Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Современные формы торгово-экономического партнерства в Латинской Америке и их влияние на внешнеэкономическую политику России в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данных условиях представляется необоснованной и плохо просчитанной на перспективу установка Министерства экономического развития России, откладывающая до момента проблематичного, вступления России в ВТО ведение всех других переговоров о снятии торговых и другого рода ограничений в сфере МЭО. Такая политика может привести к неконтролируемой потере влияния России на региональных площадках… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические аспекты и методологические подходы образования региональных торговых союзов в мире, в Латинской Америке и странах Карибского бассейна
    • 1. 1. Определение места торгово-инвестиционных соглашений новой формации в международной торговле
    • 1. 2. Латиноамериканский опыт формирования преференциальных торговых пространств. Общие проблемы внешнеэкономического взаимодействия с Россией
    • 1. 3. Характерные черты и специфика латиноамериканских соглашений о свободной торговле

    ГЛАВА II. Типовая структура и инструментарий соглашений о свободной торговле в Латинской Америке и Карибском бассейн.90 2.1. Североамериканская зона свободной торговли как основополагающая модель латиноамериканских соглашений о свободной торговле.

    2.2 Анализ основных экономических категорий региональных соглашений о свободной торговле.

    2.2.1.Таможенные тарифы, тарифные квоты и защитные пошлины105 2.2.2 Роль правил определения страны происхождения товаров и технических ограничений на современном этапе либерализации торговли.-.

    2.3. Сервисные соглашения о свободной торговле — новое направление в формировании зон свободной торговли.

    2.3.1. Углубленная разработка категорий инвестиционного режима и защиты прав интеллектуальной собственности.

    2.3.2. Положения по обеспечению конкурентной политики, определению механизмов допуска к государственным закупкам и разрешению споров.

    Глава III. Анализ имеющегося опыта формирования зон свободной торговли стран Латинской Америки и Карибского бассейна с США, ЕС и Китаем.

    3.1. Отличительные черты американского стереотипа ведения переговоров.

    3.2. Подходы ЕС к выстраиванию торгово-политических и экономических связей с Латинской Америкой и странами Карибского бассейна. Триада ЕС.

    3.3. Стратегия китайского проникновения в Латинскую Америку и Карибский бассейн.

    Глава IV. Особенности адаптации перуанской модели периферийной рыночной экономики к вызовам глобализации в сфере внешнеэкономических связей.

    4.1. Характерные черты промышленной, инвестиционно-финансовой и внешнеторговой политики перуанских властей.

    4.2. Тенденции развития перуанской внешней торговли. Характеристика подходов и методов ведения переговоров по заключению соглашений о свободной торговле.

    4.3. Инвестиции — основа перуанской экономики. Особенности процесса приватизации.

    4.4. Текущие российско-перуанские торговые связи, их проблемы и рекомендации по дальнейшему расширению.

    4.5. Оценка перуанского опыты с точки зрения поиска эффективных вариантов сотрудничества России с латиноамериканским регионом.

    Глава V. Особенности венесуэльской экономической модели и альтернативные соглашениям о свободной торговле пути «боливарианской» торгово-инвестиционной интеграции.

    5.1. Социально-экономическая, энергетическая и финансовая политика «боливарианского» правительства в рамках осуществления курса на построение «социализма XXI века».

    5.2. Специфика формирования зарубежных торгово-йнвестиционных связей Венесуэлы.

    5.3. Блок «Боливарианская альтернатива для Америк» и программа «Петрокарибе» как альтернатива традиционным ССТ.

    5.4. Российско-венесуэльские торгово-экономические связи. Предложения о путях их углубления.

    5.5. Межправительственная Российско-Венесуэльская комиссия высокого уровня (КВУ) как база для определения и правового оформления наиболее эффективных путей двустороннего сотрудничества.

Современные формы торгово-экономического партнерства в Латинской Америке и их влияние на внешнеэкономическую политику России в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В условиях разворачивающегося глобального финансово — экономического кризиса укрепление позиций России в мирохозяйственных связях может способствовать повышению устойчивости всей мировой экономики, значительный сегмент которой составляют страны, формирующие разнообразные региональные торгово-политические и экономические союзы и объединения.

Воздействие кризисных явлений трансформирует глобализированную экономику в направлении образования принципиально новых торговых, инвестиционных и финансовых схем, ориентирующихся на полицентрическую конфигурацию мирового хозяйства. При этом многополярность и регионализация становятся формой смягчения вызовов глобализации.

В сфере международных экономических отношений (МЭО) указанная совокупность явлений требует осмысления с точки зрения выявления адекватных ей форм и механизмов реализации внешнеэкономического взаимодействия, на первый план в котором в последнее время уверенно выходят соглашения нового типа о либерализации торговли.

От традиционных торговых договоров эпохи ГАТТ содержание данных документов, за которыми закрепилось название «соглашения о свободной торговле» (ССТ), отличается тем, что кроме чисто «таможенного разоружения» включает в себя определение новых правовых норм, связанных с внешней торговлей и смежной с ней внешнеэкономической деятельностью. К ней, прежде всего, относятся инвестиционное сотрудничество, включая капитальные операции, защита прав интеллектуальной собственности, предоставление различного рода услуг, доступ к государственным закупкам, процедуры рассмотрения и решения споров и т. д. Указанные экономические категории получили развитие, юридическое оформление и нашли практическое закрепление в целом комплексе региональных, межрегиональных и межконтинентальных, двусторонних и многосторонних ССТ1. Речь идет о конкретной интерпретации и практическом применении элементов внешнеэкономических связей, играющих ключевую роль на многосторонних переговорах, протекающих в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Неудачи и задержки с завершением Дохийского раунда ВТО только обострили необходимость нахождения баланса между традиционным универсальным принципом «наиболее благоприятствуемой нации» (РНБ) и преференциальными формами, какими по своей сути являются ССТ, дав импульс к углубленному изучению данного феномена.

Выбор темы, связанной с исследованием места и роли соглашений о свободной торговле во внешнеэкономической политике (ВЭП) России на важном латиноамериканском2 направлении не является случайным. По данным ЭКЛАК, ВВП региона в 2008 г. превысил 4,21 трлн. долл. при темпах роста в 4,2% и притоке прямых частных инвестиций в 92,15 млрд.

1 Региональные ССТ — соглашения, заключенные между соседними странами или государствами, принадлежащими к одному региону (например, к Лндскому или Южного конуса), а также одному континенту или полушарию (Латиноамериканскому и Карибского бассейна, Североамериканскому или Западному). Межрегиональные ССТ — соглашения между странами, принадлежащими к регионам одного континента или полушария. Межконтинентальные ССТ — соглашения между странами, расположенными в разных частях света. Двусторонние ССТ — соглашения между двумя странами, как соседними, так и расположенными в разных регионах или континентах. Многосторонние ССТ — соглашения со многими участниками, среди которых могут быть как отдельные государства, так и их торгово-экономические объединения.

2 I.

Определение «латиноамериканский» в соответствии с новой терминологией ООН и региональных организаций включает в себя и страны Карибского бассейна. Устоявшееся словосочетание «Латинская Америка» условно понимается в данной работе как смысловой эквивалент выражения «страны Западного полушария», поскольку государства Северной Америки (США и Канада) являются активными участниками континентальной интеграции, в частности, Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). долл.3 ' Страны Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) представляют собой привлекательный и перспективный рынок с более чем 500 млн. потребителей.

В соответствии с утвержденной президентом Д. А. Медведевым Концепцией внешней политики Российской Федерации, развитие политического, торгово-экономического и культурного сотрудничества с латиноамериканскими государствами входит в число приоритетов международной деятельности нашей страны. Линия России на укрепление многопланового партнерства с государствами ЛАКБ носит долговременный стратегический характер. Кроме того, Концепция развития РФ до 2020 г. предусматривает в качестве одного из бесспорных приоритетов выход России в лидеры мирового рынка. Исследования в данной сфере позволяют выработать рекомендации в части внесения диктуемых складывающейся ситуацией изменений во внешнеэкономическую стратегию России в данном регионе с целью получения экономической отдачи от торгово-инвестиционного взаимодействия.

Страны ЛАКБ в силу ряда объективных причин явились наиболее «продвинутым» районом применения ССТ, как в плане глубины теории и практики, так и с учетом географического охвата. Именно здесь были выработаны новые формы, обогащенные практическими решениями и теоретическим содержанием.

Резкое количественное распространение ССТ, усложнение их структуры, конвергенция в блоки, изменение географической конфигурации, вытеснение односторонних преференциальных систем в латиноамериканском регионе ставит в повестку дня вопрос об их.

3 Comisiom Economica para la America Latina у el Caribe (CELAC). Economic Survey of Latin America and the Caribbean 2008;2009., vvww.eclac.cl/publications/xml/5/36 465. соответствующей систематизации и разработке путей унификации, институциональных и нормативно-правовых режимов, создания на региональном уровне единообразного кодекса норм и правил.

Кроме общего анализа современной системы региональных соглашений автор фокусирует внимание на изучении конкретных ССТ и их аналогов, взяв за основу диаметрально противоположные модели социально-экономического развития, в контексте которых они применяются. В этом смысле выбор Перу и Венесуэлы в качестве индивидуальных объектов исследования обусловлен тем, что данные страны являются на текущий момент наиболее типичными представителями латиноамериканского сообщества, рельефно олицетворяющими экстремальный вариант неолиберального и неосоциалистического подходов на площадке континентальной интеграции.

