Актуальность исследования. Вскоре после победы Октябрьской революции 2 (15) ноября 1917 г. была принята «Декларация прав народов России», где были декларированы следующие основные принципы: 1) равенство и суверенность народов России- 2) право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства- 3) отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений- 4) свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.1 Провозгласив такие принципы, первое Советское правительство России оказывало помощь национальным окраинам в осуществлении представленных им прав. Многонациональный народ Российской Федерации получил реальные возможности для создания своего национально-государственного образования.
В основу государственного устройства Российской Федерации был положен план создания федерации на началах советской автономии.
Это была сложная задача, требовавшая необходимости всестороннего учета социально-политических, национальных и экономических факторов.
Чрезвычайно разнообразный этнический состав населения, безземелье, экономическая, культурная и политическая отсталость народов крайне затрудняли осуществление национально-территориального устройства Дагестанской АССР.
Прежнее административно-территориальное деление Дагестанской области, существовавшее вплоть до конца 20-х годов XX в. (14 округов и 61 участок), механически перешедшее в наследство от царского режима, не удовлетворяло и не отвечало культурно-хозяйственным требованиям.
1 Декреты советской власти. T.I. 25 октября 1917 г. — 16 марта 1918 г. М., 1957, с. 39−41. населения и не способствовало вовлечению горцев Дагестана в советское строительство.
Объективный анализ историко-партийных документов развития национальных и межнациональных отношений в горном крае показывает, что, несмотря на все трудности и противоречия 20−30-х годов ХХв., ошибки и перекосы, репрессии, неуклонно шло экономическое, социальное и духовное развитие всех наций и народностей страны.
В российских регионах, в том числе и в Дагестане в этот период были созданы мощные производительные силы, материальные ресурсы, внедрялось бесплатное народное образование, медицинское обслуживание. В республике выросли кадры рабочих, научно-технической и творческой интеллигенции. Значительно выросло городское население. Проводилась политика по ликвидации отсталости национальных окраин, выравниванию уровней экономического, социального и культурного развития народов.
Отдельным аспектом проблемы выступало национально-государственное строительство и административно-территориальное деление Дагестанской республики. Дагестанская АССР, руководствуясь в целом общегосударственным законодательством как Союза ССР, так и Российской Федерации, самостоятельно проводила меры по созданию устойчивой структуры административного устройства. Она, в отличии от других республик, не входила во многие структуры, создаваемые на Северном Кавказе. Между тем в 20-е годы (до конца 1924 г.) Дагестан входил в Юго-Восточное объединение, в 1924 г., вышел из структуры краевого объединения и в 1931 г. как и все остальные самостоятельные республики и области Северного Кавказа, Дагестанская АССР была включена в состав Северо.
Кавказского края по решению ЦК ВКП (б) и «по желанию партийной организации республики"1.
В период нахождения республики в составе Северо-Кавказского края, хотя в постановлении Внеочередного Чрезвычайного IX Вседагестанского съезда Советов (5−6 сентября 1931 г) о вхождении Дагестана в состав СевероКавказского края были продекларированы соблюдения всех прав автономии, тем не менее ущемлялись его права, нарушались экономические, транспортные и торговые связи, они обретали уродливые формы, вели к затяжке в решении многих неотложных проблем, финансирование республики осуществлялось по остаточному принципу.
Проблема национально-государственного строительства, административно-территориального переустройства республики постоянно находилась в центре внимания многих исследователей. Следует отметить, что исследователи данной проблемы старались исследовать отдельные нерешенные проблемы, сглаживая острые вопросы.
Изучение источников и литературы по данной теме показывает, что в республике накоплен определенный опыт разработки рассматриваемой нами проблемы. Появление возможности ознакомления с новыми документами, ранее хранящиеся в архивах под грифом «секретно», позволяет по-новому осветить многие проблемы управления народным хозяйством, административно-территориального переустройства Дагестанской АССР.
К числу исследованных аспектов проблемы следует отнести недостаточную разработанность, проведенных в Дагестане в 20−30-е годы ХХв. и административно-территориальных реформ, ошибки и недостатки, допущенные как руководством центра, так и республик в проведении этих реформ.
1 Казанбиев М. А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1970, с. 133.
