения: 03.02.2010)
  3. Стратегия развития химической и нефтехимической отрасли России на период до 2015 г. Утверждена приказом Минпроэнерго России от 14.03.2008 г. № 119.- URL: http ://www.minprom. gov.ru/activitv/chem/strateg/O (дата обращения: 12.10.2011).
  4. Стратегия развития металлургической отрасли России на период до 2020 г. Утверждена приказом Минпромторга России от 13.03.2009 № 150. -URL: http://www.minprom.gov.rU/activitv/metal/strateg/2 (дата обращения: 06.06.2011).
  5. Монографии, сборники научных работ, учебники, учебные пособия нарусском языке
  6. .А., Рудая И. Л. Аутсоринг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента.: Учеб. пособие. -М.: ИНФА-М. 2007. — 89 с.
  7. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учеб. пособие / Под ред. проф. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М.-2003.- 187 с.
  8. H.A. Международная экономика: Учебное пособие. М.: Эксмо. -2006.-278 с.
  9. Герзерманн О. Ковбойский капитализ. -М.: ИРИСЭН. 2006. — 270 с.
  10. М.И., Рожков K.JL, Скрябина Н. И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения.
  11. Поиск методологической адекватности / Учеб. пособие под общей редакцией д.э.н., проф. М. И. Гельвановского. М.: НИЦ «Статистика России».-2009−384 с.
  12. С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века.- М. 1997. — 74 с.
  13. Глобализация мировой экономики и место России / Отв. ред. В. П. Колесов, М. Н. Осьмова. М.: Экон. ф-т МГУ, ТЕИС. — 2000. — 230 с.
  14. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / Под. ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой М.: ТЕИС. — 2002. — С.632.
  15. Глобализация и мировые рынки товаров, услуг и капиталов: Сб. науч. ст. / Под. ред. Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелова. М.: ФА. — 2001. — 284 с.
  16. В .Я., Швандар В. А. Инновационный менеджмент. М.: ГРИФ.-2004.-382 с.
  17. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. T.I.M.: Научный эксперт. 2008. — 578 с.
  18. В.В., Видяпин В. И., Бродская Т. Г. Экономическая теория.: учеб. пособие. М.: РИОР. — 2009. — 208 с.
  19. М. Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Издательство стандартов. — 1991. — 112 с.
  20. H.H. Новая рыночная экономика: Монография. М.:МАКС Пресс. -2009−232 с.
  21. Т.В. Теоретические аспекты формирования кластеров в регионе / Социокультурные аспекты стратегического развития региона: материалы IV Региональной научно-практической конференции. Чебоксары: Новое Время. — 2008 — 57 с.
  22. И.Д. Внешнеэкономический комплекс России: взгляд изнутри. -М.: Русь-Олимп. 2009. — 164 с.
  23. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М. 2001. — 239 с.
  24. Э. Аутсорсинг. Конкуренция в глобальной гонке за производительностью. М.: Изд-во «Лори». — 2006. — 79 с.
  25. А. К. Международная экономика / учебник. М.:"Международные отношения". — 1997. — Т И. — 245 с.
  26. C.B. Концептуальные основы конкуренции в сфере услуг // Экономический вестник Республики Татарстан. 2006. — № 2. — 114 с.
  27. В.Г. Мировой рынок высокотехнологичной продукции. Тенденции развития и особенности формирования конъюнктуры и цен. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2006. — 199 с.
  28. В.Г. Экономическая конъюнктура. Факторы и механизмы формирования / Учеб.пособие. М.: ЗАО «Издательство Экономика». -2005.-278 с.
  29. М., Кэнстер Д., Харлен Б., Кинг Д. Стратегический разрыв. М.: Альпина бизнес букс. — 2004. — 134 с.
  30. В.П., Кулаков М.В.Международная экономика: Учебник. М.: ИНФРА-М. — 2004.- 474 с.
  31. П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. М. Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ. — 1997.- 799 с.
  32. Кругман П. Возвращение великой депрессии?. -М.: Эксмо. 336 с.
  33. И.М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт — М. — 2001. — 239 с.
  34. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. академика A.A. Дынкина / ИМЭМО РАН М.: Магистр. — 2008. — 432 с.
  35. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой. М.: Флинта. — 2002. — 479 с.
  36. Никонов В. А. Пробуждение БРИК. М.: «Форум». — 2009. — 67 с.
  37. М.Н., Клавдиенко В. П., Ляменков А. К., Касаткина Е. А. Основные тенденции трансформации экономических систем и практика России / Под. ред. М. Н. Осьмовой. М.: ТЕИС, 1999. — 100 с.
  38. А.П. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь — М.: ACT, Астрель, 2006. — 352 с.
  39. Д. Исповедь экономического убийцы. М.: Претекст. — 2010. -352 с.
  40. И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной Европы. -М.: Смоленск. -2005. 48 с.
  41. И.В. Конкурентоспособность регионов и кластерная политика в России / Модернизация экономики и глобализация. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. — 2009.-Кн.З-293 с.
  42. М. Конкуренция: пер. с англ.: учеб. пособие. М.: Издательский дом «Вильяме». — 2001. — 608 с.
  43. М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения. — 1993. — 896 с.
  44. Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Соч.: В 3 т. М.: Госполитиздат. — 1955. — Т. 1. — 360 с.
  45. O.A., Гаврикова Ю. Г., Чернавин П. Ф., Макаров A.M. Концепция создания Уральского автомобильного кластера. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. — 2008. — 69 с
  46. Россия: ключевые проблемы и решения: Сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Выпуск 7. Часть 2 / Под общей редакцией В. К. Егорова, A.C. Горшкова, В. М. Герасимова, М. А. Кашиной.- М.: Изд-во РАГС. -2008.-279 с.
  47. .Ю., Фролов H.H. Экономика предприятий автомобильного транспорта. М.: Экзамен. 2005 — 240 с.
  48. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз. — 1962. — 684 с.
  49. А.Н. Россия в международном разделении труда: выбор конкурентоспособной стратегии. М.: Изд-во «МАКС-ПРЕСС». — 2004. -С.524.
  50. И.П. Глобализация новое качество мировой экономики.: Учеб. Пособие. — М.: Магистр. — 2009. — 397 с.
  51. Дж. Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ.: перевод с англ. М.: Изд. дом «Вильяме». — 2004. — 176 с.
  52. .А. Модели региональной интеграции. М.: Экономика, 2011. -333 с.