Выявленные тенденции и закономерности представляют для российской стороны серьезный интерес. Они закладывают основы теоретического фундамента для формирования новой системы партнерства между Россией и странами Западного полушария, которые с учетом региональной практики могут быть положены в основу различных внешнеэкономических альянсов, как в регионе, так и в других районах мира. Обобщение латиноамериканского опыта создания и применения ССТ, рассмотрение узловых проблем, свойственных в определенной мере всем участникам «формирующихся рынков», выходит по своей значимости за региональные рамки и имеет прикладное значение для определения и творческого развития основополагающих подходов к совершенствованию российской ВЭП и ее конкретному применению.

Изучение отношений с новыми торгово-инвестиционными объединениями в регионе (например, с «Боливарианской альтернативой для Америк» — блоком АЛБА), представляющими антитезу традиционным ССТ, кроме научного интереса, необходимо с чисто практических позиций, поскольку они и тяготеющие к ним страны в некоторых случаях выдвигаются на лидирующие роли во внешнеэкономических связях России в ЛАКБ. На данном направлении остро ощущается практически полное отсутствие специальных исследований, особенно по социально-экономическим аспектам сегодняшней теории и практики.

Степень научной разработанности проблемы. В целом, число работ, имеющих непосредственное отношение к теме диссертации, сравнительно невелико в связи с ее относительной новизной. В своем большинстве они принадлежат зарубежным исследователям. Фундаментальный взгляд на особенности латиноамериканской экономики является заслугой Р. Пребиша, С. Фуртадо, Ф. Эрреры, Х. Ф. Нойола Васкеса, Х. А. Майобре и др.

Более конкретно, применительно к современной эпохе торговых соглашений, существует классический анализ Я. Вайнера, научные наработки которого были впоследствии развиты в работах Дж. Мида, Р. Липси, Дж.Шотта. Среди признанных авторитетов по исследованию тематики ССТ можно выделить теоретические работы Р. Купера, Ф. Бергстена, Дж. Бхагвати, Р. Болдвина, П. Кругмана, а также латиноамериканских авторов: Х. Салазара-Ксиринича, Х. Гранадоса, перуанских исследователей Х. Луке и М.Льяноса. Данную проблематику разрабатывали также А. Диадорф и Р. Штерн, С. Вэй и Дж. Франкель, О. Кадот, М. Кахлер, Н. Лимао, Р. Липсей, Э. Орнелас, К. Ойе и другие исследователи. Факты, приведенные в их научных трудах, доказывают, что.

Латинская Америка представляет собой регион с высоким уровнем либерализации внешней торговли.

Проблематика НАФТА подробно рассматривается в работах М. Камеруна, Б. Томлина, Р. Скотта, Р.Пастора. Над анализом технического инструментария ССТ работают сотрудники Межамериканского банка развития (МАБР) А. Эстевадеордаль, М. Ширер, К. Суоминен, также заслуживают внимания работы Б. Кочвар (Брукингский институт), Т. Пруса, деятельность практиков создания региональных ССТ — американских представителей по вопросам внешней торговли Р. Зоеллика и С.Шваб.

В ходе проведения исследований автор обращался к трудам отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку проблем развивающихся стран и регулирования рыночной экономики: Абалкина Л. И., Глазьева С. Ю., Гринберга Р. С., Иноземцева В. Л., Коллонтая В. М., Кушлина В. И., Перской В. В. и др., а также исследователей ИЛА РАН Бобровникова А. В., Давыдова В. М., Лавут А. А., Красилыцикова В. А., Романовой З. И., Шереметьева И. К., Тепермана В.А.

Цель диссертационной работы определяется как теоретическая систематизация и определение места современных форм и механизмов внешнеэкономического взаимодействия хозяйственных комплексов стран ЛАКБ, включая подготовку практических рекомендаций для формирования концептуальных подходов российской внешнеэкономической стратегии в латиноамериканском регионе и достижения максимального взаимовыгодного эффекта от экономического сотрудничества.

Объектом исследования являются внешнеэкономические соглашения нового типа (как ССТ, так* и альтернативные им договорно-правовые документы), а также инструментарий их практического применения в современной латиноамериканской действительности, оказывающей влияние на развитие экономического сотрудничества России со странами данного региона.

Предмет исследования — экономические отношения, складывающиеся в ЛАКБ, при формировании и использовании новых моделей внешнеэкономического партнерства с акцентом на внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество.

Теоретическая и методологическая основа диссертации базируется на стыке современной латиноамериканистики и теоретических концепций, рассматривающих внешнеэкономические отношения развивающихся стран как составную часть глобального мирового хозяйства, имеющую, однако, свою специфику развития, отличную от индустриальных центров.

Научная новизна диссертации состоит в том, что данная работа является комплексным изучением особенностей современных латиноамериканских форм, либерализации внешнеэкономических связей с учетом региональной интеграции, как неотъемлемой составляющей глобального развития мирового хозяйства. К элементам новизны можно отнести следующее:

1. Проведено теоретическое исследование значения и форм ССТ в условиях глобализирующейся экономики. Выявлена роль этих соглашений, обладающих набором специфических инструментов устранения препятствий в торговле и сопутствующих ей видах внешнеэкономической деятельности. Показана двойственность их влияния на международные экономические отношения.

2. Представлена авторская типологизация ССТ в регионе, на базе которой выделены кластерные однородные блоки сходных соглашений отличных между собой моделей интеграции.

3. Анализ современных тенденций развития латиноамериканских ССТ помог сформулировать их характерные особенности и сделать вывод об усиление роли технического инструментария, как основной дискриминирующей компоненты в условиях отмены тарифных ограничений.

4. Рассмотрены пути унификации ССТ с использованием методов гармонизации, мультилатеризации и конвергенции, что позволяет зафиксировать стратегическую цель ВЭП России в регионе, направленную на создание постепенно расширяющихся кумулятивных зон. Автор считает, что на текущем этапе восстановления и расширения торгово-инвестиционных связей России в ЛАКБ более эффективным в силу ряда специфических причин был бы метод конвергенции. Под конвергенцией, т. е. «приведению к совместимости» понимается достижение единых стандартов (однотипности) регулирования условий отдельных ССТ как на двустороннем уровне, так и между группами стран. Целью конвергенции является создание таких условий, когда одна страна, экспортируя в другую, может аккумулировать (считать национальным) сырье или промежуточную продукцию, получаемую из третьей страны, без наличия ССТ, связывающего всех их.

5: Анализ ряда последних во времени примеров создания и применения ССТ и сопоставимых с ними институтов в ЛАКБ (на примере соглашения между Перу и США, а также деятельности блока АЛБА) позволил выявить ведущую роль государства в данном процессе.

6. Исследование особенностей политики со стороны США, ЕС и Китая — ключевых игроков на латиноамериканском интеграционном треке, подготовило выводы о целесообразности применения отдельных элементов их стратегий (в т.ч. предоставления помощи развитию торговли) с точки зрения российских интересов.

7. Изучение целей и конкретных приемов проведения внешнеэкономической политики в одной из региональных стран с неолиберальным экономическим режимом — Перу дал автору основания утверждать, что ее внешнеэкономические связи основываются на достаточно развитой сети разноуровневых ССТ. На этом примере предложены конкретные рекомендации для хозяйствующих субъектов России по строительству взаимовыгодного торгово-экономического взаимодействия с большой группой государств ЛАКБ и их объединений.

8. Всесторонний анализ экономической модели Венесуэлы способствовал определению во многом идеологизированных принципов внешнеэкономических отношений в рамках системы государственного капитализма, выдаваемого за «социализм XXI века» и позволил ввести в оборот термин «венесуэльский неосоциализм», как наиболее реально отражающий содержательную часть венесуэльского пути развития национальной экономики. Одновременно это дало возможность автору сформулировать предложения о перспективных направлениях расширения сотрудничества с альтернативными ССТ структурами латиноамериканских стран, в частности, с блоком АЛБА.

9. Аргументирован вывод о том, что российская стратегия выстраивания межконтинентальных политико-экономических отношений со странами ЛАКБ должна содержать стимулы отечественному капиталу со стороны государства для нахождения баланса и учета интересов партнеров, не зависимо от форм собственности, политической и идеологической ориентации принимающих стран. Эти компоненты необходимо органически встраивать в структуры двусторонних и многосторонних соглашений.

Основной научный результат работы заключается в том, что на примере стран ЛАКБ обоснованы новые формы регионального партнерства, какими являются ССТ и аналогичные им механизмы, которые представляют собой стержень и главное направление экономически эффективной модернизации современного глобального комплекса внешнеэкономических связей и находятся в русле «мэйнстрима» реформирования мировой архитектуры МЭО.

Автором обосновано, что эти формы, наряду с участием России в ВТО и других международных экономических организациях, будут являться фундаментальной базой новой отечественной внешнеэкономической политики как в латиноамериканском регионе, достигшим значительного успеха в их применении, так и в других районах мира, повторяющих этот становящийся универсальным опыт (например, в Юго-Восточной Азии).