Еще в 1930 г. на XVI-й конференции ВКП (б) (23−29 апреля 1929 г.) в резолюции «Об итогах и ближайших задачах борьбы с бюрократизмом» принципиально были поставлены вопросы о необходимости «подвергнуть специальному изучению итоги районирования с точки зрения, прежде всего, приближения аппарата государственного управления к массам рабочих и трудящихся крестьян».1 Поскольку узловым пунктом, где осуществлялись директивы партии и советской власти, являлся район, в соответствии с решением ЦК партии об упразднении административных округов укреплялся район как основное звено социалистического строительства в стране. Это способствовало приближению партийно-советского аппарата к селу, колхозам, к массам, перенесению центра организаторской и идеологической работы непосредственно в район. Районирование конца 20-х и начала 30-х годов имело исключительно важное значение и для укрепления партийно-советских органов на селе. Оно способствовало сокращению и улучшению работы управленческого аппарата райисполкомов, улучшению оказания помощи сельским советам. Такое положение, связанное с созданием нового административно-территориального устройства Дагестана, существовало до принятия новой Конституции Дагестанской АССР 1937 г. В промежутке между 1933;1935гг. были разукреплены некоторые районы и образованы дополнительно 8 районов (Агульский — 1934 г., Акушинский, Ахвахский -1933г., Каякентский, Кулинский, Карабудахкентский, Унцукульский, Хивский- 1935 г.).
Все эти изменения в административно-территориальном делении Дагестанской АССР недостаточно изучены и исследованы в дагестанской исторической литературе.
Более того, особенно в первые годы XXI в. в связи с проводимыми административными реформами в стране ученые-историки, экономисты,.
1 КПСС в резолюциях. T.4. 1926;1929. изд. 9-е, доп. и испр. М., 1984. С. 480 государственные и общественные деятели, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ высказались о необходимости объединения всех Северо-Кавказских республик в одну республику или губернию. Такие высказывания прозвучали из уст вице-спикеров Госдумы В. В. Жириновского, Л. Слиски, министра по региональной политике В. А. Яковлева, ученого-экономиста А.Похмелкина. Руководители всех северокавказских республик резко отрицательно отнеслись к идее объединения. Они заявили о том, что высказывания некоторых политических и государственных деятелей республик Северного Кавказа по поводу воссоздания Северо-Кавказского края 30-х годов или новой губернии с одноименным названием сделаны не по желанию народов, населяющих край, без проведения соответствующего референдума. Если все же осуществится такой план, то придется ломать веками сложившиеся связи между северокавказскими народами, их традиции и обычаи. В результате Россия может остаться без национальных республик.
Идея объединения огромных территорий Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока возможно оправдана, но она совершенно не приемлема для подавляющего большинства национальных республик. Об этом говорит и горький опыт распада Горской АССР 20-х годов и Северо-Кавказского края 30-х годов.
Изучение опыта национально-государственного строительства, административно-территориального переустройства республик краев и областей имеет большое значение для проведения нынешних административных реформ, особенно на Северном Кавказе, где проживает очень много народностей. Без учета прошлого опыта проведение таких реформ чревато опасными последствиями. В свете вышеуказанного наше исследование выступает как очень современное и актуальное, ибо оно освещает те проблемы национально-государственного и административного устройства края 20−30-х годов ХХв., которые необходимо учитывать учеными и практиками при подготовке новых проектов административных реформ на Северном Кавказе.
Республика Дагестан — один из наиболее многонациональных районов нашей страны. Это самый «пестрый мозаичный кусок» в отношении национального состава, быта и культуры населения, подобного которому вряд ли можно найти во всем мире. Национальная пестрота в начале XX в. дополнялась патриархально-феодальными отношениями. Это порождало ряд особенностей в государственном устройстве.
Национально-государственное строительство в республике в 20−30-е годы XX в. осуществлялось на фоне индустриализации, проведением преобразований в аграрном секторе экономики и культурной революции.
Важным вопросом оставалось проведение административно-территориальной реформы. Изучение опыта национально-государственного устройства, проведения административно-территориальных реформ показывает, что наиболее удачной формой политического устройства была национальная автономия. Она сыграла важную роль в возрождении горских народностей, сохранении самобытной культуры, языка, в формировании кадров.
Проведенные в 20−30-х годах административные реформы в Дагестанской республике способствовали создаиию целостных и этнически однородных районов, разрешению территориальных конфликтов, обеспечению мира и стабильности в регионе.
Изучение опыта административно-территориального переустройства республики, осуществленной государственным руководством страны и республик в 20−30-е го^ы XX в. позволяет нам в перспективе не допускать ошибок и промахов в осуществлении аналогичных реформ, которые нам предлагаются сегодня. Поэтому тема, избранная нами в качестве диссертационной работы становится еще более актуальной.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что, опираясь на опубликованные источники, новые документы, выявленные в Центральном Государственном архиве Республики Дагестан, исследуются вопросы административно-территориальных преобразований в Дагестанской области, Дагестанской АССР в конце Х1Хв. и до 30-х годов ХХв., присоединения северных территорий к Дагестану, переселения горцев на эти территории и изменения, происшедшие в административно-территориальном переустройстве республики в 20-е годы. Не обойдены вниманием и вопросы изучения опыта реформирования административно-территориального переустройства республик Северного Кавказа, в том числе и Дагестана в 2030;е годы XX в, а также современные проблемы.