  53. Ю.В. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации (прогноз на 2000−2015 годы). -М.: ИМЭМО РАН. 1998. — 129 с.
  54. А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. М.: Изд-во ГНОМ и Д.-2001.-304 с.
  55. Диссертации и авторефераты на соискание кандидата и доктора экономических наук
  56. С.Н. Методическое обеспечение оценки состояния и формирования направлений развития внешнеэкономического комплекса региона: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. Кострома. — 2004. — 26 с.
  57. В.А. Современная конкуренция на мировом рынке легкового автомобилестроения. Диссертационная работа. М. — 2006. — 189 с.
  58. В.П. Экономическое стимулирование устойчивого развития в ЕС: национальный и наднациональный уровни: диссертация на соискание степени доктора экономических наук / Моск. гос. ун-т и. М. В. Ломоносова. Экон. фак. Москва. 2007. — 398 с.
  59. А.Н. Региональная конкурентоспособность как феномен глобализации. Автореферат диссертации на соискание степени-.канд. полит, наук.- М. 1999.- 27 с.
  60. М., Лужанский Б., Андрианов Ю. Оценка стоимоститранспортных средств. М.: Изд-во «Финансы и статистика». — 2006. -С. 304.
  61. Э.Э. Интеграционные процессы взаимодействия хозяйствующихсубъектов в автомобильной промышленности. Автореферат на соисканиеученой степени кандидата экономических наук. 2010. — СПб.- 28 с.
  62. Монографии, сборники научных работ, учебники, учебные пособия на иностранном языке
  63. Andersson Т., Hansson R., Serger S.S. Sorvik J. The Cluster Policies Whitebook. Malmo: IKED. 2004. — 248 p.
  64. America’s competitive crisis: confronting the new reality. Washington DC, Council of competitiveness. — 1987. — 55 p.
  65. Andersson N., Hansson E., Serger S., Sorvik J. The Cluster Policies Whitebook. Malmo: IKED. — 2004. — 248 p.
  66. Bacher M. R. Outsourcing als strategische Marketing-Entscheidung. Wiesbaden // Deutscher Universitats-Verlag. Bradach. — 2000. — P.27.
  67. Balassa В. Traded Liberalization and 'Revealed' Comparative Advantage. -The Manchester School of Economic and Social Studies. 1965. — 169 p.
  68. Bhagwati J. The Wind of the Hundred Days: How Washington Mismanaged Globalization. MIT PRESS. — 2000. — 407 p.
  69. Breault R. The Evolution of Clusters of Structed Economic Development
  70. Regions and Their Future. Breault Research Organization. Inc., Tucson. -1997.-36 p.
  71. Bruch, H. Outsourcing: Konzepte und Strategien, Chancen und Risiken. -Wiesbaden: Gabler. 1998.-216 p.
  72. Dachs E.B., Kinkel S., Waser B.R. Offshoring of production a European perspective // European Manufacturing Survey. — 2006. — № 2. — P.68.
  73. Dahmen E. Enterpremeurial Activity and the Development of Swedish Industry, 1919 1939. — Stockholm. — 1950. — 97 p.
  74. Dicken P.M. Global Shift: Reshaping the Global Economic Map in the 21st century. London: Sage Publications 4th edition. — 2003. — 126 p.
  75. Dimelis S., Gatsios K. Trade with Central and Eastern Europe: The Case of Greece // ed. By R. Faini and R. Portes. EU Trade with Eastern Europe: Adjustment and Opportunities. — London: CEPR. — 1995. — 167 p.
  76. Dunning J.H. The globalization of business: the challenge of the 1990s. -N.Y.-1993.-C.204
  77. Enright M.J. Survey on the Characterization of Regional Clusters: Initial Results. Institute of Economic Policy and Business Strategy: Competitiveness Program: University of Hong Kong. — 2000. — 26 p.
  78. European Economy Journal. The EU Economy 2005 review. — 2005. — № 6. -C.289.
  79. Feenstra R., Taylor A.M. International Trade. US: Worth Publishers. — 2008. -432 p.
  80. Fitzgerald G., Willcocks L. Contract and Partnerships in the Outsourcing / Proceeding of the fifteenth International Conference on Information Systems.: Vancouver, British Columbia, Canada. 1994. — 91−98 p.
  81. Fragmentation. New Production patterns in the world economy / Edited by S.W. Arndt, H.Kierzlowski. Oxford. — 2001. — 89 p.
  82. Greenaway. D., Milner C. Trade and Industrial Policy in Developing Countries: A Manual of Policy Analysis. The Macmillan Press. — 1993. — 478 p.
  83. Grossman H. Law of Accumulation and the Breakdown of the Capitalist System.: Pluto Press. 1992. — 140 p.
  84. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the future. Harvard Business School Press: Mass. — 1994. — 184 p.
  85. Heinzl A. Die Ausgliederung der betrieblichen Datenverarbeitung Eine empirische Analyse der Motive, Formen und Wirkungen. — Stuttgart. — 1991. -238 p.
  86. Hinloopen, J., van Marrewijk C. On the Empirical Distribution of the Balassa Index.- W.P. Erasmus University Rotterdam. 2000. — 69 p.
  87. Hymer S.H. The international Operations of National Firms: A Study of Direct Investment.- Boston: MIT, Mass. 1960. — 359 p.
  88. Inside China. The Chinese view their automotive future. IBM Business Consulting Services in association with OSAT, University of Michigan.: UMTRI: IBM Institute for Business Value. — 2005. — 10 p.
  89. Jones R.W. Production Fragmentation and Outsourcing: General Concerns. -University of Rochester. 2005. — 204 p.
  90. Jones R. W., Kierzkowski H., The Role of Services in Production and International Trade: a theoretical framework / ed. By R. Jones and A. Krueger / The Political Economy of International Trade/ Oxford: Blackwell. — 2008. -389 p.
  91. IHS Global Insight 2009. Economic Intelligent Unit. — 2009. — 15 p.
  92. Industrial Districts and Inter-firm Cooperation in Italy / Edited by R. Pyke, G. Becattini, W. Sengenberger. Geneva: ILO. — 1991. -237 p.
  93. Inside China. The Chinese view their automotive future. IBM Business Consulting Services in association with OSAT, University of Michigan, UMTRI: IBM Institute for Business Value. — 2005. — 10 p.