Практическая значимость диссертации определяется тем, что результаты, полученные в ходе исследования, важны для восстановления российского экономического присутствия в регионе, основанного на эффективном участии государственных органов в регулировании торгово-инвестиционных связей на базе ССТ и других аналогичных им видов договорно-правовых отношений. Выявленные концептуальные различия основных моделей торгово-экономической интеграции обусловливает возможность их творческого использования при подготовке переговорных позиций в каждом конкретном случае. Это позволяет по новому, с точки зрения сегодняшних российских интересов, учесть произошедшие изменения, приблизиться к пониманию текущих проблем и предложить пути преодоления имеющихся противоречий.

Апробация. Основные результаты работы представлены в научных публикациях диссертанта, индивидуальных и коллективных монографиях, а также в журнале «Латинская Америка» и других периодических изданиях общим объемом в 40,6 п. л.

Главные идеи работы были изложены на научных конференциях и семинарах. В частности, в феврале 2006 г. на заседании «круглого стола» Института внешней торговли Перу и Ассоциации экспортеров Перу (АДЕКС) с участием представителей российского посольства. На конференции Российского экономического общества в октябре 2007 г., на семинаре Национального совета по продвижению инвестиций Венесуэлы (КОНАПРИ) в июне 2008 г., на совещании стран-участниц ЛАЭС, посвященному анализу экономических отношений между ЛАКБ и Россией, в июне 2009 г.

Материалы диссертации использовались в подготовке аналитических предложений для выработки стратегии развития и плана основных мероприятий по развитию отношений со странами Латинской Америки на период 2009;2010 годы по линии Министерства иностранных дел России, других министерств и ведомств, при проведении заседаний Межправительственной Российско-Венесуэльской комиссии высокого уровня.

Структурно работа состоит из введения, пяти глав, содержащих промежуточные выводы, заключения с результатами исследования и обоснованием обобщенных практических рекомендаций, а также приложения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Учитывая цели настоящего исследования, состоящие в изучении актуальных форм и методов внешнеэкономического взаимодействия в области современных МЭО для формулирования рекомендаций общего характера отечественным предприятиям и организациям по установлению (восстановлению) торгово-инвестиционных связей с ЛАКБ, автор приходит к следующим выводам и результатам.

1. Форма договора ССТ, представляющая неоднозначный феномен в системе мировой экономики, становится доминирующей моделью международных соглашений в сфере внешней торговли и инвестиций в латиноамериканском регионе, являющимся в силу ряда объективных причин одним из лидеров в процессе либерализации глобального I экономического пространства. При этом они все больше превращаются в канал выхода на глобальные рынки, оставляя в прошлом превалирующую ранее направленность на продвижение региональной интеграции. Данный механизм по открытию местных экономик и их интеграции в мировое хозяйство стал приобретать значение ключевого фактора в реформировании национальных хозяйственных комплексов и обеспечении их устойчивого развития, что наряду с универсальностью ССТ явилось одной из фундаментальных причин широкого использования соглашений нового типа.

В сфере технического применения ССТ ключевым моментом является смещение акцента с традиционных тарифных ограничений на новые инструменты, главным из которых автор считает категорию правил страны происхождения товара. Отмечается также появление регулирующих норм по целому ряду новых аспектов деятельности, связанных с инвестициями, интеллектуальной собственностью, регламентированием доступа на местные рынки в постоянно расширяющейся сфере услуг и т. д.

2. Широкое ^ распространение ССТ представляет собой дополнительный вызов и одновременно новые возможности для системы МЭО. С одной стороны, ССТ как преференциальные торговые соглашения могут способствовать торговой либерализации и экономическому I развитию, инкорпорируя развивающиеся страны в глобальную экономику, с другой — расширение комплекса связей вне базы «режима наибольшего благоприятствования» может привести к углублению дискриминации и подорвать прозрачность и предсказуемость мирового торгового обмена. Преодоление указанной двойственности автор видит, прежде всего, в эволюции ССТ по направлению их интеграции в систему мировой торговли, а также в возможно более полном применении при их реализации принципа «открытого регионализма».

3. Сеть ССТ, все более плотная и переплетающаяся, создает основу для унификации условий и правил торгово-инвестиционных контактов, становится реальным дополнением многосторонним переговорам в рамках ВТО, стимулируя в то же время их дальнейшее продолжение и инициируя нахождение решений узловых проблем современной внешнеэкономической деятельности. Создаваемая многоуровневая схема договорных связей на базе ССТ через использование методов гармонизации, конвергенции и мультилатерализации, проанализированных в данной работе, может помочь мировому сообществу в перспективе объединить разнообразные существующие правовые нормы в контексте переговоров ВТО в универсальную систему всеобщих стандартизированных, свободных от ограничений и дискриминации экономических отношений. Первым шагом в этом процессе становится создание различных по конфигурации ССТ не только между отдельными странами, но и группами государств, а также формирование межблоковых соглашений. ССТ в данном контексте представляются наиболее удобным комплексным типовым документом развития глобального внешнеэкономического партнерства. Именно они обеспечивают гибкий характер применения правовых инструментов при ведущей роли государства в его взаимодействии с национальными предпринимательскими структурами и, в целом, с гражданским обществом.

4. В данных условиях представляется необоснованной и плохо просчитанной на перспективу установка Министерства экономического развития России, откладывающая до момента проблематичного, вступления России в ВТО ведение всех других переговоров о снятии торговых и другого рода ограничений в сфере МЭО. Такая политика может привести к неконтролируемой потере влияния России на региональных площадках, включая латиноамериканскую. Основой политики, восстановления и укрепления российского экономического присутствия в латиноамериканском регионе, равно как и в других районах, должны стать двусторонние и многосторонние региональные, межрегиональные и межконтинентальные ССТ.' Этот вывод становится особенно актуальным с учетом заявления Председателя Правительства России В. В. Путина о том, что Россия, формирующая таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, только лишь в 2010 г. начнет новый раунд переговоров о совместном вступлении в ВТО. У России просто нет запаса времени дальше откладывать свое участие в процессах региональной либерализации торговли и инвестиционного сотрудничества.

5. Превращение стран ЛАКБ в один из центров многополярного мира делает их ценным с точки зрения практических выводов предметом исследования. В ходе изучения различных типов региональной интеграции автором на протяжении всей работы (в главах I, II и V) с применением критериев сравнительного анализа выделено три разновидности I соглашений нового типа в ЛАКБ: американская модель ССТ (на основе НАФТА), тяготеющая к формам европейского ассоциативного договора структура таможенного союза Меркосур (так называемые традиционные интеграционные блоки) и новые формы современных интеграционных объединений, основанных на взаимном обмене и обеспечении сырьевыми и финансовыми ресурсами (блок АЛБА), что обуславливает необходимость вариации подходов при выработке переговорных позиций в каждом конкретном случае.

6. Проанализировав основополагающие идеи и тактические приемы ведения переговоров главных зарубежных партнеров латиноамериканских стран, автор пришел к заключению о неприемлемости для России следования «силовой» американской линии по навязыванию принимающим странам собственных установок без учета их коренных интересов, возможно, иногда завышенных ожиданий и проводимой внутренней и внешней экономической политики. В этой связи адекватной базой для выработки собственно российских подходов представляются европейская и китайская модели поведения, ставящие во главу угла инвестиционную составляющую, усиленную «помощью развитию», I включая в нее составным элементом «содействие в развитии торговли», что является основным приоритетом государств ЛАКБ при подготовке и заключению ССТ. Для концептуальной основы разрабатываемых российских текстов соглашений могут быть использованы проекты европейских соглашений об ассоциации, предусматривающие большую степень учета интересов принимающей стороны без политического давления американской стратегии «конкурентной либерализации».

7. Сравнение в практическом плане доминирующей в регионе перуанской модели либерализации с венесуэльской схемой интеграции усилий по развитию кооперации на принципах солидарности внешнеэкономических связей дает фактический материал для обобщений, предложений и выводов. С этой целью в данной работе проведено исследование конкретных торгово-экономических особенностей двух характерных на текущий момент в регионе репрезентативных типов хозяйствования и организации внешнеэкономического взаимодействия.

С российских позиций представляется необходимым научиться находить точки взаимодополняемости экономик и взаимовыгодного пересечения интересов. Проведенный анализ позволяет установить следующий алгоритм, определяющий как фундаментальные различия двух моделей, так и общие черты в разработке стратегии взаимодействия с ними. Для Перу его можно сформулировать в следующей динамике:

1 I развитйе частного экспортоориентированного производства — политика стимулирования экспорта и привлечения инвестиций — частичный отход от торгового союза стран АС и переориентация на ССТ. В Венесуэле это — огосударствление производства и инвестиционного процесса — фактическое укрепление монотоварного экспорта с незначительными попытками его диверсификации — интеграция в рамках торгово-политического блока АЛБА и связанных с ним финансовых институтов. В первом случае доминирует чисто экономическая мотивация, во втором превалируют политические установки на развитие экономических процессов. Необходимо отметить — реализация обеих сценариев осуществляется с активным участием властей или под постоянным государственным контролем.

Если в Перу наблюдается полная либерализация, включая предоставление национального режима иностранным инвесторам, свобода репатриации капиталов, то в Венесуэле отсутствует юридическая стабильность, сопровождаемая частыми нарушениями прав зарубежных вкладчиков капитала, имеет место злоупотребление понятием приоритета «общественных интересов», отказ от конкурентной политики и жесткий валютный контроль. Несмотря на имеющиеся кардинальные различия, эти страны ориентированы на расширение внешнеэкономических связей, что объясняется императивом нынешнего этапа развития хозяйства в регионе и в мире, направленного на его глобализацию. Таким образом, перуанские j.