В диссертационном исследовании на основе большого фактического материала сделан объективный анализ как положительного, так и отрицательного опыта нахождения Дагестанской АССР в составе Юго-Восточного объединения в 20-е годы и в структуре Северо-Кавказского края в 30-е годы XX в.
В диссертации освещены очень важные и практические не исследованные в исторической литературе вопросы, связанные с историей включения Дагестана в состав Краевых организаций, Экономического совета, вмешательства в права республики краевых ведомств, недовольства республиканских органов действиями краевого центра, районирования Северо-Кавказского края и выход республики и его состава. Эти вопросы недостаточно слабо освещены в нашей исторической литературе. Более того, вышедший в 1924 г., из структур Северо-Кавказского края, Дагестан в 1931 г., снова оказался в этой структуре. В диссертации обстоятельно анализированы причины, побудившие вхождение Дагестана вновь в структуры края, положительные и отрицательные последствия этого акта.
Изучение всех этих факторов в национально-государственном строительстве, административно-территориальном делении республики дает возможность выявить специфические особенности проведения реформ и не только в одной Дагестанской республике, но и аналогичных реформ в других северокавказских республиках.
Методологическая основа исследования. В диссертации применены проблемно-хронологические, сравнительно-исторические, количественные и структурные методы исследования. Проблемно-хронологический метод используется при исследовании вопросов вхождения Дагестанской области (Дагестанской АССР) в структуры Юго-Восточного, потом и СевероКавказского административно-территориального объединения в 20−30-х годах XX в.
Основой в освещении узловых вопросов исследования служили принципы научного историзма, методы объективно-исторического сравнения и сравнительного анализа как опубликованных, так и хранящихся в фондах Центрального Государственного архива Республики Дагестан документов. Принципы научного историзма и исторического детерминизма предполагают изучение любого явления или процесса в конкретных исторических условиях и связях, выявление его исторической перспективы, рассмотрение его в единстве настоящего, прошлого и будущего.
Хронологические рамки исследования. Диссертационное исследование охватывает период с конца Х1Хв. и до 1940 г., когда в Дагестанской области в конце XIX и в начале ХХв. проводились административно-территориальные реформы, особенно реформы, проводимые после провозглашения автономии и образования ДАССР и до начала Великой Отечественной войны 1941;1945гг.
Выбор такого хронологического периода обусловлен тем, что в эти годы республика переходила от старой системы и структуры управления, существовавшей со времен царского режима (губерния, область, округ, наибство, участок), к новым административным единицам (республика, край, область, район). Вместе с административными преобразованиями, начатыми в 20-х годах, произошли изменения территориальных границ Дагестанской АССР (присоединение части Кизлярского уезда, Хасавюртовского округа и Ачикулакского района). Административно-терри ториальные преобразования положили начало коренному изменению государственного строя. В эти же годы Дагестан был включен в состав Экономического совета СевероКавказского края.
В 1927;1929 гг., потом в 1933;1935 гг. была предпринята новая реформа административно-территориального устройства Дагестана. В результате реформ республика была разделена на 34 района, из них 26 были созданы в 1929;1930 гг., а 8 — в 1933;1935гг.
Новое административно-территориальное устройство Дагестана, принятое в конце 20-х в начале 30-х годов, просуществовало без каких-либо крупных изменений вплоть до принятия новой Конституции Дагестанской АССР 1937 г.
Цели и задачи исследования. В диссертационной работе ставится цель историко-теоретического исследования комплекса проблем административно-территориального переустройства Дагестанской республики с учетом сложившейся конкретно-исторической обстановки 2030;х годов ХХв. в республике (провозглашение автономии, вхождение в структуры Юго-Восточного, а потом и Северо-Кавказского края, переход в структуры РСФСР и через нее в СССР). В рамках поставленной цели сконцентрировано внимание на рассмотрении наиболее важных и острых проблем этой сложной научной темы, а именно:
— рассмотреть вопросы административно-территориального устройства Дагестанской области с конца Х1Хв. и до установления советской власти в Дагестане;
— показать роль новых органов власти и управления в разработке и осуществлении плана административно-территориального районирования Дагестанской АССР после провозглашения автономии;
— выявить положительные и отрицательные последствия вхождения республики в Юго-Восточный, Северо-Кавказский краевой Экономический Совет (Край ЭКОСО) — показать значение присоединения Кизлярского уезда, Хасавюртовского округа и Ачикулакского района в решении земельного вопроса Дагестанской АССР;
— раскрыть проблему переселения горцев Дагестана на равнину и изменения, происшедшие в административно-территориальном переустройстве республики в процессе переселения;
— обобщить опыт работы государственных органов власти в проведении административно-территориальных реформ конца 20-х и начала 30-х годов;
— проанализировать последствия вхождения партийных и советских органов республики в состав краевых организаций в 20−30-е годы, причины их выхода из краевых структур;
— показать несостоятельность современных попыток некоторых представителей власти без учета опыта 20−30-х годов ХХв. объединить все северокавказских республики, в том числе и Дагестан, в одну республику или губернию в свете проводимых административных реформ в Российской Федерации;
— вскрыть искривления, ошибки и перегибы органов власти в процессе административно-территориального переустройс тва республики;
— расширить источниковую базу исследования данной проблемы за счет введения в научный оборот новых документов и материалов.