  94. Kindleberger C.P. American Business Abroad: Six Lectures on Direct Investment. New Haven. — 1969. — 438 p.
  95. Kindelberger C. Commercial Policy between the Wars. The Cambridge Economic History of Europe: Cambridge University Press, Cambridge. — 2000. — Vol.VIII. — 170 p.
  96. Kinkel S., Lay G. Fertigungstiefe Ballast oder Kapital?: Fraunhofer Institit Systemtechnik und Innovationsforschung. — 2003. — 169 p.
  97. Krugman P. R, Obstfeld M. International Economics: Theory and Policy.: Prentice Hall. 8th edition — 2008. — 712 p.
  98. Lafay G. The Measurement of Revealed Comparative Advantages / ed. By M.G. Dagenais and P.A. Muet. International Trade Modeling.: Chapman & Hill, London. -1992. — 249 p.
  99. Learner E.E. Sources of International Comparative Advantage: Theory and Evidence. Cambridge: MIT Press. — 1984. — 211 p.
  100. Lopez-Claros A., Porter M.E., Schwab K. Global Competitiveness Report 2005−2006.- L.:Palgrave Macmillan. 2005. — 698 p.
  101. Marshall A. Principles of Economics. Variorum edition overseen by C.Guillebaud. L.: McMillan Press. — 1961. — 450 p.
  102. Massey D.B. Spatial divisions of labor: Social structures and the geography of production.- New York: Routledge.- 2nd edition. 1995. — P. 289
  103. Morawetz D. Why the Emperor’s New Clothes are not made in Colombia. -Oxford University Press. 1981. — 178 p.
  104. Nagengast J. Outsourcing von Dienstleistungen industrieller Unternehmen -Eine theoretische und empirische Analyse. Hamburg: Verlag Dr. Kovac. -1997.-56 p.
  105. Schumpeter J.A. Capitalism, Socialism, and Democracy. New York: Harper. — 1942.-381 p.
  106. Ohlin B. Interregional and International Trade. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. — 1933. — 123 p.
  107. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. New York: The Free Press. — 1990.-862 p.
  108. Porter M. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York. — 1985. — 178 p.
  109. Roelandt T. J., Den Hertog P. Cluster Analysis and Cluster-based Policy Making in OECD Countries: An Introduction to the Theme. OECD Workpaper. — 1999. — 6 p.
  110. Solvell O., Lindqvist G., Ketels Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The Competitiveness Institute. VINNOVA, Gothenburg. — 2003. — 94 p.
  111. Tempest R. Barbie and the World Economy. Los Angeles Times. — 1996. -98 p.
  112. The Concept of Clusters and cluster policies and their role for competitiveness and innovation: main statistical results and lessons learned. -European Commission. 2008.-21 p.
  113. Материалы текущих периодических изданий и конференций на русскомязыке
  114. М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности // Москва- Маркетинг. 2003. — № 4. — С. 18−29.
  115. И.М. Создание центра по управлению качеством компонентов в России // Автомобильная промышленность. 2008. -№ 11. — с. 44−67.
  116. И. А. Создание Центра по управлению качеством компонентов России // Автомобильная промышленность. 2008. № 11. -С. 44−45.
  117. Бюллетень иностранной коммерческой информации М.: Российский научно-исследовательский конъюнктурный институт. — 2008. — № 13, 51, 94, 103, 104, 105, 118.
  118. З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности объектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 2 (52). — С.54−79.
  119. Ю.Б. Федеральная промышленная политика: к определению приоритетов в контексте итогов и тенденций новейшей индустриальной эволюции страны // Российский экономический журнал. М.: «ИД «Экономический журнал». — 2008. — № 3−4. — С.34−45.
  120. А.К., Сиваков Д. М. Как запустить инвестиционную ракету // Эксперт. 2009. — № 19. — С.78−81.
  121. И.Г., Дубинский А. В. Классификация стратегий развития автомобильных компаний в современном мире и перспективы отечественного автопрома // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. -№ 1.-С. 17−28.
  122. Н.А. Является ли «голландская болезнь» причиной энергозависимой структуры российской промышленности? // Торговаяполитика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ. -М., 2006.
  123. Выступление Посла по особым поручениям Российской Федерации В. Б. Лукова / международный научно-практический семинар «Вся Европа: Россия-ЕС-БРИКС». 23−24 мая 2011, МГИМО.
  124. С. Ю. Состоится ли переход Российской экономии на инновационный путь развития? // Российский экономический журнал. -2008. № 3−4. — М.: «ИД «Экономический журнал». — С. 37−51.
  125. B.C. Враги российской конкурентоспособности // Экономика и жизнь. 2004. — № 28.- С. 14−19.
  126. Л.И. Политические компоненты развития Евросоюза // Современная Европа. 2003. — Выпуск 2. — С.51−64
  127. Т.В. Теоретические аспекты формирования кластеров в регионе / Социокультурные аспекты стратегического развития региона: IV Региональная научно-практическая конференция. Чебоксары: Новое Время. — 2008.
  128. A.B. Компенсация потерь без стимулов для развития // Эксперт. 2009. -№ 15. — С.51−55.
  129. A.B. Якушкин В. А. Возможные пути и механизмы включения российских предприятий в международное производство инновационной продукции // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. — № 29. — С. 11−19.
  130. Демидов Н. А. Гений места заработал // Эксперт. 2009. — № 21. — С. 14 -16.
  131. М. К. F3 Е6 // Эксперт. — 2009. — № 45. — С.46 — 49.
  132. А. М. Секрет китайского экономического «чуда» // Вопросы экономики. -1998. № 4. — С.14−16.
  133. A.A. Модель реализации «Концепции развития отечественной автомобильной промышленности до 2012 г.» и ее главный инструмент -мониторинг// Автомобильная промышленность. -2003. -№ 7. С. 13−17.
  134. A.A., Петрушов В. А. Некоторые задачи автомобильной науки межотраслевого и государственного значения (ретроспектива и ближайшее будущее) // Автомобильная промышленность. 2003. -№ 11. — С.24−39.
  135. Н.Т., Захарова A.B., Аркатов П. А. Макроэкономические факторы и рентабельность предприятий автомобилестроения // Автомобильная промышленность. -2005. № 3. — С.23−27.
  136. Л.М., Алабян С. П., Рогов В. А., Шуйский В. К. Угрозы, которые мы поджидаем // Экономика и жизнь. 2006. — № 21. — С.26−30.