ССТ 'и блок АЛБА представляют диалектическое единство противоположностей и являются, по сути, выражением в' различных конкретных социально-экономических условиях одного и того же процесса — усиливающейся интернационализации хозяйственных связей через интеграцию. Этот тезис подтверждается одинаковым в терминах экономического сотрудничества отношением к России: обе страны признали рыночный статус российской экономики, поддерживают вступление России в ВТО и отменили либо предпринимают необходимые действия для полной отмены антидемпинговых пошлин на российскую I металлопродукцию, что свидетельствует о наличии объективных возможностей для развития взаимовыгодного сотрудничества в рамках как неолиберального, так неосоциалистического вариантов трансформации латиноамериканских экономик.

8. В контексте задачи по выстраиванию отношений сотрудничества с неолиберальными экономиками региона следует учитывать жесткий прагматизм последних применительно к торгово-инвестиционному и, в целом, экономическому взаимодействию, их нацеленность на диверсификацию экспорта и получение наиболее преференциальных торговых режимов в комбинации с затягиванием пропорционального открытия внутренних рынков со ссылками на асимметричность в уровнях развития. С учетом указанного фактора представляется целесообразным, ведя внешнеэкономические переговоры с этой группой государств в Западном полушарии, опираться на ССТ, как основной документ формализации их итогов, делать упор на продвижение и закрепление российских позиций по максимально возможному количеству экономических направлений (дисциплин) со ссылкой на имеющуюся практику предоставления двусторонних и блоковых преференций, а также единообразие и равенство в отношении экстра-региональных партнеров. В качестве стимула для местных партнеров в проектах договоров важно предусматривать такие специфические латиноамериканские моменты, как предоставление помощи, на развитие торговли, либеральный режим денежных переводов, упрощенные формы взаиморасчетов между банковскими структурами, патентную, защиту биоразнообразия и традиционных знаний, право производства своих вариантов лекарств с использованием базовых компонентов, но без патентных выплат, фрэнчайзинг на выпуск среднетехнологичных видов продукции и т. д.

Особое внимание при проведении коммерческих переговоров следует уделять таким направлениям как сроки и взаимность таможенного разоружения, выработка приемлемых формул для правил определения страны происхождения товаров, четкая фиксация механизмов разрешения I инвестиционных и торговых споров, минимизация перечня чувствительной" продукции, предоставление нам национальных режимов самого широкого профиля.

Важно, для избежания случаев эвентуальной выборочной дискриминации со ссылкой на особый характер отношений внутри региона иметь и предлагать возможно большему количеству потенциальных партнеров, особенно на блоковом уровне проекты ССТ с изложением типовых российских условий. При отсутствии у нас развитой теоретической базы указанного вида договорных инструментов в процессе их подготовки нельзя пренебрегать опытом такой региональной «лаборатории» ССТ, какой является МАБР. Указанная тематика должна I найти адекватное ей место в планах исследований отечественных научных центров (ИЛА РАН, ИМЭМО, МГИМО, РАГС и других).

9. В целом, необходимо добиваться снижения расходов по фрахту, особенно со странами Тихоокеанского побережья ЛАКБ, так как большинство морских транспортных маршрутов проходят через Панамский канал с перегрузкой в европейских портах. Необходимо шире практиковать создание совместных предприятий, включая сборочные, сбытовой сети и другой необходимой' инфраструктуры, использования нетрадиционных коммерческих операций, (например, лизинга, а также выработать I приемлемые в каждом конкретном случае платежно-расчетные механизмы. С целью оказания конкретной помощи российским организациям в расширении деловых операций необходимо заключение межбанковских соглашений о взаимном предоставлении кредитных лимитов при расчетах, создание совместных фондов, использование возможностей и преимуществ авторитетных на континенте традиционных финансовых структур, как МАБР и АКР. При выполнении базовой задачи — выходе на подписание двустороннего или многостороннего ССТ, условия которого включали бы выполнение и регулирование перечисленных выше специфических моментов, экономические отношения между Россией и группой латиноамериканских стран неолиберальной экономической ориентации имеют хорошие перспективы развития.

10. В конкретных условиях Венесуэлы, где ССТ рассматриваются как проявление «политики империализма», наиболее перспективным является подход, основанный на наращивании сотрудничества по государственной линии при всемерном расширении межправительственной и межведомственной договорно-правовой базы с упором на отдельные стратегические отрасли через привлечение крупных компаний с участием государства. Здесь уже не традиционные ССТ, а более сложная и разноуровневая система комплексного договорно-правового взаимодействия, формируемая с обязательным участием государственных ведомств, должна составить основу и обеспечить гарантии на государственном уровне по развитию устойчивого торгово-инвестиционного сотрудничества при учете возрастающей роли двусторонних кредитно-финансовых институтов, например, двустороннего банка.

11. Для минимизации рисков его деятельности в условиях сложной внутриполитической и экономической ситуации (форсирование процессов национализации, попытки ограничения частной собственности при тотальном государственном регулировании, неэффективность и забюрократизированность. госаппарата, ущемление правиностранных I инвесторов) представляется целесообразным:

— при сохранении решающего голоса у российской стороны обеспечить приоритетное финансирование ключевых проектов в области стратегических российских интересов в Венесуэле;

— с самого начала применять только и исключительно коммерческие принципы при принятии решений о финансировании проектов и предоставлении кредитов,.

— работать на условиях софинансирования с региональными I кредитно-финансовыми институтами, например, Андской корпорацией развития.

— в связи с жесткими валютными ограничениями в Венесуэле I работать с других операционных площадок в третьих странах, переводя средства на венесуэльскую территорию только при наличии реального, должным образом юридически оформленного, обеспечения за рубежом;

— использовать в качестве приоритетного обеспечения акции, принадлежащие венесуэльским государственным структурам в будущих совместных предприятиях, поставки энергоресурсов на мировой рынок с аккумулированием полученной выручки на залоговых счетах за рубежом и т. д.

12. Отечественным предприятиям и организациям, стремящимся к I работе 'на венесуэльском рынке, необходимо предоставление поддержки, включая информационную. Оказание помощи в вопросах финансирования, в том числе, предоставление гарантий по страхованию операций и экспортных кредитов. Важным элементом содействия продвижению российских интересов в регионе может стать установление ассоциированного участия российских компаний и организаций в торгово-коммерческой деятельности (скажем, «своповые» поставки нефти или софинансировние совместных инвестиционных проектов) со структурами блока АЛБА и связанных с ним финансовых институтов.

13. Особой поддержки со стороны государства требует реализация российскими компаниями в Венесуэле крупных инвестиционных проектов в области нефтяной и газовой промышленности, строительстве и модернизации металлургических объектов, электроэнергетике, для чего I целесообразно создание отраслевых консорциумов. По этим стратегическим направлениям представляется обязательной не только координирующая роль государственных организаций (МИД, Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли и других ведомств), но и конкретная помощь с их стороны отечественным компаниям в плане предоставления стимулов и льгот для принятия не всегда экономически обоснованных требований партнеров.

14. Строительство сборочных предприятий для выпуска продукции на месте пока не является, целесообразным, по крайней мере, на данном j этапе из-за сложных социально-политических проблем, неопределенности перспектив идеологизированной инвестиционной политики, не предоставляющей стимулы и должные гарантии иностранным вкладчикам капитала. В дальнейшем, по мере стабилизации ситуации и укреплении базы двустороннего взаимодействия, возможно использование опыта Китая и некоторых других стран по постепенному осуществлению небольших по объемам капиталовложений в отраслях обрабатывающей промышленности, обязательно при наращивании связей в ключевых сферах сотрудничества. Интересы венесуэльской стороны по главным i направлениям, включая ВТС, энергетику, должны стать дополнительной гарантией для прочих российских инвестиций.

Обобщающим выводом служит утверждение о том, что восстановлению российского экономического присутствия в ЛАКБ, также как и в других регионах, в условиях проведения инновационной модернизации собственного хозяйства будет способствовать опора на принцип «открытого регионализма», эффективное участие государственных органов в регулировании торгово-инвестиционных связей. С российской стороны должна быть усилена роль государства в создании на региональных площадках благоприятных условий для отечественного бизнеса. Путь к этому в Латинской Америке лежит через подготовку и подписание ССТ, а также реализацию других видов договорно-правовых отношений (установление торгово-экономических отношений с блоком АЛБА). При этом использование этих механизмов должно быть ориентировано преимущественно на многосторонние (кластерные) интеграционные объединения, не упуская из поля зрения в то же время специфику отдельных стран.