Историография проблемы. Проблемами национальногосударственного устройства административно-территориального деления Дагестанской АССР, их исследованиями в научном и практическом плане занимались руководители республики разного ранга первых лет советской власти, ученые-историки, практические работники государственной архивной службы, юристы.
Первые работы по этой проблеме появились уже в 20−30-х годах ХХв. Среди них в первую очередь можно выделить работы Н. Самурского, А. Тахо-Годи, А. Скачко, обобщенные работы по итогам районирования Северного Кавказа и Дагестана.1.
В этих работах, посвященных итогам районирования в начале 20-х годов, а потом и в конце 20-х и в начале 30-х годов ХХв., много внимания уделяется вопросам территориальных границ республики, административному делению, когда от царской системы деления на губернии (области), округа и участки страна переходила к новому административно-территориальному делению: республика, край, область, район, сельсовет. Значительное внимание в этих работах уделено народностям Дагестана, населенным пунктам, грамотности и основным занятиям сельского населения, природным богатствам, промышленности и сельскому хозяйству в разрезе районов. Заслуживают особого внимания работы, вышедшие в.
1 Самурский Н. П. Дагестан. В кн.: «Самурский (Эфендиев Н.П.). Книги, статьи, документы, исследования». Махачкала, 2003, с.37−168- Тахо-Годи А. А. Революция и контрреволюция в Дагестане. В кн.: «Научное наследие А.А.Тахо-Годи: книги, статьи, доклады, выступления, письма». 4.1. Махачкала, 2006, с.30−218: Скачко А. Дагестан. М., 1931: Северный Кавказ после районирования: итоги и выводы. T.I. Ростов-на-Дону. 1925; Районированный Дагестан (административно-хозяйственное деление ДАССР по новому районированию. 1929 г.). Махачкала, 1930. первые годы советской власти в Дагестане. Среди них можно назвать работы Алиева У., Борисенко И. П., Кирилловка А. С., Петрова В. Т. и других.1.
Первые работы, опирающиеся на Конституции РСФСР, СССР, Дагестанской АССР, на другие законодательные акты Советского государства, посвященные вопросам национально-государственного строительства, административно-территориального деления экономического районирования, появились в 40−60-е годы XX в. К ним можно отнести обобщенные работы по истории Дагестана, авторские работы М. А. Казанбиева, А. В. Лужина, Н. К. Нечипуровой, О. И. Чистякова и других.2 Все эти работы написаны с учетом предыдущего опыта исследователей проблем национально-государственного строительства и административно-территориального деления Дагестанской АССР. В частности в работе М. А. Казанбиева помимо законодательных актов СССР, РСФСР и ДАССР использовано значительное количество нового архивного материала из ЦПА ИМЛ (ныне РГАСПИ) ЦГАОР (ныне ГАРФ), ЦТ, А РД и Рукописного фонда ИНАЭ.
Огромное количество работ по рассматриваемой нами проблеме с использованием документальных источников, постановлений и решений высших органов государственной власти и государственного управления было написано в 70-е, 80-е и 90-е годы ХХв. Появление большого количества работ связано с открытием доступа к документам архивных.
1 Алиев У. Национальный вопрос и национальная культура в Северо-Кавказском крае. Ростов-на-Дону, 1926; Борисенко И. П. Советские республики на Северном Кавказе в 1918 г. В дух томах. Ростов-на-Дону, 1930; Петров В. Г. Социалистическое строительство на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1930; Дагестанская промышленность за 5 лет. 1920;1925гг. Махачкала, 1926; Кириллов А. С. Земельная реформа в Дагестане. М., 1928.