  137. E.H. Промсборка благо или беда российского автопрома // Автомобильная промышленность. — 2008. — № 12. — С.44−47.
  138. Е.С., Тюменцева Д. А. Кластеры и инновации в субъектах РФ: результаты эмпирического исследования / Вопросы экономики. № 9. -2011. -С.35−39.
  139. М.Л. Конкурентные стратегии ТНК: стратегические альянсы, слияния и поглощения // Вестник МГУ. Сер. 6, Экономика. 2004. — № 1 (янв.-февр.). — С. 31−56.
  140. Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Вестник Московского Университета. 2002. — Гл.4. — С.34−56.
  141. И.А., Горбашко Е. А., Гаранина О. Л. Международная интеграция России: реалии и перспективы // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2004. — № 3. -С.26−38.
  142. В. Методология статистики международной торговли: обзор второго пересмотренного издания рекомендаций ООН // Вопросы статистики. 1998. — № 4 — С.36−69.
  143. Материалы конференций ГУ-ВШЭ, IX Международная конференция: Модернизация экономики и глобализация: М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. в трех томах — 2009.
  144. А. К. Недетский замах, Эксперт № 43, 2008. С.24−28.
  145. Национальная модель развития экономики России / Материалы VIII Чаяновских чтений. / Под ред. Н. И. Архиповой. М.: РГГУ. -2008. — С. 137
  146. P.M., Кондратов Д. И. Рынок легковых автомобилей: вчера, сегодня, завтра // Журнал институциональных исследований. 2010. — Т.2 № 3. -С.86- 128.
  147. В.П. Российская экономика в глобальных мирохозяйственных связях: проблемы конкурентоспособности // Проблемы прогнозирования. 2001. — № 4. — С.47−63.
  148. В.П. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации. Роль внешнего фактора в экономическом развитии России / Тезисы содоклада, Мировая экономика и международные отношения. -М: Наука. 2008. — № 5. — С.37−49.
  149. О долгосрочных перспективах мирового автомобилестроения // БИКИ. -2009. № 90 (9485). — С .10.
  150. B.C. Мировая экономика в начале XXI в.: от спада к оживлению и ускорению роста? // Экономика XXI в. 2004. — № 1. — С. 124 136.
  151. И.В. Факторы и методы повышения конкурентоспособности стран и регионов: анализ теоретических подходов / Сборник научных трудов молодых ученых «Региональная наука». М.: СОПС, 2005.-С. 8−20.
  152. В., Попов В., Тонне А. Механизмы «ресурсного проклятия» и экономическая политика // Вопросы экономики. 2007. -№ 6. — С.4−23.
  153. А.К., Шахов М. А. У Фрадкова есть план // РБК daily. 2006.-№ 65. — С.12.
  154. С.Н., Быкадоров М. Н. Теоретические основы аутсорсинга // Журнал экономической теории.- Екатеринбург, Институт экономики УрО РАН.- 2006. № 3. — С.25−34.
  155. Л.М., Трофимов Д. А. Сдвиг мировой автомобильной промышленности в развивающиеся страны // Известия РАН. Серия географическая. 2008. — № 2.- С. 54 — 79.
  156. Л.А. Стратегия прорыва // Вестник Аналитики. 2007. — № 2 (28). — С.35−41.
  157. А.Н. Тезисы доклада Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. М: Наука.- 2008. — № 5. — С.26−38.
  158. С.А. Наступает эпоха партнерств // Эксперт. 2009. -№ 10(649). -С.15−16.
  159. Е. К. Операция «кооперация» // Энергия промышленного роста. -2008. № 6−7(26). — С.24−28.
  160. Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. — № 5. — С.8.
  161. Э.Г. Российский рынок автокомпонентов. Состояние и перспективы // Автомобильная промышленность. 2009. — № 2. — С.4−5.
  162. Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4. — С.27−35.
  163. К.В. О валютной политике // Вопросы экономики. 2010.- № 1. -С.21−28.
  164. К.В., Иванова H.H. Макроэкономический обзор: инфляция // Банковское дело. 2008. — № 5. — С.29−34.
  165. КВ., Ясин Е. Г. Стратегия 2050: справится ли Россия с вызовами глобализации? // Вопросы экономики. 2008. — № 5. — С.4−22.
  166. Яковлев П.П.: Российский бизнес в Латинской Америке: практика информационной деятельности // Латинская Америка. М.: Институт Латинской Америки РАН. — 2008. — № 1 (400). — С.57.
  167. Материалы текущих периодических изданий и конференций на иностранном языке
  168. Agmon Т., Lessard D.R. Investor Recognition of Corporate International Diversification // The Journal of Finance. 1977. — № 4 y0l. XXXII. — P. 10 491 091.
  169. Amiti M. Specialisation Patterns in Europe. London: Centre for Economic Performance, London. — Discussion Paper № 363. — 1997. — P.26.
  170. Aquino A. Intra-Industry Trade and Inter-industry Specialization as Concurrent Sources of International Trade in Manufactures // Weltwirtschaflliches Archiv. 1981. № 114, 1981. -P. 189−197.
  171. Ariovich G. The comparative advantage of South Africa as revealed by export Shares // South African Journal of Economics. 1979. — № 47. — P. 156 169.
  172. Arrow K.F., Chenery H.B. Capital labor substitution and economic efficiency // Review of economic and statistics. — 1961. — № 28. — P. 78−89.
  173. Asheim B.T., Isaksen A. Regional Innovation Systems: The integration of Local «Sticky» and Global «Ubiquitous» Knowledge // Journal of Technology Transfer, vol. 27, issue 1, 2002. pp. 77−86.
  174. B. 'Revealed' Comparative Advantage Revisited: An Analysis of Relative Export Shares of the Industrial Countries, 1953−1971. The Manchester School of Economic and Social Studies. — 1977. — P. 46−86.
  175. Balassa B. The Changing Pattern of Comparative Advantage in Manufactured Goods // Review of Economics and Statistics. 1979. — № 61 (2). -P. 56−89.
  176. Balassa B. Comparative Advantage in Manufactured Goods: A Reappraisal // Review of Economics and Statistics. 1986. — № 68 (2). — P.34−58.
  177. Benko C. Outsourcing Evaluation: A Profitable Process// Information Systems Management. 1993. — № 10 (2). — P. 45−50.
  178. Buckley P.J., Casson M.C. Models of the multinational enterprise // Journal of International Business Studies. 1998. — № 29 (1). -P.21−44.
  179. Cho D. A Dynamic Approach to International Competitiveness: the case of Korea // Journal of Far Eastern Business. 1994. — № 1(1). — P.17−36.