Внешняя торговля и инвестиции — это не только коммерция, но и выверенная, основанная на научном подходе, внешнеэкономическая политика, а политика делается государством. В данной диссертационной работе предпринята попытка внести определенный вклад в разработку российской государственной торгово-инвестиционной стратегии по отношению к политически и экономически важному региону Латинской Америки и Карибского бассейна.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Научные монографии, статьи и материалы, изданные на русскомязыке:
  2. А.И. Сценарии международных отношений России в XXI веке. Выступление на конференции «Инновационный фактор национальной и региональной конкурентоспособности России». Сочи, 6.02.2006 г.
  3. Агостин Мануэль Р., Френч-Дэвис Р. Либерализация торговли в Латинской Америке. // Латинская Америка, 1996. № 3.
  4. Азиатско-Тихоокеанский регион в условиях глобализации (тематический сборник). М.: Дипломатическая академия МИД России. Институт актуальных международных проблем, 2001.
  5. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 1999.
  6. Е., Евсеев В. Перспективные направления роста внешнеэкономической активности России. // Экономист, 2002. № 2.
  7. А.Н. Целесообразные сдвиги в геоэкономических направлениях внешнеэкономических связей России в контексте стратегии национальной безопасности. // Российский внешнеэкономический бюллетень, 2006. № 9.
  8. А.Н., Оболенский В. П. Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве. Россия в глобализирующемся мире: Политико-экономические очерки. М.: Наука, 2004.
  9. А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России: сценарии до 2030 г. М.: ИЭ РАН, 2008.
  10. А.В. Макроциклическая динамика в экономике латиноамериканских стран. Диссертация. М.: ИЛА РАН, 2004.
  11. А.В., Теперман В. А., Шереметьев И. К. Латиноамериканский опыт модернизации: итоги экономических реформ первого поколения. М.: ИЛА РАН, 2002.
  12. А.В. Долгосрочные тенденции в динамике региональной экономической интеграции. — Международная конференция «Глобализация развития, новые ориентиры России и Латинская Америка». Тезисы докладов. 25−26 апреля 1996 г. ИЛА РАН. М., 1996.
  13. М.Ю. Чили: под знаком свободной торговли. // Латинская Америка, 2004. № 1.
  14. Бхагвати Дж,. В защиту глобализации. Пер. с англ. / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Ладомир, 2005.
  15. Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. / Под ред. А. Д. Воскресенского. М.: МГИМО РОССПЭН, 2002.
  16. Всемирная история экономической мысли: в 6 т. М.: Мысль, 1994.
  17. Гарсиласо де ла Вега, Инка. История государства инков. Л., 1974.
  18. С.Ю. О стратегии развития российской экономики. Центральный экономико-математический институт, научный доклад. М., 2001.
  19. А.Н. Региональная интеграция: к новой парадигме развития?// Латинская Америка, 1996. № 12.
  20. Глобализация мирового хозяйства. / Под ред. М. Н. Осьмовой. М.: ИНФРА-М, 2006.
  21. М.В. Оптимальные валютные зоны и долларизация экономики. // Латинская Америка, 2006. № 9.
  22. М.В. Опыт валютного регулирования в Чили. //I
  23. Латинская Америка, 2007. № 2.
  24. Р.С. Место и шансы России в мировой экономике. М.: Международная академия менеджмента. Научные труды. Выпуск VI, 2005.
  25. Дж. Экрномические теории и цели общества. М., 1986. I
  26. В.М. Латиноамериканская периферия мирового капитализма. Очерки социально-экономического развития. Диссертация. М., 1991.
  27. В.М. Проблемы периферийного капитализма. // Латинская Америка, 1991. № 3
  28. В.М., Теперман В. А., Бобровников А. В. Феномен финансовой глобализации: универсальные процессы и реакция латиноамериканских стран. М.: ИЛА РАН, 2000.
  29. О.И. США Центральная Америка: плюсы и минусы ЗСТ. // Латинская Америка, 2008. № 7.
  30. В. Что может экспортировать Россия? // Экономика России — XXI век, 2002. № 3.
  31. В.Л., Старые противоречия «нового» империализма. // Библиобзор, 2004. № 3.
  32. Н.Н., Глобальные проблемы современности. М., 1981.
  33. Интеграция в западном полушарии на пороге XXI века. М.: Институт Латинской Америки РАН, 1999.
  34. Ф.Э., Фалетто Э. Зависимость и развитие Латинскойt
  35. Америки. Опыт социологической интерпретации. М.: ИЛА РАН, 2002.
  36. А.Т., Фоломьев А. Н. Национальная система венчурного инвестирования. М.: Экономика, 2001.
  37. В.А. Опыт догоняющего развития (на примере стран Латинской Америки и Восточной Азии). Диссертация. М.: ИЛА РАН, 2002.
  38. В.М. Глобальные проекты и национальные интересы. http://worldcrisis.ru/crisis/215 410/parent-rubr=wc glpr
  39. В.М. О неолиберальной модели глобализации. // Мировая экономика и международные отношения, 1999. № 10.
  40. Н.Д. Избр.соч. М.: Экономика, 1993.
  41. r.Mt. Интеграция в Латинской Америке в кн. «Международная экономическая интеграция», уч. пособие. / Под ред. Н. Н. Ливенцева. М.: Экономистъ, 2006.
  42. Н. Глобализация: сущностные и международно-политические аспекты. // Мировая экономика и международные отношения, 2001. № 3.
  43. В.В. Внешняя торговля Чили на рубеже веков: особенности развития. // Латинская Америка, 2006. № 8.
  44. С. Перспективы России в развитии современных мирохозяйственных тенденций. // Экономист, 2002. № 1.
  45. В.И. Государственное регулирование российской экономики. М.: Изд-во РАГС, 2005.
  46. В.И. Траектория экономических трансформаций. М.: Экономика, 2004.
  47. Т.В. Североамериканская интеграция: экономические и политические аспекты. М.: Наука, 1987.
  48. А. А. Анд екая группа: от застоя к модернизации. // Латинская Америка, 1997. № 7.
  49. А.А. ЮАСН новый экономическо-политический блок. // Латинская Америка, 2006. № 1.
  50. А.А. Роль, Латинской Америки в отстаивании интересовIразвивающихся стран в ВТО. // Латинская Америка, 2007. № 11.
  51. Н.Н., Костюнина Г. М. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных, стран). М.: Экономист, 2004.
  52. Я.Д. Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации». М.: Экономика, 2007.
  53. Я.Д. Чили: стратегия торговой либерализации. // Латинская Америка, 2008. № 4.
  54. Ю.М. Перу: особенности современного хозяйственного комплекса. М.: ИЛА РАН, 2008.
  55. Ю.М. Соглашения о свободной торговле: латиноамериканский опыт. М.: ООО «Аванглион», 2009.
  56. Н.С. Очерки новой и новейшей истории стран Центральной Америки. М., 1975.
  57. Л.Ш., Райзберг Б. А., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2008.
  58. Х.К. Семь очерков истолкования перуанской действительности. М., 1963.
  59. Международные экономические отношения. / Под ред. Н. Н. Ливенцева. М.: МГИМО (У): Проспект, 2005.
  60. В.В. Глобализация, регионализация и региональная интеграция. Восток / Запад: Региональные подсистемы и региональныепроблемы международных отношений. / Под ред. А. Д. Воскресёнского. М.: МГИМО (У), РОССПЭН, 2002.
  61. Ю.Н. Банк Юга новый инструмент развития. // Латинская Америка, 2008. № 10.
  62. Л.Б. Страны Латино-Карибской Америки в ВТО. // Латинская Америка, 2007. № 3.
  63. Основы торговой политики и правила ВТО. М.: Международные отношения, 2005.1
  64. А.В. Восходящие страны-гиганты на мировой сцене XXI века. «Круглый стол» в Институте Латинской Америки «Восходящие страны-гиганты: потенциал их взаимодействия и роль в мировой экономике». // Латинская Америка, 2005. № 5.
  65. Открытые документы Посольств России в Перу и Венесуэле, 2005−2008 г. г.
  66. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995.
  67. В. Основы национальной экономики. М.: Экономика, 1996.
  68. В.В. Глобализация и государство. М.: Изд-во РАГС, 2005.
  69. В.В. Экономическая идеология и внешнеэкономическая политика России. М.: Анкил, 2007.
  70. Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива. М.: ИЛА РАН, 1992.
  71. В.В. Бизнес и глобализация. // Дипломатический вестник, 2000. № 12.
  72. В.В. Россия АТЭС: проблемы и перспективы сотрудничества. // Дипломатический вестник, 2003. № 11.
  73. Региональная интеграция и Европа. Сб. научных трудов. / Под ред. Л. И. Глухарева. М.: Изд-во Московского университета, 2001.
  74. Э. ОсновЬ1 экономической теории: экономический рост и развитие. М.: Наука, 2001.
  75. В.В. Экспортный потенциал России: состояние, ориентиры и условия развития. // Внешнеэкономический бюллетень, 2004. № 7.
  76. Россия в АТЭС и в АТР. / Отв. ред. И. Д. Иванов и др. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2001.
  77. К.Н. Венесуэла: репортаж с нейтральной полосы. // Латинская Америка, 2008. № 9.
  78. К.А. Теория и история развития международного разделения труда. М.: Изд-во Московского государственного университетаIлеса, 2004.