2 Вопросы экономического районирования СССР. 1917;1929 гг. Сборник материалов и статей. М., 1957; Очерки истории Дагестана. T. II, Махачкала, 1957; Дагестанская АССР. Физико-географический и экономико-географический обзор. Махачкала, 1958; История Дагестана, т.т.2, 3. М., 1968;
Казанбиев М. А. Национальногосударственное строительство Дагестанской АССР (1920;1940 гг.). Махачкала, 1960; Его же. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1970; Лужин А. В. Административно-территориальное устройство советского государства. М., 1969; Нечипурова Н. С. Партийное руководство опытом административно-хозяйственным районированием Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1968; Чистяков О. И. Становление Российской Федерации (1917;1922гг.). Изд-во МГУ, 1966. фондов, особенно в 80−90-е годы, ранее выпущенным исследовательским работам запрещенных государственных и общественных деятелей, репрессированных в 30-е годы и реабилитированных в 50-х-60-х и в последующих годах, а также работы ученых историков вузовских и академических институтов. Среди них можно назвать работы Абуловой Е. А., Бугаева A.M., Булатова Б. Б., Кониева Ю. И., Легифова A. JL, Мансурова М., Полякова Ю. А., Эбзеевой С. Э. В эти же годы были выпущены академические труды по истории национально-государственного строительства и истории народов Северного Кавказа.1.
В начале 90х годов ХХв. начинается новый этап в развитии отечественной исторической науки, в научный оборот вводится значительное количество ранее недоступных архивных источников и закрытой литературы. Все это способствовало объективному исследованию вопросов национальной политики советского государства, национально-государственного строительства, административно-территориального переустройства государства в 20−30-е годы ХХв. Подтверждением тому является выход в свет огромного количества монографий, научных статей, проведение научно-практических конференций по рассматриваемой нами проблеме. Среди них важное место занимают работы Бабровникова В. О.,.
Абулова Е. А. Партия во главе национально-государственного строительства народов Северного Кавказа. 1917;1923 гг. Ростов-на-Дону, 1984; Бугаев A.M. Основные этапы становления и развития национальной государственности народов Северного Кавказа. 1917;1936 гг.: Историографический обзор.// Из истории социалистического и коммунистического строительства в РСФСР. Вып. 2. М., 1978;
Булатов Б. Б. Дагестан на рубеже веков. Махачкала, 1996; Кониев Ю. И. Автономия народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1973; Летифов А. Л. Исторический опыт национально-государственного строительства на Северном Кавказе в переходный период к социализму. Махачкала, 1972; Мансуров М. Русские переселенцы в Дагестане (2-я пол. Х1Хв. — нач. ХХв.). Махачкала, 1994; Поляков Ю А. Советская страна после окончания гражданской войнытерритория и население. М., Наука", 1986; Эбзеева С. Э. Становление советской национальной государственности народов Северного Кавказа. М., 1976; Национально-государственное строительство в Российской Федерации: Северный Кавказ (1917;1941гг.) Майкоп, 1995; История национально-государственного строительства СССР в двух томах: T. I (1917;1926) — Т. И (1937;1978). M., «Мысль», 1979; История советского крестьянства T.I. Махачкала, 1986.
Бугай Н.Ф., Гаджиева А. С., Губахановой Р. А., Дзидзоева В. Д., Османова А. И., Тютюниной Е. С. и др.1.
Источниковой базой диссертации явились документы и материалы Центрального Государственного архива Республики Дагестан (ЦГА РД) документы Дагревкома, Правительства РСФСР, СССР и Республики Дагестан, решения и постановления ЦИК СССР, ВЦИК и ЦИК ДАССР, постановления съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС по вопросам образования национально-государственного строительства, административно-территориальных преобразований, районирования Дагестанской АССР, Конституционные и законодательные акты СССР, РСФСР, ДАССР, сборники документальных материалов, статистические справочники, периодическая печать.
В диссертации использованы документы из следующих фондов: 1-п (Дагестанский обком КПСС), Р-4 (Дагестанский революционной комитетДагревком), 37-р (Центральный исполнительный) Комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его Президиум — Даг ЦИК), 127 — р (Министерство сельского хозяйства Дагестанской АССР), р-135 (Темир-Хан-Шуринский Совет рабочих, земледельческих и красноармейских депутатов), 168-р (Совнарком, Совет Министров Дагестанской АССР), 178-р (Представительство Дагестанской АССР при Совете Министров РСФСР), Р.
1 Бобровников В. О. Советские национальные реформы и смена идентичности народов Северо-Западного Дагестана. Расы и народы. М., 2001; Бугай Н. Ф, Горская АССР: правомерность создания, особенности, причины и ход ликвидации // Национально-государственное строительство в Российской Федерации: Северный Кавказ. 1917;1941гг. Майкоп, 1995, с.61−90- Гаджиев А. С. проблемы национально-государственного устройства Дагестанской АССР в 20-х гг. ХХв.// Материалы конференции: Дагестан в составе России: эволюция государственно-правового статуса. Махачкала, 1997; Губаханова Р. А. Военно-народная система управления в Дагестане после окончания кавказской войны// Материалы конференции: Дагестан в составе России эволюция государственно-правового статуса. Махачкала, 1997; Дзидзоев В. Д. Национальная политика уроки опыта. Владикавказ, 2002; Османов А. И. Аграрные преобразования в Дагестане и переселение горцев на равнину (20−70-е годы ХХв.). Махачкала 2000; Его же. Историко-географическая характеристика, административное устройство, развитие промышленности и сельского хозяйства Дагестана. Книга первая. Махачкала, 2006; Тютюнина Е. С. Административно-территориальное устройство Северного Кавказа// Национально-государственное строительство в Российской Федерации: Северный Кавказ. 1917;1941гг. Майкоп, 1995, с.203−246.