  180. Coarse R.H. The nature of the Firm // Economica. 2000. — № 28. — Vol.4. -P.45−69.
  181. Crafts N.F.R. Revealed comparative advantage in manufacturing, 1899−1950 // Journal of European Economic History. 1989. — № 18. -P.45−68.
  182. Christopherson S., Storper M. The city as studio, the world as back lot: the impact of vertical disintegration on the location of the motion-picture industry. Environment and Planning D //Society and Space.-№ 4.- 1986.- P. 305−320.
  183. Davis E. W. Global Outsourcing: Have U. S Managers Thrown the Baby out with the Bath Water? // IEEE Transactions on Engineering Management Review. Summer 1992. — № 20 (2). — P.22−27
  184. Dixit A., Stiglitz J., Monopolistic Competition and Optimum, Product Diversity // American Economic Review. № 67. — P. 297−308.
  185. Dunning, J.H. Explaining Changing Patterns of International Production: In Defense of the Eclectic Theory // Oxford Bulletin of Economics and Statistics. 1979. — Vol. 41. — P. 269−295.
  186. Gupta. U. G., Gupta. A. Outsourcing The IT Function: Is It Necessary for Your Organization? // Information Systems Management. 1992. — № 11 (5) -P. 44−50.
  187. Feenstra R., Integration of Trade and Disintegration of Production in the Global Economy // Journal of Economic Perspectives. 1998. — Volume 12, № 4.-P. 31−50.
  188. Feldman V.P., Audrecht D.B. Innovation in Cities: Science based Diversity, Specialization and Localized Competition-European Economic Review. 1999. — № 43. — P.409−429.
  189. Freeman C., Perez C. Structural Crises of Adjustment: Business Cycles and Investment Behaviour // Technical Change and Economic Theory / Edited by Dosi G. et al. L., 1988. P. 38−66.
  190. Jones, R. W., Marjit S. The Role of International Fragmentation In the Developing Process // American Economic Review. 2001. — Vol.91. — P.49−71.
  191. Greenaway, D., Hine, R., Milner, C. Countiy-Specific Factors and the Pattern of Horizontal and Vertical Intra-Industry Trade in the UK // Weltwirtschaftliches Archiv. 1994. — № 130 (1). -P.129−145.
  192. Grossman G.M., Helpman E. Outsourcing in a Global Economy // Review of Economic Studies. 2005. — № 72. — P.48−69.
  193. Gupta. U. G., Gupta. A. Outsourcing The IS Function: Is It Necessary for Your Organization? // Information Systems Management. 1992. — № 11 (5) -P. 44−50.
  194. Haberler G. The Theory of Comparative Cost and Its Use in the Defense of
  195. Free Trade. MIT Press, Selected Essays of Gottfried Haberler. — 1985. — P. 319.
  196. Hans L., Warschburger V. Outsourcing von Datenverarbeiterungsleistungen // Wisu. 2005. — 27. Jg., Nr.5. — P. 79−117.
  197. Heckscher E. The Effect of Foreign Trade on the Distribution of Income // Ekonomisk Tidskrift. 1919. — № 21. -P.497−512.
  198. Humphrey J., Schmitz H. Governance and Upgrading: Linking Industrial Cluster and Global Value Chain Research / IDS Working Paper.- № 120.- 2000.
  199. Hymer S. The Efficiency (Contradictions) of Multinational Corporations // American Economic Review. 1970. — № 68. — P. 441−448.
  200. Kaitila V., Widgren M. Revealed Comparative Advantage in Trade between the European Union and the Baltic Countries. European University Institute. -Working Paper RSC 2. — 2001.- P.45.
  201. Kaitila V. Accession Countries: Comparative Advantage in the Internal Market: A Trade and Factor Analysis'. BOFIT Discussion Papers. — 2001.-№ 3. -P.49.
  202. Kaplinsky R. Spreading the gains from globalization: what can be learned from value chain analysis? / IDS Working Paper.- № 110.- 2000.- P.72.
  203. Kinkel S., Erceg P.- J. Development and Motives of Off-shoring Production Acitvities: The German Case // Zagreb International Review of Economics and Business.-2005. -№ 2 Vol. 8.-P. 78−115.
  204. Kojima K. Direct Foreign Investment: A Japanese Model of Multinational Business Operations // Journal of World Trade Law. 1993. — P. 52−73.
  205. Lancaster K. Intra-Industry Trade under Perfect Monopolistic Competition // Journal of International Economics. 1980. — № 59. — P. 151−171.
  206. Lederman D., Olarreaga M., Rubiano E. Specialization and Adjustment during the Growth of China and India: The Latin American Experience. -Policy Research Working Paper 4318. The World Bank Development Research Group. — 2007. — P. 87.
  207. Lancaster K. Intra-Industry Trade under Perfect Monopolistic Competition // Journal of International Economics. 1980. — № 69. — P. 151−171.
  208. Lieberman J. Foreign trade and trade policy / ed. By J. Lieberman,
  209. R.Montgomety // Oxford review of economic policy. 2002. — № 1 -P. 248 272.
  210. Liemer E.E. Sources of International Comparative Advantage: Theory and Evidence/ Cambridge, MIT Press, 1984. P.278−293
  211. Liesner H.H. The European Common Market and British Industry // Economic Journal. 2005. — № 68. — P.231−256.
  212. Lundvall B.-A., Johnson B. The Learning Economy // Journal of Industry Studies, Vol. 1, 1994. P. 23−42.
  213. Matiaske W., Mellewigt T. Motive, Erfolge und Risiken des Outsourcings -Befunde und Defizite // ZfB. 2002. — 72 Jg. — P. 156−185.
  214. Moon H.C., Rugman, A.M., Verberke A., A Generalized Double Diamond Approach to the Global Competitiveness of Korea and Singapore // International Business Review.-1998.- 7(2). -P.135−150.
  215. Mundeil R., International Trade and Factor Mobility // American Economic Review. -1957. Vol. 47. — P. 321−335.
  216. Markusen, A. Sticky places in slippery space: a typology of industrial districts // Economic Geography. 72. — 1996. — P. 293−313.
  217. Peterson J. Export shares and revealed comparative advantage, a study of international travel // Applied Economics. 1988. — № 20. — P. 45−89.
  218. Picot A., Maier M. Analyse und Gestaltungskonzepte fur das Outsourcing // Information Management. 1992. — 7. Jg., Heft 4. — P. 157−183.