  79. С.Н. Глобализация: политико-экономические вызовы для России. В кн. «Россия в глобализирующемся мире. Политико-экономические очерки». М.: Наука, 2004.
  80. Н. Глобализация и неравномерность мирового развития. // Мировая экономика и международные отношения, 2001. № 3.
  81. С.А. Оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях риска и неопределенности: теория ожидаемого эффекта. М.: Наука, 2002. I79. де Сото Э. Загадка капитала. М.: Олимп-Бизнес, 2004.
  82. Д.А. Новая экономическая стратегия. // Латинская Америка, 2004. № 3.
  83. Дж. Глобализация: тревожные тенденции. Пер. с англ. и примечание Г. Г. Пирогова. Национальный общественно-научный фонд. М.: Мысль, 2003.
  84. Стратегические ориентиры внешнеэкономических связей России в условиях глобализации: сценарий до 2025 года. / Под общ. ред. С. А. Ситаряна, отв. ред. А. Н. Барковский. М.: Наука, 2005.
  85. В.М. Евросоюз Меркосур: стратегия партнерства. // Латинская Америка, 2007. № 5.
  86. В.А. Россия Перу: формирование отношений впереходный период. М.: ИЛА РАН, 1998. «
  87. В.А. Феномен Фухимори: авторитаризм versus демократия. М.: ИЛА РАН, 2002.
  88. И.С. Интеграция экономик в рамках АТЭС. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО „Саратовская государственная академия права“, 2008.
  89. И.С. Создание зон свободной торговли как двигатель глобальной либерализации. // Проблемы Дальнего Востока, 2006. № 6. •
  90. А.Н. Инновационное инвестирование. СПб.: Наука, 2002.
  91. В.Н. Международная экономическая интеграция. М.: МГИМО (У): Изд-во „АНКИЛ“, 2002.
  92. Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000.
  93. .А. Оффшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. М.: Экономика, 2008.
  94. .А. Россия в условиях глобализации и регионализации современного мира (2007−2015). М.: ИЭ РАН, 2007.
  95. Н.Н. Латинская Америка: неолиберальная трансформация национальных банковских систем. Диссертация. М.: ИЛА РАН, 2007.
  96. И.К. Десятилетие роста и развития? // Латинская Америка, 2008. № 4.
  97. Г. К., Володин А. Г., Лунев С. И., Салицкий А. И. Глобализация и регионализация: формирование геополитического пространства. М.: ИМЭМО РАН, 2006.
  98. Г. К., Регионализация: Новые тенденции мирового развития на рубеже XX и XXI веков. // Новая и новейшая история, 2004. № 4.
  99. Ю.В. Интеграция и дезинтеграция: корректировка концепции. // Мировая экономика и международные отношения, 1993. № 10.j
  100. Ю.М. Догоняющее развитие в эпоху глобализации. М.: ВАВТ, 2006.
  101. Ю.М. Отечественная теория региональной интеграции: опыт прошлого и взгляд в будущее. // Мировая экономика и международные отношения, 2006. № 4.
  102. В. Л. Интеграция как глобальная тенденция современности. М.: Граница, 2000. о
  103. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс,
  104. Научные монографии, статьи и материалы, изданные на иностранныхязыках:
  105. Abreu М. P. de The Political Economy of Economic Integration inthe Americas: Latin American Interests in the book „FTAA and Beyond:
  106. Prospects for Integration in Americas“. Edited by A. Estevadeordal, D. Rodrik, i
  107. A.Taylor and A.Velasco. Harvard University Press. Cambridge, MA, 2004.
  108. Abreu P. China’s Emergence in the Global Economy and Brazil. Working paper of IADB. Washington D.C., 2004.
  109. Agro: el mercado interno luego de las negociacione. La Revista Agraria, 2006, № 71, Lima.
  110. Appendini K. The Challenge to Rural Mexico in an Open Economy. Edited by L. Rienner Publishers. Washington D.C., 2003.
  111. Arellano R. Implications of China’s Emergence in the Global Economy for Latin America: The Case of Mexico. Working papers of Integration and Regional Programs Department of IADB. Washington D.C., 2004.
  112. Articulo 26 de CARICOM. Protocolo IV (politica comercial) у el articulo 59 del Protocolo Vll de CARICOM (paises, regiones у sectores desaventaj ados).
  113. Articulo 109 del Acuerdo de Cartagena. Secretaria General de la CAN. Lima, 2000.
  114. Balance of Payment and International Trade in Services.
  115. EUROSTAT. Luxemburgo, 2005. i
  116. Baldwin R., Martin P., Ottaviano G. and Robert-Nicoud F. Economic Geography for Public Policy. Prinston University Press, Prinston, NJ, 2003.
  117. Baldwin R. A Domino Theory of Regionalism. National Bureau of Economic Research. Working paper 4465. Cambridge, MA, 1993.
  118. Banco de Bilbo у Vizcaya-Argentaria. Economic Research Dpt. Working Papers. N0808. Madrid, 2009.
  119. Banco Central de Reserva del Peru (BCRP). Desarrollo Economico Reciente у Perspectivas 2004−2005. Lima, Marzo 2004.
  120. Banco Central de Venezuela (BCV). Memoria Anual 2007. Caracas, 2008.
  121. Barientos F. P. Algunas Reflexiones sobre el Tratado de Libre Comercio Revista de UNMSM, 2005, № 25, Lima.
  122. BCV. Mensaje de fin del ano 2008. El Universal (Venezuela), 30.XII.2008.
  123. Bergsten C. Fred NEW REGIONAL ARRANGEMENTS AND THE WORLD ECONOMY. Institute for International Economics. Washington, DC, June 2005.
  124. Bergsten C. Fred Competitive Liberalization and Global Free Trade A Vision for the Early 21st Century. Working papers N96−15. Institute for International Economics. Washington, D.C. Available at www .iie.com/publications/wp/l 996/96−15 .htm.
  125. Bergsten C. Fred' The Global Trading System and the Developing Countries in 2000. Working Papers 99−6. Institute for International Economics. Washington D.C., 1999.
  126. Bergstein C. Fred Towads a Free Trade Area of the Asia Pacific. Policy Briefs Working Papers. Institute for International Economics. Washington D.C., February 2007.
  127. Bermudez M.F. Encajando el crecimiento financiero. Comercio у Production, 2006, № 2322.
  128. Birdsall N. LIFE IS UNFAIR: INEQUAL1TY IN THE WORLD. -Foreign policy. Carnegie Endowment for International Peace. Washington, summer 1998. „
  129. Bhagwati J., Panagariya A. Preferential Trading Areas and Multilateralism / The Economics of Preferential Trade Agreements. Ed. by J. Bhagwati, A. Panagariya. The AEI Press. Washington, 1996.
  130. Bhagwati J., REGIONAL1SN and MULTILATERALISM: AN OVERVIEW. In the book „New Dimentions in Regional Integration“. Ed. By Jaime de Melo and Arvind Panagariya. Cambridge University Press. Cambridge, 1993.
  131. Blazquez-Lidoy J., Rodriguez J. and Santiso J. Angel or Devil?
  132. Chinese Trade Impact on Latin American Emerging Markets. Working paper i
  133. Banco Bilbao Vizcaya Argentaria (BBVA). Buenos Aires, 2004.
  134. Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995.
  135. Camara de Comercio de Lima (CCL). Papeles de Trabajo. Lima, 2005.
  136. Camara de Comercio Peruano-Americano (AmCham). Origin and Histoiy of United States Investment in Pern. Contact, Lima, 2005.
  137. Cameron M. and Tomlin Brian W. The making of the NAFTA: How the Deal was Done. Cornel University Press. N.Y., 2000.10. Canadian Tariff Treatment for Commonwealth Caribbean Countries. WTO/L/175. Geneva, September 1996.
  138. Carrere C. and de Melo J. Are rules of origin equally costly? Estimates from NAFTA. Ed. The Origin of Goods. Oxford University Press, Oxford, 2006.
  139. Carribian Basin Economic Recovery Act. US International Trade Commission (USITC). 14th Report. Washington D.C., September 1999.
  140. Centro de Investigaciones Economicos. Evaluation del Proyecto Bolivariano. Caracas, 2008.
  141. Citigroup of Switzerland. Working papers #96−5. Geneva, 2004.
  142. Christman D.W. and Heimann, J.G. Andes 2020: A New Strategy forthe Challenges of Colombia and the Region. Council on Foreign Relations. N.Y., i2004.
  143. Claro C. Implications of China’s Emergence in the’Global Economy for Latin America and the Caribbean Region: Chile. Working paper of IADB. Washington D.C., 2004.
  144. Comision Europea. La Union Europea у America Latina: actualidad у perspectivas del fortalecimiento de la asociacion 1996−2000. Comunicacion de la Comision al Consejo у al Parlamento Europeo COM (95)495 final. Bruselas, 23.10.1995.
  145. Comision Europea. Una asociacion reforzada entre la Union Europea iу America Latina. Comunicacion de la Comision al Consejo у al Parlamento Europeo- COM (05)636 final. Bruselas, 8.12.2005. /
  146. Comision Europea. Economic Partnership Agreements: A New Approach in the Relations between the European Union and the ACT Countries. The Caribbean“. Bruselas, 2005.
  147. Congreso de la Republica. Constitution Politica del Peru. Lima, Mayo 2004.
  148. Congreso de la Republica,. Ley de Responsabilidad Financiera у Transparencia Presupuestaria № 27 985. El Peruano, Lima, 29.XI.2003.
  149. Congreso de la Republica. Ley de Inversiones Privadas en el Sector Publico № 26 885. El Peruano, Lima, 4.III.1993.