182 (Шариатский отдел Наркомата юстиции ДАССР), Р-411 (Переселенческий отдел при Совете Министров ДАССР).
В делах фондов вышеуказанных организаций содержится большое количество документов по вопросам образования ДАССР, подготовки Конституции, работы Административной комиссии и комиссии орготдела ДагЦИКа, районирования республики, изменения территориальных границ, образования новых населенных пунктов, материалы по изучению переселенческой политики Дагестанской АССР и т. д.
Большую научную ценность представляют изданные в разное время сборники документальных и статистических материалов. Среди них: «Аграрный вопрос и переселение горцев Дагестана на равнину (19 201 945гг)». Документы и материалы T. I, Махачкала, 2006; «Борьба за установление и упрочение советской власти в Дагестане. 1917;1921гг.». Сборник документов и материалов. М., 1958; Дагестанская АССР (краткий справочник по административно-территориальному делению. 1920;1975гг.). Махачкала, 1985; Декреты Советской власти т.1. 25 октября 1917 г.- 16 марта 1918 г. М., 1957; Историко-архивный справочник административно-территориального деления Дагестана за 1920;2000гг. Махачкала, 2003; «История индустриализации Северного Кавказа (1926;1932), (1933;1941)». Документы и материалы. Грозный, 1971, 1973; Народное хозяйство РСФСР за 50 лет. Статистический сборник, М., 1967; Образование СССР. Сборник документов. 1917;1924гг. М., 1943; Образование Дагестанкой АССР (19 201 921гг.). Сборник документов и материалов. Махачкала, 1962; Революционные комитеты Дагестана (март 1920 — декабрь 1921гг.). Махачкала, 1960; Республика Дагестан: административное устройство, население, территория (60-е годы Х1Хв.- 90-е годы XX в.). Махачкала, 2001. «Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917;1918гг.), Горская Республика (1918;1920гг)». Сборник документов и материалов.
Махачкала, 1994; Съезды Советов в документах. 1917;1937гг. М., 1962; Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. 1917;1936 гг. М., 1959 и другие.
В этих сборниках и справочниках дан обстоятельный анализ состояния дел по созданию новых структур государственного устройства республики, трудностей, возникших в процессе районирования Дагестанской АССР, экономическая и демографическая характеристика вновь созданных районов, переселенческие процессы.
Важным источникам для исследования вопросов административно-территориального переустройства Дагестанской АССР является и периодическая печать. В российской и местной периодической печати, в газетах «Российская газета», «Независимая газета», «Северный Кавказ», «Дагестанская правда», «Красный Дагестан», «Махачкалинские известия», в журналах «Отечественная история», «Советское строительство», «Юго-Восток» печаталась обширная и разнообразная информация о национально-государственном строительстве, проводимых в стране административных реформах, создании и упрочении новых структур власти и государственного аппарата.
Материалы периодической печати послужили дополнительным источником для освещения вопросов административно-территориального переустройства республики.
Вышеперечисленные источники, как опубликованные, так и хранящиеся в архивах, позволяют всесторонне и объективно осветить рассматриваемую в диссертационном исследовании проблему.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и выводы, введенный в научный оборот большой фактический материал могут быть использованы при подготовке обобщенных трудов по проблемам государственного устройства, административно-территориального деления, улучшения государственного аппарата, при подготовке специализированных курсов по истории Дагестаналекционных курсов для исторических и юридических факультетов высших учебных заведений, а также практическими работниками Правового управления Администрации Президента РД.
Научная апробация работы. Основные положения диссертации соискателем опубликованы в виде научных статей в сборнике научных трудов молодых ученых «Наука и молодежь», а также в журнале «Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН» в объеме около 2 п.л.
Диссертационная работа обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры Отечественной истории Дагестанского государственного педагогического университета.
Заключение
.
— Административно-территориальное деление республик, краев и областей является одним из важных моментов в государственном строительстве. От правильного его осуществления в значительной степени зависит правильная организация и деятельность государственного аппарата.
Уже в первых декретах советской власти поддерживалась необходимость пересмотра существовавшего со времен царской России административно-территориального деления, ввиду его полной устарелости. Это было подчеркнуто в обращении НКВД РСФСР от 24 декабря 1917 г. «Ко всем Советам рабочих, крестьянских, солдатских и батрацких депутатов».1.