  219. Porter M. Compatitive Advantage, Agglomeration Economies, and Regional Policy // International Regional Science Review. 1996. — № 19. — P.45−67.
  220. Porter M. Competitive Advantage, Agglomeration Economies, and Regional Policy // International Regional Science Review. 2006. — № 19. — P.34−66.
  221. Posner M. International Trade and Technical Change // Oxford Economic Papers, New series. 1961. — Vol.13. № 3. — P.323−340.
  222. Reinert E.S. A Schumpeterian theory of underdevelopment a contradiction in terms? / STEP Group Report № 15−94- Oslo.- 1994.- P.54.
  223. Reza S. Revealed comparative advantage in the South Asian manufacturing sector: some estimates // Indian Economic Journal. -1983. № 31. — P. 131−146.
  224. Romer P.M. Increasing Returns and Long-Run Growth // The Journal of Political Economy.- Vol.94, Issue 5. October 1986. — P. 1002−1037
  225. Rosenfeld S.A. Backing into Clusters: Retrofitting Public Policies / Presented at Integration Pressures: Lessons from Around the World Seminar at John F. Kennedy School of Government, Regional Technology Strategies Inc. -2001.-P.23.
  226. Samuelson P. A. Where Ricardo and Mill Rebut and Confirm Arguments of Mainstream Economists Supporting Globalization // Journal of Economic Perspectives. 2004. — № 18. — P. 69−97.
  227. Scott B.R., Lodge G.C. US Competitiveness in World Economy // Thunderbird International Business Review. 1985. — Vol. 27. — Issue 1. — P.26 -59.
  228. Scott A.J. Metropolis from the Division of Labour to Urban Form / University of California Press: Berkeley and Los Angeles. 1988.-P.59
  229. Schott J.J. The Uruguay Round: An Assessment / Institute for International Economics. Washington D.C. — 1994. — C. 61.
  230. Shumpeter A., The creative response in economic history // Journal of Economic History. 1986. — Vol. 7. — P. 149−159.
  231. Staskeviciute G., Tamosiuniene R. The Evaluation of the National Competitiveness: Analysis of Existing Means / 6th International Scientific Conference May 13−14, 2010, Vilnius, Lithuania. P. 495−503.
  232. Storper M. The Limits of Globalization-Technology Districts and International Trade // Economic Geography. 68(1).-1992.-P.45.
  233. The Global Competitiveness Report 2009−2010: Highlights // World Economic Forum, Geneva. 2009. — P. 37.
  234. Tolenado J.A. Propjs des Filires Industrielles. Revue d’Economie Industrielle. — 1978. — V.6. № 4. — P. 149−158.
  235. Toward an Eclectic Theory of International Production: Some Emperical Tests // Journal of International Business Studies. -1980. -Vol. 11, H.l. P.48−61.
  236. Vollrath T.L. A Theoretical Evaluation of Alternative Trade Intensity Measures of Revealed Comparative Advantage // Weltwirtschaftliches Archiv. 1991.-№ 130. -P.145−178.
  237. Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle // Quaterly Journal of Economics. 1966. — № 78. — P. 190−207.
  238. Utkulu U., Seymen D., Ari A. Export Supply and Trade Reform: The Turkish Evidence / Paper presented at the International Conference on Policy Modelling, Paris June 30-July 2, 2004.
  239. Utkulu U., Seymen D. Trade and Competitiveness between Turkey and the EU: Time Series Evidence. Europe in Global World-blending differences / OPEN MINDS Conference. — University of Lodz, Lodz-Polond. — 2003.
  240. Utkulu U., Seymen D. Revealed comparative advantage and competitiveness: Evidence for Turkey vis-a-vis the EU-15 / Working paperpresented at the European Trade Study 6th Annual Conference ETSG, Nottingam. 2004.
  241. Waits M.J. The Added Value of the Industry Cluster Approach to Economic Analysis, Strategy Development and Service Delivery // Economic Development Quaterly. 2000. — V.14, n.l. — P.35−50.
  242. Weber A. Uber den Standort der Industrien, l. Teil: Reine Theorie des Standorts. -Tubengen. 2007.-P. 168.
  243. Williamson O.E. Transaction-Cost Economics: The Governance of Contractual Relations // Journal of Law and Economics. 1979. — Vol.22, № 2, -P.233−261.
  244. World Competitiveness Report, 1994. / World Economic Forum, Tansanne. 1994.-P.479.
  245. Yeats A. J., On the appropriate interpretation of the revealed comparative advantage index: implications of a methodology based on industry sector analysis // Weltwirtschaftliches Archiv. Kiel. — 1985. — № 121. — P. 61−73.
  246. Yi К.- M. Can Vertical Specialization Explain the Growth of World Trade? // Journal of Political Economy. The University of Chicago Press. — 2003. -№ 1.-Vol.111.-P. 358−387.
  247. Yilmaz B. Turkey’s Competitiveness in the European Union: A Comparisonwith Five Candidate Countries Bulgaria, The Czech Republic, Hungary,
  248. Poland, Romania and the EU15. — Ezoneplus Working Paper No. 12. — 2003. -P.ll.
  249. Информация с официальных сайтов
  250. Ассоциации производителей автомобилей Бразилии. URL.: http://www.anfavea.com.br. (дата обращения: 13.11.2010).
  251. Официальный сайт Института народохозяйственного прогнозирования РАН. -URL.: http://www.ecfor.ru. (дата обращения: 07.12.2010).
  252. Официальный сайт Торгового представительства Минэкономразвития. URL-:http://www.economv.gov.ru (дата обращения: 08.09.2011).
  253. Официальный сайт PricewaterhouseCoopers, URL: http://www.pwc.eom/R U/ru/press-re1eases/2009/established-automnkers-suffering-greatest-pain.jhtm 1 (дата обращения: 09.12.2009).
  254. Официальный сайт АвтоВАЗа, URL: http://www.lada-aiito.ni (дата обращения: 17.11.2010).
  255. Официальный сайт Ассоциации китайских автопроизводителей URL: http://www.caam.org.cn. (дата обращения: 07.09.2011).
  256. Официальный сайт Группы «ГАЗ», URL: http://www.ga7groiip.ni (дата обращения: 12.09.2011).
  257. Официальный сайт Международной ассоциации производителей автомобилей (International Organization of Motor Vehicle Manufacturers). -URL.: http://oica.net (дата обращения: 16.07.2011).