  150. Consejo de Mercado Comiin de Mercosur. Integracion у funcion^miento del fondo para la convergencia estructural у fortalecimiento de la estructura institucional del Mercosur. Decision MERCOSUR/CMC/DEC No. 18/05. Montevideo, 2005.
  151. Cornejo R. and Harris J. Convergence in the Rules of Origin Spagetti Bowl: A Methodological Proposal. Preliminary version of LADB. Washington D.C., July 2007.
  152. Correa C. Implementation of the TRIPS Agreement in Latin America and the Caribbean. European Intellectual Property Review. London, 1997, № 8.
  153. Datos operativos de la compania estatal PeruPetro. Lima, 2005.
  154. Data on US textiles imports. U.S. Office of Textiles and Apparel (OTEXA). Department of Commerce-International Trade Administration, Washington D.C. Available at http://otexa.ita.doc.gov (accessed August 2004).
  155. De Ferranti D. and Ody A. J. Key Economic and Social Challenges for Latin America: Perspectives from Recent Studies. Working papers of Brookings Institute. Washington D.C., 2005.
  156. De Soto, H. The Other Path: the invisible revolution in the third world. Ed. Harper Collins. N.Y., 1989.
  157. Delvin R. and Estevadeordal A. What’s new in the New Regionalism in the Americas. Banco Interamericano de Desarrollo, Washington D.C., 2000.
  158. Delvin R., Estevadeordal A., Rodriguez-Clare A. The Emergence of China: Opportunities and Challenges for Latin America and the Caribbean. LADB and David Rockefeller Center for Latin American Studies. Harvard University. Washington D.C., 2006.
  159. Department of Foreign Affairs and International Trade data, Canada, 2000.
  160. Gobierno insistira en TLC con EE.UU. La Nacion (Costa-Rica), 20.IV. 1997.
  161. Diez Conseco J. Peru у Mercosur: Lecciones para el TLC La Republica (Peru), 18.IV.2004.
  162. C.M. ^Puede crecer mas? Consultoria „Apoyo Publicaciones“. Lima, 2007.
  163. Dolzer R. and Stevens M. Bilateral Investments Treaties. Martinus Nijhoff Publishers. Boston, 1995.
  164. Dos Santos T. The Structure of Dependance. Readings in U.S. Imperialism. Ed. by K.T.Farm & D.C.Hodges. Boston, 1971.
  165. Estevadeordal A., Shearer M., Suominen K., Multilateralizing RTAs in the Americas: State of Play and Ways Forward. Working papers prepared by LADB. Washington D.C., September 2007.
  166. Estevadeordal A., Shearer M., Suominen K. Multilateralizing RTAs in the Americas: State of Play and Ways Forward. Working papers. Geneva, September 2007.
  167. Estevadeordal A. and Suominen K., From Distant Neighbors to Close Partners: FTAA and the Patten of Trade. Harvard University Press. Cambridge, 2004.
  168. Estevadeordal A., Harris J. and Suominen K. Multilateralizing Preferencial Rules of Origin around the World. WTO/Trade/CERP Conference, Geneva, September 2007.
  169. Ezeta C. J. Zonas Francas у ОМС. Comercio Exterio, CCL, Lima, 2004, № 167.
  170. Financiamiento del Sector Exportador. -Peru Exporta. Lima, 2005, № 319.
  171. Fishlow A. Brazil: FTA or FTAA or WTO in the book „Free Trade Agreements“. Edited by J.Schott. Institute for International Economics. Washington D.C., April 2004.
  172. Flint C. and Mattoo F. Regional Agreements and Trade in Services: Policy Issues. Journal of World Trade, Vol.40, Nol.
  173. French-Devis R. Poh’ticas Macroeconomicas para el Crecimiento. -Revista de la CEPAL, Santiago, 1996, N60.
  174. Galperin C., Girado G. and Rodriguez-Diez E. Implicancias para America Latina del nuevo rol de China en la economia internacional: el caso Argentino. Working paper of IADB. Washington D.C., 2004
  175. Garay LJ. and Cornejo R. Metodologia para el Analisis de Regimenes de Origen: Aplicacion en el Caso de las Americas. INTAL-ITD-STA Documento de Trabajo 8. IADB. Washington, D.C. 2002.
  176. Gobierno Bolivariano de Venezuela. Proyecto Nacional Simon Bolivar primer plan socialista. Desarrollo economico у social de la Nation 20 072 013. Caracas, Septiembre 2007.
  177. Gobierno del Peru. Plan Estrategico Nacional Exportador 2003−2013 (PENX). Lima, 2003.
  178. Gonzalez C. Propuesta por la Competitividad. Peru Exporta, Lima, 2005, № 37.
  179. Granados J. and Cornejo R. Convergence in the Americas: Some Lessons from the DR CAFTA Process. — The World Economy, Vol. 29, #7. Blackwell Publishing, Oxford, July 2006.
  180. Granados J. Zonas Francas у otros regimenes especiales en un contexto de negociaciones comerciales multilaterales у regionales. Occasional paper N20, January 2003.
  181. Grana A. Competitividad: Compulsion Peligrosa. Revista de la Facultad de Ciencias Economicas de la Universidad Nacional Mayor de San Marcos (UNMSM), Lima, 2005, № 25.
  182. Griffiths R. Developing World 99. Ed. Dushkin-McGraw Hill, C.T., 1999.
  183. Haines Ferrari M. The Mercosur Codes. British Institute of International and Comparative Law. London, 2000.
  184. Hakim P. The Uneasy Americas. Journal Foreign Affairs No.80. March-April 2001.
  185. Harris J. Measurement and Determinants of Rules of Origin in Preferential Trade Agreements. Ph.D. Dissertation. University of Mariland, USA, 2007.
  186. Hart M., Dymond В., Robertson C. Decision at Midnight: Inside the Canada-US Free Trade Negotiations. UBS Press. Vancouver, B.C., 1994.
  187. Hathaway D. US-Central American Free trade Agreement: Main Impacts on Agricultural Products. In „Agricultural Liberalization in the FTAA and WTO“. IADB, Washington D.C., 2004.
  188. Hick, L.L. and Holbein J. R. Convergence of National Intellectual
  189. Property Norms in International Trading Agreements. American Universityi
  190. Journal of International Law and Policy No. 12, 1997.
  191. Hornback J.F. The US-Chile Free trade Agreement: Economic and trade Policy Issues. Congressional Research Service. Report RL 3114. Library of Congress, Washington D.C., 2003.
  192. Hufbauer G. C., Kotschwar B. and Wilson J. Trade, Standards and Development Perspectives for Central America. Trabajo presentado en el Taller sobre facilitation del comercio, Julio 2000, ' www. Worldbank.org/reseach/trade/conference/WBIOASpapers.htm
  193. Hufbauer G.C., Schott Jeffrey J. NAFTA Revisited: Achievments and Challenges. Institute for International Economics. Washington D.C., October 2005.
  194. Ianchovichina E. and Martin W. Trade Liberalization in China’s Accession to the World Trade Organizatio. Working paper No.2623, World Bank. Washington D.C., June 2001.
  195. Istituto Nacional de Estadfstica e Informatica (INEI). Compendio Estadistico 2005. Lima, 2006.
  196. International investment agreements / UN. Conf. on trade and development. N.Y., UN, 2004. Vol. 1. — XXIII.1<Ю. Illescas J. Com6 se tratan las inversiones con el TLC. Peru Economico, Lima, 2005, № 6.
  197. Kotschwar В. Normas у Obstaculos Tecnicos al Comercio. Ed. OAE „Hacia el Libre Comercio en las Americas“. Brookings Institution Press. Washington D.C., 2000.
  198. Krugman P. The Move Towards Free Trading Zones/Policy Implications of Trade and Currency Zones. Federal Reserve Bank of Kansas City. Wyoming, 1991.
  199. Krugman P. Trade Policy and Market Structure. http://www.princeton.edu/pkrugman.
  200. Kuczynski Pedro-Pablo and Williamson J. After the Washington Consensus: Restarting Growth and Reform in Latin America. Institute for International Economics. Washington D.C., 2003
  201. Kyvik N. H. The Global Textile and Clothing Industry Post the Agreement on Textiles and Clothing». WTO, Geneva, 2004.
  202. Lacalle de Herrera L. A. Mercosur: projects and perspectives. [email protected]
  203. La Presencia de Peru en APEC. Presencia de CONFIEP, Lima, 2005.
  204. Las Remesas ' Como Instrumentos de Desarrollo. Banco Interamericano de Desarrollo (el BID). Fondo Multilateral de Inversiones. • Washington D.C., 2007.
  205. Lipsey R.G. The Theory of Customs Unions: A General Survey. International Trade. Harmondsworth, 1974.
  206. Londono C. Free Trade Area of the Americas (FTAA) Conformity Assessment Structure. Publicacion Especial 941 de IIST, Department of Commerce. 1999, www.ts.NlST.gov.
  207. J. «Politica Economica» de los Tratados de Comercio.- Revista deUNMSM. Lima, Marzo 2005, № 25.
  208. Llanos M. Costos у Beneficios de Libre Comercio. Revista de UNMSM. Lima, 2005, № 25.
  209. Machlup F. A History of Thought on Economic Integration.. i
  210. Basingstoke. London, 1977.
  211. Mackay D., Robert M. and Plank-Brumback R. M. Comercio de Bienes у de Productos Agricolas. Ed. OAE «Hacia el Libre Comercio en las Americas». Brookings Institution Press, Washington D.C., 2000.