— Многонациональный характер Советского государства обусловливал необходимость полного учета в системе административно-территориального деления особенностей национального состава населения. Национальный момент являлся важнейшим принципом административно-территориального I устройства Советского государства. Без него нельзя было полностью проводить в жизнь другие принципы административно-территориального деления. Такая форма территориальных образований устраняла межнациональные трения, изживала недоверие между национальностями, содействовала укреплению социалистического юсударства. Она отвечала и задачам приближения государственного аппарата к населению. Национальный момент учитывался как при образовании автономной республики, автономной области и национальных округов, так и при образовании районов и даже сельских советов.
— 22 апреля 1921 г. Дагестанский обком РКП (б) для решения вопроса об административно-территориальном устройстве Дагестанской АССР.
1 Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР (далее СУ РСФСР), 1917, № 12, с. 179. создал специальную комиссию с целью «собрать весь материал по вопросу о новом административном делении Дагестана, принимая главным образом во i внимание принцип экономической сферы влияния, учитывая этнографические, коммуникационные, бытовые и племенные тяготения.».1 Первая сессия ДагЦИКа 1 созыва (апрель 1922 г.) создала Административную комиссию, которой было поручено разработать детальный план районирования Дагестана.
Вопрос об административно-территориальном устройстве Дагестана неоднократно обсуждался на съездах Советов и сессиях ЦИК ДАССР, наркоматах, ведомствах, среди широких слоев трудящихся. Первым шагом в этом направлении было' принятие постановления V Вседагестанского съезда Советов (октябрь 1925г), санкционировавшее упразднение территориальных участков.
Состоявшийся в апреле 1927 г. VI Вседагестанский съезд Советов признал необходимость ускорения районирования ДАССР как одной из главных и первоочередных задач советской власти в Дагестане. В постановлении съезда подчеркивалось, что «задержка административно-территориального районирования может задержать культурно-экономическое развитие республики и представляется невозможным откладывать его до окончательного изучения. экономического районирования. .». 2.
Третья сессия ЦИК ДАССР VI созыва (17−20 августа 1928 г.) созвала расширенное заседание административно-террит ориальной комиссии ЦИК с участием представителей окружных и районных исполкомов, на котором была одобрена схема районирования, предусматривающая деление республики на 26 кантонов и 2 подкантона. Схема была окончательно.
1 ЦГА РД. Ф. 4-р. Оп. Д. 42. Л.94. '.
2 VI Вседагестанский съезд Советов. Постановления. Махачкала, 1927, с. 26. утверждена постановлением Президиума ВЦИК от 3 июня 1929 г., переименовав кантоны в районы.1 В последующем и 2 кантона Гумбетовский и Казбековский, также были переименованы в районы.
При разработке окончательного варианта административно-территориального деления Дагестанской АССР учитывались экономические, национальные, географические особенности Дагестана, так как это деление способствовало подъему экономического и куль турного уровня населения. В основу нового административно-территориального деления были положены следующие принципы: тяготение к экономическому центру, удобства передвижения и связи, незыблемость внешних и внутренних границ республики, национальный признак.
Внешние границы Дагестанской АССР в результате районирования в 1928;1929гг. установились достаточно стабильные. Что же касается внутреннего деления, то последнее подвергалось частичным изменениям под I влиянием национально-государственного строительства и необходимости улучшения административного устройства. Районирование, проведенное в Дагестане, было весьма удачным, несмотря на то, что он был одним из первых районов, проведших районирование.
— Октябрьская революция, последовавшее за ней установление советской власти на окраинах России, привели к образованию на Северном Кавказе ряда национальных автономий. Наиболее крупной из них была Дагестанская Автономная Советская Социалистическая Республика. Уже в первые годы после установления советской власти к республике были присоединены Ачикулакский и Кизлярский районы Терской области, которые ранее были политически и экономически связаны с Дагестаном и которые своими земельными просторами дали возможности утолить весьма сильный в горной части республики земельный голод.
1 СУ РСФСР, 1929, № 41, ст. 439.
20 января 1921 г. ВЦИК законодательно оформил решение об образовании Дагестанской АССР.1 Декрет ВЦИК об образовании Дагестанской АССР явился, по существу, временной Конституцией республики, где указывалось, что Дагестанская АССР образуется как часть РСФСР в составе Аварского, Андийского, Гунибского, Даргинского, Казикумухского, Кайтаго-Табасаранского, Кюринского, Самурского, Темир-Хан-Шуринского и Хасавюртовского округов и территории Каспийского побережья Каспия.
— Одной из важнейших задач административно-территориального устройства Дагестанской АССР было создание, по возможности, однонациональных районов. В пределах территории республики такое районирование было возможно, ибо каждая народность, проживала на определенной территории, и не были заметны в столь огромном масштабе миграционные и переселенческие процессы. Поэтому при проведении административно-территориального деления советская власть в Дагестане стремилась обеспечить интересы каждого народа созданием административно-территориальных единиц по национальному признаку. Однако пестрота национального состава республики не позволяла полностью разрешить эту задачу. Между тем большинство районов были созданы как однонациональные. Из 28 районов, образованных по районированию в 19 281 929 годах, 20 районов или 71,4% являлись однонациональными, а в остальных преобладала одна национальность.