  258. Официальный сайт Geely в России, URL: http://www.geelvcars.nl (дата обращения: 09.10.2011).
  259. Официальный сайт Chery URL: http://www.chervinternational.cnm (дата обращения: 3.11.2011).
  260. Сайт Бразильского Посольства в Российской Федерации. URL.: http://www.brasemb.ru/ru/ahout/economv/er.nnnmv/ (дата обращения:0509.2010).
  261. Статистика по странам, CIA The World Factbook — Бразилия — URL.:https://www.cia.gov/librarv/publications/tbe-world-factbnnk/geos/br.htm1 (датаобращения: 09.12.2010).
  262. Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi. (дата обращения:07.12.2010).
  263. Интернет- источники на русском языке
  264. A.C. Иномарка по-русски. 2011. — URL-http://www.expert.ru/ural/2011 /12/nomakra-po-rn^ld/ (дата обращения:1305.2011).
  265. В 2009 году импорт автомобилей в Китай превысил экспорт. «ABTOCTaT». URL: http://www.autostat.ru/news.asp?t=1&n=4986 (дата обращения: 11.04.2011).
  266. Голованова С. В, Авдашева С. Б., Кадочников С. М. Межфирменная кооперация: уроки для развития кластеров в России. 2010. — URL: http://hse.ru/data/2010/01/25/1 229 048 869/artic1epHf (дата обращения: 07.02.2011).
  267. И.С. В Приморье создается автомобильный кластер // Российская газета. 01.04.2011. — URL: http://www.rg.ru/2011/04/01/ге?-dvostok/avto-anons.html. (дата обращения: 13.11.2009).
  268. Исследование университета Gegli Studi di Padova, Dipartamento di Scienze Economiche «MacroFanno». 2009. — P.13. — url • http://www.decon.unipd.it/info/sid/materiale5/bel afflomeration. pdf (дата обращения 13.05.2009).
  269. В.Б. Автомобильная промышленность: перспективы развития после кризиса. 2010. — URL: http://www.perspectivy.info/ovkumena/ekdom/avtomob9ilnaia promvshlennostperspektivy razvitija posle krizisa 2010−10−01 htm (дата обращения: 03.04.2011).
  270. Крупнейшие производители автомобилей переживают тяжелейшие времена. PricewaterhouseCoopers. — 2009. URL: http://www.pwc.com/m/m/press-releases/2009/established-ai.tnrnflkf"r"--suffering-greatest-pain .ihtrn 1. (дата обращения: 14.12.2009).
  271. М.А. Российский автомобильный рынок // Экономика России: XXI в. 2004. — № 16. — URL: http://www.ruseconomv.ru/nomerl6 200 408/ec28.htm1 (дата обращения:05.08.2011).
  272. Материалы Петербургского международного экономического форума.- 2008 2010 гг.- URL: http://www.forumspb.com (дата обращения: 25.06.2011).
  273. Ю.В. Промышленные кластеры между прошлым и будущем // Электронная версия журнала Поволжского отделения Российской инженерной академии. 2008. — № 1(1)12. — URL • http://poria.smr.ru/files/X1.pdf/ пятя nfrряттт^а- 17.12.2008)
  274. Николаева Л. А БРИК: иллюзия спасения / Общественно-политический и деловой еженедельник: официальный сайт, 2008 URL: http://comments.com.ua/?.spec-1 223 567 475&sart=122 356 7822Y дата обращения: 07.06.2011)
  275. Новости Итар-тасс от 01.08.2007. URL.: http. V/www.itar-t.ass.rn (дата обращения: 09.02.2011).
  276. Официальный сайт производственного предприятия ПИНГО-АВТО -официального дилера автомобилей «Тата Моторс» в России. URL.: http://www.tatann.ru/tatariis.btm. (дата обращения: 02.07.2010)
  277. М., Кетелс К., Дельгадо М., Брайденом Р., Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики. Центр стратегических разработок, 2009. — URL.: http://csr.ru/document/original 1322.stm. (дата обращения: 06.08.2011).
  278. Программа стимулирования автопрома в России провалилась // Свободный мир. 2010. — URL: http://www.libertv.ni/events/NG-progrnrnrnp-stimulirovaniya-avtoproma-v-Rossii-proval i 1 я я (дата обращения: 13.09.2011).
  279. Р. Обзор автомобильной отрасли и рынка автокомпонентов: анализ и прогнозы развития. Pricewaterhousecoopers — 2010 г. — URL: http://www.pwc.ru. (дата обращения: 13.12.2010).
  280. Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4. URL: http://www.mavriz.rU/articles/2001/4/135.html (дата обращения: 09.12.2009).
  281. Интернет источники на английском языке
  282. A roadmap to sustainability in automotive. Ernst&Young. — 2011. — URL: http://www.ev.com/GL/en/Industries/Automotive/Lessons-from-change—Aroadmap-to-sustainabilitv-in-automotive- (дата обращения: 09.10.2011).
  283. Automobile industry opens wider for overseas investment / People’s Daily Online. 7.10.2007. — url.: http://english.people.com.cn/200 410/06/eng20041006 159 180.html. (дата обращения: 13.10.2011).
  284. Automotive landscape 2025: Opportunities and challenges ahead / Roland Berger Strategy Consultants. March 2011. — url: http://www.rolandberper com/media/pdf/Roland Bemer Automotive TW"™ ре 2025 20 110 314.pdf. (дата обращения: 08.10.2011).
  285. Bender S. and Li K.-W. The Changing Trade and Revealed Comparative
  286. Advantage of Asian and Latin American Manufacture Exports. Workingpaper. 2009. — http://papers.ssrn.com/ahstract=303 259. (дата обращения: 02.10.2010).
  287. Benedictis L.D., Tamberi M. A Note on the Balassa Index of Revealed Comparative Advantage. 2001. — url • http://dea2.univpm.it/quaderni/158.pdf. (дата обращения: 09.10.2008).
  288. Brander J., Krugman P. A Reciprocal Dumping Model of International
  289. Trade. Working paper 405. — Queen's University, Department of Economics.1980. URL.: http://ideas.repec.Org/e/pkr10.html (дата обращения: 09.12.2010).
  290. Brazil: Renault to invest. 2010. — URLhttp://www.automotiveworld.com/news/79 963-brazil-renau1t-to-invest-us550m. (дата обращения: 12.02.2010).
  291. Chinese machine maker’s Hummer buy raises eyebrows / Reuters. -03.06.2009. jj^ .http://www.reuters.com/artic1es/idUSTRE55230Z200906Q3. (дата обращения: 09.08.2010).