  212. Martin P.L. Migration. Bjorn Lomborg Editor. Cambridge University Press, Cambridge, 2004.
  213. Marulanda N. R., Estevadeordal A., Kalil, P., Carciofi A., Ricardo R. Integration Solidaria para la Competitividad Global. BID. Washington D.C., 2006.
  214. Mathews J. C. Productos bandera: imagen del Peru en el mercado nacional. Punto de Equilibrio. Lima, 2005, № 31.
  215. MERCOSUR/CMD/DEC.No!04/97, Anexo II.
  216. Mobilizing Aid for Trade: Focus on Latin America and the Carribean. Working papers WTO & IADB Conference. Lima, September 2007.
  217. North American Free Trade Agreement: Assessment of Major Issues, 1. Vol.1.
  218. OECD. Agricultural Policies in OECD Countries. Brussels, 2002.
  219. Odebrecht E. Regional Integration: factor of sustainable development. Diplomacy, Stratigy&Politics Revew (DEP). Raul Prebisch Project. Brazil, April-June 2007, № 6.
  220. M. у Wilson S. Making MigRemittances Count. IADB. Washington D.C., 2005.
  221. Overseas Development Institute (ODI). Views on Aid for Trade byi
  222. Multilateral Organizations: World Bank, ITC, IMF. Compilation of inputs to Aid for Trade Task Force. London, 2006.
  223. Parga C. Derechos de Propiedad Intelectual. Ed. OAE «Hacia el Libre Comercio en las Americas». Brookings Institution Press. Washington D.C., 2000.
  224. Pastor R. Toward a North American Community: Lessons from the Old World for the New. Institute of International Economics. Washington D.C., 2001.
  225. PDVSA. Memoria Annual. Caracas, 2007.
  226. Pereira V. Toward the Common Market of the South: Mercosur’s Origins, Evolution and Challenges. En Mercosur: Regional Integration. World Markets. Ed. R.Roett. Brazil, 1999.
  227. Perot R. and Choate P. Save Your Job, Save Our Country: Why NAFTA Must be Stopped Now. Ed. Hyperion. N. Y., 1993.
  228. Phisalaphong Romdej. The impact of economic integration programs on inward foreign direct investment. Erasmus University. Rotterdam, 2004.
  229. Plan Simon Bolivar 2007−2013. Edition Especial del Gobierno de la Repiiblica Bolivariana de Venezuela. Caracas, 2007.2?1. Positive Balance.' Hola Europa, International Business magazine. Lima, Agosto 2005.
  230. Prolnversion. Oportunidades de Inversion у Facilidades para la Inversion Privada. Documento de Trabajo № 3. Lima, 2005.
  231. Prolnversion. Investment Guide in Peru. Foreign Investments, Lima, 2005.
  232. Prolnversion. Guia de Inversiones en el Sector Mineria. Lima, 2005.
  233. Prolnversion. Prospecto de Inversion. Concesion del Corredor Vial Amazonaz Centro del Plan de Action para la Integration de Infraestructura Regional Sudamericana (IIRSA). Lima, 2005.
  234. PROMPEX. Pern Trade. Lima, 2006, № 4.
  235. PROMPEX. Compendio Mision a Rusia у Europa del Este. Lima, 2005.
  236. PROMPEX. Documentos de Trabajo. Perfil de Mercado de Rusia. Lima, 2006.
  237. Prusa T. J. Preferential Trade Agreements and the Incidence of Antidumping duties. Working papers prepared for IATB WTO conference «Regional Rules in the Global Trading System». Washington D.C., 2005.
  238. Quijano A. Coloniality of power, globalization and democracy. San Marcos University. Lima, 2005.
  239. Regional Trade Agreements: Scope of RTA. web-site: www.wto.org/home/trade topics/regional trade agreements.
  240. Resolution 152/96 del GMC del 13 de diciembre de 1996 у Resolution 61/97 del GSM del 13 de dicimbre de 1997.
  241. Robert M. Inversiones. Ed. OAE «Hacia el Libre Comercio en las Americas». Brookings Institution Press. Washington D.C., 2000.
  242. Rodriguez-Clare A. Costa Rica’s Development Strategy Based on Human Capital and Technology. Report prepared for UNDP. N.Y., 2001.
  243. Rojas-Suarez L. and Weisbrod S.R. Financial fragilities in Latin America. The 1980s and 1990s. IMF, Occasional papers N132, Washington D.C., 1995.
  244. Roy M., Marchetti J. and Lim H. Services Liberalization in the New Generation of Preferential Trade Agreements. WTO Economic Research and Statistic Division. Staff Working paper ERSD-2006−07. Geneva, September 2006. '
  245. Ruggiero R. Comments to «FREE TRADE AGREEMENTS» by J.Schott. Institute for International Economics, Washington, DC, April 2004.
  246. Salazar-Xirinch J.M., Maryse, R. Hacia el libre comercio en las Americas. Brookings Institution Press. Washington, DC, 2001.
  247. Salazar-Xirinach J.M. and Granados J. The US Central America Free Trade Agreement: Opportunities and Challenges. Edited by J.Schott. Institute for International Economics. Washington D.C., April 2004.
  248. Schiff M., Winters A. Regional Integration and Development. The World Bank, Washington, 2003.
  249. Schott, Jeffrey J. FREE TRADES AGREEMENTS, US STRATEGIES AND PRIORITIES. Institute for International Economics. Washington D.C., April 2004.
  250. Schott, Jeffrey J. Trade Relations Between Colombia & the United States. Institute for International Economics, Washington D.C., August 2006.
  251. Scott R. NAFTA’s Hidden Costs: Trade Agreement Results in Job Losses. EPI Briefing pappers. www.epinet.org/content.cfm, April 2001.
  252. Scott J. and Kotschwar B. Readiness Indicators for Central America. Update papers. Institute for International Economics. Washington D.C. 2001.
  253. Shifter M. Introduction: Latin America in the New Century. In the book «Latin America in a Changing Global Environment». Edited by L. Rienner Publishers. Washington, 2003.
  254. Stephenson Sh. Regional Versus Multilateral Liberalization of Services. World Trade Review. UN. N.Y. Vol.1. No.2.
  255. Stephenson Sh., M. Servicios. En la Obra «Hacia el Libre Comercio en las Americas». Brookings Institution Press. Washington D.C., 2000.
  256. Stevenson C. and Fillipi I. Globe Trade Protection Report: Update 2004. WTO. Geneva, 2005.
  257. Stiglitz J. More Instruments and Broader Goals: Moving Towardsthe Post-Washington Consensus. WIDER Annual Lecture. Helsinki, 1998. i
  258. Suominen K. Rules of Origin in Global Commerce. Ph.D. Dissertation. University of California. San Diego, 2004.
  259. Suominen K. State of Integration in Asia-Pacific:Current Patterns and Future Scenarios. IABD. Washington D.C., January 2008.
  260. Tavares de Araujo J. Politica de Competencia. En la Obra «Hacia el Libre Comercio en las Americas». Wasington D.C., 2000.
  261. The Effects of NAFTA on US Mexican Trade and GDP.
  262. Congressional Budget Office, Washington D.C., 2003, available atwww.cbo.gov/ftpdoc.cfm (May), i
  263. TLC: Una Historia Inconclusa. Revista Agraria, Lima, 2006, №(71.
  264. Transparency Mechanism for Regional Trade Agreements and Annex for Submissiom of Data by RTA Parties. Decision of 14th December 2006. WTO, WT/L/671 dated 18lh December of 2006. Geneva, 2006.
  265. Tratado de Montevideo, Capitulo II, Uruguay, 1981.
  266. United Nations. World Investment Report 2007. General Council Decision jf 14th December. WTO Document WT/L/671. Geneva, 2007.
  267. United States General Accounting Office (GAO). Report. Washington, D.C., 1993.
  268. US -Chilean РТА, available at www.ustr.gov.
  269. US Trade Representative, Office of (USTR). Free Trade with Chile: Summary of the US Chile Free Trade Agreement. Trade Facts. www.ustr.gov/refions/whemisphere/samerica/2002−121 lchilesummary. pdf, December 11, 2002.
  270. USITC (U.S. International Trade Commission). Assessment of the Economic Effects on the United States of China’s Accession the WTO. Investigation No.332−403. Publication No.3229, USITC, Washington D.C., September 1999.
  271. USITC. Textile and Apparel: Assessment of the Competitiveness of Certain Foreign Suppliers to the U.S. Market. Publication No 3671. Washington D.C., January 2004.
  272. Weitraub S. Lessons from the Chile and Singapore Free Trade Agreements. Compilation «Free Trade Agreements: US Strategist and Priorities». Institute for International Economics. Washington D.C., April 2004.
  273. World Bank, World Development Indicators Online Database.
  274. World Bank. World Development Indicators 2006. Washington D.C., 2006.
  275. WTO Report 2007. Report of the Committee on Regional Trade Agreements to the General Council, www.wto.org.
  276. WTO Secretariat. THE CHANGING LANDSCAPE OF PTAs. Paper prepared for the Seminar on Regional Trade Agreements and WTO. Geneva, November 2003.
  277. WTO Secretariat. The Changing Landscape of PTA:2006 Update. Discussion paper N12. Geneva, 2006.
  278. Vagner A. Peru en el APEC. Gestion. 10.111.2005, Lima.
  279. Zoellick R. Globalization, Trade and Economic Security. Remarks at the National Press Club. At www.ustr.gov/speech-test/zoellick 26-npc. Washington D.C., October, 2002.
Заполнить форму текущей работой