В результате нового районирования были образованы новые районы для таких малых народностей, как табасаранцы, рутулы, цахуры, агулы и др., что ускорило их экономическое и культурное развитие.
— В 1931 г. в целях перестройки народного хозяйства и ускорения i высоких темпов экономического развития Дагестанская АССР была.
1 СУ РСФСР, 1921, № 5, ст. 39. включена в состав административно-территориального деления СевероКавказского края.
В решениях XVII съезда партии (26 января — 10 февраля 1934 г.) по вопросам партийного и советского строительства было записано о том, что «ЦК партии за отчетный период провел серьезные меры по улучшнию i работы советских, хозяйственных и партийных организаций, по перестройке их работы применительно к требованиям успешного выполнения решений партии и правительства. Наиболее крупными их этих мероприятий были: дальнейший разворот районирования — ликвидация округов. Создание новых районов., приблизивших руководство к селу, к колхозу и исправивших крупнейшие недостатки работы в деревне.».'.
— На основании решений XVII съезда партии возникла необходимость внесения некоторых изменений в административно-территориальное деление Дагестанской республики, вызываемых новыми задачами социалистического строительства, созданием новых районов, однородных по национальному составу, в целях дальнейшего политического, хозяйственного и культурного развития отдельных народностей. В соответствии с этими решениями в 1933 г. были образованы Ахвахский, Акушипский, в 1934 г. — Агульский, Докузпаринский, в 1935 г. — Каякентский, Кулинский, Карабудахкентский, Унцукульский, Хивский районы.
Проведенное в середине 30-х годов XX в. новое районирование способствовало успешной перестройке сельского хозяйства, улучшению аппарата государственного управления.
— В последующие годы в целях улучшения административно-территориального деления республики был создай ряд новых районов, таких как Гергебильский, Магарамкентский, Цудахарский, Новолакский.
1 КПСС в резолюциях. T.6, изд. 9-е испр. и доп., М., 1985, с. 125.
— В годы войны и в послевоенный период в административно-территориальное деление Дагестанской АССР вносились изменения. 5 октября 1943 г. были образованы Ауховский и Магарамкентский районы. В 1944 г. в состав Дагестанской АССР был включен ряд новых районов: Андацальский, Ритлябский, Введенский и Шурагатский, в которые были переселены жители малоземельных крестьян Кулинского и Лакского районов. В этот же период был ликвидирован Цунтинский район, восстановленный лишь в 1955 г.
В 1944 г. был образован Гергебильский район, в 1946 г. Цудахарский. в 50-е годы руководство РСФСР, считал необходимым в условиях многонациональной республики объединить отдельные районы в крупные округа с целью максимального приближения государственного аппарата к населению и дальнейшего подъема их экономического и культурного уровня.
В мае 1952 г. в составе Дагестанской АССР были образованы 4 округа: Махачкалинский, Буйнакский, Дербентский и Избербашский. Однако создание округов, как промежуточных звеньев в государственном аппарате, не оправдало себя. В экономическом отношении они не представляли i целостные единицы, в национальном отношении округа получились многонациональными. Поэтому, уже в 1953 г. округа были отменены.
Однако в 1963 г. в административно-территориальное деление Дагестана, в связи с перестройкой управления народным хозяйством по производственному принципу, были изменения в административно-территориальное деление Дагестана. Количество сельских районов было до 25.
Укрупнение районов не оправдало себя. Механическое объединение районов без учета географических и экономических условий затрудняло работу государственного (районного) аппарата, возникли серьезные трудности для населения. Поэтому в 1964 г. и эга структура деления была ликвидирована.
1. В настоящее время Республика Дагестан делится на следующие 42 административно-территориальные единицы: Агульский, Акушинский, Ахвахский, Ахтынский, Бабаюртовский, Ботлихский, Буйнакский, Гергебильский, Гумбетовский, Гунибский, Дахадаевский, Дербентский, Докузпаринский, Казбековский, Кайтагский, Карабудахкентский, Каякентский, Кизилюртовский, Кизлярский, Кулинский, Кумторкалинский, Курахский, Лакский, Левашинский, Магарамкентский, Новолакский, Ногайский, Рутульский, Сергокалинский, Сулейман-Стальский (Касумкентский), Табасаранский, Тарумовский, Тляратинский, Унцукульский, Хасавюртовский, Хивский, Хунзахский, Цумадинский, Цунтинский, Чародинский, Шамильский, г. Махачкала (территории, подчиненные администрации города).