  292. Creating a future roadmap for the automotive industry / KPMG Global Automotive Executive Survey. 2011. — URL: http://www.kpmg.cnm. (дата обращения: 12.11.2010).
  293. Devashish M., Priya R. The Economies of Offshoring: Theory and Evidence with Applications to Asia. 2006. — URL: http://www.econ.uci.edu/~pranian/mitra ranian ser.pdf. (дата обращения: 13.10.2011).
  294. Forget China, Brazil’s a Cheaper Investment. 2009. — URL: http://www.monev.cnn.com/2009/1Q/27/pf/brazi1 stocks. fortune/index.html. (дата обращения: 03.12.2010).
  295. Future Development in the Automotive Industry and its Markets. -Management Engineers, Consulting to Completion. 2010. — URL: http://www.diecasting.org/meetings/spain/presentations/Varela 37 778.pdf.дата обращения: 13.10.2010).
  296. Ghithra Gopal R.S. Global Automobile Industry: Changing with Times.2010. P. 32 URL: http://www.oursource2india.com/kpo/site/includes/Global Automobile Indnstr vll.pdf. (датаобращения: 03.12.2010).
  297. Goldman Sachs, Dreaming with BRICs: the Path to 2050. Global Economics Paper No:99, Economic Research from GS Financial Workbench. -2003. — URL.: https://www.gs.com. (дата обращения: 10.11.2010).
  298. International Organization of Motor Vehicle Manufacturers (OICA) URL: http://www.oica.net. (дата обращения: 13.11.2011).
  299. Jolly D. Geely, Chinese Carmaker, Is Close to Buying Volvo // New York Times- ~ 23.12.2009. URL.: http://www.nvtimes.com/2009/12/24/business/global/24auto.btm1? r=i (дата обращения: 04.11.2010).
  300. , R. W. «Production Fragmentation and Outsourcing: General Concerns», presented at the inaugural SCAPE workshop held at the National University of Singapore. 2006. — url: http://www.econ.rochester.edu/Facu1tv/iones/Production Fragmentation ЯпН
  301. Outsourcing.pdf. (дата обращения: 09.10.2010).
  302. Land N.S., Mauerer S. Winning the BRIC Auto Markets. Achieving Deep Localization in Brazil, Russia, India and China / Report of Boston Consulting Group. 2010. — P.46. — URL: http://www.bcg.ru/documents/file37441.pdf (дата обращения: 09.10.2010).
  303. Milojevic I. Deloitte says more needed to revitalize ailing automotive industry. -Deloitte. 2009. — URL: http://www.deloitte mm/ (даТа обращения: 09.10.2010).
  304. Mitra D., Ranjan P. The Economies of Offshoring: Theory and Evidence with Applications to Asia. 2006. — URL: http://www.econ.uci.edu/~pranian/mitra ranian ser.pdf. (дата обращения: 09.10.2009).
  305. New General Motors factory in Joinville will open in October 2011. 2011.
  306. U1 http://www.brazil.willpowergroup.net/new-general-motors-factorv-injoinville-will-open-in-october-2011. (дата обращения: 09.11.2011).
  307. Plans suspended for FAW’s new plant in Mexico. 2009. — URL: http://www.autonews.gasgoo.com/china-news/plans-suspended-for-faw-s-new-plant-in-mexico-90 617.shtml. (дата обращения: 09.12.2010).
  308. Ricardo D., On the Principals of Political Economy and Taxation. URL: http://www.econlib.org/library/Ricardo/ricP.html. (дата обращения: 06.11.2011)
  309. Society of Indian Automobile Manufacturers. URL: http://www.siamindia.com. (дата обращения: 02.02.2010).
  310. Tang R. The Rise of China’s Auto Industry and Its Impact on the U.S. Motor Vehicle Industry. Congressional Research Service. — 2009. — P.29. — URL: http://www.fas.org/sgp/crs/row/R40924.pdf. (дата обращения: 01.12.2010).
  311. The Automotive Industry Focus on Future R&D Challenges: Urban Mobility and Transport, Alternative Fuels, Electrification of the Vehicle, Safety
  312. Applications in Co-operative Systems, Suitable Materials, Ecological and Efficient Manufacturing. European Council for Automotive R&D. — 2009.
  313. ШЬ: http://eucar.be/publications/EUCAR%20FQCUS%202 009 Web. pdfдата обращения: 12.09.2010).
  314. Shapiro H. The Mechanics of Brazil’s Auto Industry. 2010. — URL -http://hartford-hwp.com/archives/42/Q37.htm1 12.12.2010).
  315. Swiecki В., Gerth R., Collaboration in the Automotive Supply Chain -Realizing the Full Potential of a Powerful Tool // Center for Automotive Research. URL.: http://www.cargroup.org. (дата обращения: 09.09.2010).
  316. The Brazilian automotive industry at crossroads. RolandBerger Strategy Consultants. — Sao Paulo. — 2010.- URL: http://www.rolandherper com/media/pdf/R oland Berger Brazilian automotiveindustry 20 100 415.pdf. (дата обращения: 14.10.2010).
  317. Trade Stats Express National Trade Data. — URL: http://tse.export.gov/NTDChart.aspx?! TniqUeURL=wh1ovg31zgm2mm 1 Phw0j4 55−2010−6-1−9-49−43. (дата обращения: 12.09.2011).
  318. UPDATE 2-China's BAIC buys Saab assets- Spyker still in talks / Reuters.-14.12.2009.. ^http://www.reuters.com/article/idUSTQE5BD08F20091214?tvpe=marketsNews (дата обращения: 14.10.2011).
  319. Volkswagen Brazil Announces Plans to Invest $ 3.5 Billion between 20 102 014- Targets to Sell 1 Million Units. -URL: http://www.topnews.rn (дата обращения: 12.02.2011).
  320. Yeats A. Does Mercosur’s Trade Performance Raise Concerns About the Effects of Regional Trade Arrangements? / A. Yeats // World Bank Policy
  321. Research Paper No 1729, 1997 Режим доступа: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?ahstrar.t (дата обращения:1202.2011).
  322. Yi K.-M., Hummels D., Ishii J. The Nature and Growth of Vertical Specialisation in World Trade. 1999. ц^.http://www.newvorkfed.om/research/staff reporter? pHf (дата обращения: ' 09.12.2009).
Заполнить форму текущей работой